Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития проектных умений студентов-дизайнеров 11
1.1 Сущностно-содержательная характеристика проектных умений в контексте развития художественно-проектной компетенции студентов- дизайнеров 11
1.2 Психолого-педагогические особенности развития проектных умений в процессе художественно-проектной деятельности студентов- дизайнеров 18
1.3 Характеристика проектных умений студентов-дизайнеров и педагогические условия их развития 31
Глава II. Педагогическое обеспечение развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма 51
2.1 Историко-стилистическая характеристика сценического костюма 51
2.2 Технологические особенности создания сценического костюма на примере разработки и изготовления авторской коллекции сценических
костюмов для команды экспериментального танца «Virtus Crew» 62
2.3 Разработка методических приемов развития проектных умений студентов-дизайнеров и опытно-экспериментальная работа по проверке их эффективности 70
Заключение 101
Список литературы 103
Приложение 112
Актуальность исследования. В настоящее время преобразования в российской экономике заставляют работодателей требовательнее относиться к выбору специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, творческими навыками, тестировать уровень их профессиональной компетентности. Все чаще работодателям требуются специалисты, готовые самореализовываться и самосовершенствоваться в профессиональной
деятельности и обладающие необходимыми качествами для нормального функционирования в современных социально-экономических отношениях.
В целях совершенствования профессиональной компетентности и уровня познавательного интереса у студентов-дизайнеров встает вопрос об усовершенствовании уже имеющихся и создании новых методов творческой работы со студентами, а также выделения из ряда имеющихся методов наиболее продуктивных. Наиболее продуктивной, на наш взгляд, педагогической технологией является художественно-проектная деятельность, так как она помогает повысить уровень профессионального обучения студентов методом полного погружения обучающихся в виды деятельности, значимые для достижения целей обучения.
Художественно-проектная деятельность, которая строится на основе слияния множества уже разработанных методов и технологий, является эффективным фундаментом для развития проектных умений студентов- дизайнеров, поскольку она способствует включению студентов в творческий процесс по преобразованию реальности, формирует навыки оригинального мышления и раскрывает их творческий потенциал.
Проектные умения - это комплекс умений, который включает в себя: исследовательские умения; умения создавать новый продукт; презентационные умения; коммуникативные умения; рефлексивные умения. Владение проектными умения позволяет студентам-дизайнерам заниматься профессиональной творческой деятельностью, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению новых изделий и решению творческих задач. Можно сказать, что проектные умения студентов- дизайнеров являются основополагающими в их будущей профессиональной деятельности. Поэтому достаточно актуальной остается проблема разработки методических приемов их эффективного развития в процессе профессиональной подготовки будущих дизайнеров, в том числе и в процессе создания сценического костюма.
Степень изученности проблемы. Анализ литературы показал, что характеристика проектных умений в контексте развития профессиональных компетенций студентов в различной степени рассмотрена такими учеными как И. А. Зимняя, П. А. Ковешников, А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова,
А. К. Колесиков, А. К. Маркова, А. И. Санникова, А. И. Субетто, В. П. Фалько, М. В. Филатова.
Психолого-педагогические особенности развития проектных умений выявлены в работах А. И. Асессорова, Н. Ю. Бугаковой, А. А. Вилковой, А. Д. Григорьева, Г. Л. Ильиной, Т. М. Кауды, Н. А. Ковешниковой,
А. Г. Куликовой, Т. В. Матвеевой, Н. В. Матяш, В. А. Моляко, О. И. Нестеренко, Е. С. Полат, Т. В. Усатой, Ю. А. Фильченко.
