Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №37291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Педагогическое обоснование проблемы формирования здорового образа жизни учащихся при обучении биологии 6
1.1. Формирование здорового образа жизни в практике
современной школы 6
1.2. Теоретические основы формирования здорового образа жизни
учащихся при обучении биологии 16
Глава 2. Определение уровней сформированности здорового образа
жизни у современных школьников 29
Глава 3. Методика формирования основ здорового образа жизни у
учащихся 8 классов при обучении биологии 39
Выводы 49
Список использованной литературы 51
Приложения

Актуальность. Здоровье, определяемое Всемирной Организацией Здравоохранения как физическое, психическое и социальное благополучие человека, при котором он эффективно реализует свои возможности, противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума, является бесценным природным даром для человека. Однако современные условия жизни вносят некоторые «неблагополучные коррективы» как в физическую (малоподвижный образ жизни, разнообразные загрязнения воды, воздуха и продуктов питания, приводящие к множеству заболеваний, алкогольная, табачная и наркотическая зависимости), так и в психическую (повышение уровней агрессии и конфликтности, зависимости от вышестоящих лиц и некоторых обстоятельств, эмоциональное переутомление, снижение рефлексивности) и социальную (изменение норм морали и этики, ценностей и идеалов, отсутствие уверенности и определенности в будущем, изменение отношения к красоте, творчеству и нормальным чувствам человечества - доброте, любви, взаимопомощи, сочувствию и пр., принятие грубости, силы, разврата, насилия и унижения как нормы жизни) ее составляющие. В связи с этим проблема сохранения здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни является одной из актуальных проблем современной системы образования как важнейшего социального института страны. Особенно эта актуальность подкрепляется тем, что именно в школьном возрасте формируются основы здоровья человека.
Современные школьники, как, впрочем, и население в целом, характеризуются доминированием пренебрежительного и безответственного отношения как к своему здоровью, так и здоровью окружающих; у них не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие школьники имеют неточное или неполное представление о сущности здоровья человека, о факторах, которые определяют здоровье, о здоровом образе жизни. Опасность данной проблемы заключается еще и в том, что она определяет не только состояние здоровья наших детей, но и здоровье и благополучие будущих поколений.
Здоровый образ жизни школьника должен включать в себя: режим дня без физических и умственных перегрузок, личную гигиену, здоровое питание, организацию свободного времени с преобладанием физической активности, отсутствие травматизма и здоровые привычки. При безусловной поддержке со стороны родителей, школа может заложить основы ведения учащимися здорового образа жизни. Особенно эффективной эта работа становится при изучении школьниками раздела «Человек и его здоровье» курса биологии 8 класса. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья, поэтому здоровому образу жизни нужно постоянно учиться, а значит, что ему нужно и постоянно учить.
В связи с необходимостью формирования здорового образа жизни учащихся школ и была выбрана тема настоящего исследования «Формирование основ здорового образа жизни учащихся на уроках биологии».
Целью нашего исследования является: определение возможностей учебной дисциплины «Биология» в формировании основ здорового образа жизни школьников и разработка уроков, реализующих эти возможности.
Исходя из цели, были выявлены объект и предмет исследования. Объектом выступил процесс формирования здорового образа жизни учащихся средней общеобразовательной школы, предметом - процесс формирования основ здорового образа жизни учащихся 8-х классов на уроках биологии.
Гипотеза исследования: формирование основ здорового образа жизни можно осуществлять не только на уроках физической культуры и безопасности жизнедеятельности, но и на занятиях по биологии (особенно, в 8 классе).
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическое обоснование проблемы формирования здорового образа жизни в современной школе;
2) рассмотреть возможности курса «Биология» в формировании здорового образа жизни современных школьников;
3) исследовать уровни сформированности здорового образа жизни учащихся некоторых школ;
4) разработать уроки по биологии, направленные на формирование элементов здорового образа жизни у учащихся 8 класса.
