Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №37304

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы117
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
831
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социального проектирования 9
1.1. Концептуальные основы социологического анализа социального проектирования 9
1.2. Некоммерческий сектор как особый социальный институт 24
1.3. Некоммерческие организации и механизм социального проектирования 31
ГЛАВА 2. Социальное проектирование деятельности некоммерческих организаций в Республике Татарстан (по материалам социологических исследований) 39
2.1. Инфраструктура некоммерческого сектора в Республике Татарстан 39
2.2. Поддержка и проектирование деятельности некоммерческих организаций в Республике Татарстан 48
2.3. Деятельность некоммерческих организаций в оценке руководителей
НКО 56
Заключение 77
Список использованной литературы 81
Приложения 85

Актуальность темы магистерской диссертации заключается в том, что в настоящее время некоммерческие организации (далее - НКО) стали значимой составляющей общественно-политического, экономического и социального развития Российской Федерации, и в частности Республики Татарстан. Вовлекая в свою деятельность граждан, некоммерческий сектор активно включается в решение актуальных задач, стоящих перед обществом и государством. Общественный запрос на расширение поля деятельности НКО, становление гражданской активности подкрепляются усилиями органов государственной власти по передаче части государственных функций НКО.
Любой этап развития государства неизменно связан с анализом существующих проблем, формулирования новых идей и предложений, выстраивания и реализации политики, отвечающей интересам всех граждан, актуальным вызовам, и направленной не только на решение насущных проблем, но и на формирование и осуществление новых успешных стратегий устойчивого развития. Отсутствие четко построенной стратегии социального развития не приведет к развитию страны.
Оттого, удастся ли правильно понять, что происходит, предвидеть и во многом предупредить ближайшие угрозы и вызовы, сформулировать, спланировать и реализовать качественные и эффективные стратегии социального развития, зависит и последующий успех страны в целом. Одновременно с этим становится очевидным, что осуществлять эффективную политику без расширения меры участия самих граждан и их объединений, институтов гражданского общества в процессах общественного развития невозможно.
Некоммерческий, гражданский сектор или, другими словами, третий сектор экономики представляет собой важный системообразующий элемент современного общества, который выполняет функции общественного контроля за деятельностью государства.
Социальное проектирование играет важную роль в деятельности НКО. Именно проектная деятельность повышает эффективность деятельности НКО, а также помогает достигать социального эффекта - существенных изменений в экономической, социальной, культурной, экологической и политической сферах, происходящих в результате конкретных действий и изменений моделей поведения отдельных лиц, сообществ и / или общества в целом. Социальный эффект, по своей сути, есть ничто иное как влияние, которое оказывает организованная проектная деятельность НКО на участников этой деятельности и опосредованно через них на все общество.
Степень изученности темы. Исследования и публикации, посвященные становлению некоммерческого сектора, а также вопросам социального проектирования в деятельности некоммерческих организаций рассматривают достаточно разнообразные сегменты этой сферы социальной реальности. Здесь можно выделить исследования об институционализации некоммерчекого сектора, механизмы межсекторного взаимодействия, процессы делегирования полномочий со стороны государства на некоммерческие организации, а также анализ грантовой активности организаций в разрезе тематик поданных проектов.
НКО рассматриваются как в современной отечественной, так и в зарубежной литературе преимущественно в прикладных и практических аспектах. В литературе, посвященной данному вопросу можно выделить следующие направления исследований:
— значение и роль некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества (З.Г. Голенкова , Т.И. Заславская , Д.А. Думназев , Ю.М Резник и др.);
— институционализация некоммерческого сектора (Е.В. Боронникова, Л.А. Кузнецова и др.);
— проблемы создания и управления некоммерческими организациями (О.А. Алексеева , М.И. Либоракина , В.Н. Якимец и др.);
— проектная деятельность некоммерческих организаций и государственная поддержка (В.А. Смирнов , О.А. Уржа , В.Ю. Кулькова и др.).
