АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ 70-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
1.1 Процесс становления аксиологии 11
1.2 Аксиологический подход в педагогическом исследовании 19
1.3 Особенности применения аксиологического подхода при изучении русской литературы в образовательной организации 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА 49
2.1 Педагогические условия использования аксиологического принципа
при изучении прозы Ю. Бондарева и Б. Васильева 49
2.2 Констатирующий и формирующий этапы эксперимента 69
2.3 Результаты педагогического эксперимента 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список литературы 93
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
1.1 Процесс становления аксиологии 11
1.2 Аксиологический подход в педагогическом исследовании 19
1.3 Особенности применения аксиологического подхода при изучении русской литературы в образовательной организации 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА 49
2.1 Педагогические условия использования аксиологического принципа
при изучении прозы Ю. Бондарева и Б. Васильева 49
2.2 Констатирующий и формирующий этапы эксперимента 69
2.3 Результаты педагогического эксперимента 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список литературы 93
Приложение
В законе РФ «Об образовании» в качестве важнейшего принципа государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования называется «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [URL: https://dokumenty24.ru]. Поэтому одна из главных задач современного образования связана с формированием системы ценностей, направленных на развитие личности обучающегося, ключевых компетенций и нравственных установок, определяющих качество содержания образования.
В связи с этим актуальность исследования обусловлена прежде всего потребностью в формировании ценностей обучающихся на уроках литературы в старших классах и недостаточной разработанностью содержательно-технологических и научно-методических аспектов аксиологического подхода для школьного образования на примере военной прозы.
После Великой Отечественной войны в русской литературе значительное место занимает военная тема, многие писатели стремятся рассказать о героизме русского народа, одержавшего победу над агрессором. Огромный вклад в развитие литературного процесса 50-80 гг. внесли писатели-фронтовики, побывавшие сами на войне, преодолевшие весь этот ужас войны (В. Астафьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев и др.).
В данной работе мы остановились на творчестве Ю. Бондарева и Б. Васильева. Мы выбрали этих двух писателей для формирования нравственных ориентиров подростков, потому что творчество данных авторов - это уникальные и правдивые архивы того времени, в которых к тому же раскрываются вечные проблемы и ценности людей: нравственный выбор, вечная правда и память о войне, духовно-нравственный подвиг русского народа на войне.
Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Я. А. Коменского [48], который выявил сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указал способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания. Дальнейшее развитие идея свободного развития и воспитания личности получила в эпоху Просвещения, прежде всего в трудах французских просветителей (Ш. Монтескье, Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), а затем и в работах российских просветителей (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). Так, Н.И. Новиков совместно с И.Е. Шварцем издавали первый российский детский журнал «Детское чтение...». Издание стало последовательным пропагандистом педагогических воззрений эпохи Просвещения.
В педагогике аксиологический подход нашел отражение в трудах В.И. Богуславского, З.И. Равкина, Б.М. Бим-Бада [6], В.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова и др. Специально аксиологией литературного творчества занимаются литературоведы В.Е. Хализев, И.А. Есаулов, В.Н. Сузи, Л.В. Камедина, В.В. Ильин и др.
В настоящее время в российском образовании активно развивается аксиологический подход, соединяющий историческое наследие и требования современной ситуации. В работах ученых В.И. Бойко, Г.П. Выжлецова [22], Ю.М. Плюснина исследуется процесс осмысления устойчивого социального развития; в трудах В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева - феноменология ценностных систем личности; Е.В. Бондаревская, Н.М. Воскресенская изучают современные подходы в образовании с использованием концепции единого образовательного пространства.
Проблема формирования нравственной культуры при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике. Анализ теоретических источников и научной литературы позволил выделить следующие недостатки:
- в практике работы преобладают традиционные формы и методы воспитания духовно-нравственных качеств;
- образовательные программы предполагают минимальное количество часов на изучение военной прозы 70-80-х гг. ХХ века;
- не все образовательные учреждения вводят в учебный план внеурочную деятельность, значимую для развития духовно-нравственной культуры.
Практические наблюдения, изучение научно-методической и теоретической литературы позволяют выявить следующие противоречия: между требованиями общества к уровню интеллектуального развития выпускников общеобразовательных школ и фактическим уровнем их общеобразовательной подготовки, сформированностью нравственных принципов (системы ценностей), между востребованностью педагогической практикой концепций по выработке и развитию аксиологического потенциала школьника и недостаточным исследованием проблем формирования ценностей в педагогической науке.
