ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И МЕТОДИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «Универсальные учебные действия 6
1.2. Методические приёмы формирования УУД на уроках биологии 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 21
2.1. Методика формирования универсальных учебных действий на
уроках биологии 21
2.2. Методические разработки уроков по биологии 28
2.3. Анализ экспериментальной работы по формированию УУД на
уроках биологии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И МЕТОДИКА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «Универсальные учебные действия 6
1.2. Методические приёмы формирования УУД на уроках биологии 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 21
2.1. Методика формирования универсальных учебных действий на
уроках биологии 21
2.2. Методические разработки уроков по биологии 28
2.3. Анализ экспериментальной работы по формированию УУД на
уроках биологии 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из важнейших проблем современного образования является проблема развития личности учащихся, её адаптации в обществе. При обучении в общеобразовательной школе обращается внимание на то, чтобы учащиеся были способны решать сложные примеры и задачи, но справиться со сложностями, появившимися в жизни обучающиеся порой не умеют. Сейчас на первый план выступает развитие у школьников способности самостоятельно ставить учебные цели, предлагать пути их решения, возможность контроля и оценки своих достижений. Поэтому, самое главное в обучении - сформированное «умение учиться». При этом школьник по мнению А.К. Колеченко [2001] сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
На сегодняшний день любую необходимую информацию люди могут отыскать в сети Интернет, и заучивать многообразные сведения совсем необязательно. Главное - это уметь воспользоваться этими данными. Таким образом, формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Не случайно формирование УУД - одно из требований ФГОС нового поколения.
Важнейшей задачей системы образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является формирование универсальных учебных действий. УУД способствуют формированию у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Процесс овладения универсальных учебных действий происходит в контексте различных школьных предметов, и должен привести к формированию способности самостоятельной организации процесса усвоения знаний, т.е. «умению учиться».
Умение учиться - это важнейший фактор, ведущий к повышению эффективности освоения учащимися предметных знаний, формированию умений и навыков, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. Достижение учащимися метапредметных результатов осуществляется через формирование УУД. В более узком значении УУД - это совокупность действий учащихся, направленных на самостоятельное усвоение учебного материала и самостоятельную организацию этого процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Подходы к формированию УУД учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др. [Формирование универсальных учебных действий, 2010].
Древнегреческий поэт Гесиод говорил, что «... истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем» [25]. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. В новое время задача формирования личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников. Необходимо использовать новейшие формы и технологии, такие как: технология проблемного обучения, модульного обучения, развивающего и дифференцированного обучения, которые способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся.
Сегодня появилось понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к самостоятельности, жизни после школы, готовности к тому, чтобы занять активную позицию в обществе, уметь сотрудничать и работать в группе, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. Данные способности и навыки относятся к универсальным учебным действиям, для формирования которых требуется создание специальных условий и достаточно долгое время.
Целью исследования является: выявление эффективных способов формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения биологии.
Объект исследования: универсальные учебные действия обучающихся.
Предмет исследования: условия формирования универсальных учебных действий учащихся основной общеобразовательной школы на уроках биологии.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание понятия «Универсальные учебные действия» (УУД).
2. Рассмотреть различные способы и приемы формирования УУД обучающихся на уроках биологии.
3. Освоить технологии проблемного обучения и управления групповой работой учащихся при формировании УУД.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что качество формирования УУД учащихся можно повысить при соблюдении следующих условий:
1. Применения технологий обучения с высоким уровнем проблемности улучшит качество познавательных УУД.
2. Групповые формы работы на уроке, ограниченные во времени будут способствовать формированию коммуникативных и регулятивных УУД.
3. Регулятивные и личностные УУД будут развиваться более эффективно при обязательном включении в структуру урока этапов мотивации и рефлексии.
На сегодняшний день любую необходимую информацию люди могут отыскать в сети Интернет, и заучивать многообразные сведения совсем необязательно. Главное - это уметь воспользоваться этими данными. Таким образом, формирование универсальных учебных действий (УУД) в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Не случайно формирование УУД - одно из требований ФГОС нового поколения.
Важнейшей задачей системы образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является формирование универсальных учебных действий. УУД способствуют формированию у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Процесс овладения универсальных учебных действий происходит в контексте различных школьных предметов, и должен привести к формированию способности самостоятельной организации процесса усвоения знаний, т.е. «умению учиться».
Умение учиться - это важнейший фактор, ведущий к повышению эффективности освоения учащимися предметных знаний, формированию умений и навыков, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. Достижение учащимися метапредметных результатов осуществляется через формирование УУД. В более узком значении УУД - это совокупность действий учащихся, направленных на самостоятельное усвоение учебного материала и самостоятельную организацию этого процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Подходы к формированию УУД учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др. [Формирование универсальных учебных действий, 2010].
Древнегреческий поэт Гесиод говорил, что «... истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем» [25]. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. В новое время задача формирования личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников. Необходимо использовать новейшие формы и технологии, такие как: технология проблемного обучения, модульного обучения, развивающего и дифференцированного обучения, которые способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся.
Сегодня появилось понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к самостоятельности, жизни после школы, готовности к тому, чтобы занять активную позицию в обществе, уметь сотрудничать и работать в группе, успешно решать жизненные реальные задачи, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда. Данные способности и навыки относятся к универсальным учебным действиям, для формирования которых требуется создание специальных условий и достаточно долгое время.
Целью исследования является: выявление эффективных способов формирования универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения биологии.
Объект исследования: универсальные учебные действия обучающихся.
Предмет исследования: условия формирования универсальных учебных действий учащихся основной общеобразовательной школы на уроках биологии.
