РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства 10
1.1 Развитие художественно-творческих способностей младших подростков в контексте междисциплинарного исследования 10
1.2 Орнаментальное искусство крымских и казанских татар: стилистика, типология и символика орнаментальных мотивов 22
Выводы по главе 1 42
Глава 2. Методические основы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки 44
2.1 Анализ педагогического опыта развития художественно-творческих способностей средствами орнаментального искусства и художественной вышивки 44
2.2 Авторская программа кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» 54
Выводы по главе 2 78
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения 95
Актуальность исследования. Поиск оптимальных путей творческого развития детей в процессе образования сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом. Формирование подрастающего поколения с высокой творческой активностью, креативностью и личностным потенциалом является первоочередной задачей системы образования, а поиск эффективных педагогических средств и технологий формирования творческой личности осуществляется на основе научных и прикладных разработок гуманитарных наук.
Дополнительное образование - необходимое звено воспитания и образования многогранной личности ребенка, оно предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Важный элемент в системе дополнительного образования - художественно-творческие виды деятельности.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [90] в п. 14 ст. 2 определено, что дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
В условиях дополнительного образования могут успешно решаться задачи изучения, сохранения и развития декоративно-прикладного искусства. Так, на занятиях кружка художественной вышивки учащиеся могут знакомиться с различными видами и приемами ее выполнения, знакомиться с национальным орнаментальным искусством.
Значимость приобщения подрастающего поколения к национальным традициям отмечается в важнейших законодательных документах: «О стратегии развития России до 2020 года», «Национальная доктрина
В программе «О стратегии развития России до 2020 года» подчеркивается, что «будущее российского общества и государства в ближайшие десятилетия будет определяться не столько достижениями в материальной сфере, сколько духовным здоровьем народа, его способностью бережно сохранять культурное достояние, исторические традиции и нормы общественной жизни, духовно-нравственное наследие» [46].
Художественный язык декоративно-прикладного и орнаментального искусства образен и символичен. Выполняя задачу декоративного значения, он является средством выражения народного мировоззрения. Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше - с первобытной эпохи. В нем всегда отражались этнокультурные особенности, природа и символически значимые предметы, образы.
Несмотря на то, что разные этнические группы татар имеют общие тюркские корни и культурные традиции, они все же отличаются, отражая свои особенности, и это хорошо проявляется в сравнении искусства татар. В декоративно-прикладном и орнаментальном искусстве крымских и казанских татар орнамент является целым языком, в котором каждый элемент имеет своё особое символическое значение.
Большой педагогический потенциал, заключенный в орнаментальном и декоративно-прикладном искусства казанских и крымских татар, недостаточно реализуется в реальной образовательной практике, что делает его исследование значимым.
Степень разработанности проблемы. Анализ научной разработанности проблемы исследования показал, что историко-теоретические основы орнаментального искусства крымских и казанских татар рассмотрены в работах таких авторов, как Л.Х. Аблямитова, К. Апостолова, К.И. Арефьева, Л.А. Асанова, О.А .Бакиева, И.П. Божко,
Ф.Г. Вагапова, Ф.Х. Валеев, Н.В. Галушка, Г.И. Гирвиц, М.Б. Григорьева, И.В. Заргарян, Г. Ибрагимова, Е.Р. Котляр, М.Н. Маникина, С.В. Луцкая, Л.М. Мамедкеримова, Э.А. Репиева, З.Н. Сейдаметова, АЛ. Селеметова,
B. А. Хлевной и др.
Декоративно-прикладное творчество крымских и казанских татар проанализировано в трудах таких ученых, как С.Н. Абдураманова, И. А. Бавбекова, Ф.Ф. Гулова, Е.С. Жаренкова, С. А. Сандюкова, Э.И. Сейдалиев, С.В. Суслова, Л.Ф. Фасхутдинова, Д.Э. Халилова, П.Я. Чепурина и др.
Педагогические аспекты освоения художественной вышивки рассмотрены в исследованиях таких авторов, как Ю.Н. Александрова, Н.А. Барышникова, Е. Еава, А.Р. Еатина, Е.В. Еолубенко, М.Н. Дадобоева, Х.А. Джалилова, Н.Ю. Дунаева, О.В. Емельянова, Л.Х. Кадыйрова,
C. Ю. Камнева, Е.М. Кучукбаева, Т.П. Малахова, Т.А. Милованова, С.М. Мурзина, А.А. Николаева, Т.М. Носань, Н.Н. Пучкова, Е.В. Сайфулина, М.Ю. Урусова, Н.В. Хатламаджиева, Р. Чемберлин и др.
