Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы системы
мотивации персонала 6
1.1 Подходы к управлению мотивации персонала, в системе управления
персоналом 6
1.2 Методические аспекты управления мотивации персонала 18
1.3 Мотивация персонала в сфере здравоохранения в России 26
Глава 2. Исследования системы мотивации персонала в ООО «Дентал» 32
2.1 Тенденции развития системы управления мотивацией персонала в
платных клиниках города Нефтекамск 32
2.2 Характеристика организационной деятельности и анализ результатов
финансово-хозяйственной деятельности ООО «Дентал» 45
2.3 Оценка существующей системы мотивации персонала, в ООО "Дентал" 59
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Дентал» 65
3.1 Предложения по совершенствованию системы мотивации персонала
в ООО «Дентал» 65
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 73
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложение А 87
Приложение Б 88
Управление персоналом включает многие составляющие - кадровая политика, взаимоотношения в коллективе социально-психологические аспекта управления и др. Одно го основных мест занимает определение способов повышения производительности, путей роста, творческой инициативы, а. также мотивация работников. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.
Эволюция применения различных моделей мотивации показала кж положительные, так и отрицательные аспекты го применения и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели мотивации которая отвечала бы разнообразным требованиям.
Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важны! ресурсом любой компании являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом, - на сколько эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей эффект от них может быть получен только тогда когда они удачно воплощены в деталях сотрудниками компании.
А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.
В России существует множество проблем связанных с мотивационной политикой: проблема взаимоотношений с руководством, неудовлетворенность размером заработной платы, условиями быта. и труда в целом сфере здравоохранения. Главным препятствием на пути решения этих вопросов - нежелание управленческого персонала, задумываться об условиях жизни и труда людей, непосредственно создающих прибыль. В рыночных условиях следует уделять особое внимание нематериальному аспекту мотивации создавать гибкую систем льгот для работника.
Актуальность темы данной работы заключается в том что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Зная то, что движет человеком и побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать как возникают или вызываются те или иные мотивы как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Основная цель данной работы предложить способы повышения эффективности управления мотивацией персонала в сфере здравоохранения.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты формирования и функционирования системы мотивации персонала;
- выявить формы и методы мотивации персонала в сфере здравоохранения в России;
- сделать анализ системы мотивации труда персонала в сфере здравоохранения в городе Нефтекамск;
- сделать оценку мотивации труда персонала в сфере здравоохранения в городе Нефтекамск .
- разработка мероприятий для повышения эффективности мотивации персонала, на примере ООО «Дентал»
Объектом исследования является персонал ООО «Дентал».
Предметом исследования является мотивация в системе управления персоналом ООО «Дентал»».
Теоретическая и методологическая основа. Проблемам изучения причин человеческого поведения вообще и трудовой мотивации в частности, посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых.
В качестве базовых теоретических основ исследования проблем мотивирования трудовой деятельности в рассматриваемой литературе были выбраны работы следующих авторов: М. Бауэра, М.А. Вильцмана, Э.Х. Шейна
О.С. Виханского, Р.Л. Кричевского.
Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Выявлены и уточнены существующие проблемы мотивации в системе управления персоналом в сфере здравоохранения.
2. Произведен анализ сильных и слабых сторон действующей системы управления мотивацией персонала основных представителей сферы здравоохранения в городе Нефтекамск.
3. Предложены мероприятия по улучшению системы мотивации персонала, и как следствие повышение результативности труда и увеличение прибыли компании.
Практическая значимость исследование состоит в выявлении основные мотиваций персонала ООО «Дентал», их развития тем самым повышения результатов труда персонала, и как следствие увеличение прибыли.
Структура и объем работы. Магистерская диссертация включает стандартную структуру и состоит го введения основной части (три главы), заключения, списка использованной литературы включающего 61 источник и 2- х приложений.
