Введение ^
1. Теоретические основы организации и проведения налогового 8 контроля за физическими лицами в России
1.1. Понятие и сущность налогового контроля за физическими 8 лицами в России
1.2. Формы и методы налогового контроля за физическими лицами 15
1.3. Историческое развитие налогового контроля за физическими 21 лицами в России
1.4. Зарубежный опыт организации налогового контроля за 28 физическими лицами
2. Организация и проведение налогового контроля за физическими 39 лицами в России
2.1. Анализ налоговых поступлений и налоговой задолженности по 39 налогам, взимаемым с физических лиц в России
2.2. Практика проведения налоговых проверок физических лиц 54 налоговыми органами
3. Совершенствование организации и проведения налогового 68
контроля за физическими лицами в России
3.1. Тенденции развития налогового контроля за физическими 68
лицами при проведении налоговых проверок
3.2. Возможности применения зарубежного опыта организации и 79
проведения налогового контроля за физическими лицами в России Заключение 91
Список использованных источников 99
Осуществление контроля за сбором налогов является одним из ключевых звеньев, обеспечивающих пополнение казны бюджета любого государства. Поэтому огромную роль играют налоговые органы страны. Именно благодаря им осуществляется достоверный и своевременный сбор налогов, реализуются функции, возложенные на налоговую систему. Налоговый контроль направлен на всех субъектов экономики: как на юридических, так и на физических лиц. В данной работе будет рассмотрен контроль лишь за физическими лицами в силу его большей актуальности и применяемости.
Предмет налогового контроля за физическими лицами представляет собой налоговые правоотношения, возникающие между государством и налогоплательщиками по поводу полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Субъектами налогового контроля являются Федеральная налоговая служба, таможенные органы, органы МВД. При этом каждый субъект обладает уникальными функциями, благодаря которым налоговый контроль осуществляется наиболее полным и всесторонним образом. Под объектом налогового контроля за физическими лицами понимается совокупность налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.
Налоговый контроль осуществляется в целях выявления налоговых правонарушений, а также обеспечения неотвратимости привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Для осуществления данных целей в рамках налогового контроля необходимо обеспечить проведение проверок за правильностью исчисления и уплаты налогов, предупреждение налоговых правонарушений и обеспечение возмещения ущерба, нанесенного государству в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей.
Налоговый контроль представляет собой целенаправленную деятельность налоговых органов, в чьи обязанности входит исполнение нескольких задач.
Прежде всего, это регулирование экономики на государственном уровне и надзор за соблюдением налогового бюджета. Именно налоговый контроль обеспечивает пополнение казны государства финансовыми средствами. При этом методы и формы контроля находятся в постоянном совершенствовании. Кроме того, путем исследования объекта, выделения оснований для дополнительных налоговых влияний в бюджет налоговый контроль обеспечивает регулирование качественного исполнения должностными лицами своих обязанностей в сфере правильного налогообложения физических лиц.
Существует два основных направления контрольной работы налоговых органов. Первое — это камеральные и выездные проверки налогоплательщиков. Решения по таким проверкам принимаются в соответствии со ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Второе направление — это все остальные мероприятия контроля, которые осуществляет налоговая служба (проверка соблюдения порядка постановки на учет в налоговом органе, сроки представления бухгалтерской и налоговой отчетности и пр.). Эти мероприятия налогового контроля проводятся в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ.
В связи с тем, что налоговое законодательство идет в ногу со временем, беспрестанно подвергается изменениям, проблема организации и проведения налогового контроля является актуальной. Это говорит о том, что в постоянно меняющемся мире могут возникать пробелы, открытые для правонарушителей. Однако своевременное урегулирование спорных вопросов, а также постоянный контроль за соответствием законодательства действующим реалиям способен исправить ситуацию.
В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Также немаловажно соблюдать баланс интересов государства и предпринимательства, снижать давление на добросовестных налогоплательщиков, с одной стороны, с другой - не допускать сознательного уклонения от уплаты налогов.
Практика показывает, что на сегодняшний день налоговые органы осуществляют выездные налоговые проверки только в том случае, если в их действиях просматриваются признаки схем уклонения от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь проверками охвачен только один налогоплательщик из 100. В странах ОЭСР этот показатель составляет 3%. Если раньше результативными были только 60% проверок, то сейчас нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются более чем в 99% выездных налоговых проверок.
