Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации интерактивных занятий 10
1.1. Сущность и особенности электронного образовательного ресурса 10
1.2. Сущностные характеристики интерактивного занятия 17
1.3. Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов 33
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 45
Глава 2. Педагогические условия применения электронного образовательного ресурса как средства проектирования^ реализации интерактивных занятий в колледже 47
2.1. Обоснование разработки электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже 47
2.2. Описание этапов проектирования и разработки электронного
образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» 60
2.3. Качественный глубинный анализ анкет респондентов по выявлению компонентов готовности преподавателей колледжей к применению электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного
обучения» 71
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
Список литературы 86
Приложение 1 92
Приложение 2 93
Приложение 3 94
Приложение 4 95
Приложение 5
Современный образовательный процесс строится на использовании различных форм и методов обучения, включая самые современные, к которым можно отнести информационные и интерактивные технологии.
В условиях многообразия форм и методов обучения современный педагог должен уметь рационально строить образовательный процесс. Среднее профессиональное образование носит практико-ориентированный характер и должно соответствовать современным стандартам качества. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового поколения (ФГОС СПО 4+) определяют в качестве критериев высокую практическую ориентированность процесса обучения. Ряд требований к выпускникам педагогического направления подготовки, отраженных во ФГОС и необходимых для осуществления деятельности в профессиональных областях, связаны с реализацией проектов, формализацией и трансляцией технологических решений с помощью современных компьютерных средств. Формирование ряда подобных умений и качеств выпускников осуществляется в процессе использования электронных образовательных ресурсов, отражающих технологические процессы профессиональной области.
Большие дидактические возможности применения электронных (цифровых) образовательных ресурсов (ЭОР) отмечаются во многих работах, применению электронного образовательного ресурса в учебном процессе посвящены ряд пособий (А.А. Кузнецов и др.).
Существующие методы, приемы и техники интерактивного обучения способствуют самостоятельному приобретению знаний обучающимися, благодаря этому познавательный процесс становится интересным, легко запоминающимся.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный педагог среднего профессионального образования должен предусматривать использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в соответствии с требованиями (ФГОС СПО 4+).
Подготовка специалиста, способного работать в условиях ФГОС, невозможна на основе репродуктивных методов обучения. Потенциальный преподаватель должен не только знать, но и иметь определённый опыт владения технологиями практико-ориентированного обучения. Поэтому разрабатываемый электронный образовательный ресурс «Практики интерактивного обучения» предполагает развитие и совершенствование умений преподавателей конструировать учебное занятие на основе предлагаемых техник.
Степень разработанности проблемы исследования. В настоящее время в педагогической литературе имеются исследования: 1) посвященные вопросам информатизации образования (Е.И. Жигалов, В.А. Каримова, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.П. Яменко и др.); 2) связанные с использованием интерактивного обучения (И.В. Анашкина, И.С. Ладыжец, С.В. Панюкова, О.П. Прохорова и др.); 3) связанные с разработкой электронных образовательных ресурсов (В.В. Довгань, Г.В. Ившина, Э.А. Первезенцева, Н.Е. Суркова, и др.)
В центре внимания ученых находятся следующие аспекты: изучение электронно-образовательного ресурса нового поколения (А.В. Осин); современные информационные технологии в системе образования (Е.С. Полат); формирование познавательного интереса обучающихся с использованием электронного образовательного ресурса (А.В. Иванова); использование электронного образовательного ресурса для самостоятельной учебной деятельности (Э.А. Первезенцева); методическая система формирования творческих умений обучающихся с использованием электронного образовательного ресурса (Е.В. Абрамов); повышение качества знаний обучающихся вуза средствами цифровых образовательных ресурсов (О.В. Штеймарк); информационные образовательные технологии в среднем профессиональном учреждении как средство активизации познавательной деятельности студентов (Д.С. Ломакин); методика разработки и использования цифровых образовательных ресурсов при дистанционном обучении в учреждении среднего профессионального образования (Н.Е. Суркова) и др.
В результате аналитического осмысления степени разработанности проблемы можно сделать следующие выводы: вопрос использования электронного образовательного ресурса в образовательных целях имеет достаточно обширную базу исследований, хотя стоит отметить, что работы, посвященные использованию электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации занятий в любых образовательных организаций, встречаются редко, а вопросы, связанные с использованием электронного образовательного ресурса в качестве средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже, остаются открытыми.
