Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ XIX ВЕКА

Работа №37385

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы112
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
544
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНЦИИ .. 10
1.1. Коммуникативные навыки в формировании личности учащихся: типологические особенности 10
1.2 Учебный диалог как форма развития коммуникативной компетенции на
уроках литературы 17
1.3. Коммуникативный статус лирического произведения в методике
преподавания литературы в школе 26
1.4. Философская лирика А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева в
свете общей теории коммуникации и методика ее изучения на уроках литературы в 7 классе 33
Вывод по первой главе 43
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ПОЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 48
2.1. Результаты диагностики учащихся на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 48
2.2 Методика учебного диалога как способа формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания 54
2.3. Методическая разработка методической системы занятий для одаренных учащихся 7-х классов на уроках литературы (на примере урока по «Сказке о царе Салтане...») 60
Вывод по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список использованных источников и литературы 77
Приложение

Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было
использовано А.А.Бодалевым и трактовалось как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В.Н.Куницина определяет коммуникативную компетентность как «успешность общения». По определению В.И.Жукова коммуникативная компетентность - это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [Бендас 2009: 57].
Согласно зарубежным ученым Д.К.Ричардсу, Д. Платту и Х.Платту [Ричардс 1992: 65], цитируемых В.Р.Килфоилом и Ван дер Уолтом, коммуникативная компетенция заключается в «способности не только применять грамматические правила языка для формирования грамматически правильного предложения, но и знать, когда, где и для кого использовать эти предложения» [Kilfoil, W.R & Van der Walt 1997: 12].
В.М.Риверс, цитируя в своей статье американского лингвиста Д.Х.Хаймса, определяет коммуникативную компетенцию как то, «что нужно знать говорящему, чтобы эффективно общаться в культурно значимых ситуациях» [Rivers W. M. 1983: 14]. Точно так же А.де Сантис, цитируя Д.О’Хару, Г.В.Фрайдрича и Д.М.Виемана, полагает, что «коммуникационная компетенция - это навыки и понимание, которые позволяют коммуникационным партнерам эффективно обмениваться сообщениями» [DeSantis 1999: 25]. В статье «Преподавание речи как коммуникативного навыка в Руандийском учебном заведении старшей ступени провинции Бутаре» Б.П.Гикверере утверждает, что «коммуникативная компетентность используется для обозначения знания социолингвистических правил или уместности высказывания в дополнение к знанию грамматических правил» [Gikwerere 2005: 8].
Д.Манби полагает: «Прежде всего, коммуникативная компетентность относится к идеальной речевой ситуации так же, как лингвистическая компетентность относится к абстрактной системе языковых правил». Поэтому он определяет коммуникативную компетентность как «овладение идеальным говорящим диалогом конститутивных универсалий, независимо от фактических ограничений в эмпирических условиях» [Munby 1978: 11].
Учитывая все вышеперечисленное, можно сказать, что коммуникативная компетенция предполагает выбор говорящим или автором того или иного языка в соответствии с социальной, пространственной и хронологической средой, в которой он находится. Поэтому Д.Ревелл заявляет, что «теории коммуникативной компетентности подразумевает, что учителя должны делать больше, чем просто предоставлять учащимся ряд языковых структур для манипулирования» [Revell 1979: 5].
Итак, коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия.
Одним из предметных результатов изучения литературы в общеобразовательной школе является воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение [ФГОС ООО, п.4].
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования явления коммуникативной компетенции Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, П.В. Растянникова «Диагностика и развитие компетентности в общении» (1990); Ю.Н. Емельянова «Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности» (1992); А.Г.Асмолова «Актуальные методологические проблемы психологии» (2001); Л.А.Петровской «Общение - компетентность - тренинг» (2007); О.И.Муравьевой «Психология коммуникативной компетентности» (2012).
Проблема исследования заключается в решении вопроса: «Каковы
условия формирования коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века в условиях учебного
сотрудничества на уроках литературы ?»
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально
проверить методики, способствующие формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной
компетенции учащихся 7-х классов.
Предмет исследования: компетентностно-коммуникативные
методики, формирующиеся у учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной
компетенции учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- использовании личностно-ориентированных технологий в преподавании, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. А также помогает создать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе;
- обогащении содержания образования материалом, актуализирующим ценностное отношение к любым видам коммуникаций;
- активизации деятельности учащихся в коммуникативной образовательной среде.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать и представить в аналитическом обзоре
литературу по теме исследования: по теории коммуникации и
коммуникативных компетенций, вопросам методического изучения лирики в среднем звене системы школьного образования, психологии
соответствующего возраста учащихся для выявления сущностных
характеристик заявленной темы исследования.
