Выпускная квалификационная работа.
Проведен анализ деятельности Центральной акцизной таможни ФТС России за 2016-2018 годы.
Есть много приложений.
Также есть аннотация ( с переводом на английский язык), доклад и презентация.
Введение 4
1 Основы правовой базы регулирующей перемещение через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров (алкогольная продукция) 8
1.1 Нормативно-правовое регулирование перемещения подакцизных товаров через единую таможенную территорию 8
1.2 Особенности проведения таможенных операций в отношении подакцизных товаров (алкогольной продукции) 15
1.3 Проблемы реализации принципа выборочности таможенного контроля при перемещении через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров (алкогольной продукции) 23
2 Анализ деятельности Центральной акцизной таможни ФТС России 28
2.1 Особенности и проблемы перемещения через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции 28
2.2 Классификация алкогольной продукции 35
2.3 Правила нанесения на алкогольную продукцию акцизных марок и декларирования алкогольной продукции 40
3 Анализ статистических данных перемещения алкогольной продукции через таможенную границу ЕАЭС 46
3.1 Экспорт алкогольной продукции 46
3.2 Импорт алкогольной продукции 48
3.3 Причины и характерные способы незаконного перемещения подакцизных товаров, а также действия таможенных органов при их выявлении 50
Заключение 58
Список использованных источников 63
Приложения 68
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена множеством разнонаправленных факторов.
Во-первых, акциз является одним из важнейших источников доходов бюджета и Российской Федерации (в частности, на протяжении последних лет акциз стабильно занимает четвертое место в консолидированном бюджете нашего государства). Соответственно, эффективный контроль за перемещением через таможенную границу подакцизных товаров играет важнейшую роль в обеспечении устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Во-вторых, если говорить непосредственно об алкогольной продукции, то надлежащий таможенный контроль за ее перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее по тексту работы – ЕАЭС, Союз) призван решить важную задачу, направленную на предупреждение перемещения на территорию России контрафактного, суррогатного алкоголя, употребление которого может привести к тяжким последствиям, в том числе к массовой гибели людей.
В-третьих, изучение любых вопросов в области таможенного дела характеризуется «общей» актуальностью, независимо от сути конкретного вопроса. Такая актуальность связана с тем, что современное государство невозможно представить без внешнеэкономической деятельности. Самодостаточная экономика, полностью потребляющая производимые внутри государства товары (продукцию), и не нуждающаяся в экспорте и импорте, представляется утопией. При этом очевидно, что таможенную деятельность, в том числе таможенный контроль, таможенные операции и т.д. нельзя рассматривать как «вещь в себе», по сути, они являются инструментами, стимулирующими внешнеэкономическую деятельность. Соответственно, от того, насколько регулирование таможенных процедур, в том числе процедуры перемещения через таможенную границу подакцизных товаров, является качественным, соответствующим реалиям внешнеэкономической деятельности и потребностям ее субъектов, во многом зависит социально-экономическое развитие нашего государства. Важно понимать и то, что в настоящее время важное значение придается расширению ЕЭАС, и вряд ли можно решить данную задачу, заинтересовав определенные государства в членстве в ЕАЭС, если нормативно-правовое регулирование и практика деятельности таможенных органов не будут представлять собой четкий и слаженный механизм.
Проблематика темы исследования связана с нестабильностью нормативно-правового регулирования порядка перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, недобросовестностью физических лиц, перемещающих через таможенную границу подакцизные товары в предпринимательских целях под видом товаров, перемещаемых в личных, семейных, домашних и иных некоммерческих целях, отсутствием единой и цельной нормативно-правовой базы, регулирующей оборот алкогольной продукции в рамках ЕЭАС, шаблонным применением принципа выборочности таможенного контроля при перемещении через таможенную границу алкогольной продукции, ростом числа преступных деяний, связанных с контрабандой суррогатного и контрафактного алкоголя, высококачественной подделкой акцизных марок и т.д.
Степень научной разработанности проблемы.
Вопросы, связанные с порядком перемещения через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров достаточно глубоко изучены наукой. Вместе с тем следует отметить незначительное количество научных работ, датированных 2017 и 2018-м годами, большинство исследований проведено до принятия и вступления в силу ТК ЕАЭС, соответственно, многие нюансы действующего кодекса в таких исследованиях не учитываются.
Объектом исследования является урегулированные нормами права общественные отношения в таможенной сфере.
Предмет исследования – порядок перемещение через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции как вида подакцизных товаров.
