ФОРМИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК И ЦЕННОСТЕЙ ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ ДЕТСКИХ ДОМОВ
|
Введение 3
Раздел 1. Основные теоретико-методологические подходы к процессу социализации детей и усвоению брачно-семейных установок и ценностей 8
Раздел 2. Институциональный уровень формирования брачно-семейных установок и ценностей воспитанников российских детских домов 28
Раздел 3. Межличностный уровень формирования брачно-семейных установок и ценностей выпускников российских детских домов: по материалам
биографических интервью 49
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83
Приложения 90
Раздел 1. Основные теоретико-методологические подходы к процессу социализации детей и усвоению брачно-семейных установок и ценностей 8
Раздел 2. Институциональный уровень формирования брачно-семейных установок и ценностей воспитанников российских детских домов 28
Раздел 3. Межличностный уровень формирования брачно-семейных установок и ценностей выпускников российских детских домов: по материалам
биографических интервью 49
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83
Приложения 90
Актуальность темы. Идея о том, что ничто не может заменить ребёнку семью является общепринятой, однако её практическая реализация осуществляется крайне медленно.
За последние сто лет на историю России выпало три «волны» сиротства. Первая «волна» наступила после Первой мировой войны и революции 1917 года, вторая «волна» пришла в связи с Великой Отечественной войной, третья же обуславливается сложным временем перестройки конца ХХ - начала XXI в. Из этого следует, что на сегодняшний день выпускниками детских учреждений институционального воспитания вплоть до настоящего времени являются дети третьей «волны», что говорит о повышении процентного соотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди общего числа детей в России на начало XXI в.
За последние 8 лет из учреждений выпустилось более 80000 воспитанников, чей возраст на данный момент от 18 до 26 лет. По данным Министерства здравоохранения именно 26 лет - средний возраст вступления в брак среди мужчин и женщин. Так женщины выходят замуж в среднем в 24-26 лет, мужчины же женятся в 26-29 лет. Из вышеперечисленного следует вывод о том, что данная возрастная категория выпускников именно сейчас приближается или уже находится в среднем возрасте вступления в брак по России, а значит проявляет своё брачно-семейное поведение, реализует брачно-семейные установки и создает новые семьи.
Однако взросление и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения происходит в нестандартных условиях, где место родителей занимают воспитатели учреждения. Особенностью такой социализации является отсутствие перед глазами примера семейной жизни, а также образца взаимоотношений между мужчиной и женщиной, что может привести к формированию иных установок и стратегий брачно-семейного поведения в следствие неимения опыта семейной жизни. Исходя из этого представляется актуальным изучение опыта детства в среде
детского учреждения интернатного типа и его влияние на формирование брачносемейных установок и ценностей.
Степень научной разработанности темы. Влияние детства по мнению многих исследователей является основополагающим в становлении личности человека. Основные концепции теории социализации представлены в трудах классиков, среди них Э. Дюркгейм , по мнению которого воспитание в семье, включенность в семью определяет успешность самого процесса социализации. Значение стартового потенциала детства для дальнейшей жизни, а также влияние семьи рассмотрено в трудах функционалистов Т. Парсонса и К. Боулдинга, а также в работах А.И. Антонова и Э. Эриксона .
Согласно концепции символического интеракционизма, личность не может формироваться вне общества. Данная мысль утверждается Дж. Мидом в концепции личности, Ч. Кули в теории «Зеркального Я» и Э. Гофманом в парадигме «Социологической драматургии». Э.Гофман также ввел концепцию тотальных институтов, в число которых он внёс детские дома. Значимыми для исследования являются также его труды, посвященные стигматизации.
Тема семьи и брака поднимается в работах отечественных социологов А.Г. Харчева , Т.В. Андреевой . Брачно-семейные отношения, а также их модели рассматриваются в работах М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомысловой и О.Н. Безруковой .
Объект - выпускники российских детских домов.