Поэтому становится актуальным вопрос о том, как налоговые органы достигают таких высоких показателей, а также, какие методы еще можно использовать, чтобы добиться более высоких результатов, достичь решения проблем с появляющимися пробелами в законодательстве.
Особенностью данного вопроса является то, что тема, связанная с налоговым контролем и его развитием в России, тесно связана не только с экономикой, но и с юриспруденцией, историей, политологией и философией. В представленной выпускной квалификационной работе использованы труды ведущих ученых в области финансового и налогового права, имеющие основополагающее значение для изучения сущности налогового контроля, и, прежде всего работы А.В. Брызгалина, Н.В. Васильевой, Н.Д. Мамедова, О.С. Жуковой, О.Б. Ивановой, Т.Р. Казарян, А.К. Мартазанова, М.С. Морозова, Е.Р. Мухиной, А.А. Пантелеевой, В.Л. Рыкуновой, А.Л. Савельевой, Д.Д. Сайдулаева, И.Х. Агаева, Г.Я. Чухниной, Ю.С. Щербакова.
В данной работе рассматривается налоговый контроль за физическими лицами в силу его обширности и актуальности. Подчеркивая эти качества проблематики налогового контроля за физическими лицами, стоит учесть тот факт, что отчасти благодаря корректным и эффективным действиям налоговых органов правонарушения в сфере налогов выявляются на достаточно высоком уровне.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы - изучить и проанализировать организацию и проведение налогового контроля за физическими лицами на примере осуществления такового в России и, в частности, в Республике Татарстан.
К задачам выпускной квалификационной работы можно отнести:
— исследование понятия и сущности налогового контроля за физическими лицами в России;
— анализ форм и методов налогового контроля за физическими лицами в России;
— рассмотрение исторического развития налогового контроля за физическими лицами в России;
— проведение исследования зарубежного опыта организации налогового контроля за физическими лицами;
— анализ налоговых поступлений и налоговой задолженности по налогам, взимаемым с физических лиц в России;
— рассмотрение практики проведения налоговых проверок
физических лиц налоговыми органами;
— выявление тенденций развития налогового контроля за физическими лицами при проведении налоговых проверок;
— применение зарубежного опыта организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в России.
Объект исследования - общественные отношения в сфере организации налогового контроля за физическими лицами, предмет исследования - нормы финансового права, регулирующие общественные отношения в области реализации полномочий и контрольных функций налоговых органов.
При написании работы использовались следующие методы: сравнительный анализ, анализ экономической литературы, моделирование, обобщение и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются понятие и сущность, формы и методы, историческое развитие налогового контроля за физическими лицами в России. Во втором разделе - анализ налоговых поступлений и налоговой задолженности по налогам, взимаемым с физических лиц в России, а также практика проведения налоговых проверок физических лиц налоговыми органами. В третьем разделе представлены тенденции развития налогового контроля за физическими лицами при проведении налоговых проверок и возможности применения зарубежного опыта организации и проведения налогового контроля за физическими лицами в России.
Финансовый контроль представляет собой один из важных элементов бюджетного процесса, обеспечивает целостность и правомерность осуществления государственной финансовой системы. Государственный финансовый контроль нацелен на успешную реализацию финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, а также на эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов экономики страны.
Одним из самых значимых элементов государственного управления является налоговый контроль. Благодаря выверенному действию механизмов, входящих в его состав, государство стремится наилучшим образом осуществить возложенные на него функции по сбору и использованию налогов. Обозначение налогового контроля характеризуется как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был сделан вывод о том, что налоговый контроль представляет собой целенаправленную деятельность налоговых органов, в чьи обязанности входит исполнение нескольких задач. Прежде всего, это регулирование экономики на государственном уровне и надзор за соблюдением налогового бюджета. Именно налоговый контроль обеспечивает пополнение казны государства финансовыми средствами. При этом методы и формы контроля находятся в постоянном совершенствовании. Кроме того, путем исследования объекта, выделения оснований для дополнительных налоговых влияний в бюджет налоговый контроль обеспечивает регулирование качественного исполнения должностными лицами своих обязанностей в сфере правильного налогообложения физических лиц.
