Арт-обьект как фактор развития креативного мышления у студентов вуза
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты Арт-объекта и развития креативного мышления у студентов 6
1.1. Арт-объект, его суть и значение 6
1.2. Образовательный процесс как фактор формирования креативного
мышления 14
ГЛАВА 2. Арт-объект, практическое создание дизайна интерьера 28
2.1. Арт-объекты в современном дизайне 28
2.2. Разработка Арт-объекта в пространстве вуза как фактор развития
креативного мышления у студентов вуза 34
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты Арт-объекта и развития креативного мышления у студентов 6
1.1. Арт-объект, его суть и значение 6
1.2. Образовательный процесс как фактор формирования креативного
мышления 14
ГЛАВА 2. Арт-объект, практическое создание дизайна интерьера 28
2.1. Арт-объекты в современном дизайне 28
2.2. Разработка Арт-объекта в пространстве вуза как фактор развития
креативного мышления у студентов вуза 34
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение
К современному специалисту с учетом тенденции экономического и социального развития культуры и общества предъявляются высокие все более новые требования. Традиционные принципы и методы подготовки дизайнеров не дают возможность удовлетворить данные требования. Исходя из этого, перед современными преподавателями, которые осуществляют процесс профессиональной подготовки дизайнеров, на главное место идет не обучение определенным приемам и методам дизайн-проектирования, а повышение уровня развития профессионального мышления, развитие креативности и формирование у будущих специалистов-дизайнеров особого вида мышления, которое мы в нашем исследовании определили, как креативное мышление. Поэтому развитие креативного мышления у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки является одной из актуальных проблем, которые стоят перед наукой и практикой высшего профессионального образования.
Проблему креативного мышления в своих работах рассмотрели такие известные ученые и психологи, как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, П.М. Якобсон, Я.В. Пономарев, О.К. Тихомиров.
В исследованиях Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Б.Г. Лукьянова, В.К. Лебедко, И.М. Рязанцевой и В.С Кузина, С.П. Ломова, Е.В. Шорохова можно увидеть отдельные подходы креативного мышления, как специфического своеобразного обобщения в художественном творчестве, а именно изобразительной деятельности студентов художественных учебных заведений.
Объект исследования: процесс развития креативного мышления у студентов в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования: изучить процесс развития креативного
мышления у студентов в процессе профессиональной подготовки.
3
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: арт-обьект в пространстве вуза, отражающий самобытную культуру и национальные традиции татарского народа, созданный с помощью современных компьютерных технологий, будет способствовать развитию креативного мышления у студентов, интереса к производству собственной готовой продукциии ориентировать их на инновационную деятельность, способную на саморазвитие.
Исходя из поставленной цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие креативного мышления у студентов, как педагогическую проблему.
2. Теоретически обосновать потенциал создания изделий для декорирования интерьера средствами декоративно-прикладного искусства в развитии креативного мышления у студентов.
3. Систематизировать специфику развития креативного мышления у студентов средствами декорирования интерьера.
4. Создать дизайн-проект декоративного панно триптиха «Мелодии родного края».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теории по развитию креативного мышления у студентов средствами создания изделий для декорирования интерьера.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов исследования в практике высших учебных заведений при подготовке будущих студентов-дизайнеров.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме
исследования; изучение и обобщение массового передового педагогического опыта;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают выводы, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность темы, цель, гипотеза, объект, предмет исследования, раскрыты теоретическая и практическая значимость работы, обозначены методы и этапы исследования.
Проблему креативного мышления в своих работах рассмотрели такие известные ученые и психологи, как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, А.В. Брушлинский, П.М. Якобсон, Я.В. Пономарев, О.К. Тихомиров.
В исследованиях Н.Н. Волкова, Е.И. Игнатьева, Б.Г. Лукьянова, В.К. Лебедко, И.М. Рязанцевой и В.С Кузина, С.П. Ломова, Е.В. Шорохова можно увидеть отдельные подходы креативного мышления, как специфического своеобразного обобщения в художественном творчестве, а именно изобразительной деятельности студентов художественных учебных заведений.
Объект исследования: процесс развития креативного мышления у студентов в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования: изучить процесс развития креативного
мышления у студентов в процессе профессиональной подготовки.
3
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: арт-обьект в пространстве вуза, отражающий самобытную культуру и национальные традиции татарского народа, созданный с помощью современных компьютерных технологий, будет способствовать развитию креативного мышления у студентов, интереса к производству собственной готовой продукциии ориентировать их на инновационную деятельность, способную на саморазвитие.
Исходя из поставленной цели, предмета, объекта и гипотезы исследования, сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие креативного мышления у студентов, как педагогическую проблему.
2. Теоретически обосновать потенциал создания изделий для декорирования интерьера средствами декоративно-прикладного искусства в развитии креативного мышления у студентов.
3. Систематизировать специфику развития креативного мышления у студентов средствами декорирования интерьера.