Выявленные противоречия способствовали постановке педагогической проблемы: каковы педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века на уроках литературы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить специфику применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Объектом исследования является процесс изучения военной прозы 7080-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования - специфика применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Гипотеза исследования: использование аксиологического подхода в процессе обучения в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе в старших классах будет эффективным, если будет учтена специфика применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века на уроках литературы в старших классах, представляющая собой совокупность следующих особенностей:
1. Осуществляя практический анализ военной прозы писателей Ю. Бондарева и Б. Васильева на уроках литературы, использовать потенциал литературно-теоретических знаний об эстетических принципах и ценностном содержании литературы для того, чтобы развить у старшеклассников умение анализировать художественное произведение с точки зрения его идейно-ценностного значения.
2. Посредством дизайна и реализации комплекса вариативных проектов по изучению творчества писателей Ю. Бондарева и Б. Васильева в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе (викторина по литературе, литературный вечер, читательская конференция, базовые уроки по литературе) способствовать усвоению эстетических принципов обучающихся с целью обеспечения высокого морально-нравственного уровня развития обучающихся.
3. При определении порядка и степени усвоения учащимися прозы Ю. Бондарева и Б. Васильева в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе применять алгоритм формирования ценностных понятий, представляющий собой поэтапную последовательность действий участников образовательного процесса по формированию ценностных понятий и использованию образовательных технологий для более глубокого восприятия и осмысления учениками литературного произведения.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, детерминировать особенности применения аксиологического подхода в преподавании литературы.
2. Выявить специфику применения аксиологического подхода при изучении военной прозы.
3. Экспериментально проверить эффективность применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды Г.А. Голиковой [26, 27], М.М. Бахтина [5], Л.С. Выготского [21], А.М. Адамовича [2], Ш.А. Амонашвили [3], Б.М. Бим-Бада [6], Г.П. Выжлецова [22], Б.С. Гершунского [24], В.И. Гинецинского [25], А.А. Грицанова [31], З.Е. Гураль- ник [32], Н.А. Гущиной [33], В.В. Зеньковского [38], В.Г. Маранцмана [69], И.Ф. Исаева [41], М.С. Кагана [42], В.А. Карнюшина [44], Г.М. Коджаспиро- вой [47], О.Г. Трапицыной [101], В.П. Тугаринова [102], К.Д. Ушинского [103], Н.М. Федя [105], Г.Ф. Хасановой [107], И.С. Якиманской [115], И.А. Якимова [116], Е.С. Сенявской [93], В.Д. Сквозникова [94], В.А. Сластенина [95, 96], В.А. Сухомлинского [99], А. Дж. Тойнби [100], В.Б. Петрова [79], А.И. Пискунова [80] и др.
Нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, беседы, анкетирование.
В выпускной квалификационной работе также использовалась методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокич) [88].
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани, в которой автор проходил практику. Исследованиями были охвачены 50 обучающихся 10-11 классов. Исследование было проведено в течение двух лет в три этапа.
На первом констатирующем этапе эксперимента (2018 г.) была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, был подобран аксиологический подход к выявлению педагогических условий формирования нравственных ценностей старшеклассников, было проведено тестирование по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» в контрольном и экспериментальном классах. Г лавной его целью было определить отношению учеников к жизни, окружающим, к себе самому, природе. После анализа и обобщения результатов диагностики мы смогли определить ценностный уровень у старшеклассников. Также на этом этапе были сформулированы цель, задачи и рабочая гипотеза исследования. На формирующем этапе (2018 г.) был проведен эксперимент, позволяющий выявить главные условия развития ценностных ориентаций старшеклассников, разрабатывались основные положения экспериментальной методики и разрабатывался сценарий литературного вечера, посвященного Великой Отечественной войне. Были выбраны педагогические условия, способствующие эффективной реализации форм и методов работы по формированию ценностных ориентаций 11 класса по ФГОС; подобраны анкеты и разработан сценарий литературного вечера, посвященный памяти Великой Отечественной войны (на материале произведений Ю. Бондарева и Б. Васильева). Третий контрольный этап был осуществлен в 2019 г., на котором был проведен контрольный эксперимент: была проведена экспериментальная проверка по предложенной нами гипотезе эффективности созданного нами комплекса мероприятий по созданию педагогических условий формирования нравственных ценностей старшеклассников. Результаты контрольной диагностики уровня ценностных ориентаций в контрольном и экспериментальном классах были проанализированы и обобщены, а также подведены итоги эксперимента. Во время всей опытно-экспериментальной работы автор участвовал в научно-практических конференциях, и его работы были опубликованы.