Подробно рассмотрев формы, виды налогового контроля, быдл проанализировано, какие наиболее оптимальные сочетания методов осуществляемого контроля обеспечивают наибольшую его эффективность. В совокупности они способствуют достижению главных задач налогового контроля, таких как обеспечение своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет в полном объеме, выявление налоговых правонарушений, а также их пресечение, содействие верному ведению налогового и бухгалтерского учета. Так, налоговый контроль определяется как совокупность мероприятий, проводимых налоговыми органами в целях выявления нарушений существующих налоговых норм. Такой контроль осуществляется на основе ряда принципов, гарантирующих налогоплательщикам соблюдения их прав
В выпускной квалификационной работе был исследован путь исторического развития органов налогового контроля в России и сделали вывод, что единственным постоянным методом взимания налогов в нашей стране была и остается система принудительных мер. Так сложилось, что основным инструментом, побуждающим уплату налогов, являются меры принуждения, которые могут быть применены Россией. Благодаря принятию Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговое производство начало формироваться как самостоятельный институт налогового права. Однако в связи с тем, что в России существовало множество разрозненных предписаний, то некоторые разделы налогового контроля превращались в область пробелов. Особенно значимым вопросом в данном случае является как раз проблема устранения таких пробелов и недостатков, существующих в системе налогового законодательства. При совершенствовании имеющихся процедур в долговременном периоде рассматривается соответствие налогово-правовых норм проблемам XXI века.
Кроме своего собственного пути развития налогового контроля, были рассмотрены и зарубежные особенности проведения налогового контроля. Так, сравнивая элементы осуществления налогового контроля за физическими лицами в России и Японии, можно сделать вывод, что японская налоговая система имеет более централизованный характер, администрирование - более жесткий и ограниченный рамками закона характер. Тем не менее, это совсем не свидетельствует о том, что Федеральная налоговая служба России не регламентируется нормами закона. У российских налоговых органов больше возможности основываться на индивидуальном подходе к каждому налогоплательщику, а значит, и большая вероятность результативности действий. Сравнение налоговых систем контроля Японии и России также говорит о том, что государственная система основана, в первую очередь, на менталитете страны.
Подводя итог сравнения налоговых систем России и США, можно сделать вывод, что в отношении некоторых аспектов деятельности система контроля в США имеет ряд преимуществ. К ним можно отнести особый уровень взаимодействия с налогоплательщиками. Кроме того, это активная пропаганда путем СМИ отторжения любых форм ухода от уплаты налогов, в связи с чем и отмечается такой высокий уровень законопослушности граждан в сфере налогообложения. Рассмотрев характерные черты налогового контроля Франции, можно сделать вывод, что здесь есть ряд особенностей, использование которых нашей налоговой системой позволило бы увеличить законопослушность налогоплательщиков. Одной из подобных особенностей является гласность налоговых правонарушений. Возможно, данное качество повысило бы налоговую грамотность российских налогоплательщиков и ответственность перед своим государством по выполнению своих конституционных обязательств.
Сравнивая системы налогового контроля в Германии и России, можно прийти к выводу, что ряд особенностей немецкой системы повторяются и в российской. Кроме того, они не сильно отличаются от характеристик, рассмотренных в результате анализа предыдущих трех стран. Конечно, в каждой стране существуют те или иные особенности, которые можно внедрить в систему налогового контроля нашей страны для еще большего повышения эффективности. Однако следует учитывать менталитет нашей страны и тот факт, что не все особенности могут быть приняты у нас. Стоит также отметить, что налоговый контроль большинства стран имеет схожие черты в силу глобализации и возникновения новых международных проектов, в соответствии с которыми государства-участники должны иметь схожую систему налогообложения и контроля. Поэтому зарубежный опыт организации налогового контроля актуален лишь в некоторых конкретных областях такого контроля, и лишь при учете особенностей нашей собственной налоговой системы.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены статистические данные налоговых поступлений и налоговой задолженности по следующим налогам: налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество, транспортному и земельному налогу, взимаемых с физических лиц за период с 2014 по 2018 года. И можем сделать вывод, что за этот период видна динамика стабильного роста налоговых поступлений по каждому из видов налога. Так, наибольшая тенденция роста в рамках России заметна по налогу на имущество физических лиц, причем наибольшим образом этот рост обусловлен изменением объекта налогообложения и переходом на учет по кадастровой стоимости. По сравнению с изначальным значением, сумма налога увеличилась почти в два раза. Что касается статистики налоговых поступлений в пределах нашего региона, то налог на имущество также является лидирующим. За 5 лет количество налоговых поступлений возросло больше, чем в два раза.
