ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ XIX ВЕКА
|
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНЦИИ .. 10
1.1. Коммуникативные навыки в формировании личности учащихся: типологические особенности 10
1.2 Учебный диалог как форма развития коммуникативной компетенции на
уроках литературы 17
1.3. Коммуникативный статус лирического произведения в методике
преподавания литературы в школе 26
1.4. Философская лирика А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева в
свете общей теории коммуникации и методика ее изучения на уроках литературы в 7 классе 33
Вывод по первой главе 43
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ПОЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 48
2.1. Результаты диагностики учащихся на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 48
2.2 Методика учебного диалога как способа формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания 54
2.3. Методическая разработка методической системы занятий для одаренных учащихся 7-х классов на уроках литературы (на примере урока по «Сказке о царе Салтане...») 60
Вывод по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список использованных источников и литературы 77
Приложение
1.1. Коммуникативные навыки в формировании личности учащихся: типологические особенности 10
1.2 Учебный диалог как форма развития коммуникативной компетенции на
уроках литературы 17
1.3. Коммуникативный статус лирического произведения в методике
преподавания литературы в школе 26
1.4. Философская лирика А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева в
свете общей теории коммуникации и методика ее изучения на уроках литературы в 7 классе 33
Вывод по первой главе 43
ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ПОЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 48
2.1. Результаты диагностики учащихся на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 48
2.2 Методика учебного диалога как способа формирования коммуникативной компетенции подростков в процессе преподавания 54
2.3. Методическая разработка методической системы занятий для одаренных учащихся 7-х классов на уроках литературы (на примере урока по «Сказке о царе Салтане...») 60
Вывод по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список использованных источников и литературы 77
Приложение
Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было
использовано А.А.Бодалевым и трактовалось как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В.Н.Куницина определяет коммуникативную компетентность как «успешность общения». По определению В.И.Жукова коммуникативная компетентность - это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [Бендас 2009: 57].
Согласно зарубежным ученым Д.К.Ричардсу, Д. Платту и Х.Платту [Ричардс 1992: 65], цитируемых В.Р.Килфоилом и Ван дер Уолтом, коммуникативная компетенция заключается в «способности не только применять грамматические правила языка для формирования грамматически правильного предложения, но и знать, когда, где и для кого использовать эти предложения» [Kilfoil, W.R & Van der Walt 1997: 12].
В.М.Риверс, цитируя в своей статье американского лингвиста Д.Х.Хаймса, определяет коммуникативную компетенцию как то, «что нужно знать говорящему, чтобы эффективно общаться в культурно значимых ситуациях» [Rivers W. M. 1983: 14]. Точно так же А.де Сантис, цитируя Д.О’Хару, Г.В.Фрайдрича и Д.М.Виемана, полагает, что «коммуникационная компетенция - это навыки и понимание, которые позволяют коммуникационным партнерам эффективно обмениваться сообщениями» [DeSantis 1999: 25]. В статье «Преподавание речи как коммуникативного навыка в Руандийском учебном заведении старшей ступени провинции Бутаре» Б.П.Гикверере утверждает, что «коммуникативная компетентность используется для обозначения знания социолингвистических правил или уместности высказывания в дополнение к знанию грамматических правил» [Gikwerere 2005: 8].
Д.Манби полагает: «Прежде всего, коммуникативная компетентность относится к идеальной речевой ситуации так же, как лингвистическая компетентность относится к абстрактной системе языковых правил». Поэтому он определяет коммуникативную компетентность как «овладение идеальным говорящим диалогом конститутивных универсалий, независимо от фактических ограничений в эмпирических условиях» [Munby 1978: 11].
Учитывая все вышеперечисленное, можно сказать, что коммуникативная компетенция предполагает выбор говорящим или автором того или иного языка в соответствии с социальной, пространственной и хронологической средой, в которой он находится. Поэтому Д.Ревелл заявляет, что «теории коммуникативной компетентности подразумевает, что учителя должны делать больше, чем просто предоставлять учащимся ряд языковых структур для манипулирования» [Revell 1979: 5].