Предмет - уровни формирования брачно-семейных установок и ценностей выпускников детских домов.
Цель - выявление способов формирования брачно-семейных установок и ценностей выпускников российских детских домов.
Задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели:
1) Систематизировать основные теоретико-методологические подходы к процессу социализации детей;
2) Выявить типы брачно-семейных установок и ценностей;
3) Систематизировать статистические данные о семейном и внесемейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) Определить основные направлений государственной поддержки воспитанников детских домов, нацеленных на формирование их брачно-семейных установок и ценностей;
5) Установить агентов и практики социализации, способствующих формированию брачно-семейных установок и ценностей выпускников детских домов;
6) Выявить брачно-семейные установки и ценности выпускников российских детских домов.
Методология исследования. В исследовании применен интегративный подход, опирающийся на макросоциологические и микросоциологические теории. В работе использованы идеи структурного фунционализма Т. Парсонса и К. Боулинга, изучающего функционирование системы, где поведение индивида детерминируется объективными внешними условиями, а также символический интеракционизм Дж. Мида и теория тотальных институтов Э. Г офмана, согласно которым формирование личности происходит именно под влиянием того общества и той группы, в которой он социализируется и существует.
Эмпирическая база исследования. С позиции выделенных теоретикометодологических подходов нами было проведено собственное исследование. Для этого был осуществлен статистический анализ данных, а также анализ документов, проведены полуформализованные интервью. Статистический анализ основывается на данных, предоставляемых Федеральной службой государственной статистики и единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, в частности сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2011 -2018 годы, а также статистика устройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Анализ документов основывается на законодательных актах и государственных программах с 1996 года. К числу документов относятся Постановления о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закон об опеке и попечительстве, Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Указ о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, а также Государственные программы «Россия без сирот» и Учебно-методический комплекс от Министерства образования и науки Российской Федерации, направленный на процесс успешной социализации ребенка в условиях детского дома и его социальную адаптацию. Интервьюируемыми стали 15 воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чей выпуск состоялся с 2011 по 2018 года.
В ходе исследования нами получены данные, которые позволяют определить брачно-семейные установки выпускников учреждений, установить их представления о ролевом распределении в семье между мужчиной и женщиной, составить их социальный портрет, а также выявить агентов и практики социализации в условиях детского дома, повлиявших на формирование брачносемейных установок.
Новизна исследования состоит в том, что научное изучение проблемы формирования брачно-семейных установок и ценностей в условиях детского дома в социологии мало изучена. В большей степени тема сиротства затрагивается в трудах по педагогике и психологии.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении роли детского дома, его сотрудников, в усвоении воспитанниками брачно-семейных установок и ценностей для возможной последующей корректировки воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
В первом разделе представлены теоретико-методологические подходы, в рамках которых рассматривается становление брачно-семейных установок детей, влияние на этот процесс социализации в условиях детского учреждения интернатного типа. Во втором разделе представлены анализ статистических данных и документов, в которых представлены сведения государственной статистики о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, законодательные акты и методики, направленные на социальную адаптацию ребенка. Третий раздел включает в себя результаты интервью с выпускниками детского дома по изучению их брачно-семейных установок и ценностей. В заключении представлены выводы по поставленной цели и задачам исследования.
За последние сто лет на историю России выпало три «волны» сиротства. Первая «волна» наступила после Первой мировой войны и революции 1917 года, вторая «волна» пришла в связи с Великой Отечественной войной, третья же обуславливается сложным временем перестройки конца ХХ - начала XXI в. Из этого следует, что на сегодняшний день выпускниками детских учреждений институционального воспитания вплоть до настоящего времени являются дети третьей «волны», что говорит о повышении процентного соотношения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди общего числа детей в России на начало XXI в.