При этом интересно и то, что, анализируя налоговую задолженность по тем же видам налога, следует отметить, что наибольшая динамика роста также принадлежит налогу на имущество физических лиц, что лишний раз подтверждает обусловленность роста конкретного показателя по данному виду налога объективным фактором. Поэтому при статистическом анализе налоговых показателей важно оценивать все имеющие влияние факторы, а также искать и применять соответствующие меры для улучшения налоговой обстановки. Помимо показателя, относящегося к задолженности на уровне региона, возрастает и общероссийский показатель отношения задолженности к доходам. Так, глава Федеральной налоговой службы оценил работу с задолженностью с положительной стороны и отметил, что показатель достигает значения 7,4%. За последние пять лет — это лучшее значение.
В данной работе в рамках налогового контроля было также проанализировано взаимодействие налоговых органов с иными государственными органами. По данным исследования можно сделать вывод, что основное влияние на контрольные мероприятия над физическими лицами осуществляется именно со стороны МВД. Кроме того, взаимодействие данных органов проявляется главным образом в процессе проведения выездных налоговых проверок. Дополнительной причиной, из-за которой порой полицейские могут быть привлечены в процесс проведения проверок, это обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов. Совместная работа двух ведомств, таких как ФНС РФ и МВД РФ, при проведении совместных налоговых проверок, нацелен не только на своевременную уплату налогов и сборов и их обязанности по уплате, а также в недопущении нарушений налогового законодательства РФ, и в осуществлении экономической стабильности и безопасности государства.
Также была проанализирована статистика проведенных налоговых проверок за последние 5 лет и можно сделать вывод о высоком уровне выявления правонарушений как в России, так и в пределах Республики Татарстан. При этом, количество проведенных проверок существенно снижается, из чего следует вывод о том, что налоговые органы с большой избирательностью осуществляют выбор сложных налогоплательщиков, у которых с наибольшей вероятностью может быть выявлено налоговое правонарушение. Кроме того, это является подтверждением, что с каждым годом все лучшим образом демонстрируется реализация принципов налогового права и Концепции планирования выездных налоговых проверок. Исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о большой роли эффективности налоговых проверок и верной избирательности субъектов для проведения выездных налоговых проверок. Кроме того, не малозначимую роль в данному случае играют государственные органы, сопутствующие раскрытию налоговых правонарушений и способствующие более быстрому взысканию налоговых задолженностей в бюджет. В целях совершенствования процедуры проведения налоговых проверок и повышения их результативности необходимо повысить уровень анализа сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов, продолжить дальнейшее совершенствование системы проведения проверок, форм и методов, проводимых выездных налоговых проверок, а также регулярно повышать профессиональную подготовку кадров.
Рассматривая современные тенденции развития налогового контроля в России, было замечено, что в нашей стране происходит постоянная работа над налоговым законодательством и сферами, с ним связанными. Так, было рассмотрены влияние действия автоматического обмена информацией по счетам граждан. В скоро времени доходы бюджета пополняться благодаря вступлению России в данную конвенцию. К настоящему времени в России уже появляются судебные решения против налогоплательщиков со ссылкой на план BEPS. В числе ближайших перспектив, в первую очередь, - раскрытие усилиями налоговой службы бенефициаров, процессы автоматического обмена банковской информацией по зарубежным счетам российских бенефициаров. Также был проанализирован нововведенный налог на профессиональный доход. Нововведенный режим демонстрирует постоянную работу над налоговой политикой страны, развитие налоговых режимов в соответствии с актуальными проблемами того или иного времени. При этом, постепенное внедрение позволяет узнать о возникающих трудностях и сложностях нововведений и вовремя их устранить.
Проанализировав последние нововведения, изменения налогового законодательства, а также особенности налогового контроля в России, можно предложить ряд мер по совершенствованию налогового контроля за физическим лицами в России:
1. Целесообразно развивать постоянный обмен информацией с иностранными государствами - участниками программы BEPS. Для эффективного использования полученной информации рекомендуется разработать информационную систему, либо предусмотреть закономерности (алгоритмы) в рамках программы АИС «Налог 3», позволяющие анализировать данные, получаемые в рамках реализации программы BEPS в режиме реального времени.
