Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе 8
1.1. Ретспективное исследование понятий «учебная мотивация»,
«студенческая вовлеченность» 8
1.2. Российский подход к раскрытию понятий «учебная мотивация»,
«студенческая вовлеченности» 19
1.3. Межполовые особенности поведения учащейся молодежи и их
отношение к учебной деятельности 28
Выводы по I главе 35
Глава 2. Эмпирические исследования учебной мотивации учащейся молодежи 38
2.1. Этапы и методики исследования 38
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 47
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня
учебной мотивации учащейся молодежи 70
Выводы по II главе 77
Заключение 80
Список литературы 85
Приложения
Актуальность исследования. Высокие учебные результаты как правило демонстрируют учащиеся, имеющие высокую учебную мотивацию. Данная проблема интересует многих ученых. В последнее время термин учебная мотивация чаще заменяется термином «вовлеченность в учебный процесс» [Martin, Dowson 2009]).
Проблема мотивации учения появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогике обучения.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сала и кончая обучением в средних и высших профессиональных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.
Проблема формирования мотивов учения всегда находила широкое исследовательское внимание. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. (Л.И Божович, Н.Г Морозова, Л.С Славина, М.В Матюхина, В.Э Мильман, А.К Маркова и др.).
Изучение студенческой вовлеченности в университетах и колледжах стало достаточно распространенным за последние годы за рубежом, но концепт студенческой вовлеченности до сих пор не является популярным
Однако имеющиеся исследования в области проблематики студенческой вовлеченности (А.Астина [47], Мак-Интера [74], Ньюмана [75]) носят преимущественно описательный характер, поскольку не опираются на теоретические положения. При этом даже хорошо изученные характеристики (такие как, качество усилий, количество затраченного времени, учебная мотивация и пр.) в основном представлены в исследованиях разрозненно и не были предметом совокупного анализа в научных публикациях.
Поскольку направление по изучению студенческой вовлеченности и учебной деятельности появилось сравнительно недавно, оно слабо представлено в работах отечественных исследователей. Среди российских ученых, занимающихся высшим образованием и проводящих в разные годы исследования по смежным темам, таким как изучение учебной активности и посещаемости студентов, можно назвать О.А. Большакову[5], В.П. Гарькина [11], А.Г. Эфендиева [46] и других. Однако изучение учебной деятельности студентов в работах перечисленных исследователей в большинстве случаев заключалось только в измерении некоторых ее показателей (посещаемости, учебной деятельности, использования обязательной и дополнительной литературы, самостоятельной подготовки и т.д.) и их взаимосвязи с другими характеристиками учащихся, такими как стратегии поступления, регион проживания, жизненные планы и т.д. Часто проблематика учебной деятельности была второстепенна по отношению к другим вопросам, интересовавшим исследователей.
Помимо этого, отечественными учеными проводились многочисленные исследования мотивации учебной деятельности учащихся высших учебных заведений и ее влияния на академическую успеваемость. Данная тема изучалась Е.А. Голубевой [13], А.Г. Крыловой [25], В.С. Собкиным, О.В. Ткаченко, А.В. Федюниной [44] и другими. Чаще всего такие исследования носили локальный характер и не содержали детального описания теоретико-методологических оснований изучения учебной деятельности и мотивации студентов к ней, а также обоснования выбора показателей для измерения.
Еще одной группой работ, представляющих ценность для данного исследования, являются труды зарубежных и отечественных педагогов, психологов и философов, посвященные проблемам обучения, таких как Л.С. Выготского [9], В.В. Давыдова [15], Дж. Дьюи [17].
