Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БРЕНД РЕГИОНА КАК ФАКТОР ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Работа №37113

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические основы продвижения бренда региона в контексте
повышения инвестиционной привлекательности 6
1.1. Концептуальные подходы формирования инвестиционной привлекательности региона 6
1.2. Бренд региона: сущность, этапы формирования, обзор брендов российских регионов 22
2. Анализ продвижения бренда Республики Татарстан в контексте повышения
инвестиционной привлекательности региона 32
2.1. Характеристика и оценка бренда Республики Татарстан 32
2.2. Представления субъектов бизнес сообщества о бренде Республики Татарстан: опыт эмпирического исследования 45
2.3. Рекомендации по продвижению бренда Республики Татарстан 74
Заключение 79
Список использованных источников и литературы 83
Приложения 88

Актуальность темы исследования. Важнейшим фактором, влияющим на эффективность привлечения иностранных инвестиций, является брендирование территории. Инвестиционная привлекательность при этом выступает интегральным показателем и отражает качественные и количественные показатели экономической эффективности региона. Инвестиционная привлекательность во многом формируется под воздействием множества зарубежных и отечественных агентств, результаты которых образуют различные рейтинги и ренкинги, которые можно использовать в деятельности при выборе наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Значимость инвестиционной привлекательности городов, муниципальных образований и целых регионов, а также территориальный брендинг как инструмент привлечения инвестиций, туристического трафика и развития малого бизнеса набирает популярность в нашей стране.
Бренд региона является тем ресурсом, который дает возможность отличаться на фоне других регионов, обеспечивая приток денежных ресурсов в виде инвестиционных, туристических и миграционных потоков, влияя на производительность ведения хозяйства, то есть повышение конкурентоспособности региона.
Процесс продвижения территории является непрерывным, ведется регулярный мониторинг запросов потребителей, уровня жизни населения, туристических потоков и предпочтений, следовательно, это приводит к корректировке действий и программ продвижения территории.
Главной целью брендирования территории является формирование благоприятного образа территории для потребителя.
Степень разработанности темы. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы российских и зарубежных специалистов в области брендинга, брендинга территорий, медиа- цифровых технологий, урбанистов и экономистов.
Вопросам продвижения региона посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов, таких как: М.И. Иванов , И.В. Князева, И.В. Бондаренко , И.Л. Круглова , В. Озеров , А.Э. Пермякова , Е. Соломин и др.
Вопросы инвестиционной привлекательности региона изучались по трудам таких авторов, как: Д.С. Львов , А.В. Каплина , Н.И. Лахметкина , А.О. Мазгоев , Н.Ю. Трясицина и др.
Объект исследования - бренд Республики Татарстан.
Предмет исследования - инвестиционная привлекательность бренда.
Цель работы - выявление характера продвижения бренда региона как фактора его инвестиционной привлекательности.
Задачи исследования:
- определение теоретико-методологических основ изучения бренда региона;
- определение продвижения территории как инструмента формирования инвестиционной привлекательности региона;
- определение сущности, этапов формирования и характеристики бренда РТ;
- определение факторов инвестиционной привлекательности Республики Татарстан;
- разработка рекомендаций по продвижению бренда Республики Татарстан.
Работа выполнена на основе изучения различных подходов к формированию бренда территории. Исследование выполнено в качественной и количественной стратегии.
Методы исследования: анализ научной литературы, статистический и сравнительный методы, анализ СМИ, анкетирование, участвующее наблюдение, интервью и само-интервью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общая концептуальная схема Бурдье такова: индивидуальные ресурсы (капитал) производят структуру характера (габитус), порождающую конкретные типы поведения в контекстах конкретных социальных игр (поля). Далее эти контексты стабильно воспроизводятся, поскольку процесс связывания в одно капитала, габитуса и поля систематически искажается основополагающими представлениями, служащими легитимации существующего неравного распределения ресурсов (символическая власть). П. Бурдье использует эти понятия для описания стратификации, социального воспроизводства и социального обмена. Таким образом, его цель состоит в разработке такой же объемной и мощной социальной теории, каковыми были классические социальные теории Маркса, Дюркгейма и Вебера.
