ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВЕ 8
1.1. Теоретические основы психологии управления
1.2. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Личность руководителя правоохранительного органа .39
2.2. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
2.3. Ценностно-целевые факторы в управлении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Управление в обществе всегда подразумевает взаимодействие определённого количества людей. Небольшая организованная группа или крупное социальное образование - это своего рода вселенная, на жизнь которой влияет бесконечное число факторов, - начиная с нюансов рабочего процесса и заканчивая сложнейшими переплетениями человеческих отношений. Быть руководителем означает быть «богом»: он направляет, организовывает, контролирует, корректирует жизнь этой «вселенной». И на помощь ему приходит психология как одна из универсальных космических законов человеческого бытия.
Психология управления даёт в руки ключ к сердцу каждого участника группы или организации, помогает задействовать скрытый потенциал человека, включённого в систему. Знание теоретических основ этой науки приоткрывает дверь в необъятную бездну человеческой психики, проявляющейся в процессах управления и производства.
Деятельность органов внутренних дел представляет собой одну из социально-правовых форм системного подавления и контроля преступности в обществе. В настоящее время значение обеспечения прав и свобод человека в соответствии с Конституцией России возрастает, а задача развития деятельности органов внутренних дел поднимается на общегосударственный уровень. Однако процесс коренного реформирования деятельности органов внутренних дел в правоохранительной сфере осуществляется не всегда последовательно и целеустремленно, а потому и не дает пока заметного результата. В сложившейся ситуации необходимо учитывать системный характер борьбы с преступностью, игнорирование которого снижает эффективность любых частных мер или узковедомственных программ совершенствования деятельности органов внутренних дел. Поэтому интересы практики и психологической науки сегодня сходятся на понимании необходимости поиска новых направлений и способов повышения эффективности управления в правоохранительной сфере. Для этого требуется перейти от абстрактного изучения отдельных аспектов и сфер функционирования органов внутренних дел к исследованию на основе принципов системности и развития реальных сложных объектов правоохранительных органов и, прежде всего - управления развитием деятельности. Исследование данного объекта с позиций системногенетического принципа диктуется следующими аргументами:
Во-первых, знания о развитии дают возможность объяснить суть противоречий в деятельности органов внутренних дел системными причинами, среди которых главное место занимает кризис социокультурной и политико-правовой системы общества. Во-вторых, изучение правоохранительной деятельности с позиций принципа развития, создание модели ее изменений обусловливается необходимостью выявления новых возможностей органов внутренних дел в. контроле над преступностью, обновления научно-психологических представлений о закономерностях ее функционирования в связи с появлением отсутствующих ранее черт в психологии сотрудников и служебных коллективов.
В третьих, принцип развития непосредственно связан с определением приоритетов и прогнозированием социальных процессов, от правильного представления о которых зависит перспективы оптимального разрешения проблем и конфликтов в деятельности органов внутренних дел.
В четвертых, для успешного преодоления противоречия между усилиями и результатом деятельности органов внутренних дел в контроле над преступностью необходим высокий профессионализм персонала управления, который невозможно приобрести вне анализа основных факторов развития- правоохранительный органов и построения на этой основе адекватной системы профессиональной подготовки специалистов в контексте новых правовых и психологических реалий, а также специфики управления развитием в сфере правоохранительной деятельности. Все частные задачи должны сообразовываться с задачами развития правоохранительной деятельности как основной профессиональной ценности и условия эффективного воздействия на криминальную среду в интересах общественной безопасности.
Как известно развитие может иметь стихийный и направленный характер. Обеспечение направленного характера развития предполагает особую систему научно обоснованного управления. Однако анализ практики и специальной литературы показывает, что проблема управляемого развития пока не стала предметом широких научных исследований в области психологии и права, а 80% опрошенных руководителей указали, что им неизвестны научные основы теории юридической психологии и технологии организации управленческо - развивающей деятельности. Это снижает потенциал восприятия всего нового и ограничивает эффективность действий управленческих систем и руководителей в сфере охраны общественного порядка. Очевидно, что разработка и внедрение соответствующей теории и методов управляемого развития может выступить в качестве одного из ведущих факторов повышения качества функционирования системы органов внутренних дел в современных условиях.
