ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11
1.1 Процесс становления аксиологии 11
1.2 Аксиологический подход в педагогическом исследовании 19
1.3 Особенности применения аксиологического подхода при изучении русской литературы в образовательной организации 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ ХХ ВЕКА 49
2.1 Педагогические условия использования аксиологического принципа
при изучении прозы Ю. Бондарева и Б. Васильева 49
2.2 Констатирующий и формирующий этапы эксперимента 69
2.3 Результаты педагогического эксперимента 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
Список литературы 93
Приложение
В законе РФ «Об образовании» в качестве важнейшего принципа государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования называется «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» [URL: https://dokumenty24.ru]. Поэтому одна из главных задач современного образования связана с формированием системы ценностей, направленных на развитие личности обучающегося, ключевых компетенций и нравственных установок, определяющих качество содержания образования.
В связи с этим актуальность исследования обусловлена прежде всего потребностью в формировании ценностей обучающихся на уроках литературы в старших классах и недостаточной разработанностью содержательно-технологических и научно-методических аспектов аксиологического подхода для школьного образования на примере военной прозы.
После Великой Отечественной войны в русской литературе значительное место занимает военная тема, многие писатели стремятся рассказать о героизме русского народа, одержавшего победу над агрессором. Огромный вклад в развитие литературного процесса 50-80 гг. внесли писатели-фронтовики, побывавшие сами на войне, преодолевшие весь этот ужас войны (В. Астафьев, Ю. Бондарев, Б. Васильев и др.).
В данной работе мы остановились на творчестве Ю. Бондарева и Б. Васильева. Мы выбрали этих двух писателей для формирования нравственных ориентиров подростков, потому что творчество данных авторов - это уникальные и правдивые архивы того времени, в которых к тому же раскрываются вечные проблемы и ценности людей: нравственный выбор, вечная правда и память о войне, духовно-нравственный подвиг русского народа на войне.
Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах Я. А. Коменского [48], который выявил сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указал способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания. Дальнейшее развитие идея свободного развития и воспитания личности получила в эпоху Просвещения, прежде всего в трудах французских просветителей (Ш. Монтескье, Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и др.), а затем и в работах российских просветителей (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.). Так, Н.И. Новиков совместно с И.Е. Шварцем издавали первый российский детский журнал «Детское чтение...». Издание стало последовательным пропагандистом педагогических воззрений эпохи Просвещения.
В педагогике аксиологический подход нашел отражение в трудах В.И. Богуславского, З.И. Равкина, Б.М. Бим-Бада [6], В.И. Додонова, Б.Г. Кузнецова, Н.Д. Никандрова и др. Специально аксиологией литературного творчества занимаются литературоведы В.Е. Хализев, И.А. Есаулов, В.Н. Сузи, Л.В. Камедина, В.В. Ильин и др.
В настоящее время в российском образовании активно развивается аксиологический подход, соединяющий историческое наследие и требования современной ситуации. В работах ученых В.И. Бойко, Г.П. Выжлецова [22], Ю.М. Плюснина исследуется процесс осмысления устойчивого социального развития; в трудах В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева - феноменология ценностных систем личности; Е.В. Бондаревская, Н.М. Воскресенская изучают современные подходы в образовании с использованием концепции единого образовательного пространства.
Проблема формирования нравственной культуры при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века не нашла достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике. Анализ теоретических источников и научной литературы позволил выделить следующие недостатки:
- в практике работы преобладают традиционные формы и методы воспитания духовно-нравственных качеств;
- образовательные программы предполагают минимальное количество часов на изучение военной прозы 70-80-х гг. ХХ века;
- не все образовательные учреждения вводят в учебный план внеурочную деятельность, значимую для развития духовно-нравственной культуры.
Практические наблюдения, изучение научно-методической и теоретической литературы позволяют выявить следующие противоречия: между требованиями общества к уровню интеллектуального развития выпускников общеобразовательных школ и фактическим уровнем их общеобразовательной подготовки, сформированностью нравственных принципов (системы ценностей), между востребованностью педагогической практикой концепций по выработке и развитию аксиологического потенциала школьника и недостаточным исследованием проблем формирования ценностей в педагогической науке.
Выявленные противоречия способствовали постановке педагогической проблемы: каковы педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века на уроках литературы.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить специфику применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Объектом исследования является процесс изучения военной прозы 7080-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Предмет исследования - специфика применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Гипотеза исследования: использование аксиологического подхода в процессе обучения в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе в старших классах будет эффективным, если будет учтена специфика применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ века на уроках литературы в старших классах, представляющая собой совокупность следующих особенностей:
1. Осуществляя практический анализ военной прозы писателей Ю. Бондарева и Б. Васильева на уроках литературы, использовать потенциал литературно-теоретических знаний об эстетических принципах и ценностном содержании литературы для того, чтобы развить у старшеклассников умение анализировать художественное произведение с точки зрения его идейно-ценностного значения.