В рамках данной магистерской диссертации было проведено исследование особенностей анализа и улучшения системы мотивации труда персонала в сфере здравоохранения города Нефтекамск, а также в рамках медицинской организации ООО «Дентал». Достижение поставленной в проекте цели предполагало решения целого ряда задач.
В рамках первой главы данной магистерской диссертации были рассмотрены ключевые теоретические аспекты концепции мотивации и построения системы мотивации трудовой деятельности персонала; было сформулировано определение терминов «мотивация» и «стимуляции персонала», наряду с чем была определена роль мотивации персонала в рамках его стимулирования; также были рассмотрены основные теории мотивации и ключевые теоретические и методологические труды ряда ученых, среди которых отдельно стоит упомянуть А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда, В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера.
Кроме того, был проведен краткий анализ системы мотивации персонала в сфере здравоохранения в России.
Вторая глава магистерской диссертации носит аналитический характер. В качестве объекта данного исследования была выбрана медицинская организация ООО «Дентал», на основе данных которой была проанализирована ее система мотивирования персонала». В рамках исследования был проведен анализ состава и структуры персонала с учетом статистических показателей, выявлены слабые и сильные стороны кадровой политики. Далее была оценка действующей системы управления мотивацией персонала, выявлены ее слабые и сильные стороны.
Проведенное в рамках магистерской диссертации исследование мотивации персонала ООО «Дентал» выявило несколько отрицательных критериев удовлетворенности трудом, а именно:
- недовольство персонала уровнем заработной платы;
- нет информации и возможности об повышении квалификации за счет организации;
-неудовлетворительная социально-бытовая обстановка на предприятии;
На основании данных, полученных в рамках проведенного опроса и деятельности организации, был сделан вывод от, что руководству необходимо обратить внимание на удовлетворенность условиями труда на предприятии, предпочтение выполняемой работы более высокому заработку, а также улучшить климат на предприятии, то есть поставить взаимоотношениями работников с руководством на новый более высокий уровень.
Повышение результативности персонала возможно при использовании мер, направленных на улучшение материальных и нематериальных мотиваций персонала, в результате чего был разработан план программы, учитывающей всю совокупность факторов, которые прямо или косвенно влияют на повышение результативности труда и как следствие увеличение выручки компании. Данному вопросу была уделена проектная - третья глава данной магистерской диссертации.
Проект предлагаемой для руководства ООО «Дентал» программы по снижению текучести персонала предполагает:
- получение актуальной и реальной информации о персонале в рамках процессов отбора кандидатур;
- разработку более совершенной системы поощрения персонала;
- повышение показателей организации и условий труда в организации;
- улучшение показателей обеспеченности социальными благами персонала: дополнительные льготы и компенсации;
- внедрение мер, направленных на устранение социально - психологических причин текучести кадров в организации;
- более пристальное внимание к предлагаемым идеям и предложениям персонала;
- эффективное взаимодействие работников.
Совокупность рассматриваемых выше факторов предполагает разработку программы повышению результативности персонала, определение сроков реализации данной программы в рамках 1 года, произведение расчетов выгоды от реализации данных мероприятий. В результате чего предполагается, что компания дополнительно сможет увеличить выручку в год на 8.23%, за счет внедренных мероприятий по улучшению материальной и нематериальной мотивации персонала.
Таким образом, повышение результативности труда персонала ООО «Дентал» установит более благоприятную психологическую обстановку, снизит текучесть кадров среднего медицинского персонала, а предложенный план программы предположительно сможет повысить выручку компании на 8.23% в год. В целом, стоит отметить, что внедрение предлагаемого комплекса мер с учетом с совершенствования остальных аспектов управления деятельность организации даст возможность для повышения мотивации персонала ООО «Дентал» и будет способствовать стабильности его функционирования.
1. Абенова, Ж.Б. Управление системами оплата труда и вознаграждения персонала / Ж.Б. Абенова. // Вестник магистратуры.- 2014.- №3(30). - Том II. - С. 4-9.