Проблема. Идеальная деятельность — это непрерывно совершенствующаяся деятельность. Именно прогресс, упреждающее и устойчивое развитие правоохранительной деятельности способно противостоять всем "вызовам" криминального мира. Однако сегодня эволюция общества ускорилась, и стала менее предсказуемой. Смена парадигмы обеспечения безопасности общества, противоречие между идеалом и существующей практикой реализации прав и свобод отдельного гражданина неизбежно формирует внутрисистемный конфликт. Это происходит на фоне отсутствия сильной государственной власти, имеющей четкую программу и готовности населения подчиниться, выполнить эту программу. Очевидно, что существенным моментом переходного состояния государства и общества является возрастание роли субъективного фактора.
Вместе с тем известные программы развития правоохранительной деятельности, как правило, не оперируют такими понятиями, как субъект деятельности, потребности, мотивы, ценности и другими психологическими категориями, которые составляют содержание психологии служебной активности личности. В триаде "личность, общество и государство" внимание по-прежнему уделяется государству, а развитие пока остается побочным продуктом естественного функционирования общественных систем. "Удержать" личность в центре преобразований под силу только обновленной, персонифицированной системе управления развитием. Однако в повседневной практике органов внутренних дел наблюдается доминирование в управлении устаревших технологий и отсутствие в организации правоохранительной деятельности должного учета интересов и качеств сотрудника как государственного служащего. В определенном смысле это является отражением технократического мышления, военизированного, однонаправленного и с преобладанием прикладного аспекта развития теории и практики управления правоохранительной системой. По этой причине жесткая иерархическая структура построения системы управления часто теряет свою эффективность, вступая в естественное противоречие с более динамично развивающимися экономическими, социальными и правовыми источниками преступности в обществе. Исходя из этого, проблема заключается в выявлении и описании закономерностей, механизмов, противоречий, условий и приоритетов современного этапа развития юридической психологии правоохранительной деятельности органов внутренних дел, в придании управлению свойств субъектной системы, а процессам развития правоохранительной деятельности - управляемого, закономерного, опережающего и необратимого характера.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие при реализации управленческих функций в праве.
Предмет исследования психология управления в праве.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить особенности психологии управления в праве.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические основы психологии управления.
2. Рассмотреть психологическую концепцию управления в органах правопорядка.
3. Раскрыть личность руководителя правоохранительного органа.
4. Рассмотреть психологию стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка.
5. Изучить ценностно-целевые факторы в управлении.
Методологическая основа исследования. При написании работы
применялись общенаучные (диалектический, описание, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные методы (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
К системе психологических факторов, влияющих на управленческие решения в правоохранительных органах, относятся:
- психологические особенности личности самого руководителя. «Существует опасный миф об объективности и научной обоснованности вариантов сложных решений. Этот миф удобен для некоторых недальновидных консультантов различных фирм. Иногда он удобен и для некоторых руководителей, пытающихся переложить на других или на ЭВМ ответственность за принятое решение. Именно человеческий, а не математические и машинные аспекты, является основным в процессе принятия решения. Именно на этих аспектах следует основывать критерий проверки практической ценности методов принятия решений»1. А.И. Китов даже говорит о «личностном профиле» их. На управленческие решения влияют особенности всех психологических сфер личности, психические состояния в момент их принятия, управленческая концепция и позиция. Например, неустойчивость руководителя к риску и грузу ответственности, желание действовать только наверняка, исключить промахи приводят к преобладанию в комплексе его решений стандартных, осторожных, половинчатых решений. Очевидно, что и управление, реализуемое им с помощью таких решений, не может быть оптимальным;
- социально-психологические особенности действий, стиля управления вышестоящих управленческих органов и руководителей. Эта группа весьма представительна и сильна по своим влияниям. Причина некачественных, не отвечающих обстановке, даже совершенно формальных решений — прямое или психологическое давление на руководителя «сверху». Сказываются и влияние примера вышестоящего руководителя (ему вольно или невольно начинают подражать), прямые указания, традиции и обычаи в иерархии управления, настроения, господствующие во всей ее вертикали. Отрицательно сказывается обилие указаний сверху. Порой их так много, что для самостоятельных размышлений у руководителя не остается времени. Часть их вообще начинает работать по указаниям, а собственных решений принимать мало, работать безпланово («Зачем придумывать себе еще работу», «Зачем планы? Все равно дадут указания, что делать, и планы сорвутся»). Практически в каждой иерархически построенной системе управления царит своя психологическая атмосфера, сказывающаяся на том, как работает руководитель на определенном уровне, ступеньке ее, какие решения он принимает и как. Каждому руководителю, имеющему в своем подчинении других, следует задумываться, а какой пример он им подает, что они перенимают от него и если среди них распространены определенные недостатки — то не зеркало ли это его собственных. Глядя в него — смотрись в себя;
- социально-психологические особенности обстановки на обслуживаемой территории. Для руководителя правоохранительного органа их влияние очевидно и сильно. Многие решения принимаются им под давлением обстоятельств. Большинство текущих управлений диктуются событиями в оперативной и криминальной обстановке;
- психология руководимого коллектива, событий в нем, отдельных личностей. Эта группа факторов также не нуждается в пояснениях.
