РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития проектных умений у младших подростков во внеклассный работе 10
1.1. Сущностно-содержательный анализ понятий «проект», «проектная
деятельность» и «проектные умения» 10
1.2. Особенности развития проектных умений в младшем подростковом
возрасте 25
1.3. Формы и методы развития проектных умений у младших подростков
во внеклассной работе 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию проектных умений у младших подростков во внеклассной работе 42
2.1. Этапы и методики исследования 42
2.2. Исследования уровня сформированности проектных умений у
младших школьников (констатирующий этап) 46
2.3. Разработка и реализация программы по формированию проектных
умений у детей младшего школьного возраста 48
2.4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования (контрольный этап) 58
Выводы по 2 главе 63
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития проектных умений у младших подростков во внеклассный работе 10
1.1. Сущностно-содержательный анализ понятий «проект», «проектная
деятельность» и «проектные умения» 10
1.2. Особенности развития проектных умений в младшем подростковом
возрасте 25
1.3. Формы и методы развития проектных умений у младших подростков
во внеклассной работе 29
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию проектных умений у младших подростков во внеклассной работе 42
2.1. Этапы и методики исследования 42
2.2. Исследования уровня сформированности проектных умений у
младших школьников (констатирующий этап) 46
2.3. Разработка и реализация программы по формированию проектных
умений у детей младшего школьного возраста 48
2.4. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментального
исследования (контрольный этап) 58
Выводы по 2 главе 63
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность исследования. Согласно ФГОС основного общего образования современная школа должна уделять большое внимание формированию проектных умений у школьников, в частности «важно научить ребенка: самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения; самоконтролю, самооценке, принятия решений и осуществления осознанного выбора в деятельности;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение» [45]. Ведущую роль в формировании проектных умений у школьников играет метод проектов или технология проектной деятельности.
Проектная деятельность как инновационная технология стимулирует познавательную активность обучающихся, их самостоятельность, учит творческому подходу к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
Метод проектов активно реализуется через внеучебную деятельность, объединяющую все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания и социализации. Внеучебная деятельность это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления [7]. Подросток, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в деятельность, но и «входит в новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования. В этот период подросток начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий.
Исследованием проектной деятельности занимались многие ученые. Например, Н.В. Матяш [19] рассмотрел основные теоретические и методические подходы к рассмотрению проектной технологии обучения школьников: категориальный аппарат, принципы, содержание, формы, методы обучения. Алгоритм организации проектной деятельности в школе достаточно подробно представлен в работах Е.С. Полат [26], М.Б. Романовской [32]. Организация проектной деятельности в младшем школьном возрасте представлена в работах Г.В. Алябушева [1], М.А. Ступницкой [39;40], С.Г. Щербаковой [50], так как именно в этом возрасте целесообразнее знакомить детей с данным видом деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что организация проектной деятельности у обучающихся среднего звена недостаточно изучена и реализована на практике, что делает наше исследование актуальным.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между необходимостью с одной стороны организации учителем проектной деятельности в средних классах в связи новыми образовательными стандартами, а с другой стороны, недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования проектных умений младших подростков.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования проектных умений у детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие проектных умений у младших подростков во внеклассной работе.
Объект исследования: процесс развития проектных умений у младших подростков во внеклассной работе.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития проектных умений у детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития проектных умений в младшем подростковом возрасте может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «проектные умения»;
- учитывать особенности детей младшего подросткового возраста при формировании проектных умений;
- рассмотреть основные формы и методы развития проектных умений младших подростков;
- разработать и реализовать программу развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе «Учимся проектировать вместе».
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «проект», «проектная деятельность» и «проектные умения».
2. Выявить особенности развития проектных умений у младших подростков.
3. Рассмотреть формы и методы развития проектных умений у детей младшего подросткового возраста.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность разработанной программы по формированию проектных умений младших подростков.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические исследования в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «проект», «проектные умения», «проектная деятельность» (Г.В. Алябушева, А.В. Горячева, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М.Ю Ступницкая). На сегодняшний день алгоритм проектной деятельности достаточно подробно рассмотрен и построен в работах П.С. Лернера, Е.С. Полат, М.Б. Романовской, В.Д. Симоненко, Фураевой Е.А., И.Д. Чечель., а также представлена расширенная классификация проектов в трудах Е.С. Сергеева.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование;
анкетирование, педагогический эксперимент.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан». Выборку составили 26 учащихся 7 «А» класса в возрасте от 12-14 лет; классный руководитель Хафизова Рушания Халиловна.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературы по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап эксперимента.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего подросткового возраста с целью развития у них проектных умений; реализовывался формирующий этап эксперимента.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап эксперимента; осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в разработке развивающей программы «Учимся проектировать вместе», направленной на развитие проектных умений в младшем подростковом возрасте во внеклассной работе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Учимся проектировать вместе» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений педагогами-предметниками, классными руководителями, психологами с целью развития проектных умений учащихся.