2. Обосновать методики, способствующие формированию коммуникативной компетентности учащихся 7 классов при изучении русской лирики XIX века.
3. Провести экспериментальную проверку методик, способствующих формированию коммуникативной компетентности учащихся 7 классов при изучении русской лирики XIX века.
Теоретико-методологическая основа исследования.
а) Методологической основой исследования являются теоретические положения, разработанные в рамках деятельностного подхода в психологии и педагогике (А.Н.Леонтьев 1983, С.Л.Рубинштейн 1989, И.А.Зимняя 2005); идеи личностного-ориентированной педагогики и ее подходов (Е.В. Бондаревская 2000, О.С.Газман 2002, В.Г.Маралов 2005, И.С. Якиманская 2014), а также работы филологов-методистов, занимавшихся вопросами изучения лирической поэзии в системе школьного образования (В.Д.Сквозников 1975, В.Е.Холшевников 2001, Вс.А.Грехнев 1997, В.Г.Маранцман 1994, З.Я.Рез 1977, В.Л.Медведев 1985).
б) Теоретическую основу исследования составили: теории о связи между коммуникативным развитием личности и социально -культурной средой Л.С.Выготского 1934, концепции гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили 1996, Е.В.Бондаревская 1999, И.Б.Ворожцова 2000, И.С.Якиманская 2006 и др.), концепция личностно-ориентированного образования (В.А. Сухомлинский 1981, Ш.А.Амонашвили 1982, И.А.Зимняя 1997, И.С.Якиманская 1996, Л.К.Веретенникова 2015); теория деятельности (Л.С.Выготский 1931, П.Я.Гальперин 1985, В.В.Давыдов 1996, И.А.Зимняя 1997 и др.).
Методы и методики исследования. В диссертации применялись следующие методы исследования:
- общетеоретические: историко-типологический, сравнительно
типологический, биографический, генетический;
- прикладные / экспериментальные: тестирование, изучение и анализ документации, изучение и анализ деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий); методы математической обработки результатов исследования;
- элементы системного подхода.
В диссертации использовались следующие методики психолого - педагогического исследования: методика диагностики оценки самоконтроля в общении (М.Снайдер) и тест «Умение излагать свои мысли».
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №38» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна исследования.
Нами впервые целостно разработана технологическая карта урока, включающая методику, способствующую формированию коммуникативной компетенции школьников на уроках литературы в 7 классе при изучении
русской философской лирики XIX века, которая основана на принципах системности, активности, учебного и социального опыта учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
нами:
1. Определяются критерии и критериальные показатели сформированности коммуникативной компетенции учащихся на примере означенного материала;
2. Выявляются и разрабатываются методики, способствующие формированию коммуникативной компетенции у учащихся на уроках литературы в 7 классе при изучении классической русской поэзии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. В образовательный процесс нами в ходе эксперимента внедрены
педагогические методики, способствующие формированию
коммуникативной компетенции школьников на уроках литературы.
2. Материалы диссертационного исследования найдут дальнейшее применение в учебном процессе средней школы, а также при подготовке учителей, методистов, работающих с учащимися средних классов.
Достоверность исследования
- Обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений;
- Обеспечена организацией опытно-экспериментальной работы в применением методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования;
- Обеспечена согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами обследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования докладывались на Всероссийской научно -
практической конференции с международным участием «Андреевские
чтения» (Казань, 27 марта 2018г.); на итоговой научно-образовательной
конференции студентов Казанского федерального университета «ИНСК-
8
2018: Русская литература в диалоге традиций и культур» (Казань, 29 марта 2018г.); на зачетном научно-практическом семинаре по дисциплине «Intercultural communication» (Лодзь, 22 января 2019г.); на зачетном научнопрактическом семинаре по дисциплине «The culture component in language pedagogy» (Лодзь, 19 января 2019г.), а также апробировались в образовательном процессе на уроках литературы в 7-м классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №38» Ново-Савиновского района г.Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Хадыева З.Ж. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 6-х классов при изучении «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина/ Материалы итоговой научно-образовательной конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сборник тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт
психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - 310 с. (1с.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из предметных результатов изучения литературы в общеобразовательной школе является воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение [ФГОС ООО, п.4].
