Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики применения тестовых знаний на уроках биологии 6
1.1 История возникновения тестов 6
1.2 Понятие и методика тестового контроля 8
1.3. Виды тестов 9
1.4 Особенности педагогической диагностики обученности обучающихся на
уроках биологии 12
1.5 Возможности методики применения тестовых заданий у обучающихся на
уроках биологии 19
Глава 2. Эмпирическое исследование методики применения тестовых знаний на уроках биологии 33
2.1 Организация исследования 33
2.2 Анализ результатов исследования 34
Глава 3 Методическая часть 39
Заключение 54
Список использованной литературы 55
Приложения
Актуальность исследования методики применения тестовых заданий на уроках биологии. Диагностика и контроль считается значимой частью образовательного процесса, так как позволяет оценить эффективность применяемых средств и путей обучения, изучив возможные недочеты и разрешить выявленные недостатки. Не считая того, контроль стимулирует обучающихся к увеличению собственного уровня знаний, воспитывает в них нацеленность на результат. Педагогический контроль выполняется не стихийно, а в согласовании с определенным планом с помощью различных методов контроля. В педагогической практике в современном мире используется различные формы и метода текущего, промежуточного и итогового контроля: выборочного опроса, контрольная работа, зачет, экзамен, лабораторная работа, письменная работа и т.д. Одним из наиболее достоверных и широко применяемых в современном образовании методов контроля выступает тестирование.
В педагогическом процессе контроль делятся на несколько видов диагностики: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Тестирование обладает качеством, таким как объективность, простота и надежность оценки результата, возможность отслеживания динамики. На сегодня существует множество видов тестов и методик оценки их результата.
Изучением теории и практики теста изучали ученые В.С. Аванесова, К. Ингекамп, А.Н. Майорова, А.Г. Шмелева, В.А. Хлебникова. Метод тестирования появился в начале 20-го века в русле психологических исследований, в педагогике он находит все больше использование. Наиболее масштабным тестированием в образовании является ЕГЭ и ОГЭ. Контроль- измерительные материалы каждый год претерпевают различные изменения, вносятся коррективы в структуру теста и формулировку заданий, все еще продолжают звучать упреки в адрес данного метода оценки как со стороны преподавателей, так и со стороны специалистов и ученых.
Тем не менее, метод тестирования широко используется в диагностике. Под тестом мы пониманием проверку, оценку параметра с помощью заранее подготовленных заданий и ключа к ним, позволяющих оценить уровень развития измеряемого параметра. Специфичность тестирования на уроках в школе состоит в оценки практических навыков обучающихся и теоретических знаний. В связи с этим возникает вопрос достоверности и эффективности предоставленного метода педагогического контроля. Это обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования - диагностика уровня сформированности предметных результатов обучающихся на уроках по биологии.
Предмет исследования - тестирование как метод педагогической диагностики на уроках биологии.
Цель исследования: исследовать методику применения тестовых знаний на уроках биологии.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы использования метода тестирования.
2. Выявить специфику применения данного метода на занятиях по биологии.
3. В ходе экспериментальной работы изучить методику тестовых заданий обучающихся на уроках биологии.
Теоретико-методологическая основа исследования: современные
теории системы организации контроля в педагогической деятельности П.С. Гершунского, Г.Н. Серикова, В.П. Симонова, В.С. Татьянченко, П.И. Третьякова, П.В. Худоминскогго и других; теоретические исследования метода тестирования в педагогическом контроле Ю.К. Бабанского, Р.А. Инне, С.А. Репина, Г.Н. Серикова и других; концептуальные положения обученности обучающихся Б. Блум, Н.Я. Конфидератова, В.П. Симонова, В.П. Беспалько, В.Н. Максимовой, Т.И. Дормидоновой и других.
Методы исследования:
Наблюдение (получение конкретного фактического материала, характеризующего особенности предмета исследования)
Анкетирование (получения данных об эффективности применения объекта исследования)
Изучение работ обучающиеся (получение данных, отражающих индивидуальность каждого учащегося, отношение к работе, наличие способностей)
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Под обученностью мы понимаем результат овладения учащимся системой знаний, умений и навыков, установленных образовательным стандартом. Обученность рассматривается также, как достигнутый на момент диагностирования уровень реализации намеченной цели.
Педагогический контроль является важным компонентом всего образовательного процесса, который оказывает значительное влияние не только на результат, но и на ход обучения и воспитания. В связи с этим, вопросы контроля качества обученности были и остаются значимыми проблемами для педагогической науки и практики.
Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого делают вывод о знаниях, умения, навыки (способности, профессиональную пригодность, одаренность и т.д.) того, кого испытывают.
В современной литературе выделяют три основных подхода к педагогического тестирования.
Предметно-педагогический подход. Задача тестирования при таком подходе заключается в выяснении, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены. Тест состоит из большого количества задач, обязательным условием является достаточно полное, исчерпывающее определение содержания дисциплины.
Критериально-ориентированный подход. Задача - проверить, насколько ученик усвоил необходимый объем знаний, умений и навыков, который выступает в качестве заданного стандарта или критерию усвоения (аттестация). В этом случае достаточно не слишком большое количество задач в области, ограничено конкретным стандартом или уровнем (критерием) знаний.
Нормативно-ориентированный подход. Здесь задача не столько оценить полноту знания, как определить (рейтинг) каждого из испытуемых. Требуется сравнительно небольшая, но достаточное количество задач, что обеспечит хорошую дисперсию результатов.