Работа проводилась в четыре этапа:
Первый этап - подготовительный. Его цель заключалась в анализе проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся. На нем была подобрана необходимая для анализа литература, выбрана база исследования, подобраны методики для диагностики.
Второй этап - теоретико-аналитический. Его целью было педагогическое обоснование проблемы формирования здорового образа жизни в современной школе.
Третий этап - разработка уроков и внеклассных мероприятий, направленных на решение проблемы формирования здорового образа жизни учащихся.
Четвертый этап - апробация методического комплекса разработок в практике Салаушской СОШ. Цель этого этапа - испытать на практике разработки и дать оценку эффективности их реализации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Формирование основ здорового образа жизни является одной из важнейших проблем современной школы. Здоровье подрастающего поколения будет определяться его стилем жизни. А стиль жизни, хотя и персонифицирован, определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями. Однако влияют на него и убеждения человека, и его личностные наклонности. Поэтому школа имеет возможность содействовать формированию убеждений учащихся и направлять их на осознание и ведение здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни личности - это часть общей культуры человека, формированием и развитием которой призваны заниматься такие социальные институты, как учреждения дошкольного и школьного образования.
2. Учебная дисциплина «Биология» имеет широкие возможности для формирования основ здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных учреждений. Изучение биологии позволяет не только знакомить их с составляющими здорового образа жизни, но и научно пояснять различные требования и правила с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствуя формированию у школьников ценностного отношения к здоровью, развитию у них стремления сохранять здоровье, вооружая научными знаниями и практическими умениями ведения здорового образа жизни.
3. Из-за малой комплектности школы, в которой происходила реализация наших идей по формированию основ здорового образа жизни у учащихся, эксперименты мы проводили с участием школьников школ г. Набережные Челны. Исследование учащихся 8 классов показало следующие результаты:
- только пятая часть школьников проявляет интерес к спорту, чуть более 70% практически не занимается спортом;
- более трети из них испытывают дискомфорт в школе из-за плохих отношений с учителями;
- около 20% ребят употребляют алкоголь хотя бы раз не неделю, треть не питается в столовой.
То есть проблемы с ведением здорового образа жизни у учащихся 8-х классов очевидны. Многие из них понимают, что вести данный образ необходимо, но придерживаются уже устоявшегося образу жизни, не желая менять свое поведение и привычки.
Такая картина настраивает на целенаправленную работу по формированию здорового образа жизни учащихся.
4. Работа по формированию основ здорового образа жизни у учащихся 8 класса нами ведется в СОШ с. Салауши Агрызского района уже в течение 3-х лет. Для этого был разработан учебно-методический комплекс, включающий пропаганду здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях и направленный на формирование у учащихся школы стойких установок на ценность здоровья и возможности его сохранения и преумножения даже в современном мире.



1. Акумова Н.В. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни / Н.В. Акумова, В.Г. Ярмольчук // Бизнес в законе. - 2008. - №4. - С.275-278.
2. Анастасова Л.П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6-9 классы / Л.П. Анастасова,
B. С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 208 с.
3. Борисов И.П. Формирование здоровьесберегающей среды // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - № 11. - С. 62-73.
4. Бутырская Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Бутырская, Л.М. Зайцева // Учитель и время. - 2013. - №8. -
C. 9-14.
5. Гаврилова М.А. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии / М.А. Гаврилова, Ю.В. Нестеров // Естественные науки. - 2012. - №1. - С. 31-37.
6. Гареева Р.Г. Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании / Р.Г. Гареева, З.А. Хуснутдинова, Э.Ш. Хамитов // Вестник Башкирского университета. - 2007. - №3. Т. 2. - С. 197- 199.
7. Ганьшина Г.В. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодежи / Г.В. Ганьшина, В.А. Овчаренко // Сервис в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 45-50.
8. Губогло З.И. Формирование культурно-ценностной мотивации здорового образа жизни, или что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. - С. 50-52.