На решения влияют и объективные факторы деятельности правоохранительных органов: отсутствие вполне четких границ области проблем, по которым приходится принимать решения; насыщенность проблемами, многопрофильность проблем; неопределенность, трудная предвидимость значительной части событий и проблем; большое число факторов, порой трудно поддающихся оценке; конфликтный характер событий и их экстремальность; динамичность событий и дефицит времени; высокая степень риска и ответственности; правовая регламентация решений; недостаточная определенность последствий и трудность их оценки и др.
Одна из категорий управленческих решений — коллегиальные решения, где субъектом решений выступает группа. В принципе они бывают лучше личных, но не всегда, да и в ходе текущего управления они менее применимы. Некоторые руководители, не по уму занимающие высокие должности, порой прибегают к таким решениям, чтобы, укрывшись за ними, оставить себе лазейку для оправданий в случае неудачи. Некто образно сказал про такие решения: «Ни души, чтобы проклясть, ни тела, чтобы высечь!».
Подготовка и принятие текущих управленческих решений, даже принимаемого быстро, протекает как процесс с характерными стадиями, имеющими психологические особенности, трудности, условия протекания и критерии оптимальности. Рассмотрим основные из них.
Первый этап — выделение управленческой проблемы и принятие ее для решения. Необходимость подготовки решения возникает с возникновением проблемной управленческой ситуации. Восприятие ее как проблемной и требующей вмешательства определяется целемотивационными установками руководителя правоохранительного органа и других лиц, участвующих в управлении. Что они выделяют для решения, какие проблемы для них значимы — это зависит прежде всего от того, к чему они стремятся в управлении, чего хотят добиться, какие мотивы преобладают в их деятельности. Каждое решение должно побуждаться социально и профессионально зрелым мотивом. Недопустимо подчинение их узко личным мотивам (продвижение по службе, повышение личного престижа, желание понравиться вышестоящему начальству, стремление застраховаться на случай неприятностей, сведение счетов с кем-то неугодным и пр.). Среди проблем для решения обязательно должны быть и психологические проблемы, особенно внутри органа (морально-психологический климат, взаимоотношения, отношение к службе, цели и др.).
Вслед за этим осуществляется изучение проблемы — второй этап. На этом этапе уясняются и оцениваются проблема, ее суть, определяющие ее факторы, ее влияние на законность и правопорядок, срочность решения и др.
Познавательная сложность ее — в выявлении подлинных причин проблемы, которые к тому же обычно бывают не единичны, а комплексны. Примитивность познания приводит к принятию решений, которые, как стрела, скользнувшая по поверхности никелированного шарика, отскакивают от проблемы, задев ее лишь краешком, не проникнув вглубь и не решив.
Третий этап - четкое уяснение цели решения и определение того результата, в который она должна быть воплощена.
Четвертый этап — разработка вариантов решения и выбор наилучшего из них. По существу это технология разработки версий, только управленческих, и последствия ее упущений сходны. Пример: в одном из районов Москвы за восемь месяцев было совершено около 40 краж из квартир. Руководитель органа внутренних дел решал задачу, как обычно: выезд на место происшествия, осмотр, выявление примет лиц, которые могли совершить кражи, разработка оперативно-следственных версий, проверка их. Но преступники оставались неуловимыми. Глубоко проанализировав все 40 случаев, один из руководителей ГУВД г. Москвы, пришедший на помощь с несколькими опытными сотрудниками, заметил закономерность: кражи совершались, как правило, в новых домах, спустя один-два месяца после их заселения. Был сделан вывод: очередные кражи могут быть совершены в течение 7—10 дней в двух недавно заселенных домах. Было принято решение взять их под наблюдение, и в течение трех дней преступники были задержаны. Оказалось, что «секрет» их неуловимости был в том, что руководитель и работники районного органа внутренних дел не выходили за пределы стандартных, «обкатанных» на практике вариантов решений. Справедлив совет: не успокаивайтесь первым пришедшим в голову и кажущимся хорошим вариантом; не принимайте решения, пока не будут рассмотрены все возможные варианты.
