Введение 3
Глава 1. Повышение интереса учащихся к изучению биологии в школе через систему самостоятельной домашней работы 6
1.1. Проблемы школьного биологического образования. Снижение
познавательного интереса учащихся 6
1.2. Способы формирования у учащихся интереса к изучению
биологии. Роль домашних заданий 15
1.3. Методика организации домашней работы школьников по биологии 30
Глава 2. Методика организации домашней работы учащихся (на примере 7 класса) 38
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента по определению уровней познавательного интереса учащихся к изучению биологии в школе 43
3.1. Определение уровней познавательного интереса школьников.. 43
3.2. Оценка результатов эксперимента по изменению по
изменению отношения учащихся к изучению биологии 50
Выводы 54
Список литературы 56
Приложения
Актуальность. В настоящее время, обсуждая школьное образование, все чаще говорят о том, что традиционный подход к его организации не всегда оправдывает себя: учащиеся оказываются способными в основном только к воспроизведению определенных знаний, а применить их в решении конкретных жизненных задач затрудняются; многие из них с трудом способны интегрировать имеющиеся знания с целью получения новых знаний и объяснения явлений окружающего мира. Также большой проблемой традиционного образования является снижение интереса школьников к учению. Так, учащиеся уже начальной школы не хотят учиться, у них снижается мотивация и интерес к процессу познания, они не видят применения того или иного учебного материала, не понимают его значимости и ценности.
В связи с этим активно осуществляется смена целей и задач современной системы образования, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, особо акцентируется внимание на личностно-ориентированном обучении. Школьные же биологические дисциплины имеют большое значение в формировании всесторонне развитой личности.
Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся и перегруженность учебного плана заставляют учителей искать оптимальные способы организации занятий. В это время особую значимость приобретает правильно организованная домашняя работа школьников, которую рассматривают как один из способов оптимизации образовательного процесса и переноса разумной части учебного материала на самостоятельное усвоение. Домашним работам по биологии отводится значительное место еще и в связи с тем, что их легко можно выстроить с учетом интересов и наклонностей учащихся и, тем самым, повысить их интерес к изучаемой дисциплине через осуществляемый школьниками творческий поиск, чтение научно-популярной литературы и практическую реализацию биологических знаний (например, при проведении разнообразных опытов, фенологических наблюдений и т.д.).
Стремление пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении, к бережному отношению к растительному и животному миру стимулировало нас на проведение педагогического исследования по теме «Роль домашних заданий в формировании положительного отношения школьников к изучению биологии».
Гипотезой работы выступает предположение о том, что методически и дидактически правильно организованные домашние задания по биологии, направленные на проявление учащимися самостоятельности, творческой и исследовательской активности, подразумевающие их работу с реальными объектами живой природы, способны повысить их познавательный интерес как к биологии, так и процессу обучения в целом.
Цель работы: рассмотреть значение домашней работы по биологии в формировании познавательного интереса школьников к данной учебной дисциплине и разработать комплекс самостоятельных домашних заданий, направленных на повышение их интереса к процессу обучения.
Задачи:
- проанализировать проблемы школьного биологического образования, определить причины снижения познавательного интереса учащихся к изучению биологии;
- рассмотреть приемы формирования у школьников интереса к изучению биологии, определить роль домашних заданий в данном процессе;
- разработать комплекс домашних заданий по биологии, направленный на повышение познавательного интереса учащихся к ней;
- провести педагогический эксперимент по определению эффективности реализации методических разработок.
Объект исследования - познавательный интерес учащихся к учебной дисциплине «Биология».
Предмет исследования - активизация познавательного интереса учащихся к изучению биологии через включение их в самостоятельную домашнюю работу.
Структура ВКР: работа состоит из введения, литературного обзора по проблеме исследования, методических разработок по биологии, направленных на повышение познавательного интереса учащихся к изучению биологии, описания результатов их внедрения в учебный процесс школы, выводов, списка использованной литературы, приложений.