Однако специальных работ, посвященных анализу развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки, нами не было обнаружено.
Таким образом, обнаруживается противоречие между возможностями развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки и отсутствием неразработанностью научно- теоретических и методических аспектов осуществления данного процесса.
Недостаточная научная разработанность и актуальность темы позволили определить проблему исследования: каковы научно-теоретические и методические основы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки?
Тема исследования: «Развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки».
Цель исследования - научно-теоретический анализ художественно-творческих способностей младших подростков и методическое обоснование их развития средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Объект исследования - дополнительное художественное образование учащихся младшего подросткового возраста.
Предмет исследования - развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие художественно-творческих способностей младших подростков будет более успешным, если:
- образовательный процесс будет строиться с учетом возрастных особенностей развития художественно-творческих способностей младших подростков;
- в образовательном процессе занятий кружка художественной вышивки будет актуализирован потенциал татарского орнаментального искусства как средства развития художественно-творческих способностей младших подростков;
- в процессе обучения в кружке художественной вышивки будет реализована программа «Золотое шитье казанских и крымских татар», направленная на развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства крымских и казанских татар.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие художественно-творческих способностей младших подростков в контексте междисциплинарного исследования.
2. Проанализировать орнаментальное искусство крымских и казанских татар, раскрыть стилистику, типологию и символику орнаментальных мотивов.
3. Провести анализ педагогического опыта развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства и художественной вышивки.
4. Разработать программу кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар», направленную на развитие художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства крымских и казанских татар.
Методологическую основу исследования составили: системный,
личностно-деятельностный подходы; теоретические положения, раскрывающие особенности орнаментального искусства крымских и казанских татар (Л.Х. Аблямитова, И.А. Бавбекова, Ф.Х. Валеев, П.Я. Чепурина и др.), педагогические аспекты обучения художественной вышивке (Ю.Н. Александрова, Н.А. Барышникова, О.В. Емельянова, С.М. Мурзина и др.).
Методы исследования: теоретические методы научного анализа (систематизация, обобщение, синтез, моделирование и др.), анализ научной и методической литературы, интернет-источников; эмпирические методы: наблюдение, анализ педагогического опыта и продуктов творческой деятельности.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2017-2019 гг. и состояло из трех этапов.
Первый этап (сентябрь 2017 г. - май 2018 г.) - анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, разработка научного аппарата исследования (определение объекта, предмета, цели, задач, рабочей гипотезы исследования), определение основополагающих положений исследования и оформление текста теоретической части работы.
Второй этап (июнь 2018 г. - декабрь 2018 г.) - разработка программы кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» для младших подростков; анализ и обобщение отечественного педагогического опыта развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами орнаментального искусства и художественной вышивки.
Третий этап (январь 2019 г. - май 2019 г.) - анализ результатов проведенного диссертационного исследования; формулирование итоговых выводов и положений; оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности процесса развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации представлений о художественном своеобразии орнаментального искусства крымских и казанских татар, раскрытии педагогических основ его изучения орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, в частности, программа кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар» для младших подростков, могут быть использованы в процессе подготовки и практической деятельности педагогов кружков художественной вышивки в системе дополнительного образования детей, применяться в процессе профессиональной подготовки студентов ссузов и вузов художественно-педагогического профиля.
Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью концептуальных положений исследования, использованием целесообразных исследовательских методов.
Апробация результатов исследования. Материалы работы прошли обсуждение на конференциях:
1. X Международный конгресс «Искусство, история, фольклор тюркских народов» (24-29.04.2018, Казань, ИФМК КФУ);
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2018 года (29.03.2018, Казань, ИФМК КФУ).
