Сложные имена существительные и прилагательные как элементы текстообразования в поэзии П.А Вяземского и Е.А Баратынского
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. История изучения сложных слов 8
1.2. Определение понятия «сложное слово» 13
1.3. Способы образования сложных слов в русском языке 16
Выводы по Г лаве 1 22
ГЛАВА 2. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПОЭЗИИ П. А. ВЯЗЕМСКОГО 23
2.1. Структурно-семантическая классификация сложных
имен существительных в поэзии П. А. Вяземского 23
2.3. Структурно-семантическая классификация сложных
имен прилагательных в поэзии П. А. Вяземского 29
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПОЭЗИИ Е. А. БАРАТЫНСКОГО 35
3.1. Структурно-семантическая классификация сложных
имен существительных в поэзии Е. А. Баратынского 35
3.1. Структурно-семантическая классификация сложных
имен прилагательных в поэзии Е.А. Баратынского 41
Выводы по Главе 3 47
ГЛАВА 4. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В ПОЭЗИИ П. А. ВЯЗЕМСКОГО И Е. А. БАРАТЫНСКОГО 48
4.1. Функционально-стилистические особенности сложных
имен существительных в поэзии П. А. Вяземского 48
4.2. Функционально-стилистические особенности сложных
имен существительных в поэзии Е. А. Баратынского 51
4.3. Эстетические функции сложных имен прилагательных
в поэзии П. А. Вяземского 55
4.4. Эстетические функции сложных имен прилагательных
в поэзии Е.А. Баратынского 59
Выводы по Главе 4 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. История изучения сложных слов 8
1.2. Определение понятия «сложное слово» 13
1.3. Способы образования сложных слов в русском языке 16
Выводы по Г лаве 1 22
ГЛАВА 2. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПОЭЗИИ П. А. ВЯЗЕМСКОГО 23
2.1. Структурно-семантическая классификация сложных
имен существительных в поэзии П. А. Вяземского 23
2.3. Структурно-семантическая классификация сложных
имен прилагательных в поэзии П. А. Вяземского 29
Выводы по Главе 2 34
ГЛАВА 3. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПОЭЗИИ Е. А. БАРАТЫНСКОГО 35
3.1. Структурно-семантическая классификация сложных
имен существительных в поэзии Е. А. Баратынского 35
3.1. Структурно-семантическая классификация сложных
имен прилагательных в поэзии Е.А. Баратынского 41
Выводы по Главе 3 47
ГЛАВА 4. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
В ПОЭЗИИ П. А. ВЯЗЕМСКОГО И Е. А. БАРАТЫНСКОГО 48
4.1. Функционально-стилистические особенности сложных
имен существительных в поэзии П. А. Вяземского 48
4.2. Функционально-стилистические особенности сложных
имен существительных в поэзии Е. А. Баратынского 51
4.3. Эстетические функции сложных имен прилагательных
в поэзии П. А. Вяземского 55
4.4. Эстетические функции сложных имен прилагательных
в поэзии Е.А. Баратынского 59
Выводы по Главе 4 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА
Проблемы происхождения, структуры, систематизации способов и моделей образования сложных слов и особенностей их употребления широко освещены в трудах отечественных и зарубежных лингвистов. Исследованием композитов в отечественном языкознании занимались Ф. Ф. Фортунатов [Фортунатов, 1956], Ф.И. Буслаев [Буслаев, 1959], В.В. Виноградов [Виноградов, 1960], Е.А. Василевская [Василевская, 1962], Е.С. Кубрякова [Кубрякова, 2008] и др. Однако сложные слова в поэзии Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского никогда не были предметом специального лингвистического исследования с точки зрения анализа их структурно-семантических и функциональных особенностей, поэтому возникает необходимость системного подхода к изучению сложных слов в поэтическом наследии вышеобозначенных авторов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые были рассмотрены структурные, семантические и стилистико-изобразительные особенности сложных имен существительных и прилагательных в поэтическом творчестве Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского.
Актуальность темы определяется особым вниманием со стороны современного языкознания к вопросам идиостиля писателей и поэтов, в частности индивидуально-авторского стиля П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского. Своеобразие языка каждого мастера слова формируется совокупностью факторов, среди которых важное место занимают словообразовательные особенности. Особую роль в формировании стилистического своеобразия художественного текста, и прежде всего поэтического как наиболее выразительного, всегда играли сложные слова. Актуальность их изучения обусловлена тем, что они занимают важное место в языковой системе вообще, и в поэтическом дискурсе в частности. Использование сложных слов обусловлено не только индивидуально- авторским стилем поэта, но и жанровой природой поэтических текстов. Такой подход позволяет выделить общие, типичные черты употребления сложных имен существительных и прилагательных в текстах определенных жанров.