1. У биологического образования, как и у любого другого образования и образовательного процесса в целом, существует немало различных проблем. К основным из них относятся: недостаточный уровень профессионализма учителей, постоянное изменение учебных программ, многообразие и несогласованность учебников, недостаточное использование учителями нестандартных и активных форм обучения, ориентация образовательного процесса на заучивание знаний, а не на развитие личности учеников и пр.
Эти проблемы, в свою очередь, порождают проблему снижения качества биологического образования и интереса к изучению биологических наук, что в определенной степени подтвердили и результаты проведенного нами исследования. Но помня, что познавательный интерес выступает основным фактором учения и становления личности школьников, способствует общей направленности деятельности учеников, недопустимо упускать возможность его развития и стимулирования на уроках биологии в общеобразовательной школе, тем более, что данная учебная дисциплина обладает и содержательными и методическими возможностями.
2. Основными условиями, при которых у учащихся будет возникать и развиваться интерес к учению, являются:
- вовлечение их в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний через выполнение проблемных или познавательных заданий, наблюдение за объектами и явлениями живой и неживой природы, постановку опытов и экспериментов, работу с натуральными объектами или коллекциями;
- повышение разнообразия учебного труда и разнообразия учебной информации (через установление межпредметных связей, сообщение удивительных научных фактов);
- демонстрацию значимости и важности изучения биологии в целом и отдельных ее разделов;
- установление связей между новым материалом и усвоенными ранее знаниями;
- повышение вариативности заданий (по типу исполнения, по уровням сложности и пр.);
- заинтересованность самого учителя в преподавании дисциплины.
Ведущее значение в повышении познавательного интереса школьников
к биологии принадлежит домашней работе, поскольку все перечисленные выше условия могут быть, при ее правильной организации, с легкостью реализованы в ней. Особенно педагогу стоит обратить внимание на вариабельность форм домашней работы, а также на своевременную проверку и оценку ее результатов.
3. Разработанный комплекс домашних заданий для учащихся 7 класса по некоторым темам зоологии практически полностью реализует обозначенные выше условия, направленные на повышение познавательной активности школьников, и предлагает разные варианты для проведения самостоятельной учебной работы.
4. Наблюдение за успехами и поведением учащихся на уроках биологии после некоторой активизации образовательной среды и использования разработанных нами домашних заданий показало, что они:
- стали больше задавать познавательных вопросов;
- проявляли активность при работе натуральными объектами;
- легче включались в обсуждение вопросов;
- с интересом выполняли домашние задания в нестандартной форме;
- стали претендовать на выполнение сложных заданий (при консультационной поддержке учителя).
Проведенная работа подтвердила нашу гипотезу - разнообразно организованные домашние работы по биологии, направленные на проявление учащимися самостоятельности, творческой и исследовательской активности, подразумевающие их работу с реальными объектами живой природы, способны повысить их познавательный интерес как к биологии.
1. Александрова В.П. Проблемы оценки качества экологобиологического образования в условиях реализации ФГОС // Биология в школе. - 2013. - №8 - С. 41-48.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
3. Андреева Н.Д. Отечественное биологическое образование школьников: проблемы, недостатки и достоинства // Биология в школе. - 2013. - №6 - С. 13-25.
4. Андреева Н.Д. Отражение тенденций развития науки в содержании биологического образования / Н.Д. Андреева, И.Ю. Азизова // Биология в школе. - 2010. - №1 - С. 37-42.
5. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - М.: «Знание», 1981. - 96 с.
6. Беседина Л.А. Формирование ключевых компетенций как актуальная проблема биологического образования // Биология в школе. - 2013. - №2 - С. 9-14.
7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
8. Воронина Г.А. Биологическое образование в школах США // Биология в школе. - 2009. - №8. - С. 32-34.
9. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «Пятерка за знания», 2006 - 144 с.
10. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: «Вита-Пресс», 2007. - 112 с.
11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: учебное пособие. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. - 47 с.
12. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.
13. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. - 173 с.
14. Иванова Т. В. Общая методика обучения биологии в школе / Т.В. Иванова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова. - Москва: Дрофа, 2010. - 271 с.