Цель исследования – выявить проблемы, связанные с порядком перемещения через таможенную границу Союза алкогольной продукции.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
изучить нормативно-правовое регулирование перемещения подакцизных товаров через единую таможенную территорию;
охарактеризовать особенности проведения таможенных операций в отношении подакцизных товаров (алкогольной продукции);
определить проблемы реализации принципа выборочности таможенного контроля при перемещении через таможенную границу ЕАЭС подакцизных товаров (алкогольной продукции);
рассмотреть особенности и проблемы перемещения через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции;
исследовать порядок классификации алкогольной продукции;
изучить правила нанесения на алкогольную продукцию акцизных марок и декларирования алкогольной продукции;
проанализировать экспорт алкогольной продукции;
проанализировать импорт алкогольной продукции;
рассмотреть причины и характерные способы незаконного перемещения подакцизных товаров, а также действия таможенных органов при их выявлении.
Методологию работы составляют как общенаучные методы (анализ, синтез, классификация), так и специальные (контент-анализ, метод правового моделирования и т.д.)
Нормативная база исследования – таможенное законодательство ЕАЭС, налоговое законодательство Российской Федерации.
Эмпирическая база исследования – деятельность Центральной акцизной таможни ФТС России.
Теоретическая значимость исследования связана с анализом проблематики предмета исследования.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования его результатов в целях повышения эффективности таможенного контроля за перемещением через таможенную границу подакцизных товаров.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1) Специфика нормативно-правового регулирования перемещения подакцизных товаров через таможенную территорию, как и любых других вопросов таможенной сферы, в первую очередь обуславливает тем, что такое регулирование осуществляется не национальным законодательством России, а законодательством ЕАЭС – Договором о ЕАЭС, ТК ЕАЭС, актами Коллегии Евразийской экономической комиссии и др.).
Это обусловлено необходимостью обеспечения единого таможенного пространства ЕЭАС, наличия общих для всех государств - членов Союза норм, регулирующих таможенную сферу.
При этом нестабильность законодательства ЕЭАС обуславливает отсутствие единой, выработанной десятилетиями практики таможенного контроля, осуществления таможенных операций и т.д., в том числе в отношении подакцизных товаров.
Второй важной особенностью исследуемой темы является то, что регулирование вопросов, связанных с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу осуществляется не только таможенным, но и налоговым законодательством, поскольку акциз по своей сути представляет собой косвенный налог.
Соответственно, при перемещении через таможенную границу подакцизных товаров следует учитывать требования не только таможенного, но и налогового права.
2) Особенности проведения таможенных операций в отношении подакцизных товаров обусловлены тем, что здесь на таможенные органы по сути возлагаются дополнительные обязанности в виде обеспечения организаций, осуществляющих перемещение таких товаров через таможенную границу, федеральными специальными марками, а так же проверки наличия таких марок в рамках осуществления таможенного контроля (осмотра, досмотра и др.).
Кроме того, с учетом положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на таможенные органы так же возлагается и обязанность по контролю за добросовестностью организации, осуществляющей перемещение подакцизных товаров через таможенную границу, поскольку фактически при обеспечении таких организаций федеральными специальными марками таможенные органы, помимо прочего, удостоверяются в отсутствии у организации задолженности по таможенным платежам и сборам, а так же проверяют правомерность использования организацией ранее выданных акцизных марок.
Иными словами, правом перемещать через таможенную границу подакцизные товары по сути не обладают организации – злостные нарушители таможенного и иного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации.
С организационной точки зрения специфика таможенных операций в исследуемой сфере характеризуется тем, что правом обеспечивать организации акцизными марками обладают всего четыре таможни ФТС России, одна из которых – Центральная акцизная таможня, является узкоспециализированным органом, ее полномочия связаны исключительно с совершением таможенных операций в отношении подакцизных товаров.
3) Реализация принципа выборочности таможенного контроля должна осуществляться с учетом степени опасности товара, перемещаемого через таможенную границу. Соответственно, если, например, перемещение алкогольной продукции по сути априори таит в себе угрозу того, что она может быть суррогатной, принцип выборочности таможенного контроля в отношении такой продукции в любом случае должен предусматривать применение большего количества форм такого контроля, чем в отношении «менее опасных» товаров.
4) Перемещение через таможенную границу алкогольной продукции осуществляется по правилам совершения таможенных операций в отношении подакцизных товаров через четыре таможни ФТС России, при этом более 40 % импортируемой алкогольной продукции приходится на Центральную акцизную таможню.
За последние 3 года наблюдается рост количества выявленных административных правонарушений и уголовных преступлений, связанных с нарушениями таможенного законодательства в исследуемой сфере. Особенно тревожным выглядит рост контрабанды фальсифицированной алкогольной продукции, содержащей в своем составе ядовитое вещество – метиловый спирт.
5) Основой для классификации алкогольной продукции является административное законодательство, а именно Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
При этом нормы данного закона предусматривают лишь видовое деление алкогольных напитков, на уровне же таможенного законодательства классификация такой продукции намного детальнее, и учитывает сорта и конкретные наименования алкогольных напитков, вид и объем тары и даже способ упаковки. Это обусловлено спецификой ТН ВЭД, которая предназначена для определения условий перемещения конкретного товара через таможенную границу.