Если творческое наследие Петра Вяземского всегда было в фокусе внимания ученых-филологов, то произведения Евгения Баратынского были несправедливо забыты на несколько десятилетий. О значимости стихотворений Е.А. Баратынского одним из первых заговорил Валерий Яковлевич Брюсов в статье «Мировоззрение Баратынского» [Брюсов, 19731975]. Необходимо отметить, что в России до сих пор нет полного собрания сочинений Е.А. Баратынского. Несмотря на такую разную судьбу творческого наследия П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, оба автора, безусловно, являются поэтами первого ряда своей эпохи. Критерием значимости, кроме прочего, является и обращение к литературному наследию П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского поэтов более поздних эпох, среди последних - И.А. Бродский, О.Г Чухонцев и др.
Объект исследования: сложные слова (композиты) в поэтическом творчестве Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского.
Предмет исследования: структурно-семантическая, функционально-стилистическая и эстетическая специфика сложных имен существительных и прилагательных в стихотворениях П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, закономерности употребления композитов в связи с жанровой природой поэтических текстов П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, общие и индивидуальные аспекты использования сложных слов в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского.
Материалом для исследования послужили стихотворения Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского. При отборе языкового материала использовалась методика сплошной выборки, в результате которой на основе полного собрания стихотворений П.А.Вяземского [Вяземский, 1986] и Е.А. Баратынского [Баратынский, 1989] была составлена картотека композитов, которая содержит 404 лексемы (в это число не входят повторяющиеся единицы): в стихотворениях П.А. Вяземского зафиксировано 89 сложных имен существительные и 157 сложных имен прилагательных, в поэзии Е.А. Баратынского - 51 сложное существительное и 107 сложных прилагательных.
Цели исследования: классифицировать сложные слова в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского с точки зрения их структурных и семантических особенностей, описать функционально-стилистическую специфику композитов.
Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования;
2. Установить и описать связь структурных типов композитов с определенными семантическими группами в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского;
3. Выделить особенности функционирования сложных слов в стихотворениях П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского с учетом частеречной принадлежности композитов;
4. Описать закономерности использования композитов как элементов текстоообразования в их связи с жанровой природой поэтических текстов;
5. Зафиксировать и изучить общие и индивидуальные аспекты употребления сложных существительных и прилагательных в поэтическом наследии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• лингвистическое наблюдение, которое включает в себя фиксацию языковых единиц и создание картотеки композитов в поэзии П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского;
• комплексный анализ композитов (словообразовательный и лексический), служащий основанием для структурно-семантической классификации сложных слов;
• филологический анализа стихотворения, позволяющий выделить стилистические и эстетические функции сложных слов, связь использования композитов с поэтическим жанром.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации теоретического материала по проблеме толкования термина «сложное слово», способов русского словообразования. Рассмотрев узкое и широкое понимание термина «сложное слово», нами было предложено определение, исключающее две крайние точки зрения. Данное нами толкование термина «сложное слово» позволяет разграничивать композиты и производные от них лексемы и причислять к классу сложных слов композиты, образованные сложением основ слов и словоформ. На основе изученной литературы в работе была разработана универсальная структурно-семантическая классификация сложных субстантивов и адъективов, которая может быть использована в дальнейших исследованиях.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для разработки проблемы идиостилей П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского. Кроме того, выводы, полученные в ходе системного исследования композитов, могут быть применены для дальнейшей работы над Словарем поэтического языка П.А. Вяземского [Васильев, 2015] и Е.А. Баратынского [Васильев, 2017]. Данные исследования могут быть использованы для подготовки школьных уроков и университетских занятий по лингвистическому анализу текста в связи с изучением творчества поэтов пушкинской плеяды для создания наиболее полного портрета эпохи и расширения знаний и представлений учащихся о языке этого времени.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит информацию, касающуюся теоретического осмысления проблемы, в ней рассматривается история изучения композитов, дается определение понятию «сложное слово», анализируются основные способы образования сложных слов в русском языке. Во второй главе нами предложена структурно-семантическая классификация сложных имен прилагательных и существительных в поэзии Петра Андреевича Вяземского. Третья глава посвящена классификации сложных субстантивов и адъективов в поэтическом творчестве Евгения Абрамовича Баратынского. В четвертой главе выделены и описаны эстетические функции сложных прилагательных и функционально - стилистические особенности сложных имен существительных в стихотворения Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского. Основная информация, заключенная в каждой главе, зафиксирована в выводе после соответствующей главы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые были рассмотрены структурные, семантические и стилистико-изобразительные особенности сложных имен существительных и прилагательных в поэтическом творчестве Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского.