2. В связи с отсутствием контроля за расходами физических лиц, целесообразно разработать специальный порядок определения налоговых обязательств физических лиц на основании их расходов и обобщенных показателей уровня жизни. Во многих странах мира при явном несоответствии расходов физического лица полученным доходам налоговые органы доначисляют налоги. В связи с этим для выявления случаев уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов, с учетом прошлого опыта налогового контроля в России, а также с учетом того, как это реализуется в зарубежных странах, целесообразно ввести контроль за расходами физических лиц и разработать методику определения налоговых обязательств физического лица на основании показателей его уровня жизни.
3. Рекомендуется проводить комплекс мероприятий по повышению налоговой грамотности населения, что будет способствовать сокращению случаев уклонения от уплаты налогов физическими лицами, а также эффективности проводимого налогового контроля за данной категорией налогоплательщиков. В связи с этим предлагается введение в высших и средних учебных заведениях независимо от направления подготовки специальный курс по налоговому праву. Кроме того, развитию налогоплательщиков-физических лиц способствует распространение обучающих и информирующих коротких видеороликов, которые в настоящее время создаются ФНС и публикуются на ее официальном сайте, а для развития этой идеи предлагается распространение таких видеороликов посредством трансляции в торговых центрах, по телевидению в рекламное время, а также размещение информационных материалов на рекламных стендах.
Таким образом, реализация предложенных мер позволит существенно повысить качество и эффективность налоговых проверок физических лиц, в частности, и налогового контроля за этой категорией налогоплательщиков, в целом. А это, в свою очередь, поспособствует повышению налоговых поступлений в бюджетную систему.
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019 N 125-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998.- №31. - Ст. 3824.
2. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 N 422-ФЗ. [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308390/
3. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Официальный сайт «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308645/
Книги, монографии
4. Административная юрисдикция налоговых органов: Учебник (под ред. М.А. Лапиной) («ВГНА Минфина России», 2012). — 346 с.
5. Грачева, Е. Ю. Финансовое право / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. — М. : Новый юрист. - 1998. — 304 с.
6. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. 496 с.
7. Кучеров, И. И. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / И. И. Кучеров, О. Ю. Судаков, И. А. Орешкин. — М. : Центр ЮрИнфоР. - 2001. — 256 с.
8. Нелюбин Д.Е. Система налогового контроля в РФ. М., 2005. - 106 с.
9. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учебнометодическое пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслов. М.:Дело и Сервис, 2008. — 368 с
10. Поролло, Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы
проведения / Е. В. Поролло. — М. : Гардарика - 1996. — 158 с.
11. Романовский М.В. Финансы: учебник для вузов / М.В.
Романовский, О.В. Врублевский, Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт, 2006. — 544 с.
Авторефераты диссертаций
12. Нестеров Г. Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности// Автореферат диссертации д-ра экон. наук. М. - 2010. С. 16-48
Печатная периодика
13. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Салимханов З.А., Аминов А.Д. Организация налогового контроля в Российской Федерации: Современное состояние, проблемы и возможные пути их устранения // Фундаментальные исследования. 2016. №8. С. 291-295
14. Алтасина А.Д., Шелихова К.А , Жутаев А.С. Современные тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации // Вестник науки и образования. №6 (42). 2018 г. С. 82-84.
15. Байбакова А.А. Международная практика применения трансфертного ценообразования в рамках плана BEPS // Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики. 2016. С. 22-25.
16. Безруков Г.Г., Козырев А.В. Сущность налогов и налогового контроля // Известия УрГЭУ. 2015. № 1. С.47-52
17. Болтава А.Л., Медведева О.В Налог на профессиональный доход // Вестник современных исследований. №12.12 (27). 2018 г. С. 58-62
18. Брызгалин, А. В. Комментарий основных положений Налогового кодекса Российской Федерации/А. Брызгалин, В. Зарипов // Хозяйство и право. — 1999. — № 7. — С. 82-98.