За последние 8 лет из учреждений выпустилось более 80000 воспитанников, чей возраст на данный момент от 18 до 26 лет. По данным Министерства здравоохранения именно 26 лет - средний возраст вступления в брак среди мужчин и женщин. Так женщины выходят замуж в среднем в 24-26 лет, мужчины же женятся в 26-29 лет. Из вышеперечисленного следует вывод о том, что данная возрастная категория выпускников именно сейчас приближается или уже находится в среднем возрасте вступления в брак по России, а значит проявляет своё брачно-семейное поведение, реализует брачно-семейные установки и создает новые семьи.
Однако взросление и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения происходит в нестандартных условиях, где место родителей занимают воспитатели учреждения. Особенностью такой социализации является отсутствие перед глазами примера семейной жизни, а также образца взаимоотношений между мужчиной и женщиной, что может привести к формированию иных установок и стратегий брачно-семейного поведения в следствие неимения опыта семейной жизни. Исходя из этого представляется актуальным изучение опыта детства в среде
детского учреждения интернатного типа и его влияние на формирование брачносемейных установок и ценностей.
Степень научной разработанности темы. Влияние детства по мнению многих исследователей является основополагающим в становлении личности человека. Основные концепции теории социализации представлены в трудах классиков, среди них Э. Дюркгейм , по мнению которого воспитание в семье, включенность в семью определяет успешность самого процесса социализации. Значение стартового потенциала детства для дальнейшей жизни, а также влияние семьи рассмотрено в трудах функционалистов Т. Парсонса и К. Боулдинга, а также в работах А.И. Антонова и Э. Эриксона .
Согласно концепции символического интеракционизма, личность не может формироваться вне общества. Данная мысль утверждается Дж. Мидом в концепции личности, Ч. Кули в теории «Зеркального Я» и Э. Гофманом в парадигме «Социологической драматургии». Э.Гофман также ввел концепцию тотальных институтов, в число которых он внёс детские дома. Значимыми для исследования являются также его труды, посвященные стигматизации.
Тема семьи и брака поднимается в работах отечественных социологов А.Г. Харчева , Т.В. Андреевой . Брачно-семейные отношения, а также их модели рассматриваются в работах М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомысловой и О.Н. Безруковой .
Объект - выпускники российских детских домов.
Предмет - уровни формирования брачно-семейных установок и ценностей выпускников детских домов.
Цель - выявление способов формирования брачно-семейных установок и ценностей выпускников российских детских домов.
Задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели:
1) Систематизировать основные теоретико-методологические подходы к процессу социализации детей;
2) Выявить типы брачно-семейных установок и ценностей;
3) Систематизировать статистические данные о семейном и внесемейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) Определить основные направлений государственной поддержки воспитанников детских домов, нацеленных на формирование их брачно-семейных установок и ценностей;
5) Установить агентов и практики социализации, способствующих формированию брачно-семейных установок и ценностей выпускников детских домов;
6) Выявить брачно-семейные установки и ценности выпускников российских детских домов.
Методология исследования. В исследовании применен интегративный подход, опирающийся на макросоциологические и микросоциологические теории. В работе использованы идеи структурного фунционализма Т. Парсонса и К. Боулинга, изучающего функционирование системы, где поведение индивида детерминируется объективными внешними условиями, а также символический интеракционизм Дж. Мида и теория тотальных институтов Э. Г офмана, согласно которым формирование личности происходит именно под влиянием того общества и той группы, в которой он социализируется и существует.
Эмпирическая база исследования. С позиции выделенных теоретикометодологических подходов нами было проведено собственное исследование. Для этого был осуществлен статистический анализ данных, а также анализ документов, проведены полуформализованные интервью. Статистический анализ основывается на данных, предоставляемых Федеральной службой государственной статистики и единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, в частности сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сведения об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за 2011 -2018 годы, а также статистика устройства детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Анализ документов основывается на законодательных актах и государственных программах с 1996 года. К числу документов относятся Постановления о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закон об опеке и попечительстве, Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Указ о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, а также Государственные программы «Россия без сирот» и Учебно-методический комплекс от Министерства образования и науки Российской Федерации, направленный на процесс успешной социализации ребенка в условиях детского дома и его социальную адаптацию. Интервьюируемыми стали 15 воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чей выпуск состоялся с 2011 по 2018 года.