Конкретных исследований, посвященных изучению межполовых особенностей поведения студентов и их отношения к учебной деятельности, мы не находим. Хотя видим, что в последние годы в зарубежной и отечественной психологии резко усилился интерес к полоролевым стереотипам. Первые исследования полоролевой стереотипизации принадлежат Бонуэлл Ч.К. и Сазерленд Т.Е. [6]. Буланова-Топоркова М.В. выделил источники гендерной социализации, сформулировал гендерные стереотипы [8]. Среди российских ученых можно отметить Жукову Т.В [19], который исследовала гендерные отличия, изучала психологию пола; Зимнюю И.А. - гендерные проблемы социализации личности [20], Клюеву Н.В. - психологические и социальные функции полоролевых стереотипов [22]. Лишь в работах Ананьева Б.Г. мы находим исследования, позволившие выявить значимые различия между полами в познавательной сфере [2]. Проведя анализ актуальности темы, мы видим противоречие между практической востребованностью применения знаний межполовых различий для оптимального вовлечения учащейся молодежи в образовательный процесс, с одной стороны, и слабой научной изученностью проблематики межполовых особенностей учебной мотивации учащейся молодежи, с другой стороны.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы значимые межполовые особенности учебной мотивации учащейся молодежи?
Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования «Межполовые особенности учебной мотивации учащейся молодежи».
Цель исследования заключается в выявлении и изучении межполовых особенностей учебной мотивации учащейся молодежи.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в вузе. Предмет исследования - межполовые особенности учебной мотивации учащейся молодежи.
Гипотеза исследования: мы предположили, что существуют значимые межполовые особенности учебной мотивации учащейся.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Провести исторический экскурс в понятие «учебная мотивация», «студенческая вовлеченность».
2. Раскрыть сущность понятия «учебная мотивация», «студенческая вовлеченность» в контексте российских исследований.
3. Изучить и экспериментальным путем выявить межполовые особенности поведения учащейся молодежи и их отношение к учебной деятельности.
4. Предложить психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации учащейся молодежи.
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования использовались следующие методы исследования:
1.теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, классификация), 2.эмпирические (констатирующий эксперимент, анкетирование), качественный и количественный анализ полученных данных. Методологической и теоретической основой исследования явилась методология определения профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе (Б.Г.Ананьев, М.Аргайл, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); теоретические идеи А. Астина, Дж. Коулмана, Э. Паскареллы, Р. Пэйса, В. Тинто о влиянии студенческой вовлеченности и институциональных условий, складывающихся в образовательном учреждении на результаты учащихся; теория и методология исследования студенческой вовлеченности, предложенная Н.Г.Малошонок; теория и методика использования деятельностного подхода в профессиональной подготовке студента (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); Опытно-экспериментальной базой исследования стал Казанский (Приволжский) федеральный университет. В выборку вошли студенты различных факультетов университета в количестве 1039 человек (437 юношей и 602 девушки).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе проводился анализ научной литературы по проблематике учебной мотивации, студенческой вовлеченности в учебный процесс, что позволило определить степень научной разработанности проблемы, сформулировать цель, задачи, рабочую гипотезу и подобрать адекватные методы исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, с целью выявления у обучающихся уровней учебной мотивации.
На третьем этапе (обобщающем) проводилась систематизация и обработка результатов, формировались теоретические и экспериментальные выводы. Научная новизна исследования состоит в следующем: изучены и раскрыты межполовые особенности учебной мотивации и студенческой вовлеченности и на этой основе предложены психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации учащейся молодежи.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможном использовании полученных результатов в учебно- методической и организационной работе для повышения качества образовательного процесса в ВУЗе. Полученные результаты имеют практическую значимость для социологов, преподавателей вузов, заинтересованных в повышении качества образовательного процесса. Кроме того, данные результаты могут использоваться для пересмотра условий приема в вуз, выявления образовательных услуг низкого качества и возможности их улучшения. С помощью данных результатов также можно определить те группы студентов, которые в меньшей степени вовлечены в университетскую жизнь.
Структура работы включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, а также приложение, иллюстрирующее и дополняющее основной материал работы.