Проведенный анализ научных исследований показал, что на данный момент возникли предпосылки для изучения применения электронного образовательного ресурса в качестве средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже. Однако, несмотря на существующие исследования, посвященные этому вопросу, приходится констатировать следующие недостаточно изученные моменты: 1) современные информационные средства обучения, в том числе и использование электронные образовательные ресурсы в качестве средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже, не рассмотрены с точки зрения их использования преподавателями профессиональных образовательных организаций в контексте интерактивного обучения; 2) педагогические условия, обеспечивающие использование электронного образовательного ресурса в качестве средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже не достаточно разработаны.
Анализ актуальности и разработанности проблемы использования электронного образовательного ресурса в качестве средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже позволил выделить ряд противоречий между:
- возросшими требованиями к уровню информационно-технологической подготовки преподавателей средних профессиональных организаций и недостаточной ориентированностью системы образования на их реализацию;
- существующими потребностями современного процесса обучения с использованием интерактивного обучения, ориентированного на взаимодействие обучающихся между собой, и недостаточной разработанностью ресурсов по проектированию интерактивных занятий.
Перечисленные выше противоречия актуализируют проблему исследования, суть которой состоит в обосновании педагогических условий применения электронного образовательного ресурса как средство проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже. В связи с этим, определена тема исследования «Электронный образовательный ресурс как средство проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже».
Проблема исследования: Каковы педагогические условия применения электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка педагогических условий применения электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже.
Объект исследования: процесс проектирования и реализации интерактивных занятий в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования: педагогические условия применения электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже.
Гипотезу исследования составило положение о том, что применение электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» существенно активизирует деятельность преподавателей колледжей по проектированию и реализации интерактивных занятий в том случае, если реализованы следующие педагогические условия:
• электронный образовательный ресурс «Практики интерактивного обучения» разработан с учетом современных дидактических, методических, эргономических и эстетических требований, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам;
• электронный образовательный ресурс используется преподавателями колледжа в процессе проектирования занятия;
• применение электронного образовательного ресурса позволяет подобрать оптимальный формат проведения занятия, направленного на реализацию определенной цели.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу исследования по теме «Электронный образовательный ресурс как средство проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже».
2. Проанализировать результаты исследования по выявлению компонентов готовности преподавателей колледжей к применению электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» в проектировании занятий.
3. Создать электронный образовательный ресурс «Практики интерактивного обучения» учетом современных дидактических, методических, эргономических и эстетических требований, предъявляемых к электронным образовательным ресурсам.
4. Обосновать и проверить условия применения преподавателями колледжей электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» как средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже.
Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие труды: положения по общей методологии образовательной деятельности (Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, А.М. Новиков и другие); технологического подхода в обучении (В.П. Беспалько, М.В.Кларин, Г.К. Селевко и другие); дидактические основы использования информационных технологий в образовании (Ю.С. Брановский, Г.А. Бордовский, Б.С. Гершунский, Ю.С. Иванов, И.В. Роберт и другие); теории и практики информатизации образования (Лапчик М.П., Мартиросян Л.П., Роберт И.В., Скибицкий Э.Г., Удалов С.Р., Христочевский С.А., Briggs L., Dillon A., Harrison N. и др.).
Для решения задач исследования и проверки гипотезы были применены следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, аналогия, дедукция, обобщение, классификация, сравнение.
2. Педагогические: анкетирование, опрос, самооценка.
3. Статистические: описательная статистика, визуализация данных, глубинный качественный анализ анкет, обработка и интерпретирование результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБПОУ «Казанский колледж технологии и дизайна», ГАПОУ «Колледж малого бизнеса и предпринимательства», ФГБОУ ВО Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова. В исследовании участвовали 17 обучающихся ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, 20 преподавателей колледжей.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• обоснована совокупность педагогических условий применения электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже;
• электронный образовательный ресурс «Практики интерактивного обучения» адаптирован в учебный процесс.
Теоретическая значимость исследования обусловлена инновационностью разработки теоретического использования электронного образовательного ресурса как средства проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже. Исследование обогащает общие формы организации учебного процесса и вносит вклад в решение актуальных проблем повышения мотивации студентов средних профессиональных организаций. Выявлены структура и содержание педагогических условий использования электронного образовательного ресурса как средство проектирования и реализации интерактивных занятий в колледже, произведен учет исходных материалов, проанализированы формы организации интерактивного обучения.
Практическая значимость выпускной квалификационно работы состоит в том, что материалы исследования являются основой для использования преподавателями электронного образовательного ресурса в практике проектирования и реализации интерактивных занятий.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 51 источник. Общий объем работы составляет 99 страниц, в которой содержание исследования изложено на 85 страницах и иллюстрировано 3 таблицами, 25 рисунками.