Научная новизна исследования состоит в выявлении наиболее эффективных способов формирования нравственных ценностей при изучении военной прозы 70-80-х ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
В работе раскрыты и экспериментально апробированы педагогические условия освоения военной прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева на базе аксиологического подхода: образовательные технологии деятельного типа, педагогический алгоритм формирования ценностных понятий.
Разработаны методические рекомендации для изучения военной прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева с использованием аксиологического принципа.
Теоретическая значимость исследования: ценностный подход интерпретируется в работе как применимый к изучению не только отдельных произведений, но и широкого круга историко-литературных явлений.
Практическая значимость исследования: доказана необходимость применения аксиологического подхода на уроках для формирования ценностных ориентаций подростков; предложенные диагностические методики позволяют достаточно объективно оценить работу учителя по формированию ценностных ориентаций обучающихся.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились во время всей практики в школе. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых республики Татарстан: «Традиции и современное состояние русского языка в республике Татарстан» (Казань, 2018 г.).
Результаты исследования отражены в следующей публикации:
Юнусова Э.М. Интерпретация и анализ военной прозы ХХ века в школе в контексте аксиологического подхода (на примере романов Ю. Бондарева). // Сборник материалов конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых учёных, посвященным традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ "Традиции и современное состояние русского языка в Республике Татарстан". - Казань, 2018. - С.152-155.
Структура магистерской диссертации логична и последовательна в решении задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 121 наименования и 7 приложений, содержит 10 таблиц и 6 рисунков. Объем диссертации - 92 страницы.
В связи с этим актуальность исследования обусловлена прежде всего потребностью в формировании ценностей обучающихся на уроках литературы в старших классах и недостаточной разработанностью содержательно-технологических и научно-методических аспектов аксиологического подхода для школьного образования на примере военной прозы.
После Великой Отечественной войны в русской литературе значительное место занимает военная тема, многие писатели стремятся рассказать о героизме русского народа, одержавшего победу над агрессором. Огромный вклад в развитие литературного процесса 50-80 гг. внесли писатели-фронтовики, побывавшие сами на войне, преодолевшие весь этот ужас войны (В. Астафьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев и др.).
В данной работе мы остановились на творчестве Ю. Бондарева и Б. Васильева. Мы выбрали этих двух писателей для формирования нравственных ориентиров подростков, потому что творчество данных авторов - это уникальные и правдивые архивы того времени, в которых к тому же раскрываются вечные проблемы и ценности людей: нравственный выбор, вечная правда и память о войне, духовно-нравственный подвиг русского народа на войне.
Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Я. А. Коменского [48], который выявил сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указал способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания. Дальнейшее развитие идея свободного развития и воспитания личности получила в эпоху Просвещения, прежде всего в трудах французских просветителей (Ш. Монтескье, Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), а затем и в работах российских просветителей (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). Так, Н.И. Новиков совместно с И.Е. Шварцем издавали первый российский детский журнал «Детское чтение...». Издание стало последовательным пропагандистом педагогических воззрений эпохи Просвещения.
В педагогике аксиологический подход нашел отражение в трудах В.И. Богуславского, З.И. Равкина, Б.М. Бим-Бада [6], В.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова и др. Специально аксиологией литературного творчества занимаются литературоведы В.Е. Хализев, И.А. Есаулов, В.Н. Сузи, Л.В. Камедина, В.В. Ильин и др.
В настоящее время в российском образовании активно развивается аксиологический подход, соединяющий историческое наследие и требования современной ситуации. В работах ученых В.И. Бойко, Г.П. Выжлецова [22], Ю.М. Плюснина исследуется процесс осмысления устойчивого социального развития; в трудах В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева - феноменология ценностных систем личности; Е.В. Бондаревская, Н.М. Воскресенская изучают современные подходы в образовании с использованием концепции единого образовательного пространства.
