Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы 9
1.1 Формирование навыков преодоления сценического волнения у подростков как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Опыт формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано Детской музыкальной
школы в трудах ведущих отечественных педагогов 25
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы 43
2.1 Разработка авторской программы «Как по нотам» по 43
формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию навыков преодоления сценического волнения подростков в классе фортепиано ДМШ №2 г. Набережные Челны 55
Выводы по главе 2 65
Заключение 69
Список литературы 75
Приложения 81
Актуальность исследования. Проблема сценического волнения в последние годы становится одной из актуальных тем в современной мировой науке и практике. Интерес к проблеме обусловлен постоянным расширением сферы профессиональной деятельности человека, протекающей в экстремальных условиях.
Согласно концепции детской музыкальной школы подготовка современного специалиста в области музыкального образования включает в себя ряд важных компонентов, предполагающая формирование широкого спектра знаний, умений и навыков.
В частности, важно отметить, необходимость формирования способности молодого музыканта выступать перед широкой аудиторией, умений исполнять на высоком профессиональном уровне музыкальные произведения. Практика свидетельствует, что для этого недостаточно владеть вокальными навыками, искусством дирижирования, техникой игры на различных музыкальных инструментах и т.д. Необходимо владеть особыми, специфическими приемами - техникой психической саморегуляции, при отсутствии которой выступления перед публикой имеют, как правило, небольшие шансы на успех.
Концертные выступления - одна из важнейших форм деятельности музыканта-исполнителя, результат всей проделанной им работы. Публичные выступления способствуют раскрытию, усовершенствованию всех музыкальных способностей ученика, воспитывают его сценическую выдержку и артистизм, являются стимулом для его дальнейшего роста.
Эффективный самоконтроль, самообладание, эмоциональная стабильность - все это, по единому мнению квалифицированных специалистов (музыкантов-исполнителей, психологов, педагогов), составляет в совокупности то, что обеспечивает успешную исполнительскую деятельность музыканта, закладывая прочную базу в ее основание.
Проблема формирования навыков преодоления сценического волнения - одна из наиболее актуальных, жизненно важных вопросов становления музыканта пианиста. Сталкиваясь с ней впервые на начальном этапе обучения, исполнители, периодически выступающие перед публикой, не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры.
Степень изученности проблемы. Анализ литературы, посвященной вопросам преодоления сценического волнения показал, что данная проблема - междисциплинарная, и ее научное рассмотрение осуществляется с позиции педагогики, психологии, искусствоведения и других наук.
Психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме стрессовых состояний человека, их особенностям и формам проявления представлены в работах российских ученых М.Е. Бурно, Н.А. Подымов, А.М. Прихожан, Ю.В. Щербатых и др.
Проблема «сценического волнения» представлена в трудах зарубежных ученых психологов А. Адлер, Г. Селье, Ф. Перлз и др.
Взгляды выдающихся музыкантов-исполнителей на проблему сценического волнения отражены в автобиографических работах и воспоминаниях Й. Гофмана, Г.Г. Нейгауза, Ф. Шаляпина и др.
Психолого-педагогическими проблемами в области исполнительства занимались М.Г. Арановский, А.Д. Артоболевская, Л.Л. Бочкарев, С.М. Мальцев, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов и др.
Известны труды педагогов-исследователей в области фортепианного искусства Л.А. Баренбойма, А.В. Бирмака, Й.К. Гофмана, Е.А. Калантаровой, М.А. Ковалевской, М.Г. Когана, Е.Г. Либермана, Е.В. Назайкинского, Г.Г. Нейгауза, В. А. Николаева, С.И. Савшинского, Г.М. Цыпина, А.П. Щапова и др.
Значимыми для нашего исследования являются методические труды таких ученых пианистов, как А.В. Вицинский, Т.М. Земцова, Г.М. Коган, Ю.А. Литвиненко, К.С. Савшинский др., в работах которых рассмотрены вопросы, касающиеся сценической подготовки учащихся-пианистов, преодоления сценического волнения музыкантов исполнителей.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано Детской музыкальной школы недостаточно уделяется должного внимания, а сама работа в этом направлении проводится не систематически. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о преодолении сценического волнения у подростков в классе фортепиано Детской музыкальной школы.
Таким образом, существуют противоречия между существующей необходимостью формирования навыков преодоления сценического волнения обучающихся по классу фортепиано и, недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано Детской музыкальной школы и определить тему выпускной квалификационной работы: «Формирование навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано Детской музыкальной школы.
Объект исследования: музыкально-образовательный процесс в детской музыкальной школе.