В ходе исследования нами получены данные, которые позволяют определить брачно-семейные установки выпускников учреждений, установить их представления о ролевом распределении в семье между мужчиной и женщиной, составить их социальный портрет, а также выявить агентов и практики социализации в условиях детского дома, повлиявших на формирование брачносемейных установок.
Новизна исследования состоит в том, что научное изучение проблемы формирования брачно-семейных установок и ценностей в условиях детского дома в социологии мало изучена. В большей степени тема сиротства затрагивается в трудах по педагогике и психологии.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении роли детского дома, его сотрудников, в усвоении воспитанниками брачно-семейных установок и ценностей для возможной последующей корректировки воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.
В первом разделе представлены теоретико-методологические подходы, в рамках которых рассматривается становление брачно-семейных установок детей, влияние на этот процесс социализации в условиях детского учреждения интернатного типа. Во втором разделе представлены анализ статистических данных и документов, в которых представлены сведения государственной статистики о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, законодательные акты и методики, направленные на социальную адаптацию ребенка. Третий раздел включает в себя результаты интервью с выпускниками детского дома по изучению их брачно-семейных установок и ценностей. В заключении представлены выводы по поставленной цели и задачам исследования.
Несовершенный опыт передачи взрослых ролей в ходе непосредственного общения с родителями, переход на институциональное воспитание, предусматривающее лишение родительского попечительства, а также отсутствие прямого образца поведения и взаимодействия в семье препятствует успешной семейной социализации ребенка.
Воспитываясь в условиях интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети вынужденно подстраиваются под его условия, сливаясь в один коллектив, что затрудняет индивидуальное восприятие, которое сливается с коллективным, а любое событие воспринимается через призму коллективных стандартов. И даже сам факт нахождения ребенка в подобном учреждении рассматривается как одна из причин проблем интеграции в общество, так как ребенок лишен любви, исходящей от семьи, лишен внимания и индивидуальной заботы, что выражается и в их заявлениях о привычке быть покинутыми и лишенными, а сам факт проживания в учреждении скрывается, так как вследствие стереотипов ребенок стесняется своего положения. Для них затруднена свободная реализация и свободный выбор в связи с жесткой системой и распорядком дня, что впоследствии влияет на их способности к планированию и самореализации, которые оказываются неразвитыми. Отношения со взрослыми, в лице которых выступают воспитатели и другие педагоги учреждения, выстраиваются по схеме «учитель-ученик», что в свою очередь является традиционным проявлением модели воспитания, примечанием становится лишь то, что родителей детям заменяют воспитатели, которые также являются делегируемыми лицами, которым передано управление над обучением ребенка.
Стоит отметить, что в условиях учреждения происходит дискультурация, выражающаяся в неимении четкого представления об интеграции ролей. Для воспитанников лишь частично доступны или даже неизвестны роли дочери, сына, сестры, брата; также перед их глазами нет примера семейного распределение ролей между мужчиной и женщиной; они не приспособлены к изменениям во внешнем
мире, так как находятся в закрытых стенах детских домов и школ, устроенных на
их основе, что является фундаментов, на который наслаиваются дальнейшие изменения и воздействия. Такая инфантильная позиция сирот отражается в семейных и межличностных отношениях. Они отмечают, что хотят иметь семью, однако представления о ней размыты и носят формальный характер. Практически единственной сферой, в которой формируются представления о семье, является будущий партнер - супруг или супруга, на плечи которого должна лечь забота о выпускнике, которой тот или та были лишены в детстве.
