ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ДЭБЦ Г. НИЖНЕКАМСКА 7
1.1. Структура ДЭБЦ г. Нижнекамска 7
1.2. Направления экологического образования и воспитания учащихся в ДЭБЦ 11
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДЭБЦ 19
2.1. Современные инновационные технологии в образовании 19
2.2. Лэпбук как инновационная технология проектной деятельности 25
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЭПБУКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ В ДЭБЦ 35
3.1. Практическая значимость инновационной технологии. Сравнение с традиционными формами обучения 35
3.2. Апробация полученных знаний с применением различных методик преподавания 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ЛИТЕРАТУРА
Дополнительное эколого-биологическое образование детей - необходимое звено в воспитании гармоничной личности. В настоящее время обучающиеся получают в образовательных учреждениях экологические знания в минимальном размере, так как знания по экологии интегрированы в учебные предметы естественного цикла, программа которых в последние годы сокращена в два раза. В концепции Федеральной программы развития образования (до 2020 г.) подчеркивается, что основной целью дополнительного образования является создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности ребенка; создание условий для активного включения подростков в социально-культурную жизнь общества, обеспечение конкурентоспособности на рынках дальнейшего образования и труда [15, с.17]. Основная деятельность по экологическому образованию и просвещению России сосредоточена вокруг станций юных натуралистов или эколого-биологических центров. И их деятельность не должна уступать деятельности основных образовательных учреждений. Именно поэтому, я решила провести исследование в ДЭБЦ.
Известный наш педагог В.А. Сухомлинский утверждал и словом, и делом, что природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания. Теперь эта необходимость особенно очевидна и касается она не только школы и родителей, а также эколого-биологических центров. Ведь без их поддержки и участия, школе очень трудно справиться с любой воспитательной задачей [9, с.15].
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. обучающиеся должны ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации [14, с. 12].
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Им важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу с учащимися, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, ориентируясь на требования ФГОС образования [6, 162-164].
В связи с внедрением ФГОС начального, а затем и среднего образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности.
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено.
Как же сделать так:
• чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
• чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
Одной из современных технологий является сравнительно новое инновационное средство обучения - лэпбук. По мнению авторов-разработчиков лэп- бук представляет собой тематическую папку, в которую помещены материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены различные мини книжки-раскладушки с кармашками, окошками, дверками, вкладками и подвижными деталями. Авторы делают акцент на том, что лэпбук - это отличный способ закрепить определенную тему с учащимися, повторить пройденный материал. Однако, как нам видится, его можно использовать не только при обобщении изученного, но и при освоении детьми нового содержания. Тогда при создании лэпбука ребенок учится самостоятельно собирать и систематизировать познавательную информацию.
Данная тема является актуальной, так как каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Она поможет освоить и использовать учителям и работникам дополнительного образования в своей работе совершенно новую, интересную технологию - лэпбук.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что инновационная технология в сравнении с традиционными формами обучения позволяет добиться лучшего усвоения материала на практике и является лучшей формой представления итога работы.
Г ипотеза заключается в том, что использование преподавателями лэпбу- ка на занятиях может положительно влиять на уровень качества полученных знаний обучающихся.
Целью данной работы являлось изучение опыта и реализации инновационной технологии лэпбук как средства формирования экологических знаний учащихся ДЭБЦ г. Нижнекамска.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. изучить существующие направления экологического образования и воспитания учащихся в ДЭБЦ;
2. рассмотреть возможность внедрения новой технологии наряду с традиционными формами обучения;
3. оценить результаты деятельности экологического образования и воспитания учащихся ДЭБЦ с применением новой технологии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. Текст основной части изложен на 48 страницах. Работа проиллюстрирована 9 рисунками и включает 2 таблицы. Библиография содержит 28 наименований.
В современном обществе возрастает потребность в людях с неординарным мышлением, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования. Позволяет давать обучающимся не только знания предмета, но и обучает их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
Целью данной работы являлось изучение опыта и реализации инновационной технологии «лэпбук» как средства формирования экологических знаний учащихся ДЭБЦ г. Нижнекамска. Мы изучили существующие направления экологического образования и воспитания учащихся в ДЭБЦ. Центр ведет свою деятельность по четырем направлениям дополнительного образования: экологобиологическое, художественно-эстетическое, естественнонаучное, туристкокраеведческое. Эти направления реализуются в ходе проведения различных мероприятий, акций, исследовательских работ и проектов. Взяв во внимание различные формы проведения занятий, мы рассмотрели возможность внедрения новой технологии наряду с традиционными формами обучения.