— нормативно-правовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций (H.A. Пирожкова, Е А. Абросимова, М.Л. Макальская, С.С. Юрьев и др.);
— механизмы межсекторного взаимодействия (взаимодействия государства, бизнеса и третьего сектора), направленные на решение актуальных социальных проблем населения на основе партнерства (В.П. Юшко , В.Н. Якимец , Е.А. Панова и др.).
Объектом исследования являются некоммерческие организации Республики Татарстан.
Предмет исследования - механизмы социального проектирования в контексте совершенствования деятельности некоммерческих организаций Республики Татарстан.
Цель исследования - выявление социальной эффективности действия механизмов социального проектирования в деятельности некоммерческих организаций, а также определение наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются НКО в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие социального проектирования в деятельности некоммерческих организаций.
2. Дать определение понятиям «социальное проектирование», «некоммерческая организация».
3. Выявить эффективность реализации механизма социального проектирования в рамках взаимодействия с государственными органами.
4. Определить причины возникновения проблем у некоммерческих организаций.
5. Выявить оценку субъектами НКО существующих программ поддержки.
6. Выявить популярные источники финансирования, используемые некоммерческими организациями.
Теоретико-методологическую основу магистерской диссертации составили положения институционального подхода Г.Спенсера и Т.Веблена, а также структурно-функционального подхода Т.Парсонса и Р.Мертона.
Рассмотрев различные концептуальные методологии в рамках написании работы, была определена важность изучения данной проблемы синтезируя непротиворечащие постулаты неклассической и постнеклассической социологии. Значимость изучения институционального уровня социальной реальности заключается в необходимости исследования процесса социального проектирования с учётом функционирования различных институтов в макроконтексте экономических и политических структур.
Социальное конструирование проблемы социального проектирования деятельности НКО является в рамках исследовательской модели процессом, в ходе которого осуществляются, с одной стороны, повседневные рутинные практики,
Эмпирическую базу диссертации составили:
— данные официальной статистики о деятельности некоммерческого сектора в РТ;
— материалы исследования «Особенности деятельности некоммерческих организаций в оценке руководителей НКО», проведённого автором диссертации в 2019 году в форме массового опроса. Выборочная совокупность 411 чел. была сформирована на основе реестра Ресурсного центра Казанской экономической зоны (генеральная совокупность 1608 чел.), поскольку данные организации являются наиболее активными, проявляющими свою гражданскую и общественную позицию, участвующие в различных мероприятиях;
— материалы формализованного интервью с экспертами - представителями государственных органов и других организаций, курирующих деятельность НКО в Республике Татарстан (n = 5чел.).
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе проведения исследования, а также рекомендации могут быть использованы в работе Общественной палаты Республики Татарстан, Ресурсного центра поддержки социально ориентированных НКО Республики Татарстан, действующего в г.Казань, а также и в ресурсных центрах муниципальных районов республики, и других институтов поддержки НКО. Полученные данные также могут иметь применение для редакции Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г.
Апробация результатов исследования. Материалы магистерской диссертации были изложены в следующих публикациях автора:
— Минуллина О.А. Проектирование образовательной программы как фактор повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского
федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т.2: Институт международных отношений. Институт социальнофилософских наук и массовых коммуникаций. - С. 260
— Минуллина О.А. Значение социального проектирования
некоммерческого сектора в развитии социальной сферы // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы Всероссийской научно
практической конференции, г. Елабуга, 23-24 ноября 2018 г., ред.кол.:
С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С.145
— Как создать некоммерческую организацию: учеб.-практическое пособие / сост.: А.Г. Дыганов, С.В. Салмина, О.А. Минуллина и др. - Казань: Изд- во Казан. ун-та, 2018. - 140 с.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические концепции изучения социального проектирования, роль некоммерческих организаций как социального института, особенности социального проектирования в деятельности некоммерческих организаций. Во второй главе дается характеристика функционирования некоммерческого сектора в Республике Татарстан, действующие меры поддержки некоммерческих организаций, а также приведен анализ результатов эмпирического исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью и задачами, обозначенными в магистерской диссертации, можно сделать следующие выводы.
