Введение 3
Глава 1. Наркомания и токсикомания 7
1.1 Общие понятия наркомании и токсикомании. История
распространения наркотической зависимости 7
1.2 Нормативная основа борьбы с наркоманией и токсикоманией в
Российской Федерации 14
Глава 2. Методологические рекомендации по педагогической профилактике наркомании 35
2.1. Методические принципы организации педагогической
профилактики проблемы наркомании и токсикомании 35
2.2. Профилактическая работа в сфере борьбы с наркоманией 40
2.3 Общие рекомендации для проведения занятий по профилактике
наркомании 55
Заключение 63
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. С расширением научных исследований в области наркотизации и с накоплением практического опыта работы с наркоманами становится все более очевидным, что наркомания - это не болезнь в обычном смысле этого слова. Вред, который наносят организму человека наркотики, выражается не только с физиологической точки зрения, но и как предпосылка деформации личности и искажения ее социального поведения, превращая его в девиантное, отклоняющееся от нравственных и правовых норм, бытующих в обществе.
Особенность наркомании состоит в том, что она, как патологическое состояние, в значительной степени необратима, и негативные изменения, которые произошли в организме и сознании человека в результате злоупотребления наркотиками, могут остаться с ним навсегда. Стремительный рост наркотизации все больше втягивает молодежь, подростков и даже детей, что неизбежно ведет к деградации всего общества. Так, явление наркотизации населения как многоаспектной социальной, педагогической, экономической, демографической, медицинской проблемы стало доминантой современного состояния общества.
В связи с этим, в социальной работе назрела необходимость в конкретных, реальных и эффективных мерах, направленных, прежде всего, на профилактику этого страшного порока современности. Неотложной задачей сегодняшнего дня является создание четко налаженной системы профилактических мероприятий, которая способна остановить рост наркотизации общества.
Степень изученности проблемы. В последние годы появилось много публикаций, исследований по проблеме наркотизации населения. Изучением проблем, связанных с потреблением наркотиков, занят широкий круг специалистов - социологов, психологов, педагогов, медицинских работников, юристов.
Изучением наркотизма ученые активно занимались еще в 1920-е годы. МЛ. Гернег и А.С. Шоломович исследовали феномен наркопотребления в контексте социально-бытовых условий существования людей. Связь наркотизма и преступности отмечали исследователи П.И. Люблинский и М.Т. Белоусова. Ученые установили, что в этот период потребление наркотика чаще следовало за преступлением, а не предшествовало ему.
В 1970-е годы тема наркотиков снова занимает прочное место в исследовательской практике психологов, социологов, юристов, медицинских работников.
В частности рост масштабов распространения и незаконного оборота наркотических средств в 1990-е годы предопределил возрастание интереса к проблеме наркотизма. Об этом свидетельствуют труды АЛ. Арефьева, ЭА Бабаяна, ТА. Боголюбова, АА Габиани, М X. Гонопольскош, Р.М. Готлиба, ЯЛ. Гилинскош, И.Н. Пятницкой, БМ. Левина, ЛИ. Романова, ЕА Кошкиной, Н Л. Иванец, АГ. Врублевскош, Б.М. Левина, В.Т. Лисовского, ЛЕ. Кесельмана, Л.Н. Рыбакова, АЛ Гришко, В.М. Егоршина, В.И. Омигова, АЕ. Личко, Г.Я. Лукачер, НБ. Макшанцевой, Т.В. Ивановой, В.А. Чудновскош, КЗ. Воронина, И.П. Анохина, Б.П. Целинскош, АЛ. Мусаева, И.Н. Гурвича, М.Е. Поздняковой, ММ. Русаковой, ЕЛ. Омельченко, ИД. Шабанова, Ф. Э. Шереги, О.Ю. Штакельберга и многих другах авторов.
На сегодняшний день появился ряд интересных работ, затрагивающих проблемы наркотизма и наркомании. АЛ. Гаранский рассматривает законодательные акты и общественные мероприятия, направленные против наркотиков, Л.С. Горбатенко рассматривает зарубежный опыт борьбы с распростанением и потреблением наркотиков, И.Л. Кузнецов и С.К Купрейчик рассматривают международную систему и правовые меры противодействия незаконного оборота наркотиков, а также развитие законодательства в области противодействия распространения наркомании с исторической точки зрения. Ю.К Бахтина, ЛА Попова, В.П. Соломина, Г.И Сопко, Н.Н. Маликова исследуют проблему наркомании в молодежной среде.