Результаты исследования отражены в публикации:
Ostrovskaya D., Faizrakhmanova L. Национальный татарский орнамент как часть культурного наследия и современные формы его популяризации // X. Uluslararasi Turk Sanati, Tarihi ve Folkloru Kongresi. Sanat Etkinlikleri / Editorler: Prof. Dr. Osman Kunduraci, Dr. Ahmet Ayta?, Prof. Dr. Flera Sayfulina (24-29 Nisan 2018, Kazan/Tataristan-Rusya). - S. 381-387.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы включает 99 источников.
В результате проведенного исследования проблемы развития художественно-творческих способностей младших подростков средствами татарского орнаментального искусства на занятиях кружка художественной вышивки можно прийти к следующим выводам.
Орнаментальность изделий крымских и казанских татар является главным средством изобразительной композиции, необходимым элементом воплощения художественных образов, наконец, главным мостиком, посредством которого мастер сообщает нам свой замысел и говорит с нами сквозь века и расстояния. Народное искусство татар обусловленные древними традициями народа и исламскими канонами, развивавшиеся на протяжении нескольких веков, были утрачены и практически забыты в течение нескольких десятилетий.
Декоративно-прикладное искусство крымских и казанских татар имеет корни, уходящие в глубь веков, является бесценным культурным наследием. В процессе своего становления оно впитало в себя приёмы и традиции многих народов, принявших участие в этногенезе татар. Из традиционного искусства крымских и казанских татар были развиты вышивка, ковроткачество, ювелирное искусство, ткачество, гончарное искусство и многое другое, изделия из кожи. Во время депортации крымских татар многие традиции почти утратились, но после возвращения народа в Крым и на сегодняшний идёт активное возрождение традиций крымско-татарского искусства.
Орнаменты крымских и казанских татар можно разделить на шесть групп. Самым распространённым орнаментом, как и крымских, так и казанских татар, был растительный. Именно с помощью растительного орнамента раскрывали композиционные сюжеты узора. Также в композиционном сюжете принимали участие архитектурные, зооморфные, геометрические и предметные орнаменты. Цветочно-растительные узоры остаются столь же популярными в народе, как и прежде. Вместе с тем активнее, чем раньше, происходит обогащение орнамента новыми заимствованными мотивами.
Орнамент современных вышивок в основном продолжает традиции народной вышивки прошлого. Именно этнические особенности наиболее выразительно можно показать на примере орнамента, который основывался на многовековом опыте предков. Он помогает увидеть генетические, исторические и культурные связи народа.
Художественная вышивка - одна из древних и распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Традиции вышивального искусства постоянно развивались и изменялись на протяжении столетий. Разнообразие узоров для вышивки и способов их исполнения актуальны и в современной жизни. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.
Проанализировав ряд образовательных программ, мы пришли к выводу: на занятиях кружка учащиеся приобретают умения и навыки вышивания, знакомятся с народной вышивкой, богатством этого вида искусства, разнообразием народных орнаментов, с художественными традициями народов нашей страны. Основные задачи - привитие им интереса и любви к декоративно-прикладному искусству, содействие в профессиональной ориентации.
В программах дополнительного образования по художественной вышивке уделяется мало внимания на изучение истории орнаментального искусства, вышивке золотыми нитями крымских и казанских татар. Почти отсутствует изучение технологии конструирования предметов, изделий с применением золотого шитья.
Проанализировав техники церковного шитья золотом, можно проследить схожие с техниками крымско-татарского и казанского шитья золотом таких как: вышивка шнурком, вышивка по картону, применение канители, вышивка бисером, перевод рисунка на ткань, закрепление деталей орнамента на ткань и др.
Нами была разработана образовательная программа занятий кружка художественной вышивки «Золотое шитье казанских и крымских татар».
1. Абдураманова С.Н. О швах «Стамбул мыклама», «серасер мыкълама» и «серасер букме» в крымско-татарском золотном шитье /
С.Н. Абдураманова // Вопросы крымско-татарской филологии, истории и культуры. - 2017. - № 4. - С. 135-142.
2. Аблямитова Л.Х. Орнаментальные мотивы в декорировании традиционной одежды крымских татар второй половины XIX - начала XX столетия / Л.Х. Аблямитова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-4. - С. 3-9.
3. Александрова Ю.Н. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки в системе дополнительного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ю.Н. Александрова. - М., 2003. - 16 с.