2. Посредством дизайна и реализации комплекса вариативных проектов по изучению творчества писателей Ю. Бондарева и Б. Васильева в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе (викторина по литературе, литературный вечер, читательская конференция, базовые уроки по литературе) способствовать усвоению эстетических принципов обучающихся с целью обеспечения высокого морально-нравственного уровня развития обучающихся.
3. При определении порядка и степени усвоения учащимися прозы Ю. Бондарева и Б. Васильева в рамках урочной и внеурочной деятельности по литературе применять алгоритм формирования ценностных понятий, представляющий собой поэтапную последовательность действий участников образовательного процесса по формированию ценностных понятий и использованию образовательных технологий для более глубокого восприятия и осмысления учениками литературного произведения.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования, детерминировать особенности применения аксиологического подхода в преподавании литературы.
2. Выявить специфику применения аксиологического подхода при изучении военной прозы.
3. Экспериментально проверить эффективность применения аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды Г.А. Голиковой [26, 27], М.М. Бахтина [5], Л.С. Выготского [21], А.М. Адамовича [2], Ш.А. Амонашвили [3], Б.М. Бим-Бада [6], Г.П. Выжлецова [22], Б.С. Гершунского [24], В.И. Гинецинского [25], А.А. Грицанова [31], З.Е. Гураль- ник [32], Н.А. Гущиной [33], В.В. Зеньковского [38], В.Г. Маранцмана [69], И.Ф. Исаева [41], М.С. Кагана [42], В.А. Карнюшина [44], Г.М. Коджаспиро- вой [47], О.Г. Трапицыной [101], В.П. Тугаринова [102], К.Д. Ушинского [103], Н.М. Федя [105], Г.Ф. Хасановой [107], И.С. Якиманской [115], И.А. Якимова [116], Е.С. Сенявской [93], В.Д. Сквозникова [94], В.А. Сластенина [95, 96], В.А. Сухомлинского [99], А. Дж. Тойнби [100], В.Б. Петрова [79], А.И. Пискунова [80] и др.
Нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические - эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, беседы, анкетирование.
В выпускной квалификационной работе также использовалась методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокич) [88].
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №6» Приволжского района г. Казани, в которой автор проходил практику. Исследованиями были охвачены 50 обучающихся 10-11 классов. Исследование было проведено в течение двух лет в три этапа.
На первом констатирующем этапе эксперимента (2018 г.) была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, был подобран аксиологический подход к выявлению педагогических условий формирования нравственных ценностей старшеклассников, было проведено тестирование по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» в контрольном и экспериментальном классах. Г лавной его целью было определить отношению учеников к жизни, окружающим, к себе самому, природе. После анализа и обобщения результатов диагностики мы смогли определить ценностный уровень у старшеклассников. Также на этом этапе были сформулированы цель, задачи и рабочая гипотеза исследования. На формирующем этапе (2018 г.) был проведен эксперимент, позволяющий выявить главные условия развития ценностных ориентаций старшеклассников, разрабатывались основные положения экспериментальной методики и разрабатывался сценарий литературного вечера, посвященного Великой Отечественной войне. Были выбраны педагогические условия, способствующие эффективной реализации форм и методов работы по формированию ценностных ориентаций 11 класса по ФГОС; подобраны анкеты и разработан сценарий литературного вечера, посвященный памяти Великой Отечественной войны (на материале произведений Ю. Бондарева и Б. Васильева). Третий контрольный этап был осуществлен в 2019 г., на котором был проведен контрольный эксперимент: была проведена экспериментальная проверка по предложенной нами гипотезе эффективности созданного нами комплекса мероприятий по созданию педагогических условий формирования нравственных ценностей старшеклассников. Результаты контрольной диагностики уровня ценностных ориентаций в контрольном и экспериментальном классах были проанализированы и обобщены, а также подведены итоги эксперимента. Во время всей опытно-экспериментальной работы автор участвовал в научно-практических конференциях, и его работы были опубликованы.
Научная новизна исследования состоит в выявлении наиболее эффективных способов формирования нравственных ценностей при изучении военной прозы 70-80-х ХХ в. на уроках литературы в старших классах.
В работе раскрыты и экспериментально апробированы педагогические условия освоения военной прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева на базе аксиологического подхода: образовательные технологии деятельного типа, педагогический алгоритм формирования ценностных понятий.
