Развитие основ социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста в совместной проектной деятельности с воспитателем (Барнаульский Государственный Педагогический Колледж)
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития начальной социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития социально-коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Роль взрослого в развитии социально-коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста 12
Глава 2 Развитие начальной социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в процессе совместной деятельности с воспитателем 16
2.1 Содержание работы по развитию социально-коммуникативной компетентности средних дошкольников в процессе взаимодействия с воспитателем 16
2.2 Анализ содержания совместной деятельности детей в примерных основных образовательных программах дошкольного образования 18
2.3 Характеристика методов развития социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в совместной деятельности с воспитателем, их целесообразность и эффективность 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложения 33
Формирование коммуникативной и социальной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми является одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду и подготовки к обучению в школе. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) перед педагогом стоит задача личностного, социально-нравственного и духовного развития ребенка, направленная на формирование коммуникативной компетентности, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества. Однако в условиях ДОУ конкретные пути формирования коммуникативной и социальной компетентности остаются недостаточно разработанными.
С одной стороны, новый подход к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности становится овладение ребенком набором компетентностей, то есть интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности, способствует возрастанию интереса ученых к проблеме формирования компетентностей дошкольников. Кроме того, многие исследователи признают коммуникативную компетентность ключевой в силу того, что она лежит в основе развития других компетентностей.
С другой стороны, в настоящее время коммуникативному и социальному развитию детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание, так как в большинстве случаев отношения сверстников строятся спонтанно. На современном этапе детям все менее доступно свободное общение со сверстниками. Редко детей специально обучают правилам межличностного общения, этическим нормам и ценностям. Практика показывает, что наибольшие трудности дошкольник испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками, что проявляется в неумении договориться, тревожности, агрессии, невозможности осуществлять совместную деятельность.
Таким образом, все вышесказанное позволяет сформулировать противоречия между требованиями формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольника как необходимой составляющей личностного развития ребенка и недостаточной методической разработанностью конкретных путей формирования социально-коммуникативной компетентности в ДОУ.
Проблема исследования – каким образом следует развивать начальную коммуникативную компетентность в совместной проектной деятельности с воспитателем?
Объект исследования – процесс развития начальной социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности с воспитателем.
Цель исследования – изучить и обосновать эффективность методов развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Сделать психолого-педагогический анализ изученной проблемы развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
2. Сделать анализ содержания совместной деятельности детей в примерных основных образовательных программах дошкольного образования.
3. Охарактеризовать наиболее эффективные методы развития социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в совместной деятельности с воспитателем.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение.
Эмпирические: тестирование, наблюдение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы А.В. Хуторского, Б.Д. Эльконина, Л.В. Михайловой-Свирской, Е.А. Смирновой, Т.П. Авдуловой, Н.В. Давкуш, Е.А. Шумиловой и др.
Практическая значимость исследования: выделены методы развития социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста, их целесообразность и эффективность.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
В последнее время в психолого-педагогической и социальной литературе появилось немало исследований, посвященных освещению проблем становления личности в дошкольные годы, формированию ее ценностных ориентаций. Анализ психолого-педагогической и социальной литературы показал, что проблема формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольника является достаточно сложной. Именно воспитатель должен стать тем звеном, которое гармонично сочетает дошкольное и семейное воспитание, поможет воспитаннику понять окружающий мир, будет заботиться о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей, анализировать процесс формирования личности, как социальный процесс развития его склонностей и способностей.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников – развитие у детей способностей к социальным коммуникациям, которые удовлетворяют потребность в другом и обеспечивают успешное взаимодействие с социумом. В процессе развития социально-коммуникативной компетентности дошкольник овладевает способами познания элементов и систем поведения других людей, приобретает положительную мотивацию к взаимодействию с ними, навыки решения внутригрупповых и внешних социально-коммуникативных ситуаций, адекватной оценки собственного эмоционального состояния и состояния партнеров по общению, что является обязательным условием формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Развитие социально-коммуникативной компетентности связано со всеми сферами психического развития ребенка (личностным, речевым развитием и др.). В связи с этим для продуктивного социально-коммуникативного развития дошкольника необходим достаточно высокий уровень контролирующей функции речи; наличие элементов творческого воображения в сюжетноролевой игре; появление элементов произвольности; внеситуативноличностная форма общения со взрослым, кооперативносоревновательный тип взаимодействия со сверстником.
Значимыми механизмами развития социально-коммуникативной компетентности являются:
1) организация полисубъектного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
2) использование взаимозависимой формы игрового взаимодействия в групповой работе с дошкольниками;
3) активизация субъектпорождающего и субъектсовместного типа взаимодействия дошкольников со сверстниками).
На основании этого для детей пятого года жизни нами были выделены следующие методы совместной деятельности педагога и воспитанников: игра, проектная деятельность, разбор воображаемых и реальных ситуаций морально-нравственного выбора.
1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. – 138 с.
2. Бурмистрова Е.В., Кульченко О.В., Хохлова Е.А. Социально-образовательная среда детского сада как факор социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. - №2(28). – С. 99-106.
3. Виноградова Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора» / Н.Ф. Виноградова. – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2012. – 122 с.
4. Вычегжанина О.В., Никитина Е.Л. Формирование социально-коммуникативной компетентности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 95-99.
5. Давкуш Н.В. Теоретический анализ понятия «социально-коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста» // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы XI международной научно-практической конференции. НИЦ «Академический». – Евпатория, 2017. – С. 48-50.
6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
7. Доровских Н.О., Печникова Ю.Н. К вопросу о социально-коммуникативном развитии старших дошкольников // В мире науки и инноваций. Сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 58-63.
8. Евтюхина В.А., Кайдалова В.И. Проектная деятельность как средство формирования социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 36-39.
9. Егорова Т.С, Роль лепбука в организации деятельности по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста // Качество дошкольного образования: формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольника: сборник научных трудов II-ой всероссийской научно-практической конференции / под. общ. ред. Т.И. Никифоровой, Л.В. Поповой, М.К. Ивановой. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 84-86.
10. Журавлева С.С. Теоретико-методологические основания проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Педагогическое образование и наука. – 2017. - №1. С. 120-122.
11. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, Ф.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. – М.: Изд-во Моск. псих. соц. института, 2005. – 216 с.
12. Зотова И.В., Фирюлина О.Г. Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников // Проблемы современной науки и образования. – 2017. - №18(100). – С. 77-81.
13. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 150 с.
14. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 209 с.
15. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015 – 95 с.
16. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 4-17.
17. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.
18. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника // Дошкольное воспитание – 2016. - №1(75). – С. 57-64.
19. Романова Е.А. Формирование социальных и личностных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной среде / Е.А. Романова // Проблемы современного образования. – 2010. - № 2. – С. 90-92.
20. Савина Е.Н. Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в сотрудничестве со сверстниками // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2017. – С. 134-135.
21. Скащук Ю.В. Социально-коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2017. - №1(127). – С. 39-41.
22. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. - №4. – С. 138-144.
23. Склезнева И.В. Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т.8. - №8. – С. 154-169.
24. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58-65.
25. Шангареева А.Р. Педагогу ДОО о формировании социально-коммуникативной компетенции детей // Педагогический журнал Башкортостана. - –015. - №4(59). – С. 140-144.
26. Шумилова Е.А. Теоретико-методологические основы концепции формирования социально-коммуникативной компетенции // Вестник ЮУрГУ. – 2006. - №16. – С. 150-154.