Цель исследования. Целью исследования является научное и практическое обоснование основных направлений педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков.
Обозначенная цель позволила скоррелировать задачи дипломной работы:
- определить общие понятия наркомании и токсикомании, выявить генезис истории наркомании и токсикомании;
- выделить нормативную основу борьбы с наркоманией и токсикоманией в Российской Федерации
- выяснить методические принципы организации педагогической профилактики проблемы наркомании и токсикомании
- обозначить принципы профилактической работа с детьми и подростками, с родителями
- создать систему рекомендаций по борьбе с наркоманией и токсикоманией.
Объектом исследования является педагогическая профилактика и социальная работа среди детей и подростков.
Предметом исследования являются методы, принципы и механизмы педагогической профилактики наркомании среди детей и подростков.
Методологическую основу исследования составляют научные и методические публикации отечественных и зарубежных авторов по избранной тематике и нормативно-правовая база национального законодательства.
Основные методы исследования. В процессе работы использовались метод анализа научной литературы, сравнительного анализа, историкоаналитический метод, метод аналогии, системно-структурный метод, метод анкетного опроса, беседа, интервьюирование, наблюдение, статистические методы обработки информации.
Проблема наркомании исследована с точки зрения педагогического, социального, экономического, этического, медицинского, психологического и других направлений;
-выявлено, что наркомания вовлекает в свои сети, в основном, городскую молодежь и официальные статистические данные реально не оценивают сложившуюся ситуацию наркотизации населения;
-показано, что основными факторами подростковой наркотизации как совокупности внутренних и внешних условий, влияющих на формирование у подростка предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, являются: низкая стрессоустойчивость, любопытство, последствия травм и заболеваний, педагогическая запущенность и отсутствие навыков конструктивного решения проблем и конфликтов;
-научно обосновано, что масштабность злоупотребления наркотиками в периоды экономического роста снижается, а в периоды упадка-возрастает,
-доказано, что педагогические просчеты в воспитании человека в образовательных учреждения определяют его потенциальное становление на путь наркомании нисколько не меньше, нежели неблагополучная семейная обстановка;
-определено, что девиантное поведение свойственно подросткам, воспитывающимся в среде, где насилие, аморальность и другие, располагающие к такому поведению условия жизни считаются нормальными;
Структурно работа состоит из введения, 2 глав, содержащих 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Педагогическая профилактика является как особый способ организации социальной среды ребенка, препятствующий наркогенному заражению и рассматривается как вспомогательное звено антинаркотической политики, и возможности ее оцениваются весьма скромно. Именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенного заражения.
Педагогическая профилактика включает в себя 3 основных структурных блока: первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию; вторичная профилактика, предотвращающая развитие наркогенного заражения у несовершеннолетних, имеющих опыт использования наркогенных веществ; третичная профилактика - педагогическая реабилитация подростков со сформированной зависимостью.
В подростковой наркологии важное значение придается первичной профилактике, которая направлена, прежде всего, на предупреждение наркомании как болезни, т.е. на предотвращение аддиктивного, зависимого от психоактивных веществ, поведения подростков.
Первичная профилактика имеет несколько направлений реализации:
-общая воспитательная работа с детьми;
-коррекционная работа с детьми группы риска;
-работа с несовершеннолетними, имеющими опыт использования наркогенных веществ.
При осуществлении программ профилактики наркотизма основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» антинаркогенных барьеров, воспитания личностной устойчивости к наркогенному соблазну.
Профилактическую работу следует организовать в условиях совместной деятельности педагога-психолога и подростков на основе тщательно подобранной модели профилактики отвечающей определенным
принципам, таким как принцип системности, принцип парциалыюсти, принцип проблемной адекватности, принцип наркологической адекватности.
Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами. Поэтому современная школа в своей деятельности должна стремиться к единству процессов обучения и воспитания.
