Оглавление.
Введение 3
Глава I. Обязанность уплаты налога и налоговое обяза-тельство: понятие и соотношение 10
Глава П. Исполнение обязанности уплаты налога 37
§ 1. Предмет исполнения обязанности уплаты налога 38
§ 2. Момент и место исполнения обязанности уплаты
налога 50
§ 3. Срок исполнения обязанности уплаты налога и
способы его изменения 61
§ 4. Очередность исполнения обязанности по уплате налога и погашения требований, возникших в связи с неисполнением (несвоевременным исполнением) обязан¬ности по уплате налога 96
§ 5. Способы исполнения обязанности уплаты на¬лога. Участие в исполнении обязанности уплаты налога
третьих лиц 104
Глава III. Иные способы прекращения обязанности
уплаты налога 128
§ 1. Ликвидация юридического лица и смерть физи¬ческого лица 131
§ 2. Сложение недоимки 140
§ 3. Зачет 147
§ 4. Отступное и новация 166
Заключение 180
Список использованной литературы 187
Введение.
В последнее десятилетие тема налогов приобрела особую актуальность не только для финансистов, но и для юристов: тема налогов постоянно затрагивается в юридических изданиях (“Финансовое право”, “Ваш налоговый адвокат”, “Юридический мир” и др.), заметно возросло число диссертаций и монографий по вопросам налогового права и законодательства.1
Одной из причин, как нам представляется, является бурное развитие налогового законодательства, в частности, принятие Налогового кодекса Российской Федерации.2 Не случайно сразу после его опубликования практически одновременно появились несколько комментариев под редакцией представителей науки финансового права - В.И.Слома, А.В.Брызгалина, С.Д.Шаталова.3
Огромную роль в развитие науки финансового права в последние несколько лет вносят решения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в одном из его постановлений предлага-
1 См.: Орлов М.Ю. Основные вопросы теории налогового права как подотрасли финансового права. Дисс. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. - М.,
1997. Переверзева Е.В. Законодательство субъектов Федерации как источник налогового права. Дисс. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. - Саратов,
1998. Ковалевская М.Ю. Административно-правовое регулирование налогообложения. Дисс. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. - М., 2000. Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. - М., 2000. Жесткое С.В. Правовые основы налогового планирования. - М., 2002. Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование. - М., 2002.
2 См.: Собрание законодательства РФ. - 1998. - Jsfe 31. - Ст. 3824.
3 См.: Налоговый кодекс РФ. Часть первая: постатейный комментарий/Под ред. В.И.Слома. - М., 1998. Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный, расширенный)/ Под. ред. А.В.Брызгалина. - М., 1999. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (постатейный). - М., 1999.
4
ется определение налога и налогового обязательства;4 в другом затрагивается вопрос о моменте исполнения налоговой обязанности (обязанности по уплате налога);5 срок исполнения обязанности по уплате налога как элемент налогового обязательства рассматривается в одном из определений.6
Акты законодательства о налогах и сборах неоднократно подвергались проверке на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует не только о затруднениях в понимании актов налогового законодательства, их неоднозначности, а иногда и противоречивости, но и о недостаточной степени проработанности многих вопросов теории налогового обязательства в науке финансового права.
Сказанное в полной мере относится к вопросу о таком элементе налогового обязательства, как обязанность по уплате налога, в первую очередь основаниях ее прекращения.
В той или иной степени налоговое обязательство и его элементы подвергались исследованию в работах С.В.Запольского,
Н.П.Кучерявенко, Г.Л.Марьяхина, С.Г.Пепеляева, М.И.Пискотина, Е.А.Ровинского, А.И.Худякова, Ю.В.Цветкова, С.Д.Цыпкина. Особо следует отметить работу Е.В.Порохова “Теория налоговых обязательств”,7 в которой автор коснулся многих аспектов динамики налогового обязательства, в частности, проанализировал ряд
* См.: Постановление от 17 декабря 1996 г. № 20-П/ /Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 197.
5 См.: Постановление от 12 октября 1998г. № 24-П//Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 42. - Ст. 5211.
® См.: определение от 14 декабря 2000 г.//Собрание законодательства РФ. -
2001. - 6. - Ст. 605.
7 См.: Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. - Алматы, 2001.