Проблема формирования нравственной культуры при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике. Анализ теоретических источников и научной литературы позволил выделить следующие недостатки:
- в практике работы преобладают традиционные формы и методы воспитания духовно-нравственных качеств;
- образовательные программы предполагают минимальное количество часов на изучение военной прозы 70-80-х гг. ХХ века;
- не все образовательные учреждения вводят в учебный план внеурочную деятельность, значимую для развития духовно-нравственной культуры.
Практические наблюдения, изучение научно-методической и теоретической литературы позволяют выявить следующие противоречия: между требованиями общества к уровню интеллектуального развития выпускников общеобразовательных школ и фактическим уровнем их общеобразовательной подготовки, сформированностью нравственных принципов (системы ценностей), между востребованностью педагогической практикой концепций по выработке и развитию аксиологического потенциала школьника и недостаточным исследованием проблем формирования ценностей в педагогической науке.
Выявленные противоречия способствовали постановке педагогической проблемы: каковы педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века на уроках литературы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить специфику применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Объектом исследования является процесс изучения военной прозы 7080-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования - специфика применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Гипотеза исследования: использование аксиологического подхода в процессе обучения в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе в старших классах будет эффективным, если будет учтена специфика применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века на уроках литературы в старших классах, представляющая собой совокупность следующих особенностей:
1. Осуществляя практический анализ военной прозы писателей Ю. Бондарева и Б. Васильева на уроках литературы, использовать потенциал литературно-теоретических знаний об эстетических принципах и ценностном содержании литературы для того, чтобы развить у старшеклассников умение анализировать художественное произведение с точки зрения его идейно-ценностного значения.
2. Посредством дизайна и реализации комплекса вариативных проектов по изучению творчества писателей Ю. Бондарева и Б. Васильева в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе (викторина по литературе, литературный вечер, читательская конференция, базовые уроки по литературе) способствовать усвоению эстетических принципов обучающихся с целью обеспечения высокого морально-нравственного уровня развития обучающихся.
3. При определении порядка и степени усвоения учащимися прозы Ю. Бондарева и Б. Васильева в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе применять алгоритм формирования ценностных понятий, представляющий собой поэтапную последовательность действий участников образовательного процесса по формированию ценностных понятий и использованию образовательных технологий для более глубокого восприятия и осмысления учениками литературного произведения.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, детерминировать особенности применения аксиологического подхода в преподавании литературы.
2. Выявить специфику применения аксиологического подхода при изучении военной прозы.
3. Экспериментально проверить эффективность применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды Г.А. Голиковой [26, 27], М.М. Бахтина [5], Л.С. Выготского [21], А.М. Адамовича [2], Ш.А. Амонашвили [3], Б.М. Бим-Бада [6], Г.П. Выжлецова [22], Б.С. Гершунского [24], В.И. Гинецинского [25], А.А. Грицанова [31], З.Е. Гураль- ник [32], Н.А. Гущиной [33], В.В. Зеньковского [38], В.Г. Маранцмана [69], И.Ф. Исаева [41], М.С. Кагана [42], В.А. Карнюшина [44], Г.М. Коджаспиро- вой [47], О.Г. Трапицыной [101], В.П. Тугаринова [102], К.Д. Ушинского [103], Н.М. Федя [105], Г.Ф. Хасановой [107], И.С. Якиманской [115], И.А. Якимова [116], Е.С. Сенявской [93], В.Д. Сквозникова [94], В.А. Сластенина [95, 96], В.А. Сухомлинского [99], А. Дж. Тойнби [100], В.Б. Петрова [79], А.И. Пискунова [80] и др.
Нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, беседы, анкетирование.
В выпускной квалификационной работе также использовалась методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокич) [88].
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани, в которой автор проходил практику. Исследованиями были охвачены 50 обучающихся 10-11 классов. Исследование было проведено в течение двух лет в три этапа.
