Введение 3
Глава I. Особенности разработки проектирования образовательной городской среды 5
1.1. Сущностно-содержательная характеристика городской
образовательной среды 5
1.2. Педагогические условия проектирования городской образовательной
среды 14
Выводы по I главе 25
Глава II. Технология разработки городской образовательной среды посредством дизайн-проектирования сквера «На стыке двух эпох» в г.Казань на ул. Гагарина 27
2.1. Теоретические основания разработки дизайн-проекта сквера 27
2.2. Этапы создания дизайн-проекта исторического сквера «На стыке двух
эпох» (Казанское ханство и Казанская губерния) в г.Казань на ул.Гагарина
38
Выводы по II главе 50
Заключение 51
Литература 53
Приложение
В последние годы внимание и требовательность к образованию со
стороны родителей, общественности, власти значительно возросли.
Доступность качественного образования для разных слоев населения
рассматривается как необходимое условие достойного будущего, как для
отдельного человека, так и для государства в целом.
Повышение доступности образовательных услуг, их качества и
эффективности определено в качестве ведущей идеи модернизации
российской образовательной системы и стратегической цели
государственной политики в области образования. В частности, вступивший
в силу в 2012 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
Возможным вариантом внедрения доступного образования является через
окружающую среду, с помощью образовательных площадок в виде центров,
парков, скверов и т.д.
Актуальным направлением является создание образовательной
городской среды т.к. она способна к эффективному использованию
городских земель и обеспечению городов объектами инфраструктуры. Их
достижение может обеспечить повышению уровня образованности
населения, устойчивого пространственного развития города и окажет
существенное влияние на качество жизни горожан посредством
многофункционального использования территорий.
Проблема исследования: в создании гармоничной, эргономически
целесообразной образовательной городской среды, способной донести
информацию.
Объект исследования: создание городской образовательной среды.
Предмет исследования: проектирование элементов городской
образовательной среды для исторического сквера.4
Методы исследования: теоретический анализ литературы городской
образовательной среды, анализ методов разработки малых архитектурных
форм, исследование аналогов.
Цель исследования: создание городской образовательной среды в
процессе проектирования сквера.
Задачи исследования:
- выявить сущность понятия «образовательная среда»
-рассмотреть педагогические условия проектирования городской
образовательной среды
-изучить теоретические основания разработки дизайн-проекта сквера
-разработать этапы создания дизайн-проекта исторического сквера «На
стыке двух эпох» (Казанское ханство и Казанская губерния) в г. Казань на ул.
Гагарина
Гипотеза исследования: создание дизайн-проекта сквера, который
будет иметь образовательный потенциал для повышения уровня знаний
населения.
Техника выполнения: компьютерные технологии
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что в ней
выявлена сущность понятий «образовательная среда» и «городская среда»,
их взаимосвязь, рассмотрены педагогические и технические условия
проектирования городской образовательной среды.
Практическая значимость исследования: состоит в создании
образовательной среды, который может быть использован жителями города
для обогащения знаний.
Структура работы: исследование включает в себя введение, две
главы, четыре параграфа, заключение, список литературы и пр
В процессе нашего исследования решена проблема в создании
информативной, гармоничной, эргономически правильной образовательной
городской среды, в процессе дизайн-проектирования сквера «На стыке двух
эпох».
Прежде всего изучено понятие «образовательной среды», которое
можно понимать, как систему обстоятельств, которые влияют на становление
личности, кроме этого это совокупность возможностей для саморазвития
учащихся, содержащихся в пространственно-предметном социальном и
окружении. Рассмотрены работы ученых и исследователей в данной области:
Л.С.Выготский, В.И. Слободчиков, В.А. Петровский. Л.И. Новикова, Т.Н.
Гущина, М.И. Рожков, О.С. Газман, А.Т. Куракин, Н.Б. Крылова, В.А.Ясин и
др. [6, 187]
Отдельно разобран термин «городская среда» который может быть
определен двумя способами: во-первых, это как совокупность данных о52
жизнедеятельности (т.е. сведения о атмосфере, электромагнитном
загрязнении, шумовом уровне, среде цвета и света, восприятии архитектуры
и пр.), а во-вторых – как объекты, взаимодействующие с ближайшим
окружением.
Далее была проанализирована связность понятия образовательной и
городской среды. Она говорилась в теоретической и практикой части
художественной педагогики. Особый интерес эта проблема охватила
двадцатые годы ХХ столетия. Ученые определяли окружающую
пространственную городскую среду, как один из факторов художественного
воспитания (А.А. Богданов, Л.Г. Савенкова, А.В. Бакушинаский, К.Н.