Характеристика проектных умений студентов и педагогические условия их развития в той или иной степени раскрываются в исследованиях таких ученых как Ю. Ю. Артемьева, И. Г. Бердников, М. В. Владыка, С. И. Вострокнутов, С. В.Гавриш, А. П. Гладкова, 3. Ф. Есарева, С. В. Зуева, Ю. А. Каляевой, А .А. Кидрон, А. В. Коржуев, К. П. Кортнев, Д. В. Кошелева, Н. В. Кузьмина,
A. А. Леонтьева, М. И. Лисина, М. И. Малетова, Л. Р. Мунирова, Р. С. Немов,
B. А. Николаев, Н. В. Пилипко, Ю. П. Платон, В. А. Попков, Е. И. Рогов, Е. В. Руденская, И. И. Рыданова, Е. Л. Рязанова, А. И. Савенков, Ю. И. Семенова, П. В. Середенко, Н. А. Тарасюк, С. В. Тигров, Г. С. Трофимова, Е. А. Чембаров, К. П. Шушарина, Г. П. Щедровицкий, Н. М. Яковлева, D. Dickson, О. Hargie,
C. Saunders, S. Smithsons, J. Whitehead.
Вопросы, касающиеся историко-стилистической характеристики костюма, исследовали такие ученые, как О. М. Вакуленко, П. С. Ежеченко, В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко и другие.
Вышесказанное позволяет говорить о наличии противоречия между стоящей перед вузами задачей эффективного развития у студентов-дизайнеров проектных умений и недостаточным уровнем разработки методических приемов, способствующих качественному овладению студентами-дизайнерами проектными умениями при создании сценического костюма. Из данного противоречия возникает проблема исследования: какие методические приемы позволят повысить эффективность развития проектных умений студентов- дизайнеров при создании сценического костюма?
Все вышеуказанное позволило сформулировать тему магистерской диссертации - «Развитие проектных умений студентов-дизайнеров в процессе создания сценического костюма».
Цель исследования: разработать теоретические основы и методические приемы развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма на примере разработки и изготовления авторской коллекции сценических костюмов для команды экспериментального танца «Virtus Crew» и проверить их эффективность в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов-
дизайнеров в вузе.
Предмет исследования: методические приемы развития проектных умений студентов-дизайнеров в процессе создания сценического костюма.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие проектных умений студентов-дизайнеров будет наиболее эффективной, если:
1. В основу профессиональной подготовки студентов-дизайнеров будет положена проектная деятельность.
2. В процессе работы по созданию студентами-дизайнерами сценического костюма будет применяться совокупность методических приемов развития их проектных умений.
Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить сущностно-содержательную характеристику проектных умений в контексте развития художественно-проектной компетенции студентов- дизайнеров и психолого-педагогических особенностей их художественно-проектной деятельности.
2. Дать характеристику проектных умений студентов-дизайнеров и изучить педагогические условия их развития.
3. Дать историко-стилистическую характеристику сценического костюма и раскрыть технологические особенности создания сценического костюма на примере разработки и изготовления авторской коллекции сценических костюмов для команды экспериментального танца «Virtus Crew».
4. Разработать методические приемы развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма, провести опытно-экспериментальную работу по проверке их эффективности.
Методологической основой исследования явились: положения,
раскрывающие психолого-педагогические аспекты включения студентов- дизайнеров в проектную деятельность (А. И. Асессоров, А. А. Вилкова, А. Д. Григорьев, П. А. Ковепшиков, В. А. Моляко); положения, раскрывающие сущностно-содержательную характеристику профессиональной подготовки дизайнеров (И. А. Зимняя, А. К. Колесиков, А. И. Санникова, А. И. Субетто); положения, раскрывающие психолого-педагогические особенности развития проектных умений студентов-дизайнеров (Ю. Ю. Артемьева, К. П. Кортнев, Д. В. Кошелева, А. И. Савенков, С. В. Тигров).
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; учебных программ, учебников и учебно-методических пособий по дисциплинам профессиональной, общекультурной и предметной подготовки студентов-дизайнеров; изучение опыта отечественных и зарубежных учебных заведений по исследуемой проблеме; эмпирические методы исследования: педагогическое наблюдение; анализ продуктов творческой деятельности; экспертные оценки; педагогический эксперимент.