На первом констатирующем этапе эксперимента (2018 г.) была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, был подобран аксиологический подход к выявлению педагогических условий формирования нравственных ценностей старшеклассников, было проведено тестирование по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» в контрольном и экспериментальном классах. Г лавной его целью было определить отношению учеников к жизни, окружающим, к себе самому, природе. После анализа и обобщения результатов диагностики мы смогли определить ценностный уровень у старшеклассников. Также на этом этапе были сформулированы цель, задачи и рабочая гипотеза исследования. На формирующем этапе (2018 г.) был проведен эксперимент, позволяющий выявить главные условия развития ценностных ориентаций старшеклассников, разрабатывались основные положения экспериментальной методики и разрабатывался сценарий литературного вечера, посвященного Великой Отечественной войне. Были выбраны педагогические условия, способствующие эффективной реализации форм и методов работы по формированию ценностных ориентаций 11 класса по ФГОС; подобраны анкеты и разработан сценарий литературного вечера, посвященный памяти Великой Отечественной войны (на материале произведений Ю. Бондарева и Б. Васильева). Третий контрольный этап был осуществлен в 2019 г., на котором был проведен контрольный эксперимент: была проведена экспериментальная проверка по предложенной нами гипотезе эффективности созданного нами комплекса мероприятий по созданию педагогических условий формирования нравственных ценностей старшеклассников. Результаты контрольной диагностики уровня ценностных ориентаций в контрольном и экспериментальном классах были проанализированы и обобщены, а также подведены итоги эксперимента. Во время всей опытно-экспериментальной работы автор участвовал в научно-практических конференциях, и его работы были опубликованы.
Научная новизна исследования состоит в выявлении наиболее эффективных способов формирования нравственных ценностей при изучении военной прозы 70-80-х ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
В работе раскрыты и экспериментально апробированы педагогические условия освоения военной прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева на базе аксиологического подхода: образовательные технологии деятельного типа, педагогический алгоритм формирования ценностных понятий.
Разработаны методические рекомендации для изучения военной прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева с использованием аксиологического принципа.
Теоретическая значимость исследования: ценностный подход интерпретируется в работе как применимый к изучению не только отдельных произведений, но и широкого круга историко-литературных явлений.
Практическая значимость исследования: доказана необходимость применения аксиологического подхода на уроках для формирования ценностных ориентаций подростков; предложенные диагностические методики позволяют достаточно объективно оценить работу учителя по формированию ценностных ориентаций обучающихся.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились во время всей практики в школе. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых республики Татарстан: «Традиции и современное состояние русского языка в республике Татарстан» (Казань, 2018 г.).
Результаты исследования отражены в следующей публикации:
Юнусова Э.М. Интерпретация и анализ военной прозы ХХ века в школе в контексте аксиологического подхода (на примере романов Ю. Бондарева). // Сборник материалов конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых учёных, посвященным традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ "Традиции и современное состояние русского языка в Республике Татарстан". - Казань, 2018. - С.152-155.
Структура магистерской диссертации логична и последовательна в решении задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 121 наименования и 7 приложений, содержит 10 таблиц и 6 рисунков. Объем диссертации - 92 страницы.
Таким образом, проведенное исследование убеждает в результативности проведения занятий по военной прозе ХХ века с использованием аксиологического подхода.
Аксиологический подход к образованию связан с уточнением понятия ценности, с признанием важной ценностей в формировании личности обучающегося. Историческая динамика развития аксиологического подхода показывает, что этот подход становится необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития и в современном обществе проблемы аксиологии образования сохранили свой первостепенное значение.
В работе удалось теоретически обосновать и показать путем экспериментальной проверки возможности использования аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. XX века (на материале прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева как одних из наиболее ярких её представителей) на уроках литературы и во внеурочное время в старших классах общеобразовательной школе.
Работа выявила, что реализация поставленной цели возможна, прежде всего, при условии серьезного пересмотра подходов к организации образовательного процесса, направленного на развитие духовного, нравственного потенциала учащихся общеобразовательной школы.
Анализ представленности аксиологических понятий в ГОС и учебно-методической литературе убеждает, что среди существующих на сегодняшний день программ по литературе для старшеклассников (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана, А.И. Княжиц- кого и др.) образовательная программа по литературе под редакцией В.Г. Ма- ранцмана, поставившего одной из задач формирование ценностной ориентации учащихся через диалог культур, в определенной степени способствует решению проблемы гуманизации образования. Однако и эта программа не отражает в достаточной степени аксиологический подход, особенно применительно к такому сложному периоду в развитии русской литературы, как XX столетие.