Вендель, А.К. Гастев, С.Т. Шацкий, Е.А. Флерина и др.). В тридцатых годах
ХХ столетия — это направление потеряло интерес и его можно было
встретить только в программах отдельных авторов и в практике
дополнительного образования. Но в середине ХХ в. произошли изменения и
акцент перешел с проблемы пространства среды на возрастные особенности
детей в пространственных закономерностях. Таким образом, выявлено, что в
процессе существования в городском социуме формируются определенные
качества личности ребенка. При внимании на эмоциональную и чувственную
сферу, ребенок способен быстрее развить природные задатки и способности.
Потому что любое реалистическое изображение опирается на
предметно‐ пространственную форму в союзе с эмоциональным
«проявлением», это дает возможность использовать потенциал
предметно‐ пространственной среды города в образовательных целях. [27,
466]
Рассмотрены педагогические условия проектирования городской
образовательной среды. При проектирования образовательной среды
учитываются следующие педагогические условия организации: компоненты
образовательной среды, принципы и требования к проектированию
образовательной среды, алгоритм проектирования.53
Изученный материал помог в практической части дипломной работы -
создании образовательной городской среды, в процессе дизайпроектирования исторического сквера. В ходе практической работы
рассмотрены вопросы градостроительного и ландшафтного искусства, по
вопросам организации скверов, спланирована и визуализирована
пространственно - планировочная структура сквера с историческим
аспектом.
Подводя итог, проект исторического сквера «На стыке двух эпох»
позволит жителям и гостям города познакомиться с культурным наследием
татарского народа, узнать особенности периода Казанского ханства и
Казанской губернии, повысить уровень знаний, будет служить местом для
проведения краеведческих экскурсий близ лежащими школами,
образовательных лекций, выставок, для проведения мероприятий
культурного массового назначения.
Абаев, А.М. Средовой подход к образованию. Анализ опыта изучения и
формированию образовательной среды различных типов образовательных
учреждений /А.М. Абаев - Владикавказ: СОГУ, 2011. -111 с.
2. Андреев, А.А., Каплан, С.Л., Краснова, Г.А., Лобачев, С.Л., Лупанов, К.Ю.,
Поляков, А.А., Скамницкий, А.А., Солдаткин, В.И. Основы открытого
образования / А.А. Андреев, С.Л. Каплан, Г.А. Краснова, С.Л. Лобачев, К.Ю.
Лупанов, А.А. Поляков, А.А. Скамницкий, В.И. Солдаткин – Москва: НИИЦ
РАО, 2002. – 676 с.
3. Валиев И.Н. Образовательная среда как основа воспроизводства и развития
человеческого ресурса/ И.Н. Валиев // Образовательная среда сегодня:
стратегии развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары,54
04 окт. 2015 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 2(3). - С.
127-129.
4. Виноградов В. Л. Социальное проектирование муниципальной
образовательной среды / В.Л. Виноградов – Нижний Новгород: ВВАГС,
2009.– 290 с.
5. Владимиров, В.В., Давидянц Г.Н., Расторгуев О.С., Шафран В.Л.
Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий / В.В.
Владимиров, Г.Н. Давидянц, О.С. Расторгуев, В.Л. Шафран - М.:
Архитектура-С, 2004.- 240 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский – М.:
Педагогика, 2000. – 480 с.
7. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как
инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования:
десять концепций и эссе - М.: Инноватор, 1999. – С. 58-59.
8. Ганичева Е.М. Формирование информационно-образовательной среды
образовательного учреждения / Е.М.Ганичева // Сборник статей III
Межрегиональной научно-практической конференции (7-9 декабря 2011 г.). –
Вологда: Издательский центр Вологодского института развития образования,
2012. –С. 148.
9. Гильманова, З.И., Мухарямова М.К., Смыкова Ю.И.. Халикова А.Х.,
Хасанова Х.Х. и др. История Татарской АСССР/Гильманова, З.И.,
Мухарямова, М.К., Смыкова Ю.И.. Халикова А.Х., Хасанова Х.Х. – Казань:
Тат.кн.изд-во, 1968. - 720 с.
10. Горбатова, В. И. Основы садово-паркового искусства: учебник для
студентов учреждений среднего профессионального образования / В. И.
Горбатова, В. И. Горбатов, В. А. Севостьянов. – Москва: Издательский центр
"Академия", 2016. – 203 с.
11. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и
правила составления. – Москва: Стандартинформ, 2008. – 44 с.55
12. Грачева, А. В. Озеленение и благоустройство территорий. Основы
зеленого строительтства / А.В. Грачева – М.: Форум, 2009. – 350 с.