Актуальность темы определяется особым вниманием со стороны современного языкознания к вопросам идиостиля писателей и поэтов, в частности индивидуально-авторского стиля П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского. Своеобразие языка каждого мастера слова формируется совокупностью факторов, среди которых важное место занимают словообразовательные особенности. Особую роль в формировании стилистического своеобразия художественного текста, и прежде всего поэтического как наиболее выразительного, всегда играли сложные слова. Актуальность их изучения обусловлена тем, что они занимают важное место в языковой системе вообще, и в поэтическом дискурсе в частности. Использование сложных слов обусловлено не только индивидуально- авторским стилем поэта, но и жанровой природой поэтических текстов. Такой подход позволяет выделить общие, типичные черты употребления сложных имен существительных и прилагательных в текстах определенных жанров.
Если творческое наследие Петра Вяземского всегда было в фокусе внимания ученых-филологов, то произведения Евгения Баратынского были несправедливо забыты на несколько десятилетий. О значимости стихотворений Е.А. Баратынского одним из первых заговорил Валерий Яковлевич Брюсов в статье «Мировоззрение Баратынского» [Брюсов, 19731975]. Необходимо отметить, что в России до сих пор нет полного собрания сочинений Е.А. Баратынского. Несмотря на такую разную судьбу творческого наследия П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, оба автора, безусловно, являются поэтами первого ряда своей эпохи. Критерием значимости, кроме прочего, является и обращение к литературному наследию П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского поэтов более поздних эпох, среди последних - И.А. Бродский, О.Г Чухонцев и др.
Объект исследования: сложные слова (композиты) в поэтическом творчестве Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского.
Предмет исследования: структурно-семантическая, функционально-стилистическая и эстетическая специфика сложных имен существительных и прилагательных в стихотворениях П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, закономерности употребления композитов в связи с жанровой природой поэтических текстов П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, общие и индивидуальные аспекты использования сложных слов в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского.
Материалом для исследования послужили стихотворения Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского. При отборе языкового материала использовалась методика сплошной выборки, в результате которой на основе полного собрания стихотворений П.А.Вяземского [Вяземский, 1986] и Е.А. Баратынского [Баратынский, 1989] была составлена картотека композитов, которая содержит 404 лексемы (в это число не входят повторяющиеся единицы): в стихотворениях П.А. Вяземского зафиксировано 89 сложных имен существительные и 157 сложных имен прилагательных, в поэзии Е.А. Баратынского - 51 сложное существительное и 107 сложных прилагательных.
Цели исследования: классифицировать сложные слова в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского с точки зрения их структурных и семантических особенностей, описать функционально-стилистическую специфику композитов.
Для достижения поставленных целей были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования;
2. Установить и описать связь структурных типов композитов с определенными семантическими группами в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского;
3. Выделить особенности функционирования сложных слов в стихотворениях П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского с учетом частеречной принадлежности композитов;
4. Описать закономерности использования композитов как элементов текстоообразования в их связи с жанровой природой поэтических текстов;
5. Зафиксировать и изучить общие и индивидуальные аспекты употребления сложных существительных и прилагательных в поэтическом наследии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• лингвистическое наблюдение, которое включает в себя фиксацию языковых единиц и создание картотеки композитов в поэзии П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского;
• комплексный анализ композитов (словообразовательный и лексический), служащий основанием для структурно-семантической классификации сложных слов;
• филологический анализа стихотворения, позволяющий выделить стилистические и эстетические функции сложных слов, связь использования композитов с поэтическим жанром.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации теоретического материала по проблеме толкования термина «сложное слово», способов русского словообразования. Рассмотрев узкое и широкое понимание термина «сложное слово», нами было предложено определение, исключающее две крайние точки зрения. Данное нами толкование термина «сложное слово» позволяет разграничивать композиты и производные от них лексемы и причислять к классу сложных слов композиты, образованные сложением основ слов и словоформ. На основе изученной литературы в работе была разработана универсальная структурно-семантическая классификация сложных субстантивов и адъективов, которая может быть использована в дальнейших исследованиях.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для разработки проблемы идиостилей П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского. Кроме того, выводы, полученные в ходе системного исследования композитов, могут быть применены для дальнейшей работы над Словарем поэтического языка П.А. Вяземского [Васильев, 2015] и Е.А. Баратынского [Васильев, 2017]. Данные исследования могут быть использованы для подготовки школьных уроков и университетских занятий по лингвистическому анализу текста в связи с изучением творчества поэтов пушкинской плеяды для создания наиболее полного портрета эпохи и расширения знаний и представлений учащихся о языке этого времени.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит информацию, касающуюся теоретического осмысления проблемы, в ней рассматривается история изучения композитов, дается определение понятию «сложное слово», анализируются основные способы образования сложных слов в русском языке. Во второй главе нами предложена структурно-семантическая классификация сложных имен прилагательных и существительных в поэзии Петра Андреевича Вяземского. Третья глава посвящена классификации сложных субстантивов и адъективов в поэтическом творчестве Евгения Абрамовича Баратынского. В четвертой главе выделены и описаны эстетические функции сложных прилагательных и функционально - стилистические особенности сложных имен существительных в стихотворения Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского. Основная информация, заключенная в каждой главе, зафиксирована в выводе после соответствующей главы.
