РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства 10
1.1 Развитие художественно-творческих способностей младших подростков в контексте междисциплинарного исследования 10
1.2 Орнаментальное искусство крымских и казанских татар: стилистика, типология и символика орнаментальных мотивов 22
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Методические основы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки 44
2.1 Анализ педагогического опыта развития художественно-творческих способностей средствами орнаментального искусства и художественной вышивки 44
2.2 Авторская программа кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» 54
Выводы по главе 2 78
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения 95
Глава 1. Теоретическое обоснование развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства 10
1.1 Развитие художественно-творческих способностей младших подростков в контексте междисциплинарного исследования 10
1.2 Орнаментальное искусство крымских и казанских татар: стилистика, типология и символика орнаментальных мотивов 22
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Методические основы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки 44
2.1 Анализ педагогического опыта развития художественно-творческих способностей средствами орнаментального искусства и художественной вышивки 44
2.2 Авторская программа кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» 54
Выводы по главе 2 78
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения 95
Актуальность исследования. Поиск оптимальных путей творческого развития детей в процессе образования сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом. Формирование подрастающего поколения с высокой творческой активностью, креативностью и личностным потенциалом является первоочередной задачей системы образования, а поиск эффективных педагогических средств и технологий формирования творческой личности осуществляется на основе научных и прикладных разработок гуманитарных наук.
Дополнительное образование - необходимое звено воспитания и образования многогранной личности ребенка, оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Важный элемент в системе дополнительного образования - художественно-творческие виды деятельности.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [90] в п. 14 ст. 2 определено, что дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В условиях дополнительного образования могут успешно решаться задачи изучения, сохранения и развития декоративно-прикладного искусства. Так, на занятиях кружка художественной вышивки учащиеся могут знакомиться с различными видами и приемами ее выполнения, знакомиться с национальным орнаментальным искусством.
Значимость приобщения подрастающего поколения к национальным традициям отмечается в важнейших законодательных документах: «О стратегии развития России до 2020 года», «Национальная доктрина
В программе «О стратегии развития России до 2020 года» подчеркивается, что «будущее российского общества и государства в ближайшие десятилетия будет определяться не столько достижениями в материальной сфере, сколько духовным здоровьем народа, его способностью бережно сохранять культурное достояние, исторические традиции и нормы общественной жизни, духовно-нравственное наследие» [46].
Художественный язык декоративно-прикладного и орнаментального искусства образен и символичен. Выполняя задачу декоративного значения, он является средством выражения народного мировоззрения. Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше - с первобытной эпохи. В нем всегда отражались этнокультурные особенности, природа и символически значимые предметы, образы.
Несмотря на то, что разные этнические группы татар имеют общие тюркские корни и культурные традиции, они все же отличаются, отражая свои особенности, и это хорошо проявляется в сравнении искусства татар. В декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве крымских и казанских татар орнамент является целым языком, в котором каждый элемент имеет своё особое символическое значение.
Большой педагогический потенциал, заключенный в орнаментальном и декоративно-прикладном искусства казанских и крымских татар, недостаточно реализуется в реальной образовательной практике, что делает его исследование значимым.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что историко-теоретические основы орнаментального искусства крымских и казанских татар рассмотрены в работах таких авторов, как Л.Х. Аблямитова, К. Апостолова, К.И. Арефьева, Л.А. Асанова, О.А .Бакиева, И.П. Божко,
Ф.Г. Вагапова, Ф.Х. Валеев, Н.В. Галушка, Г.И. Гирвиц, М.Б. Григорьева, И.В. Заргарян, Г. Ибрагимова, Е.Р. Котляр, М.Н. Маникина, С.В. Луцкая, Л.М. Мамедкеримова, Э.А. Репиева, З.Н. Сейдаметова, АЛ. Селеметова,
B. А. Хлевной и др.
Декоративно-прикладное творчество крымских и казанских татар проанализировано в трудах таких ученых, как С.Н. Абдураманова, И. А. Бавбекова, Ф.Ф. Гулова, Е.С. Жаренкова, С. А. Сандюкова, Э.И. Сейдалиев, С.В. Суслова, Л.Ф. Фасхутдинова, Д.Э. Халилова, П.Я. Чепурина и др.