Понятие «студенческая вовлеченность» является важной проблемой в образовании в целом, так как с помощью него мы можем рассмотреть взаимосвязь между такими характеристиками как пол студента, институциональная среда вуза, поведение студента и результат обучения. Кроме того, с помощью данного понятия мы можем интерпретировать отношение учащегося к обучению. Так же, мы можем заметить, что изучение такого понятия как «студенческая вовлеченность» может быть полезным для оценочных исследований эффективности деятельности вузов.
В работе была поставлена цель: проверить гипотезу о том, что существуют значимые межполовые особенности студенческой вовлечённости в учебный процесс вуза. Данная цель решалась с помощью анализа зарубежного и отечественного опыта изучения явления.
Решая первую задачу, мы провели исторический экскурс в понятие «учебная мотивация», «студенческая вовлеченность». Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что многие исследователи обращались к категории «студенческая вовлеченность» и понимали ее по-разному. Этот анализ работ позволил установить недостаточность теоретико-методологической проработки понятия студенческой вовлеченности как динамического эффекта взаимодействия студента и университета в зарубежных и отечественных публикациях по социологии образования.
Большинство зарубежных теоретических работ имеют менеджериалистскую ориентацию, которая не позволяет раскрыть объяснительный потенциал концепта студенческой вовлеченности. В отечественной традиции изучение студенческой вовлеченности встречается в единичных случаях, представляющих собой эмпирические исследования, не опирающиеся на теоретико-методологические работы.
Показатели студенческой вовлеченности относятся непосредственно к учебному процессу и опыту студента, приобретаемому во время обучения в вузе. Вовлеченность студентов в учебный процесс - это то, на что вуз может непосредственно повлиять путем создания благоприятных институциональных условий и образовательной среды.
Решая вторую задачу, мы раскрыли сущность понятия «учебная мотивация», «студенческой вовлеченности» в подходе российских исследователей.
Изучение работ педагогов и психологов позволил сформулировать пять основных положений, относящихся к процессу обучения, на которые опирается концептуальная модель данного исследования:
1) Обучение происходит через получение студентом опыта (как вследствие участия в учебных видах деятельности, так и в результате социального взаимодействия с преподавателями и другими студентами учебного заведения, а также в целом, с университетской средой).
2) Обучение предшествует развитию, и, следовательно, развитие студента (как личностное, так и профессиональное) является одним из результатов обучения.
3) Обучение - социальный процесс, который предполагает не только активность преподавателя, но и студентов. Поэтому, взаимосвязь между преподавателем и студентом является важным элементом обучения.
4) В достижении образовательных целей ключевое значение имеют - временные ресурсы, инвестированные студентом в обучение, его усердие, а также создание благоприятной образовательной среды в вузе.
5) Важная задача университета и преподавателей - создание благоприятной среды обучения. Следовательно, преподаватели должны организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты извлекли максимум положительного опыта из своего пребывания в вузе.
Решая третью задачу, мы выявили межполовые особенности учебной мотивации учащейся молодежи. Анализ исследовательских работ психологии половых различий студентов показал, что интегральная индивидуальность студентов, различающихся по полу, имеет сходство и различие. Сходство заключается в одинаковой представленности показателей индивидуальных свойств нейропсиходинамического уровня, то есть природных характеристик. Различие заключается в разной степени представленности показателей интеллекта, а также показателей свойств личностного и социально-психологического уровней.
Решая четвертую задачу, мы изучили межполовые особенности учебной мотивации учащейся молодежи. Мы выбрали методику исследования и разделили исследование на этапы. Разработанная концептуальная модель предполагала выделение трех измерений студенческой вовлеченности: индивидуальной студенческой вовлеченности, институциональных условий для вовлеченного обучения и социальной вовлеченности. Эти три аспекта взаимосвязаны между собой и оказывают положительно влияние на образовательные результаты студентов. Кроме того, в модель обучения, разработанную в рамках данной работы, были включены исходные институциональные характеристики, поскольку они также, как и студенческая вовлеченность могут влиять на конечный результат обучения в вузе. В качестве образовательных результатов мы использовали показатели накопленных компетенций и удовлетворенности обучением.