Разработаны методические рекомендации для изучения военной прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева с использованием аксиологического принципа.
Теоретическая значимость исследования: ценностный подход интерпретируется в работе как применимый к изучению не только отдельных произведений, но и широкого круга историко-литературных явлений.
Практическая значимость исследования: доказана необходимость применения аксиологического подхода на уроках для формирования ценностных ориентаций подростков; предложенные диагностические методики позволяют достаточно объективно оценить работу учителя по формированию ценностных ориентаций обучающихся.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились во время всей практики в школе. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых республики Татарстан: «Традиции и современное состояние русского языка в республике Татарстан» (Казань, 2018 г.).
Результаты исследования отражены в следующей публикации:
Юнусова Э.М. Интерпретация и анализ военной прозы ХХ века в школе в контексте аксиологического подхода (на примере романов Ю. Бондарева). // Сборник материалов конкурса научно-исследовательских работ студентов, аспирантов, молодых учёных, посвященным традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения РТ "Традиции и современное состояние русского языка в Республике Татарстан". - Казань, 2018. - С.152-155.
Структура магистерской диссертации логична и последовательна в решении задач исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 121 наименования и 7 приложений, содержит 10 таблиц и 6 рисунков. Объем диссертации - 92 страницы.
Таким образом, проведенное исследование убеждает в результативности проведения занятий по военной прозе ХХ века с использованием аксиологического подхода.
Аксиологический подход к образованию связан с уточнением понятия ценности, с признанием важной ценностей в формировании личности обучающегося. Историческая динамика развития аксиологического подхода показывает, что этот подход становится необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития и в современном обществе проблемы аксиологии образования сохранили свой первостепенное значение.
В работе удалось теоретически обосновать и показать путем экспериментальной проверки возможности использования аксиологического подхода при изучении военной прозы 70-80-х гг. XX века (на материале прозы Ю.В. Бондарева и Б.Л. Васильева как одних из наиболее ярких её представителей) на уроках литературы и во внеурочное время в старших классах общеобразовательной школе.
Работа выявила, что реализация поставленной цели возможна, прежде всего, при условии серьезного пересмотра подходов к организации образовательного процесса, направленного на развитие духовного, нравственного потенциала учащихся общеобразовательной школы.
Анализ представленности аксиологических понятий в ГОС и учебно-методической литературе убеждает, что среди существующих на сегодняшний день программ по литературе для старшеклассников (Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной, А.Г. Кутузова, Г.И. Беленького, В.Г. Маранцмана, А.И. Княжиц- кого и др.) образовательная программа по литературе под редакцией В.Г. Ма- ранцмана, поставившего одной из задач формирование ценностной ориентации учащихся через диалог культур, в определенной степени способствует решению проблемы гуманизации образования. Однако и эта программа не отражает в достаточной степени аксиологический подход, особенно применительно к такому сложному периоду в развитии русской литературы, как XX столетие.
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Обосновано, что есть целесообразность применения аксиологического подхода в преподавании литературы при изучении военной прозы среди старших классов. В своей работе мы установили, что необходимо проводить систематическую целенаправленную работу по развитию патриотизма и формированию ценностей обучающихся.
2. Установлено, что наиболее действенными способами и приемами обучения при аксиологическом подходе явились метод проектов, дискуссии, дебаты, создание собственных текстов о войне, а также современные педагогические технологии (коммуникативные, интегрированного обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, проблемного обучения), многоуровневая работа с художественным текстом (с точки зрения лингвистики, истории, культуры и литературы), используя различные методы (типологический, конкретно-исторический, сравнительно-исторический и системно-функциональный).
3. Проведенные констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента подтверждают значимость применения аксиологического подхода в современной школе. В частности, педагогическими условиями при использовании аксиологического подхода для формирования нравственных ценностей обучающихся старшеклассников при изучении военной прозы 7080-х гг. ХХ в. будет эффективным, если завершающим этапом станет разработка и проведение итогового события памяти писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне, также возможно создание элективного курса по военной прозе ХХ века.
Анализ художественного произведения с учетом ценностных категорий позволяет старшеклассникам глубоко и эмоционально осмыслить прозу Бондарева и Васильева, увидеть особенности поэтики, помогает ученикам воспринять его идеи и сделать их частью собственного духовного мира.
Рассмотрение учебных тем по литературе в школе сквозь призму аксиологического подхода в рамках реализации различных направлений факультативной и внеурочной деятельности позволит формировать нравственные и этические качества личности.
1. Абдуллина Д.А. Художественная аксиология в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого // Д.А. Абдуллина, 2005. - 208 с.
