Развитие профессиональной карьеры в сфере информационных технологий
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития профессиональной карьеры персонала 6
1.1. Современные научные подходы к изучению профессиональной карьеры 6
1.2. Механизмы и методы управления профессиональной карьерой в сфере информационных технологий 26
1.3. Зарубежный и отечественный опыт управления профессиональной карьерой в сфере информационных технологий 36
Глава 2. Управление профессиональной карьерой в сфере информационных технологий 54
2.1. Характеристика отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и Республике Татарстан 54
2.2. Показатели деятельности АО «ПФ «СКБ Контур» 62
2.3. Исследование карьерных ориентаций персонала АО «ПФ «СКБ Контур» 70
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий 80
3.1. План мероприятий по совершенствованию системы развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий 80
3.2. Разработка регламента планирования карьеры и карьеро-граммы в сфере информационных технологий 90
3.3. Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 102
Заключение 108
Список использованных источников 110
Глава 1. Теоретические аспекты развития профессиональной карьеры персонала 6
1.1. Современные научные подходы к изучению профессиональной карьеры 6
1.2. Механизмы и методы управления профессиональной карьерой в сфере информационных технологий 26
1.3. Зарубежный и отечественный опыт управления профессиональной карьерой в сфере информационных технологий 36
Глава 2. Управление профессиональной карьерой в сфере информационных технологий 54
2.1. Характеристика отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и Республике Татарстан 54
2.2. Показатели деятельности АО «ПФ «СКБ Контур» 62
2.3. Исследование карьерных ориентаций персонала АО «ПФ «СКБ Контур» 70
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий 80
3.1. План мероприятий по совершенствованию системы развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий 80
3.2. Разработка регламента планирования карьеры и карьеро-граммы в сфере информационных технологий 90
3.3. Обоснование социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 102
Заключение 108
Список использованных источников 110
Развитие карьеры особенно важно в работе с молодыми специалистами. Последнее время за рубежом отмечается увеличение количества фундаментальных исследований по проблемам профессионального продвижения, т.е. выделяются значительные средства, и делается большой вклад в решение проблем служебного продвижения молодых специалистов, которые обладают запасом теоретических знаний и потенциально способны занять руководящие должности.
Интересно, что 35% россиян приравнивают понятия карьерного роста и увеличения заработной платы, для 25% карьерная лестница означает повышение в должности. По мнению 10% граждан карьерный рост позволяет изменить свой статус, самореализовываться (10%), вырасти как личность (12%). Для 18% соотечественников продвижение по карьерной лестнице не значит ничего, выяснил ВЦИОМ, опросив 1600 россиян.
Сегодня 31% респондентов уверены, что построить карьеру можно благодаря своим компетенциям и опыту (29% в 2016 году). Чаще это мнение разделяют 18-24-летние (37%) и обучавшиеся в вузах (35%), чем пожилые люди (27% старше 60 лет) и респонденты с начальным образованием (24%). 15% россиян верят - продвижение по карьерной лестнице целиком и полностью зависит от личных качеств человека. Каждый пятый (20%) полагает, что повышение можно получить благодаря полезным знакомствам (среди малообразованных - 33%, среди москвичей и петербуржцев - 29%) или хорошим отношениям с начальством (22%). Результаты аттестации или выслугу лет главным условием повышения по службе называют лишь 5% опрошенных.
Самой перспективной сферой для продвижения по карьерной лестнице россияне считают сферу информационных технологий - 40% опрошенных предсказывают относительно легкое продвижение в этой области. Каждый третий (33%) уверен, что взлет возможен в творческих профессиях. Сферу науки доступной для построения успешной карьеры считают 23% респондентов. С тем, что нынешней молодежи будет достаточно легко добиться больших достижений в бизнесе, согласны 23%. Каждый пятый (20%) полагает, что повышение достаточно легко можно получить на госслужбе. Меньше всего шансов на карьерной рост, по мнению россиян, в политике - лишь 14% думают, что добиться успеха в этой сфере можно без особых проблем, тогда как 25% заявляют, что это практически невозможно.
Процесс становления развития и управления карьерой как широкой практической деятельности, а также как предмета научных исследований на современном этапе переживает ряд сложностей. Так, нередко встречаются противоречивые, непоследовательные и в определенной степени нелогичные рекомендации, основанные на переводах западной специальной литературы, не достаточно адаптированной к реальным условиям российской экономики. Тем не менее, использование международного опыта изучения вопроса управления карьерой возможно на основе работ таких авторов как, К. Бланшар, П. Херсей, Фр. Херберг, Дж. Г олланд и др.