Кроме того, мы провели сравнительный анализ результатов исследования о межполовых особенностях студенческой вовлеченности в учебный процесс вуза. Основываясь на представленной теоретической концепции с помощью анкеты «Траектории и опыт студентов университетов России», которая была разработана Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», был проведен опрос на базе Казанского (Приволжского) Федерального университета. Анкета представляет собой 14 вопросов. В исследовании приняли участие 1039 студентов (437 юношей и 602 девушки). Достоверность различий мы проверяли с помощью % критерия Пирсона. Экспериментальная работа проводилась в 2019 году. Методом сбора данных являлся онлайн - опрос студентов Казанского (Приволжского) федерального университета.
Диагностика межполовых особенностей студенческой вовлечённости в учебный процесс вуза дала возможность выяснить, что студенты мужского пола более склонны демонстрировать пассивный тип вовлеченности в учебный процесс, чем их коллеги женского пола.
Заметим, что после завершения исследования подтвердилась наша гипотеза, что существуют значимые межполовые особенности студенческой вовлечённости в учебный процесс вуза и что юноши более склонны демонстрировать пассивный тип вовлеченности в учебный процесс нежели девушки.
Решая пятую задачу, мы предложили психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации учащейся молодежи. В данной работе было продемонстрировано, что подход, направленный на изучение студенческой вовлеченности, и полученные результаты могут быть использованы для решения широкого класса задач оценки эффективности российских вузов. Выделив проблемные места по трем основным компонентам студенческой вовлеченности, стоит утверждать, что вовлеченность должна быть высокой одновременно для нескольких видов активности в рамках университета. Только тогда можно прийти к эффективной организации обучения и высокой степени развития студентов. Несмотря на то, что в рамках данной работы нами были установлены теоретически подкрепляемые взаимосвязи между студенческой вовлеченностью и образовательными результатами, приведенные выводы данного исследования не могут быть истолкованы как абсолютно верные и требуют дальнейшей проверки в ходе сбора данных в других российских университетах. Другим исследовательским направлением, в рамках которого данная тема может быть развита, может стать усовершенствование инструментария или разработка методики международного сравнительного исследования студенческой вовлеченности, которая была бы полезна для выявления «мест отставания» российских университетов от зарубежных в формировании «вовлекающей образовательной среды».
1. Абрамов Р.Н. Трансформации академической автономии / Р.Н. Абрамов // Вопросы образования. - 2017. - № 3. - С. 75-92.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психологопедагогические проблемы высшей школы / Б.Г. Ананьев - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - С. 3-15.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: В 2 т. / под ред. А.А.Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.
4. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д, Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 368 с.
5. Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов / О.А. Большакова // Социологические исследования. - 2005. - № 4. - С. 136-139.
6. Бонуэлл Ч.К., Сазерленд Т.Е Непрерывность активного обучения: выбор методов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории / Ч.К. Бонуэлл, Т.Е. Сазерленд // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Дидактика высшей школы: сб. рефератов. - 2001. - № 3. - С. 34-52.
7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 316 с.
8. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2012. - 418 с.
9. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном
возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Избранные психологические
исследования, 1956. - С. 438-452.
10. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т.В. Габай. - М., 1988. - 256 с.
11. Гарькин В.П., Столярова И.Е. Динамика учебно-познавательной активности студентов / В.П. Гарькин, И.Е. Столярова // Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 70-74.
12. Глава М.Г. Сравнение свойств номинального типа объектов различных предметных подобластей в реляционных базах данных / М.Г. Глава // Информатика та математичш методи в моделюванш. - 2018. - № 3. - С. 302-309.
13. Голубева Е.А. Исследование мотивации учебной деятельности студентов / Е.А. Голубева // Сборник статей IV Международной студенческой конференции «Студенческий научный форум». - 2017. - №7. - С. 86-92.