В выпускной квалификационной работе впервые были рассмотрены структурные, семантические и стилистико-изобразительные особенности сложных имен существительных и прилагательных в поэзии Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского. Проблема функционирования сложных субстантивов и адъективов в поэтическом творчестве П.А Вяземского и Е.А. Баратынского, несмотря на свою актуальность в сфере изучения идиостиля, ранее не была освещена в отдельном лингвистическом исследовании.
Основные цели выпускной квалификационной работы (ВКР) - классифицирование сложных имен существительных и прилагательных в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского с точки зрения их структуры и семантики, описание функционально-стилистической специфики композитов -достигнуты в ходе проведенных исследований. В данной работе была разработана универсальная структурно-семантическая классификация сложных субстантивов и адъективов, которая может быть использована в дальнейших исследованиях.
При написании ВКР нами была изучена специальная литература, включающая монографии и научные статьи по истории изучения сложных слов, по проблеме трактовки термина «сложное слово» и способам образования сложных слов в русском языке; на основе полного собрания стихотворений П.А.Вяземского [Вяземский, 1986] и Е.А. Баратынского [Баратынский, 1989] была составлена картотека композитов, которая содержит 404 лексемы; проанализированы особенности словообразовательной структуры сложных существительных и прилагательных в поэзии Вяземского и Баратынского; выделены функции сложных слов, изложена специфика функционирования композитов в поэзии П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского; установлена связь структурных типов сложных слов с определенными семантическими группами и литературными жанрами.
В количественном отношении сложные адъективы занимают первую позицию среди сложных слов в поэзии П.А.Вяземского и Е.А Баратынского. Сложные прилагательные образованы морфологическим способом (интерфиксация и трансфиксация) и семантическим способом (сращение), причем наиболее продуктивным оказался способ трансфиксации, где второй компонент трансфикса материально выражен. Композиты, образованные способом интерфиксации, в поэзии П.А. Вяземского характеризуют природу, ее состояния и явления, или обозначаю цвета, а в поэтическом творчестве Баратынского сложные прилагательного это типа характеризуют человека, понятия, идеи. С этой точки зрения закономерным является вывод современных литературоведов о «философской» направленности лирики Баратынского.
Сложные адъективы, образованные с помощью трансфикса, разнообразны по семантике У П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, их можно разделить на прилагательные, определяющие предметы и понятия, лиц и животных. Сложные прилагательные, образованные способом сращения, немногочисленны, что говорит о низкой продуктивности этого структурного типа в творчестве обоих поэтов. Главная функция сложных адъективов - это создание сложного художественного образа, которое обеспечивается изобразительно-выразительными возможностями прилагательных как части речи. Эстетическая функция реализуется за счет использования сложных адъективов, которые лежат в основе тропов, и сложных прилагательных «высокого» стиля. Из всех тропов, созданных на основе композитов, центральное место занимает эпитет, так как на его основе могут возникать метафоры, оксюмороны, олицетворения и гиперболы. Для П.А. Вяземского характерно сбалансированное использование тропеических сложных прилагательных и сложных прилагательных «высокого» стиля на протяжении всего творчества, а в поэзии Е.А. Баратынского на последнем этапе творчества резко возрастает использование «высокого», книжного стиля, что связано с личным стремлением поэта использовать архаизмы для создания торжественно-скорбной тональности стихотворений.