Научная новизна. Выявлена классификация проектных умений, которая включает в себя: исследовательские умения, умения создавать новый продукт, презентационные умения, коммуникативные умения и рефлексивные умения. Уточнено понятие «развитие проектных умений студентов-дизайнеров» и выявлены концептуальные основы развития проектных умений студентов- дизайнеров при создании сценического костюма. Разработан диагностический инструментарий по оценке развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что была раскрыта сущностно-содержательная характеристика проектных умений и психолого-педагогические особенности художественно-проектной деятельности студентов- дизайнеров; разработаны методические приемы развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма и выявлены особенности их применения в условиях вузовского образования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в совершенствовании качества профессиональной подготовки студентов-дизайнеров, в частности, при создании сценических костюмов. Методические рекомендации «Развитие проектных умений у студентов-дизайнеров в процессе выполнения индивидуального практико-ориентированного проекта по созданию сценического костюма» могут применяться на курсах повышения квалификации, подготовке студентов- дизайнеров в вузе, использоваться в практической деятельности в системе дополнительного образования. Разработанная и изготовленная авторская коллекция сценических костюмов «Virtus» может быть использована в деятельности самодеятельных и профессиональных танцевальных и хореографических коллективов, на различных танцевальных фестивалях, перфомансах и в театральных постановках.
Опытно-экспериментальная база и этапы исследования:
Опытно-экспериментальная работа проводилась с 2017 по 2019 годы на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. В опытно-экспериментальной работе приняли студенты 3 курса, обучающиеся по направлению подготовки
54.03.1 Дизайн, профиль подготовки «Дизайн». Всего 23 человека (1 группа - 12 человек, 2 группа - 11 человек). Исследование состояло из трех взаимосвязанных этапов.
На первом этапе (2017-2018 гг.) был осуществлен теоретический анализ проблемы по научным источникам: психолого-педагогической, учебно
методической литературы по теме исследования; была сформулирована гипотеза исследования; определены цель и задачи. Также была изучена сущностно-содержательная характеристика проектных умений в контексте развития художественно-проектной компетенции студента-дизайнера и психолого-педагогические особенности проектной деятельности студентов-дизайнеров. Дана характеристика проектных умений студентов-дизайнеров и изучены педагогические условия их развития.
На втором этапе (2018-2019 гг.) были изучены историко-стилистическая характеристика сценического костюма и технологические особенности создания сценического костюма; были разработаны методические рекомендации «Развитие проектных умений у студентов-дизайнеров в процессе выполнения индивидуального практико-ориентированного проекта по созданию сценического костюма»; был проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2019 г.) была разработана и изготовлена авторская коллекция сценических костюмов для команды экспериментального танца «Virtus Crew»; была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования; проведена апробация разработанных методических приемов развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета со студентами 3 курса направления подготовки «Дизайн»; были проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента; была проведена обработка проведенного исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы исследования.
Достоверность исследования подтверждается обоснованностью выбора методов исследования, методологических основ и результатами проведенной опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанных методических приемов развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма.
Апробация результатов: Основные положения и результаты
исследования отражены в 4 публикациях, которые были представлены на научно-практических конференциях и конкурсах:
- VI Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (Казань, октябрь 2017);
- Международном научно-практическом форуме «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Казань, октябрь 2018);
- Международной научно-практической конференции «Николай Васильевич Овчинников и чувашское изобразительное искусство XX века» (Чебоксары, октябрь 2018);
- Международном научно-практическом форуме «Наука и молодежь-2019: взгляд в будущее» - Получен Диплом I степени за высокое качество научной работы (Оренбург, апрель 2019).
Структура магистерской диссертации включает в себя следующие разделы: введение, две главы по три параграфа, заключение, список
использованной литературы и приложение.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяются его цель, объект, предмет, задачи, методы и методология; формулируется гипотеза исследования; раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; обосновываются достоверность результатов исследования, описывается его апробация.