2. Адамович А.М. Заглядывая в день грядущий // Литература о войне и проблемы века. - Минск, 1986. - С. 237.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд-во Амонашвили, 1996. - 494 с.
4. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». - 2000. - С. 11-16.
5. Бахтин М.М. К методологии литературоведения // Контекст: Литературно-теоретические исследования. - М, 1975. - С. 381-383.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М, 2003. - С. 356.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1961. - 464 с.
8. Бондарев Ю.В. Батальоны просят огня. Последние залпы: Повести. - М.: Современник, 1984. - С. 21-186.
9. Бондарев Ю.В. Безумие // Наш современник. - 1971. - №2 3. - С. 4148.
10. Бондарев Ю.В. Мгновения // Ю.В. Бондарев. -М. - 2009. - С. 150569.
11. Бондарев Ю.В. О чем молчат писатели // Правда, 1993. - 25 февр. -
С. 4.
12. Бондарев Ю.В. Поиск истины. - М. - 1979. - С. 14.
13. Бондарев Ю.В. Публицистика. Мгновения // Ю.В. Бондарев. - М. - 2008 - С. 7-10.
14. Бондарев Ю.В. Собрание сочинений в 8-ми томах // Ю.В. Бондарев. - М.: Голос: Русский архив, 1993. - С. 4.
15. Бузник В.В. След на земле (О нравственной философии романа «Берег») // Русская литература. - 1979. - №3. - С. 47-68.
16. Буй Тхе Дык. Опыт художественного постижения мира личности в прозе о Великой Отечественной войне (А. Фадеев, В. Быков, Б. Васильев) и его значение для литературы Вьетнама // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М, 1994. - С. 102-111.
17. Василенко А. Нужен ли читателю новый роман Ю. Бондарева? // Молодая гвардия. - 1995. - №10. - С. 36-46.
18. Васильев Б.Л. Собрание сочинений в 8-ми томах. - Смоленск, 1994. -
19. Вахитова Т.М. Нелегкий поиск истины (Юрий Бондарев о путях худож. познания) // Творческие взгляды советских писателей. - Л. - 1981. - С. 238-253.
20. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. [Электронный ресурс]. URL http://megapredmet.ru/1-2104.html (дата обращения 10.05.2019).
21. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика,
1991. - 479 с.
22. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996. - С. 121.
23. Гаспаров М.Л. Филология как нравственность // Литературное обозрение. - 1979. - №10. - С. 98-100.
24. Г ершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М.: Совершенство, 1998. - 432 с.
25. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб,
1992. - С. 75.
26. Голикова Г. А. Формирование ценностно-аксиологического подхода в школьном литературном образовании: к постановке проблемы // Современное образование. - 2014. - №1. - С. 14-24.
27. Голикова Г.А., Кузнецова И.В. Диалог на уроках литературы как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции школьников // Школа будущего. - 2013. - № 4. - С. 147-151.
28. Голянская О.А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности / О.А. Голянская, 2004. - 163 С.
29. Горбунова Е.Н. Юрий Бондарев. Очерк творчества. - М, 1989. -
432 с.
30. Горовая В.И. Конструктивная педагогическая аксиология // Педагогика. - №4. - Апрель. - 2007. - С. 15-21.
31. Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия. - Философия, 2001. - 1312 с.
32. Гуральник З.Е. Поэтика военной прозы Б. Васильева в историколитературном контексте 60-70-х гг. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Л, 1990. - С. 12.
33. Гущина Н.А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя / Н.А. Гущина, 2004. - 188 с.
34. Демьянова Т.С. Методика преподавания военной прозы в старших классах средней школы // Г уманитарные исследования молодых ученых Южного Урала: сборник научных статей. - Челябинск. - 2017. - С. 321-325.
35. Дмитриенко С. Что такое «современная русская литература»? // Сб: Я иду на урок литературы. Современная русская литература: 1970-1990-е годы: Книга для учителя. - М.: Первое сентября, 2001 - С. 5-14.
36. Ермолаева Н.Ю. Аксиологические основания и дидактические условия педагогики ненасилия (на материале отечественного образовательного опыта 70-80 гг. XX в.) / Н.Ю. Ермолаева, 2007. - 118 с.
37. Захарчук А. В. Ценности учащейся молодежи и людей среднего возраста / А. В. Захарчук, Е. К. Есликова // Специалист. - 1999. - №2. - С. 3032.
38. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. - М.: Канон, 1996. - С. 62.
39. Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы / А.А. Ивин // Философский журнал. - 2010. - С. 66-78.