14. Давидюк Г.П. Студент его деятельность / под ред. Г.П. Давидюка. - Мн.: Изд-во БГУ, 1978. - 160 с.
15. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? / В.В. Давыдов // Начальная школа. - 1999. - № 7. - С. 12-18.
16. Девятко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории / И.Ф. Девяткою - М.: Наука, 1993. - 316 с.
17. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо / Дж. Дьюи // На путях к новой школе. - 2002. - № 3. - С.32-38.
18. Дьяченко В.К. Гипотеза Л.С. Выготского и новейшая педагогическая технология / В.К. Дбяченко, Л.С. Гипотеза // Международная ассоциация «Развивающее обучение». - 1997. - №3. - С. 50-66.
19. Жукова Т. В. Основные подходы к анализу психологической структуры учебной деятельности студентов вуза / Т.В. Жукова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 3. - С. 240-247.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимня.
- М.: Логос, 2012. - 384 с.
21. Иванов В.М. Самообразование и профессионализм как основа успешности современного человека / В.М.Иванов, А.А.Аванесян, М.С.Горяйнов // Концепт. - 2014. - № 18. - С.37-53.
22. Клюева Н.В. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2015.
- 400 с.
23. Корвяков В.А. Самообразовательная деятельность студентов как педагогическая проблема / В.А.Корвяков // Вестник ОГУ - Оренбург, 2013. - №7. - С. 59-64.
24. Кошелева С.В. Контроль знаний студентов как фактор совершенствования структуры их учебной деятельности / С.В. Кошелева // Актуальные проблемы повышения эффективности учебновоспитательного процесса в высшей школе: межвуз. сб. науч. тр. - Л.: Издво Ленингр. ун-та. - 20077. - С. 74-77.
25. Крылова А.Г. Успеваемость студентов экономических специальностей и статистическая оценка факторов, на нее влияющих [Электронный ресурс] / А.Г. Крылова. - Современные научные исследования и инновации, 2012.
- Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/06/14688.
26. Кусакина С.Н. Готовность к обучению в вузе как психологический феномен: дисс.канд. психол. Наук / С.Н. Кусакина - М. - 2018. - 183 с.
19.Лайтов В.А., Власова Е.В., Пономарева Н.П. Посещаемость занятий в вузах (факторы влияния) / В.А. Лапшов, Е.В. Власова, Н.П. Пономарева // Социологические исследования. - 1999. - № 4. - С. 132-134.
20. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / под. ред. В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. Унта. - 1989. - 240 с.
21. Малошонок Н. Г. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать процесс обучения, а не только его результат? / Н.Г. Малошонок // Мониторинг университета. - 2011. - № 6. - С. 11-21.
22. Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 гг. / Н.Г. Малошонок // Universitas. Журнал о жизни университетов. - 2017. - №1. - С. 23-47.
23. Малошонок Н.Г., Девятко И.Ф. Эксперимент как метод изучения эффективности практик и нововведений в высшем образовании / Н.Г. Малошонок, И.Ф. Девятко // Высшее образование в России. - 2013. - №10.
- С. 141-151.
24. Малошонок Н.Г. К вопросу об измерении студенческой вовлеченности. Основные методы и их ограничения / Н.Г. Малошонок // Социология 4. - 2013. - № 36. С. 177-199.
25. Мамонова Л.И. Самообразование студентов / Л.И.Мамонова // Инновационная наука. - 2015. - №12. - С. 242-243.
26. Мартыненко П.А. Реферат статьи Сары Дж. Манн «Новый взгляд на студенческий опыт: отчуждённость и вовлечённость» / П.А. Мартыненко // Universitas. - 2013. - № 2 (1). - С. 14-19.
27. Мошкина Любовь Дмитриевна. Половые особенности интегральной индивидуальности студентов : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Пермь, 2000. - 195 с.
28. Новиков А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков // М.: Издательство «Эгвес». - 2005. - 219 с.
