Организация социального сопровождения граждан пожилого возраста, проживающих в Специальном доме для одиноких престарелых (Нижневартовский государственный университет)
Выпускная квалификационная работа
Объект исследования - Специальный дом для одиноких престарелых» Бюджетного учреждения ХМАО –Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения».
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 7
1.1 Становление социальной работы по сопровождению граждан пожилого возраста 7
1.2 Граждане пожилого возраста как объект социальной работы 18
1.3 Сущность социального сопровождения граждан пожилого возраста в условиях центра социального обслуживания 25
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРОЖИВАЮЩИХ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДОМЕ ДЛЯ ОДИНОКИХ ПРЕСТАРЕЛЫХ 31
2.1 Изучение практического опыта отделения «Специальный дом для одиноких престарелых» Бюджетного учреждения ХМАО –Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» 31
2.2 Программа организации социального сопровождения граждан пожилого возраста проживающих в Специальном доме для одиноких престарелых 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 59
Актуальность темы, выбранной для исследования в рамках выпускной квалификационной работы, обусловлена тем, что в последние годы все более острой становится проблема старения населения России, необходимости оказания помощи пожилым людям, особенно тем, кто по разным причинам остался одиноким и не имеет возможности самостоятельно о себе позаботиться, то есть, явно нуждается в помощи.
Россия – это социальное государство, ориентированное на заботу о благополучии своего населения. При этом социальная политика государства выстраивается таким образом, что помощь оказывается в первую очередь адресно, с учетом проблем и потребностей не только отдельных категорий населения, но и конкретных граждан.
Такой способ поддержки и помощи, как помещение в специализированное социальное учреждение для временного или постоянного пребывания, не утрачивает своей актуальности на протяжении длительного времени. Причин тому много – от отсутствия у пожилых людей семьи, близких, которые могут о них позаботиться и обеспечить всем необходимым, до нищеты, в условиях которой проживает большинство пожилых граждан. Определенные меры, принимаемые государством для решения данной проблемы, пока остаются неэффективными, как следствие дома-интернаты для престарелых, порой являются единственной возможностью для поддержания пожилых граждан нашей страны.
Исследовать проблематику домов для одиноких престарелых людей, выявить недостатки, а также разработать программу, позволяющую эффективно помогать одиноким престарелым гражданам, возможно на примере конкретного отделения. В рамках настоящей работы был изучен опыт «Специального дома для одиноких престарелых в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения».
Изучение достоинств и недостатков, используемых в указанном центре комплексного обслуживания населения, программ и методик помощи, необходимо для разработки программы организации социального сопровождения пожилых одиноких граждан.
Изложенное свидетельствует о необходимости проведения комплексного научно-теоретического исследования, а также практического изучения реализации указанных программ с целью определения их эффективности, выявления проблем и оценки перспектив реализации. Это обусловило выбор темы для исследования и основной круг исследуемых в ней вопросов.
Степень разработанности темы невысока, поскольку исследователи и ученые преимущественно уделяют внимание либо отдельным вопросам, связанным с обслуживанием пожилых престарелых граждан, либо ограничиваются изучением и анализом норм действующего законодательства.
Целью настоящей работы является исследование существующей ситуации с оказанием гражданам России социальной помощи в комплексных центрах на примере конкретного учреждения – «Специального дома для одиноких престарелых» в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», а также разработка программы организации социального сопровождения граждан пожилого возраста, проживающих в Специальном доме для одиноких престарелых.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать становление социальной работы по сопровождению граждан пожилого возраста;
проанализировать граждан пожилого возраста как объект социальной работы;
выявить сущность социального сопровождения граждан пожилого возраста в условиях центра социального обслуживания;
изучить практический опыт отделения «Специальный дом для одиноких престарелых» в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения»;
разработать программу организации социального сопровождения граждан пожилого возраста проживающих в Специальном доме для одиноких престарелых.
Объектом исследования в данной работе являются правоотношения, возникающие в процессе организации и предоставления социальной помощи одиноким престарелым гражданам в условиях центра социальной помощи населению.
Предмет исследования – национальное законодательство России, регламентирующее предоставление социальной помощи пожилым гражданам, а также практический опыт специализированного учреждения.
