Использование здоровьесберегающих технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Выпускная квалификационная работа .
Экспериментальной базой исследования был ДОУ №178 города Омска. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста, в возрасте 6-7 лет.
Если поменять название базы исследования данной работы, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
1.Теоретические подходы организации работы по сохранению и укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Понятие, классификация здоровьесберегающих технологий 15
1.3 Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Исследование состояния здоровья у детей старшего дошкольного возраста 33
2.1. Организация констатирующего эксперимента 33
2.2. Методика проведения формирующего эксперимента 41
2.3. Результаты контрольного эксперимента 52
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников 62
В наши дни состояние здоровья детей разных возрастов оставляет желать лучшего, при том, что предъявляемые к ним требования очень высоки, и справляться с ними под силу только здоровым детям. Поэтому важнейшей задачей общества стало их оздоровление на различных этапах развития, с учетом того, что здоровье – это не только отсутствие болезней и недомоганий, но и гармоничное развитие, высокий уровень работоспособности (умственной и физической), готовность организма адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, а также социальная активность.
Среди дошкольников всего 3 – 4% практически здоровых детей, зато у 50 – 60% ребят выявляется нарушение осанки, а у 30% – плоскостопие. Свыше 15% дошколят старшего возраста медики причисляют к 3-й группе здоровья. К семи годам некоторые дети имеют проблемы с органами чувств, дыхания и желудочно-кишечного тракта, нервной системой. Нередки инфекционные и паразитарные заболевания. Снижения этих показателей пока не наблюдается, а в числе причин специалисты называют состояние экологии, неправильное питание, недостаток двигательной активности, перегрузки информационного и нейропсихического характера.
Чтобы добиться позитивных изменений в этой ситуации, программой модернизации российского образования предусмотрены мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей, педагогических работников и родителей, то есть, всех, кто является участником педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Одним из таких мероприятий являются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс мер, применяемых в детском дошкольном учреждении, чтобы сохранить и стимулировать здоровье детей на различных этапах их развития и обучения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Целью данной работы является анализ использования здоровьесберегающих технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста;
проанализировать понятие и привести классификацию здоровьесберегающих технологий;
охарактеризовать использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста.
Объектом работы выступает процесс сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Предметом – использование здоровьесберегающих технологий в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как В.Г. Алямовская, Т.В. Ахутина, Г.Х. Бондарева, Ю.Ф. Змановский, М.А. Крылова, Т.Г. Матвеева, М.А. Павлова. Э.И. Сафаргулина, Д.Б. Юматова и др., а также источники сети интернет.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения, анализа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Организация исследования: экспериментальной базой исследования был ДОУ №178 города Омска. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста, в возрасте 6-7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Одной из главных задач развития страны является формирование здорового и жизнеспособного подрастающего поколения. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном образовательном учреждении. Именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Здоровьесбережение детей является первостепенной проблемой при осуществлении образовательного процесса в дошкольном учреждении. Здоровьесберегающая среда состоит из мероприятий по укреплению здоровья, питания, температурного режима, социальных условий, работы с родителями и воспитателями и т.д. В мероприятиях по сбережению и укреплению здоровья должны принимать активное участие не только дети, но и педагогический персонал, родители.
Здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой системно организованный комплекс программ, приемов, способов организации процесса образования, который ориентирован на укрепление и сохранение здоровья дошкольников. Во многих дошкольных образовательных учреждениях чаще всего используют здоровьесберегающие технологии трех основных направлений: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.
В дошкольных образовательных учреждениях ежедневно в каждой возрастной группе должны применяться здоровьесберегающие технологии в процессе физического воспитания детей. Это может быть закаливание, прогулки, подвижные игры, различные виды гимнастики, физкультурные занятия. Самое главное, чтобы дети получали радость и удовольствие от активного участия в разнообразных формах занятий физической культурой. Только в этом случае будет достигнута цель сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Проведенное диагностическое исследование состояния здоровья детей и системы используемых физкультурных занятий одного из дошкольных учреждений города Омска показало, что необходимо принятие эффективных мер по улучшению здоровья воспитанников детского сада, поскольку много дошкольников нуждалось в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Возникла необходимость подбора специальных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. С этой целью были подобраны и успешно внедрены такие формы здоровьесберегающих технологий как физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия, закаливание, реабилитационные и коррекционные мероприятия, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, правильная организация питания.
Спустя пять месяцев была проведена повторная диагностика состояния здоровья детей, которая показала положительную динамику, что дает основания сделать вывод о том, что внедрение комплекса здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья его воспитанников: у детей появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее, снизился уровень заболеваемости, а некоторые дети перешли из одной группы здоровья в другую.
1. Айдаркин, Е.К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии / Е.К. Айдаркин, Л.Н. Иваницкая.– Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2017.– 176 c.
2. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. – 2017. – с. 17-26.
3. Аманова, О.Н. Система здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении [Электронный ресурс] / О.Н. Аманова, В.Ф. Храмкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56811.htm. (дата обращения: 18.09.2018).
4. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю.Е. Антонов. – М: Аркти, 2015. – 410 с.
5. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 21 – 28.
6. Батколина, В.В. Теории и технологии дошкольного образования: учебное пособие / В.В. Батколина.– М.: Российский новый университет, 2012.– 80 c.
7. Бондарева, Г. Х. Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ [Электронный ресурс] / Г.Х. Бондарева // Молодой ученый. – 2018. – №2. – С. 91-94. – URL https://moluch.ru/archive/188/47859/ (дата обращения: 18.09.2018).
