Введение 3
1. Общие положения методики расследования дорожно-транспортных преступлений 5
1.1 Уголовно-правовая характеристика преступлений против безопасности движения 5
1.2 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений 10
2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном и последующем этапе 18
2.1. Типичные следственные ситуации и организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе 18
2.2. Особенности производства отдельных следственных действий на последующем этапе расследования 27
Заключение 30
Библиографический список 33
Актуальность выбранной темы. По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, превышение безопасной скорости движения транспортных средств является причиной каждого третьего случая смерти в результате дорожно-транспортных происшествий. Около 1,25 миллиона человек ежегодно погибают на дорогах . По данным Госавтоинспекции Российской Федерации, в 2018 году в результате дорожно-транспортных происшествиях погибли 18 094 человека, что говорит о снижении на 994 случая данного показателя по сравнению с 2017 годом. Однако несмотря на уменьшение количества погибших, в последние годы Российская Федерация продолжает занимать лидирующие позиции по показателям смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях . Подтверждением важности проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на государственном уровне является утверждение Правительством Российской Федерации в январе 2018 года «Стратегии безопасности движения до 2024 года» . Целью данной стратегии является снижение смертности в результате ДТП до нулевых значений.
Для качественного и результативного расследования преступлений помимо знания уголовно-правовой характеристики, указывающей на общественную опасность совершенного деяния, а также его противоправность, виновность и наказуемость, конструктивных признаков состав преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), необходимы знания о типичных закономерностях совершения преступлений соответствующей категории, анализ которых позволяет разработать типичные следственные версии, а также успешно их реализовать посредством проведения следственных действий, включая обращение к различным видам специальных знаний.
На основании изложенного выбранная тема имеет важное теоретическое и практическое значение.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе расследования преступных дорожно-транспортных происшествий.
Предмет работы составляет законодательство, регламентирующее порядок расследования, проведения следственных действий преступных дорожно-транспортных происшествий, научная и специальная литература по теме исследования, материалы правоприменительной практики.
Целью работы является комплексное исследование особенностей расследования преступных дорожно-транспортных происшествий.
Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- дать уголовно-правовую характеристику преступлений против безопасности движения;
- проанализировать криминалистическую характеристику дорожно-транспортных преступлений;
- рассмотреть типичные следственные ситуации и организация расследования дорожно-транспортных преступлений на первоначальном этапе;
- изучить особенности производства отдельных следственных действий на последующем этапе расследования.
Методы работы. В ходе работы применялись такие методы, как диалектический, формальный, системный, структурный, логический, методы анализа и синтеза и другие.
Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда». Механизм - это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.
Анализ следственной практики позволяет назвать такие исходные следственные ситуации:
1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия;
2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего;
3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего;
4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего.
К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (для определения состояния алкогольного или наркотического опьянения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания (если личность погибшего не известна). При необходимости могут быть назначены другие экспертизы (автотехническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и др.
Осмотр места происшествия почти всегда предшествует другим следственным действиям и является одним из основных способов собирания доказательств по делам данной категории. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо ДТП чаще случаются на дорогах с интенсивным движением, нередко при неблагоприятных метеорологических условиях (дождь, снег, туман, гололед и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро изменяется. Нужно учитывать также, что несвоевременным прибытием следователя на место происшествия может воспользоваться виновный водитель транспорта для уничтожения следов происшествия, повреждения узлов автомобиля, чтобы потом заявить о его внезапном выходе из строя.
Поскольку важно установить фактические обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента является проверка: угла обзора видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги; скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.
На последующем этапе расследования, как правило, проводятся экспертизы.
Автотехническая экспертиза назначается, чтобы определить техническое состояние машины, исправность ее отдельных агрегатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, определить техническую возможность предотвращения происшествия, дать техническую оценку действий водителя во время аварии, установить причинную связь между техническими неисправностями машины и происшествием, решить другие вопросы.
Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий назначается в тех случаях, когда необходимо определить, не однородны ли частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов, жидких и сыпучих грузов, изъятые с места происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного средства.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954
2. Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 год: Распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 года №1-р [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс 2019 г. Режим доступа: https://online.consultant.ru/ дата обращения 30.08.2019 г.
3. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.12.2018) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.
Материалы судебной практики
4. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 2. Ст.3.
5. Приговор Хабаровского районного суда Алтайского края от 24.01.2018 по делу № 1–7/2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/ дата обращения 30.08.2019 г.
Научная и специальная литература
6. Абрамочкин В. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. посо¬бие. М., 2016. С.65.
7. Аварийность на дорогах Российской Федерации за 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГИБДД РФ Режим доступа: https://xn--90adear.xn--p1ai/ дата обращения 30.08.2019 г.
8. Антонова Е.А. Механизм нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как элемент криминалистической характеристики // В сборнике: криминалистика и судебная экспертиза: прошлое, настоящее и взгляд в будущее материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2017. С. 19-24.
9. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000. С.154
10. Владимиров С. В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода: дис. . канд. юрид. наук. Владимир, 2013. С.67
11. Владимиров С. В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода: дис. ... канд. юр. наук. — Владимир, 2011. С.59.
12. ГИБДД: число погибших в ДТП в России в 2017 году сократилось почти на 15% / [Электронный ресурс]. ТАСС. Информационное агентство России. – Электрон. дан. – Москва, 2018 г.– Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/2650117, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 22.08.2019).
13. Деревягин Е.В., Пупцева А.В. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // В сборнике: Юридическая наука и практика: традиции и новации Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 44-45.
14. Доклад ВОЗ о причинах смертности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения.- Режим доступа: http://www.who.int/ mediacentre/news/releases/2017/speed-manage- ment-cities/ru/ (дата обращения 30.08.2019).
15. Дудниченко А. Н. О некоторых особенностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 - 74.
16. Казанцев С. Я., Варданян А. В. Самитов Э. О. Криминалистика: учебник. М., 2018. С.76.
17. Пинчук Л.В. Программы действий следователя на первоначальном этапе расследования ДТП // Уголовный процесс. 2019. № 1 (169). С. 70-79.
18. Савельева Н.Е. Основные положения криминалистической характеристики преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // В книге: Студенческие южно-уральские криминалистические чтения сборник научных статей по материалам VI-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 136-141
19. Сергеев В.В., Канов А.А. О некоторых проблемах установления лиц, скрывшихся с мест совершения дорожно-транспортных преступлений // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 2. С. 57–62.
20. Соколов, А.Б. Расследование дел о ДТП: действия следователя на первоначальном этапе // Уголовный процесс. -2015. -№ 9.- С.43-47.
21. Хачатрян Э. Г. Проблемы экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С.23.
22. Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления (понятие и общая характеристика) // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2015. № 6. С.43-46.
23. Шувалов Д.Н. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования ДТП // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов внутренних дел Российской Федерации Сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 305-307.
24. Ясенева М.О. К вопросу о содержании элементов криминалистической характеристики нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию // Евразийский юридический журнал. 2017. № 5 (108). С. 247-249.