В 1 главе мы представили аналитический обзор изученной литературы по теме исследования: по теории коммуникации и коммуникативных компетенций, вопросам методического изучения лирики в среднем звене системы школьного образования, психологии соответствующего возраста учащихся.
Комплексное исследование коммуникативной компетентности представлено в работах А.И. Петрушина. По его мнению, коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и
поведенческий компоненты [Петрушин 2006: 41]. В.В. Горшкова под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей [Горшкова 2012: 75].
На ступени основного общего образования значимость формирования коммуникативной компетентности личности определяется и переходом обучающихся в новый возрастной период - подростковый.
В связи с этим мы рассмотрели содержание обучения литературе в средней школе. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль в преподавании литературы: исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления»,
интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.
Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Кроме того, развитие коммуникативной компетенции подростков в учебном процессе происходит с помощью учебного диалога.
Во второй главе мы путем эксперимента выявили уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся на констатирующем и контрольном этапах опытно -экспериментальной работы и представили результаты диагностики. Также мы разработали комплекс из 3 уроков по литературе с применением методик по формированию коммуникативных компетенций учащихся. Одной из основных методик стал учебный диалог.
Для определения уровня коммуникативной компетенции мы использовали метод анализа построения коммуникации подростков при работе в парах в разработанных нами ситуациях. Для сбора данных в нашем исследовании также использовался диагностический метод, позволяющий изучить особенности коммуникативных способностей подростков.
В комплекс методик нашего исследования вошли две методики. Первой послужил тест американского психолога М. Снайдера. Она позволяет оценить уровень коммуникативного контроля в общении. Второй методикой послужил тест «Умение излагать свои мысли». Данная методика дает возможность определить способности излагать свои мысли публично.
Программа экспериментального исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Базой исследования послужила МБОУ СОШ «.№38» Ново-Савиновского района города Казани. Участниками исследования являлись ученики 7А класса в количестве: 23 человек (контрольная группа) и 7Б класса в количестве 23 человек (экспериментальная группа).
По результатам диагностики учащихся по методикам определения уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся класса на констатирующем этапе опытно -экспериментальной работы отражены в таблицах в основном у учащихся преобладает средний уровень развития коммуникативных навыков. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативных умений подростков.
Для большинства детей характерны нарушения в различных составляющих коммуникативного развития, в частности в них, выявлены следующие недостатки: многочисленные повторения, возврат к ранее сказанному; шаблонность, то есть использование заученных формулировок; значительное количество необоснованных пауз в речи; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращение к другим многократным повторением «безадресного» сообщения; трудности в употреблении невербальных средств общения.
На формирующем этапе исследования мы разработали и провели методику формирования коммуникативной компетенции подростков. В экспериментальном классе уроки проводились, построенные на основе учебного диалога, для развития межличностного взаимодействия школьников. В контрольном классе уроки проводились без внесения нами изменений.
Также мы разработали методический комплекс, состоящий из 3 уроков, для учащихся 7-х классов на уроках литературы. В основе построения системы лежит аксиологический подход. Далее представлены темы уроков в их последовательной логике проведения.
1. Коммуникация в «Сказке о царе Салтане...» А.С.Пушкина».
2. Философские аспекты коммуникации в русской лирике: Евгений Боратынский и его «Водопад».
3. Метафорическая коммуникация: Федор Тютчев «Неохотно и
несмело».
Как следует из диаграммы 1, после проведения занятий в экспериментальной группе коммуникативная компетентность детей возросла. После эксперимента количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень коммуникативного контроля, увеличилось на 8% и на 13% соответственно, а имеющих низкий уровень - уменьшилось на 5%.
Также количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень умения излагать свои мысли, увеличилось на 4% и на 5% соответственно, а имеющих низкий уровень - уменьшилось на 9%.
Таким образом, использование предложенной нами методики использования учебного диалога позволяет эффективно воздействовать на формирование коммуникативной компетенции подростков.
На основе полученных результатов мы разработали рекомендации учителям по развитию и формированию коммуникативной компетенции на уроках литературы в 7 классе.
1. Создание психологически благоприятного климата на уроках в ходе учебно-воспитательного процесса.
2. Последовательное и систематическое использование диалогических методов на уроках.
3. Использовать на уроке работу в группах.
4. Реализовать на уроке педагогические условия организации учебного диалога для развития межличностного взаимодействия школьников, а именно:
- виды диалога ученик-ученик, ученик-коллектив, учитель-класс, ученик-учитель;
- методы работы в парах, беседа, спор, групповой диалог, дискуссия, вовлечение класса в активное обсуждение.