В первой главе исследования «Теоретические аспекты развития проектных умений студентов-дизайнеров» рассмотрены сущностно-содержательная характеристика проектных умений в контексте развития художественно-проектной компетенции студентов-дизайнеров, психолого-педагогические особенности развития проектных умений в процессе художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров, характеристика проектных умений студентов-дизайнеров и педагогические условия их развития.
Во второй главе «Педагогическое обеспечение развития проектных умений студентов-дизайнеров при создании сценического костюма» проанализирована историко-стилистическая характеристика сценического костюма; раскрыты технологические особенности создания сценического костюма на примере разработки и изготовления авторской коллекции сценических костюмов для команды экспериментального танца «Virtus Crew»; раскрыты особенности разработанных методических приемов развития проектных умений студентов- дизайнеров и описаны результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по проверке их эффективности.
В заключении приведены основные выводы, полученные во время проведения исследования.
Непрерывное развитие системы современного образования позволяет активно внедрять проектную деятельность и проектные технологии в образовательный процесс. В профессиональном образовании студентов- дизайнеров они служат хорошей базой для освоения учебных дисциплин, а также для реализации их творческих идей. Возможность использовать проектные технологий в решении профессиональных задач позволяет качественно развить у студентов-дизайнеров проектные умения, а также сформировать практические навыки достижения поставленных творческих и профессиональных задач.
Необходимость овладения будущими дизайнерами художественно- проектной компетенцией диктуется требованиями Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования, а также целями, задачами, самой природой дизайнерской деятельности, ибо результатом правильно организованного процесса художественного проектирования является продукт дизайна - это изделие, оптимально решенное с точки зрения технологии, экономики и эстетики.
Активное применение проектной технологии и приемов развития проектных умений способствуют развитию креативного мышления студентов, формированию у них способности улавливать необычный ассоциативный ряд, способствующий вырабатывать нестандартные идеи, и обучает правильно строить самостоятельную работу. Ощущение реальной обстановки профессионального труда дизайнера студенты получают благодаря применению в обучении проектной технологии, так как непосредственно включаются в исследовательский и творческий процесс. Во время выполнения индивидуального практико-ориентированного проекта студент-дизайнер эскизирует, моделирует и создаёт будущее изделие, следуя технологии изготовления костюма. Завершает развитие проектных умений студент-дизайнер во время защиты своей исследовательской и практико-ориентированной деятельности, вынося на экспертную оценку свой теоретический и материальный продукт проектной деятельности, что может служить подтверждением развитости его проектных умений.
Показатели степени развития проектных умений у студентов- дизайнеров средствами проектной технологии до и после проведения эксперимента в обеих группах отличаются друг от друга, но в экспериментальной группе отличия более существенные. Можно сказать, что уровень развития проектных умений у студентов-дизайнеров средствами проектной технологии развились под воздействием педагогического эксперимента. Наиболее эффективными показателями эффективности использования разработанных методических приемов являются показатели того, что снизилось количество студентов с низким уровнем в пользу повышения общего процента студентов с высоким уровнем в экспериментальной группе. В процессе наблюдения за учебно- познавательной деятельностью студентов было выявлено, что обучающихся в значительной степени повысился интерес к проектной деятельности, а также изменился уровень самоконтроля и самооценки. Многие из них научились разбираться в спецификации деятельности дизайнера и применять проектные умения в решении поставленных нами задач теоретического, практического и творческого характера.
1. Антонова Е.И. Методика формирования проектной деятельности учащихся / Е.И. Антонова. Дисс. канд.пед.наук. - Москва, 2007. -262 с.
2. Анисимов Н.М. Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности / Н.М. Анисимов. Автореферат дне. ... д-ра пед. наук:
13.0. 08. -М.: Промедиа, 1998. -42 с.
3. Ажгихин С.Е. Формирование технологических знаний студентов вузов в процессе обучения проектированию в графическом дизайне / С.Е. Ажгихин // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2011,- №3 (8).-С. 39-43.
4. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера / О.П. Андреева. дис...канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2011. -98 с.