В современной теории и практике тестового контроля насчитывается более 20 разновидностей тестов: в зависимости от цели, характера и функций контроля, характера, формы ответа. Как правило, распространенное среди преподавателей толкование понятия «тест» связано с упрощенным вариантом его определения как «выбора одного ответа из нескольких предложенных к вопросу».
Традиционным тестом является стандартизированный метод диагностики уровня знаний и умений обучаемых.
Тесты как инструмент контроля выполняют ряд функций, большинство которых традиционные для контроля: диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, управленческую и прогностическую.
Практика показала следующие преимущества тестирования над другими формами контроля знаний: в течение довольно ограниченного времени может быть проверенное качество знаний, навыков у большого количества обучающихся; самоконтроль; знания оценивают объективно; внимание обучающихся фиксируется не в формировании ответа, а на осмыслении ее сути; создаются условия для постоянной обратной связи между обучающимися и преподавателем; высокая технологичность проверки результатов тестирования; независимость результатов тестирования от субъективного мнения тех, кто проверяет.
Однако тестовый контроль знаний имеет и существенные недостатки: вероятность случайного выбора правильного ответа; возможность при применении тестов закрытого типа оценить только конечный результат (правильно - неправильно), в то время как сам процесс, приведший к нему, не раскрывается; психологический недостаток - стандартизация мышления без учета уровня развития личности; большая затрата времени на составление необходимого «банка» тестов, их вариантов, трудоемкость процесса; тесты не способствуют развитию речи.
Итак, тестирование - многофункциональный метод, который позволяет быстрее понять, как лучше дальше работать со учеником, а также помогает преподавателю скорректировать курс обучения.
Для определения эффективности метода тестирования как средства педагогического контроля обученности обучающихся в СОШ №3 г.Елабуга было проведено экспериментальное исследования. Объем выборки - 37 учащихся 10-х классов.
Программа формирующего этапа эксперимента предполагала внедрение в практику преподавания биологии в экспериментальной группе систематического использования метода тестирования.
Были использованы следующие методы тестирования. Для закрепления материала в начале урока проводилось экспресс-тестирование. Тесты использовались для активизации изучения нового материала. Результаты такого тестирования разбирались совместно с обучаемыми. Для формирования практических умений и навыков использовались тесты, совмещенные с практическими упражнениями, например, одевание на время противогаза. В конце урока всегда проводился тест на изучение нового материала. Также применялись методы составления тестов учениками, взаимооценки и т.д.
Результаты эмпирического исследования показали, что метод тестирования как способ диагностики обеспечивает повышение уровня мотивации, познавательной активности и обученности.
На основании выводов сформулированы следующие рекомендации:
- в образовательной деятельности обучающихся целесообразно применять метод тестирования как средство педагогического контроля обученности биологии;
- средства контроля должны соответствовать трем уровням обученности, требованиям ФГОС и учебным программам;
- для объективного оценивания качества использовать показатели качества обученности, измерения, предложенные в данном исследовании.
1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. - М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 2016. - 330 с.
2. Балыкина, Е.Н. Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний / Е.Н. Балыкина. - Минск: БГУ, 2012. - 131 с.
3. Балыхина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Балыхина. - М.: Педагогика, 2010. - 423 с.
4. Бахмутский, А.Е. Мониторинг обученности, развития мышления и комфортности учебного процесса / А.Е. Бахмутский // Директор школы. - 2014. - № 1. - С. 3-15.
5. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингнкамп. - М.: Педагогика, 2011. - 240 с.
6. Куклин, В.Ж. О компьютерной технологии оценки качества знаний / В.Ж. Куклин, В.И. Мешалкин, В.Г. Наводнов, Б.А. Савельев // Высшее образование в России. - 2013. - №3. - С. 146-153.
7. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А.Н. Майоров. - М.: Педагогика, 2011. - 175 с.
8. Майоров, А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование / А.Н. Майоров. - СПб.: Образование и культура, 2016. - 304 с.
9. Наследухов, Д.С. Дидактические материалы. биологии. 10-11 классы (учебники под ред. В.П. Воробьёва) / Д.С. Наследухов. - М.: АСТ, 2012. - 211 с.
10. Родионов, Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании / Б.У. Родионов, А.О. Татур. - М.:Педагогика, 2015. - 335 с.
11. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - М.: Педагогика, 2007. - 289 с.
12. Латчука) / В.Г. Соловьев. - М.: «Дрофа», 2013. - 170 с.
13. Тупикин, А.К. Тематический контроль по курсу биология. 10-11 классы. / А.К. Тупикин. - М.: «Интеллект-центр», 2011. - 178 с.
14. Хлебников, В.А. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы / В.А. Хлебников, Т.Г. Михалева // Школьные технологии. - 2009. - №1-2. - С. 213 - 219.
15. Хубаев, Г.О. О построении шкалы оценок в системах тестирования / Г.О. Хубаев // Высшее образование в России. - 2016. - №1. - С. 122-125.
16. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов / М.Б. Челышкова. - М.: Педагогика, 2011. - 225 с.
17. Шмелев, А.Г. Адаптивгное тестирование знаний в системе «Телетестинг» / А.Г. Шмелев, А.И. Бельцер. - М.: Педагогика, 2011. - 345 с.
18. Шмелев, А.Г. Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от
фальсификаций /А.Г. Шмелев. - М.: Педагогика, 2012 . - 241 с.
19. Щапов, А. Тестовый контроль в системе рейтинга /А. Щапов, Н. Тихомирова, С. Ершиков, Т. Лобова // Высшее образование в России. - 2015. - №3. - С. 100-102.
20. Храмов, Н.И. Преподавание биологии в школе и средних специальных образовательных учреждениях. / Н.И. Храмов. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 422 с.