15. Калинова Г.С. Биологическое образование: состояние, проблемы, перспективы // Биология в школе. - 2013. - №5. - С. 26-35.
16. Калинова Г.С. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и содержание обучения биологии // Биология в школе. - 2012. - №5. - С. 29-37.
17. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: «Просвещение», 1980. - 159 с.
18. Коняева Е.А. Краткий словарь педагогических понятий: учебное пособие / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. - Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2012. - 131 с.
19. Корнилова Е.А. Современные подходы к конструированию урока в условиях реализации ФГОС (из опыта преподавания естественно- математических дисциплин): Методическое пособие. - Белгород: «БелИРО», 2015. - 72 с.
20. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: практическое пособие /
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Смоленск: «Смоленский
полиграфкомбинат», 2006 - 175 с.
21. Макарова Е.А. Дисциплина «Экологическая психология и педагогика» в профессиональной подготовке бакалавров «Экологии и природопользования» // Актуальные вопросы перспективных научных исследований: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Смоленск: ООО «Новаленсо», 2016. - С. 36-38.
22. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 511 с.
23. Методика преподавания биологии: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. М.А. Якунчева. - М.: «Академия», 2008. - 320 с.
24. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. - 2007. - №6. - С. 35-38.
25. Мухина И.Д. Деятельностный подход при обучении биологии // Биология в школе. - 2007. - №6. - С. 31-34.
26. Ненахова Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся 6-8 классов средней общеобразовательной школы // Наука и школа. - 2014. - №2. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/diagnostika- poznavatelnogo-interesa-u-obuchavuschihsva-starshih-klassov-srednev- obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 22.03.2019).
27. Нирова Л.В. Проблемы и перспективы биологического образования // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. - 2013. - №1. - С. 75-78.
28. Орлова Л. Н. Состояние биологического образования и методической подготовки учителей биологии в России // Интеграция образования. - 2005. - №4. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/sostovanie- biologicheskogo-obrazovaniva-i-metodicheskov-podgotovki-uchitelev-biologii-v- rossii (дата обращения: 22.03.2019).
29. Пакулова В.М. Современный урок биологии / В.М. Пакулова, Т.В. Голикова. - Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. - 214 с.
30. Пасечник В.В. Методика преподавания биологии: традиции и инновации // Биология в школе. - 2011. - №9. - С. 11-16.
31. Пасечник В.В. Организация групповой работы на уроках биологии // Проблемы и перспективы биологического и экологического образования в период модернизации средней и высшей педагогической школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: ЧГПУ, 2003. - С. 42-52.
32. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: «Педагогическое общество России», 1998. - 640 с.
33. Петрова О.Г. Каким должен быть современный урок биологии? // Биология в школе. - 2010. - №7. - С. 27-34.
34. Пискунова Е.В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы: научно-методические материалы для студентов высших учебных заведений. - СПб.: «Книжный дом», 2008. - 294 с.
35. Пономарева И.Н. Современный взгляд на качество образования в Российской школе / /Биология в школе. - 2009. - №8 - С. 19-23.
36. Пчельникова Т.Н. Использование технологии проектной деятельности при изучении общебиологического курса 9 класса // Молодой ученый. - 2018. - №44. - С. 283-288. URL: https: //moluch.ru/archive/230/53536/ (дата обращения: 22.03.2019).
37. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе
информационно-коммуникативных средств. - М.: «НИИ школьных
технологий», 2005 - 255 с.
38. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие / И.С. Сергеев, В.И. Блинов. - М.: «Аркти», 2007. - 132 с.
39. Суматохин С.В. Учебники биологии сегодня: проблема выбора // Биология в школе. - 2012. - №4. - С. 26-30.
40. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. - М.: Просвещение, 2002. - 152 с.
41. Фишман И.С. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. - Самара: «Учебная литература», 2007. - 244 с.
42. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. URL: http://www.eidos.ru/ioumal/2002/0423.htm (дата обращения 22.03.2019).
43. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебное пособие / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: «Academia», 1999. - 286 с.
44. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1988. - 152 с.
45. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся // Начальная школа. - 2008. - № 2. - С. 18-29.