19. Быкова Н.Н. Классификация форм и методов налогового контроля в Российской Федерации // Карельский научный журнал. 2017. № 4 (21). С. 144144
20. Васильева Н.В. К вопросу о формах и методах налогового контроля // Налоговое право. 2013. №2 (52). С. 31-35
21. Васильева О.Н., Дахненко С.С. Самозанятые граждане и их правовое положение в России // Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Самозанятость населения: правовое и экономическое регулирование. 2017. С.235-238.
22. Вахитов Р. Р., Воронина Е. В. План действий Base Erosion and Profit Shifting (BEPS): оценка итогов и перспектив реализации // Вестник СурГУ. №4 (14) 2016. С. 5-9
23. Герб А.А. Особенности осуществления налогового контроля в США // Научный альманах. №12-1(14). 2015. С. 103-105
24. Грызунова Е.В., Мамедов Н.Д. Развитие института налогового контроля в России на рубеже XX-XXI веков // Юридические науки. 2015. № 15. С. 131-134.
25. Дворникова А.Е. Особенности налогового контроля во Франции // Материалы IV Всероссийской конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века», г. Сургут. 2017. С. 137-142
26. Дудина А.Ю. Предпосылки становления налогового контроля в России // Новое слово в науке: стратегии развития: материалы VI Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 10 окт. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - С. 201-204.
27. Егоров Е.А. Направление совершенствования налогового контроля в России с учетом опыта Японии // Энергия науки. 2017. С. 61-63
28. Жукова О.С. Основные тенденции развития налогового контроля Российской Федерации в 2018 году // Финансово-кредитные отношения и механизм их реализации. 2018 г. С. 21-23
29. Зверева Т.В. Семейное налогообложение как инструмент формирования оптимальной модели налогообложения НДФЛ в Российской Федерации // Госрег. 2019. №1. С. 17-25
30. Зубайдуллина Д.В. Тенденции развития современного налогового контроля // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. №1(17). 2018 г. С. 710-712
31. Иванова О.Б., Казарян Т.Р. Теоретико-методологические подходы к содержанию налогового контроля в рыночной экономике // Финансовые исследования. 2012. № 1 (34). С. 75-88.
32. Крымова А.О. Регулирование налоговой задолженности и способы ее принудительного взыскания // Научные известия. №6. 2017. С. 34-40
33. Ломшина В.М., Панкратова М.В. Возможности применения зарубежного опыта организации и проведения налогового контроля в отечественной практике // Вектор экономики. №1(19). 2018. 29 с.
34. Мамедов Н.Д. Современная Россия и законодательство о правовом регулировании налогового контроля: краткий исторический очерк становления и развития // Правовое поле современной экономики. 2016. № 9. С 110-116
35. Маргулис А.П. Смена акцентов в международном налоговом праве XXI века: BEPS. // Финансовое и бюджетное право. Банковское и валютное право. Налоговое право. №10. 2018. С. 137-143.
36. Мартазанов А.К. Понятие и характеристика методов налогового реагирования по налогу на доходы физических лиц // Экономические и гуманитарные науки. 2014. № 3 (266). С. 94-99
37. Миланко А.М. Применение зарубежного опыта в решении проблем налогового контроля в России // Научный журнал «Эпомен», 2018. № 14. С. 7582
38. Меликсетян С.Н., Щербаков М.И. Особенности системы финансового контроля в Германии // Научный альманах. 2017. №2-1 (28). С. 166-169
39. Меских К.Л. Опыт Германии в налоговом администрировании // Налоговая политика. 2010 №6 (30). С. 78-84
40. Митюрникова Л.А., Ревякина Т.Ю. Налоговая система как основной регулятор развития налогового потенциала государства (Сравнительный анализ налоговых систем Канады, России, Японии) //Финансовая аналитика: Проблемы и решения. №5 (143). 2013. С. 26-35
41. Михасева Е.Н..,Шенкаренко Б.А. Пути совершенствования организации контрольной работы налоговых органов России на основе адаптации зарубежного опыта // SCIENCE TIME. 2017. С. 219-227
42. Морозов М.С. Зарубежный опыт повышения налогового контроля // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. №2. С. 68-73
43. Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели и принципы // Журнал APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №2
44. Огородникова Е.П., Мандругин А.В., Краснова Е.В. Налог на профессиональный доход: практика внедрения в Российской Федерации / Новая идея. 2018. № 1(4) С. 34-40.