Итак, коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия.
Одним из предметных результатов изучения литературы в общеобразовательной школе является воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение [ФГОС ООО, п.4].
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования явления коммуникативной компетенции Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, П.В. Растянникова «Диагностика и развитие компетентности в общении» (1990); Ю.Н. Емельянова «Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности» (1992); А.Г.Асмолова «Актуальные методологические проблемы психологии» (2001); Л.А.Петровской «Общение - компетентность - тренинг» (2007); О.И.Муравьевой «Психология коммуникативной компетентности» (2012).
Проблема исследования заключается в решении вопроса: «Каковы
условия формирования коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века в условиях учебного
сотрудничества на уроках литературы ?»
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально
проверить методики, способствующие формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной
компетенции учащихся 7-х классов.
Предмет исследования: компетентностно-коммуникативные
методики, формирующиеся у учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной
компетенции учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- использовании личностно-ориентированных технологий в преподавании, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. А также помогает создать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе;
- обогащении содержания образования материалом, актуализирующим ценностное отношение к любым видам коммуникаций;
- активизации деятельности учащихся в коммуникативной образовательной среде.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать и представить в аналитическом обзоре
литературу по теме исследования: по теории коммуникации и
коммуникативных компетенций, вопросам методического изучения лирики в среднем звене системы школьного образования, психологии
соответствующего возраста учащихся для выявления сущностных
характеристик заявленной темы исследования.
2. Обосновать методики, способствующие формированию коммуникативной компетентности учащихся 7 классов при изучении русской лирики XIX века.
3. Провести экспериментальную проверку методик, способствующих формированию коммуникативной компетентности учащихся 7 классов при изучении русской лирики XIX века.
Теоретико-методологическая основа исследования.
а) Методологической основой исследования являются теоретические положения, разработанные в рамках деятельностного подхода в психологии и педагогике (А.Н.Леонтьев 1983, С.Л.Рубинштейн 1989, И.А.Зимняя 2005); идеи личностного-ориентированной педагогики и ее подходов (Е.В. Бондаревская 2000, О.С.Газман 2002, В.Г.Маралов 2005, И.С. Якиманская 2014), а также работы филологов-методистов, занимавшихся вопросами изучения лирической поэзии в системе школьного образования (В.Д.Сквозников 1975, В.Е.Холшевников 2001, Вс.А.Грехнев 1997, В.Г.Маранцман 1994, З.Я.Рез 1977, В.Л.Медведев 1985).
б) Теоретическую основу исследования составили: теории о связи между коммуникативным развитием личности и социально -культурной средой Л.С.Выготского 1934, концепции гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили 1996, Е.В.Бондаревская 1999, И.Б.Ворожцова 2000, И.С.Якиманская 2006 и др.), концепция личностно-ориентированного образования (В.А. Сухомлинский 1981, Ш.А.Амонашвили 1982, И.А.Зимняя 1997, И.С.Якиманская 1996, Л.К.Веретенникова 2015); теория деятельности (Л.С.Выготский 1931, П.Я.Гальперин 1985, В.В.Давыдов 1996, И.А.Зимняя 1997 и др.).
Методы и методики исследования. В диссертации применялись следующие методы исследования:
- общетеоретические: историко-типологический, сравнительно
типологический, биографический, генетический;
- прикладные / экспериментальные: тестирование, изучение и анализ документации, изучение и анализ деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий); методы математической обработки результатов исследования;
- элементы системного подхода.
В диссертации использовались следующие методики психолого - педагогического исследования: методика диагностики оценки самоконтроля в общении (М.Снайдер) и тест «Умение излагать свои мысли».
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №38» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна исследования.