Эффективность педагогической профилактики напрямую зависит от степени включенности в нее родителей. Именно семья способна обеспечить ребенку стойкий иммунитет к наркогенному соблазну. Поэтому, продумывая варианты решения задач профилактики, в первую очередь следует позаботиться о том, чтобы взрослые члены семьи школьника стали союзниками педагогов.
Общесоциальное предупреждение осуществляется различными органами государства и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения не является главной или профессиональной. Общесоциальное предупреждение наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия, как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и организаций.
Учитывая значительную роль профилактических мероприятий в отношении наркомании целесообразно было бы подключить к борьбе с наркоманией Министерство Юстиции, Министерство здравоохранения, Министерство образования, а также Министерство труда, большая часть направлений, деятельности которых должна быть нацелена на исполнение профилактических мероприятий.
Необходимо отметить, что для предупреждения наркомании несовершеннолетних как преступности необходимо надлежащее обеспечение: нормативно-правовое, информационно-аналитическое,
организационно-управленческое, научно-методическое, пропагандистское, кадровое и материально-финансовое.
Для изучения наркомании как преступности и способов контроля над ней, необходим научно-исследовательский потенциал. Криминологические исследования должны проводиться, как в целях самой криминологической науки, так и в целях совершенствования предупредительной деятельности. Главными проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику. Наиболее распространенной формой внедрения научных рекомендаций является издание специальной литературы, что связано с двумя проблемными моментами:
-во-первых, публикации по результатам научно-исследовательской работы профилактической направленности практические работники читают достаточно редко;
-во-вторых, длительность издательского процесса (от подготовки рукописи до печати) является своеобразным тормозом для внедрения научных рекомендаций в практику.
Одним из основных направлений профилактики наркомании должно быть обучение и повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, подготовка квалифицированных кадров, которые могли бы умело решать вопросы, связанные с организацией борьбы с незаконным оборотом наркотиков, а также организационно-управленческие вопросы воспитания кадров.
Следует отметить, что международные организации вносят весомый вклад в деле материально-технического обеспечения, обучении и переподготовке специалистов по профилактике наркомании. Однако проводимые общественными организациями мероприятия по профилактике наркомании в рамках проектов финансируемых международными организациями носят разовый характер.
Значительную роль в жизни человека, особенно в формировании его убеждений, мировоззрения, жизненных позиций, а также определенных норм поведения играют средства массовой информации. Использование средств массовой информации в решении вопросов противодействия наркомании и наркопреступности позволяет достичь максимального охвата населения и привлечь внимание широкой аудитории к этой проблеме.
Также следует отметить, что в СМИ ведется завуалированная наркопропаганда. Поэтому большее значение должно придаваться морально - нравственным нормам, не позволяющим вести даже косвенную пропаганду наркотиков. Многие журналисты, говорящие и пишущие на тему наркотиков, страдают «всезнанием», в то время как эта тема требует от журналистов как понимания наркоситуации в целом, так и компетентных знаний. Исходя из этого, следует выработать единую политику СМИ против наркотиков, введение в практику учебных семинаров, тренингов и других форм просветительской деятельности среди журналистов.
По своему содержанию публикации должны быть целенаправленными и рассчитанными на определенную аудиторию. В профилактических публикациях имеет смысл отражать следующее:
- используя информационно-ознакомительный подход в решении проблемы, материал статьи (выступления) должен способствовать выработке критического отношения к этим вопросам, особенно в молодежной среде;
- взрослое население обучают приёмам выявления симптомов злоупотребления со стороны их детей наркотиком, их поведение, образ жизни - в целях пресечения негативной деятельности подрастающего поколения, показывать им роковые последствия немедицинского потребления наркотиков детьми, показать, куда срочно обратиться за помощью и многое другое;
- начинающим наркоманам необходимо показывать вред действия наркотиков на состояние их здоровья, формировать у них чувство того, что на ранних стадиях еще можно вылечить эту болезнь, а для этого следует, даже при отсутствии денег, обратиться в медицинские учреждения по указанному адресу, подсказать, как выйти из опасной ситуации взаимодействия со сбытчиками наркотиков, как не бояться их угроз и запугиваний, указать центры реабилитации и ресоциализации, где они могли бы в кругу себе подобных преодолеть тягу к наркотикам.