4. Апостолова К. Значение крымско-татарского национального орнамента в костюме / К. Апостолова, З.Н. Сейдаметова // Инженернопедагогический вестник: легкая промышленность. - 2015. - № 1 (4). - С. ЮЗ- 105.
5. Арефьева К.И. Исследования татарского орнамента по материалам публикаций / К.И. Арефьева // Человек и общество. - 2018. - № 1 (6). - С. 8-
10.
6. Асанова Л.А. Геометрический крымско-татарский орнамент в современном представлении / Л.А. Асанова // Инженерно-педагогический вестник: легкая промышленность. - 2017. - № 3 (6). - С. 100-103.
7. Асанова Э.И. Технологические особенности изготовления традиционной крымско-татарской вышивки / Э.И. Асанова, З.Н. Сейдаметова // Инженерно-педагогический вестник: легкая промышленность. - 2016. - № 2 (5). - С. 74-78.
8. Бавбекова И.А. Вышивка в традиционном интерьере крымско- татарского жилища / И. А. Бавбекова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. -№ 7-4. - С. 159-161.
9. Бавбекова И.А. Стилистические особенности каллиграфии в крымско-татарской вышивки / И.А. Бавбекова // Евразийский союз ученых. -
2015. - № 2-5 (11). - С. 122-124.
10. Бавбекова И.А. Элементы природы в крымско-татарском народном
искусстве / И.А. Бавбекова [Электронный ресурс]. URL: http: //dspace. nbuv. gov. ua/bitstream /handle/123456789/36250/01-
Bavbekova.pdf?sequence=l (дата обращения 26.11.2018)
11. Бакиева О.А. Герменевтический подход в исследовании орнамента
как фактора формирования картины мира у студентов художественного вуза / О.А. Бакиева // Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования студентов: Материалы
Международной научно-практической конференции (Курган, 23-24 марта 2011 г.). - Курган: Курганский государственный университет, 2011. - С. 84- 86.
12. Бакиева О.А. Орнаментальное искусство тюркских народов - культурное наследие России (на примере татарской и чувашской вышивки) / О.А. Бакиева // Педагогика искусства. - 2015. - № 4. - С. 127-133.
13. Барышникова Н.А. Формирование творческой деятельности будущих учителей технологии в процессе художественной обработки материалов: На примере вышивки: автореферат дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 08 / Н.А. Барышникова. - М., 2004. - 22 с.
14. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно- воспитательном процессе / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: Школа-Пресс,
2003. - 144 с.
15. Богатырева М.Х. Развитие творческих способностей подростков на основе художественных традиций педагогики карачаевского народа:
автореферат дне. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /
М.Х. Богатырева. - Карачаевок, 2005. - 22 с.
16. Богоявленская Д.Б. Одаренность: природа и диагностика / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - М.: ЦНПРО, 2013. - 208 с.
17. Божко И.П. Символика универсальных мотивов в орнаментах / И.П. Божко // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 3. - С. 15-17.
18. Вагапова Ф.Г. Виды и типы орнаментов в оформлении татарских рукописных книг (XVII - начало XX в.) / Ф.Г. Вагапова // Филология и культура. - 2012. - № 3 (29). - С. 168-172.
19. Валеев Ф. X. Татарский народный орнамент / Ф.Х. Валеев. - Казань: 2002. - 302 с. - С. 295.
20. Васильева Л.Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет: На материале чувашского орнамента: автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Л.Г. Васильева. - М., 2000. - 16 с.
21. Возгрин В.Е. История крымских татар: очерки этнической истории коренного народа Крыма. Том I. 3-е издание, стереотипное / В.Е. Возгрин. - Симферополь: Тезис, 2013. - 872 с.
22. Гава Г. Вышивка. Универсальное руководство для начинающих и профессионалов / Г. Г ава. Пер. с итал. - Харьков: Белгород: Клуб семейного досуга, 2008. - 128 с.
23. Гаврилова А. О. Педагогический потенциал русской народной культуры как основа развития творческих способностей подростка: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А.О. Гаврилова. - Воронеж, 2018. - 24 с.
24. Галагузов А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы: монография / А.Н. Галагузов. - Екатеринбург, 2011. - 165 с.
25. Галушка Н.В. Символика элементов крымско-татарского орнамента в структуре древа жизни / Н.В. Галушка // Таврический научный обозреватель. -2017. -№4-2(21). - С. 3-6.