Нами впервые целостно разработана технологическая карта урока, включающая методику, способствующую формированию коммуникативной компетенции школьников на уроках литературы в 7 классе при изучении
русской философской лирики XIX века, которая основана на принципах системности, активности, учебного и социального опыта учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
нами:
1. Определяются критерии и критериальные показатели сформированности коммуникативной компетенции учащихся на примере означенного материала;
2. Выявляются и разрабатываются методики, способствующие формированию коммуникативной компетенции у учащихся на уроках литературы в 7 классе при изучении классической русской поэзии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. В образовательный процесс нами в ходе эксперимента внедрены
педагогические методики, способствующие формированию
коммуникативной компетенции школьников на уроках литературы.
2. Материалы диссертационного исследования найдут дальнейшее применение в учебном процессе средней школы, а также при подготовке учителей, методистов, работающих с учащимися средних классов.
Достоверность исследования
- Обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений;
- Обеспечена организацией опытно-экспериментальной работы в применением методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования;
- Обеспечена согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами обследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования докладывались на Всероссийской научно -
практической конференции с международным участием «Андреевские
чтения» (Казань, 27 марта 2018г.); на итоговой научно-образовательной
конференции студентов Казанского федерального университета «ИНСК-
8
2018: Русская литература в диалоге традиций и культур» (Казань, 29 марта 2018г.); на зачетном научно-практическом семинаре по дисциплине «Intercultural communication» (Лодзь, 22 января 2019г.); на зачетном научнопрактическом семинаре по дисциплине «The culture component in language pedagogy» (Лодзь, 19 января 2019г.), а также апробировались в образовательном процессе на уроках литературы в 7-м классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №38» Ново-Савиновского района г.Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Хадыева З.Ж. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 6-х классов при изучении «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина/ Материалы итоговой научно-образовательной конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сборник тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт
психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - 310 с. (1с.).
использовано А.А.Бодалевым и трактовалось как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). В.Н.Куницина определяет коммуникативную компетентность как «успешность общения». По определению В.И.Жукова коммуникативная компетентность - это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми. В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [Бендас 2009: 57].
Согласно зарубежным ученым Д.К.Ричардсу, Д. Платту и Х.Платту [Ричардс 1992: 65], цитируемых В.Р.Килфоилом и Ван дер Уолтом, коммуникативная компетенция заключается в «способности не только применять грамматические правила языка для формирования грамматически правильного предложения, но и знать, когда, где и для кого использовать эти предложения» [Kilfoil, W.R & Van der Walt 1997: 12].
В.М.Риверс, цитируя в своей статье американского лингвиста Д.Х.Хаймса, определяет коммуникативную компетенцию как то, «что нужно знать говорящему, чтобы эффективно общаться в культурно значимых ситуациях» [Rivers W. M. 1983: 14]. Точно так же А.де Сантис, цитируя Д.О’Хару, Г.В.Фрайдрича и Д.М.Виемана, полагает, что «коммуникационная компетенция - это навыки и понимание, которые позволяют коммуникационным партнерам эффективно обмениваться сообщениями» [DeSantis 1999: 25]. В статье «Преподавание речи как коммуникативного навыка в Руандийском учебном заведении старшей ступени провинции Бутаре» Б.П.Гикверере утверждает, что «коммуникативная компетентность используется для обозначения знания социолингвистических правил или уместности высказывания в дополнение к знанию грамматических правил» [Gikwerere 2005: 8].
Д.Манби полагает: «Прежде всего, коммуникативная компетентность относится к идеальной речевой ситуации так же, как лингвистическая компетентность относится к абстрактной системе языковых правил». Поэтому он определяет коммуникативную компетентность как «овладение идеальным говорящим диалогом конститутивных универсалий, независимо от фактических ограничений в эмпирических условиях» [Munby 1978: 11].
Учитывая все вышеперечисленное, можно сказать, что коммуникативная компетенция предполагает выбор говорящим или автором того или иного языка в соответствии с социальной, пространственной и хронологической средой, в которой он находится. Поэтому Д.Ревелл заявляет, что «теории коммуникативной компетентности подразумевает, что учителя должны делать больше, чем просто предоставлять учащимся ряд языковых структур для манипулирования» [Revell 1979: 5].