5
вопросов его возникновения, изменения и исполнения. Вместе с тем, отмечая, что анализ налогового законодательства позволяет говорить о наличии и других, помимо исполнения, способах прекращения налогового обязательства, эти другие способы в названной работе практически не затрагиваются. В предлагаемом исследовании мы попробовали восполнить этот пробел, отведя другим, помимо исполнения, способам прекращения налоговой обязанности отдельную главу.
Нельзя не назвать и монографию М.В.Карасевой “Финансовое правоотношение”,8 в которой не только анализируется финансовое правоотношение, но и предлагается определение налогового обязательства как разновидности финансового правоотношения. Признавая то обстоятельство, что понятие обязательства заимствовано у частного права, М.В.Карасева не ограничивается заимствованием самим по себе, а приводит доказательства того, что такое заимствование позволяет лучше понять отличия налогового обязательства от обязательства частно-правового.
Не все представители науки финансового права разделяют эту точку зрения. Так, с сомнением относится к понятию “налоговое обязательство” И.И.Кучеров. В работе “Налоговое право России”9 он оперирует термином “обязанность по уплате налога”, воспроизводя его из НК Российской Федерации.
Что касается цивилистики, отметим, что, несмотря на преобладание подхода, согласно которому монополией на понятие обязательства обладала и обладает именно цивилистика, ряд юристов соглашаются с мнением М.В.Карасевой (к их числу относится, например, В.А.Белов).
8 См.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М., 2001.
9 См.: Кучеров И.И. Налоговое право России. - М., 2001.
180
Заключение.
Итак, на основе анализа союзного и российского финансового законодательства, налогового законодательства ряда государств- участников СНГ (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Республики Беларусь) нами проведено комплексное исследование вопросов исполнения конституционной обязанности по уплате налога и других, помимо исполнения, способов ее прекращения.
Обязанность по уплате налога рассматривалась нами в качестве одного из элементов налогового правоотношения, получившего в литературе название “налоговое обязательство”. В главе I нами установлено соотношение понятий “налоговое обязательство” и “обязанность по уплате налога (налоговая обязанность)”, дана характеристика этих понятий, отмечено, что налоговое обязательство имеет рад признаков, характерных для частно-правового обязательства, но вместе с тем обладает особенностями, обусловленными как предметом, так и методом финансового права.
В ряде случаев на управомоченной стороне налогового правоотношения могут находиться одновременно несколько лиц, например, государство в лице Российской Федерации и ее субъекта, или государство в лице субъекта Российской Федерации и муниципальное образование, или государство в лице Российской Федерации, ее субъекта и муниципальное образование.
Далее, нами установлено, что предметом исполнения обязанности по уплате налога являются деньги, а в тех случаях, когда предметом исполнения становится иное имущество (отечественной истории известен период, когда взимание всех налогов деньгами приостанавливалось, вводились “хлебный” и др. налоги), правильнее говорить о “натуральной повинности”, а не о “натуральном” налоге. Соответственно, йсполнение обязанности по
181
уплате налога состоит в передаче управомоченной стороне денег или, другими словами, уплате налога.
Нами показано, что уплата налога не всегда приводит к смене формы собственности. Управомоченная сторона не всегда приобретает право собственности при исполнении обязанности по уплате налога. Например, когда уплата налога производится государственной организацией, перехода права собственности не происходит, поскольку государство является собственником всего имущества такой организации, в том числе и денежных средств, перечисляемых ею в бюджет. Это, однако, не позволяет нам говорить об отсутствии в данном случае налога и констатировать наличие иного обязательного платежа, лишь облеченного в форму налога.
Поскольку налог является средством формирования финансового фонда государства (муниципального образования), акцент следует сместить именно на этот аспект. Исследование в этом направлении показало, что в таких случаях уплата налога приводит к изъятию денег из владения субъекта права хозяйственного ведения или оперативного управления.
В главе II рассмотрены вопросы исполнения обязанности по уплате налога как наиболее распространенного способа ее прекращения. Отмечено, что момент прекращения обязанности по уплате налога зависит от того, какая форма (наличная или безналичная) используется. В первом случае таким моментом является сдача наличности в кредитную организацию, организацию связи, кассу органа местного самоуправления. Во втором случае - момент предъявления кредитной организации поручения об уплате налога. Как видим, в последнем случае момент исполнения обязанности по уплате налога принципиально отличается от момента исполнения частно-правового обязательства, что обусловлено нали¬
182
чием у налогового органа ряда полномочий в отношении кредитной организации, не перечислившей налог получателю и, в конечном счете, неравенством участников налогового правоотношения.