Необходимо регулярное проведение марафонов, посвященных борьбе с наркотиками, с программами включающие встречи, конкурсы, спортивные соревнования и культурно-массовые акции. Также необходимо в высших учебных заведениях столицы проведение встреч со студентами и учащимися общеобразовательных школ, на которых сотрудники правоохранительных органов выступали бы с информацией о наркомании и её пагубном воздействии на социальное благополучие и физическое состояние человека.
Анализы показывают, что большое количество наркоманов и лиц, состоящих на учете с выявленным заболеванием ВИЧ-СПИД, не работают. Исходя из этого, целесообразно со стороны органов местного управления регулярно проводить ярмарки рабочих мест с активным привлечением и обустройством безработных.
Необходимо активизировать деятельность профессионально-технических училищ, оснащая и оборудовав их в соответствии с требованиями времени, где молодежь активно обучалась бы различному искусству, мастерству, профессиям, таким как художественное искусство, кройка, шитье, вышивка, вязание, садоводство, гончарное искусство, национальные ремесла и т.д.
Регулярное вещание различных теле- и радиопередач воспитательного характера с участием профессиональных ораторов, читающих пословицы и поговорки, народные мудрости, выражающие глубоко народные мудрые идеи о патриотизме, добре и зле, труде, чести, дружбе.
На базе школ активизировать силами подготовленных опытных учителей, с привлечением специалистов организовывать внеклассные научные и спортивные секции и кружки (художественная самодеятельность, литература, математика, химия, физика, иностранные языки, шахматы, футбол, баскетбол, теннис и т.д.) с дальнейшим проведением межшкольных олимпиад и состязаний на уровне районов, городов, областей и республики.
К профилактике наркомании необходимо также привлекать религиозных деятелей, пропагандирующие высокие духовные и моральные ценности человека и ведение здорового образа жизни.
В целях активизации профилактики наркомании среди детей и подростков необходимо при каждой школе вводить штаты психологов, врачей наркологов, психологов и закрепить индивидуальное руководство над несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, из числа преподавателей школы.
В целях правильного воспитания культуры, манер поведения и общения в общественных местах, а также ответственности за содеянное у подростков целесообразно силами правоохранительных органов контролировать поведение подростков в общественных местах, в частности не допускать табакокурение, употребление спиртных напитков, хулиганство, неуважительное отношение к окружающим, привлекать к административной ответственности и обнародованием таких лиц посредством соответствующих телепередач с указанием места работы, учёбы и проживания.
растет объем незаконного оборота наркотиков и количество преступлений, совершаемых на почве наркотиков и наркомании. Наркомания стремительно молодеет, все большее число несовершеннолетних приобретают «опыт» потребления наркотических и психотропных препаратов. Новым опасным явлением стало вовлечение в наркоманию малолетних детей, резко возросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией, увеличилась смертность от употребления наркотиков среди молодежи. Добывание средств на наркотики в основном совершается преступным путем, что обусловливает осложнение криминальной ситуации и заражение различными инфекциями (гепатит, СПИД и т. д.).
Под влияние наркотиков, чаще всего, попадают школьники-подростки и студенты. Поэтому подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием.
Наши исследования показывают, что употребление психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, может быть обусловлено различными психологическими (или психиатрическими) причинами. Имеют значение личностные особенности (инфантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональная неустойчивость). Большую роль играют определенные социальные факторы: низкий уровень образования и профессиональной квалификации, сопроюждающийся отсутствием интереса к учебе, работе, безыдейность и бездуховность; неумение занять свой досуг, влияние окружающей микросреды, неблагополучная обстановка в семье, недостатки в воспитательной работе; низкий уровень медико-просветительной работы.
Наиболее употребляемым видом наркотических веществ в республике при этом является героин, который отличается сильным действием и высокой стоимостью и, тем самым, отрицательно влияет на бюд жет, как семьи, так и страны.