Некоммерческий сектор в России за последние годы получил значительное развитие и сформировался как независимый сектор, основываясь на гражданских инициативах, в большинстве случаев характерных для непроизводственной сферы. НКО способны наиболее эффективно оказывать услуги населению, благодаря своей возможности проникать в те сферы жизнедеятельности общества, которые не затрагиваются либо слабо затрагиваются существующими государственными структурами, а также способности максимально активизировать характер деятельности и поведения их членов в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем.
В настоящее время мы видим, что некоммерческий сектор преобразовался в особый социальный институт, которому присущи свои нормы, ценности, правила, механизмы деятельности и т.д. Ценность деятельности НКО признается как со стороны государства, которое рассматривает в их лице партнера по решению социальных проблем, делегируя тем самым часть полномочий, так и со стороны населения, которое ожидает предложение качественных услуг, создавая конкуренцию государственным учреждениям. Социальное проектирование является неотъемлемой частью в деятельности НКО. Именно социальный проект выступает аналогом бизнес-плана, в котором прогнозируются, рассчитываются все необходимые составляющие для достижения максимального социального эффекта.
Инфраструктура некоммерческого сектора в Республике Татарстан представлена такими организациями как, Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Общественная палата Республики Татарстан, Ресурсного центра поддержки социально ориентированных НКО Республики Татарстан, которые достаточно эффективно осуществляют взаимодействие. Сегодня НКО могут воспользоваться на бесплатной основе следующими видами поддержки: консалтинговой, образовательной, а также имущественной и финансовой. Однако вопрос повышения эффективности деятельности НКО и качество их услуг в настоящее время напрямую зависит от уровня их проектной деятельности.
Анализ социального проектирования показал, что проекты создаются в самых различных сферах и направлены на разные целевые группы. Однако, на наш взгляд, остается необходимость пересмотра некоторых устоявшихся среди НКО и представителей органов государственной власти моментов, таких как, во-первых, проекты не должны создаваться исключительно под грант. Проект должен быть, в первую очередь направлен на решение социальной проблемы, разработан и ориентирован на возможности его реализации командой проекта. Организациям не следует придумывать проект «из воздуха» исключительно для получения финансирования, в большей степени не на реализацию «пустого» проекта, а для получения средств обеспечения своей текущей деятельности.
От качества социального проекта зависит и качество его реализации, а также возможности привлечь меры поддержки как финансовые, так и имущественные. Именно поэтому кадровый потенциал проекта играет немаловажную роль в проектной деятельности организации. При качественном подборе персонала, а также при наличии определенного уровня квалификации сотрудников организация сможет вести самоокупаемую деятельность, либо наиболее эффективно привлекать инвестиции в свои проекты извне.
Проведенный нами опрос показал оценку деятельности НКО со стороны руководителей таких организаций и оценку со стороны представителей органов государственной власти. Так, одной из задач магистерской диссертации являлось определение причин возникновения проблем у НКО. Результаты исследования показали, что НКО республики в каждодневных практиках сталкиваются с определенными проблемами, среди которых можно выделить основные:
— недостаточное финансирование деятельности НКО;
— низкий уровень прозрачности грантовых и конкурсных программ;
— недостаточное информационное обеспечение деятельности НКО.
Также можно выделить то, что значительная часть организаций не информирована о том, какие существуют на данный момент дополнительные возможности (финансовые, имущественные, консалтинговые, маркетинговые и др.) для реализации своей деятельности. Так, например, опрос показал, что не все руководители НКО знают о существовании Реестра поставщиков социальных услуг, войдя в который организации получают компенсацию из средств бюджета на выполнение услуг населению. Однако утвержденные тарифы за выполненные услуги, к сожалению, находятся на уровне значительно ниже рыночных цен. В свою очередь, эксперты отмечают необходимость пересмотра данных тарифов и поднятия их уровня.
Результаты опроса показывают, что наиболее популярными источниками финансирования, используемые в деятельности НКО являются: собственные средства, средства, собранные на благотворительные цели (пожертвования физических лиц), субсидии региональных властей, а также пожертвования со стороны крупного бизнеса.