8. Береснева, З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / З. И. Береснева. - М.: Сфера, 2016. – 32 с.
9. Ввозная, В.И. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В. И. Ввозная, И.Т. Коновалова. - М.: Сфера, 2016. – 128 с.
10. Волкова, Т.М. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ / Т.М. Волкова, О.В. Трофимова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016.
11. Волошина, Л. Здоровье и здоровый образ жизни. Взгляд дошкольника и позиция воспитателя / Л. Волошина, Л. Кривошей // Здоровье дошкольника. – 2016. – №3. – С. 7-12.
12. Гилева, А.В. Инновации в управлении ДОУ: учебно-методическое пособие для руководителей ДОУ, студентов педагогических колледжей и вузов/ А.В. Гилева, Н.С. Исупова. – Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2016. – 172 c.
13. Горбатова, М.С. Оздоровительная работа в ДОУ / М.С. Горбатова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 235 с.
14. Зайцева, И.В. Управление направлениями сохранения и укрепления здоровья в образовательной организации [Электронный ресурс] / И.В. Зайцева, Е.В. Егорова, Н.Б. Петрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 196–200. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15446.htm. (дата обращения: 18.09.2018).
15. Здоровье детей в период дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Здоровье. – URL: http://szabotoi.ru/zdorovye-rebenka/detey-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 18.09.2018).
16. Здоровьесберегающие технологии как фактор повышения качества образования дошкольников по направлению физическое развитие [Электронный ресурс] / Н. Энкельман. – URL: http://ds9ishim.ru/sites/default/files/pedagodi/marhel/zdorovesberegayushchie_tehnologii.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
17. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.Н. Миллер // Открытый урок. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/620330/ (дата обращения: 18.09.2018).
18. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Электронный ресурс] / И. Валерина // Вопросы педагогики. – URL: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7566-zdorovesberegayushhie-texnologii-v-dou.html (дата обращения: 18.09.2018).
19. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 194 с.
20. Змановский, Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание воздухом – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – №8. – С. 5-9.
21. Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Титаренко // Портал педагога. – URL: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9852 (дата обращения: 18.09.2018).
22. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2017. – 425 с.
23. Крылова, М.А. Анализ современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании [Электронный ресурс] / М.А. Крылова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). – URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 18.09.2018).
24. Кузнецова, М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М.Н. Кузнецова.– М.: Айрис-пресс, 2017. – 112 с.
25. Матвеева, Т.Г. Современные образовательные технологии в ДОУ / Т.Г. Матвеева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V Междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). – С. 292–295.
26. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. - М.: Академия, 2016. - 326 с.
27. Меличева, М. Целительная сила кругооборота года – ритмические игры для здоровья детей: методическое пособие/ Меличева М. – СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015.– 135 c.
28. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в обще-образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт приме-нения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: ИВФ РАО, 2016.- 304 с.
29. Николаева, Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада / Е.И. Николаева, В.И. Федорук, Е.Ю. Захарина // Под ред. Н.Б. Кондратовской. - СПб.: Детство- Пресс, 2016.– 271 с.
30. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.М. Новикова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 426 с.
31. Павлова, М.А. Зоровьесберегающая система ДОУ / М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2015. – 377 с.
32. Пастухова, И.О. Структурная модель оздоровительной работы в ДОУ / И.О. Пастухова // Управление ДОУ. – 2016. - №4. – С.33-35.
33. Педагогика и психология здоровья // Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2016. – 389 с.
34. Прищепа, С. Современные тенденции обновления физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада / С. Прищепа // Детский сад от А до Я. – 2013. - №1. – С. 6-10.
35. Радионова, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.В. Радионова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2017. – 124 с.
36. Реализация ФГОС в дошкольном образовании: достижения, проблемы: материалы всероссийской научно-методической конференции / Л.Р. Адилова [и др.]. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. – 223 c.
37. Сафаргулина, Э.И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ / Э.И. Сафаргулина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 129–132.
38. Саяпина, Л.И. Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.И. Саяпина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 1-3. – URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/460/ (дата обращения: 18.09.2018).
39. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании / Г.Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016. - 242 с.
40. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова // Методист. - 2017. - № 2. – С. 9-12.
41. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М., АРКТИ, 2016. – 489 с.
42. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Здоровьесбережение. – URL: http://7.obr-rf.ru/wp-content/uploads/2016/01/Здоровьесбережение.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
43. Старченко, Е.А Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Е.А. Старченко. - М.: ACT, 2016. – 277 с.
44. Федоровская, О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О.М. Федоровская // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 33-36.
45. Фролова, А. Педагогическое руководство физическим развитием детей 6-7 лет / А. Фролова, Н. Агафонова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №4. – С. 17-25.
46. Хашабова, К.А. Оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома / К.А. Хашабова. – М.: Школьная пресса, 2017. – 268 с.
47. Шарипова, Д.Д. / Д.Д. Шарипова, М.А. Исмаилова, Г.А. Шахмурова // Система ценностей современного общества. – 2012. – №22. – С. 290-295.
48. Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни / С.Б. Шарманова // Управление ДОУ. – 2016. – № 4.– С. 40-45.
49. Юматова, Д.Б. Самосбережение здоровья и жизненного оптимизма в работе со старшими дошкольникам / Д.Б. Юматова // Дошкольная педагогика. – 2010. – №5. – С. 10-15.
50. Якимова, Е.А. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ: методическое пособие / Е.Я. Якимова, Н.Э. Фатюшина, И.Л. Тимофейчук. – СПб.: КАРО, 2014.– 296 c.