Технические и социокультурные изменения, протекающие в современном обществе, актуализируют необходимость повышения уровня подготовки педагогических кадров в нашей стране. Современный преподаватель среднего профессионального образования должен уметь конструировать образовательный процесс таким образом, чтобы повысить субъектность обучающихся, тем самым повышая эффективность усвоения той или иной компетенции.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и обоснование реализации педагогических условий применения разработанного ЭОР «Практики интерактивного обучения», активизирующих деятельность преподавателей колледжей по проектированию и реализации интерактивных занятий.
В первой главе раскрыты сущность и особенности электронного образовательного ресурса, дана характеристика компонентов электронного образовательного ресурса, как средства проектирования и реализации занятий. Также, рассмотрены сущностные характеристики интерактивных занятий, правила организации интерактивных занятий, возможности применения интерактивных занятий. Кроме того, описаны требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам и особенности их применения.
Во второй главе магистерской работы представлено исследование, которое обосновывает необходимость разработки электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения». В нем участвовали студенты 1 и 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиль «Электроника, радиотехника и связь» Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова, а также преподаватели Казанского
колледжа технологии и дизайна и Казанского колледжа малого бизнеса и предпринимательства. Данное исследование показало, что большинство преподавателей средних профессиональных учреждений чаще используют традиционные формы и методы обучения, выпускники педагогического направления подготовки путают понятия «технология» и «метод» обучения, практикующие и будущие педагоги хотят применять интерактивное обучение на своих занятиях, но существуют трудности у преподавателей колледжей с подбором методов интерактивного обучения относительного своего занятия, а также с временными затратами на подготовку интерактивного занятия.
Полученные результаты были опубликованы в сборнике итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2019 года.
Во второй главе также описываются этапы разработки электронного образовательного ресурса, программное обеспечение по созданию ЭОР, которое включает в себя Microsoft World, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, HTML5, JavaScript и jQuery. Сайт разрабатывался в игровом стиле, для удобства разделен на четыре блока: введение, интерактивный конструкт, работа в группах и весь курс. Весь курс включает в себя подробное описание разработки и проектирования интерактивных занятий на основе различных форм организации обучения.
На основе созданного электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» преподаватели Казанского колледжа технологии и дизайна разрабатывали интерактивные занятия, при тестировании ЭОР они проверяли работу данного электронного образовательного ресурса. Все преподаватели успешно протестировали данный ресурс.
В ходе исследования оценки соответствия электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения» существующим современным требованиям предъявляемых к ЭОР, мы выявили, что по мнению опрашиваемы, он является оригинальным, научным и полным. По мнению преподавателей, ресурс соответствует дидактическим и методическим требованиям, частично соответствует эргономических и психологическим требованиям.
В процессе применения преподавателями колледжа электронного образовательного ресурса «Практики интерактивного обучения реализовывались следующие условия:
• преподаватели подбирали оптимальный формат проведения занятия, направленного на реализацию определенной цели;
• электронный образовательный ресурс использовался преподавателями колледжа в процессе проектирования занятия.
Преподаватели в процессе применения электронного образовательного ресурса отметили, что они стали быстрее подбирать методы и формы обучения для своего занятия. Их обучающиеся показывали хорошие результаты по усвоению материала, кроме того у них сократилось время на подготовку интерактивного занятия. Ресурс позволил обновить знания преподавателей о современных формах и методах интерактивного обучения и дал систематизированную информацию по проектированию интерактивных занятий.
В быстро меняющемся мире, в первую очередь от преподавателей, требуются значительные изменениям на инфраструктурном и политическом уровнях, так как содержание образования определяется запросом общества и государственными стандартами. Преподаватель должен соответствовать этим требованиям, но не всегда существуют возможности соответствовать им. Разработанный электронный образовательный ресурс «Практики интерактивного обучения» отвечает современным требованиям, является структурированной информационной базой для тех преподавателей колледжа, которые готовы осуществлять на своих занятиях освоение компетенций обучающихся в интерактивной образовательной среде.
1. Анашкина И.В. Активные и интерактивные формы обучения: методические рекомендации. - Тамбов: ООО Орион, 2011. - 39 с.
2. Баркер С., Дж. Джонсон. Большое служение малых групп. Динамика жизни и служения малых групп/ Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Аронсон, С. Каган, Р. Славин, Ш. Шаран. - М.: Добрая весть, 1999. - 198 с.