2. Алклычев А.М. Малый и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы? // ЭКО. - 2014. - № 4. - С. 107-113.
3. Аристов Д.В. Квалиметрический анализ конкурентоспособности предприятия /Д.В. Аристов, В.С. Осипчик // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - С. 90-95.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 2014. - 158 с.
5. Афонасова. М.А. Менеджмент / М.А. Афонасова. - Томск Томск.гос.ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2017. - 250 с.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2014. - 560 с.
7. Баринов В.А. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2016. -237 с.
8. Басовский Л.Е. Управление качеством. - М.: ИНФРА-М, 2015. -212с.
9. Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №1.- С. 59-67.
10. Варданян И. Система. мотивации персонала. и ее совершенствование // Кадровик.ру. - 2012. - № 12. - С. 76 - 82.
11. Вашко, Т.А. Модель оценки стратегических альтернатив на основе SWOT-анализа / Т.А. Вашко // Вестник филиала. РГСУ в г. Красноярске. - 2011. - С. 45-48
12. Ветлужских Е. Мотивация и оплата. труда. Инструменты, методики практика. - М.: Альпина, 2016. - 159 с
13. Ветлужских Е.Н. Что способствует повышению эффективное™ новой системы мотивации и оплаты труда /Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы, оценка эффективности, 2012, №1, с. 128 - 133
14. Виханский О.С., Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 3-е изд. - М.:Экономистъ, 2013. - 528 с. 88
15. Вострикова Л.А., Купрюшина О.М. Основы и метода факторного анализа, вознаграждения персонала. // Справочник экономиста. № 5.- 2013. - С 96-101.
16. Галенко, В.П. Как эффективно управлять организацией? / В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич. - М.: Бератор-Пресс, 2011. - 160 с.
17. Галенко, В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий / В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич - М.: Ника- Центр 2013. - 324 с.
18. Гапонова О.С., Направления использования отечественного и зарубежного опыта мотивации персонала организаций // Вестник Нижегородского университета им Н.И.Лобачевского. - №1- 2013. - С. 17-22.
19. Генкин Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. - 7-е изд., доп. - М.:Норма, 2013. - 448с.
20. Герш, М.В. Еще раз о мотивации // Отдел кадров коммерческой организации. - 2013. - № 9. - С. 48 - 52.
21. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления [Текст]: - М.: МНИИПУ, 2015. - 304 с.
22. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления: - М.: МНИИПУ, 2015. - С. 114-116.
23. Губенко Е. К вопросу о модели управления персоналом в японских компаниях Е.Губенко/ Человек и труд. - 2015. - №1. - С. 23-28.
24. Давыдов А.В. Мотивация и оплата. труда в рыночной экономике /
А.В. Давыдов. - Новосибирск, 2012. - 213 с.
25. Друкер П. Задачи менеджмента, в XXI веке. - М.; СПб.; Киев Вильямс, 2014. - 270 с.
26. Друкер П. Практика менеджмента. - М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2014. - 397с.
27. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. - М.: Вильямс 2014. - 421 с.
28. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие по специальности «Управление персоналом»/ А.П.Егоршин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 352с.
29. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ учебнопрактическое пособие / Н.А. Жданкин. - М.: Финпресс, 2013. - С. 272.
30. Заказнов А.В. Система мотивации и оплаты труда как один го ключевых факторов успешной деятельности организаций /Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы оценка эффективности, 2012, №1 с. 80 - 89
31. Катернюк, А.В. Менеджмент: управление персоналом маркетингом и продажами / А.В. Катернюк. - Ростов н/Д.: Феникс 2013. - 382 с.
32. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом / А.Я. Кибанов. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2013.-446 с.
33. Кириллова, О.Г. Система, трудовой мотивации: что это? / О.Г. Кириллова, Д.С. Шевченко // Экономика устойчивого развития. - 2013. - № 13. -
С. 143-148.