5. Артемьева Ю.Ю. Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна: монография / Ю.Ю. Артемьева. - Н. Новгород: Изд-во «Вента-2», 2008. - 235 с.
6. Асессоров А.И. Роль проектно-производственной деятельности в формировании профессиональной культуры студента-дизайнера / А.И. Асессоров // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 9. - С.172-173.
7. Батышев С.Я., Новикова А.М. Профессиональная педагогика / СЯ. Батышев, А.М. Новикова. - М.: ЭЕВЕС, 2009. - 348 с.
8. Белова С.Н., Осипова Т.В. Формирование художественно-графических навыков у студентов колледжа в сфере дизайна / С.Н. Белова, Т.В. Осипова// Эпоха науки - 2018. - №14. - С.224-230.
9. Бугакова Н.Ю. Научные основы развития инженерной проектной
деятельности студентов технического вуза: На примере общепрофессиональных дисциплин: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08. / Бугакова Нина Юрьевна. - Калининград, 2001. - 242 с.
10. Вакуленко О.М. Костюм в бальной и современной хореографии - [Электронный ресурс] http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/5913- kostjum-u-balnij-ta-suchasnij-horeografiyi.html Дата обращения 30.11.18.
11. Васильева О. А. Метод портфолио как средство формирования профессиональной компетентности студентов в процессе подготовки к дизайн-технологической деятельности / О.А. Васильева // Концепт -
2014. -№6.-С. 1-4.
12. Вилкова А.А. Личностный потенциал в профессиональной деятельности дизайнера / А.А.Вилкова // Казанский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 16-19.
13. Вострокнутов С.И. Совершенствование рефлексивных умений студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности / С.И. Вострокнутов // Педагогика - 2008. - №3 (56). - С. 3-9.
14. Гаврилова Л.В. Поэтапное формирование профессионального понятия «дизайн культура» у конструкторов одежды в процессе обучения в вузе / Л.В. Гаврилова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук - 2009. - №4. - С. 266-271.
15. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности /А.ПГладкова// Историческая и социально-образовательная мысль - 2012 - № 4. - С.91-94.
16. Григорьев А.Д. Формирование проектного мышления студентов
дизайнеров в процессе профессиональной подготовки как
педагогическая проблема / А.Д. Григорьев // Сибирский
педагогический журнал - 2007. - С.370-379.
17. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. / Дж. К. Джонс. - М.: Мир, 1986.-326 с.
18. Елизарова Е.А. Основы формирования проектной деятельности / Е.А. Елизарова // Вестник Казанского технологического университета. - 2008.-№1.-С.107-111.
19. Женский костюм для русского народного танца [Электронный ресурс] - http://rus-dance.ru/zlienskiy-kostyum-dlya-msskogo-narodnogo-tantsa.litml Дата обращения 30.11.18.
20. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретикометодологический подход) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня - 2006 - №8. - С.21-26.
21.Зуева С.В. Исследовательские умения учащихся: сущность и
классификация умений, критерии и уровни сформированности. [Электронный ресурс] - http://www.econf.rae.ru/pdf/2016/09/5760.pdf. Дата обращения 20.05.2019
22. Ильин Е.Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. Монография / Е.Л. Ильин - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. - 65с.
23. Исахожаева И. А. Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе // Молодой ученый. - 2017. - №25. - С. 287-290. - [Электронный ресурс] EIRL https://moluch.rn/archive/159/44542/ Дата обращения: 24.05.2019
24. Кадиева Н.В. Опыт проектирования сценического костюма в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров / Н.В. Кадиева // Открытое и дистанционное образование. - 2016. - №1. - С. 10-40.
25. Карпенко В.И., Ежеченко П.С., Карпенко И.А. Сценический костюм как одно из выразительных средств хореографического искусства. / В.Н. Карпенко, П.С.Ежеченко, И.А. Карпенко // Таврический научный обозреватель - 2017 - №2 (19). - С.42-49.