Предмет исследования: формирование навыков преодоления
сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность авторской программы по формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть формирование навыков преодоления сценического волнения учащихся подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать опыт формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы в трудах ведущих отечественных педагогов;
3. Разработать авторскую программу «Как по нотам» по формированию навыков преодоления сценического волнения подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы и представить результаты ее реализации.
Исходя из объекта, предмета и цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: процесс формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано Детской музыкальной школы будет более эффективным, если:
- на занятиях у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы на ряду с традиционными приемами обучения будут использованы следующие приемы по преодолению сценического волнения с учетом особенностей обучающихся: авторские игры, психологические тренинги, беседы, систематические выступления перед публикой;
- будет разработана авторская программа «Как по нотам» по формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы.
Методологической основой исследования явились:
Идеи и положения психологической теории личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), психологической теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, У. Кеннон, К. Ланге, П.В. Симонов, Л. Фестингер, Д.О. Хебб и др.).
Исследования по проблемам фортепианной педагогики (А.Д. Алексеев, А.Д. Артоболевская, Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, А.А. Николаев, Н.Е. Перельман, С.И. Савшинский,
Н.В. Терентьева, Г.М. Цыпин, А.А. Шмидт-Шкловская, и др.); труды в области общей и музыкальной психологии (П.Я. Гальперин, А.Л. Гройсман, М.С. Коган, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, К.Р.
Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов); труды, посвященные комплексному подходу в разработке методики формирования исполнительской техники (Л.А. Баренбойм, Й.К. Гофман, А.Д. Корто, Е.Г. Либерман, С.М.
Майкапар, Н.К. Метнер, Е.М. Тимакин, С.Е. Фейнберг, Е.М. Цыпин, Ф.А. Штейнгаузен, А.П. Щапов и др.).
Методы исследования: В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические - анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования; обобщение практического опыта работы педагогов в классе фортепиано, анализ учебных программ и пособий для пианистов и т.д.; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, включающий наблюдение за процессом обучения пианистов в детских музыкальных школах, опрос, беседы с преподавателями и обучающимися, обработка результатов эксперимента.
Этапы исследования:
На первом этапе (2017-2018г.) - изучена научная психолог-опедагогическая, учебно-методическая литература по теме исследования, сформулирована гипотеза, определены цель и задачи исследования.
На втором этапе (2018-2019г.) - разработана авторская программа «Как по нотам» по формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано Детской музыкальной школы. Проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2019г.) - реализована авторская программа «Как по нотам» на базе ДМШ №2 г. г. Набережные Челны, проведен формирующий и контрольный этапы эксперимента, обобщены результаты опытно-экспериментального исследования.
База исследования: Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДМШ №2 г. Набережные Челны, где осуществлялась апробация авторской программы «Как по нотам». В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие подростки 10-11 лет.
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «Как по нотам» по формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано детской музыкальной школы. Данная программа направлена на формирование навыков, обеспечивающих успешное концертное выступление учащихся; развитие артистических и эмоциональных данных, а также развитие исполнительской техники учащихся. Программа способствует развитию самообладания и выдержки при публичном выступлении; реализации артистических способностей учащихся; технической подготовленности музыканта.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления в определении понятия «навык преодоления сценического волнения».
Практическая значимость заключается в том, что исследование может быть использовано в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы (64), приложения (3).
В данной выпускной квалификационной работе, по теме «Формирование навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано ДМШ», рассмотрен процесс формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано ДМШ как психолого-педагогическая проблема, проанализирован опыт формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано ДМШ в трудах ведущих отечественных педагогов, а также разработана и реализована авторская программа «Как по нотам» по формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков в классе фортепиано ДМШ, обобщены результаты опытно-экспериментального исследования.
Проведенное научное исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Выступление на сцене — это непосредственно ответственный и важный момент в жизни музыканта-исполнителя, так как это показатель проделанной репетиционной работы, заключающейся в исполнении музыкальной программы перед публикой, а также эффективная форма нравственного и эстетического развития исполнителей. К числу психологических качеств, необходимых музыканту-исполнителю для публичного выступления, относятся следующие: артистизм, самообладание, проявление волевых качеств, нахождение оптимального сценического состояния, самоконтроль, умение корректировать свои действия в процессе исполнения.
2. Для проведения теоретического анализа содержания ключевых понятий исследования «сценическое волнение», и «навык преодоления сценического волнения», нами осмыслена сущность понятий: «волнение», «стресс», «сценическое волнение», «навык», «навык преодоления сценического волнения».