26. Гатина А.Р. Формирование готовности студентов художественнографических факультетов к художественному образованию учащихся: на материале татарского декоративно-прикладного искусства: автореферат дне. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / А.Р. Гатина. -Н.Новгород, 2008. -24 с.
27. Гирвиц Г.И. Репрезентация пространственно-временных моделей мира в народном орнаменте / Г.И. Г ирвиц // Ученые записки Комсомольского - на-Амуре государственного технического университета. - 2014. - Т. 2. - № 3 (19).-С. 58-60.
28. Голубенко Е.В. Программа кружка «Чувашская вышивка»
Бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашской Республики «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» / Е.В. Еолубенко [Электронный ресурс]. URL:
https://ypoK^/library/rabochaya_programma_kruzhka_chuvashskaya_vishivka_l 95449.html (дата обращения 6.12.2018)
29. Еулова Ф. Ф. Татарская народная вышивка / Ф.Ф. Еулова. - Казань: Тат. книж. из-во, 1980. - 332 с.
30. Дадобоева М.Н. Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки: автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М.Н. Дадобоева. - Москва, 2004. - 16 с.
31. Декоративно-прикладное искусство мусульман Крыма
[Электронный ресурс]. URL: http://avdet.org/ru/2015/08/17/dekorativno-
prikladnoe-iskusstvo-musulman-kryma/ (дата обращения 10.12.2018)
32. Джалилова Х.А. Кружок вышивания как средство подготовки
девушек к профессионально-трудовой деятельности: на материале популяризации таджикского искусства вышивания в общеобразовательных школах Республики Таджикистан: автореферат дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Х.А. Джалилова. - Душанбе, 2007. - 21 с.
33. Долгих Н.А. Обучение композиции в логике компетентностного подхода / Н.А. Долгих // Вестник Томского государственного университета. - 2010. -№336. С. 164-168.
34. Донина Л.Н. Отражение мусульманской идентичности татар в ювелирном искусстве: на примере каллиграфического орнамента на чеканных бляхах / Л.Н. Донина // Историческая этнология. - 2017. - Т. 2. - № 1. - С. 64- 79.
35. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. -М.: Просвещение, 1998. - 249 с.
36. Дунаева Н.Ю. Педагогика профессионального художественного
образовании в традиционном прикладном искусстве / Н.Ю. Дунаева [Электронный ресурс]. URL: http://www.itpi-mf.ru/DOC/PR_PK%2016%
2032.pdf (дата обращения 10.12.2018)
37. Емельянова О.В. Развитие творческих способностей учащихся детских художественных школ средствами декоративно-прикладного искусства: художественная вышивка: автореферат дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 02 / О.В. Емельянова. - Москва, 2009. - 16 с.
38. Жаренкова Е.С. Цветовое восприятие в семантике орнамента народов Поволжья / Е.С. Жаренкова // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 7-1. - С. 55-56.
39. Заргарян И.В. Принципы и законы построения орнамента в процессе изучения дисциплины «ДЕИ» / И.В. Заргарян // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. -№ 44-2. - С. 124-129.
40. Золотошвейная мастерская «Убрус». Школа церковной вышивки и золотого шитья. Учебная программа [Электронный ресурс] // Убрус. - 2003. - Вып. 1. URL: http://ubrus.ru/curriculum (дата обращения 10.12.18)
41. Ибрагимова Г. Напевы волжских узоров: история татарского орнамента / Г. Ибрагимова [Электронный ресурс]. URL: https://islamtoday.ru/islam_v_rossii/ tatarstan/napevy-volzskih-uzorov-istoria- tatarskogo-omamenta/ (дата обращения: 10.03.2018).
42. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - С. 250-345.
43. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. А.П. Еоркина. -М.: Росмэн, 2007. - 607 с.
44. Кадыйрова Л.Х. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Х. Кадыйрова. - Казань, 1999. -26 с.
45. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.Ю. Камнева. - Санкт- Петербург, 2013. - 22 с.
46. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/info/6217/
47. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб, пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 296 с.
48. Котляр Е.Р. Морфология крымско-татарского, караимского и
крымчакского орнамента: сходство и различия коннотаций / Е.Р. Котляр, М.Н. Маникина, В.А. Хлевной // Изобразительное искусство народов Крыма: искусствоведческий и культурологический аспекты: коллективная
монография / Отв. ред. Шевчук В. Е. - Симферополь: Ариал, 2016. - С. 141- 149.