Суждения П. Бурдье вполне удачно могут быть применены к характеристике регионального социального пространства. Необходим новый импульс для саморазвития регионов. Он лежит на пути решения, в первую очередь, экономических проблем, как в центре, так и в регионах. Поэтому в данном контексте будем рассматривать ниже инвестиционную привлекательность российских регионов.
Параметры инвестиционной привлекательности региона формируются на основании того, как бизнес принимает решения об инвестициях, насколько та или иная территория приемлема для этого.
В первую очередь у региона должен быть идентифицирующий уникальный образ, имидж. В разработанный бренд региона входят фирменный стиль, герб, коммуникационная платформа, медиаплан продвижения в масс-медиа и через события. Все эти события и формируют то, что о регионе узнают вовне - и формируемые ассоциации должны быть целевыми, то есть формировать нужное мнение у нужных аудиторий: тех же инвесторов, потенциальных туристов, жителей региона и т.д.
Методы продвижения имиджа регионов сравнимы с имиджем компаний. Бренд региона определяет большую часть коммерческого и публичного успеха любой территорий.
Бренд региона - это совокупность впечатлений о регионе, которые формируют в сознании потребителей (жителей, инвесторов, туристов и т.д.) и определяют его положение на рынке, то есть рейтинг среди других регионов.
По результатам рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности за 2018 год Республика Татарстан снизила свои позиции на два пункта и стала третьей в рейтинге (в 2017 году Республика Татарстан занимала первую позицию в рейтинге).
На данном этапе Татарстан не испытывает нехватки ярких событийных мероприятий в своем регионе. Предстоит решить очень важную на сегодняшний день задачу - грамотную монетизацию уже существующих событийных проектов.
В Татарстане создан туристический бренд в составе программы «Visit Tatarstan». Чтобы сделать Казань более узнаваемой в 2017 году зарегистрирован товарный знак и объявлен конкурс на право его использовать. Ключевая идея программы заключается в том, что Татарстан должен продавать туристам не достопримечательности, а атмосферу достатка и ощущение насыщенности. Сделать из республики столицу удовольствий. Придуманный лозунг - «1001 удовольствие».
В случае с «Visit Tatarstan» это программа, которая ориентирована на туристическую отрасль и потенциальных туристов. Она не является брендом, у нее просто есть свой фирменный стиль, цвет и знак. То есть это не новый бренд, а программа развития туристической отрасли, продвижения туристического потенциала, работы над стандартами в туристической отрасли.
В сознании татарстанцев не сформировался какой-то единый бренд республики, скорее, можно говорить о зонтичном бренде: это и спортивный центр, и молодежный и культурный центры России. Большинство татарстанцев оптимистичны в отношении будущего республики, они видят его «вполне успешным, однако неизбежно будут возникать определенные проблемы различной сложности».
Представители малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан рост развития предпринимательства видят в увеличении мер государственной поддержки, в основном за счет снижения налогов и льготного кредитования.
Мировая практика показывает, что сегодня в выстраивании политики продвижения брендов территорий авангардная роль переходит к отдельным регионам и городам, поэтому необходимо продолжение работы по привлечению в республику внешних инвестиций, несмотря на сложную социально-экономическую и политическую ситуацию. Необходима системная работа по разработке и сопровождению инвестиционной привлекательности региона как имиджевого ресурса для формирования и закрепления позитивного представления о регионе.


1. О Концепции имиджевого образа (бренда) «Историко-культурное наследие Республики Татарстан» (Бренд «Наследие Татарстана») : Постановление Кабинета Министров РТ от 19 декабря 2014 года N1004 (с изменениями на: 30.04.2015) [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/430573999 (дата обращения: 25.05.2019).
2. Акулова, Е. Методика социологических исследований [Текст] / Е. Акулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 256 c.
