Введение 3
Глава I. Формирование семейных ценностей и традиций средствами предметно-пространственной среды 6
1.2. Формирование ценностного отношения к семейным традициям 14
Выводы по главе I 21
Глава II. Визуализация семейных реликвий в интерьере 24
2.2. Этапы работы над дизайн-проектом жилого интерьера с ширмой 37
Выводы по главе II 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой ФГОС говорится, о том, что «в стране не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего». Укрепление базовых национальных ценностей, к которым относятся семейные ценности и традиции является приоритетной педагогической проблемой. Семейные реликвии - насыщенные семейной историей вещи являются воспитательным элементом, помещенным в домашний интерьер и, формирующим ценностное отношение к семейным традициям.
Философия дальнего Востока, к которой относится японская концепция ваби-саби, берет свое начало из чайной церемонии и является средством воспитания уважительного отношения к простой, естественной, созерцательной красоте, эстетизирующей следы времени. Проблему разобщенности, возникающую между личностью и обществом, отдельным человеком и семьей, между домашним пространством и миром природы в странах Дальнего Востока символически снимает ширма. Ширма создает визуальное, условное разделение пространства на приватные, изолированные объемы, сохраняя при этом его целостность. Ширма в интерьере создает исторический контекст и является средством зонирования неразделенного пространства.
Методологической основой исследования являются работы следующих авторов А.Я. Данилюка, А.М. Тишкова, В. А. Кондакова «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Семейные ценности и традиции, которые являются основой воспитания находятся в состоянии кризиса. «Глянец» воцарившийся повсеместно, в том числе, и в интерьере, вытесняет семейные реликвии, нарушая традиции и разрушая семейные ценности. В интерьеры, создаваемые дизайнерами, редко интегрируются старые предметы - семейные реликвии, имеющие не статусно-утилитарное, а духовное значение.
Гипотеза исследования
Я предполагаю, что философия ваби-саби, находящая прекрасное в несовершенном, может стать эстетической основой для интерьера, в котором гармонично отразится ценностное отношение к семейным реликвиям и традициям.
Объект исследования - философия ваби-саби в интерьере
Предмет исследования - формирование ценностного отношения к семейным традициям
Цель исследования - разработать эстетическую концепцию интерьера на основе ваби-саби, формирующую ценностное отношение к семейным традициям.
Задачи исследования
- изучить английские традиции и японскую эстетику ваби-саби;
- проанализировать особенности формирования ценностного отношения к семейным традициям;
- рассмотреть ширму как объект интерьера;
- описать этапы работы над дизайн-проектом жилого интерьера с ширмой.
Методы исследования
Общетеоретические методы включают в себя анализ литературы по теме исследования и синтез полученной информации, а также конкретизацию
и обобщение; практические методы представляют собой сравнение и измерение, за которыми следуют проектирование и моделирование.
Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что ее результаты помогут раскрыть особенности формирования ценностного отношения к семейным традициям средствами философии ваби-саби, воплощенной в дизайне интерьера.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в определении специфики проектирования интерьера в духе ваби-саби с последующей возможностью реализации проекта, а также в том, что ее результаты могут быть использованы при чтении спецкурсов и лекций для студентов-дизайнеров и декораторов по проблемам проектирования согласно принципам ваби-саби.
Для достижения поставленной цели были определены задачи теоретического и практического характера. Все поставленные в исследовании задачи выполнены. В первой «Формирование семейных ценностей и традиций средствами предметно-пространственной среды» рассмотрено несколько важных аспектов для проектирования интерьера, способствующего укреплению семейных ценностей. В первом параграфе были рассмотрены такие понятия, характеризующие старые вещи, как: антиквариат, фетиш, реликвия,тотем, раритет, экспонат и факты, свидетельствующие о культе старых вещей в английской традиции и
японской философии ваби-саби. В английской свадебной традиции невеста должна быть одета, согласно поговорке в «старое, новое, взятое взаймы и голубое», где «старое» обозначает связь с традицией и предками. И по сей день в Палате лордов лорд-спикер работает сидя на мешке с шерстью (theWoolsack). В честь важной доходной части экспорта - продажи шерсти, которая составляла значительную долю дохода страны, а значит вносила вклад в рост благосостояния страны.