В отличие от обязательства частно-правового, место исполнения обязанности по уплате налога значение имеет только в случае, когда налог уплачивается через кассу органа местного самоуправления.
Что касается срока исполнения обязанности по уплате налога, нами отмечено, что налоговое законодательство не использует такой способ установления срока, как наступление какого-либо события, хотя в статье 57 НК Российской Федерации этот способ перечисляется наравне с другими - указанием на календарную дату либо на период времени и момент, с которого начинает течь этот период. В ряде случаев недопустимо и указание на календарную дату.
Предлагается изменить в этой части налоговое законодательство с целью исключения возможности произвольного его толкования. Применительно к окладному налогу, то есть налогу, исчисление которого производится налоговым органом, предлагается дополнить законодательство нормой о том, что срок исполнения обязанности по уплате окладного налога определяется исключительно получением лицом налогового уведомления, в котором указана сумма налога. Помимо сказанного, нами отмечено, что норму статьи 57 НК о том, что обязанность по уплате окладного налога возникает не ранее момента получения налогового уведомления, следует понимать так, что момент получения уведомления определяет начало течения срока исполнения обязанности по уплате налога, и не рассматривать налоговое уведомление элементом юридического состава для возникновения собственно налогового обязательства.
Рассмотрение способов изменения срока исполнения обязанное-
183
ти по уплате налога показало, что законодательство перечисляет несколько способов - отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Реструктуризация недоимки по налогу, несмотря на то, что в НК Российской Федерации этот термин не употребляется, также является способом изменения срока исполнения налоговой обязанности. Более того, все эти способы представляют собой либо отсрочку, либо рассрочку в уплате налога.
Далее, мы проследили развитие в советском и российском налоговом законодательстве правила о платности за предоставление отсрочки (рассрочки).
Особое внимание уделено тезису о том, что предоставление налогового кредита не означает новации налогового обязательства в заемное.
Внимание уделено и такому вопросу, никак не урегулированному российским законодательством (в отличие не только от современного налогового законодательства ряда стран- участников СНГ, но и союзного законодательства), как очередность погашения требований, возникших из налогового обязательства, при наличии у обязанного лица 1) недоимки по налогу, 2) пени по налогу и 3) налоговой санкции.
Нами предлагается изменить налоговое законодательство, дополнив его нормой о том, что сумма, поступившая от обязанного лица, в первую очередь направляется на погашение недоимки по налогу, затем - на погашение пени и только после этого - на погашение штрафа. Как видим, такой подход принципиально отличается от принятого в частном праве, где поступившая сумма сначала направляется на погашение затрат кредитора по получению исполнения, затем - на погашение процентов, и только в оставшейся части - на погашение основного долга.
184
Нами отмечается, что в современной отечественной литературе по финансовому праву отсутствует единая классификация способов исполнения обязанности по уплате налога, и отстаивается подход о том, что рассматривать способом исполнения уплату налога с участием налогового органа нельзя. Говоря о таком способе исполнения, имеют в виду случаи, когда исчисление налога производится налоговым органом. По нашему мнению, здесь имеет место исчисление налога, или, другими словами, определение размера налогового обязательства. В этом процессе в ряде случаев действительно принимает непосредственное участие налоговый орган. Однако определение размера налогового обязательства нельзя смешивать с его исполнением, а собственно в исполнении налоговый орган участия не принимает (за исключением случаев, когда на налоговый орган возлагается функция сборщика налога).
В литературе по финансовому праву неоднократно упоминалось, что налогоплательщиком является лицо, чья обязанность по уплате налога обусловлена возникновением у него объекта налога. Это позволило нам высказать мнение о том, что лицо, чья обязанность уплатить налог обусловлена другими обстоятельствами, является в налоговом правоотношении третьим лицом. К таким лицам относятся, например, представители, наследники, правопреемники юридических лиц, участники и учредители ряда юридических лиц, поручители.
В последней главе рассматриваются другие, помимо исполнения, способы прекращения обязанности по уплате налога .Такими способами являются смерть физического лица, ликвидация юридического лица, зачет, новация, отступное, сложение недоимки.