3. Босова Л. Л. Типология электронных образовательных ресурсов как
основополагающего компонента информационно-образовательной среды/ Л. Л. Босова// II Всероссийская конференция «Применение ЭОР в образовательном процессе» (г. Москва, 2012 г.)
http: //msk.ito .edu.ru/2 012/section/183/95301/index .html.
4. Васин Е. К. Разработка и использование комплекса электронных образовательных ресурсов для изучения предмета «Технология»: Дисс. ... канд. Пед. наук. - Москва, 2014.- 171 с.
5. Вишнякова А. Ю. Разработка электронного образовательного ресурса в составе информационно-методического обеспечения учебного курса «Инструменты бизнес-планирования»: магистерская диссертация / А. Ю. Вишнякова ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт "Высшая школа экономики и менеджмента", Кафедра анализа систем и принятия решений. - Екатеринбург, 2017. -95 с.
6. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие /И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 288 с.
7. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. - Москва: издательство стандартов, 2006. -11 с.- С. 4
8. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. - Москва: издательство стандартов, 2009. - 10 с. - С. 2.
9. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностноориентированных электронных образовательных ресурсов и сред: автореф.: Дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02 / В.В. Гура. - Ростов на Дону,
2007. - 44 с.
10. Донцов А.И. Психология коллектива. - М: МГУ, 1984. -103 c.,
11. Иашвили М.В. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно
методический комплекс// М.В. Иашвили, Г.А. Корощенко, О.Б. Макарова. - Новосибирск: НГПУ, 2007-250 с.
12. Истрофилова О.И. Инновационные процессы в образовании: Учебнометодическое пособие. -Нижневартовск: Изд-во Нижне- варт. гос. ун-та,
2014. - 133 с.
13. Кочисов В.К. Электронный образовательный ресурс как новый педагогический инструмент в условиях развития межпредметных связей [Электронное издание] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-obrazovatelnyy-resurs-kak-novyy- pedagogicheskiy-instrument-v-usloviyah-razvitiya-mezhpredmetnyh-svyazey
14. Крицкий А.В. Создание единого информационного пространства в
колледже [Электронное издание]-Режим доступа.-URL:
https://www. gyrnal. ru/library/ru/obshee/6/12/39/
15. Летин А.И. Дидактические свойства и функции интерактивных методов обучения и воспитания в развитии поликультурных умений школьников при обучении иностранному языку [Электронное издание]- Режим доступа.-URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-svoystva-i- funktsii-interaktivnyh-metodov-obucheniya-i-vospitaniya-v-razvitii-polikulturnyh- umeniy- shkolnikov-pri
16. Майера В.В. Информационно-коммуникационные технологии в
реальном и виртуальном образовательном пространстве: Материалы
Международной научно-практической видеоконференции (г. Тюмень, 21 ноября 2014 г.) /Под ред. В. В. Майера, С. М. Моор- Тюмень: ТюмГНГУ, 2015-95 с.
17. Министерство юстиций Российской Федерации. Ростовский юридический институт (филиал). Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации).- Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ,
2013- 49 с.
18. Митькина О.В. Интерактивные методы обучения в формировании личностных компетенций студентов рыбохозяйственного вуза [Электронное издание]- Режим доступа.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye- metody-obucheniya-v-formirovanii-lichnostnyh-kompetentsiy-studentov- rybohozyaystvennogo-vuza
19. Наволокова Н.П. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций/ Составитель: Н.П. Наволокова. - М: Изд. группа «Основа», 2009. - 176 с.
20. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 8 сентября 2015 г. № 608- 2015. - 20 с.
21. Палински А. Об эффективном обучении и активизирующих методах обучения иностранному языку / A. Palinski // Современные проблемы глоттодидактики. — Rzeszow: Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2009. - С.328-329.
22. Первезенцева Э.А. Дидактические особенности самостоятельного обучения с применением электронных образовательных ресурсов. // Информационные технологии в образовании: материалы V всероссийской науч.-практ. конференции (Марий-Эл, г. Йошкар-Ола, 29-30 мая 2008.). URL: http: //ito .edu.ru/2008/MarivEl/Il/n-0-17. htinl.
23. Плаксина И.В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод.пособие / И. В. Плаксина; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. - 163 с.
24. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - В 2 кн. Кн.1 Общие основы. Процесс обучения. - 576 с., Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
25. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат-
3- е издание., испр. и доп - М.: Академия, 2008 - 272 с.
26. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для ст. высш. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина- 3-е изд., стер.-М.: Академия, 2010- 368 с.