Семейное положение наркоманов также имеет ряд особенностей. Интересно, что семьи, где дети начали потреблять наркотики, имели достаточно высокий уровень достатка. Причиной перехода к антиобщественной жизни становится то, что родители, озабоченные добыванием средств к существованию, не заботятся достаточным образом о воспитании детей. Попадают в наркоманы и дети из неблагополучных семей. Дети в таких семьях предоставлены сами себе, их воспитанием становится улица, где они скоро знакомятся с алкоголем и наркотиками.
В возрастном плане границы такого рода преступности смещаются в сторону её омолаживания;
С распространением употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к алкоголю и наркотикам в подростковом возрасте.
Наркомания является одной их форм проявления отклоняющегося поведения, т.е. девиантного поведения. Девиантным поведением следует считать устойчивое поведение личности, которое отклоняется от наиболее важных социальных норм и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождается социальной дезадаптацией. Оно выражается в поступках, поведении (или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов поведения, обычаев, традиций.
В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учетом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых групп.
В деле формирования здорового образа жизни среди подрастающего поколения основную роль играют сфера образования: школа и опытные педагоги-психологи. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами. Поэтому современная школа в своей деятельности должна стремиться к единству процессов обучения и воспитания.
Эффективность педагогической профилактики напрямую зависит от степени включенности в нее родителей. Именно семья способна обеспечить ребенку и стойкий иммунитет к наркогенному соблазну. Поэтому, продумывая варианты решения задач профилактики, в первую очередь следует позаботиться о том, чтобы взрослые члены семьи школьника стали союзниками педагогов. Таким образом, ошибки семейного воспитания могут подтолкнуть ребенка к пропасти наркозависимости.
Сегодня также целесообразно обязывать родителей отдавать детей в дошкольные учреждения, осуществлять строгий контроль посещаемости средних школ детьми, обязывать учащихся подписываться на различные детские познавательные газеты и журналы, посещать спортивные секции и научные кружки при средних школах. Необходимо также восстанавливать прежние летние лагеря, создавая при них летние школы, обучающие детей различным навыкам, например, компьютерные курсы, курсы иностранных языков, курсы альпинизма, туризма, курсы юного ботаника, курсы по садоводству и тд. и тл. Таким образом, направляя во время летних каникул учащихся в подобные лагеря, им обеспечивается досуг, воспитание и обучение.
Общесоциальное предупреждение включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, нравственно - духовной сфере и тд. Она осуществляется различными органами государства и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения не является главной или профессиональной. Общесоциальное предупреждение наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия, как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и организаций.
1. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1989
2. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989
3. Конституция Российской Федерации
4. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических и психотропных веществах»
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
6. Уголовный кодекс Российской Федерации;
7. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
8. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Стратегия государстве
Специальная литература
1. 1.Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Пути преодоления / под. ред. Эрика Ф. Вагнера и Холли Б. Уолдрон; пер. с англ. А. В. Александровой. - М.: Академия, 2006. - 415с.
2. 2.Аменд А. Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / Аменд А. Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В // Педагогика.
- 2004. - №4.-С.23.
3. Анисимов, JI.H. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи / JI.H. Анисимов. -М.: Просвещение, 2006.- 45с.
4. Аршинова В.В. и др. Предупреждение подростковой наркомании.
- М. 2005 -160с.
5. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 192с.
6. Братусь B.C. Психология, клиника профилактика раннего алкоголизма / B.C. Братусь, П.И. Сидоров. - М.: Академия, 2005. - 375с.
7. Волынкин ЕЛ. Некоторые меры борьбы с преступностью несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков в Красноярском крае / Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Сб. материалов науч.-пракг. конф. Ч. 2. -Красноярск.
2000. -С. 156-160.
8. Вред алкоголя, никотина, наркотиков / ВМ. Бенюмов, ОР. Костенко, КМ. Флоренсова. -М.: Просвещение, 2003. - 123с.
9. Габиани А. Л. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы/AJT. Габиани. - М.: Мысль, 2005.-385с.
10. Гаранский А.Л. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей/АЛ. Гаранский.- М.: Изд-тво «Владос - пресс», 2009. - 352с.
11. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей/Р.Р. Гарифуллин - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 317с.
12. Генкова Л _Л, Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 2004. - 328с.
13. Глушков В. А. Наркомании у подростков. - Киев, 2005. - 330с.
14. Гилинский Я. Девиантология. - 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Изд- во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007.—528с.