В процессе написания данной работы использовались следующие методы исследования: историко-правовой метод для проведения ретроспективного анализа становления социальной работы с пожилыми людьми в России. Формально-логический и сравнительно-правовой, анализ и обобщение использовались при изучении законодательства, а также исследовании практического опыта центра социальной помощи гражданам.
Теоретической основой исследования послужили труды и исследования таких авторов, как В.А. Ершов, И.А. Толмачев, Н.А. Киселева, О.Г. Печниковой и иных.
Нормативной основой исследования стали Конституция Российской Федерации, международные договоры и акты, федеральные законы и подзаконные нормативные акты, входящие в состав национального законодательства России.
Эмпирическая основа базируется на исследовании опыта конкретного учреждения – «Специального дома для одиноких престарелых» в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения».
Научная новизна настоящей работы заключается в разработке качественно новой программы организации социального сопровождения граждан пожилого возраста, проживающих в Специальном доме для одиноких престарелых.
Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования программы социального сопровождения для улучшения качества работы с пожилыми одинокими гражданами.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкая градация лиц пожилого возраста, которые вправе претендовать на получение социальной помощи, вследствие чего необходима корректировка норм права, уточнение нижнего предела возрастной границы.
2. Социальное сопровождение пожилых одиноких граждан должно быть более индивидуальным, вследствие чего нужна качественно новая методика сопровождения пожилых граждан, их реабилитации и адаптации в условиях пребывания в специализированном центре социального обслуживания населения.
1) Социальная работа по сопровождению граждан пожилого возраста появилась уже в Российской Федерации. В дореволюционной России помощь пожилым людям оказывалась преимущественно в рамках благотворительности. Длительное время на законодательном уровне благотворительность такового рода вообще не была урегулирована. Специальные программы, в рамках которых будет осуществляться поддержка престарелых, также не разрабатывались.
Необходимость оказания помощи престарелым лицам было признана в России после распада СССР, где стали создаваться специализированные учреждения, а также появились иные формы социальной поддержки и помощи.
2) В настоящее время на законодательном уровне, в том числе в нормах международного права не разработано понятие «пожилого человека». Отчасти это связано с тем, что сам по себе пожилой возраст не является основанием для предоставления любого вида социальной помощи, за исключением социального обеспечения в виде пенсии по старости. Пожилым людям социальная помощь предоставляется тогда, когда их ситуация становится проблематичной, то есть налицо определенный кризис, преодолеть который человек не может.
3) В условиях специализированных и комплексных центров социальной помощи населению может быть оказана разная поддержка: начиная от психологической и медицинской помощи и заканчивая обслуживанием на дому для обеспечения бытовых нужд и оказанием юридической помощи.
4) Основными проблемами, характерными для деятельности Специального дома, являются:
Недостаточное информирование населения Нижневартовска и Нижневартовского района о деятельности Специального дома;
Отсутствие юридической поддержки пожилых граждан по вопросам установления в судебном порядке алиментов в их пользу;
Неудовлетворенность проживающих в Специальном доме граждан культурно-досуговыми мероприятиями и мероприятиями, направленными на поддержание активного образа жизни;
Слабая вовлеченность в деятельность Специального дома волонтеров;
Неэффективность деятельности Общественного совета, состоящего из пожилых граждан, проживающих в Специальном доме.
Указанные проблемы следует решать посредством разработки и реализации Программы, направленной на организацию социального сопровождения граждан, проживающих в Специальном доме.
5) программа социального сопровождения пожилых граждан, проживающих в Специальном доме Комплексного Центра должна включать в себя следующие мероприятия:
Организация по инициативе руководства Отделения и (или) всего Комплексного центра взаимодействия с ведущими волонтерскими организациями города - «Добро без границ» и «Молодежь Нижневартовска», с общеобразовательными учреждениями в целях привлечения к социальному сопровождению граждан, обслуживающихся в Специальном доме, волонтеров. Так же, хотя к данному способу следует относиться крайне осторожно, возможно сотрудничество с уголовно-исполнительной инспекцией в целях привлечения к работе в Специальном доме лиц, которым судом назначено наказание в виде обязательных работ;
Тщательное изучение культурно-досуговых предпочтений лиц, обслуживающихся в Специальном доме и разработка программы таких мероприятий исключительно на основании результатов анкетирования (иных способов изучения мнения). Шаблонный характер системы культурно-досуговых мероприятий недопустим.