Педагогические аспекты освоения художественной вышивки рассмотрены в исследованиях таких авторов, как Ю.Н. Александрова, Н.А. Барышникова, Е. Еава, А.Р. Еатина, Е.В. Еолубенко, М.Н. Дадобоева, Х.А. Джалилова, Н.Ю. Дунаева, О.В. Емельянова, Л.Х. Кадыйрова,
C. Ю. Камнева, Е.М. Кучукбаева, Т.П. Малахова, Т.А. Милованова, С.М. Мурзина, А.А. Николаева, Т.М. Носань, Н.Н. Пучкова, Е.В. Сайфулина, М.Ю. Урусова, Н.В. Хатламаджиева, Р. Чемберлин и др.
Однако специальных работ, посвященных анализу развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки, нами не было обнаружено.
Таким образом, обнаруживается противоречие между возможностями развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки и отсутствием неразработанностью научно- теоретических и методических аспектов осуществления данного процесса.
Недостаточная научная разработанность и актуальность темы позволили определить проблему исследования: каковы научно-теоретические и методические основы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки?
Тема исследования: «Развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки».
Цель исследования - научно-теоретический анализ художественно-творческих способностей младших подростков и методическое обоснование их развития средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Объект исследования - дополнительное художественное образование учащихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие художественно-творческих способностей младших подростков будет более успешным, если:
- образовательный процесс будет строиться с учетом возрастных особенностей развития художественно-творческих способностей младших подростков;
- в образовательном процессе занятий кружка художественной вышивки будет актуализирован потенциал татарского орнаментального искусства как средства развития художественно-творческих способностей младших подростков;
- в процессе обучения в кружке художественной вышивки будет реализована программа «Золотое шитье казанских и крымских татар», направленная на развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства крымских и казанских татар.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие художественно-творческих способностей младших подростков в контексте междисциплинарного исследования.
2. Проанализировать орнаментальное искусство крымских и казанских татар, раскрыть стилистику, типологию и символику орнаментальных мотивов.
3. Провести анализ педагогического опыта развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства и художественной вышивки.
4. Разработать программу кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар», направленную на развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства крымских и казанских татар.
Методологическую основу исследования составили: системный,
личностно-деятельностный подходы; теоретические положения, раскрывающие особенности орнаментального искусства крымских и казанских татар (Л.Х. Аблямитова, И.А. Бавбекова, Ф.Х. Валеев, П.Я. Чепурина и др.), педагогические аспекты обучения художественной вышивке (Ю.Н. Александрова, Н.А. Барышникова, О.В. Емельянова, С.М. Мурзина и др.).
Методы исследования: теоретические методы научного анализа (систематизация, обобщение, синтез, моделирование и др.), анализ научной и методической литературы, интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, анализ педагогического опыта и продуктов творческой деятельности.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2017-2019 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) - анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата исследования (определение объекта, предмета, цели, задач, рабочей гипотезы исследования), определение основополагающих положений исследования и оформление текста теоретической части работы.
Второй этап (июнь 2018 г. - декабрь 2018 г.) - разработка программы кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» для младших подростков; анализ и обобщение отечественного педагогического опыта развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства и художественной вышивки.
Третий этап (январь 2019 г. - май 2019 г.) - анализ результатов проведенного диссертационного исследования; формулирование итоговых выводов и положений; оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности процесса развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации представлений о художественном своеобразии орнаментального искусства крымских и казанских татар, раскрытии педагогических основ его изучения орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, программа кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» для младших подростков, могут быть использованы в процессе подготовки и практической деятельности педагогов кружков художественной вышивки в системе дополнительного образования детей, применяться в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов художественно-педагогического профиля.
Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью концептуальных положений исследования, использованием целесообразных исследовательских методов.
Апробация результатов исследования. Материалы работы прошли обсуждение на конференциях:
1. X Международный конгресс «Искусство, история, фольклор тюркских народов» (24-29.04.2018, Казань, ИФМК КФУ);
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2018 года (29.03.2018, Казань, ИФМК КФУ).
Результаты исследования отражены в публикации:
Ostrovskaya D., Faizrakhmanova L. Национальный татарский орнамент как часть культурного наследия и современные формы его популяризации // X. Uluslararasi Turk Sanati, Tarihi ve Folkloru Kongresi. Sanat Etkinlikleri / Editorler: Prof. Dr. Osman Kunduraci, Dr. Ahmet Ayta?, Prof. Dr. Flera Sayfulina (24-29 Nisan 2018, Kazan/Tataristan-Rusya). - S. 381-387.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы включает 99 источников.
