Развитие основ социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста в совместной проектной деятельности с воспитателем (Барнаульский Государственный Педагогический Колледж)
|
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития начальной социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития социально-коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Роль взрослого в развитии социально-коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста 12
Глава 2 Развитие начальной социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в процессе совместной деятельности с воспитателем 16
2.1 Содержание работы по развитию социально-коммуникативной компетентности средних дошкольников в процессе взаимодействия с воспитателем 16
2.2 Анализ содержания совместной деятельности детей в примерных основных образовательных программах дошкольного образования 18
2.3 Характеристика методов развития социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в совместной деятельности с воспитателем, их целесообразность и эффективность 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложения 33
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития начальной социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития социально-коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Роль взрослого в развитии социально-коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста 12
Глава 2 Развитие начальной социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в процессе совместной деятельности с воспитателем 16
2.1 Содержание работы по развитию социально-коммуникативной компетентности средних дошкольников в процессе взаимодействия с воспитателем 16
2.2 Анализ содержания совместной деятельности детей в примерных основных образовательных программах дошкольного образования 18
2.3 Характеристика методов развития социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в совместной деятельности с воспитателем, их целесообразность и эффективность 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложения 33
Формирование коммуникативной и социальной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми является одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду и подготовки к обучению в школе. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) перед педагогом стоит задача личностного, социально-нравственного и духовного развития ребенка, направленная на формирование коммуникативной компетентности, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества. Однако в условиях ДОУ конкретные пути формирования коммуникативной и социальной компетентности остаются недостаточно разработанными.
С одной стороны, новый подход к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности становится овладение ребенком набором компетентностей, то есть интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности, способствует возрастанию интереса ученых к проблеме формирования компетентностей дошкольников. Кроме того, многие исследователи признают коммуникативную компетентность ключевой в силу того, что она лежит в основе развития других компетентностей.
С другой стороны, в настоящее время коммуникативному и социальному развитию детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание, так как в большинстве случаев отношения сверстников строятся спонтанно. На современном этапе детям все менее доступно свободное общение со сверстниками. Редко детей специально обучают правилам межличностного общения, этическим нормам и ценностям. Практика показывает, что наибольшие трудности дошкольник испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками, что проявляется в неумении договориться, тревожности, агрессии, невозможности осуществлять совместную деятельность.
Таким образом, все вышесказанное позволяет сформулировать противоречия между требованиями формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольника как необходимой составляющей личностного развития ребенка и недостаточной методической разработанностью конкретных путей формирования социально-коммуникативной компетентности в ДОУ.
Проблема исследования – каким образом следует развивать начальную коммуникативную компетентность в совместной проектной деятельности с воспитателем?
Объект исследования – процесс развития начальной социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности с воспитателем.
Цель исследования – изучить и обосновать эффективность методов развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Сделать психолого-педагогический анализ изученной проблемы развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
2. Сделать анализ содержания совместной деятельности детей в примерных основных образовательных программах дошкольного образования.
3. Охарактеризовать наиболее эффективные методы развития социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в совместной деятельности с воспитателем.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение.
Эмпирические: тестирование, наблюдение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы А.В. Хуторского, Б.Д. Эльконина, Л.В. Михайловой-Свирской, Е.А. Смирновой, Т.П. Авдуловой, Н.В. Давкуш, Е.А. Шумиловой и др.
Практическая значимость исследования: выделены методы развития социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста, их целесообразность и эффективность.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
С одной стороны, новый подход к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности становится овладение ребенком набором компетентностей, то есть интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных задач жизнедеятельности, способствует возрастанию интереса ученых к проблеме формирования компетентностей дошкольников. Кроме того, многие исследователи признают коммуникативную компетентность ключевой в силу того, что она лежит в основе развития других компетентностей.
С другой стороны, в настоящее время коммуникативному и социальному развитию детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание, так как в большинстве случаев отношения сверстников строятся спонтанно. На современном этапе детям все менее доступно свободное общение со сверстниками. Редко детей специально обучают правилам межличностного общения, этическим нормам и ценностям. Практика показывает, что наибольшие трудности дошкольник испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со сверстниками, что проявляется в неумении договориться, тревожности, агрессии, невозможности осуществлять совместную деятельность.
Таким образом, все вышесказанное позволяет сформулировать противоречия между требованиями формирования социально-коммуникативных компетенций дошкольника как необходимой составляющей личностного развития ребенка и недостаточной методической разработанностью конкретных путей формирования социально-коммуникативной компетентности в ДОУ.