Опираясь на требования ФГОС, мы учли тот фактор, что задача современного педагога: не преподносить ученику готовые знания, а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно- ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности [22]. Одним из таких инновационных способов развития ребенка школьного возраста является использование в деятельности оригинальных методических пособий, которые называются «лэпбук». Применяя в своей работе технику создания лэпбука, появляется возможность подготовить такую личность, которая соответствует современным требованиям ФГОС. Для оценки результатов деятельности с применением данной технологии, нами была проведена опытноисследовательская работа, которая проводилась в двух группах: экспериментальной и контрольной.
Исследование проходило на базе Детского эколого-биологического центра г. Нижнекамска Республики Татарстан. В эксперименте участвовало 30 детей в возрасте 12-13 лет.
Процесс исследования включал в себя два этапа:
На первом этапе занятие в контрольной группе проводилось по традиционной методике преподавания, в экспериментальной, с использованием инновационной технологии лэпбук. На втором этапе была осуществлена диагностика уровня знаний пройденного материала в обеих группах в виде тестового задания, включающего 16 вопросов.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что уровень усвоения знаний в процессе познавательной деятельности стал выше у учащихся той группы, занятие, в которой проводилось с использованием нетрадиционной методики обучения. В экспериментальной группе число воспитанников с низким уровнем знания (Q<0,7) стало меньше на 33,3%, а со средним (Q=0,7) и высоким уровнем знания (Q>0,7) увеличилось, соответственно, на 13,3 и 20%.
В контрольной группе после обычного занятия также произошло увеличение коэффициента усвоения материала у детей с высоким уровнем на 13%. Число детей со средним уровнем знания не изменилось, а с низким уровнем уменьшилось на 13,4%.
Таким образом, после проведения эксперимента можно отметить значительную разницу уровня знаний обучающихся в двух группах. Кроме этого, такая форма проведения занятий позволяет использовать разные формы организации деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, парная). Благодаря
использованию такой технологии на уроках происходит активизация деятельности обучающихся, развитие творческих способностей, формирование и развитие познавательного интереса, наблюдательности, внимания, мышления и памяти. Повышается как уровень, так и качество усвоения материала. Лэпбук побуждает мотивацию у учащихся к познавательной деятельности, особенно по проектированию, создает более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает напряжение при общении с учителем, открывает творческое пространство, благодаря которому увеличивается число качественных и интересных работ. Эта форма работы стимулирует не только учащихся, но и привлекает педагогов в большей степени из-за повышения производительности его труда и культуры.
Данный эксперимент подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что использование преподавателями лэпбука на занятиях, положительно влияет на уровень качества полученных знаний обучающихся. Дети данной возрастной категории лучше воспринимают визуальную информацию об окружающем мире, нежели текстовый материал.
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. - М.: Просвещение, 1984. - 296 с.
2. Богоявленская А.Г. Активные формы и методы обучения биологии. - М.: МГУ, 2011. - 98 с.
3. Беспалько В.П. Опыт разработки и использование критериев качества усвоения знаний // Советская педагогика. 1968. - 128 с.
4. Бурганова Н.Т., Мухарлямова М.И. Инновационная технология «Лэпбук» как средство формирования компетенции обучающихся в условиях реализации федерального государственного основного стандарта. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ КФУ, 2016. - 84 с.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: ПсихоЛогос, 2011. - 400 с.
6. Гатовская Д.А. Проблемы и перспективы развития образования // Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164.
7. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 86 с.
8. Десятерик Ю.Е., Марченко М.В. Методические материалы «Тесты в образовательном процессе»: сборник методических материалов. - Таганрог: Изд-во Педагогического лицея, 2015. - 28 с.
9. Гусынин В.А., Балашов И.Т. Природа и мы. - М.: Просвещение,1991. - 67 с.
10. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Книга по требованию, 2013. - 240 с.
11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. - М. Просвещение, 2011. - 223 с.
12. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В
2- х книгах. - Книга 1. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 411 с.
13. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В
2- х книгах. - Книга 2. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 496 с.
14. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб: ГУПМ, 2003. - 48 с.
15. Концепция «Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
16. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): учебное пособие. - М.: Март,
2013. - 368 с.
17. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. - М.: Школьные технологии, 2014. - 18 с.
18. Материалы ДЭБЦ г. Нижнекамска за 2016-2018 гг.
19. Необычные формы и методы активизации познания / под ред. Л.Ю. Ганич. - М., Школа-Пресс, 1998.
20. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М.: АСТ, 2014. - 240 с.
21. Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
22. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Росакадемия образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
23. Шиитов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012 - №3. - 62 с.
24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Академия, 2013. - 126 с.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 384 с.
26. Электронное образование в республике Татарстан. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/nkamsk/page1671.htm (дата посещения: 25.01.2019.)
27. Фонов Д.В. Международный образовательный портал МААМ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki (дата посещения: 13.03.2019)
28. Александр Любимов. Тренинговый центр. [Электронный ресурс]. URL: https://trenings.ru/materialy/skhemy/1405-skhema-piramida-obucheniya.html (дата посещения: 22.04.2019)