Дополнительное образование - необходимое звено воспитания и образования многогранной личности ребенка, оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Важный элемент в системе дополнительного образования - художественно-творческие виды деятельности.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [90] в п. 14 ст. 2 определено, что дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В условиях дополнительного образования могут успешно решаться задачи изучения, сохранения и развития декоративно-прикладного искусства. Так, на занятиях кружка художественной вышивки учащиеся могут знакомиться с различными видами и приемами ее выполнения, знакомиться с национальным орнаментальным искусством.
Значимость приобщения подрастающего поколения к национальным традициям отмечается в важнейших законодательных документах: «О стратегии развития России до 2020 года», «Национальная доктрина
В программе «О стратегии развития России до 2020 года» подчеркивается, что «будущее российского общества и государства в ближайшие десятилетия будет определяться не столько достижениями в материальной сфере, сколько духовным здоровьем народа, его способностью бережно сохранять культурное достояние, исторические традиции и нормы общественной жизни, духовно-нравственное наследие» [46].
Художественный язык декоративно-прикладного и орнаментального искусства образен и символичен. Выполняя задачу декоративного значения, он является средством выражения народного мировоззрения. Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше - с первобытной эпохи. В нем всегда отражались этнокультурные особенности, природа и символически значимые предметы, образы.
Несмотря на то, что разные этнические группы татар имеют общие тюркские корни и культурные традиции, они все же отличаются, отражая свои особенности, и это хорошо проявляется в сравнении искусства татар. В декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве крымских и казанских татар орнамент является целым языком, в котором каждый элемент имеет своё особое символическое значение.
Большой педагогический потенциал, заключенный в орнаментальном и декоративно-прикладном искусства казанских и крымских татар, недостаточно реализуется в реальной образовательной практике, что делает его исследование значимым.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что историко-теоретические основы орнаментального искусства крымских и казанских татар рассмотрены в работах таких авторов, как Л.Х. Аблямитова, К. Апостолова, К.И. Арефьева, Л.А. Асанова, О.А .Бакиева, И.П. Божко,
Ф.Г. Вагапова, Ф.Х. Валеев, Н.В. Галушка, Г.И. Гирвиц, М.Б. Григорьева, И.В. Заргарян, Г. Ибрагимова, Е.Р. Котляр, М.Н. Маникина, С.В. Луцкая, Л.М. Мамедкеримова, Э.А. Репиева, З.Н. Сейдаметова, АЛ. Селеметова,
B. А. Хлевной и др.
Декоративно-прикладное творчество крымских и казанских татар проанализировано в трудах таких ученых, как С.Н. Абдураманова, И. А. Бавбекова, Ф.Ф. Гулова, Е.С. Жаренкова, С. А. Сандюкова, Э.И. Сейдалиев, С.В. Суслова, Л.Ф. Фасхутдинова, Д.Э. Халилова, П.Я. Чепурина и др.
Педагогические аспекты освоения художественной вышивки рассмотрены в исследованиях таких авторов, как Ю.Н. Александрова, Н.А. Барышникова, Е. Еава, А.Р. Еатина, Е.В. Еолубенко, М.Н. Дадобоева, Х.А. Джалилова, Н.Ю. Дунаева, О.В. Емельянова, Л.Х. Кадыйрова,
C. Ю. Камнева, Е.М. Кучукбаева, Т.П. Малахова, Т.А. Милованова, С.М. Мурзина, А.А. Николаева, Т.М. Носань, Н.Н. Пучкова, Е.В. Сайфулина, М.Ю. Урусова, Н.В. Хатламаджиева, Р. Чемберлин и др.
Однако специальных работ, посвященных анализу развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки, нами не было обнаружено.
Таким образом, обнаруживается противоречие между возможностями развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки и отсутствием неразработанностью научно- теоретических и методических аспектов осуществления данного процесса.
Недостаточная научная разработанность и актуальность темы позволили определить проблему исследования: каковы научно-теоретические и методические основы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки?
Тема исследования: «Развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки».