Итак, коммуникативная компетентность - это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица. Коммуникативная компетентность человека преимущественно складывается на основе опыта общения между людьми, формируется непосредственно в условиях взаимодействия.
Одним из предметных результатов изучения литературы в общеобразовательной школе является воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение [ФГОС ООО, п.4].
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования явления коммуникативной компетенции Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, П.В. Растянникова «Диагностика и развитие компетентности в общении» (1990); Ю.Н. Емельянова «Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности» (1992); А.Г.Асмолова «Актуальные методологические проблемы психологии» (2001); Л.А.Петровской «Общение - компетентность - тренинг» (2007); О.И.Муравьевой «Психология коммуникативной компетентности» (2012).
Проблема исследования заключается в решении вопроса: «Каковы
условия формирования коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века в условиях учебного
сотрудничества на уроках литературы ?»
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально
проверить методики, способствующие формированию коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной
компетенции учащихся 7-х классов.
Предмет исследования: компетентностно-коммуникативные
методики, формирующиеся у учащихся 7-х классов при изучении русской лирики XIX века.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной
компетенции учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- использовании личностно-ориентированных технологий в преподавании, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. А также помогает создать благоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе;
- обогащении содержания образования материалом, актуализирующим ценностное отношение к любым видам коммуникаций;
- активизации деятельности учащихся в коммуникативной образовательной среде.
Задачи исследования:
1. Изучить, проанализировать и представить в аналитическом обзоре
литературу по теме исследования: по теории коммуникации и
коммуникативных компетенций, вопросам методического изучения лирики в среднем звене системы школьного образования, психологии
соответствующего возраста учащихся для выявления сущностных
характеристик заявленной темы исследования.
2. Обосновать методики, способствующие формированию коммуникативной компетентности учащихся 7 классов при изучении русской лирики XIX века.
3. Провести экспериментальную проверку методик, способствующих формированию коммуникативной компетентности учащихся 7 классов при изучении русской лирики XIX века.
Теоретико-методологическая основа исследования.
а) Методологической основой исследования являются теоретические положения, разработанные в рамках деятельностного подхода в психологии и педагогике (А.Н.Леонтьев 1983, С.Л.Рубинштейн 1989, И.А.Зимняя 2005); идеи личностного-ориентированной педагогики и ее подходов (Е.В. Бондаревская 2000, О.С.Газман 2002, В.Г.Маралов 2005, И.С. Якиманская 2014), а также работы филологов-методистов, занимавшихся вопросами изучения лирической поэзии в системе школьного образования (В.Д.Сквозников 1975, В.Е.Холшевников 2001, Вс.А.Грехнев 1997, В.Г.Маранцман 1994, З.Я.Рез 1977, В.Л.Медведев 1985).
б) Теоретическую основу исследования составили: теории о связи между коммуникативным развитием личности и социально -культурной средой Л.С.Выготского 1934, концепции гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили 1996, Е.В.Бондаревская 1999, И.Б.Ворожцова 2000, И.С.Якиманская 2006 и др.), концепция личностно-ориентированного образования (В.А. Сухомлинский 1981, Ш.А.Амонашвили 1982, И.А.Зимняя 1997, И.С.Якиманская 1996, Л.К.Веретенникова 2015); теория деятельности (Л.С.Выготский 1931, П.Я.Гальперин 1985, В.В.Давыдов 1996, И.А.Зимняя 1997 и др.).
Методы и методики исследования. В диссертации применялись следующие методы исследования:
- общетеоретические: историко-типологический, сравнительно
типологический, биографический, генетический;
- прикладные / экспериментальные: тестирование, изучение и анализ документации, изучение и анализ деятельности испытуемых, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий); методы математической обработки результатов исследования;
- элементы системного подхода.
В диссертации использовались следующие методики психолого - педагогического исследования: методика диагностики оценки самоконтроля в общении (М.Снайдер) и тест «Умение излагать свои мысли».
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №38» Ново-Савиновского района г. Казани.
Научная новизна исследования.