9. Даутов Ю.Ю. Научные основы здоровья и здорового образа жизни / Ю.Ю. Даутов, Т.Ю. Уракова, Р.Ш. Ожева, Р.Н. Хакунов, Р.А. Тхакушинов // Новые технологии. - 2007. - №3. - С. 67-69.
10. Дедловская М.В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников // Интеграция образования. - 2007. - №3-4. - С. 163-169.
11. Дорошенко А.Л. Основы здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни / А.Л. Дорошенко, Е.Е. Соколов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2011. - №2. - С. 36-41.
12. Дыкин Р.В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - №1. - С. 141-149.
13. Зуева М.В. Ориентация на здоровый образ жизни, как профилактика злоупотребления психоактивными веществами // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2004. - №1. Т.36. - С. 199-212.
14. Ичаловская Н. А. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Педагогика высшей школы. - 2017. - №4.1. - С. 79-80. URL https://moluch.rU/th/3/archive/72/2899/ (обращение: 30.03.2019).
15. Касимов И.Р. Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -
2013. - №1. - С. 111-115.
16. Киселева Ю.С. Использование здоровьесберегающих технологий в общественно активной школе / Ю.С. Киселева, О.Г. Козликина, О.О. Чернецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №7. - С. 21-25.
17. Корбукова Н.А. Технологии и продукты здорового питания в формировании культуры качества питания студентов / Н.А. Корбукова, Е.Г. Подкопаева // Педагогика и психология. Перспективы науки. - 2013. - №3 (42). - С. 19-26.
18. Кузнецова М.В. К вопросу о здоровом образе жизни студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 170-178.
19. Мандель Б.Р. Попытки объяснить принципы педагогической энтропии, или Г енри Каттнер как апологет интеллектуальных игр // Вопросы культурологии. - 2007. - №4. - С. 33-38.
20. Мирная А.В. Эффективность использования национальных подвижных игр Армении на занятиях по физическому воспитанию в ВУЗе // Физическое воспитание студентов. - 2010. - №3. - С. 48-51.
21. Михайлова О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни // Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - №1. - С. 180-185.
22. Науменко Ю.В. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников. Образование личности. - 2013. - №3. - С. 18-23.
23. Нежкина Н.Н. Нормативно-правовое обеспечение здоровьеформирующей деятельности в школе / Н.Н. Нежкина, Е.В. Иванова, Н.В. Киселева // Народное образование. - 2010. - №2. - С. 27-32.
24. Нестеров Ю.В. Об эффективности методики валеологического воспитания на уроках биологии / Ю.В. Нестеров, М.А. Гаврилова // Гуманитарные исследования. - 2011. - №4. - С. 305-310.
25. Ожева Е.Н. Программа «здоровый образ жизни» / Е.Н. Ожева, Л.В. Мирная // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4. - С. 58-62.
26. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др. - М.: «Проспект», 2010. - 432 с.
27. Попов И.А. Пути формирования здорового образа жизни // Вестник новых медицинских технологий. - 2005. - №3-4. Т.12. - С. 12-23.
28. Проскурякова Л.А. Программа формирования мотивации к здоровому образу жизни в молодежной среде / Л.А. Проскурякова, М.Ф. Савченко // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - №3. Т.94. - С. 98-102.
29. Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: учебное пособие для студентов вузов. - М.: «Академия», 2008. - 189 с.
30. Рыбакова С.А. Комплексная программа формирования культуры здорового образа жизни учащихся образовательного учреждения до 2010 года // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. - №3. Т.13. - С. 46-58.
31. Садыгова М.А.К. Здоровый образ жизни глазами школьников / Садыгова М.А.К., Аназарова С.А.К. // Бюллетень медицинских интернетконференций. - 2013. - №2. Т.3. - С. 295-311.
32. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: «АПК и ПРО», 2002. - 121с.
33. Щепкина О.И. Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека / О.И. Щепкина, В.Н. Филиппова, К.А. Китаева, О.А. Болучевская // Система ценностей современного общества. -
2011. - №17-2. - С. 196-202.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