3. Афонин, И.В. Брендинг - это не НЕИМинг [Текст] / И.В. Афонин // Территория и планирование - 2015. - №2. - С.62-68.
4. Бритвина, Е. Туризм в Казани - больше, чем туризм [Текст] / Е. Бритвина // Аргументы недели. - 2015. - №47. -С. 52-59.
5. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики [Текст] / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2005. - 325 с.
6. Бурдье, П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992) [Текст] / П. Бурдье. - М.: Дело, 2016. - С. 186-188, 313-314.
7. Бурдье, П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля [Текст] / В: П. Бурдье. Социология социального пространства - СПб: Алетейя, 2007. - С 220-254.
8. Важенина, И.С. Бренд территории: сущность и проблемы формирования [Текст] / И.С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №2. - С. 90-95.
9. Визгалов, Д.В. Маркетинг города [Текст] / Д.В. Вигалов. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2014. - 103 с.
10. Воронцова, М. Как и зачем создавать бренд региона, сколько это стоит [Текст] / М. Воронцова // Маркетинг. - 2018. - №7. - С. 33-39.
11. Готлиб, А.С. Качественное социологическое исследование. Познавательные и экзистенциальные горизонты [Текст] / А.С. Готлиб. - М.: Флинта, 2014. - 869 с.
12. Данилов, И.П. Конкурентоспособность регионов России. Теоретические основы и методология [Текст] / И.П. Данилов. - М.: Канон, 2015. - 368 с.
13. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики [Текст] / К. Динни - М.: МИФ, 2013 - 336 с.
14. Дудина, В.И. Методология и методы социологических исследований: моногр. [Текст] / В.И. Дудина. - М.: СПбГУ, 2014. - 783 с.
15. Зборовский, Г.Е. Региональное социальное пространство как социологический феномен [Текст] / Г.Е. Зборовский // Социум и власть. [Текст] /
2010. - №4. - С.10-20.
16. Иванов, М.И. Маркетинг территории [Текст] / М.И. Иванов. - СПб.: Питер, 2017. - 356 с.
17. Институциональная экономика: Учеб. пособие / под рук. акад Д. С. Львова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 318 с.
18. Каплина, А.В. Структурно-функциональный подход к развитию региональной системы финансирования кластерных проектов [Текст] / А.В.Каплина // Вопросы регулирования экономики. - 2013. - №4. - С. 113-120.
19. Кетова, Н.П. Региональный маркетинг в системе инструментов и принципов управления территориальным развитием [Текст] / Н.П. Кетова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2015. - №1. - С. 5-13.
20. Князева, И.В. Маркетинг Территорий [Текст] / И.В. Князева, И.В. Бондаренко. - Новосибирск. 2014. - 332 с.
21. Кравченко, А.И. Методология и методы социологических исследований. Учебник для бакалавров [Текст] / А.И. Кравченко. - М.: Юрайт, 2015. - 488 с.
22. Круглова, И.Л. Конкурентоспособность российских регионов [Текст] / И.Л. Круглова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - №9. - С. 49-53
23. Лахметкина, Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: учеб.
Пособие [Текст] / Н.И. Лахметкина. - М.: КноРус, 2015. - 184 с.
24. Мозгоев, А. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах [Текст] / А.О. Мозгоев // Инвестиции в России. - 2016. - № 6. - С. 4854.
25. Николаев, В.Е. Обучающие команды моногородов [Текст] / В.Е. Николаев // Инновации и инвестиции. - 2019. - №4. - С. 62-66.
26. Озеров, В. Территориальный маркетинг [Текст] / В. Озеров // Регион. -
2017. - №2. - С. 37-41.
27. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий [Текст] / А.П. Панкрухин. - СПб.: Питер, 2015. - 369 с.
28. Пермякова, А.Э. Основные направления маркетинга территории [Текст] / А.Э. Пермякова // Экономические науки. - 2017. - №58-4. - С. 52-59.
29. Региональная экономика: Учебник [Текст] / под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: Инфра-М, 2015. - 435 с.