Нами впервые целостно разработана технологическая карта урока, включающая методику, способствующую формированию коммуникативной компетенции школьников на уроках литературы в 7 классе при изучении
русской философской лирики XIX века, которая основана на принципах системности, активности, учебного и социального опыта учащихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
нами:
1. Определяются критерии и критериальные показатели сформированности коммуникативной компетенции учащихся на примере означенного материала;
2. Выявляются и разрабатываются методики, способствующие формированию коммуникативной компетенции у учащихся на уроках литературы в 7 классе при изучении классической русской поэзии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1. В образовательный процесс нами в ходе эксперимента внедрены
педагогические методики, способствующие формированию
коммуникативной компетенции школьников на уроках литературы.
2. Материалы диссертационного исследования найдут дальнейшее применение в учебном процессе средней школы, а также при подготовке учителей, методистов, работающих с учащимися средних классов.
Достоверность исследования
- Обусловлена методологической обоснованностью исходных теоретических положений;
- Обеспечена организацией опытно-экспериментальной работы в применением методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования;
- Обеспечена согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными и результатами обследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты исследования докладывались на Всероссийской научно -
практической конференции с международным участием «Андреевские
чтения» (Казань, 27 марта 2018г.); на итоговой научно-образовательной
конференции студентов Казанского федерального университета «ИНСК-
8
2018: Русская литература в диалоге традиций и культур» (Казань, 29 марта 2018г.); на зачетном научно-практическом семинаре по дисциплине «Intercultural communication» (Лодзь, 22 января 2019г.); на зачетном научнопрактическом семинаре по дисциплине «The culture component in language pedagogy» (Лодзь, 19 января 2019г.), а также апробировались в образовательном процессе на уроках литературы в 7-м классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №38» Ново-Савиновского района г.Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
- Хадыева З.Ж. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 6-х классов при изучении «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина/ Материалы итоговой научно-образовательной конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сборник тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т. 3: Институт
психологии и образования. Институт управления, экономики и финансов. Институт филологии и межкультурной коммуникации. Юридический факультет. - 310 с. (1с.).
Одним из предметных результатов изучения литературы в общеобразовательной школе является воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение [ФГОС ООО, п.4].
В 1 главе мы представили аналитический обзор изученной литературы по теме исследования: по теории коммуникации и коммуникативных компетенций, вопросам методического изучения лирики в среднем звене системы школьного образования, психологии соответствующего возраста учащихся.
Комплексное исследование коммуникативной компетентности представлено в работах А.И. Петрушина. По его мнению, коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и
поведенческий компоненты [Петрушин 2006: 41]. В.В. Горшкова под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей [Горшкова 2012: 75].
На ступени основного общего образования значимость формирования коммуникативной компетентности личности определяется и переходом обучающихся в новый возрастной период - подростковый.
В связи с этим мы рассмотрели содержание обучения литературе в средней школе. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль в преподавании литературы: исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления»,
интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.
Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Кроме того, развитие коммуникативной компетенции подростков в учебном процессе происходит с помощью учебного диалога.
Во второй главе мы путем эксперимента выявили уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся на констатирующем и контрольном этапах опытно -экспериментальной работы и представили результаты диагностики. Также мы разработали комплекс из 3 уроков по литературе с применением методик по формированию коммуникативных компетенций учащихся. Одной из основных методик стал учебный диалог.
Для определения уровня коммуникативной компетенции мы использовали метод анализа построения коммуникации подростков при работе в парах в разработанных нами ситуациях. Для сбора данных в нашем исследовании также использовался диагностический метод, позволяющий изучить особенности коммуникативных способностей подростков.
В комплекс методик нашего исследования вошли две методики. Первой послужил тест американского психолога М. Снайдера. Она позволяет оценить уровень коммуникативного контроля в общении. Второй методикой послужил тест «Умение излагать свои мысли». Данная методика дает возможность определить способности излагать свои мысли публично.