Ни отмена налога, ни истечение срока давности привлечения лица к исполнению налоговой обязанности в принудительном (административном или судебном порядке) обязанность по уплате
налога не прекращают. В первом случае это обусловлено тем, что принятие закона о налоге не влечет возникновения налогового правоотношения, поскольку закон признает тот или иной юридический факт основанием динамики правоотношения, но не является юридическим фактом, наступление которого наряду с другими (наличием объекта налога, истечением налогового периода и др.) приводит к возникновению налогового правоотношения.
Во втором случае отмечена необходимость внесения в налоговое законодательство дополнения, аналогичного норме статьи 206 ГК Российской Федерации, согласно которой исполнение обязательства по истечении срока давности не дает обязанному лицу права требовать возврата исполненного.
Нами предпринята попытка провести классификацию иных, помимо исполнения, способов прекращения обязанности по уплате налога по такому признаку, как волеизъявление управомоченного в налоговом правоотношении лица. Если обязанность прекращается вследствие явления, которое никак не зависит от управомоченного лица, например, в случае смерти физического лица или ликвидации юридического лица, такое основание предлагается именовать безусловным. Если прекращение обязанности напрямую связано с волеизъявлением управомоченного лица, например, сложение недоимки по налогу (значению последнего способа наиболее близко значение института прощения долга, известного частному праву), такое основание названо условным.
Законодательное регулирование других, помимо исполнения, способов прекращения обязанности по уплате налога находится на крайне низком уровне. Доказательством является то, что, например, решение о списании недоимки по налогу при ликвидации юридического лица в соответствии с постановлением Правительства
186
Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам” принимается компетентным органом, а если размер недоимки составляет более 20 млн. руб., решение предварительно согласовывается с Минфином России. Очевидно, что ликвидация юридического лица является юридическим фактом, наступление которого прекращает обязанность по уплате налога само по себе, вне зависимости от наличия решения какого-либо органа.
В правоприменительной практике имеются примеры использования ряда способов прекращения обязанности по уплате налога, не упомянутых в НК Российской Федерации. К ним относятся отступное, при котором в счет уплаты налога управомоченному лицу передается иное, помимо денег, имущество, и новация, при которой налоговое обязательство заменяется другим, заемным.
Список использованной литературы.
I. Нормативные акты.
1. Конституция РФ.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N° 20-П “По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. “О федеральных органах налоговой полиции”//Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 197.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П “По делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. “О государственной границе РФ” в редакции от 19 июля 1997 г.”//Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 46. - Ст. 5339.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. № 21-П “По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 ГК РФ и части шестой ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ” в связи с запросом Президиума Верховного Суда РФ//Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 52. - Ст. 5930.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. К® 24-П “По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в РФ”//Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 42. - Ст. 5211.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 258-0 “По жалобам АО “Энергомаш” и ОАО “Табачная фабрика “Омская” на нарушение конституционных прав и свобод п. 4 ст. 8 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”//Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 6. - Ст. 605.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-0 “По ходатайству Министерства РФ по налогам и сборам о
188
разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября
1998 г. по делу о проверке конституционности п. 3 ст. И Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ”//Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 32. - Ст. 3410.
8. Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.: “О налоговой реформе”//Собрание законодательства СССР. - 1930. - Jslb
46. - Ст. 476.
9. Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей 1932 г.//Собрание законодательства СССР. - 1932. - Mb 69. - Ст. 4106.
10. Положение о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей 1981 г.//Свод законов СССР. Т.5. - С. 502.
11. Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 “О плате за землю”//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 44. - Ст. 1424.
12. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1991. - Mb 52. - Ст. 1871.
13. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. Mb 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 12. - Ст. 591.
14. Закон от 12 декабря 1991 г. “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. -Mb 12. - Ст. 593.
15. Закон РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 “Об инвестиционном налоговом кредите”//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 12. - Ст. 603.
16. Закон РФ от 27 декабря 1001 г. Mb 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”//Ведомости Съезда народных
189
депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - Jslb 11. - Ст. 525.
17. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ”//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1992. - № И. - Ст. 527.
18. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 “О недрах”//
*
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. -1992.
- № 16. - Ст. 834.
19. Гражданский кодекс РФ//Собрание законодательства РФ. - 1994. - N° 32. - Ст. 3301.
20. Таможенный кодекс РФ//Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 31. - Ст. 1224. Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.
21. Налоговый кодекс РФ, часть первая//Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
22. Налоговый кодекс РФ, часть вторая//Собрание законодательства РФ. - 2000. - JM? 32. - Ст. 3340, 3341.