Цель исследования - научно-теоретический анализ художественно-творческих способностей младших подростков и методическое обоснование их развития средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Объект исследования - дополнительное художественное образование учащихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие художественно-творческих способностей младших подростков будет более успешным, если:
- образовательный процесс будет строиться с учетом возрастных особенностей развития художественно-творческих способностей младших подростков;
- в образовательном процессе занятий кружка художественной вышивки будет актуализирован потенциал татарского орнаментального искусства как средства развития художественно-творческих способностей младших подростков;
- в процессе обучения в кружке художественной вышивки будет реализована программа «Золотое шитье казанских и крымских татар», направленная на развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства крымских и казанских татар.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие художественно-творческих способностей младших подростков в контексте междисциплинарного исследования.
2. Проанализировать орнаментальное искусство крымских и казанских татар, раскрыть стилистику, типологию и символику орнаментальных мотивов.
3. Провести анализ педагогического опыта развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства и художественной вышивки.
4. Разработать программу кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар», направленную на развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства крымских и казанских татар.
Методологическую основу исследования составили: системный,
личностно-деятельностный подходы; теоретические положения, раскрывающие особенности орнаментального искусства крымских и казанских татар (Л.Х. Аблямитова, И.А. Бавбекова, Ф.Х. Валеев, П.Я. Чепурина и др.), педагогические аспекты обучения художественной вышивке (Ю.Н. Александрова, Н.А. Барышникова, О.В. Емельянова, С.М. Мурзина и др.).
Методы исследования: теоретические методы научного анализа (систематизация, обобщение, синтез, моделирование и др.), анализ научной и методической литературы, интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, анализ педагогического опыта и продуктов творческой деятельности.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2017-2019 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) - анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата исследования (определение объекта, предмета, цели, задач, рабочей гипотезы исследования), определение основополагающих положений исследования и оформление текста теоретической части работы.
Второй этап (июнь 2018 г. - декабрь 2018 г.) - разработка программы кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» для младших подростков; анализ и обобщение отечественного педагогического опыта развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства и художественной вышивки.
Третий этап (январь 2019 г. - май 2019 г.) - анализ результатов проведенного диссертационного исследования; формулирование итоговых выводов и положений; оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности процесса развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации представлений о художественном своеобразии орнаментального искусства крымских и казанских татар, раскрытии педагогических основ его изучения орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, программа кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» для младших подростков, могут быть использованы в процессе подготовки и практической деятельности педагогов кружков художественной вышивки в системе дополнительного образования детей, применяться в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов художественно-педагогического профиля.
Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью концептуальных положений исследования, использованием целесообразных исследовательских методов.
Апробация результатов исследования. Материалы работы прошли обсуждение на конференциях:
1. X Международный конгресс «Искусство, история, фольклор тюркских народов» (24-29.04.2018, Казань, ИФМК КФУ);
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2018 года (29.03.2018, Казань, ИФМК КФУ).
Результаты исследования отражены в публикации:
Ostrovskaya D., Faizrakhmanova L. Национальный татарский орнамент как часть культурного наследия и современные формы его популяризации // X. Uluslararasi Turk Sanati, Tarihi ve Folkloru Kongresi. Sanat Etkinlikleri / Editorler: Prof. Dr. Osman Kunduraci, Dr. Ahmet Ayta?, Prof. Dr. Flera Sayfulina (24-29 Nisan 2018, Kazan/Tataristan-Rusya). - S. 381-387.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы включает 99 источников.
В результате проведенного исследования проблемы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки можно прийти к следующим выводам.
Орнаментальность изделий крымских и казанских татар является главным средством изобразительной композиции, необходимым элементом воплощения художественных образов, наконец, главным мостиком, посредством которого мастер сообщает нам свой замысел и говорит с нами сквозь века и расстояния. Народное искусство татар обусловленные древними традициями народа и исламскими канонами, развивавшиеся на протяжении нескольких веков, были утрачены и практически забыты в течение нескольких десятилетий.
Декоративно-прикладное искусство крымских и казанских татар имеет корни, уходящие в глубь веков, является бесценным культурным наследием. В процессе своего становления оно впитало в себя приёмы и традиции многих народов, принявших участие в этногенезе татар. Из традиционного искусства крымских и казанских татар были развиты вышивка, ковроткачество, ювелирное искусство, ткачество, гончарное искусство и многое другое, изделия из кожи. Во время депортации крымских татар многие традиции почти утратились, но после возвращения народа в Крым и на сегодняшний идёт активное возрождение традиций крымско-татарского искусства.