5. Применять на уроке построение структурно - логических схем и таблиц, диаграмм, синквейнов.
6. Осуществлять работу по подбору иллюстративного материала из текста художественного произведения.



1) Ахматова, А. А. Последняя сказка Пушкина / А. А. Ахматова // Сочинения в 2 тт. - М.: Художественная литература, 1986. - Т. 2. Проза. Переводы. - С. 8-34.
2) Бальмонт К.Н. Мыслящее сердце. //Литературная учеба, 1982, № 2, с. 193-195.
3) Боратынский Е.А. Полное собрание сочинений и писем. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 440 с.
4) Брюсов В.Я. Сочинения. В 2 т. / В. Брюсов. — М.: Худож. лит.,
1987.
5) Пушкин А.С. Полное собрание стихотворений в одном томе. - М.: Эксмо, 2011. - 768 с.
6) Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. - Л.: Советский писатель, 1987. - 448 с.
Научно-теоретическая литература
7) Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Учитель в школе. - 2009. - № 4. - С.60-65.
8) Аляев Ю. Интерактивное обучение - диалог педагога с учащимися / Народное образование. - 2008. - №6. - С.198-205.
9) Бендас Т.В. Психология общения / Т.В. Бендас. - Питер, 2009. -
448 с.
10) Мандельштам О.Э. О собеседнике. // Собрание сочинений в 4 томах. М., 1993, т. 1, 186 с.
11) Виноградов Р.И. Диалоговое обучение и развитие коммуникации / Р.И.Виноградов // Вестник высшей школы. 1998. - №12. - С.33-36.
12) Горшкова В. В. Культура диалога как цель и ценность образования / В.В.Горшкова // Педагогика. - 2012. - № 9. - С. 75-81.
13) Зубанова Л.Б. Сущность общения и возможность формирования
77
его потенциала / Л.Б. Зубанова // Педагогическое образование и наука. - 2007. - №2. - С.53-57.
14) Карпова Н. Л. Формирование диалогического общения на уроках в школе / Н.Л. Карпова // Народное образование. - 2008. - №1. - С. 109-118.
15) Коновалова Л. В. Коммуникативная компетенция подростков / Л.В.Коновалова / Мир психологии. - 2009. - №4. - С. 77-80.
16) Корчагин В.Н. Системно-функциональная технология коммуникации / В.Н. Корчагин // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 10. - С.97-102.
17) Кошербаева Б.Н. Диалог в образовании / Б.Н. Кошербаева // Педагогика. - 2007. - №10. - С.42-43.
18) Левин Ю. И. Коммуникативный статус стихотворения // Сборник по вторичным моделирующим системам. - Тарту, 1973. - С. 105-109.
19) Петрушин В.И. Психология общения / А.И. Петрушин. - М.: Институт практической психологии, 2006. - 190 с.
20) Разина Л.С. Диалоговые формы взаимодействия / Л.С. Разина // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 37-58.
21) Субботский Е.В. Диалогическое общение в образовании: мифы и реальность / Е.В. Субботский // Педагогика. - 2008. - №6. - С.151-161.
22) Сысоева Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в средней школе / Сысоева Е.Э. // Педагогика. - 2007. - №5. - С.6-15.
23) Федосеева Е.Н. Диалогическая основа русской лирики первой трети XIX века: Монография. - Мичуринск: МГПИ, 2009. - 402 с.
24) Федосеева Е.Н. Имя как средство диалогического общения в лирике А.С. Пушкина, Е.А. Боратынского, П.А. Вяземского // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2007. - № 3.- С.178-183
25) DeSantis A. Introduction to Communications. Boston: Pearson Custom Publishing, 1999, 348 p.
26) Kilfoil W.R & Van der Walt, C. 1997. Learn to Teach: English language teaching in a Multilingual Context. Pretoria: J.L.van Schaik Publishers, 342 p.
27) Munby J. Communicative Syllabus Design, Cambridge University Press, 1978, 232 p.
28) Revell J.Teaching Techniques for Communicative English, 1979, London: Macmillan Press, 120 p.
29) Rivers W. M. Communicating Naturally in a Second Language. Cambridge: C.U.P., 1983, 256 p.
Научно-критическая литература
30) Аверинцев С.С. Поэзия Клеменса Брентано // Брентано К. Избранное. М., 1985. С. 7-37.
31) Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.
32) Андриенко К.Л. Социальная психология. - М.: Просвещение, 1993. - 46 с.
33) Антипова А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы. - М.: Наука, 2007 - 328 с.