4. Создать дизайн-проект декоративного панно триптиха «Мелодии родного края».
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теории по развитию креативного мышления у студентов средствами создания изделий для декорирования интерьера.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования результатов исследования в практике высших учебных заведений при подготовке будущих студентов-дизайнеров.
Методы исследования: теоретический анализ философской,
психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме
исследования; изучение и обобщение массового передового педагогического опыта;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые включают выводы, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении определена актуальность темы, цель, гипотеза, объект, предмет исследования, раскрыты теоретическая и практическая значимость работы, обозначены методы и этапы исследования.
Специфика дизайнерского подхода состоит не просто в декоративной обработке предмета, его создании, а в творческом методе, объединяющем все стороны художественной деятельности. В этом методе интегрируются способы формообразования на основе всеобъёмлющего принципа декоративности - органичной связи каждого элемента композиции с окружающей средой: предмета с пространством, объёма с декором, изображения с форматом, рельефа с цветом и фактурой поверхности.
Всё чаще дизайнеры в свое работе для оформления интерьера применяют декоративные панно различных видов и используют современные материалы и технологии. В этом нет ничего удивительного, такие интерьеры приравниваются к произведениям искусства, они индивидуальны, и эта индивидуальность определяется рядом особенностей, в частности размерами и освещением помещения, отделкой пола и потолка, мебелью, которая устанавливается в комнате. В любом случае, сочетание декоративного панно и других элементов интерьера создаёт неповторимую уникальную «картину», за которую и ценят такие виды отделки.
Арт-объект должен учить мыслить и понимать жизнь, но именно сквозь призму мышления художника, через его видение. Арт-объект - это то новое, что автор может сказать миру, его понимание мира, которого нигде больше нет. Арт-объект может показать великое в малом, необычное - в обычном. И тогда он становится шедевром.
Для успешного профессионального становления личности, педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в вузе.
Все описанные условия и методы развития творческого мышления студентов возможны лишь при соответствующем отношении педагогов к данной проблеме, т.к. процесс подготовки к творческим занятиям гораздо сложнее и занимает больше времени. Поэтому необходимо осознать,что те
38
профессионалы, которых мы выпустим из университета сегодня, будут определять вектор развития нашей страны в недалеком будущем, а то, насколько эффективно и быстро они будут решать возникающие, пока еще неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены виды декоративного панно, техники работы с арт-объектами. Поставленная нами цель изучение процесса развития креативного мышления у студентов в процессе профессиональной подготовки достигнута, задачи в процессе исследования выполнены. Гипотеза нашей выпускной квалификационной работы, в том, что арт-обьект в пространстве вуза, отражающий самобытную культуру и национальные традиции татарского народа, созданный с помощью современных компьютерных технологий, будет способствовать развитию креативного мышления у студентов, интереса к производству собственной готовой продукциии, ориентировать их на инновационную деятельность, способную на саморазвитие.
Всё чаще дизайнеры в свое работе для оформления интерьера применяют декоративные панно различных видов и используют современные материалы и технологии. В этом нет ничего удивительного, такие интерьеры приравниваются к произведениям искусства, они индивидуальны, и эта индивидуальность определяется рядом особенностей, в частности размерами и освещением помещения, отделкой пола и потолка, мебелью, которая устанавливается в комнате. В любом случае, сочетание декоративного панно и других элементов интерьера создаёт неповторимую уникальную «картину», за которую и ценят такие виды отделки.
Арт-объект должен учить мыслить и понимать жизнь, но именно сквозь призму мышления художника, через его видение. Арт-объект - это то новое, что автор может сказать миру, его понимание мира, которого нигде больше нет. Арт-объект может показать великое в малом, необычное - в обычном. И тогда он становится шедевром.
Для успешного профессионального становления личности, педагогам необходимо помнить о том, что одна из главных ролей в данном процессе принадлежит творческому потенциалу, который необходимо не только развивать, но поощрять и поддерживать у студентов в процессе обучения в вузе.
Все описанные условия и методы развития творческого мышления студентов возможны лишь при соответствующем отношении педагогов к данной проблеме, т.к. процесс подготовки к творческим занятиям гораздо сложнее и занимает больше времени. Поэтому необходимо осознать,что те
38
профессионалы, которых мы выпустим из университета сегодня, будут определять вектор развития нашей страны в недалеком будущем, а то, насколько эффективно и быстро они будут решать возникающие, пока еще неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены виды декоративного панно, техники работы с арт-объектами. Поставленная нами цель изучение процесса развития креативного мышления у студентов в процессе профессиональной подготовки достигнута, задачи в процессе исследования выполнены. Гипотеза нашей выпускной квалификационной работы, в том, что арт-обьект в пространстве вуза, отражающий самобытную культуру и национальные традиции татарского народа, созданный с помощью современных компьютерных технологий, будет способствовать развитию креативного мышления у студентов, интереса к производству собственной готовой продукциии, ориентировать их на инновационную деятельность, способную на саморазвитие.