Информирование населения о деятельности Отделения следует осуществлять как по индивидуальному, так и по общему направлению. Необходимо наладить взаимодействие с органами муниципальной власти, органами внутренних дел, медицинскими организациями в целях получения сведений о лицах, которым необходима социальная помощь Отделения. Кроме того, для информирования населения необходимо активно использовать городские ресурсы сети Интернет (форумы и т.д.), где адресатами информации могут выступить знакомые, родственники или соседи пожилых граждан, нуждающихся в социальной помощи.
Общественный совет граждан, обслуживающихся Отделением, сам по себе является инструментом если не решения проблем, то предложения путей их решения. Соответственно, такой Совет должен действовать на регулярной основе, а его мнение должно учитываться руководством Отделения и всего Комплексного Центра при решении проблем престарелых лиц, проживающих в Специальном доме.
По сути, социальное сопровождение лиц, находящихся в доме престарелых, должно носить не шаблонный, а точечный характер, его основные меры и механизмы должны корреспондировать конкретным проблемам, присущим конкретному учреждению.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – 31. – Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) (с изм. от 13.05.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
3. Венский международный план действий по проблемам старения: принят в г. Вене 05.08.1982 - 06.08.1982 Всемирной ассамблеей по проблемам старения Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – М., 2019.
4. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей: приняты 16.12.1991 Резолюцией 46/91 на 74-ом пленарном заседании 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – М., 2019.
5. Хартия Европейского Союза об основных правах: принята в г. Страсбурге 12.12.2007. Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – М., 2019.
6. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
7. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (1 часть). – Ст. 4920.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
9. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6965.
10. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
11. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 42. – Ст. 5009.
12. О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 07.08.1995 № 790 (ред. от 30.05.1997) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3388.
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 30.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 17. – Ст. 2059.
14. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 7. – Ст. 1017.
15. О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: Письмо Минтруда РФ от 05.01.2003 № 30-ГК // Социальная защита. – 2003. – № 3.
16. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик: утвержден ЦИК СССР 06.07.1923 (Документ утратил силу) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. – 1923. – № 2. – Ст. 45.
17. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 (Документ утратил силу) // СУ РСФСР. – 1918. – № 51. – Ст. 582.
18. Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 25.11.2013) (Документ утратил силу) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 32. – Ст. 3198.
Специальная юридическая литература
19. Абдуллаева, Э.Т. кызы. Стимулирование и поощрение труда пожилого населения / Э.Т. кызы Абдуллаева // Трудовое право в России и за рубежом. – 2018. – № 2. – С. 41 - 43.
20. Башкирева, А.С. Системный анализ социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста в Российской Федерации / А.С. Башкирева, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, Г.И. Чернова, Т.С. Чернякина, Е.Ю. Качан, Е.А. Богданов // Клиническая геронтология. – 2015. – Т. 21. – № 3-4. – С. 24-28.
21. Богатищева, И.Ю. Современные технологии социальной помощи пожилым гражданам в российском обществе / И.Ю. Богатищева, Я.Л. Лунина // В сборнике: Социальная работа и социальная педагогика в России в исследованиях молодых сборник научных работ (периодический). – Орёл, 2018. – С. 95-99.
22. Брянцева, М.В. Граждане пожилого возраста как объект социальной работы / М.В. Брянцева // В сборнике: Региональная экономика: проблемы и перспективы развития материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет». – 2016. – С. 248-253.
23. Васильева, Г.П. Историографический аспект вопросов благотворительности на рубеже XIX-XX вв. / Г.П. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – № 130. – С. 44-52.
24. Власов, П.В. Благотворительность и милосердие в России / П.В. Власов. – М.: Центрполиграф, 2001. – 443 с.
25. Высотских, И.К. История развития благотворительности в России в советский и постсоветский периоды (историографический очерк) / И.К. Высотских // Вестник Удмуртского университета. – 2014. – № 1. – С. 137-145.
26. Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917 - 1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов) (подготовлен ЦГА РСФСР). Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. – М., 2019.
27. Габдрахманова, Р.А. Развитие благотворительности в России / Р.А. Габдрахманова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. – 2012. – № 2 (13). – С. 34-43.