Стоит отметить, что наиболее успешного источника финансирования для НКО быть не может. Источник финансирования зависит прежде всего от вида деятельности и сферы, в которой она реализуется. Организации из маленького городка, где нет ни одного крупного бизнес-предприятия, а доходы всех, кто живет вокруг, практически нулевые, на частные пожертвования рассчитывать не приходится. Скорее всего, эта организация будет искать фонды, которые поддерживают малые города, развивают предпринимательство, или попытается получить какую-то поддержку в своем муниципалитете, если она предусмотрена. Также в данном случае стоит задуматься о развитии предпринимательской инициативы. Фандрайзинг НКО заключается в том, чтобы понять, какая комбинация источников средств актуальна для конкретной организации с определенными целями, потребностями и миссией, с учетом ее целевой группы и территории, на которой она работает.
В построении успешной деятельности не последнюю роль играет и эффективное взаимодействие НКО с органами государственной власти. Смысл такого партнерства состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене: государственными структурами, бизнес-организациями и НКО. Представители каждого сектора могут по-разному осознавать собственную ответственность за общечеловеческие беды, имеют различные возможности и ресурсы, а бывает, и разные представления о природе социальных проблем, способах их решения. Но сотрудничество необходимо, поскольку данные сектора делят общее политическое, социальное, экономическое пространство. Государство в лице экспертов, с которыми были проведены интервью, однозначно видят в лице НКО партнера, конкурента государственным и муниципальным учреждениям, что безусловно, должно положительно сказаться на качестве оказываемых услуг, поскольку здоровая конкуренция, конкурентная борьба за конечного пользователя должна стимулировать повышение качества оказываемых услуг, от которых непосредственно зависит финансирование таких услуг.
Поскольку деятельность большинства НКО носит социально ориентированный характер и направлена на удовлетворение социальных потребностей общества, в работе было предложено рассмотреть возможность приравнивания статуса «социального предпринимателя» не только к субъектам МСП, но и к НКО на законодательном уровне. Получение данного статуса для НКО сможет открыть новые горизонты деятельности, включая новые источники финансирования проектов, которые ранее были доступны исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства.


1. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях: федер. закон: [принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.]
2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 марта 2010 г.: одобр. Советом Федерации 31 марта 2010 г.]
3. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г.]
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 (ред. от 25.05.2016) «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»
5. Ежегодное Послание Президента Федеральному Собранию РФ URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864
6. Алексеева, O.A., Слагаемые успеха некоммерческих организаций / О.А. Алексеева, Е.А. Алексеева, А.Ю. Бодунген и др. М.: CAF - Россия, 2007. 78с.
7. Андреев, С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов / С.Н. Андреев. М., 2002. - 320с.
8. Боронникова, Е.В., Некоммерческие организации как социальный институт / Е.В. Боронникова, Л.А. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2005. - Т. 7. - № 1. - С. 68-72.
9. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
10. Голенкова, З.Т. Становление гражданского общества и социальная стратификация / З.Т. Г оленкова, А.И. Черных // Социол. исслед. 1995 - №6. - С. 1424.
11. Думназев, Д.А. Институционализация некоммерческого сектора: теоретические основания / Д.А. Думназев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2013 - № 2 (50). - С 6.
12. Думназев, Д.А. Негосударственный некоммерческий сектор и его место в производстве социальных услуг / Д.А. Думназев // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. - 2013. - №2 1(79).
- С. 93-95.
13. Заславская, Т.И. Социокультурный аспект трансформации российского общества / Т.И. Заславская // Социологические исследования. - 2001. - №8. - С.3-11.
14. Кузьмин, А.В. НКО: особенности проектирования в социальной сфере.
/ А.В. Кузьмин // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Перспективы развития научного знания в XXI веке глазами молодых ученых», Тамбов: Издательский дом ТГУ
им Г.Р. Державина, 2013. - 183 с.