Апробация результатов исследования. Результаты бакалаврской работы были апробированы в виде докладов на следующих конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция (с он-лайн участием) «The dialogue of the West and East: topical issues of contemporary education and pedagogics» (Диалог Запада и Востока: актуальные проблемы современного образования и педагогики) - г. Казань, 22 ноября 2018 г.
Тема доклада - Features of project making abilities development of young teenagers in extracurricular work (Особенности развития проектных умений младших подростков во внеурочной работе).
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года - г. Казань, 9 апреля 2019 г.
Тема доклада - Развитие проектных умений у младших подростков во внеклассной работе как педагогическая проблема.
3. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования - г. Москва, 15 мая 2019 г.
Тема доклада - Развитие проектных умений младших подростков во внеклассной работе.
4. 20-я международная научно-практическая конференция Наука и Образование: отечественный и зарубежный опыт - г. Белгород, 20 мая 2019 г.
Тема доклада - Формы и методы развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе.
5. Международная научно-практическая конференция «Теория и практика модернизации научной деятельности» - г. Оренбург, 26 мая 2019 г.
Тема доклада - Развитие проектных умений детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе.
А также в следующих публикациях:
1. Юнусова С.А. Развитие проектных умений младших подростков во внеурочной деятельности как педагогическая проблема / С.А. Юнусова // Сборник статей Итоговой научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года (в печати).
2. Юнусова С.А. Формы и методы развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе / С.А. Юнусова // Сборник статей 20-й Международной научно-практической конференции Наука и Образование: отечественный и зарубежный опыт - Белгород, 2019. - С. 151154.
3. Юнусова С.А. Развитие проектных умений детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе [Текст] / С.А. Юнусова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теория и практика модернизации научной деятельности». - Оренбург: OMEGA SCIENCE, 2019. - С. 265-267.
4. Юнусова С.А. Особенности развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе / С.А. Юнусова // Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога», 2019. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=33834
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение» [45]. Ведущую роль в формировании проектных умений у школьников играет метод проектов или технология проектной деятельности.
Проектная деятельность как инновационная технология стимулирует познавательную активность обучающихся, их самостоятельность, учит творческому подходу к овладению материалом, побуждает к самообразованию.
Метод проектов активно реализуется через внеучебную деятельность, объединяющую все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых заложена возможность и целесообразность решения задач их воспитания и социализации. Внеучебная деятельность это возможность использования свободного от учёбы времени для собственного развития путём самообразования, самовоспитания, самообучения, профессионального становления [7]. Подросток, включаясь во внеучебную практическую деятельность, не только качественно вступает в деятельность, но и «входит в новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени нравственного и профессионального совершенствования. В этот период подросток начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий.
Исследованием проектной деятельности занимались многие ученые. Например, Н.В. Матяш [19] рассмотрел основные теоретические и методические подходы к рассмотрению проектной технологии обучения школьников: категориальный аппарат, принципы, содержание, формы, методы обучения. Алгоритм организации проектной деятельности в школе достаточно подробно представлен в работах Е.С. Полат [26], М.Б. Романовской [32]. Организация проектной деятельности в младшем школьном возрасте представлена в работах Г.В. Алябушева [1], М.А. Ступницкой [39;40], С.Г. Щербаковой [50], так как именно в этом возрасте целесообразнее знакомить детей с данным видом деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что организация проектной деятельности у обучающихся среднего звена недостаточно изучена и реализована на практике, что делает наше исследование актуальным.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между необходимостью с одной стороны организации учителем проектной деятельности в средних классах в связи новыми образовательными стандартами, а с другой стороны, недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования проектных умений младших подростков.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования проектных умений у детей младшего подросткового возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие проектных умений у младших подростков во внеклассной работе.