45. Пантелеева А.А. Налоговые споры, их классификация и разработка предложений по вопросам предложений в налоговых спорах // Аллея науки. № 6(22). 2018 г. С. 467-471
46. Рыкунова В.Л. Совершенствование понятийного аппарата налогового контроля в Российской налоговой системе // Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, № 1 (22). С. 115-122
47. Савельева А.Л. Прогрессивные элементы зарубежного опыта организации налогового контроля и возможности его использования в условиях Российской Федерации // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2017 г. С. 189-195
48. Сайдулаев Д.Д., И.Х. Агаева Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления // Проблемы современной экономики. 2016. №35. С. 64-67
49. Соловьева Н.Е., Шевченко Е.Е. Сравнительный анализ системы налогового администрирования Японии и России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. № 30. 2013. С.42-49
50. Хайк Мария. План BEPS и его перспективы в России // Вестник экспериментального образования. №1 (14). 2018. С. 33-39.
51. Чухнина Г.Я. Взаимодействие налоговых, таможенных органов и полиции при осуществлении налогового контроля // Финансы. Бухгалтерский учет. 2012. №2 (21). С. 173-180
52. Чухнина Г.Я., Учет налогоплательщиков как форма налогового контроля. Международный бухгалтерский учет. 2011. № 23 (173). С. 34-39
53. Шкитина Е. Д. Проблема осуществления налогового контроля // Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты. 2017. С. 116-119
54. Щербаков Ю.С. Виды, формы и методы контроля налогового контроля // Актуальные проблемы правоведения. 2016. №3 (51). С. 39-42
Электронные ресурсы
55. Буряк А.С., Иванова Е.В. За счет чего растут налоговые
поступления. [Электронный ресурс], Режим
доступа: https: //analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm
56. Г арант.ру, Информация Федеральной налоговой службы от 11 июня
2019 г. «В Госдуму внесен законопроект об изменениях в налогообложении имущества физлиц». Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72165890/
57. Даракчи. Полная информационная картина дня. «Представлен проект нового Налогового кодекса: основные новшества». Режим доступа: http://darakchi.uz/ru/71845
58. Отчет Национального налогового управления Японии 2018 года. — Режим доступа: http://www.nta.go.jp/english/index.htm.
59. «Каков подоходный налог в США и других странах мира? 2019»
[Электронный ресурс], Режим доступа: https://nalog-
nalog.ru/ndfl/stavka_ndfl/kakoj_podohodnyj_nalog_v_ssha_i_ drugih_stranah_mira/
60. К вопросу организации налогового контроля в Германии.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13689/
61. «Налоги во Франции. 2019», [Электронный ресурс], Режим доступа: https://visasam.ru/emigration/europe-emigration/nalogi-vo-francii.html
62. Налоговая система Франция, Википедия. 2019. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Налоговая_система_Франции
63. О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам: ФЗ РФ от 04 ноября 2014 г. №39-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из «КонсультантПлюс»
64. Федеральная налоговая служба nalog.ru, Режим доступа:
https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
65. «Подоходный налог в Германии. [Электронный ресурс], Режим доступа: https://visa-exp.com/podohodnyiy-nalog-v-germanii
66. Проблемы современного налогового контроля в РФ//Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.deepfinance.ru/finances-5868-1.html
67. Средняя зарплата в России по годам. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://fincan.ru/artides/49_srednyaja-zarplata-v-rossii-po-godam/
68. Суд города Москвы. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-as-goroda-moskvy-s/judge-fateeva-natalya- vladimirovna-s/act-301396669
69. Уровень инфляции в Российской Федерации, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции.aspx
70. Храмова К.А., Сазонова И.В. Налоговые проверки в Российской Федерации и США: сходства и различия // Инновационный центр развития образования и науки. 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-ekonomiki-menedzhmenta-i-finansov-v- sovremennykh-usloviyakh-sbomik-nauchnykh-trud/sektsiya-20-finansy-i- nalogovaya-politika/nalogovye-proverki-v-rossiyskoy-federatsii-i-ssha-skhodstva-i- razlichiya/
71. Экономический словарь терминов. Режим доступа: https://gufo.me/dict/ecommics_terms/ФИЗИЧЕСКОЕ_ЛИЦО.
72. Налоговики узнали о зарубежных счетах и активах россиян в 58
странах. Режим доступа:
https://www.rbc.ru/economics/05/03/2019/5c78f4b39a794706e35338f8