6) Маркирование импортируемой в Российскую Федерацию алкогольной продукции акцизными марками достаточно детально регулируется законодательством. При этом само по себе такое маркирование, которое является обязательным условием для подачи таможенной декларации, имеет своим предназначением не только пополнение бюджета посредством уплаты косвенного налога, но и контроль качества алкогольной продукции и ее последующего движения на российском рынке.
Очевидной проблемой является подделка акцизных марок на алкогольную продукцию, в том числе высококачественная подделка на промышленном оборудовании за рубежом и последующий ввоз поддельных марок на территорию Российской Федерации, что затрудняет привлечение к ответственности лиц, непосредственно изготовивших поддельные акцизные марки.
7) Экспорт алкогольной продукции из России стабильно растет, при этом в основном экспортируются водка, пиво и коньяки. Основными внешнеторговыми партнерами России в данном случае выступают страны ближнего зарубежья и Китай.
8) Импорт алкогольной продукции в России стабильно растет, при этом в основном вина, пиво и коньяки. Основными внешнеторговыми партнерами России в данном случае выступают страны ближнего зарубежья и Латинской Америки.
Если сравнить импорт алкогольной продукции с ее экспортом, то можно отметить, что экспорт превышает импорт как в абсолютных показателях, так и по темпам прироста, экспорт и импорт отличаются по обладающему наибольшим удельным весом виду продукции (соответственно водка и вина), и в том, и в другом случае основным внешнеторговым партнером России выступают страны ближнего зарубежья, на третьей позиции в обоих случаях страны Европейского союза, на второй в части экспорта – Китай, импорта – Латинская Америка.
9) Незаконное перемещение через таможенную границу подакцизных товаров как вид нарушения таможенного законодательства обусловлено целым комплексом причин, среди которых объективное стремление субъектов ВЭД отдавать государству как можно меньшую часть своей прибыли (доходов) посредством уплаты акциза, несовершенство и нестабильность таможенного законодательства, а так же отсутствие в обществе нетерпимости к таможенным правонарушениям.
Среди основных способов незаконного перемещения через таможенную границу подакцизных товаров можно отметить ввоз алкогольной и иной подакцизной продукции, используемой в предпринимательских целях или для нелегальной реализации, группами физических лиц под видом товаров для личного потребления, и рост зафиксированных случаев сокрытия подакцизных товаров от таможенного контроля (очевидно, что выявленные факты являются лишь верхушкой айсберга), перемещение алкогольной продукции с поддельными акцизными марками, достаточно либеральный подход судов к назначению административного наказания лицам, сокрывшим товары, в том числе подакцизные, от таможенного контроля.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 15.04.2019).
4. «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (заключено в г. Алматы 02.02.2018 года) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
5. «Соглашение о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС» (Проект) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 05.08.2000 года № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
7. Таможенный кодекс Российской Федерации, утв. ВС РФ 18.06.1993 № 5221-1 (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
8. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
9. Федеральный закон от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
10. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.03.2003 № 61-ФЗ (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
11. Приказ ФТС России от 09.02.2015 года № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных товаров и других определенных видов товаров» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.04.2019).
12. Приказ ФТС РФ от 29.01.2007 № 106 «Об утверждении формата нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 12.04.2019).
13. Дьяков В.И. Принцип выборчности таможенного контроля: нормативно-правовое закрепление и проблемы реализации / В.И. Дьяков // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. -№ 4. –С. 101-105.
14. Лысак Е.Д. Новеллы Таможенного кодекса ЕАЭС / Е.Д. Лысак // Вестник Российской таможенной академии. – 2017. - № 12. – С. 103-112.
15. Никишина В.Н. Соглашение о маркировке товаров в ЕАЭС / В.Н. Никишина // Вестник Российской Таможенной академии. – 2019. - № 1. – С. 32-36
16. Ноздрачев А.Ф. Таможенное право / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Юрайт, 2017. – 366 с.
17. Скудалова Т.В. Перемещение товаров физическими лицами: особенности и проблемы таможенного регулирования / Т.В. Скудалова // Финансы и кредит. – 2014. - № 3. – С. 66-72.
18. Сморчков А.И. Анализ судебной практики по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. – 2015. - № 2. –С. 104-114.
19. Тихонова А.А. Правовые основы определения классификационного кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС / А.А. Тихонова // Маркетинг и логистика. – 2017. - № 2(10). – С. 34-39.
20. Постановление мирового судьи судебного участка № 83 Советского района города Омска от 18.05.2018 года в отношении Х. по части 2 ст. 16.1 КоАП РФ [Электронный ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2019).
21. Официальный интернет-сайт Федеральной таможенной службы[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.customs.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 12.04.2019).
22. Официальный интернет-сайт Центральной акцизной таможни [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://cat.customs.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 12.04.2019).