Объект исследования: процесс развития проектных умений у младших подростков во внеклассной работе.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития проектных умений у детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития проектных умений в младшем подростковом возрасте может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «проектные умения»;
- учитывать особенности детей младшего подросткового возраста при формировании проектных умений;
- рассмотреть основные формы и методы развития проектных умений младших подростков;
- разработать и реализовать программу развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе «Учимся проектировать вместе».
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «проект», «проектная деятельность» и «проектные умения».
2. Выявить особенности развития проектных умений у младших подростков.
3. Рассмотреть формы и методы развития проектных умений у детей младшего подросткового возраста.
4. В ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность разработанной программы по формированию проектных умений младших подростков.
Методологическую основу данного исследования составили:
психологические, педагогические исследования в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «проект», «проектные умения», «проектная деятельность» (Г.В. Алябушева, А.В. Горячева, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М.Ю Ступницкая). На сегодняшний день алгоритм проектной деятельности достаточно подробно рассмотрен и построен в работах П.С. Лернера, Е.С. Полат, М.Б. Романовской, В.Д. Симоненко, Фураевой Е.А., И.Д. Чечель., а также представлена расширенная классификация проектов в трудах Е.С. Сергеева.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование;
анкетирование, педагогический эксперимент.
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «Завод-Ныртинская средняя общеобразовательная школа им. И.С. Башкирова Сабинского муниципального района Республики Татарстан». Выборку составили 26 учащихся 7 «А» класса в возрасте от 12-14 лет; классный руководитель Хафизова Рушания Халиловна.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературы по теме исследования, определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования; осуществлялся констатирующий этап эксперимента.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего подросткового возраста с целью развития у них проектных умений; реализовывался формирующий этап эксперимента.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап эксперимента; осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в разработке развивающей программы «Учимся проектировать вместе», направленной на развитие проектных умений в младшем подростковом возрасте во внеклассной работе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Учимся проектировать вместе» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений педагогами-предметниками, классными руководителями, психологами с целью развития проектных умений учащихся.
Апробация результатов исследования. Результаты бакалаврской работы были апробированы в виде докладов на следующих конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция (с он-лайн участием) «The dialogue of the West and East: topical issues of contemporary education and pedagogics» (Диалог Запада и Востока: актуальные проблемы современного образования и педагогики) - г. Казань, 22 ноября 2018 г.
Тема доклада - Features of project making abilities development of young teenagers in extracurricular work (Особенности развития проектных умений младших подростков во внеурочной работе).
2. Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года - г. Казань, 9 апреля 2019 г.
Тема доклада - Развитие проектных умений у младших подростков во внеклассной работе как педагогическая проблема.
3. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования - г. Москва, 15 мая 2019 г.
Тема доклада - Развитие проектных умений младших подростков во внеклассной работе.
4. 20-я международная научно-практическая конференция Наука и Образование: отечественный и зарубежный опыт - г. Белгород, 20 мая 2019 г.
Тема доклада - Формы и методы развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе.
5. Международная научно-практическая конференция «Теория и практика модернизации научной деятельности» - г. Оренбург, 26 мая 2019 г.
Тема доклада - Развитие проектных умений детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе.
А также в следующих публикациях:
1. Юнусова С.А. Развитие проектных умений младших подростков во внеурочной деятельности как педагогическая проблема / С.А. Юнусова // Сборник статей Итоговой научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года (в печати).
2. Юнусова С.А. Формы и методы развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе / С.А. Юнусова // Сборник статей 20-й Международной научно-практической конференции Наука и Образование: отечественный и зарубежный опыт - Белгород, 2019. - С. 151154.
3. Юнусова С.А. Развитие проектных умений детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе [Текст] / С.А. Юнусова // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Теория и практика модернизации научной деятельности». - Оренбург: OMEGA SCIENCE, 2019. - С. 265-267.
4. Юнусова С.А. Особенности развития проектных умений младших подростков во внеклассной работе / С.А. Юнусова // Всероссийское образовательно-просветительское издание «Альманах педагога», 2019. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=33834
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В соответствии с ФГОС основного общего образования общество требует воспитание и обучение личности, способной к творческой деятельности и обладающей гибкостью мышления. Решить данную проблему в школах стараются непосредственно через организацию проектной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что организация проектной деятельности у обучающихся среднего звена недостаточно изучена и реализована на практике, что делает наше исследование актуальным.
Решая первую задачу, мы рассмотрели что такое проектная деятельность в целом, какие включает этапы, классификации проектов. А также изучили, что такое проектные умения и их классификации. В нашем исследовании мы придерживались следующих рабочих определений:
Проект - это план, средство, работа, включающая в себя проявление познавательной и творческой активности человека, направленной на решение определенной проблемы, достижение запланированного результата.