34) Багдасаров Р.В. Мистика русского православия. - М.: Вече, 2011. - 320 с.
35) Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук //Собр. соч. - 2000. - №. 7. - С. 7-10.
36) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963. - 167 с.
37) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.
38) Бибихин В.В. Дело Хайдеггера // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 3-14.
39) Бибихин В.В. Примечания // Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 407-436.
40) Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. - 5-е изд. - М.:Акаденмия, 2008. - 400 с.
41) Богомолов Н. А. Русская литература первой трети XX века: портреты, проблемы, разыскания. - Изд-во" Водолей", 1999. - 173 с.
42) Бочаров С. Г. О бессмысленная вечность!" От" Недоноска" к" Идиоту //Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. - 2001. - С. 111-136.
43) Веселовский А.Н. Пушкин - национальный поэт // Пушкин: pro et contra. СПб., 2000 - 342 с.
44) Г ельфонд М.М. Слово в поэтическом мире Боратынского / М.М. Гельфонд // Слово и мысль Евгения Боратынского: Тез. конф. — Казань, 2000. С. 22-23.
45) Гинзбург Л.Я. Пушкин и реалистический метод в лирике // Русская литература. - 1962. - № 1. - С.20-28.
46) Гинзбург Л.Я. Пушкин и лирический герой русского романтизма // Пушкин: исследования и материалы. Т. 4. М.Л.: АН СССР, 1962. - С.142- 153.
47) Гриневич П.Ф. Ф.И. Тютчев (1803-1903) // Русское богатство. - 1903. - № 7.Отд. II. - С.1-24.
48) Зимняя В.Н. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2005. - 215 с.
49) Ильин И.А. Что такое искусство?/Одинокий художник. Статьи, речи, лекции //М.: Искусство. - 1993. - С. 243-250.
50) Кларин М. В. Интерактивное обучение-инструмент освоения нового опыта //Педагогика. - 2000. - Т. 7. - С. 12-18.
51) Корман Б.О. Чужое сознание в лирике и проблема субъектной организации реалистического произведения // Известия АН СССР. Серия литературы и языкознания. 1973. - Т. XXXII. - Вып. 3. - С. 209-222.
52) Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, 1968, № 8. Ауэр А.П. Художественный мир. //Литературоведческие термины. Материалы к словарю. Выпуск 2. Коломна, КПИ, с. 104-107.
53) Митрополит Анастасий. Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви. М., 1991. - 62 с.
54) Петерсон Л.Г. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...». - М.: АПК и ППРО, 2010. - 160 с.
55) Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 376 с.
56) Пропп В. Я. Морфология сказки. - М: Наука, 1969. - 168 с.
57) Пятигорский А. «Другой» и «свое» как понятия литературной философии.// Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992, с. 3-9.
58) Саяпова А.М. Лирика Ф. И. Тютчева в свете философии позднего М. Хайдеггера // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2016. №1., 89 с.
59) Толстогузов П.Н. Баратынский и Тютчев: два варианта «поэзии мысли». «Запустение» и «Итальянская villa» // Пушкинский сборник. 1799 1999. Биробиджан, 1999. С. 36-73.
60) Толстогузов П.Н. Жанровые особенности лирики Ф.И.Тютчева // Тютчевский сборник. Биробиджан, 1998. С. 3-13.
61) Толстогузов П.Н. Литературоведческая дискуссия: метод и стиль. По материалам аспирантского семинара. / Учебное пособие. - Биробиджан: изд-во ДВГСГА, 2009. - 95 с.
62) Успенский М.Б. Совершенствование методов и приемов обучения / М.Б. Успенский. - М.: Знание, 1999. - 128 с.
63) Флоренский П.А. Имена. - М.: Эксмо, 1998. - 912 с.
64) Шарафадина К.И. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской эпохи: источники, семантика, формы. - СПб.: Петербургский институт печати, 2003. - 309 с.
Справочно-библиографическая литература
65) Richards, J.C., Platt, J., and Platt, H. Longman Dictionary of language teaching and applied linguistics. London: Longman, 1992, 606 p.
Интернет-источники
66) КиберЛенинка. Российская научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://cyberlenmka.ra/artide/n/hrika-f- i-tyutcheva-v-svete-filosofii-pozdnego-m-haydeggera
67) Тен В. В. Последняя сказка Пушкина [Электронный ресурс] I В. В. Тен I/ Московский журнал, 01.06.2004. - Режим доступа: https:IIrusk.ruIst.php?idar=800825.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