Проблема исследования – каким образом следует развивать начальную коммуникативную компетентность в совместной проектной деятельности с воспитателем?
Объект исследования – процесс развития начальной социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности с воспитателем.
Цель исследования – изучить и обосновать эффективность методов развития социально-коммуникативной компетентности дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Сделать психолого-педагогический анализ изученной проблемы развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
2. Сделать анализ содержания совместной деятельности детей в примерных основных образовательных программах дошкольного образования.
3. Охарактеризовать наиболее эффективные методы развития социально-коммуникативной компетентности детей пятого года жизни в совместной деятельности с воспитателем.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение.
Эмпирические: тестирование, наблюдение.
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы А.В. Хуторского, Б.Д. Эльконина, Л.В. Михайловой-Свирской, Е.А. Смирновой, Т.П. Авдуловой, Н.В. Давкуш, Е.А. Шумиловой и др.
Практическая значимость исследования: выделены методы развития социально-коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста, их целесообразность и эффективность.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, приложения.
В последнее время в психолого-педагогической и социальной литературе появилось немало исследований, посвященных освещению проблем становления личности в дошкольные годы, формированию ее ценностных ориентаций. Анализ психолого-педагогической и социальной литературы показал, что проблема формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольника является достаточно сложной. Именно воспитатель должен стать тем звеном, которое гармонично сочетает дошкольное и семейное воспитание, поможет воспитаннику понять окружающий мир, будет заботиться о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей, анализировать процесс формирования личности, как социальный процесс развития его склонностей и способностей.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников – развитие у детей способностей к социальным коммуникациям, которые удовлетворяют потребность в другом и обеспечивают успешное взаимодействие с социумом. В процессе развития социально-коммуникативной компетентности дошкольник овладевает способами познания элементов и систем поведения других людей, приобретает положительную мотивацию к взаимодействию с ними, навыки решения внутригрупповых и внешних социально-коммуникативных ситуаций, адекватной оценки собственного эмоционального состояния и состояния партнеров по общению, что является обязательным условием формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Развитие социально-коммуникативной компетентности связано со всеми сферами психического развития ребенка (личностным, речевым развитием и др.). В связи с этим для продуктивного социально-коммуникативного развития дошкольника необходим достаточно высокий уровень контролирующей функции речи; наличие элементов творческого воображения в сюжетноролевой игре; появление элементов произвольности; внеситуативноличностная форма общения со взрослым, кооперативносоревновательный тип взаимодействия со сверстником.
Значимыми механизмами развития социально-коммуникативной компетентности являются:
1) организация полисубъектного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
2) использование взаимозависимой формы игрового взаимодействия в групповой работе с дошкольниками;
3) активизация субъектпорождающего и субъектсовместного типа взаимодействия дошкольников со сверстниками).
На основании этого для детей пятого года жизни нами были выделены следующие методы совместной деятельности педагога и воспитанников: игра, проектная деятельность, разбор воображаемых и реальных ситуаций морально-нравственного выбора.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников – развитие у детей способностей к социальным коммуникациям, которые удовлетворяют потребность в другом и обеспечивают успешное взаимодействие с социумом. В процессе развития социально-коммуникативной компетентности дошкольник овладевает способами познания элементов и систем поведения других людей, приобретает положительную мотивацию к взаимодействию с ними, навыки решения внутригрупповых и внешних социально-коммуникативных ситуаций, адекватной оценки собственного эмоционального состояния и состояния партнеров по общению, что является обязательным условием формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Развитие социально-коммуникативной компетентности связано со всеми сферами психического развития ребенка (личностным, речевым развитием и др.). В связи с этим для продуктивного социально-коммуникативного развития дошкольника необходим достаточно высокий уровень контролирующей функции речи; наличие элементов творческого воображения в сюжетноролевой игре; появление элементов произвольности; внеситуативноличностная форма общения со взрослым, кооперативносоревновательный тип взаимодействия со сверстником.
Значимыми механизмами развития социально-коммуникативной компетентности являются:
1) организация полисубъектного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;
2) использование взаимозависимой формы игрового взаимодействия в групповой работе с дошкольниками;
3) активизация субъектпорождающего и субъектсовместного типа взаимодействия дошкольников со сверстниками).
На основании этого для детей пятого года жизни нами были выделены следующие методы совместной деятельности педагога и воспитанников: игра, проектная деятельность, разбор воображаемых и реальных ситуаций морально-нравственного выбора.