Страны Востока в целом и, страны Дальнего Востока, отличаются бережным отношением к традициям. Было рассмотрено два культурных явления Японии - это цукомогами и ваби-саби. Старые вещи обладают духовной сущностью, так гласит учение, Сингон. «Цукомогами» - это «дух вещи». Потеренные, сломанные или выброшенные вещи стремятся согласно учению к своему хозяину. Если вещи не довольны обращением, они могут разозлиться и начать мстить, поэтому они требуют починки и сохранения. Известны ширм и перегородок, их зовут Дзатай и Мокумокурен.
Ваби-саби - это сложное понятие, пришедшее из чайной церемонии. Точнее из отказа от роскоши в пользу ремесленных предметов и пустого пространства при проведении церемонии. В переводе ваби - саби рассматривается «скромная простота» или «дзен вещей». Ваби-саби - это мировозрение и эстетика, принципы ваби-саби применимы ко многим сферам деятельности, в том числе к дизайну и дизайну интерьера. В дизайне - это поэтизация незавершенного или несовершенного. Во втором параграфе первой главы «Формирование ценностного отношения к семейным традициям» рассмотрены такие понятия, как:«ценность», «ценностные ориентации», «ценностные отношения», «традиции», «семейные традиции», «вещь». Рассмотрены подходы к развитию ценностного отношения к семейным традициям средствами предметов. Вещь проанализирована как ценность, обладающая духовно-символической значимостью. Изучено изменение отношения к вещи с первобытно-общинного времени до ее постомодернисткого понимания.
Во второй главе «Визуализация семейных реликвий в интерьере» в первом параграфе рассмотрена ширма как семейная реликвия - предметобладающий исторической значимостью и ценностью для хозяев интерьера. В параграфе рассмотрена история ширмы, которая берет начало в Китае, а затем попадает в Японию. На примере японской ширмы изучен феномен это предмета, сочетающего эстетическое, духовное и назначение. Ширма одновременно используется в Японии для обозначения личного пространства и в то же время служит механизмом для объединения замкнутого, домашнего пространства с общественным и природным.
В последнем параграфе описан интерьер, спроектированный в духе ваби-саби с центральным элементом - ширмой, являющей семейной реликвией. Она служит визуальным средством укрепления семейной традиции в интерьере. Гипотеза исследования получила подтверждение.
1. JuniperA. WabiSabi: TheJapaneseArtofImpermanence.-England, Tuttle
Publishing, 2003
2. Kempton B. WabiSabi: Japanese Wisdom for a Perfectly Imperfect Life.- England: Harper Design, 2018
3. Powell R. R. WabiSabi Simple. - England: Adams Media, 2004
4. Richie D. A Tractate on Japanese Aesthetics.- England: Stone Bridge Press , 2007
5. Yanagi S. The Unknown Craftsman: A Japanese Insight Into Beauty / SoetsuYanagi; adapted by Bernard Leach, Foreword Shoji Hamada.-England: Kodansha, 1990
6. Агаджанова Э. Р., Ефимова О. И. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э.Р. Агаджанова, О.И. Ефимова // Симбирский вестник.- №2 (20)- 2015
7. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие/Т. В. Андреева СПб.: Речь, 2004
8. Бенуа А. Определение традиции // Полюс. - 2008. - №1
9. Бодрийяр Ж. Система вещей /Ж. Бодрийяр: пер. на рус. яз.и вступит. ст. С. Н. Зенкин. - М., Изд-во «Рудомино», 2001
10. Большой энциклопедический словарь. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, Б.г., 2000
11. Габидуллина Ф. И., Хабибуллина Л. И. Образ птицы в татарской литературе //Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014
12. Гущина Е. А. Изменение хронотопа китайского жилища XX века// Вестник СПбГУ.- Сер. 6.- 2009
13. Давлетшин Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2004
14. Дашковский П.К. вещь в традиционной культуре народов центральной Азии: философско-культурологическое исследование: монография / П.К. Дашковский, С.М. Карымова. - Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2012
15. Дюльдина Ж.Н., Шустова Л.П. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках / Ж.Н.Дюльдина, Л.П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. - 2016