37. Осипов А.М. Проблемы российской социологии образования / А.М. Осипов // Социология: журнал российской социологической ассоциации.
- 2005. - № 3. С. 16-21.
38.Осипов Г.В. Методы измерения в социологии / Г.В. Осипов // М.: Наука. - 2003. - 267 с.
39. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Системогенетический подход / Ю.П. Поваренков // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. - Ярославль. - 2003. - С. 95113.
40. Покровский Н.Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка / Н.Е. Покровский // Вестник института Кеннана в России. - 2004. - № 6. - С. 12-18.
41. Ренегар С. Вместе мы знаем больше, чем каждый из нас. Кооперативное обучение в высшем образовании / С. Ренегар // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Дидактика высшей школы: сб. рефератов. - 2001. - С.182- 194
42. Ридингс Б. Университет в руинах / Б. Ридингс // М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. - 2010. - 117 с.
43. Роботова А.С. Профессия - учитель / А.С.Роботова, И.Г.Шапошникова, В.А.Родионова и др. // М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 368 с.
44. Собкин В.С., Ткаченко О.В., Федюнина А.В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы / В.С. Собкин, О.В. Ткаченко, А.В. Федюнина // Вопросы образования. - 2005. - № 1. - С. 304-321.
45. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова // Вопросы образования. - 2012. - №2. - С. 159—191.
46. Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Московское студенчество в период реформирования российского общества / А.Г. Эфиндеев, О.М. Дудина // Социологические исследования. - 1997. - №9. - С. 41-56.
47. Astin А. Involvement the СогпеМопе of Excellence / A. Astin // Aange: The Magazine of Higher Learning. - 1985. - Vol. 17. - №4. - P. 35-39.
48. Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher edAation / A. Astin // Journal of Allege Student Development. - 1984. - Vol. 25. - P. 297308.
49. Astin A. The Methodology of Research on Allege Impart / A. Astin // Washington: American Auntil on EdAation. - 1970. - P. 13-17.
50. Baily С. HE Student engagement: What insights into concerns around issues of student engagement СЗП be provided by taking a new approaA and investigating student engagement through (adapted) models of employee engagement? / С. Baily // Paper presented on the Annual Research AnfereAe « Soriety for Research into Higher Education». - 2010. - P.234-243.
51. Bryson С., Hardy С., Hand L. An in-depth investigation of students' engagement throughout their first year in university / С. Bryson, С. Hardy, L. Hand // Paper presented at UK National Transition AAereAe, May 22-24, London. - 2009. - Vol.1. - P. 3-14.
52. Aapman E. Assessing student engagement rates / E. Aapman // ЕЫС Qearinghouse on Assessment and Evaluation. - 2003. - P. 87-98.
53. CbIcKenA A.W., Gamson Z.F. Seven Prindples for Good Pradrce in Undergraduate EdAation / A.W. CblcKenA, Z.F. Gamson // AAHE Bulletin. - 1987. - Vol. 39. - № 7. - P. 3-7.
54. dark B.R. Development of the Sodology of Higher EdAation / B.R. dark // Sodology of EdAation. - 1973. - Vol. 46. - №1. - P. 2-14.
55. Aates H. The Value of Student Engagement for Higher EdAation Quality AssuraAe / H. Aates // Quality in Higher EdAation. - 2005. - Vol. 11. - №1. - P. 25-36.
56. Aates H. Student Engagement in Campus-Based and Online EdAation: University AnArtAns / H. Aates // London: Taylor and Frands. - 2006. - Vol. 11. - P. 7-18.
57. Esposto A., Weaver D. A^mous Team Assessment to Improve Student Engagement and Adive Learning / A. Esposto, D. Weaver // Journal of University Teaming & Learning ProdAe. - 2011. - Vol. 8. - №1. - P. 114.
58. FredrA W.C, Walberg H.J. Learning as a Fundion of Time / W.Q FredU, H.J. Walberg // The Journal of EdAaAm! Research. - 1980. - Vol. 73. - №4. - P. 183194.
59. Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. SAool Engagement: Potential of the AAept, State of the EvideAe / J. FArAs, P. Blumenfeld, A. Paris // Review of EdAaAAl Research. - 2004. - Vol. 74. - №1. - P. 59-109.
60. Gvaramadze I. Student Engagement in the Sottish Quality EnhaAement Framework / I. Gvaramadze // Quality in Higher EdAation. - 2011. - Vol. 17. - №1. - P. 19- 36.
61. Harper S.R., Quaye S.J. Student engagement in higher edAation: Theo- reAal perspedives and practical approaAes for diverse populations / S.R. Harper, S.J. Quaye // New York: Routledge. - 2009. - 116 p.
62. Kahu E.R. Framing student engagement in higher edAation / E.R. Kahu // Studies in Higher EdAation. - 2013. - Vol. 38. - №5. - P. 758-773.
63. Krause K. Understanding and Promoting Student Engagement in University Learning Communities // DeAm^ing the 21st Century Undergraduate Student at the James Соок University Symposium 'Sharing SAolarship in Learning and Teaming: Engaging Students'. James Aok University, Townsville. - 2005. -453
p.
64. Krause K., Aates H. Students' engagement in first- year university / K. Krause, H. Aates // Assessment & Evaluation in Higher EdAation. - 2008. - Vol. 33. - №5. - P. 493-505.
65. Kuh G. What Student Engagement Data Tell Us about Allege Readiness / G. Kuh // Peer Review. - 2007. - Vol. 9. - №1. - P. 4-8.
66. Kuh G. Assessing What Really Matters to Student Learning: Inside the National Survey of Student Engagement / G. Kuh // Aange. - 2001. - Vol. 33. - №3. - P. 10-17, 66.
67. Kuh G.D. The National Survey of Student Engagement: AAepAl framework and overview of psychometric properties / G.D. Kuh // Bloomington, IN: Indiana University Center for PostseAndary Research. - 2001. - 103 p.
68. Kuh G., Cruce T., Shoup R., Kinzie J. Unmasking the Effedts of Student Engagement on First-Year Allege Grades and PersisteAe / G. Kuh, T. Cruce, R. Shoup, J. Kinzie // The Journal of Higher EdAation. - 2008. - Vol. 79. - №5. - P. 540-563.
69. Kuh G.D., Kinzie J., BAkley J.A., Bridges B.K., Hayek J.Q What Matters to Student SuAess: A Review of the Literature / G.D. Kuh, J. Kinzie, J.A. BAHey, B.K. Bridges, J.C Hayek // Commissioned Report for the National Symposium on PostseAndary Student SuAess: Spearheading a Dialog on Student SuAess. - 2006. - 245 p.
70. Lutz M.E., Си1уег S. The National Survey of Student Engagement: A university-level analysis / M.E. Lutz, S. Alver // Tertiary EdAation And Management. - 2010. - Vol. 16. - №1. - P. 35-44.
71. Mann S.J. Alternative perspedives on the student experieAe: Alienation and engagement / S.J. Mann // Studies in Higher EdAation. - 2001. - Vol. 26. - №1. - P. 7-20.
72. Martin A.J., Dowson M. Interpersonal Relationships, Motivation, Engagement, and AAevemeA: Yields for Theory, Сигей Issues, and EdAaAm! ProdAe / A.J. Martin, M. Dowson // Review of EdAaAm! Research. - 2009. - Vol. 79. - №1. - P. 327-365.
73. McC1enney K.M., Greene T. A Tale of Two Students: Building a Culture of Engagement in the AmounAy Allege / K.M. McClenney, T.A. Greene // About Campus. - 2005. - Vol. 10. - №3. P. 2-7.