Были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание понятия «Универсальные учебные действия» (УУД).
2. Рассмотреть различные способы и приемы формирования УУД обучающихся на уроках биологии.
3. Освоить технологии проблемного обучения и управления групповой работой учащихся при формировании УУД.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что качество формирования УУД учащихся можно повысить при соблюдении следующих условий:
1. Применения технологий обучения с высоким уровнем проблемности улучшит качество познавательных УУД.
2. Групповые формы работы на уроке, ограниченные во времени будут способствовать формированию коммуникативных и регулятивных УУД.
3. Регулятивные и личностные УУД будут развиваться более эффективно при обязательном включении в структуру урока этапов мотивации и рефлексии.
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В соответствии ФГОС ООО выделяются регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.
Методические приемы по формированию УУД существуют в рамках различных образовательных технологий, таких как технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления и др.
Немаловажную роль в формировании УУД играют задания различных типов, например: задание на соотнесение понятий, которые можно использовать как на этапе актуализации знаний, так и при закреплении нового материала; задание на выбор верного утверждения, с помощью которого можно закрепить новый материал; составление диаграмм и схем; поиск лишнего из перечня выражений или иллюстраций на презентации, а также творческие задания типа: сделать мини проект, составить синквейн, кроссворд, написать мини-сочинение, которые можно задать на дом или на уроке обобщения. Все эти задания способствуют формированию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Технология проблемного обучения способствует самостоятельному определению целей задач обучения, обеспечивает успешное освоение знаний, самостоятельность в осуществлении учебной деятельности, повышение активности учащихся на протяжении всего урока, что было выявлено в процессе эксперимента.
По итогам контрольного этапа исследования проводившегося в двух классах, мы выявили, что у учащихся экспериментального класса, в котором проводили уроки с проблемным обучением, наблюдается развитие личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий по сравнению с учащимися контрольного класса.
Групповая работа при обсуждении проблемы ведет к сотрудничеству со сверстниками и с учителем, тем самым развивая коммуникативные качества личности. В экспериментальном классе процент учащихся умеющих выражать свои мысли стал выше исходного показателя на 38,5%.
При регламентированной групповой работе у учащихся экспериментального класса стало развиваться умение управлять своим временем, что относится к регулятивным учебным действиям.
Одним из важных этапов урока при формировании УУД является этап мотивации и рефлексии. Этап мотивации необходим, т.к. мотивация вызванная учителем в начале урока, влечет за собой все активные действия учащихся, проявляемые на уроке, и ведет к высоким результатам обучения.
Этап рефлексии важен с точки зрения понимания практической значимости получаемых знаний. У учащихся на этапе рефлексии формируются познавательные умения, такие как, формулирование высказываний; регулятивные умения - оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
В процессе исследования мы выявили, что эффективность формирования УУД учащихся можно повысить при соблюдении условий применения технологий обучения с высоким уровнем проблемности и организации групповой формы работы с ограниченным количеством времени, тем самым подтверждая гипотезу исследования.
Методические приемы по формированию УУД существуют в рамках различных образовательных технологий, таких как технология проблемного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления и др.
Немаловажную роль в формировании УУД играют задания различных типов, например: задание на соотнесение понятий, которые можно использовать как на этапе актуализации знаний, так и при закреплении нового материала; задание на выбор верного утверждения, с помощью которого можно закрепить новый материал; составление диаграмм и схем; поиск лишнего из перечня выражений или иллюстраций на презентации, а также творческие задания типа: сделать мини проект, составить синквейн, кроссворд, написать мини-сочинение, которые можно задать на дом или на уроке обобщения. Все эти задания способствуют формированию личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Технология проблемного обучения способствует самостоятельному определению целей задач обучения, обеспечивает успешное освоение знаний, самостоятельность в осуществлении учебной деятельности, повышение активности учащихся на протяжении всего урока, что было выявлено в процессе эксперимента.
По итогам контрольного этапа исследования проводившегося в двух классах, мы выявили, что у учащихся экспериментального класса, в котором проводили уроки с проблемным обучением, наблюдается развитие личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий по сравнению с учащимися контрольного класса.
Групповая работа при обсуждении проблемы ведет к сотрудничеству со сверстниками и с учителем, тем самым развивая коммуникативные качества личности. В экспериментальном классе процент учащихся умеющих выражать свои мысли стал выше исходного показателя на 38,5%.
При регламентированной групповой работе у учащихся экспериментального класса стало развиваться умение управлять своим временем, что относится к регулятивным учебным действиям.
Одним из важных этапов урока при формировании УУД является этап мотивации и рефлексии. Этап мотивации необходим, т.к. мотивация вызванная учителем в начале урока, влечет за собой все активные действия учащихся, проявляемые на уроке, и ведет к высоким результатам обучения.
Этап рефлексии важен с точки зрения понимания практической значимости получаемых знаний. У учащихся на этапе рефлексии формируются познавательные умения, такие как, формулирование высказываний; регулятивные умения - оценивание качества своей и общей учебной деятельности.
В процессе исследования мы выявили, что эффективность формирования УУД учащихся можно повысить при соблюдении условий применения технологий обучения с высоким уровнем проблемности и организации групповой формы работы с ограниченным количеством времени, тем самым подтверждая гипотезу исследования.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2015 - Формирование универсальных учебных действий по биологии в условиях сельской малокомплектной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование вариативных учебников биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление формированием регулятивных универсальных учебных действий учащихся 8-х классов на уроках физики
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНИКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ « ГАРМОНИЯ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