Отечественная литература и практика управления карьерой в организации пока не отличается большим многообразием определений данного понятия, а также наличием единой комплексной методики формирования системы управления карьерой в организации. Тем не менее, ряд работ отечественных авторов существует и заслуживает непосредственного внимания. Среди них, работы С.И.Сотниковой, Е. Г. Молл, П.В.Журавлева, Ю. Г. Одегова.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Оптимизированы этапы развития профессиональной карьеры для специалистов в сфере информационных технологий (подготовительный, соответствие уровням «Junior», «Meddle», «Senior», переход в административный штат компании).
2. Предложена классификация карьеры по организационному принципу, в качестве отличительной особенности которой является введение в ее состав еще одного вида карьеры «по совместительству».
3. Разработан регламент реализации планирования карьеры для it- специалистов «СКБ Контур».
4. Предложена карьеро-грамма, отличительной особенностью которой является применимость к узкой группе специальностей, а именно к разработчикам программного обеспечения.
Цель данного исследования - выявление специфики развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий и разработка научно-практических рекомендаций.
Достижение цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. Исследовать современные научные подходы к феномену карьера.
2. Проанализировать механизмы и методы развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий.
3. Исследовать зарубежный и отечественный опыт развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий.
4. Дать характеристику отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и Республике Татарстан.
5. Проанализировать показатели деятельности АО «ПФ «СКБ Контур.
6. Провести исследование карьерных ориентаций персонала АО «ПФ «СКБ Контур».
7. Разработать рекомендации по совершенствованию механизмов развития карьеры персонала АО «ПФ «СКБ Контур».
Объект исследования - профессиональная карьера персонала в организации.
Предмет исследования - развитие профессиональной карьеры специалистов в сфере информационных технологий.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Теоретическую основу составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как А. Маркова, П. Штомпка, Ф. Филиппов,
A. Абульханова-Славская, А.Я. Кибанов, Т.Г. Бортникова, А.А. Бодалев, Р.Л. Кричевский, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, И.Д. Ладанова,
B. Д. Шадриков, О.О. Богатырева, А.Н. Толстая, В.В. Травин, В.А. Дятлов, Л.А. Рудкевич, Н.Б. Лисовская, Е.А. Трощинина, В.А. Маликова, И.Г. Прокопенко, Д. Сьюпер, Г. Десслер, Э. Шейн, А. Маслоу, Э. Фромм, Дж. Л. Голланд.
Методологической основой исследования стали работы в области менеджмента, социологии, экономики, психологии и педагогики.
В качестве информационной базы исследования были использованы материалы периодических изданий, научные статьи, материалы монографий и глобальной сети Интернет, данные вторичных социологических исследований.
Результаты исследования расширяют знания в области управления человеческими ресурсами по развитию профессиональной карьеры. Итоговые положения работы могут быть использованы в системе управления персоналом компаний, функционирующих в сфере информационных технологий.
Практическое значение исследования состоит в том, что разработанные принципы и методические подходы развития картеры позволяют на уровне организации сформировать и усовершенствовать основы развития и управления карьерой.
Интересно, что 35% россиян приравнивают понятия карьерного роста и увеличения заработной платы, для 25% карьерная лестница означает повышение в должности. По мнению 10% граждан карьерный рост позволяет изменить свой статус, самореализовываться (10%), вырасти как личность (12%). Для 18% соотечественников продвижение по карьерной лестнице не значит ничего, выяснил ВЦИОМ, опросив 1600 россиян.
Сегодня 31% респондентов уверены, что построить карьеру можно благодаря своим компетенциям и опыту (29% в 2016 году). Чаще это мнение разделяют 18-24-летние (37%) и обучавшиеся в вузах (35%), чем пожилые люди (27% старше 60 лет) и респонденты с начальным образованием (24%). 15% россиян верят - продвижение по карьерной лестнице целиком и полностью зависит от личных качеств человека. Каждый пятый (20%) полагает, что повышение можно получить благодаря полезным знакомствам (среди малообразованных - 33%, среди москвичей и петербуржцев - 29%) или хорошим отношениям с начальством (22%). Результаты аттестации или выслугу лет главным условием повышения по службе называют лишь 5% опрошенных.
Самой перспективной сферой для продвижения по карьерной лестнице россияне считают сферу информационных технологий - 40% опрошенных предсказывают относительно легкое продвижение в этой области. Каждый третий (33%) уверен, что взлет возможен в творческих профессиях. Сферу науки доступной для построения успешной карьеры считают 23% респондентов. С тем, что нынешней молодежи будет достаточно легко добиться больших достижений в бизнесе, согласны 23%. Каждый пятый (20%) полагает, что повышение достаточно легко можно получить на госслужбе. Меньше всего шансов на карьерной рост, по мнению россиян, в политике - лишь 14% думают, что добиться успеха в этой сфере можно без особых проблем, тогда как 25% заявляют, что это практически невозможно.
