Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста (Теории и технологии развития математических представлений у детей,Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №37121

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
550
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ «Детский сад №30» г. Барнаул.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 1 месяца.
Есть приложения.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие «множество» в теории математики 7
1.2. Дидактические основы формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Анализ условий активизации процесса формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста 19
2.2. Методические рекомендации по созданию условий активизации процесса формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста 22
Заключение 33
Список литературы 36
Приложения 39


Актуальность исследования. Формирование общенаучных понятий представляет собой многогранный процесс последовательного раскрытия качественных и количественных особенностей предметов и явлений окружающего нас мира. Важной ступенькой познания в дошкольном возрасте происходит первое элементарное познание количества, множества предметов. У детей дошкольного возраста формируются элементарные представления о множестве. Взрослые учат детей различным действиям с группами предметов и с отдельными предметами, учитывая особенности восприятия совокупностей, происходит обогащение речи у детей конкретных слов, связанных с нечисловой характеристикой количеств и количественных отношений. Учить детей необходимо не числу, а сравнению (способствовать формированию у них представлений о количественных отношениях) что показало исследования А.М. Леушиной, а затем уже знакомить со счетной деятельностью, пользуясь числительными.
Ученые (А.В. Белошистая, А.М. Леушина и др.) занимавшиеся над основной проблемой формирования числовых представлений у дошкольников, утверждали единство восприятия множества и овладения счетом при усвоении понятия числа.
Методическое аспекты изучения величин представлены в работах А.В. Белошистой, Т.И. Ерофеевой, Е.Н. Лебеденко и др. Ряд педагогов (Г.А. Глушкова, И.Н. Мещерякова и др.) считают, что вне специального обучения дошкольники не вполне овладевают общепринятыми способами измерения. Вышесказанное влечет за собой необходимость целенаправленного и систематического формирования данного понятия в дошкольном возрасте
В настоящее время прослеживается ряд противоречий:
- между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- между требованиями ФГОС ДОО к математическому развитию детей дошкольного возраста, в том числе и к формированию представлений о множестве, и отсутствием специальных методик и практических методов для формирования представлений о множестве.
Это противоречие обусловило проблему: как формировать представления о множестве у детей дошкольного возраста.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста».
Цель исследования – изучить проблему формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «множества» в литературе».
2. Определить возрастные особенности формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста.
3. Определить особенности представлений о множестве у детей дошкольного возраста в экспериментальном исследовании.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение о том, что целенаправленная работа по формированию количественных представлений, позволит повысить уровень сформированности представлений о количестве у дошкольников.
Методологическую основу исследования составили научные труды А.В. Белошистой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой и др. А.В. Белошистая, А.В. Лешина и др. разработали методику формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Т.И. Ерофеева, Е.Н. Лебеденко, Л.Н. Павлова и др. определили педагогические условия формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста. А.Я. Акшонина, Г.В. Васина, Л.А. Венгер и др. выявили возрастные особенности формирования представлений о множестве у дошкольников.
В исследовании применялись методы теоретического анализа философской, педагогической, психологической литературы; педагогический эксперимент; наблюдение; беседа; анкетирование; методика, изучающая сформированности представлений о множественности у дошкольников детей (А.М. Леушиной); создание специальных педагогических ситуаций; анализ продуктов деятельности детей; математические методы обработки экспериментальных данных.
Исследование включало 3 этапа:
1. Теоретико-аналитический – проведен анализ литературных источников по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста; рассмотрены особенности формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста; выявлена специфика формирования представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста; изучено состояние проблемы в практике дошкольного образования; конкретизированы объект, предмет, цели, задачи и гипотеза исследования;
2. Опытно-экспериментальный – определены формы, методы, приемы и средства формирования представлений о множестве у детей дошкольного возраста;
3. Описательно-итоговый – выстроены педагогические рекомендации специалистам ДОУ по формированию представлений о множестве у детей дошкольного возраста; сформулированы основные выводы; завершено литературное оформление курсовой работы.
Курсовая работа составляет 37 страниц, включает в себя 4 рисунка и схем. Список литературы содержит 30 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В методике математики множество определяется, как совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое. Множество характеризуется различными свойствами. К характерным свойствам множества относятся те, которые указывают на принадлежность объектов к данному множеству и каждый элемент множества должен владеть этими свойствами. Множество, в отличии неопределённой множественности, имеет границы и может быть охарактеризовано натуральным числом, которое указывает на мощность множества. Элементами множества могут быть не только отдельные объекты, но и их совокупности. Основными операциями с множествами являются: объединение, пересечение и вычитание.
В начале развития счётной деятельности сравнение множеств осуществляется поэлементно, один к одному. Элементами множества называются объекты, составляющие множества.
Посредством освоения такого понятия как множество у ребёнка идёт развитие деятельности счёта, и формирование представления о натуральном ряде чисел. Для того чтобы формировать количественные представления у детей, педагог должен хорошо владеть такими определениями как: натуральный ряд чисел, число и счёт. Для нашего исследования эти понятия тоже являются ключевыми. Итак, натуральный ряд чисел представляет собой совокупность различных классов множеств, именуемых разными числами, каждое из которых служит показателем своего индивидуального класса. Число, в свою очередь, есть показатель класса множеств, а счёт определяется как деятельность, позволяющая оценить мощность множества. В теории математики говорится, что счет представляет собой не что иное, как установление между элементами множеств взаимно-однозначного соответствия. Для этой деятельности характерны следующие признаки: наличие цели; наличие средств, операций сосчитывания; наличие результата, в виде итогового числа как показателя определённого класса множества.