Сложные существительные - это вторая по многочисленности (после сложных прилагательных) группа сложных слов в творчестве поэтов. Сложные субстантивы образуются только морфологическим способом (интерфиксация или трансфиксация). Семантическая группа сложных субстантивов, называющих лиц, наиболее ярко представлена в сложных существительных, образованных с помощью трансфикса. Такие сложные существительные могут называть лицо по действию с одновременной его характеристикой или оценкой, или же называть лицо по действию без оценки. Основные функции сложных имен существительных в поэтических текстах П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского: компрессивная и
экспрессивная. Компрессивная функция позволяет увеличить содержание на одну единицу плана выражения (лексему), что характерно для стихотворений, так как они обычно небольшие с точки зрения фактического объема, но охватывают широкий содержательный план (большой спектр чувств, эмоций, переживаний). Экспрессивная функция у Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского реализуется в построении перифраз, использовании однородных членов и лексики ограниченной сферы употребления (историзмы, архаизмы). Отличительной чертой сложных существительных в поэзии П.А. Вяземского является их использование в функции языковой игры, которая не была зафиксирована в поэтических текстах Е.А. Баратынского. В поэтическом творчестве Е.А. Баратынского интерес в языковом плане представляет функционирование лексемы «сладострастье», которая приобретает как положительные, так и отрицательные коннотации в зависимости от контекста.
Необходимо отметить, что компоненты сложений различны по степени употребительности. Продуктивность компонентов сложных слов зависит от возможности выступать в большом количестве образований. У П.А.
Вяземского наиболее частотными являются сложные адъективы с первым компонентом благо-, все- или вторым компонентом -люб, и сложные существительные с первым компонентом сам-, стих- или вторым компонентом -люб. Однако, в отличие от сложных прилагательных, все сложные существительные со вторым компонентом -люб- имеют отрицательные коннотации, которые заложены в семантике производящего словосочетания, образованного на базе прямо-объектных отношений. В этих словосочетаниях в качестве объектов любви выступают такие понятия, любовь к которым традиционно в русском языковом сознании характеризуется как отрицательное качество. У Е.А. Баратынского продуктивными компонентами в сфере сложных прилагательных оказались благо-, все- , -люб, а в сфере сложных существительных наиболее частотны образования с первыми компонентами добро-, зло-.
Наибольшее количество сложных адъективов и субстантивов содержатся в элегиях, одах, поэмах, так как именно эти жанры предполагают употребление слов «высокого», книжного стиля, одной из черт которого является наличие сложных слов вообще и сложных прилагательных и существительных в частности. В таком случае использование сложных имен прилагательных и существительных связано с жанровым своеобразием поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского.
Перспективу дальнейших исследований мы видим в возможности рассмотрения особенностей сложных слов на разных уровнях в творчестве других поэтов пушкинской плеяды для выявления индивидуальных и типичных черт.
Основные цели выпускной квалификационной работы (ВКР) - классифицирование сложных имен существительных и прилагательных в поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского с точки зрения их структуры и семантики, описание функционально-стилистической специфики композитов -достигнуты в ходе проведенных исследований. В данной работе была разработана универсальная структурно-семантическая классификация сложных субстантивов и адъективов, которая может быть использована в дальнейших исследованиях.
При написании ВКР нами была изучена специальная литература, включающая монографии и научные статьи по истории изучения сложных слов, по проблеме трактовки термина «сложное слово» и способам образования сложных слов в русском языке; на основе полного собрания стихотворений П.А.Вяземского [Вяземский, 1986] и Е.А. Баратынского [Баратынский, 1989] была составлена картотека композитов, которая содержит 404 лексемы; проанализированы особенности словообразовательной структуры сложных существительных и прилагательных в поэзии Вяземского и Баратынского; выделены функции сложных слов, изложена специфика функционирования композитов в поэзии П.А.Вяземского и Е.А. Баратынского; установлена связь структурных типов сложных слов с определенными семантическими группами и литературными жанрами.
В количественном отношении сложные адъективы занимают первую позицию среди сложных слов в поэзии П.А.Вяземского и Е.А Баратынского. Сложные прилагательные образованы морфологическим способом (интерфиксация и трансфиксация) и семантическим способом (сращение), причем наиболее продуктивным оказался способ трансфиксации, где второй компонент трансфикса материально выражен. Композиты, образованные способом интерфиксации, в поэзии П.А. Вяземского характеризуют природу, ее состояния и явления, или обозначаю цвета, а в поэтическом творчестве Баратынского сложные прилагательного это типа характеризуют человека, понятия, идеи. С этой точки зрения закономерным является вывод современных литературоведов о «философской» направленности лирики Баратынского.