Процесс становления развития и управления карьерой как широкой практической деятельности, а также как предмета научных исследований на современном этапе переживает ряд сложностей. Так, нередко встречаются противоречивые, непоследовательные и в определенной степени нелогичные рекомендации, основанные на переводах западной специальной литературы, не достаточно адаптированной к реальным условиям российской экономики. Тем не менее, использование международного опыта изучения вопроса управления карьерой возможно на основе работ таких авторов как, К. Бланшар, П. Херсей, Фр. Херберг, Дж. Г олланд и др.
Отечественная литература и практика управления карьерой в организации пока не отличается большим многообразием определений данного понятия, а также наличием единой комплексной методики формирования системы управления карьерой в организации. Тем не менее, ряд работ отечественных авторов существует и заслуживает непосредственного внимания. Среди них, работы С.И.Сотниковой, Е. Г. Молл, П.В.Журавлева, Ю. Г. Одегова.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Оптимизированы этапы развития профессиональной карьеры для специалистов в сфере информационных технологий (подготовительный, соответствие уровням «Junior», «Meddle», «Senior», переход в административный штат компании).
2. Предложена классификация карьеры по организационному принципу, в качестве отличительной особенности которой является введение в ее состав еще одного вида карьеры «по совместительству».
3. Разработан регламент реализации планирования карьеры для it- специалистов «СКБ Контур».
4. Предложена карьеро-грамма, отличительной особенностью которой является применимость к узкой группе специальностей, а именно к разработчикам программного обеспечения.
Цель данного исследования - выявление специфики развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий и разработка научно-практических рекомендаций.
Достижение цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. Исследовать современные научные подходы к феномену карьера.
2. Проанализировать механизмы и методы развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий.
3. Исследовать зарубежный и отечественный опыт развития профессиональной карьеры в сфере информационных технологий.
4. Дать характеристику отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и Республике Татарстан.
5. Проанализировать показатели деятельности АО «ПФ «СКБ Контур.
6. Провести исследование карьерных ориентаций персонала АО «ПФ «СКБ Контур».
7. Разработать рекомендации по совершенствованию механизмов развития карьеры персонала АО «ПФ «СКБ Контур».
Объект исследования - профессиональная карьера персонала в организации.
Предмет исследования - развитие профессиональной карьеры специалистов в сфере информационных технологий.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Теоретическую основу составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как А. Маркова, П. Штомпка, Ф. Филиппов,
A. Абульханова-Славская, А.Я. Кибанов, Т.Г. Бортникова, А.А. Бодалев, Р.Л. Кричевский, Е.А. Климов, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, И.Д. Ладанова,
B. Д. Шадриков, О.О. Богатырева, А.Н. Толстая, В.В. Травин, В.А. Дятлов, Л.А. Рудкевич, Н.Б. Лисовская, Е.А. Трощинина, В.А. Маликова, И.Г. Прокопенко, Д. Сьюпер, Г. Десслер, Э. Шейн, А. Маслоу, Э. Фромм, Дж. Л. Голланд.
Методологической основой исследования стали работы в области менеджмента, социологии, экономики, психологии и педагогики.
В качестве информационной базы исследования были использованы материалы периодических изданий, научные статьи, материалы монографий и глобальной сети Интернет, данные вторичных социологических исследований.
Результаты исследования расширяют знания в области управления человеческими ресурсами по развитию профессиональной карьеры. Итоговые положения работы могут быть использованы в системе управления персоналом компаний, функционирующих в сфере информационных технологий.
Практическое значение исследования состоит в том, что разработанные принципы и методические подходы развития картеры позволяют на уровне организации сформировать и усовершенствовать основы развития и управления карьерой.
В результате данной исследовательской работы мы рассмотрели современные научные подходы к изучению профессиональной карьеры, механизмы и методы управления профессиональной карьерой, зарубежный и отечественный опыт управления профессиональной карьерой. Уточнили понятие «карьерный тупик». Карьерный тупик - собственное определение ситуации, в узком смысле, когда работник достиг имеющихся высот в рамках определенного профиля деятельности в отдельно взятой организации. Дальнейший карьерный рост связан с развитием новых компетенций и/или переходом в другую организацию с большим количеством уровней должностной иерархии. В широком смысле карьерный тупик - это определение ситуации, когда дальнейший рост связан с развитием новых компетенций, но рамках перехода на иной профиль деятельности.
Нами также была проведена систематизация понятия «карьера». Карьера - это профессиональный путь человека, в рамках которого он стремится получить возможность следовать своим собственным жизненным ценностям и ориентирам. Данным определением мы попытались объединить воедино позиции исследователей, которые рассматривали карьеру с экономической, социологической и психологической точек зрения.
На основании данных источника нами была уточнена классификация карьеры по организационному признаку (внутри-организационная, межорганизационная, по совместительству), а также мы представили авторскую классификацию этапов профессиональной карьеры специалиста в сфере информационных технологий, которая включается в себя 3 этапа, таких как подготовительный; соответствие уровням «Junior», «Meddle», «Senior»; переход в административный штат компании.