16. Жиров М.С. Семья в контексте духовнонравственных и национальных культурных традиций // Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. В.И. Жуков, Л.В. Федякина.- М., 2011
17. Игнатович А.И «Среда обитания» в системе буддийского мироздания
//Человек и мир в японской культуре.- М.,1985
18. Ионцева М.В., Магомедов П.А. Социально-психологические основания представлений о семейных ценностях у студенческой/ М.В. Ионцева, П.А. Магомедов //Молодёжи мир науки, культуры, образования. - № 1 (68). - 2018
19. Корен Л. Ваби-саби. Японская философия для художников, дизайнеров и писателей/ Л.Корен; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
20. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства/Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1976
21. Лёзина Л.Е. Тюркские тотемы в геральдике современного татарстана/ Л.Е. Лёзина // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств . - Казань, Изд-во: Казанский государственный университет культуры и искусств.- 2009
22. Мак-Миллан П. Х., Мак-Миллан К. К. Дизайн интерьеров для
23. Малявин В.В. Китайская цивилизация /В.В.Малявин.- ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2001
24. Мангер Т.Э., Чигрина А.А. Социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям // Т.Э. Мангер, А.А. Чигрина //Вестник ТГУ. - Вып. 8 (124). - 2013
25. Николаева Н.С. Ширма - вещь и картина // Вещь в японской культуре. М.: Вост. лит., 2003
26. Нуркова В. В. Социальное прошлое в индивидуальной памяти. История как личный опыт/ В.В. Нуркова//Историческая психология и социология истории.- 2009
27.Овчинников В.В. Ветка сакуры. - М.: "Молодая гвардия", 1971
28. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: ПедагогическоеобществоРоссии, 1998
29. Прошкина М.П. Сущность и специфика формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности/М.П. Прошкина // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. - Вестник ТГУ. - 2013
30. Пушакова А. Япония введение в искусство и культуру/ А. Пушакова. - М.: Эксмо, 2019
31. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов /А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
32. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ . - М.: Педагогика- пресс, 1992
33. Соловьёв Н.К. всеобщая история интерьера/Н.К. Соловьёв, М.Т. Майстровская, В.С. Турчин, В.Д. Дажина.- М.: Эксмо, 2013
34. Третьякова М. С. Принципы традиционной японской „эстетики мимолётности^ в современном дизайне интерьера / автореферат дис.
кандидата искусствоведения: 17.00.06. - Екатеринбург: Ур. гос.
архитектур.-худож. акад., 2012
35. Фар-Бекер Г. Искусство Восточной Азии / Г. Фар-Бекер.-Tandem Ver lag GmbH h.f.ullmann, 2007
36. Ширма // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М.:
Г осударственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959
37. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007
Список Б
38. Данилюк А.Я., Тишков А.М., Кондаков В.А. - Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я.Данилюк, А.М.Тишков, В.А. Кондаков [Электронный ресурс]. - URL: http: //kpfu.ru/docs/F 1162245013/koncepciya. duhovno_nravstvennogo. razvitiya
39. Европейская ширма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. zemvopro s. ru/-lhoeymiacfvnifqwkzruomirfrbnrrug.htm
40. Краткий курс ваби-саби [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://all-japan.livejournal.com/15657.html (Дата доступа 2 марта 2019)
41. Не обижайте старые вещи. Научно-популярные новости и статьи
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://globalscience.ru/article/read/26439/
42. Цукумогами. Bestiary.us [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www. bestiary.us/
43. Цукумогами: Когда старые вещи оживают [Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://paranormal-
news.ru/news/cukumogami_kogda_starye_veshhi_ozhivajut/2015-06-22-10973
44. Шохин В. К. Абушенко В. Л. Ценность. Гуманитарные технологии:
аналитический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //gtmarket.ru/concepts/6895