На сегодняшний день приоритетными являются семейные формы воспитания и устройства детей, для этого введены ряд законов, указов и совершенствований системы институционального воспитания. Введены банки данных детей-сирот, а также система детских учреждений семейного типа, ставшие возможными вследствие реорганизации учреждений, где в одной группе воспитываются разновозрастные дети с прикрепленным к ним воспитателем и возможностью свободного выбора личных вещей, а также с индивидуальным подходом к каждому ребенку с заботой и проговариванием семейных ценностей и планов сироты на будущее для формирования его личных установок и замещения нехватки родительской заботы заботой, предоставляемой воспитателем. Важным способом формирования брачно-семейных установок и ценностей помимо общения с окружающими является игровой формат обучения детей через ролевые игры, где им показан новый образец, новый уровень взаимоотношений, новый стиль отношения к противоположному полу. Однако весь процесс реорганизации новый и достаточно медленный и его реализация наблюдается на данный момент не в каждом подобном учреждении или же наблюдается частично.
Существуют примеры положительного воздействия данных программ. При замещении нехватки родительской заботы, выпускник детского учреждения, где частично применена данная программа, отмечает своё теплое отношение к родителям и восприятие их не только как биологических, в отличие от других интервьюируемых, в связи с тем, что воспитатели предоставляли своим воспитанникам достаточное проявление заботы, а также интересовались планами каждого воспитанника на будущее, что формировало в детях мысли о жизни после детского дома и мотивировало продумывать свои цели, воспитатели приучали детей к семейным ценностями и не позволяли чувствовать себя покинутыми и ненужными. Полноценно воздействие программы можно будет оценить лишь после того, как дети от начала и до конца будут воспитываться в подобных условиях.
В связи с тем, что процесс реорганизации отмечается как медленный, сегодня можно наблюдать следующую картину относительно выпускников детских домов и влияния внесемейного воспитания внутри учреждения на становление брачносемейных установок и ценностей: имеющийся негативный опыт жизни с родителями в раннем детстве до определения ребенка в учреждение заставляет выпускников выстраивать противоположную стратегию своей жизни, в том числе и жизни семейной. Постоянно находясь в окружении сверстников, а после выпустившись из детского учреждения, они стараются не вступать в семейные отношения с такими же выпускниками в следствии такой же неорганизованности их как личности, выбирая для себя партнеров, воспитанных в семьях, что формирует в них брачно-семейные установки и ценности посредством перенятия их у партнеров, основанное на доверии. Родственники, поддерживающие связь с воспитанниками, а после с выпускниками также воздействуют на брачно-семейные установки и ценности посредством своих наставлений и проявления заботы. Первые отношения с противоположным полом - это важный способ формирования установок и ценностей, так как именно в этот период выпускник сталкивается с непониманием и с неимением опыта взаимоотношений подобного характера в следствие неимения образца взаимоотношений перед глазами, что постепенно формирует в нем новые, ранее неизвестные ценности и установки.
Установки выпускников по поводу распределения ролей в семье в целом можно соотнести с традиционными, где мужчина - глава семья и последнее слово за ним, однако направленными и развивающимися в сторону партнерских, когда обязанности распределяются между партнерами в равной степени. При этом все выпускники мужского пола полноценно перекладывают готовку на своих партнерш, воспитанных в семье. Обеспечение семьи интервьюируемые как мужчины, так и женщины, накладывают на мужчину, что схоже с традиционными установками, но при этом ни те, ни другие не видят женщину, сидящей постоянно дома и полноценно отвечающей за быт.
Относительно состава семьи и воспитания детей, практически все выпускники ответили, что желают иметь двух детей. Приоритет отдается старшему мальчику и младшей девочке. Эта установка сформирована в связи с желанием в период определения в детское интернатное учреждение положиться на кого-то и чувствовать поддержку. Девушки хотят, чтобы их дети были окружены заботой, которой не было у них, а также планируют проводить с ними больше времени, однако не имеют представления о том, как именно будут воспитывать. В их понимании, ребенок для родителей должен быть на первом месте, что является четкой противоположностью их родительской семье. К вопросу детства и рождения детей выпускники подходят с серьезным отношением к делу.