Программа экспериментального исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Базой исследования послужила МБОУ СОШ «.№38» Ново-Савиновского района города Казани. Участниками исследования являлись ученики 7А класса в количестве: 23 человек (контрольная группа) и 7Б класса в количестве 23 человек (экспериментальная группа).
По результатам диагностики учащихся по методикам определения уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся класса на констатирующем этапе опытно -экспериментальной работы отражены в таблицах в основном у учащихся преобладает средний уровень развития коммуникативных навыков. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативных умений подростков.
Для большинства детей характерны нарушения в различных составляющих коммуникативного развития, в частности в них, выявлены следующие недостатки: многочисленные повторения, возврат к ранее сказанному; шаблонность, то есть использование заученных формулировок; значительное количество необоснованных пауз в речи; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращение к другим многократным повторением «безадресного» сообщения; трудности в употреблении невербальных средств общения.
На формирующем этапе исследования мы разработали и провели методику формирования коммуникативной компетенции подростков. В экспериментальном классе уроки проводились, построенные на основе учебного диалога, для развития межличностного взаимодействия школьников. В контрольном классе уроки проводились без внесения нами изменений.
Также мы разработали методический комплекс, состоящий из 3 уроков, для учащихся 7-х классов на уроках литературы. В основе построения системы лежит аксиологический подход. Далее представлены темы уроков в их последовательной логике проведения.
1. Коммуникация в «Сказке о царе Салтане...» А.С.Пушкина».
2. Философские аспекты коммуникации в русской лирике: Евгений Боратынский и его «Водопад».
3. Метафорическая коммуникация: Федор Тютчев «Неохотно и
несмело».
Как следует из диаграммы 1, после проведения занятий в экспериментальной группе коммуникативная компетентность детей возросла. После эксперимента количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень коммуникативного контроля, увеличилось на 8% и на 13% соответственно, а имеющих низкий уровень - уменьшилось на 5%.
Также количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень умения излагать свои мысли, увеличилось на 4% и на 5% соответственно, а имеющих низкий уровень - уменьшилось на 9%.
Таким образом, использование предложенной нами методики использования учебного диалога позволяет эффективно воздействовать на формирование коммуникативной компетенции подростков.
На основе полученных результатов мы разработали рекомендации учителям по развитию и формированию коммуникативной компетенции на уроках литературы в 7 классе.
1. Создание психологически благоприятного климата на уроках в ходе учебно-воспитательного процесса.
2. Последовательное и систематическое использование диалогических методов на уроках.
3. Использовать на уроке работу в группах.
4. Реализовать на уроке педагогические условия организации учебного диалога для развития межличностного взаимодействия школьников, а именно:
- виды диалога ученик-ученик, ученик-коллектив, учитель-класс, ученик-учитель;
- методы работы в парах, беседа, спор, групповой диалог, дискуссия, вовлечение класса в активное обсуждение.
5. Применять на уроке построение структурно - логических схем и таблиц, диаграмм, синквейнов.
6. Осуществлять работу по подбору иллюстративного материала из текста художественного произведения.
В 1 главе мы представили аналитический обзор изученной литературы по теме исследования: по теории коммуникации и коммуникативных компетенций, вопросам методического изучения лирики в среднем звене системы школьного образования, психологии соответствующего возраста учащихся.
Комплексное исследование коммуникативной компетентности представлено в работах А.И. Петрушина. По его мнению, коммуникативная компетентность представляет собой комплексное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционально-мотивационный, когнитивный и
поведенческий компоненты [Петрушин 2006: 41]. В.В. Горшкова под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей [Горшкова 2012: 75].
На ступени основного общего образования значимость формирования коммуникативной компетентности личности определяется и переходом обучающихся в новый возрастной период - подростковый.
В связи с этим мы рассмотрели содержание обучения литературе в средней школе. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль в преподавании литературы: исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления»,
интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения.
Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Кроме того, развитие коммуникативной компетенции подростков в учебном процессе происходит с помощью учебного диалога.