27. Пометун А.И. Энциклопедия интерактивного обучения/ А. И. Пометун. - Киев, 2007. - 144 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
03.04.2018 № 230 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 29.01.05 Закройщик" (Зарегистрирован 18.04.2018 №
50810) [Электронное издание] - Режим доступа. - URL: https://fumo- spo.ru/?p=articles&show=4 (Дата обращения: 08.01.2019).
29. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова,
А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008.-312 с.
30. Роберт И.В. Современные информационные технологии в
образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа -Пресс, 1994. - 205 с.
31. Ротмистров Н.Д. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. 1994. №4. С. 89.
32. Софронова Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Софронова. - Чебоксары, 1999. - 332 с.
33. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика/ А.Ю. Уваров. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 220 с.
34. Феррейра Опасо Е.В. Интерактивная технология как способ взаимодействия в современном мире // Гуманитар., социально-экон. и общественные науки. - 2012. - № 5. - С. 372-374.
35. Энциклопедия интерактивного обучения. А. И. Пометун. - М., 2007. - 144 с.
36. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций / Составитель: Н.П. Наволокова. - М.: Изд. группа «Основа», 2009. - 176 с.
37. Эрика Херб, Кейт Лесли, Колин Прайс. Командная работа.
[Электронное издание] - Режим доступа. -
URL: http://vestnikmckinsey.ru/organizati onal-models-and-management-
systems/komandnaya-rabota/Print (Дата обращения: 21.10.18).
38. Яменко О.П. Информационно-коммуникационные технологии в среде дистанционного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. URL: https://science-education.m/m/article/view?id=9791 (дата обращения: 18.12.2019).
Иностранные источники
39. Atanasescu, C., Dumitru, F. Interactive teaching-learning methods in the interdisciplinary approach of natural sciences from the mentor-teacher’s perspective. - [Electronic edition] - Available at: https://www.upit.ro/_document/4820/paper_2.pdf (12.03.2019).
40. Bork. A. Interactive learning: Twenty years later // Contemporary issues technology and teacher education, Том 2, выпуск 4, [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.citeiournal.org/vol2/iss4/seminal/article l.cfm&rurl, свободный.
41. Collis, B. Information technologies for education and training/ Collis, B., Adelsberger, H., Collis, B, Pawlowski, J- Berlin: Springer Verlag, 2002- 20 p.
42. Georgsen, Marianne. Changing education through ICT in developing countries/ Marianne Georgsen, Par Ola Zander - Denmark:Aalborg University Press, 2013 - 215 p.
43. Haddad, W. D. Technologies for education: potentials, parameter and prospects.-Paris: UNESCO, 2002- 206 p.
44. Henry Cloud (2003). Making Small Groups Work: What Every Small Group Leader Needs to Know, Grand-Rapids, USA: Zondervan.
45. Interactive Teaching Styles Used in the Classroom. Available at: http://education.cuportland.edu/blog/tech-ed/5-interactive-teaching-styles-2/ (12.03.2019).
46. Malgorzata Podolak. Modern Methods of Teaching - Learning Mathematics
and Related Subjects/ Malgorzata Podolak, Malgorzata Mlynarska, Adam Kawalek, Wieslaw Sniezek, Genowefa Napiorkowska. - [Electronic edition] - Available at: https://ec.europa.eu/programmes/proxy/alfresco-
webscripts/api/node/content/workspace/SpacesStore/65deb96e-7b36-4dde-869a- 28c180d48b11/Modern_Methods_of_Teaching(2).pdf (13.03.2019)
47. Mehlinger, H.D. Technology and teacher education/ H.D. Mehlinger, S.M. Powers - New York: Houghton Miffilin Company, 2002- 674 p.
48. Moursund, David. Introduction to Information and Communication Technology in Education - Eugene: University of Oregon, 2005- 121 p.
49. Oliver Ron. The role of ICT in higher education for the 2st century: ICT as a change agent for education - Perth: Edith Cowan University, 2002- 8 p.
50. Professional Development Service for Teachers. Active Learning
Methodologies. Available at:
https://pdst.ie/sites/default/files/teaching%20toolkit%20booklet%20without%20keyskills .pdf (13.03.2019).
51. Stigmar Martin. Interplay between pedagogy and media technology when planning e- learning// Европейский журнал открытого, дистанционного и электронного обучения. -
[Electronic edition] - Available at:
http://www.eurodl.org/%3Fp%3Darchives%26year%3D2005%26hallyear%3Dl%26 article %3D182&rurl (20.04.2019).