Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №37372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
736
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И МЕТОДИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «Универсальные учебные действия 6
1.2. Методические приёмы формирования УУД на уроках биологии 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 21
2.1. Методика формирования универсальных учебных действий на
уроках биологии 21
2.2. Методические разработки уроков по биологии 28
2.3. Анализ экспериментальной работы по формированию УУД на
уроках биологии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из важнейших проблем современного образования является проблема развития личности учащихся, её адаптации в обществе. При обучении в общеобразовательной школе обращается внимание на то, чтобы учащиеся были способны решать сложные примеры и задачи, но справиться со сложностями, появившимися в жизни обучающиеся порой не умеют. Сейчас на первый план выступает развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, предлагать пути их решения, возможность контроля и оценки своих достижений. Поэтому, самое главное в обучении - сформированное «умение учиться». При этом школьник по мнению А.К. Колеченко [2001] сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
На сегодняшний день любую необходимую информацию люди могут отыскать в сети Интернет, и заучивать многообразные сведения совсем необязательно. Главное - это уметь воспользоваться этими данными. Таким образом, формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Не случайно формирование УУД - одно из требований ФГОС нового поколения.
Важнейшей задачей системы образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является формирование универсальных учебных действий. УУД способствуют формированию у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Процесс овладения универсальных учебных действий происходит в контексте различных школьных предметов, и должен привести к формированию способности самостоятельной организации процесса усвоения знаний, т.е. «умению учиться».
Умение учиться - это важнейший фактор, ведущий к повышению эффективности освоения учащимися предметных знаний, формированию умений и навыков, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. Достижение учащимися метапредметных результатов осуществляется через формирование УУД. В более узком значении УУД - это совокупность действий учащихся, направленных на самостоятельное усвоение учебного материала и самостоятельную организацию этого процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Подходы к формированию УУД учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др. [Формирование универсальных учебных действий, 2010].
Древнегреческий поэт Гесиод говорил, что «... истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем» [25]. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. В новое время задача формирования личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников. Необходимо использовать новейшие формы и технологии, такие как: технология проблемного обучения, модульного обучения, развивающего и дифференцированного обучения, которые способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся.
Сегодня появилось понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к самостоятельности, жизни после школы, готовности к тому, чтобы занять активную позицию в обществе, уметь сотрудничать и работать в группе, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. Данные способности и навыки относятся к универсальным учебным действиям, для формирования которых требуется создание специальных условий и достаточно долгое время.
Целью исследования является: выявление эффективных способов формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения биологии.
Объект исследования: универсальные учебные действия обучающихся.
Предмет исследования: условия формирования универсальных учебных действий учащихся основной общеобразовательной школы на уроках биологии.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание понятия «Универсальные учебные действия» (УУД).
2. Рассмотреть различные способы и приемы формирования УУД обучающихся на уроках биологии.
3. Освоить технологии проблемного обучения и управления групповой работой учащихся при формировании УУД.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что качество формирования УУД учащихся можно повысить при соблюдении следующих условий:
1. Применения технологий обучения с высоким уровнем проблемности улучшит качество познавательных УУД.
2. Групповые формы работы на уроке, ограниченные во времени будут способствовать формированию коммуникативных и регулятивных УУД.
3. Регулятивные и личностные УУД будут развиваться более эффективно при обязательном включении в структуру урока этапов мотивации и рефлексии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В соответствии ФГОС ООО выделяются регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.
Методические приемы по формированию УУД существуют в рамках различных образовательных технологий, таких как технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления и др.
Немаловажную роль в формировании УУД играют задания различных типов, например: задание на соотнесение понятий, которые можно использовать как на этапе актуализации знаний, так и при закреплении нового материала; задание на выбор верного утверждения, с помощью которого можно закрепить новый материал; составление диаграмм и схем; поиск лишнего из перечня выражений или иллюстраций на презентации, а также творческие задания типа: сделать мини проект, составить синквейн, кроссворд, написать мини-сочинение, которые можно задать на дом или на уроке обобщения. Все эти задания способствуют формированию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Технология проблемного обучения способствует самостоятельному определению целей задач обучения, обеспечивает успешное освоение знаний, самостоятельность в осуществлении учебной деятельности, повышение активности учащихся на протяжении всего урока, что было выявлено в процессе эксперимента.
По итогам контрольного этапа исследования проводившегося в двух классах, мы выявили, что у учащихся экспериментального класса, в котором проводили уроки с проблемным обучением, наблюдается развитие личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий по сравнению с учащимися контрольного класса.
Групповая работа при обсуждении проблемы ведет к сотрудничеству со сверстниками и с учителем, тем самым развивая коммуникативные качества личности. В экспериментальном классе процент учащихся умеющих выражать свои мысли стал выше исходного показателя на 38,5%.
При регламентированной групповой работе у учащихся экспериментального класса стало развиваться умение управлять своим временем, что относится к регулятивным учебным действиям.