3. Сценическое волнение - одна из форм психического состояния личности до и вовремя концертного выступления. Непосредственно, излишнее волнение мешает качеству.
4. По мнению Г. Цыпина сценическое волнение - это особенность публичного выступления, которая способствует эмоциональному подъему, соответствующему настрою перед выступлением.
5. Проблема преодоления сценического волнения у музыкантов- исполнителей напрямую связана с систематической исполнительской практикой, выступлениями. А именно с формированием навыка преодоления сценического волнения.
6. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, навык - это умение, выработанное упражнениями, привычкой.
7. Навыки делятся на двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.
8. Формирование навыков, наряду со знаниями и умениями, представляет собой важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, творческому развитию, путь установления связи теории с практикой в учебно- воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.
9. Музыкально-исполнительская деятельность музыканта
осуществляется на основе комплексного решения задач и проблем, среди которых важным является формирование навыка преодоления сценического волнения.
10. Навык преодоления сценического волнения - это способность исполнителя, достигать желаемого результата в публичном выступлении, сопровождающееся соответствующим эмоциональным подъемом и настроем перед выступлением.
11. На основе сформулированных исследователем Ю.А. Литвиненко структуры преодоления сценического волнениями определили следующие компоненты навыка преодоления сценического волнения: мотивационная, оперативная и ситуативная готовность исполнителя.
12. Исследованы психолого-педагогические особенности формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков, на основании чего выявлено, что данный возраст это благоприятный период для формирования данного навыка: период впитывания и накопления знаний; становится образной и выразительной речь, мышление более систематизированным, зрелым; вырабатываются умения, навыки, и деловые качества, что является мотивом в выборе будущей профессии; развитие сенсорных и сенсомоторных качеств. У подростков именно в этом возрасте при наличии общих свойств, появляются новые личностные качества, и их исполнительская деятельность приобретает новый смысл. Это проявляется в их отношении к учебно-исполнительской деятельности,ее мотивации, усердии, особенностях предконцертных состояний и поведения.
13. Мы пришли к мнению, что формирование навыка преодоления сценического волнения подростков способствует успешному концертному выступлению учащихся; развитию артистических и эмоциональных данных, а также исполнительской техники учащихся. Программа способствует развитию самообладания и выдержки при публичном выступлении; реализации артистических способностей учащихся; технической подготовленности музыканта раскрытию их индивидуальности, формированию потребностей в творческом самовыражении.
14. Программа по формированию навыков преодоления сценического волнения у подростков создана на основе дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
15. Отличительной особенностью авторской программы «Как по нотам» наряду с развитием традиционных фортепианных навыков, представленных во многих аналогичных программах, важное для нашего
исследования место занимает формирование навыков преодоления сценического волнения у учащихся подростков.
16. Цель программы: формирование навыков преодоления
сценического волнения подростков 5-8 классов в классе фортепиано ДМШ.
17. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыка преодоления сценического волнения подростков осуществлялась на базе МАУДО «ДМШ №2» г. Набережные Челны РТ.
18. Основной целью опытно-экспериментальной работы является реализация авторской программы «Как по нотам» по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» для подростков в классе фортепиано в МАУДО «ДМШ №2» г. Набережные Челны РТ, представленная в параграфе
2.1. настоящего исследования.
19. В опытно-экспериментальной работе принимало участие 20 детей подросткового возраста 10-11 лет. 10 учащихся преподавателя по классу фортепиано С.Н. Алиевой - экспериментальная группа (ЭГ) и 10 учащихся преподавателя по классу фортепиано А.В. Локтевой - контрольная группа (КГ).
20. В процессе экспериментальной работы была использована диагностическая методика исследователя Ю.А. Литвиненко «Определение уровня развитости пианистических навыков и психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям».
21. Диагностика развитости пианистических навыков и психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям проводилась индивидуально с каждым учеником по следующим критериям: 1 критерий: профессионально-техническая готовность (подготовка программы к исполнению), 2 критерий: эмоционально-психологическая готовность (подготовка самого исполнителя к выходу на сцену).
22. Для оценки сформированности пианистических навыков и психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям, была разработана индивидуальная карта учащегося. Данная карта, представленная в виде таблицы, содержит показатели по основным критериям и уровням. В индивидуальной карте педагоги-эксперты фиксировали меру и степень развитости профессиональных качеств и свойств испытуемых, а также уровень их психологической подготовки к публичному выступлению.