30. Сачук, Т.В. Территориальный маркетинг [Текст] / Т.В. Сачук. - СПб.: Питер, 2014. - 321 с.
31. Симонян, Р.Х. Концепция мезоуровня применительно к региону [Текст] / Р.Х. Симонян // Социологические исследования. - 2016. - № 5. - С. 42-49.
32. Соломин, Е. Маркетинг региона и продвижение территории [Текст] / Е. Соломин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - №5. - С. 55-61.
33. Степанычева, Е.В. Концептуальный подход к формированию бренда территории [Текст] / Е.В. Степанычева // Социально-экономические явления и процессы - 2015 - №12 - С. 29-35.
34. Трофименко, Е.Ю. Имидж региона как составляющая маркетинга территории [Текст] / Е.Ю. Трофименко - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного университета, 2016. - 15 с.
35. Трясицина, Н.Ю. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий [Текст] / Н.Ю. Трясицина // Экономический анализ. - 2016. - №18. - С. 5
36. Ускова, Т.В. Социально-экономический ресурс региона [Текст] / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. - 182 с.
37. Национальный рейтинг инвестклимата в 2018 году возглавила Тюменская область [Электронный ресурс] / Агенство стратегических инициатив. - Режим доступа: https://asi.ru/news/91678 (дата обращения: 25.05.2019)
38. Райли, Д. Классовая теория Бурдье: ученый как революционер [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://commons.com.ua/uk/klassovaya- teoriya-burde (дата обращения: 25.05.2019)
39. Инвестиционная привлекательность регионов-2018: полюсы риска
[Электронный ресурс] / Эксперт РА. - Режим доступа: https://raex-
a.ru/ratings/regions/2018 (дата обращения: 25.05.2019)
40. Крылов, А. Формирование инвестиционной привлекательности
территорий, или каждый находит то, что он ищет [Электронный ресурс] / А. Крылов / Бизнес успех. - Режим доступа:
https://bsaward.ru/news/detail.php?news_ID=283504 (дата обращения: 25.05.2019)
41. Национальный рейтинг инвестклимата [Электронный ресурс] / Агентство стратегических инициатив. - Режим доступа: https://asi.ru/news/91678 (дата обращения: 25.05.2019)
42. Официальный сервер Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tatar.ru (дата обращения: 15.05.2019).
43. Смирнов, Е. Рейтинг регионов по инвестиционной привлекательности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://delen.ru/investicii/rejting-regionov- po-investicionnoj-privlekatelnosti.html (дата обращения: 25.05.2019)
44. Что такое бренд региона [Электронный ресурс] / Брендинговое агентство Стасовский. - Режим доступа: http://md-eksperiment.org/post/20161023- chto-takoe-brend-regiona (дата обращения: 26.05.2019)
45. Visit Tatarstan [Электронный ресурс] // Центр развития туризма
Республики Татарстан - Режим доступа: http://www.tdc-tatar.ru/about-the-
center/the-direction-of-operation/projects-and-programs/visit-tatarstan (дата
обращения: 15.05.2019).
46. Mathieu Hikaru Desan, «Bourdieu, Marx, and Capital: A Critique of the Extension Model», Sociological Theory 31, no. 4 (2013): 318-42, esp. 325
47. Pierre Bourdieu, Pascalian Meditations Stanford, CA: Stanford University Press, 1991, 142-46
48. Pierre Bourdieu and Monique de Saint-Martin, «Anatomie du gout», Actes de la recherche en sciences socials 2, no. 5 (1976): 2-81, esp. 18.
49. Rogers Brubaker, Rethinking Classical Theory: The Sociological Vision of Pierre Bourdieu, Theory and Society 14, no. 6 (1985): 745-75, esp. 76-66;
50. Rogers Brubaker, Social Theory as Habitus, in Bourdieu: Critical Perspectives, edited by Craig Calhoun, Edward LiPuma and Moishe Postone (Cambridge: Cambridge University Press), 217, 219.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