15. ГорбатенкоЛ.С.Родителям и.педагогам: все о наркомании.
Эффективные проблемы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / А.С. Горбатенко - Ростов н/Д: Феникс, 2003.-352с.
16. Горшенков Г. Л. Криминологический словарь/ Г.Н. Горшенков.- М, 2001. С. 32- 33.
17. Грязнов И.М. Преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, совершаемые
женщинами (криминологический анализ и уголовно-правовое реагирование): Дис. канд.юрид. наук/И.М. Грязнов - Чебоксары, 2005. -227с.
18. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ ВВ. Змановская - 2-е изд., испр.— М.: Издательский центр «Академия», 2004,—288с.
19. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студентов средних и высш. педагог, учеб. заведений /ДД Еникеева - 2-е изд., стереотип. -М: Академия, 2006. - 144с.;
20. Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия / Д.Д. Еникеева. - М.: Асг- Пресс, 2006. - 528с.
21. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков /П. Клочинова // Социальная педагогика. -2006. - № 1. - С.61 -70.
22. Кобякова Т.С. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения/ Т.С. Кобякова, ОА Смердов. - М, 2006. - 333с.
23. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения
сгаршеклассников/Ковальчук М А-Ярославль: Изд-во ЯЛТУ им. К Д. Ушинскош, 2002. -242с.
24. Козлов ВБ. Руководство по спасению наркомана, или Краткий курс выживания/Козлов ВБ. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. - 373с.
25. Колесов Д.Б. Антинаркотическое воспитание: учебное
пособие/ДБ. Колесов. 3-е изд., доп-М, 2001.-192с.
26. Колесов ДБ. Беседы об антиалкогольном воспитании /ДБ. Колесов - М.: Просвещение, 2007.-80с.
27. Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации
подростково-молодёжной среды/Ю.Ю. Комлев. -Казань: ЗАО
«Новоезнание», 2005. - 124с.
28. Комлев Н.Ю. Подростки-наркопотребители в контексте
преступного и виктимнош поведения: анализ эмпирических данных/НЮ.
Комлев// Наркомания и наркотизм: вопросы теории и практики: сбор. науч. тр. межвуз. науч-пракг. конф-Чебоксары, 2005. - С. 109-111.
29. Комиссаров Б.Г. SOS: наркомания/Б.Г. Комиссаров, МА
Фоменко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.-318с.
30. Комлев Ю.Ю. Наркоситуация в Татарстане: специфика,
тенденции, перспективы/Ю.Ю.Комлев. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2004. С. 12-16.
31. Коробкина З.Б. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи/ З.В. Коробкина, В А Попов.-М.: Изд-во «Академия», 2002.-192с.
32. Копьп Н.Я. Профилактика алкоголизма /Копьп Н.Я., Сидоров ПЛ. - М.: Медицина, 2006. -240с.
33. Криминология: АЛ Алексеев Курс лекций/- 5-е изд. исправ. и доп.- М.: Изд-во «Щит - М», 2005. С.50-56.
34. Круглянский В.Ф. Наркомании и токсикомании у годростков/В.Ф. Круглянский. - Мн.: Высш. шк, 2005. - 317с.
35. Кулаков С. А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе: Учеб-метод, пособие/С А. Кулаков. - СПб.: Питер, 2006. - 317с.
36. Кулаков С. А. На приеме у психолога-подросток/С А Кулаков. - М.: Просвещение, 2005. -415с.
37. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: Профилактика зависимостей. 8-11 классы: Классные часы. Родительские собрания. Викторины, конкурсы. Тесты, анкеты. Советы психолога и врача/ ГГ. Кулинич. - М.: ВАКО, 2008. - 272с.
38. Кун С. и др. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя. Библиотека доктора Спока.-М, 2004.- 423с.
39. Курек Н. С., Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте: научное издание / Н. С. Курек,- СПб.: Алетейя, 2001.С.- 150.
40. Лапко АН. Наркомания как социальное явление/А.Н. Лапко // Закон и право. - 2001. - №9. -С. 15-18.
41. Левин БМ., Левин МБ. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя/Б.М. Левин. - М.: Просвещение, 2005. -417с.