Далее, имея необходимый для исследования понятийный аппарат, обратимся к проблеме развития количественных представлений у дошкольников. Рассмотрение начнём с особенности восприятия множества детьми раннего возраста. В раннем возрасте дети воспринимают однородные предметы в их совокупностях, не замечая элементов множеств. Интерес для них представляет само оперирование предметами, т.е. элементами множества. Для этого им необходимы разные группы (множества) предметов. Дети практически действуют с ними: складывают, раскладывают, нанизывают, накладывают, прикладывают, пересчитывают.
В раннем возрасте представление детей о множестве слито, оно не имеет чётких границ и воспринимается как некое число элементов. Этот этап формирования представлений о множестве характеризуется использованием в речи окончаний слов в единственном и множественном числе, и связывается с периодом двух лет. Только к трём годам дети начинают воспринимать множество в его границах. Однако чёткое восприятие всех элементов множества всё ещё отсутствует. Если ребёнку предлагают накормить всех кукол, когда множество состоит из пяти кукол, то он накормит первую и пятую. Так как на этом этапе восприятие границ становится главным. Причина этого явления - перестройка восприятия. На следующем этапе, когда ребёнок выделяет границы множества, важно формировать представление о множестве, как структурной целостной единицы, и учить видеть и чётко воспринимать каждый элемент множества. Этому помогает приём наложения и приложения элементов одного множества к элементам другого.
По мере упражнений с различными совокупностями восприятие неопределенной множественности предметов сменяется восприятием множества как целостного единства, состоящего из однородных элементов. Дети начинают видеть границы множества, а внутри множества — все элементы его образующие. Этот процесс совершается в раннем и младшем дошкольном возрасте и более эффективно протекает при условии руководства со стороны воспитателя.
Исследование показало также, что представление о множестве формируется на основе восприятия его различными анализаторами: множество однородных звуков воспринимается слухом, однородные движения воспринимаются кинестетическим анализатором, в восприятии множества предметов по осязанию участвует осязательно-двигательный анализатор. Все эти однородно повторяющиеся ощущения суммируются в коре головного мозга, и на этой основе формируется представление о множестве.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование. Результаты экспериментального исследования показывают, что у старших дошкольников представления о множестве сформировано в основном на среднем (5 детей – 50%) и низком (2 детей – 20%) уровнях. Бедность представлений старших дошкольников со средним и низким уровнями сформированности представлений о множестве выражается в том, что множество не воспринимается ими как структурно-целостное единство, существенные затруднения вызывает необходимость устанавливать разностные отношения между элементами двух множеств без счета и при помощи счета, а также несформировано представление о сохранении количества.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аббасова, М.Г. Сенсорное развитие дошкольников / М.Г. Аббасова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 1. – С. 38 – 42
2. Акшонина, А.Я. Развитие математичсеких представлений детей дошкольного возраста / А.Я. Акшонина, Г.В. Васина. – М.: ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. ф-тов высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 399 с.
4. Вахрушева, Л.Н. Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 20. – С. 7-11.
5. Венгер, Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве / Л.А. Венгер // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Просвещение, 1965. – С. 81-159.
6. Галкина, О.И. Начальное обучение и формирование у детей математических представлений / О.И. Галкина // Детский сад от а до Я. – 2013. – №4. – С. 28-31.
7. Глушкова, Г.А. Игра или упражнение / Г.А.Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №12. – С. 29-34.
8. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников /
Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 225 с.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 434 с.
10. Краснощекова, Н.В. Развитие мышление у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты / Н.В. Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 319 с.
11. Лебеденко, Е.Н. Формирование представлений о геометрических фигурах: форма и величина / Е.Н. Лебеденко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 75 с.
12. Леушина, А.М. Развитие пространственного ориентирования и пространственного мышления у старших дошкольников средствами дидактических игр / А.М. Леушина // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 44-48.
13. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 368 с.
14. Мещерякова, И.Н. Гуманитарная информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения / И.Н. Мещерякова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2013. – № 4 (8). – С. 172-178.
15. Михайлова, 3.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. – 184 с.
16. Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие / И.Н. Моргачева. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 212 с.
17. Морозова, Т.И. Дидактические игры в обучении дошкольников /
Т.И. Морозова. – М.: ТЦ сфера, 2014. – 471 с.
18. Мусейибова, Т.А. Математика в детском саду / Т.А. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №8. – С. 17 – 25.
19. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 125 с.
20. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
21. Парамонова, Л.Г. Представления о форме у старших дошкольников / Л.Г. Парамонова // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 115-117
22. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2016. – 720 с.
23. Семаго, Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго. – М. Айрис – Пресс, 2014. – 523 с.
24. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2015. – 255 с.
25. Трубайчук, Л.В. Реализация принципа индивидуализации в практике дошкольного образования. / Л.В. Трубайчук// Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 2. – С. 20-27.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 36 с.
27. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ, «МОДЭК», 2015. – 392 с.
28. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
29. Хохрякова, Ю.М. Всему свое время, или Проблема соотношения сенсорного и математического развития детей раннего и дошкольного возраста / Ю.М. Хохрякова // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 12. – С. 30–38.
30. Яковлева, Н.Г. Педагогика и психология / Н.Г. Яковлева. – М.: АСТ, 2014. – 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