Пятый этап — проработка выбранного варианта решения: тщательное продумывание, разработка замысла его исполнения, приведение его в полное соответствие с целью, прогнозирование возможных трудностей его реализации, определение мер на случай встречи с неожиданностями, способов подстраховки и повышения надежности и др. Ироничный, но мудрый «закон Мерфи» гласит: 1) все, что может случиться плохого, случится, 2) даже если ничего плохого не может случиться, все равно плохое случится. Закон учит бдительности и разумной предусмотрительности. Для правоохранительных органов, нередко выполняющих ответственные действия, срыва которых быть не должно, сталкивающихся с отчаянным, доходящим до беспредела противодействием криминального элемента, помнить этот «закон» весьма полезно. Тем более и в народе говорят: тот, кто думает, что противник дурак, пусть сам займет ума.
Правильно рассчитаны те решения, которые приносят требуемый результат. К сожалению, у нас еще много решений, которые можно считать «шагом в нужном направлении». Они полезны, но нужной цели не достигают.
Не исключено, что при выборе вариантов из пяти-семи возможных будут отобраны не один, а два. Тогда прорабатываются оба варианта и уже по результатам отбирается один из них. На всех этапах руководителю полезно, если позволяют время и обстановка, советоваться со своими заместителями и наиболее опытными специалистами. Это позволит лучше оценивать альтернативы, предупреждать ошибки, включать будущих исполнителей в предстоящую работу, повышать их понимание ее и мотивированность.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. от 29 мая 2019 г. № 112-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - ст. 2954; Российская газета от 31 мая 2019 г. № 117.
3. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (с изм. от 7 марта 2018 г. № 56-ФЗ) // Российская газета от 6 июня 1996 г. № 106; от 12 марта 2018 г. № 50.
4. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ “О государственной охране” и отдельные законодательные акты РФ» от 8 дек. 2011 г. № 424-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 50, ст. 7366.
5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. от 29 мая 2019 г. № 117-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -- №13. - ст. 1475; Российская газета от 31 мая 2019 г. № 117.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ “О государственной охране” и отдельные законодательные акты РФ» от 8 дек. 2011 г. № 424-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 50, ст. 7366.
7. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (с изм. от 21 февраля 2019 г. № 63) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 38. - ст. 4534; 2019 г. № 8 ст. 761.
8. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изм. от
21 февраля 2019 г. № 63) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 47. - (часть I). - ст. 5749; 2019. - № 8. - ст. 761.
9. Структура федеральных органов государственной охраны определена в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (с изм. от 27 февраля 2018 г. № 89) // СЗ РФ. № 32. Ст. 3314; 2018. - № 10. - ст. 1477.
10. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы охраны РФ» от 7 авг. 2004 г. № 1013 // СЗ РФ. - 2004. - № 32, ст. 3314.
11. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 (с изм. от 12 апреля 2019 г. № 161) // СЗ РФ. - 2004. - № 11, ст. 945; 2019. - № 15 (часть I). - ст. 1727.
12. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы охраны РФ» от 7 авг. 2004 г. № 1013 // СЗ РФ. - 2004. - № 32, ст. 3314.
13. Приказ ФСО России от 22 июля 2005 г. № 284 «О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в федеральные органы государственной охраны» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 36.
II. Материалы судебной практики
14. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. декабрь 2009.
15. Решение от 23 ноября 2016 г. по делу № А41-35221/2016 Верховный суд «
о признании недействующим Приказа» [Электронный ресурс] Режим доступа: //sudact.ru/arbitral/doc/qnI3LtqE30UZ/ доступ свободный, дата
обращения 20.03.2019.
16. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29 января 2016
г. по делу № А43-21067/2015 «О взыскании 12 805 000 рублей» [Электронный ресурс] Режим доступа:
//sudact.ru/arbitral/doc/DS7AykDmj9Z5/ доступ свободный.
17. Решение Арбитражного суда города Воронежа от 27 июня 2016 г. по
делу № № А14-920/2016 «об аннулировании лицензии частной охранной организации «Альянс», г. Воронеж (ОГРН 1073652000289, ИНН3650009700)» [Электронный ресурс] Режим доступа: //
sudact.ru/arbitral/doc/72awI7GPqDY5/ доступ свободный.
18. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.07.2015 по делу № А53-8573/2015 «о признании недействительным решения комиссии управления от 24.12.14г. об отказе в согласовании возможности заключения контракта» [Электронный ресурс] Режим доступа://
15aas.arbitr.ru/cases/cdoc?docnd=841402063&nd=841189571&prefix=&numdeal =&yeardeal=&fld_12=&fld_14=&fld_16=&fld_140=&pagedoc=1/ доступ
свободный.
III. Специальная литература
19. Аминов И. И. Юридическая психология [Текст]: учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / И.И. Аминов. — М.: Омега-Л, 2014.
20. Анцупов А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник / А.Я. Анцупов, A. И. Шипилов. — СПб.: Питер, 2013. — С. 67.
21. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика [электронное издание]. - СПб.: Речь, 2010.
23. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии [Текст]: учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. - С. 246.
24. Караяни А.Г. Юридическая психология: от эксперимента к практике [Текст]: учеб, пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015. - С. 116.
25. Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебное пособие [электронное издание]. - М.: Гардарики, 2015. - С. 575.
26. Лебедев И.Б. Юридическая психология [Текст]: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / И.Б. Лебедев, В.Ф. Родин, B. Л. Цветков; под ред.
B. Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — С. 178.
27. Левченко Е. А. Психология управления. Текст лекций [электронное издание]. Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Гомель, 2011.
28. Мальцева Т.В. Психология [Текст]: учеб, пособие / Т.В. Мальцева. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - С. 118.
29. Мальцева Т.В. Юридическая психология: основные вопросы и
проблемы [Текст]: справ, пособие / Т.В. Мальцева, Т.А. Хрусталева. — М.: МосУ МВД России, 2011. — С. 33.
30. Науменко Е.А.Психологияуправления. Учебно-
методическийкомплексдля дистанционного обучения [электронное издание]. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. -
C. 2.
31. Петров В. В. Школы менеджмента. Учебное пособие для вузов [электронное издание]. - М., 2015.
32. Прикладная юридическая психология [Текст] / под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2011. - С. 114.
33. Пряхина М.В. Психология в деятельности сотрудников ОВД (в схемах с понятиями) [Текст]: учеб, пособие / М.В. Пряхина; под ред. A. Т. Иваницкого. — М.: ДГСК МВД России, 2011. — С. 6.
34. Романов В.В. Юридическая психология [Текст]: краткий курс лекций / B. В. Романов. — М.: Юрайт, 2014. —С. 87.
35. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Ф.С. Сафуанов. — М.: Юрайт, 2014. - С.
36. Смирнов В.Н. Юридическая психология [Электронный ресурс]: учеб, пособие для студентов вузов / В.Н. Смирнов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - С. 162.
37. Социальная психология [Текст]: учебник / под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - С. 79.
38. Столяренко А.М. Юридическая психология [Текст]: учебник / А.М. Столяренко. — М.: Проспект, 2010.
39. Уразаева Г.И. Психология виктимной личности [Текст]: учеб, пособие / Г.И. Уразаева. — Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2014. — С. 117..
40. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие
[электронное издание]. Серия «Библиотека практической психологии». - Мн.: Харвест, 2013. - С. 16.
41. Хамидова И.В. Юридическая психология [Текст]: учеб, пособие / И.В. Хамидова. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. - С. 123.
42. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы» [электронное издание]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
43. Юридическая психология [Текст]: учебник / под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - С. 216.
44. http://studopedia.ru/7_53234_ob-ekti-i-sub-ekti-upravleniya.html
Источник: https://psychosearch.ru/napravleniya/psikhologiya-upravleniya/234-
teoreticheskie-osnovy-psikhologii-upravleniya.