В завершении ко всему вышеперечисленному важно отметить и добавить страх выпускников, связанный с возможностью не состояться как семейный человек. Их установки направлены на то, что в их жизни всё будет иначе и не как у родителей, однако понимание, что есть и возможность не иметь семью в дальнейшем сбивает их с толку и расходится со сложившейся установкой и важнейшим приоритетом иметь здоровые и крепкие отношения. Дети- воспитанники, не имея семьи на этапе социализации, на подсознательном уровне уверены, что это временно и в их взрослой жизни семья будет обязательно, но в том случае, если этого не состоится, они будут чувствовать себя еще более неполноценно в связи с полнейшей не реализацией себя в главной жизненной ценности.
Воспитываясь в условиях интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети вынужденно подстраиваются под его условия, сливаясь в один коллектив, что затрудняет индивидуальное восприятие, которое сливается с коллективным, а любое событие воспринимается через призму коллективных стандартов. И даже сам факт нахождения ребенка в подобном учреждении рассматривается как одна из причин проблем интеграции в общество, так как ребенок лишен любви, исходящей от семьи, лишен внимания и индивидуальной заботы, что выражается и в их заявлениях о привычке быть покинутыми и лишенными, а сам факт проживания в учреждении скрывается, так как вследствие стереотипов ребенок стесняется своего положения. Для них затруднена свободная реализация и свободный выбор в связи с жесткой системой и распорядком дня, что впоследствии влияет на их способности к планированию и самореализации, которые оказываются неразвитыми. Отношения со взрослыми, в лице которых выступают воспитатели и другие педагоги учреждения, выстраиваются по схеме «учитель-ученик», что в свою очередь является традиционным проявлением модели воспитания, примечанием становится лишь то, что родителей детям заменяют воспитатели, которые также являются делегируемыми лицами, которым передано управление над обучением ребенка.
Стоит отметить, что в условиях учреждения происходит дискультурация, выражающаяся в неимении четкого представления об интеграции ролей. Для воспитанников лишь частично доступны или даже неизвестны роли дочери, сына, сестры, брата; также перед их глазами нет примера семейного распределение ролей между мужчиной и женщиной; они не приспособлены к изменениям во внешнем
мире, так как находятся в закрытых стенах детских домов и школ, устроенных на
их основе, что является фундаментов, на который наслаиваются дальнейшие изменения и воздействия. Такая инфантильная позиция сирот отражается в семейных и межличностных отношениях. Они отмечают, что хотят иметь семью, однако представления о ней размыты и носят формальный характер. Практически единственной сферой, в которой формируются представления о семье, является будущий партнер - супруг или супруга, на плечи которого должна лечь забота о выпускнике, которой тот или та были лишены в детстве.
На сегодняшний день приоритетными являются семейные формы воспитания и устройства детей, для этого введены ряд законов, указов и совершенствований системы институционального воспитания. Введены банки данных детей-сирот, а также система детских учреждений семейного типа, ставшие возможными вследствие реорганизации учреждений, где в одной группе воспитываются разновозрастные дети с прикрепленным к ним воспитателем и возможностью свободного выбора личных вещей, а также с индивидуальным подходом к каждому ребенку с заботой и проговариванием семейных ценностей и планов сироты на будущее для формирования его личных установок и замещения нехватки родительской заботы заботой, предоставляемой воспитателем. Важным способом формирования брачно-семейных установок и ценностей помимо общения с окружающими является игровой формат обучения детей через ролевые игры, где им показан новый образец, новый уровень взаимоотношений, новый стиль отношения к противоположному полу. Однако весь процесс реорганизации новый и достаточно медленный и его реализация наблюдается на данный момент не в каждом подобном учреждении или же наблюдается частично.