34. Ковальчук Ю. Ю., Проценко Р. В. Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 589-592.
35. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / А.А. Когдин // Основы экономики, управления и права. - 2012. - № 4. - С. 80-83.
36. Комаров Е. Черты американского стиля управления I/ Управление персоналом. - 2015. - №9. - С. 44-46. 89
37. Кузнецов О.И. Грейдинг в системе управления персоналом многопрофильного учреждения здравоохранения [Электронный ресурс /Кузнецов О.И.. - Электрон. дан. // Научная электронно библиотека «Киберленинка». - Режим доступа: CyberLeninka.ru.html . - (Дата обращения: 24.11.2014).
38. Лукьянова Н.А. Мотивационный менеджмент / Н.А. Лукьянова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013 - 206 с.
39. Лясников Н.В. Экономика и социология труда I Н.В. Лясников, М.Н.Дудин, Ю.В.Лясникова; Ин-т междунар. социал.-гуманитар. связей - М.: КноРус, 2014. - 288 с.
40. Макклелланд Д. Мотивация человека. Издательство «Питер». -
2017. - 669 с.
41. Мансуров Р.Е. Практический опыт изменено системы материальной мотивации в компании /Альманах. Мотивация персонала. Разработка системы, оценка эффективности, 2012, №1, с. 104
42. Маслоу А. Мотивация и личность: Психология. - СПб.: Питер
2016. - 105 с.
43. Машкина И.А. Производственная практика: метод. указ. по выполнению практики и написанию отчета. / сост. И.А. Машкина, А.И. Перфильева. - Иркутск: ИрГУПС, 2014. - 36 с.
44. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. - 3-е издание: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2013. - 672 с.
45. Миловидова, Н.А. Проблемы мотивации персонала в российских компаниях I Н.А. Миловидова, Т.В. Бутова II Сборник конференций НИЦ «Социосфера». - 2013. - № 57-1. - С. 42-44.
46. Мотивация персонала в современной организации по общ. ред. С. Ю. Трапицына. - СПб.: Книжный Дом, 2014. - 240 с.
47. Овсюк, Н.В. Мотивация персонала: сущность и современные проблемы / Н.В. Овсюк // Бизнес-Информ. - 2014. - № 2. - С. 205-210.
48. Оганесян И.А. Управление персоналом организации / И.А. Оганесян. - Мн.: Амалфея, 2013. - 256с.
49. Организация труда кадровиков: справочное пособие. - М.: Изд-во «Финпресс», 2017. - 160 с.
50. Отчет: Анализ состояния укомплектованности кадрами, текучести кадров в ООО Дентал». // Утверждено: Приказ главного врата, от 21.01.2016 г. №8.
51. Павленко Ю.А Мотивация труда: Отечественный и зарубежный опыт / Ю.А., Павленко. - Томск: Изд-во ТГУ, 2017. - 118 с.
52. Патрахина Т. Н., Романчук К. П. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 461-464.
53. Переверзев М.П. Менеджмент /М.П. Переверзев Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2017. - С. 235-237.
54. Правила внутреннего трудового распорядка в ООО 90 «Дентал». Утверждено: Приказ главного врача от 08.03.2009 г. №31.
55. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации / В.П.Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 279с.
56. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. - М.:Вершина, 2013. - 224с.
57. Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом // Кадры, персонал. - 2013. - №6. - С. 24-26.
58. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала, (в таблицах, схемах тестах кейсах) / Т.О. Соломанидина. - М.:ООО «Журншг «Управление персоналом» 2013. - 128 с.
59. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А.Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2014.- 224с.
60. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-методическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.:ЗАО «Бизнесшкота. «Интел-Синтез», 2015. - 368 с.
61. Щекин Г.В. Организация и психология управления персоналом. Учеб.-метод. пособие. - К.:МАУП, 2014. - 832 с.