Во второй главе, в которой мы определили основные характеристики отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и Республике Татарстан и пришли к выводу, что Татарстан является одним из центров развития отрасли в масштабе страны, о чем свидетельствуют рейтинги Росстата, а вот место России на международной арене не соответствует ее амбициям. Далее мы рассмотрели показатели деятельности АО «ПФ «СКБ Контур», а также провели исследование по выявлению карьерных ориентаций ее it-специалистов. В результате исследования мы определили, что наиболее распространенными «якорями карьеры» для it- специалистов «СКБ Контур» являются стабильность места работы, служение и интеграция стилей жизни.
Для формирования эффективной системы развития карьеры специалистов в сфере информационных технологий нами было предложено и предоставлено обоснование изменения существующей системы подготовки it-специалистов на этапах получения высшего образования в стенах высших учебных заведений. Была разработана концепция Положения «О развитии карьеры специалистов в сфере информационных технологий», которая должна стать отправной точкой при создании уникальной программы развития, в рамках отдельно взятых ит- компаний. Нами была представлена модель кадровой работы по реализации функции планирования карьеры it-специалистов, которая позволит усовершенствовать систему управления карьерой в рамках организации. Также мы разработали и представили карьерограмму, рассчитанную для применения при работе с разработчиками программного обеспечения, с возможностью адаптации под другие группы специальностей.
В заключительной части выпускной работы нами были произведены расчеты социально-экономической эффективности перечисленных выше мероприятий применительно к «СКБ Контур», которые подтвердили целесообразность проведения предложенных мероприятий.
Нами также была проведена систематизация понятия «карьера». Карьера - это профессиональный путь человека, в рамках которого он стремится получить возможность следовать своим собственным жизненным ценностям и ориентирам. Данным определением мы попытались объединить воедино позиции исследователей, которые рассматривали карьеру с экономической, социологической и психологической точек зрения.
На основании данных источника нами была уточнена классификация карьеры по организационному признаку (внутри-организационная, межорганизационная, по совместительству), а также мы представили авторскую классификацию этапов профессиональной карьеры специалиста в сфере информационных технологий, которая включается в себя 3 этапа, таких как подготовительный; соответствие уровням «Junior», «Meddle», «Senior»; переход в административный штат компании.
Во второй главе, в которой мы определили основные характеристики отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и Республике Татарстан и пришли к выводу, что Татарстан является одним из центров развития отрасли в масштабе страны, о чем свидетельствуют рейтинги Росстата, а вот место России на международной арене не соответствует ее амбициям. Далее мы рассмотрели показатели деятельности АО «ПФ «СКБ Контур», а также провели исследование по выявлению карьерных ориентаций ее it-специалистов. В результате исследования мы определили, что наиболее распространенными «якорями карьеры» для it- специалистов «СКБ Контур» являются стабильность места работы, служение и интеграция стилей жизни.
Для формирования эффективной системы развития карьеры специалистов в сфере информационных технологий нами было предложено и предоставлено обоснование изменения существующей системы подготовки it-специалистов на этапах получения высшего образования в стенах высших учебных заведений. Была разработана концепция Положения «О развитии карьеры специалистов в сфере информационных технологий», которая должна стать отправной точкой при создании уникальной программы развития, в рамках отдельно взятых ит- компаний. Нами была представлена модель кадровой работы по реализации функции планирования карьеры it-специалистов, которая позволит усовершенствовать систему управления карьерой в рамках организации. Также мы разработали и представили карьерограмму, рассчитанную для применения при работе с разработчиками программного обеспечения, с возможностью адаптации под другие группы специальностей.
В заключительной части выпускной работы нами были произведены расчеты социально-экономической эффективности перечисленных выше мероприятий применительно к «СКБ Контур», которые подтвердили целесообразность проведения предложенных мероприятий.
Подобные работы
- Совершенствование системы обучения персонала, как фактор развития профессиональной карьеры госслужащего на примере Кольцовской таможни имени В.А. Сорокина
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Особенности PR-деятельности в условиях удаленной работы: на примере центра развития профессиональной карьеры
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование системы обучения персонала в сфере информационных
технологий (на примере ООО «И-Технологии»)
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование управления карьерой в организации в сфере 1Т-услуг (на примере ООО НИИ «Алгоритм-Сервис»)
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - Профессиональные компетенции в сфере рекламы и связей с общественностью (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРИЗНАКОВ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ ДЛЯ ЕЁ УДЕРЖАНИЯ В СФЕРЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональная карьера работников и ее планирование в силовых структурах
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Специфика востребованности профессиональных компетенций социолога в ИТ-отрасли
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021 - ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2002