28. Горбухов В.А. Основы социального управления: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2009. – 224 с.
29. Гуров, В.А. Хронобиология. Возрастная биологизация / В.А. Гуров // Universum: Химия и биология: электронный научный журнал. – 2018. – № 4 (64).
30. Дебелый, С.И. Особенности адаптации пожилых осужденных к условиям стационарных учреждений социального обслуживания / С.И. Дебелый, В.В. Горбунова // В сборнике: Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. – В 2-х частях. – 2018. – С. 129-135.
31. Долгова, Е. На одном крыльце сидели племенник Достоевского, внук Пушкина. Почему известные люди стремились попасть в советские Дома престарелых? / Н. Долгова // Родина. – 2018. – № 618 (6).
32. Ершов, В.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие / В.А. Ершов, И.А. Толмачев. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. – 312 с.
33. Законодательство периода становления абсолютизма. Т. 4 / Отв. редактор А.Г. Маньков. – М.: Издательство «юридическая литература», 1986. – 308 с.
34. Исаев, М.А. История Российского государства и права: учебник / М.А. Исаев / МГИМО (Университет) МИД России. – М.: Статут, 2012. – 840 с.
35. Кастарная, А.А. История становления и развития социального обслуживания в России / А.А. Кастарная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2010. – № 7. – С. 151-156.
36. Киселева, Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы / Н.А. Киселева // Концепт. – 2016. – № 01. – С. 1-8.
37. Ключевской, В.О. Русская история / В.О. Ключевской. М.: Издательство ЭКСМО, 2018. – 912 с.
38. Коновалов, Я.С. История возникновения и развития домов престарелых и других учреждений призрения в России / Я.С. Коновалов, И.В. Лебедев, О.А. Чернова // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – С. 287.
39. Любарец, А.Г. Основные аспекты социальной деятельности ярославского духовенства в конце XIX – начале XX века / А.Г. Любарец // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 3. – С. 278-282.
40. Печникова, О.Г. К вопросу об эволюции нормативного регулирования медицинских и социальных проблем российского общества и государства с древности и до наших дней / О.Г. Печникова // Социальное и пенсионное право. – 2017. – № 1. – С. 44 - 47.
41. Попова, С.М. Проблемы глобального старения населения: анализ документов и стратегии ООН / С.М. Попова, А.А. Яник // Международное право и международные организации. – 2014. – № 3. – С. 429-443.
42. Саляева, А.Р. Геронтофобия как социальная проблема современного российского общества / А.Р. Саляева // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 163.
43. Соболева, Н.А. Общественное призрение и благотворительность: из истории понятий / Н.А. Соболева // Вестник ТГУ. – 2008. – № 2 (58). – С. 420-426.
44. Технология социальной работы: Учебник / А.А. Чернецкая и др. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 400 с.
45. Фролова, И.В. «Благотворительность», «призрение», «филантропия», «милосердие»: историография понятий / И.В. Фролова // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 39-43.
46. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: пособие для учителя / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
47. Чупрова, Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие / Е.В. Чупрова // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, М., 2017.
Материалы судебной практики
48. Дело «Хамтоху и Аксенчик (Khamtokhu and Aksenchik) против Российской Федерации» (жалобы № 60367/08 и 961/11): Постановление ЕСПЧ от 24.01.2017 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. – 2017. – № 3.
Электронные ресурсы
49. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: Url: http://www.gks.ru (дата обращения 13.04.2019).
50. Старшее поколение. Демографические показатели / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: Url: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (дата обращения 13.04.2019).
Локальные акты и документы Бюджетного учреждения ХМАО –Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения»
51. Положение об отделении «Специальный дом для одиноких престарелых» БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», утверждено директором Учреждения 23 марта 2016 года // Доступ - Организационно-методическое отделение » БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения»
52. Справочно-аналитические отчеты о деятельности отделения «Специальный дом для одиноких престарелых» БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения» за 2016-2018 годы// Доступ - Организационно-методическое отделение » БУ ХМАО – Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения»
Иные источники
53. Авторский опрос граждан, обслуживаемых Отделением «Специальный дом для одиноких престарелых» БУ ХМАО –Югры «Нижневартовский комплексный центр социального обслуживания населения», проведен с 23 по 26 апреля 2019 года