23. На констатирующем этапе, с помощью диагностик, был выявлен начальный уровень сформированности пианистических навыков и психологической подготовки учащихся подростков к публичным выступлениям в ЭГ и КГ, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень сформированности навыков преодоления сценического волнения детей обеих групп.
24. Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня формирования навыков преодоления сценического волнения по всем показателям и компонентам в естественных условиях учебного процесса ДМШ в соответствии с разработанной авторской программой учебного предмета «Специальность и чтение с листа».
25. В ходе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
- реализация комплекса занятий по программе формирования навыков преодоления сценического волнения подростков в ДМШ по учебному предмету «Специальность и чтение с листа».
- использование методик, позволяющих проследить изменения в сформированности навыков преодоления сценического волнения подростков.
В КГ занятия проводились по обычной дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
26. На контрольном этапе эксперимента была повторно проведена диагностика уровня сформированности навыков преодоления сценического волнения подростков ЭГ и КГ, и представлены сравнительные результаты реализации авторской программы, которые отражены в таблицах, схемах и диаграммах. Результаты диагностики показали более высокий уровень сформированности навыков преодоления сценического волнения ЭГ, незначительно повысился данный уровень у детей КГ.
27. Опытно-экспериментальная работа показала, что разработанная и внедренная в процесс обучения авторская программа позволила значительно повысить уровень формирования навыков преодоления сценического волнения подростков ЭГ. Результаты проявились в следующих показателях:
-высокая техническая подготовленность учащихся;
- значительная уверенность на сцене;
-владение навыками самоконтроля и саморегуляции;
-владение комплексом приемов и методов, используемых в предконцертный период подготовки;
- контролируемый страх перед выступлением;
- устойчивый интерес к исполнительской деятельности;
- активность в выборе репертуара и подготовке концертных номеров;
- ярко выраженное стремление в самореализации;
- заинтересованность в творческом процессе;
- стремление к получению новой информации;
потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;
- умение откликаться на творческую деятельность;
- чуткое реагирование на собственное исполнение;
- способность позитивно настроиться на учебный процесс;
- регулирование собственного настроения во время учебного процесса;
- проявление самостоятельности и уверенности в действиях.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Педагогика, 2001. - 189 с.
2. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер. - Психология, 2000. - 321с.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб, пособие / А.Д. Алексеев. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 260 с.
4. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство: учеб.пособие / Л. Баренбойм. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 340 с.
5. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая кн. 2000г. - 338 с.
6. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. - М: Классика-ХХ1, 2008. - 352 с.
7. Бурно М.Е. О характерах людей: Психотерапевтическая книга: Учебное пособие / М.Е. Бурно. - М.: Академический проект, 2006. - 608 с.
8. Викторов А.В. Начинаем эстрадный концерт / А.В. Викторов. - М., «Знание», 2004. - 234с.
9. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением (Секреты фортепианного мастерства) / А.В. Вицинский. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 98 с.
10. Еамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб, пособ. для студ. всех спец-й пед. Вузов / М.В. Еамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
11. Еанелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов- исполнителей / Психическая саморегуляция: сб.науч.трудов / Л.М. Еанелин. - Алма-Ата, 1973,- С. 151-174
12. Горский В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании / В. А. Горский. - Дополнительное образование и воспитание. - 2003. -№3,- 121с.
13. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: Магистр, 1993. - 192 с.
14. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / Й. Гофман. -М.: Классика-ХХ1, 2002. - 192 с.
15. Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний: Руководство по театральной и пара театральной психологии / А.Л. Гройсман. - М.: ИМП «Изд-во Магистр», 1998,- 436 с.
16. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле / С.В. Грохотов. - М.: Классика-ХХ1, 2009. - 220 с.
17. Грохотов С.В. Уроки Гольденвейзера / С.В. Грохотов. - М.: Классика-ХХ1, 2009. - 248 с.
18. Доренский С. Л «Сцена» / С.Л Доренский. - СПБ: «Питер», 2004, 221с.
19. Егорова Л. В. Воспитывает танец / Л.В Егорова. - Сов. педагогика. 1990. -№ 2. - 147с.
20. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб, пособ. - 3-е изд. / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
21. Каузова А.Е. Теория и методика обучения игре на фортепиано / А.Е. Каузова, А.И. Николаева. - М.: Владос, 2001. - 316 с.
22. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К. Кинарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
23. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 2001. - 141 с.
24. Коган Е.М. Работа пианиста / Е.М. Коган. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 203 с.
25. Коган Г.М. У врат мастерства / Г.М. Коган. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 136 с.
26. Крутецкий В.А. Возрастная психология / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2001. - 321с.
27. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии/ В.А. Крутецкий. -М.: Просвещение, 2001. -253с.
28. Леви В. «Приручение страха» / В. Леви. - М.: Метафора, 2006. - 234 с.
29. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста / Б.Е. Милич. - М.: Кифара, 2002. - 183 с.
30. Нейгауз Е.Е. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога: учеб. Пособие / Е.Е. Нейгауз. - СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. - 264 с.
31. Перельман Н.Е. В классе рояля. Короткие рассуждения / Н.Е. Перельман. -М.: Классика- XXI, 2002.-152 с.
32. Перлз Ф. «Опыты психологии самопознания» / Ф. Перлз. - М.: «Еиль-Эстель» - 2003. - 324с.
33. Петрушин В.И. Артистизм - это и тренировка! // Советская музыка. - 197Е -№ 12.-6-17 с.
34. Петрушин. В. И «музыкальная психология» / В. И. Петрушин. - Изд: Академический проект, 2008. - 400 с.
35. Подласый И. П. Педагогика, учебник / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 201Е -574с.
36. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: Учебное пособие / Н.А. Подымов. - Курск.: КГПУ, .1996. - 131 с.
37. Прихожан А.М. Психология тревожности: Дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб: Питер, 2009. - 192 с.
38. Сабанеев А. Воспоминания о Скрябине / А. Сабанеев. - М.: Классика-ХХ1, 2000. - 89 с.
39. Савшинский К.С. Режим и гигиена работы пианиста / К.С. Савшинский. - Л.: Советский композитор, 2013. - 114 с.
40. Селье Г. Стресс без дистресса/Г. Селье. -М: Прогресс, 1982. - 128 с.
41. Силантьева И.И. Актёр и его Alter Ego / И.И. Силантьева, Ю.Г. Клименко. -М.: Грааль, 2005.-564 с.
42. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. 2 -е изд - М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
43. Смирнов М.А. Воспитание музыканта-исполнителя//Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе: Сб. науч. трудов / М.А. Смирнов. -М.: МГТС им. П.И. Чайковского, 1978. - 18-34 с.
44. Струве Б. Эстрадное волнение в музыкальном исполнительстве / Б. Струве, Б. Токарский. Советская музыка. - 1936. -№11. - 66-72 с.
45. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. - М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. - 413 с.
46. Федоров Е.Е. К вопросу об эстрадном волнении // Психологопедагогические проблемы высшего музыкального образования: Сб. трудов (межвузовский). - Вып. 43 / Е.Е. Федоров. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1979. -С. 107-118
47. Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: учебное пособие / Е.Н. Федорович. - Екатеринбург: Полиграфист, 1998. - 80 с.
48. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство / С.Е. Фейнберг. - М.: Классика-ХХ1, 2001. - 340 с.
49. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. - М.: Проспект, 1995. - 384 с.
50. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Педагогика, 2003. -452с.
51. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. Пособие / Ю.А. Цагарелли. - СПб: Композитор, 2008. - 368 с.
52. Цыпин Г. Сценическое волнение / Г. Цыпин. - М.: Музыка, 2011,- 125 с.
53. Шаляпин Ф. Маска и душа / Ф. Шаляпин. - М.: Азбука-классика, 2010. -352 с.
54. Шнабель А. Ты никогда не будешь пианистом! Моя жизнь и музыка / А. Шнабель. - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 336 с.
55. Щапов А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А.П. Щапов. - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 176 с.
56. Щербакова Г.А. Концерт и его ведущий / Г.А. Щербакова. - М., «Сов. Россия», 2001. - 127 с.
57. Щербатых К. В Психология стресса / К.В. Щербатых. - М.: Изд-во Эксмо; 2006; -304 с.
58. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах» / Д.Б Эльконин, Т.В Драгунова. - М.: Институт практической психологии, 2000. - 232 с.
59. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания - /
А.Б. Гольденвейзер. - URL: https://www.twirpx.com (Дата обращения: 15.02.19).
60. Зилоти А.И. Воспоминания и письма / А.И. Зилоти. - URL: https://www.twirpx.com (Дата обращения: 15.03.2019).
61. Монтан И. Солнцем полна голова / И. Монтан. - URL: https://www.twirpx.com (Дата обращения: 15.01.2019).
62. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма / А. Николаев. - URL: https://www.twirpx.com (Дата обращения: 15.04.2019).
63. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Б.М. Теплов. - URL https://www.twirpx.com (Дата обращения: 15.05.2019).
64. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. - URL https://www.twirpx.com (Дата обращения: 15.12.2019).