Одним из важных этапов урока при формировании УУД является этап мотивации и рефлексии. Этап мотивации необходим, т.к. мотивация вызванная учителем в начале урока, влечет за собой все активные действия учащихся, проявляемые на уроке, и ведет к высоким результатам обучения.
Этап рефлексии важен с точки зрения понимания практической значимости получаемых знаний. У учащихся на этапе рефлексии формируются познавательные умения, такие как, формулирование высказываний; регулятивные умения - оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
В процессе исследования мы выявили, что эффективность формирования УУД учащихся можно повысить при соблюдении условий применения технологий обучения с высоким уровнем проблемности и организации групповой формы работы с ограниченным количеством времени, тем самым подтверждая гипотезу исследования.



1. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога / // Управление начальной школой. - 2009. - №3. - С.4 - 9.
2. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
3. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов; Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2008.- 213 с.
4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - 336 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
6. Жукова Н.Н. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии // Справочник заместителя директора школы. - 2011 - № 6. - С. 13-16.
7. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Челябинск, ЧГПУ, 2012. - 411 с.
8. Калинина А.А. Универсальные поурочные разработки по биологии 6 (7) класс. - 2-е изд. - М.: Вако, 2007. - 352 с.
9. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
10. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
11. Кузнецова В.И. Уроки ботаники: пособие для учителя. - М.:
Просвещение, 1985. - 173 с.
12. Лернер Г.И. Роль учебно-методического комплекса в формировании универсальных учебных действий на уроках биологии // Биология в школе. - 2010. - №8. - С. 27-30.
13. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий // Биологи в школе. - 2011. - №7. - С.25-
14. Либеров А.Ю. Педагогическая технология формирования системы универсальных учебных действий // Биология в школе. - 2010. - №9.-С.25- 27.
15. Методика обучения ботанике / Под. общ. ред. Н.В. Падалко, В.Н. Федоровой. - М.: Просвещение, 1982. - 351 с.
16. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
17. Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/В.В. Пасечник. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016 - 207с.
18. Пасечник В.В. Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Пасечника В.В. «Биология многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» / В.В. Пасечник. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. - 78 с.
19. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
20. Рабочие программа по биологии. 6 класс, к УМК В.В. Пасечника (М.: Дрофа) / Сост. С.Н. Шестакова. - М.: ВАКО, 2016. - 48 с.
21. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. 144 с.
22. Федина Н.И. Приемы формирования коммуникативных УУД суворовцев на уроках биологии и во внеурочной деятельности. - М., 2017. - 24 с.
23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
24. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. - С. 53-57.
25. Афоризмы Гесиода [Электронный ресурс] URL: http://пишем.рф/author/Gesiod/ (Дата обращения: 01.05.2019. Время: 12:00).
26. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам
обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — [Электронный ресурс] URL: https: //moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 15.05.2019).
27. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО)
[Электронный ресурс] URL: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd- 1.htm
(Дата обращения: 15.05.2019. Время: 17:00).
28. Диагностический комплекс для измерения УУД [Электронный ресурс].
URL: https://infourok.ru/diagnosticheskiy-kompleks-dlya-izmereniya-uud-v-
klassah-1439781. html
29. Изюмова С.В. Приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии [Электронный ресурс]. URL: https://ya-odarennost.ru/publikacii- pedagogov/702-pedagogicheskie-stati/17286.html (дата обращения: 25.01.2019).
30. Линия УМК В.В. Пасечника. Биология (5-9) [Электронный ресурс]. URL: https: //rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniva-umk-v-v-pasechnika-biologiva- 5-9/ (дата обращения: 11.01.2019).
31. Макаров Ю.Б. Универсальные учебные действия на уроках химии и
биологии [Электронный ресурс] URL: https: //infourok.ru/prezentaciya- lichnostnie-universalnie-uchebnie-deystviya-na-urokah-himii-i-biologii- 2185948.html (Дата обращения: 12.05.2019. Время: 18:00).
32. Пономарев О.Н. Педагогические технологии для формирования УУД [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii- ispolzuemie-dlva-formirovaniva-uud-1247791.html (дата обращения: 5.05.2019).
33. Примудрова И.Г. Приемы формирования УУД на уроках биологии [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statva-formirovanie-uud-na- urokah-biologii-2533462.html (дата обращения: 15.02.2019).
34. Тесты по биологии в формате PISA [Электронный ресурс]. URL:
https://infourok.ru/testi-po-biologii-v-formate-pisa-1013064.html (дата
обращения: 11.05.2019).
35. Универсальные учебные действия в современном школьном образовании
[Электронный ресурс] URL: http://fb.ru/articleZ218805/chto-takoe-uud-
universalnvie-uchebnyie-devstviva-v-sovremennom-sbkolnom-obrazovanii (Дата обращения: 21.03.2019. Время: 18:00).
36. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 01.02.2019. Время: 10:00).
37. Цуканова И. Приемы формирования универсальных учебных действий на
уроках биологии [Электронный ресурс]. URL:
https://pandia.ru/text/80/454/50107.php (дата обращения: 11.03.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