15. Кулькова, В.Ю. Реализация государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации / В.Ю. Кулькова // Финансовый журнал / Financial journal. - 2014. - № 2. - С. 31-46
16. Лейст, О.Э. Гражданское общество и современное государство / О.Э. Лейст, И.Ф. Мачин // Вестник Московского университета. Право. - 2005. - №4. - С.44.
17. Либоракина, М.И. Третий сектор: концепции и их сравнение / М.И. Либоракина // Гражданские инициативы и будущее России / под ред. М.И. Либоракиной, В.Н. Якимец. М: Школа культурной политики, 2007. - 156 с.
18. Лисичкин, В.А. Теория и практика прогностики: Методологические аспекты / В. А. Лисичкин. М. 2002. - 223 с.
19. Луков, В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. / В.А. Луков. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с.
20. Нестеренко, Н.С. Социальные функции некоммерческих организаций в трансформирующемся российском обществе / Н.С. Нестеренко // Социальная политика и социология. - 2006. - № 4. - С.56.
21. Никовская, Л.И. От конфликта к межсекторному партнерству / Л.И. Никовская, В.Н. Якимец [и др.] // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т. 6., - вып. 1. - С. 96.
22. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон- Джоунс — СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
23. Ортега-и-Г ассет, Х. Что такое философия / Х. Ортега-и-Г ассет. М.1991. - 174 с.
24. Панова, Е.А. Из опыта взаимодействия некоммерческих организаций и государственных структур в решении социальных проблем российского общества / Е.А. Панова // Отечественный журнал социальной работы. 2004. - №1. - С.63-66.
25. Резник, Ю.М. Формирование институтов гражданского общества (социоинженерный подход) / Ю.М. Резник // Социс. - 1994. - №10. - С.21-30.
26. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2018 - 522 с.
27. Смирнов, В.А. Проектная деятельность российских некоммерческих организаций: ключевые проблемы и противоречия / В.А. Смирнов //
Социологические исследования. - 2016. - № 2. - С. 62-69
28. Спенсер, Г. Социальная статика / Пер. с англ. / Г. Спенсер - К.: Гама- Принт, 2013. - 496 с.
29. Уржа, О.А. Социальная инженерия как методология управленческой деятельности / О.А. Уржа // Социологические исследования. - 2017. - № 10. - С. 8796.
30. Фуллер, Р. Стадии социальной проблемы / Р. Фуллер, Р. Майерс // Контексты современности - II. Казань, 2001. - С.139
31. Юшко, В.П. Взаимоотношения власти и общественных объединений в России / В.П. Юшко // Актуальные проблемы управления 2005: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 4 / ГУУ. - М., 2005. - С. 324-325.
32. Якимец, В.Н. Качество жизни и межсекторное социальное партнерство- инструменты эффективного управления экономикой и социальной сферой России / В.Н. Якимец // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №1. - С. 11-19.
33. Якимец, В.Н. Социальная реформа в России в конце XX века: виды деятельности, нормативно-правовая база для взаимодействия / В.Н. Якимец // Межсекторные взаимодействия в России. Настольная книга. - М.: 2000. - 70 с.
34. Якобсон, Л.И. Смена моделей третьего сектора: фаза
импортозамещения / Л.И. Якобсон, С.В. Санович // Общественные науки и современность. - 2009. - № 4. - С. 22-23
35. Ясавеев, И.Г. Социальные проблемы и медиа: конструкционистское прочтение / И.Г. Ясавеев. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2010. - 236 с.
36. МзЬе1:, R.A. Introduction: the study of social problems / Nisbet R. A. Merton R.K., (eds.) Contemporary social problems. N.Y., 1966. - P.3.
37. Merton, R.K. Epilogue: social problems and sociological theory / Merton R.K., Nisbet R. A. (eds.) Contemporary social problems. N.Y., 1966. - P.817
38. Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан URL: http://mert.tatarstan.ru/
39. Официальный сайт Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан URL: http://mtsz.tatarstan.ru/
40. Официальный сайт Общественной палаты Республики Татарстан URL: http://oprt.tatar/
41. Официальный сайт Фонда Президентских грантов URL: http://президентскиегранты.рф
42. Официальный сайт Портал НКО URL: http://www.nkort.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