13. Грашин, А.А. Дизайн детской развивающей предметной среды / А.А.
Грашин. – М.: Архитектура - С, 2008. – 296 с.
14. Гура В.В. Теоретические основы педагогического проектирования
личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред/
В.В. Гура – Ростов Н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. – 320 с.
15. Гущина, Т.Н. Педагогическая сущность феномена «Образовательная
среда»: по материалам исследования/ Гущина Т.Н. // Общество. Среда.
Развитие.- 2011.-№4.- С 190.
16. Давыд В.С. Влияние предметно-пространственной среды на
формирование личности ребенка/ В.С. Давыд // Научные исследования и
разработки в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно -
практической конференции (25 ноября 2016 г., г. Пермь). В 7 ч. Ч.6 - Пермь:
АЭТЕРНА, 2016. - С. 116-118.
17. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей / В.В.
Дормидонтова - М.: Архитектура - С, 2004. - 208 с.
18. Ефимов А.В., Шимко В.Т., Миневрин Г.Б., Ермолаев А.П. Дизайн
архитектурной среды: учебник для вузов/Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т.
Шимко, А.В. Ефимов - М.: Архитектура - С, 2004. – 504 с.
19. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре /Е.В.
Забелина - М.: Архитектура - С, 2005. - 160 с.
20. Зырякова Н.И. Проектирование образовательной среды по подготовке
педагогов профессионального образования: монография / Н. И. Зырянова -
Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 126 с.
21. Казаков, Л. К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного
планирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности "Садово-парковое и ландшафтное строительство"
направления подготовки "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" /
Л. К. Казаков – Москва: Издательский центр "Академия", 2008. – 334 с.56
22. Каровский, В. О. Архитектура образовательной среды как предмет
историко-культурного исследования / В.О. Каровский // Ярославский
педагогический вестник – 2012 – № 4. - С 271.
23. Кашкина, Л. В. Основы градостроительства. Дизайн городской среды:
учебник для использования в учебном процессе образовательных
организаций, реализующих программы среднего профессионального
образования по специальности "Архитектура" / Л. В. Кашкина, В. А. Кашкин.
– Москва: Издательский центр "Академия", 2017. – 350 с.
24. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в
дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: пособие
для логопедов и воспитателей/ Кирьянова Р.А. — СПб.: КАРО, 2007.— 80 c.
25. Козлов, О.А., Гулабуддин, О. Я. Информационно-образовательная
среда и образовательное пространство: аналитический обзор /О.А. Козлов,
О.А., Гулабуддин// Информационная среда образования и науки – 2013. -
№13. – С. 36-47.
26. Козлова О.В. Психология безопасности образовательной среды в
некоторых зарубежных исследованиях начала ХХI века /О.В. Козлова //
Современная зарубежная психология. - 2012. - №3. - С. 62-70.
27. Кощеев С. В., Украинцева И. И., Романов М. С., Мушкина И. А.
Городская среда как системно-локализованное поле взаимодействия
образовательной среды и населения /С.В. Кощеев, И.И. Украинцева, Романов
М. С., Мушкина И. А.// Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 464 -467.
28. Литвинова О.В Архитектурное пространство города как
художественная образовательная среда для детей дошкольного возраста/ О.В.
Литвинова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы
III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 окт. 2015 г.). – Чебоксары:
ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 38-41.
29. Малаховская, М.В. Урбанистическая система как способ формирования
человеческого капитала региона: институтов и инновационного механизма57
развития /Малаховская М.В. -Томск: изд-во Том. гос. архит.строит. ун-та,
2014. 356 с.
30. Малышева А. В. Арт-объекты в формировании комфортной
пространственной среды современного города /А.В. Малышева//
Молодежный научный форум. Гуманитарные науки: электронный сборник
статей по материалам XL студенческой международной заочной научнопрактической конференции. - М.: МЦНО, 2016. - С. 26-30.
31. Мухитов Р. К. Требования и параметры проектирования элементов
благоустройства и озеленения в условиях реконструкции городской среды:
учебное пособие / Р. К. Мухитов, М. Ш. Фазлеев – Казань: [Изд-во КГАСУ],
2015. – 96 с.:
32. Мухитов Р.К., Фазлеев М.Ш. Инженерное благоустройство и
озеленение в условиях реконструкции городской среды: Учебное
пособие/Р.К. Мухитов, М.Ш. Фазлеев. – Казань, [Изд-во КГАСУ], 2018.- 120
с.
33. Образное содержание парковых композиций. [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://mirznanii.com/a/128527/obraznoe-soderzhanie-parkovykhkompozitsiy (дата доступа 23.03.2019)