Существуют примеры положительного воздействия данных программ. При замещении нехватки родительской заботы, выпускник детского учреждения, где частично применена данная программа, отмечает своё теплое отношение к родителям и восприятие их не только как биологических, в отличие от других интервьюируемых, в связи с тем, что воспитатели предоставляли своим воспитанникам достаточное проявление заботы, а также интересовались планами каждого воспитанника на будущее, что формировало в детях мысли о жизни после детского дома и мотивировало продумывать свои цели, воспитатели приучали детей к семейным ценностями и не позволяли чувствовать себя покинутыми и ненужными. Полноценно воздействие программы можно будет оценить лишь после того, как дети от начала и до конца будут воспитываться в подобных условиях.
В связи с тем, что процесс реорганизации отмечается как медленный, сегодня можно наблюдать следующую картину относительно выпускников детских домов и влияния внесемейного воспитания внутри учреждения на становление брачносемейных установок и ценностей: имеющийся негативный опыт жизни с родителями в раннем детстве до определения ребенка в учреждение заставляет выпускников выстраивать противоположную стратегию своей жизни, в том числе и жизни семейной. Постоянно находясь в окружении сверстников, а после выпустившись из детского учреждения, они стараются не вступать в семейные отношения с такими же выпускниками в следствии такой же неорганизованности их как личности, выбирая для себя партнеров, воспитанных в семьях, что формирует в них брачно-семейные установки и ценности посредством перенятия их у партнеров, основанное на доверии. Родственники, поддерживающие связь с воспитанниками, а после с выпускниками также воздействуют на брачно-семейные установки и ценности посредством своих наставлений и проявления заботы. Первые отношения с противоположным полом - это важный способ формирования установок и ценностей, так как именно в этот период выпускник сталкивается с непониманием и с неимением опыта взаимоотношений подобного характера в следствие неимения образца взаимоотношений перед глазами, что постепенно формирует в нем новые, ранее неизвестные ценности и установки.
Установки выпускников по поводу распределения ролей в семье в целом можно соотнести с традиционными, где мужчина - глава семья и последнее слово за ним, однако направленными и развивающимися в сторону партнерских, когда обязанности распределяются между партнерами в равной степени. При этом все выпускники мужского пола полноценно перекладывают готовку на своих партнерш, воспитанных в семье. Обеспечение семьи интервьюируемые как мужчины, так и женщины, накладывают на мужчину, что схоже с традиционными установками, но при этом ни те, ни другие не видят женщину, сидящей постоянно дома и полноценно отвечающей за быт.
Относительно состава семьи и воспитания детей, практически все выпускники ответили, что желают иметь двух детей. Приоритет отдается старшему мальчику и младшей девочке. Эта установка сформирована в связи с желанием в период определения в детское интернатное учреждение положиться на кого-то и чувствовать поддержку. Девушки хотят, чтобы их дети были окружены заботой, которой не было у них, а также планируют проводить с ними больше времени, однако не имеют представления о том, как именно будут воспитывать. В их понимании, ребенок для родителей должен быть на первом месте, что является четкой противоположностью их родительской семье. К вопросу детства и рождения детей выпускники подходят с серьезным отношением к делу.
В завершении ко всему вышеперечисленному важно отметить и добавить страх выпускников, связанный с возможностью не состояться как семейный человек. Их установки направлены на то, что в их жизни всё будет иначе и не как у родителей, однако понимание, что есть и возможность не иметь семью в дальнейшем сбивает их с толку и расходится со сложившейся установкой и важнейшим приоритетом иметь здоровые и крепкие отношения. Дети- воспитанники, не имея семьи на этапе социализации, на подсознательном уровне уверены, что это временно и в их взрослой жизни семья будет обязательно, но в том случае, если этого не состоится, они будут чувствовать себя еще более неполноценно в связи с полнейшей не реализацией себя в главной жизненной ценности.
Подобные работы
- Особенности семейно-брачных установок юношей - выпускников детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019 - РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
(НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГРАЙВОРОНСКИЙ РАЙОН»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