74. Mdntyre D.J., Apenhaver R.W., Byrd D.M., Norris W.R. A study of engaged student behaviour within dassroom adivities during mathe- matAs dass / D.J. Mdntyre, R.W. Apenhaver, D.M. Byrd, W.R. Norris // Journal of Educational Research. - 1983. - Vol. 77. - №1. - P. 55-59.
75. Newmann F. Student Engagement and AAievement in Amerkan SeAndary Spools / F. Newmann // Teasers Allege Press. - 1992. - 231 p.
76. Pace R. Measuring the Quality of Allege Student ExperieAes. An Amount of the Development and Use of the Allege Student ExperieAe Questionnaire / R. Pace // Los Angeles: Higher EdAation Research Institute Graduate SAool of EdAation University of Ca1ifornia. - 1984. - 146 p.
77. Pascare11a E. Students Affedive Development within the Allege Environment / E. Pascare11a // The Journal of Higher EdAaAon. - 1985. - Vol. 56. - №6. - P. 640-663.
78. Pascare11a E. Allege environmental AflueAes on learning and cognitive development: A СГШСЗ1 review and synthesis / E. Pascare11a // Higher EdAation: Handbook of theory and research. - 1985. - Vol. 1. - P. 134146.
79. Pascare11a E.T. Identifying Exce11ence in Undergraduate EdAation: Are We Even dose? / E.T. Pascare11a // Aange. - 2001. - Vol. 33. - №3. - P. 18-23.
80. Pascare11a E., Terenzini P. Interadion Effects in Spady's and Tinto's AAepAl Models of Allege Dropout / E. Pascare11a, P. Terenzini // Socio1ogy of EdAaAon. - 1979. - Vol. 52. - P. 197-210.
81. Pascare11a E.T., Terenzini P.T. Informal internAon with facu1ty and freshman ratings of the academic and non-academic experience of co11ege / E. Pascare11a, P. Terenzini // Journal of EdAaAm! Research. - 1976. - Vol. 70. - P. 35-41.
82. Robert J., McNeese M.N. Student Involvement / J. Robert, M.N. McNeese // Engagement in Higher EdAation Based on Student Origin. Research in Higher EdAaAon.- 2010. - 173 p.
83.Sandholtz J., Ringstaff С., Dwyer D. Student Engagement: Views from Technology-Rich Qassrooms / J. Sandholtz, С. Ringstaff, D. Dwyer // Apple Amputer Ina - 1994. - 84 p.
84.Seidman A. Allege Student Retention: Formula for Student SuAess / A.
Seidman // Praeger Publishers. - 2005. - №2. - P. 67-82.
85.Stalker J. Misogyny, women, and obstades to tertiary edAation: A vile situation / J. Stalker // Adult EdAation Quarterly. - 2001. - Vol. 51. - P. 288-305.
86. Terenzini P., Reason R. Toward a More Amprehensive Understanding of Allege Efferts on Student Learning / P. Terenzini, R. Reason // Center for the Study of Higher EdAation. - 2010. - 176 p.
87. Tinto V. Leaving Allege: Rethinking the Causes and Сш-es of Student Attrition / V. Tinto // University of Arcago Press. - 1993. - 101 p.
88. Tinto V. Promoting student retention through dassroom practice / V. Tinto // Paper presented at the AAereAe on Enhandng Student Retention: Using International Polky and PraAke, 5-7 November, Amsterdam.
- 2003. - 189 p.
89. Tinto V. Qassrooms as communities: Exploring the edAaAm! trader of student persisteAe / V. Tinto // Journal of Higher EdAation.
- 1997. - Vol. 68. - №6. - P. 599-623.
90. Thomas L. Student retention in higher edAation: The role of institutional habitus / L. Thomas // Journal of EdAation PoUy. - 2002. - Vol. 17. - P. 423442.
91. Trowler V. Student engagement literature review / V. Trowler // New- York: The Higher EdAation Academy. - 2010. - P. 123-143.
92. Willis D. Academic Involvement at University / D. Willis // Higher EdAation. - 1993. - Vol. 25. - №2. - P. 133-150.