23. Бюджетный кодекс РФ//Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
24. Федеральный закон от 31 марта 1995 г. № 39-Ф3 “О федеральном бюджете на 1995 год”//Собрание законодательства РФ.
- 1995. - № 14. - Ст. 1213.
25. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”//Собрание законодательства РФ. - 1995. - Jslb 35. - Ст. 3506.
26. Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”//Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 1. - Ст. 15.
27. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ “О феде¬
190
ральном бюджете на 1997 год”//Собрание законодательства РФ. -
1997. - № 9. - Ст. 1012.
28. Федеральный закон от 08.01.98 № 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)’’//Собрание законодательства РФ. -
1998. - Мг 2. Ст. 222. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.
29. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ “О феде¬ральном бюджете на 1998 год”//Собрание законодательства РФ. -
1998. - № 13. - Ст. 1464.
30. Закон г. Москвы от 22 декабря 1999 г. № 39 “О ставках и льготах по налогу на прибыль”//Ведомости Московской городской Думы. - 2000. - Mb 1.
31. Закон г. Москвы от 27 декабря 2000 г. Mb 41 “О бюджете города Москвы на 2001 год”//Ведомости Московской городской Думы. - 2001. - Mb 1.
32. Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. Mb 65 “О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушения налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г.”//Собрание законодательства РФ. - 1996. - Mb 4. - Ст. 264.
33. Постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. Mb 906 “О выпуске казначейских обязательств”//Собрание законодательства РФ. - 1994. - Mb 16. - Ст. 1911.
34. Постановление Правительства РФ от 5 марта 1997 г. Mb 254 “Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет”//Собрание законодательства РФ. - 1997. - Mb 10. - Ст. 1193.
35. Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1998 г. Mb 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом”//Собрание законо-
191
дательства РФ. - 1998. - № 16. - Ст. 1857.
36. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. Mb 1002 “О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации
, кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а
также задолженности по начисленным пеням и штрафам”//Собрание
*
законодательства РФ. - 1999. - Mb 37. - Ст. 4498.
37. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. Mb 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам”//Собрание законодательства РФ. - 2001. - Mb 8. - Ст. 752.
38. Постановление Правительства г. Москвы от 4 февраля 1997 г. Mb 80 “О погашении задолженности перед бюджетом имуществом и имущественными правами предприятия-должника”//“Экономика и жизнь” (московский выпуск). - 1997. - Mb 13.
у 39. Постановление Правительства г. Москвы от 20 июля 1997 г.
Mb 670 “Об итогах работы Комплекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям по привлечению ресурсов на финансирование городских программ в первом полугодии 1999 года и о мерах по стабилизации финансовых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды”//Вестник мэрии Москвы. - 1999. - Mb 19.
40. Постановление Правительства г. Москвы от 12 октября 1999 г. Mb 928 “О совершенствовании практики налогового кредитования и реструктуризации задолженности по платежам в бюджет г. Москвы”//Вестник мэрии Москвы. - 1999. - Mb 23.
41. Положение о безналичных расчетах в РФ//Вестник Банка России. * 1997. - Mb 91-92.
42. Порядок ведения кассовых операций в РФ//“Экономика и жизнь”. - 1993. - Mb 42-43.
43. Положение о порядке ведения кассовых операций в кредит-
ных организациях на территории РФ//Вестник Банка России. - 1997.
- Mb 26.
44. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ//Вестник Банка России. - 1998. - К? 1;
1999. - Mb 4.
45. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. Mb 13/14 “О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами”//Вестник ВАС РФ. - 1998. - Mb 11.
46. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от И июня 1999 г. Jsfe 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой НК РФ”//Вестник ВАС РФ. - 1999. - № 8.
47. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 “О некоторых вопросах применения части первой НК РФ”//Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 7.
48. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 1 “Об ответственности налогоплательщиков и банков за непоступление в бюджет налогов”//Вестник ВАС РФ. - 1996. - Mb 6.
49. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 августа 1995 г. Mb С1-7/ОП-506 “Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике”// Вестник ВАС РФ. - 1995. - Mb 11.
50. Инструкция об исполнительном производстве, утв. приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 г. Mb 22//БНА СССР. - 1987. - Mb 11.
51. Приказ ГТК России от 10 мая 2001 г. Mb 427 “О внесении на депозит причитающихся сумм для обеспечения уплаты таможенных