Сложные адъективы, образованные с помощью трансфикса, разнообразны по семантике У П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского, их можно разделить на прилагательные, определяющие предметы и понятия, лиц и животных. Сложные прилагательные, образованные способом сращения, немногочисленны, что говорит о низкой продуктивности этого структурного типа в творчестве обоих поэтов. Главная функция сложных адъективов - это создание сложного художественного образа, которое обеспечивается изобразительно-выразительными возможностями прилагательных как части речи. Эстетическая функция реализуется за счет использования сложных адъективов, которые лежат в основе тропов, и сложных прилагательных «высокого» стиля. Из всех тропов, созданных на основе композитов, центральное место занимает эпитет, так как на его основе могут возникать метафоры, оксюмороны, олицетворения и гиперболы. Для П.А. Вяземского характерно сбалансированное использование тропеических сложных прилагательных и сложных прилагательных «высокого» стиля на протяжении всего творчества, а в поэзии Е.А. Баратынского на последнем этапе творчества резко возрастает использование «высокого», книжного стиля, что связано с личным стремлением поэта использовать архаизмы для создания торжественно-скорбной тональности стихотворений.
Сложные существительные - это вторая по многочисленности (после сложных прилагательных) группа сложных слов в творчестве поэтов. Сложные субстантивы образуются только морфологическим способом (интерфиксация или трансфиксация). Семантическая группа сложных субстантивов, называющих лиц, наиболее ярко представлена в сложных существительных, образованных с помощью трансфикса. Такие сложные существительные могут называть лицо по действию с одновременной его характеристикой или оценкой, или же называть лицо по действию без оценки. Основные функции сложных имен существительных в поэтических текстах П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского: компрессивная и
экспрессивная. Компрессивная функция позволяет увеличить содержание на одну единицу плана выражения (лексему), что характерно для стихотворений, так как они обычно небольшие с точки зрения фактического объема, но охватывают широкий содержательный план (большой спектр чувств, эмоций, переживаний). Экспрессивная функция у Петра Андреевича Вяземского и Евгения Абрамовича Баратынского реализуется в построении перифраз, использовании однородных членов и лексики ограниченной сферы употребления (историзмы, архаизмы). Отличительной чертой сложных существительных в поэзии П.А. Вяземского является их использование в функции языковой игры, которая не была зафиксирована в поэтических текстах Е.А. Баратынского. В поэтическом творчестве Е.А. Баратынского интерес в языковом плане представляет функционирование лексемы «сладострастье», которая приобретает как положительные, так и отрицательные коннотации в зависимости от контекста.
Необходимо отметить, что компоненты сложений различны по степени употребительности. Продуктивность компонентов сложных слов зависит от возможности выступать в большом количестве образований. У П.А.
Вяземского наиболее частотными являются сложные адъективы с первым компонентом благо-, все- или вторым компонентом -люб, и сложные существительные с первым компонентом сам-, стих- или вторым компонентом -люб. Однако, в отличие от сложных прилагательных, все сложные существительные со вторым компонентом -люб- имеют отрицательные коннотации, которые заложены в семантике производящего словосочетания, образованного на базе прямо-объектных отношений. В этих словосочетаниях в качестве объектов любви выступают такие понятия, любовь к которым традиционно в русском языковом сознании характеризуется как отрицательное качество. У Е.А. Баратынского продуктивными компонентами в сфере сложных прилагательных оказались благо-, все- , -люб, а в сфере сложных существительных наиболее частотны образования с первыми компонентами добро-, зло-.
Наибольшее количество сложных адъективов и субстантивов содержатся в элегиях, одах, поэмах, так как именно эти жанры предполагают употребление слов «высокого», книжного стиля, одной из черт которого является наличие сложных слов вообще и сложных прилагательных и существительных в частности. В таком случае использование сложных имен прилагательных и существительных связано с жанровым своеобразием поэзии П.А. Вяземского и Е.А. Баратынского.
Перспективу дальнейших исследований мы видим в возможности рассмотрения особенностей сложных слов на разных уровнях в творчестве других поэтов пушкинской плеяды для выявления индивидуальных и типичных черт.