49. Котляр Е.Р. Орнаментальные мотивы в крымско-татарской вышивке/
Е.Р. Котляр, М.Н. Маникина, В.А. Хлевной // Изобразительное искусство народов Крыма: искусствоведческий и культурологический аспекты:
коллективная монография / Отв. ред. Шевчук В. Е. - Симферополь: АРИАЛ,
2016. - С. 154-157.
50. Кривдин А.А. Орнамент как способ постижения мира в символической форме / А.А. Кривдин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 4 (9). - С. 15-17.
51. Кривцун О. А. Психология искусства / О. А. Кривцун. - М.: Высшая школа, 2009. - 448 с.
52. Крымские татары. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре / Ред.-сост.: М.А. Араджиони, А.Е. Еерцен. - Симферополь: Доля, 2005. - 576 с.
53. Кучукбаева Е.М. Образовательная программа кружка «Золотошвейка» Муниципального общеобразовательного учреждения «Березниковская Средняя общеобразовательная школа» с. Березниково Пермского края / Е.М. Кучукбаева [Электронный ресурс]. URL: http ://открытыйурок.рф/%01 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0% В8/576051/ (дата обращения 16.11.18)
54. Лавринова Н.Н. Сущность и структура орнамента в художественной культуре / Н.Н. Лавринова // Аналитика культурологии. - 2011. - № 1 (19). -
С. 127-130.
55. Лори В. Вышивка. Лучшие техники / В. Лори. Пер. с англ. У. Сапциной. -М.: Контэнт, 2007. - 112 с.
56. Луцкая С.В. О татарском орнаменте / С.В. Луцкая // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2016. - № 1 (8). - С. 97-99.
57. Малахова Т.П. Духовно-нравственное воспитание старших школьников на кружковых занятиях по русской этнографической вышивке: автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Т.П. Малахова. - Омск, 2010. - 17 с.
58. Мамедкеримова Л.М. Сравнительный анализ традиционной орнаментов азербайджанских и татарских народов / Л.М. Мамедкеримова // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 28-3. - С. 40-44.
59. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С. Мейлах // Психология процессов художественного творчества / Отв. ред.: Мейлах Б.С., Хренов Н.А. - М.: Наука, 1980. С.5-23.
60. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного развития / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, Н.Ф. Чубук. - М.: МГППУ, 2005. - 160 с.
61. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного творчества / А.А. Мелик-Пашаев // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - Молодая гвардия, 1997. -416 с.
62. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 3-е изд. - М.: БСЭ, 2002. - 666 с.
63. Милованова Т.А. Дополнительная образовательная программа
«Вышивка гладью» / Т.А. Милованова [Электронный ресурс]. Общеобразовательная школа-интернат № 7 VIII вида станицы Казанской Краснодарского края, 2014. URL:
https: //nsportal. ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/04/13/dopolnitelnaya- obrazovatelnaya-programma-vyshivka-gladyu (дата обращения 16.11.18)
64. Мурзина C.M. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области: автореферат дне. ... канд. пед. наук:
13.0. 02 / С.М. Мурзина. - М., 2000. - 17 с.
65. Николаева А.А. Содержание обучения мастерству художественной вышивки в системе непрерывного профессионального образования:
автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.А. Николаева. - Санкт- Петербург, 2017. - 23 с.
66. Носань Т.М. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2012. - 22 с.
67. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. - М.: КСП, СПб: Ювента,
2008. - 345 с.
68. Орнамент - своеобразный почерк народа [Электронный ресурс]. URL: http://www.luiza-m.narod.ni/smi/tarih/34-omament.litm (дата обращения:
25.10.18) .
69. Османов С. Символика крымско-татарских орнаментов. Эльдар Гусенов. Джума Эртеси, 28/03/2015 / С. Османов [Электронный ресурс]. URL: https://anaurt.com/qrt/simvolika-krymskotatarskih-ornamentov (дата обращения:
5.10.18)
70. Основные понятия об орнаменте [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveintemet.ru/users/ womenstroy/post247229047 (дата обращения
16.11.18)
71. Педагогический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. И.А. Каиров. - М: Изд- во академии пед. наук, 1960. - 774 с.
72. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1976. - 304 с.
73. Психология мышления: сборник переводов с немецкого и
английского / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - 533 с.
74. Пучкова Н.Н. Формирование художественно-творческих
потребностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе занятий декоративным искусством: На примере вышивки:
автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Н. Пучкова. - М., 2001. - 17 с.
75. Радостева С.В. Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 02 / С.В. Радостева. - М., 2004. - 16 с.
76. РепиеваЭ.А. Символика крымско-татарского орнамента: семантикоморфологический аспект / Э.А. Репиева, М.Б. Григорьева // Инженернопедагогический вестник: легкая промышленность. - 2016. - № 2 (5). - С. 111- 116.
77. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В. Рождественская, А.В. То литии. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
78. Ротенберг В.С. Об общих предпосылках творчества / В.С. Ротенберг //
Художественное творчество. - Л.: Искусство, 1983. - С.201- 203.
79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015.-720 с.
80. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Е.В. Сайфулина. - СПб., 2014.-30 с.
81. Сандюкова С.А. Формирование художественно-эстетических потребностей школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С.А. Сандюкова. - Омск, 2009. - 19 с.
82. Сейдалиев Э.И. Сельджукские мотивы в орнаменте бахчисарайских дюрбе / Э.И. Сейдалиев, Д.Э. Халилова // Крымское историческое обозрение. -2014.-№ 2.-С. 231-242.
83. Селеметова А.Т. Значение символики в крымско-татарском орнаменте / А.Т. Селеметова // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С.883-887.
84. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. - М.: Искусство, 1954. - 608 с.
85. Суслова С.В. Татарское народное декоративно-прикладное
искусство / С.В. Суслова [Электронный ресурс]. URL: http://luiza-
m.narod.ru/smi/tarih/21 -ndisk.htm (дата обращения: 9.11.2018)
86. Татары / Отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко. - М.: Наука, 2001.
- 583 с.: ил. (Серия «Народы и культуры»),
87. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1981. - С. 34-38.
88. Торебаев Б.П. Орнамент: понятия, этапы развития, использования в украшении текстиля / Б.П. Торебаев, К.А. Жолдасбекова, К.М. Темиршиков // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 5-2 (26). - С. 141-142.
89. Урусова М.Ю. Развитие художественно-творческого мышления студентов художественно-графического факультета на занятиях декоративноприкладным искусством: на примере вышивки национального головного платка карачаевцев и балкарцев: автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / М.Ю. Урусова. - М., 2010. - 23 с.
90. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-
obrazovanii.ru/ (дата обращения: 9.11.18)
91. Фолькина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / Л.В. Фолькина. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 176 с.
92. Хатламаджиева Н.В. Развитие чувства ритма у студентов художественно-графических факультетов средствами декоративной вышивки: автореферат дне.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.В. Хатламаджиева. -М., 2009.
- 19 с.
93. ХлевнойВ.А. Семантика и символика традиционного фитоморфного крымско-татарского орнамента / В. А. Хлевной // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. - 2016. - № 2 (10). - С. 69-71.
94. Хрестоматия по этнической истории и традиционной культуре старожильческого населения Крыма. Записки путешественников. - Симферополь: Таврия-плюс, 2005. - 768 с.
95. Чемберлин Р. Шитье золотом. Практическое руководство для начинающих / Р. Чемберлин. Перевод Н. Рукиной. - М.: Ниола-Пресс, 2007. - 80 с.
96. Чепурина П.Я. Орнаментальное шитьё Крыма / П.Я. Чепурина. - М., Л.: Всесоюзное кооперативное объединенное изд-во, 1938. - 54 с.
97. Шайхелисламов Р.Ф. Проекты слушателей программ повышения квалификации. Педагоги дополнительного образования / Р.Ф. Шайхелисламов, КШ. Шарифзянова, Н.Н. Зинина, В.Н. Земскова. - Казань: ПМЦ ПК и ППРОКФУ, 2015.-162 с.
98. Шорохов Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1986.-232 с.
99. Штакина О.В. Педагогическая технология развития творческих возможностей обучающихся подросткового возраста: автореферат дне. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В.Штакина. - Воронеж, 2018. - 24 с.