42. Леонова И. В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением викшмных детей/ ИВ. Леонова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. —№ 2: Педагогика. Психология.
43. Леонова И. В. Роль СМИ в предупреждении девиантности подрастающего поколения/ ИВ. Леонова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — №2: Педагогика. Психология.
44. Майсак Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения/НВ. Майсак // Современные проблемы науки и образования.—2010.—№ 4. — С. 78-86.
45. Майсак Н. В. Феноменология девиантного поведения в профессии: подходы, концепции, типология/НВ. Майсак // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 1. — С. 8390.
46. Макаров ВВ. Первичная профилактика наркоманических заболеваний у подросгков/В.В. Макаров // Вопр. наркологии. - 2003. - № 4 - С25-27.
47. Макеева А.Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотизма школьников/А.ГМакеева.- М.: Просвещение, 2003. - 191с.
48. Макеева АГ. Педагогическая профилактика наркомании в школе/А.Г.Макеева - М.: Просвещение, 2005. -315с.
49. Маюров АН., Маюров ЯА Наркотики, выход из наркотического круга: учебное пособие для учеников и учителя: 7-11 классы / АЛ. Маюров, Я А. Маюров. -М, 2004. -360с.
50. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: пособие для педагогов и родителей - М: Изд-во «Владос- Пресс», 2003.-352с.
51. Наркотизация в Татарстане: стратегии социального реагирования/ под общ. ред. РТ. Садыковой, АЛ. Салагаева. - Казань: Изд-во Казан, ун-та,
2003. -257с.
52. Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения /Сост. В.И. Петрова, Т.И. Ревяко. - М.: Литература 2006.-373 с.
53. Назаров Д. Вопросы генезиса релегиозно-политического экстремизма и терроризма/Д. Назаров-Душанбе: Ирфон, 2006. -С.110-113.
54. Нейк А Наркотики/А.Нейк. - М.: Секачев, 2001. -128с.
55. Омитттв В.И. Криминология: курс лекций/В.И. Омишв - 2-е изд. Пермь, 2002, - 258с.
56. Органы по контролю за оборотом наркотиков: задачи и перспективы / ЕН. Барсуков // Наркомания и наркотизм: вопросы теории и практики: с. науч. тр. межвуз. науч-пракг. конф. 2005.-С. 5-13.
57. Опиоидная заместительная терапия в Евразии: как повысить доступ и улучшить качество. Серия информационных документов Международного консорциума по наркополитике по вопросам лечения наркотической зависимости. -2012.-№1 -23с.
58. Организация профилактической антинаркотической работы в вузах: Метод, рекомендации/ сост.: АВ. Петров, А.В. Федюшин. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. -47с.
59. Паршин СМ. Уровень, структура и динамика преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков: Проблемы
предупредительного воздействия на преступность/СМ. Паршин. Вестн. виктимолошческой ассоциации. -2003.-№2, -С. 13-17.
60. Подростки и наркотики: опыт исследования./ под. ред. ЕЛ. Омельченко. -М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. - 353
61. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. СБ. Березина и др. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.-438 с.
62. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга - М.: Академия, 2006. -217 с.
63. Пятницкая И.Н. Наркомания/ИИ. Пятницкая. - М.: Медицина
2004. -217 с.
64. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью/под науч. ред. JIM. Шипицыной, JI.C. Шпилени. - СПб.: Питер, 2003.-345с.
65. Сведения Службы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи МВД РТ за 12 месяцев 2011 года
66. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания: книга для врача, преподавателя, родителя/Н.Б. Сердюкова. - СПб, Изд-во «Феникс», 2000256с.
67. Сирота М А Профилактика наркомании и алкошлизма/АМ. Сирота, В.М. Ялтонский.-М.: Академия, 2007. -176с.
68. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей.- М.: ТЦ. Сфера, 2002. -64с.
69. Солехов М.С., Абдушюев АА Наркотики. Закон. Несовершеннолетние/М.С. Солехов, А А Абдуллоев - Душанбе, 2002. -156с.
70. Степанов ВГ. Психология трудных подростков: учеб. пособие для студ. высш. педаг. учеб. заведений / ВГ. Степанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. -336с.