Проектная деятельность - это комплекс действий по решению проблемы, являющийся совместной организованной деятельностью педагога и учащихся, проявляющих учебно-познавательную активность, по достижению поставленной цели с использованием определенных методов и способов выполнения задания.
Под проектными умениями мы подразумевали комплекс умений, последовательность действий по планированию, организации, созданию и представлению конкретного результата, который можно применить в учебно-познавательной практической деятельности.
Решая вторую задачу мы определили особенности, которые необходимо учитывать при развитии проектных умений у младших подростков:
1) Регулярная смена деятельности, чтобы внимание обучающихся при работе над проектом не рассредоточивалось в связи с нарушением привычного режима, снижением двигательной активности, вызывающее выраженное утомление и повышенную тревожность из-за возрастания учебной и внеучебной нагрузки;
2) Обязательной составляющей должна являться актуальность темы работы для младшего подросткового возраста, то есть дети должны быть сами заинтересованы в теме занятия, что обуславливается возрастанием активности глубинных структур мозга, определяющих развитие управляющих функций, а также несдержанность, импульсивность, плохой контроль собственных реакций и поведения.
3) Поддержание значимости каждого ребенка, углубление его
уверенности в том, что он многого может добиться как самостоятельно, так и в совместной работе, а также без регулярной помощи учителя в связи со стремлением младших подростков подчеркнуть навыки активной
самостоятельности, осознанности действий.
4) Разбор не только достоинств, но и недостатков готовых работ, корректное обращение внимания на детали, чтобы в будущем обучающиеся не допускали подобных ошибок, учились на своих.
5) Организация работы в подгруппах по 5-6 человек, обуславливающаяся острой необходимостью в общении со сверстниками, желание самореализоваться в данной среде, получить положительную оценку своих поступков и действий и сильнейшей подверженностью влиянию социума сверстников, их порядкам и ценностям. Если обучающихся при разработке проекта будет больше, они не смогут грамотно распределить обязанности между собой и возникнет недопонимание, ведущее к возможным неудачам.
Стоит отметить, что если организация проектной деятельности у обучающихся не была организована с младшего школьного возраста, то среднее звено как раз является благополучным периодом для начального развития и дальнейшего формирования проектных умений младших подростков.
Решая третью задачу, мы изучили формы организации занятий и пришли к выводу, что внеурочная деятельность, организованная в форме классных часов, является наиболее эффективной для развития проектных умений. Классный час не ограничен строгими временными рамками и позволяет классному руководителю поддерживать контакт одновременно со всеми обучающимися, а также оказывать прямое и косвенное влияние на них. В ходе классного часа у каждого ребенка появляется возможность выражения собственного мнения и личностного проявления своих умений и навыков.
Более того, были изучены и проанализированы формы и методы организации развития проектных умений у детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе. Наиболее эффективными на наш взгляд являются такие формы и методы, как фронтальные, групповые и индивидуальные, конкурс, наводящие вопросы, методы ассоциации, рефлексии, обсуждения, объяснения и упражнения.
Для решения четвертой задачи мы организовали педагогический эксперимент. Исследование проходило в несколько этапов и проводилось в естественных условиях. Экспериментальную базу составили 26 человек 1214 лет. На констатирующем этапе было установлено, что уровень развития проектных умений у данной группы испытуемых находится на недостаточном уровне, преобладающими являются низкий и средний уровни. Для решения этой проблемы была разработана и апробирована программа по развитию проектных умений детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе «Учимся проектировать вместе», состоящая из 10 занятий.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня развитости проектных умений, которая показала эффективность реализованной программы. У обучающихся наблюдается средний и высокий уровни развития по проектным умениям. Эти данные подтверждает проведенная нами статистическая обработка полученных данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после проведения эксперимента существуют значимые различия по всем исследуемым показателям проектных умений, а именно по умениям проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые, коммуникативные, презентационные и рефлексивные. А применение G критерия знаков подтвердило сдвиг в сторону улучшения по средним показателям каждого умения в группе.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, уровень развития проектных умений обучающихся возрос.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что организация проектной деятельности у обучающихся среднего звена недостаточно изучена и реализована на практике, что делает наше исследование актуальным.