Орнаменты крымских и казанских татар можно разделить на шесть групп. Самым распространённым орнаментом, как и крымских, так и казанских татар, был растительный. Именно с помощью растительного орнамента раскрывали композиционные сюжеты узора. Также в композиционном сюжете принимали участие архитектурные, зооморфные, геометрические и предметные орнаменты. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. Вместе с тем активнее, чем раньше, происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами.
Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Именно этнические особенности наиболее выразительно можно показать на примере орнамента, который основывался на многовековом опыте предков. Он помогает увидеть генетические, исторические и культурные связи народа.
Художественная вышивка - одна из древних и распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Традиции вышивального искусства постоянно развивались и изменялись на протяжении столетий. Разнообразие узоров для вышивки и способов их исполнения актуальны и в современной жизни. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Проанализировав ряд образовательных программ, мы пришли к выводу: на занятиях кружка учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны. Основные задачи - привитие им интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации.
В программах дополнительного образования по художественной вышивке уделяется мало внимания на изучение истории орнаментального искусства, вышивке золотыми нитями крымских и казанских татар. Почти отсутствует изучение технологии конструирования предметов, изделий с применением золотого шитья.
Проанализировав техники церковного шитья золотом, можно проследить схожие с техниками крымско-татарского и казанского шитья золотом таких как: вышивка шнурком, вышивка по картону, применение канители, вышивка бисером, перевод рисунка на ткань, закрепление деталей орнамента на ткань и др.
Нами была разработана образовательная программа занятий кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар».
Орнаментальность изделий крымских и казанских татар является главным средством изобразительной композиции, необходимым элементом воплощения художественных образов, наконец, главным мостиком, посредством которого мастер сообщает нам свой замысел и говорит с нами сквозь века и расстояния. Народное искусство татар обусловленные древними традициями народа и исламскими канонами, развивавшиеся на протяжении нескольких веков, были утрачены и практически забыты в течение нескольких десятилетий.
Декоративно-прикладное искусство крымских и казанских татар имеет корни, уходящие в глубь веков, является бесценным культурным наследием. В процессе своего становления оно впитало в себя приёмы и традиции многих народов, принявших участие в этногенезе татар. Из традиционного искусства крымских и казанских татар были развиты вышивка, ковроткачество, ювелирное искусство, ткачество, гончарное искусство и многое другое, изделия из кожи. Во время депортации крымских татар многие традиции почти утратились, но после возвращения народа в Крым и на сегодняшний идёт активное возрождение традиций крымско-татарского искусства.
Орнаменты крымских и казанских татар можно разделить на шесть групп. Самым распространённым орнаментом, как и крымских, так и казанских татар, был растительный. Именно с помощью растительного орнамента раскрывали композиционные сюжеты узора. Также в композиционном сюжете принимали участие архитектурные, зооморфные, геометрические и предметные орнаменты. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. Вместе с тем активнее, чем раньше, происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами.
Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Именно этнические особенности наиболее выразительно можно показать на примере орнамента, который основывался на многовековом опыте предков. Он помогает увидеть генетические, исторические и культурные связи народа.
Художественная вышивка - одна из древних и распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Традиции вышивального искусства постоянно развивались и изменялись на протяжении столетий. Разнообразие узоров для вышивки и способов их исполнения актуальны и в современной жизни. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Проанализировав ряд образовательных программ, мы пришли к выводу: на занятиях кружка учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны. Основные задачи - привитие им интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации.
В программах дополнительного образования по художественной вышивке уделяется мало внимания на изучение истории орнаментального искусства, вышивке золотыми нитями крымских и казанских татар. Почти отсутствует изучение технологии конструирования предметов, изделий с применением золотого шитья.
Проанализировав техники церковного шитья золотом, можно проследить схожие с техниками крымско-татарского и казанского шитья золотом таких как: вышивка шнурком, вышивка по картону, применение канители, вышивка бисером, перевод рисунка на ткань, закрепление деталей орнамента на ткань и др.
Нами была разработана образовательная программа занятий кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар».