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Обосновано, что есть целесообразность применения аксиологического подхода в преподавании литературы при изучении военной прозы среди старших классов. В своей работе мы установили, что необходимо проводить систематическую целенаправленную работу по развитию патриотизма и формированию ценностей обучающихся.
2. Установлено, что наиболее действенными способами и приемами обучения при аксиологическом подходе явились метод проектов, дискуссии, дебаты, создание собственных текстов о войне, а также современные педагогические технологии (коммуникативные, интегрированного обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, проблемного обучения), многоуровневая работа с художественным текстом (с точки зрения лингвистики, истории, культуры и литературы), используя различные методы (типологический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический и системно-функциональный).
3. Проведенные констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента подтверждают значимость применения аксиологического подхода в современной школе. В частности, педагогическими условиями при использовании аксиологического подхода для формирования нравственных ценностей обучающихся старшеклассников при изучении военной прозы 7080-х гг. ХХ в. будет эффективным, если завершающим этапом станет разработка и проведение итогового события памяти писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне, также возможно создание элективного курса по военной прозе ХХ века.
Анализ художественного произведения с учетом ценностных категорий позволяет старшеклассникам глубоко и эмоционально осмыслить прозу Бондарева и Васильева, увидеть особенности поэтики, помогает ученикам воспринять его идеи и сделать их частью собственного духовного мира.
Рассмотрение учебных тем по литературе в школе сквозь призму аксиологического подхода в рамках реализации различных направлений факультативной и внеурочной деятельности позволит формировать нравственные и этические качества личности.
Аксиологический подход к образованию связан с уточнением понятия ценности, с признанием важной ценностей в формировании личности обучающегося. Историческая динамика развития аксиологического подхода показывает, что этот подход становится необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития и в современном обществе проблемы аксиологии образования сохранили свой первостепенное значение.
В работе удалось теоретически обосновать и показать путем экспериментальной проверки возможности использования аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. XX века (на материале прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева как одних из наиболее ярких её представителей) на уроках литературы и во внеурочное время в старших классах общеобразовательной школе.
Работа выявила, что реализация поставленной цели возможна, прежде всего, при условии серьезного пересмотра подходов к организации образовательного процесса, направленного на развитие духовного, нравственного потенциала учащихся общеобразовательной школы.
Анализ представленности аксиологических понятий в ГОС и учебно-методической литературе убеждает, что среди существующих на сегодняшний день программ по литературе для старшеклассников (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана, А.И. Княжиц- кого и др.) образовательная программа по литературе под редакцией В.Г. Ма- ранцмана, поставившего одной из задач формирование ценностной ориентации учащихся через диалог культур, в определенной степени способствует решению проблемы гуманизации образования. Однако и эта программа не отражает в достаточной степени аксиологический подход, особенно применительно к такому сложному периоду в развитии русской литературы, как XX столетие.
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Обосновано, что есть целесообразность применения аксиологического подхода в преподавании литературы при изучении военной прозы среди старших классов. В своей работе мы установили, что необходимо проводить систематическую целенаправленную работу по развитию патриотизма и формированию ценностей обучающихся.
2. Установлено, что наиболее действенными способами и приемами обучения при аксиологическом подходе явились метод проектов, дискуссии, дебаты, создание собственных текстов о войне, а также современные педагогические технологии (коммуникативные, интегрированного обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, проблемного обучения), многоуровневая работа с художественным текстом (с точки зрения лингвистики, истории, культуры и литературы), используя различные методы (типологический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический и системно-функциональный).
3. Проведенные констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента подтверждают значимость применения аксиологического подхода в современной школе. В частности, педагогическими условиями при использовании аксиологического подхода для формирования нравственных ценностей обучающихся старшеклассников при изучении военной прозы 7080-х гг. ХХ в. будет эффективным, если завершающим этапом станет разработка и проведение итогового события памяти писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне, также возможно создание элективного курса по военной прозе ХХ века.
Анализ художественного произведения с учетом ценностных категорий позволяет старшеклассникам глубоко и эмоционально осмыслить прозу Бондарева и Васильева, увидеть особенности поэтики, помогает ученикам воспринять его идеи и сделать их частью собственного духовного мира.
Рассмотрение учебных тем по литературе в школе сквозь призму аксиологического подхода в рамках реализации различных направлений факультативной и внеурочной деятельности позволит формировать нравственные и этические качества личности.