Решая первую задачу, мы рассмотрели что такое проектная деятельность в целом, какие включает этапы, классификации проектов. А также изучили, что такое проектные умения и их классификации. В нашем исследовании мы придерживались следующих рабочих определений:
Проект - это план, средство, работа, включающая в себя проявление познавательной и творческой активности человека, направленной на решение определенной проблемы, достижение запланированного результата.
Проектная деятельность - это комплекс действий по решению проблемы, являющийся совместной организованной деятельностью педагога и учащихся, проявляющих учебно-познавательную активность, по достижению поставленной цели с использованием определенных методов и способов выполнения задания.
Под проектными умениями мы подразумевали комплекс умений, последовательность действий по планированию, организации, созданию и представлению конкретного результата, который можно применить в учебно-познавательной практической деятельности.
Решая вторую задачу мы определили особенности, которые необходимо учитывать при развитии проектных умений у младших подростков:
1) Регулярная смена деятельности, чтобы внимание обучающихся при работе над проектом не рассредоточивалось в связи с нарушением привычного режима, снижением двигательной активности, вызывающее выраженное утомление и повышенную тревожность из-за возрастания учебной и внеучебной нагрузки;
2) Обязательной составляющей должна являться актуальность темы работы для младшего подросткового возраста, то есть дети должны быть сами заинтересованы в теме занятия, что обуславливается возрастанием активности глубинных структур мозга, определяющих развитие управляющих функций, а также несдержанность, импульсивность, плохой контроль собственных реакций и поведения.
3) Поддержание значимости каждого ребенка, углубление его
уверенности в том, что он многого может добиться как самостоятельно, так и в совместной работе, а также без регулярной помощи учителя в связи со стремлением младших подростков подчеркнуть навыки активной
самостоятельности, осознанности действий.
4) Разбор не только достоинств, но и недостатков готовых работ, корректное обращение внимания на детали, чтобы в будущем обучающиеся не допускали подобных ошибок, учились на своих.
5) Организация работы в подгруппах по 5-6 человек, обуславливающаяся острой необходимостью в общении со сверстниками, желание самореализоваться в данной среде, получить положительную оценку своих поступков и действий и сильнейшей подверженностью влиянию социума сверстников, их порядкам и ценностям. Если обучающихся при разработке проекта будет больше, они не смогут грамотно распределить обязанности между собой и возникнет недопонимание, ведущее к возможным неудачам.
Стоит отметить, что если организация проектной деятельности у обучающихся не была организована с младшего школьного возраста, то среднее звено как раз является благополучным периодом для начального развития и дальнейшего формирования проектных умений младших подростков.
Решая третью задачу, мы изучили формы организации занятий и пришли к выводу, что внеурочная деятельность, организованная в форме классных часов, является наиболее эффективной для развития проектных умений. Классный час не ограничен строгими временными рамками и позволяет классному руководителю поддерживать контакт одновременно со всеми обучающимися, а также оказывать прямое и косвенное влияние на них. В ходе классного часа у каждого ребенка появляется возможность выражения собственного мнения и личностного проявления своих умений и навыков.
Более того, были изучены и проанализированы формы и методы организации развития проектных умений у детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе. Наиболее эффективными на наш взгляд являются такие формы и методы, как фронтальные, групповые и индивидуальные, конкурс, наводящие вопросы, методы ассоциации, рефлексии, обсуждения, объяснения и упражнения.
Для решения четвертой задачи мы организовали педагогический эксперимент. Исследование проходило в несколько этапов и проводилось в естественных условиях. Экспериментальную базу составили 26 человек 1214 лет. На констатирующем этапе было установлено, что уровень развития проектных умений у данной группы испытуемых находится на недостаточном уровне, преобладающими являются низкий и средний уровни. Для решения этой проблемы была разработана и апробирована программа по развитию проектных умений детей младшего подросткового возраста во внеклассной работе «Учимся проектировать вместе», состоящая из 10 занятий.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика уровня развитости проектных умений, которая показала эффективность реализованной программы. У обучающихся наблюдается средний и высокий уровни развития по проектным умениям. Эти данные подтверждает проведенная нами статистическая обработка полученных данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после проведения эксперимента существуют значимые различия по всем исследуемым показателям проектных умений, а именно по умениям проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые, коммуникативные, презентационные и рефлексивные. А применение G критерия знаков подтвердило сдвиг в сторону улучшения по средним показателям каждого умения в группе.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза исследования подтвердилась, уровень развития проектных умений обучающихся возрос.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Формирование правовой компетенции старших подростков во внеурочной деятельности в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КРУЖОК КАК ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