Во второй главе мы путем эксперимента выявили уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся на констатирующем и контрольном этапах опытно -экспериментальной работы и представили результаты диагностики. Также мы разработали комплекс из 3 уроков по литературе с применением методик по формированию коммуникативных компетенций учащихся. Одной из основных методик стал учебный диалог.
Для определения уровня коммуникативной компетенции мы использовали метод анализа построения коммуникации подростков при работе в парах в разработанных нами ситуациях. Для сбора данных в нашем исследовании также использовался диагностический метод, позволяющий изучить особенности коммуникативных способностей подростков.
В комплекс методик нашего исследования вошли две методики. Первой послужил тест американского психолога М. Снайдера. Она позволяет оценить уровень коммуникативного контроля в общении. Второй методикой послужил тест «Умение излагать свои мысли». Данная методика дает возможность определить способности излагать свои мысли публично.
Программа экспериментального исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Базой исследования послужила МБОУ СОШ «.№38» Ново-Савиновского района города Казани. Участниками исследования являлись ученики 7А класса в количестве: 23 человек (контрольная группа) и 7Б класса в количестве 23 человек (экспериментальная группа).
По результатам диагностики учащихся по методикам определения уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся класса на констатирующем этапе опытно -экспериментальной работы отражены в таблицах в основном у учащихся преобладает средний уровень развития коммуникативных навыков. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативных умений подростков.
Для большинства детей характерны нарушения в различных составляющих коммуникативного развития, в частности в них, выявлены следующие недостатки: многочисленные повторения, возврат к ранее сказанному; шаблонность, то есть использование заученных формулировок; значительное количество необоснованных пауз в речи; неспособность оценивать высказывания других детей; замена обращение к другим многократным повторением «безадресного» сообщения; трудности в употреблении невербальных средств общения.
На формирующем этапе исследования мы разработали и провели методику формирования коммуникативной компетенции подростков. В экспериментальном классе уроки проводились, построенные на основе учебного диалога, для развития межличностного взаимодействия школьников. В контрольном классе уроки проводились без внесения нами изменений.
Также мы разработали методический комплекс, состоящий из 3 уроков, для учащихся 7-х классов на уроках литературы. В основе построения системы лежит аксиологический подход. Далее представлены темы уроков в их последовательной логике проведения.
1. Коммуникация в «Сказке о царе Салтане...» А.С.Пушкина».
2. Философские аспекты коммуникации в русской лирике: Евгений Боратынский и его «Водопад».
3. Метафорическая коммуникация: Федор Тютчев «Неохотно и
несмело».
Как следует из диаграммы 1, после проведения занятий в экспериментальной группе коммуникативная компетентность детей возросла. После эксперимента количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень коммуникативного контроля, увеличилось на 8% и на 13% соответственно, а имеющих низкий уровень - уменьшилось на 5%.
Также количество учащихся, имеющих средний и высокий уровень умения излагать свои мысли, увеличилось на 4% и на 5% соответственно, а имеющих низкий уровень - уменьшилось на 9%.
Таким образом, использование предложенной нами методики использования учебного диалога позволяет эффективно воздействовать на формирование коммуникативной компетенции подростков.
На основе полученных результатов мы разработали рекомендации учителям по развитию и формированию коммуникативной компетенции на уроках литературы в 7 классе.
1. Создание психологически благоприятного климата на уроках в ходе учебно-воспитательного процесса.
2. Последовательное и систематическое использование диалогических методов на уроках.
3. Использовать на уроке работу в группах.
4. Реализовать на уроке педагогические условия организации учебного диалога для развития межличностного взаимодействия школьников, а именно:
- виды диалога ученик-ученик, ученик-коллектив, учитель-класс, ученик-учитель;
- методы работы в парах, беседа, спор, групповой диалог, дискуссия, вовлечение класса в активное обсуждение.
5. Применять на уроке построение структурно - логических схем и таблиц, диаграмм, синквейнов.
6. Осуществлять работу по подбору иллюстративного материала из текста художественного произведения.