26. Кауда Т.М. Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования: дне.... канд. пед. наук:
13.0. 01/ Кауда Татьяна Михайловна. -Великий Новгород, 2000.-283 с.
27. Климова Л.Н. Педагогическая модель дизайн-образования в профессиональном колледже / Л.Н. Климова - Автореферат дисс.на соис.уч.степени канд.пед.наук. - 2011. - 26 с.
28. Ковешников П.А. Художественно-проектная компетенция бакалавров дизайна: сущность, структура и содержание / П.А.Ковешников // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - №1 (70)-С. 185-189.
29. Коветттннкова Н.А. Актуальные проблемы дизайн-образования в контексте современной теории и практики дизайна / Н. А. К оветттннкова //ВестникТГУ. -2011. - выпуск4 (96). - С. 151-155.
30. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике./ Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров - М.: НКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издат.центр «МарТ», 2005. - С. 196-197.
31. Коновалова А.В. О формировании профессиональной компетентности дизайнеров в профильном вузе / А.В. Коновалова // Вестник ОГУ-
2011. - №9 (128)/сентябрь - С. 143-146.
32. Коммуникативные умения: понятие виды формирование. - [Электронный
ресурс] URL
https://studbooks.net/694500/psihologiya/kommunikativnye_umeniya_ponyatie _vidy formiгоvaniе. Дата обращения: 24.05.2019
33. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А.В.Коржуев, В.А.Попков, Е.Л. Рязанова// Педагогика - 2002. - № 1. - С. 18-22.
34. Кортнев К.П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума / К.П. Кортнев, К.П. Шушарина// Современные методы физико-математических наук: труды Международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ.-Т. 3.-2006. - 147 с.
35. Кошелева Д.В. Генезис понятия «исследовательские умения» /Д.В.Кошелева// Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №2. - С.218-221.
36. Куликов А.Г. Формирование проектных умений учащихся старших
классов в системе непрерывного дизайнерского образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Куликов Александр Георгиевич. -
Магнитогорск, 2000. - 141 с.
37. Куприна Ю.П. Проблемы обучения студентов-дизайнеров / Ю.П. Куприна // Социально-экономические явления и процессы, 2015. - №7. - С.220-224.
38. Малетова М.И. Значимость презентационных умений в системе
образовательной деятельности / М.И. Малетова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. [Электронный ресурс]
https: //cyberleninka. ru/article/n/znachimo st-prezentatsionnyh-umeniy-v- sisteme-obrazovatelnoy-deyatelnosti. Дата обращения: 24.05.2019
39. Маркова А.К. Психология профессионализма /Маркова А.К. - М.: Знание, 1996. - 100с.
40. Матвеева Т.В. Психологические основы формирования профессионального системного мышления в процессе профессиональной подготовки дизайнеров [Электронный ресурс] / Т.В.Матвеева // Современные проблемы науки и образования. - Электрон, журн. - 2006. - № 5. - С. 82- 83. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/17-577.
41. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш. - М.: Изд-во «Вентана-Граф»,
2004. - 112 с.
42. Моляко В.А. Социально-психологические условия повышения эффективности творческой научно-технической деятельности / В.А.Моляко - Киев: Знание. -1974. - 32 с.
43. Наумов, В.П. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / В.П.Наумов, А.Г.Куликов. - Магнитогорск: Изд-во МАГУ, 2001. - 150 с.
44. Некрасова Г.Н., Малых Н.В. Графическая составляющая в дизайн- технологической деятельности будущих конструкторов одежды / Г.Н.Некрасова, Н.В. Малых // Концепт - 2014. - №33. - С. 1-4.
45. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов - Кн.1 изд. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
46. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И.Нестеренко. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 315 с.
47. Новый продукт. [Электронный ресурс]
http: //www. grandars. ru/student/marketing/novyy-produkt. html. Дата
обращения 30.11.18
48. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. / Ю.П. Платонов - Спб.: Питер, 2006. - 464 с.
49. Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] / Е.С.Полат //Сборник «Методология учебного проекта». - Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/index.htm.
50. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников / С.В.Еавриш // Ребенок в детском саду. Рубрика: Дошкольники. - 2003. - №1- С.51.
51. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов - М.: Еуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 336 с.
52. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф.Рунге, В.В. Сеньковский. - М.: Просвещение - 2001. - С. 12.
53. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков - М.: Сентябрь - 2003. - 204 с.
54. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным
стандартам нового поколения: монография / П.В. Середенко - Южно- Сахалинск: Изд-во СахГУ. - 2014. - 208 с.
55. Соловьев Ю.Б. Художественное конструирование [Электронный
ресурс] / Ю.Б. Соловьев. - Режим доступа:
http: //www. cultinfo. ш/fulltext/1/001/008/120/032. htm. Дата обращения 28.11.18.
56. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций / А.И. Субетто - М.: ИЦ ПКПС, 2006.-С.32-33.
57. Сценический костюм [Электронный ресурс]
http://wdoxnovenie.ru/stati/586/scenicheskii-kostjum/ Дата обращения 30.11.18.
58. Тарасюк Н.А., Семенова Ю.И. Развитие рефлексивных умений как основа профессиональной подготовки / Н.А. Тарасюк, Ю.И. Семенова //Высшее образование в России, 2010. [Электронный ресурс] - https://cyberleninka.ni/article/n/razvitie-refleksivnyh-umeniy-kak-osnova- professionalnoy-podgotovki. Дата обращения 30.04.19
59. Тигров С.В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза / С.В.Тигров: дне. ... канд. педагог, наук. - Липецк, 2004 - 147 с.
60. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Концепция дизайн-образования в современных условиях/ Е.В.Ткаченко, С.М.Кожуховская [Электронный ресурс] - http://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/1962/l/vestnik_41_02.pdf Дата обращения 30.04.19
61. Тощенко Ж.Т. Социальное проектирование / Ж.Т.Тощенко, Н.А.Антов, Н.И.Лапин. - М.: Мысль - 1982. - 254 с.
62. Трофимова Е.С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика): Монография / Трофимова Е.С. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет» - 1999. - 283 с.
по
63. Усатая, Т.В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Усатая Татьяна Владимировна. - Магнитогорск, 2004. -162 с.
64. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению 072500 «Дизайн». - М., 2009. - 59 с.
65. Филатова М.В. Сущность, структура и содержание художественно- проектной компетенции в педагогической теории и практике /М.В. Филатова // Международный научный журнал «Инновационная наука». -2015. -№5 - С.257-262.
66. Фильченко Ю.А. Условия развития проектной культуры подростков на занятиях изобразительным искусством и дизайном в общеобразовательной школе / Ю.А.Фильченко - автореф. дис. ... канд. педагог, наук. Рязань, 2003. - 28 с.
67.Чембаров Е.А. Формирование проектных умений студентов- дизайнеров в вузе / Е.А. Чембаров // Теория и практика общественного развития. -2012. -№ 8. - С. 196-199.
68. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентный подход / В.Д. Шадриков// Высшее образование сегодня. -2004,-№8.-С. 3-8.
69. Шутемова Е.А. Влияние современного искусства на дизайн-
проектирование [Электронный ресурс]: Материалы студенческой
научной конференции «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна- 2005» / Е.А. Шутемова // Архитектон. - Электрон, журн. - 2005. - №
10. - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2005_2/k25. Дата
обращения 26.04.19
70. Щедровицкий Е.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Е.П.Щедровицкий - М., 2005. - 800 с. - [Электронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-refleksivnyh-umeniy-kak-osnova- professionalnoy-podgotovki Дата обращения 30.04.19
71. Hargie О., Saunders C. and Dickson D. Social skills in interpersonal communication. - New York - 1999. - 369 p.
72.Smithsons S., Whitehead J. Interpersonal skills, Handbook for management trainees. - Croner publishers Ltd. - 1990. - 312 p.