40. Идашкин Ю.В. Юрий Бондарев. - М. - 1987. - 236 с.
41. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004. - С. 77-78.
42. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. - Л.: Изд- во ЛГУ, 1991. - 383 с.
43. Кальянов В.И. Артхашастра или наука политики. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - 798 с.
44. Карнюшин В.А. Проза Бориса Васильева о фронтовиках после войны, 70-80-е гг. - Смоленск, 2000. - 175 с.
45. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников. - Екатеринбург, 1996. - 40 с.
46. Ковалев Ю. Спустимся на землю // Вопросы литературы. - 1998. - № 3. - С. 10.
47. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - С. 45.
48. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. - т. 1. - М.: Педагогика, 1992. - 580 с.
49. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
50. Коробов В. И. Юрий Бондарев. Страницы жизни, страницы творчества. - М, 1984. - 368 с.
51. Кравец А.В, Утюганов А.А. Социальная природа ценностей и проблема организации и интериоризации ценностей и ценностных ориентаций в структуру личности / Вестник университета. - 2016. - №3. - С. 234.
52. Кузнецов М. Исповедь поколения // Наш современник. - 1973. - № 5. - С. 17; 173-175.
53. Курдюмова Т.Ф., Марьина О.Б., Демидова Н.А. Литература. 11 класс. В 2 ч. - 4.2. Учебник. - М.: Дрофа, 2008. - 250 с.
54. Кутузова А.Г. Программа по литературе (У-Х1 классы) // А.Г. Кутузова. - Просвещение, 2007. - 84 с.
55. Кушнаренко Я.В. Обоснование аксиологии в контексте неклассической рациональности / Я.В. Кушнаренко, 2004. - автореферат.
56. Лавлинский С.П. Теория и практика современного литературного образования / Новый филологический вестник. - 2011. - С. 151-174.
57. Лазарев Л.И. Это наша судьба: Заметки о литературе, посвященной Великой Отечественной войне. - М, 1983. - С. 261.
58. Ланская О.В. Роман Ю.В. Бондарева «Горячий снег»: художественная концепция мира (к урокам словесности) // Литература о Великой Отечественной войне: герой, жанр, стиль. Учебное пособие. - Липецк, 2003. - С. 205-215.
59. Лейдерман Н.Л. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне (историко-литературный процесс и развитие жанров 1955-1970) // Пособие по спецкурсу. - Свердловск, 1973. - С. 181.
60. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - N 4. - С. 15-26.
61. Лепихов Н.В. Жизненный путь и педагогическое наследие В.С. Ильина / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - С. 142.
62. Лесневская Н.Г. Становление и развитие аксиологического подхода в истории образования России с конца 90-х гг. Х1Хв. до 1917 г. / Н.Г. Лесневская, 2001. - 200 с.
63. Ложкина А.О. Образы святых жен в житийной литературе XII- XVII веков: агиология и поэтика // А.О. Ложкина, 2012. - автореферат.
64. Лотце Г. Основания практической философии. - СПб, 1882. - 544 с.
65. Лукашенко А.В. Изучение поэтики лирики Б.Л. Пастернака и ее интерпретация школьниками на уроках литературы в 11 классе средней школы // А.В. Лукашенко. - 2004. - автореферат.
66. Лукин В. С. Г адкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи / В. С. Лукин // Культура. - 2001. - №16. - С. 4-7.
67. Любомудров А.М. О Православии и церковности в художественной литературе // Русская литература. - 2001. - №1. - С. 113.
68. Манн Ю.В. Динамика поэтических форм // Вопросы литературы, 1996. - С. 26.
69. Маранцман В.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. - М.: Просвещение, 1975. - 263 с.
70. Маслов С.И., Маслова Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - С. 202-208.
71. Меркин Г.С. Программа по литературе 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2007.
72. Михайлов О.Н. Юрий Бондарев. - М, 1976. - 134 с.
73. Нехаев Р.В. Военная проза Ю. Бондарева / Р.В. Нехаев // ЯКета.Рема. - 2009. - С. 22.
74. Новиков Д.В. Ценностный аспект образа святого в житийной литературе // Д.В. Новиков, 2012. - С. 144-148.
75. Павловский А. На перекрестке проблем (о романе «Выбор») // Звезда. - 1981. - №10. - С. 166.
76. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы, конец XIX-начало XX века / М.Н. Певзнер. - 1997. - 338 с.
77. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Смирнов и др. - М.: Издат. центр «Академия», 1998. - 512 с.
78. Пережовская А.Н. Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической науки / Инновационные педагогические технологии: материалы II Меж- дунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Бук. - 2015. - С. 27-30.