РЕЛИГИОЗНАЯ РОЗНЬ И РЕЛИГИОЗНАЯ НЕНАВИСТЬ КАК ПРЕДМЕТЫ СУДЕБНОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
|
Введение 3
Раздел 1. Разжигание религиозной розни и ненависти в законодательстве РФ.. ..8
Раздел 2. Определение разжигания религиозной розни и ненависти как феномена 28
Раздел 3. Религиозной рознь и религиозная ненависть как объекты религиоведческой экспертизы 41
Заключение 52
Список литературы 54
Раздел 1. Разжигание религиозной розни и ненависти в законодательстве РФ.. ..8
Раздел 2. Определение разжигания религиозной розни и ненависти как феномена 28
Раздел 3. Религиозной рознь и религиозная ненависть как объекты религиоведческой экспертизы 41
Заключение 52
Список литературы 54
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время в законодательной базе РФ отсутствует единая интерпретация понятий разжигания религиозной розни и религиозной ненависти, не разъяснены их признаки.
Деяния такого рода относятся к категории экстремизма и являются уголовно наказуемыми, в первую очередь, по ст. 282 УК РФ. Судебная практика по указанной статье вызывает существенный резонанс в обществе еще с самого начала ее применения. Многие известные адвокаты - Дмитрий Агановский, Александр Васильев, Матвей Цзен, Андрей Федорков, Оксана Михалкина, используя данную статью в своей судебной практике, говорят о том, что в настоящей формулировке закона под возбуждением розни и ненависти можно понимать фактически что угодно, и статья несостоятельна еще по ряду причин1.
Во многом это обусловлено тем, что институт религиоведческой экспертизы в России проходит процесс институциализации, расширяется ее предмет, актуализируются вопросы, касающиеся защиты прав и свобод человека. Одним из наиболее проблемных и малоизученных в этом контексте остается вопрос о разжигании розни и ненависти по признаку религии.
Анализ степени научной разработанности темы исследования. Вопросы о содержании понятий религиозной розни и религиозной ненависти активно разрабатываются, но монографии, посвященные изучаемому вопросу, отсутствуют. Основная информация получена нами из статей, интервью юристов, адвокатов и диссертационных исследований в области юриспруденции. Очень часто проблема разжигания религиозной розни не выделяется в отдельную категорию, но к ней косвенно относится рассмотрение исследователями проблемы религиозного экстремизма в целом. Основными здесь являются
А.А. Нуруллаев , К.М. Ханбабаев , А.П. Забияко и др. Методологические проблемы интерпретации объекта экспертизы, которые исключительно важны для нашего исследования, описываются в работах С.П. Политовой , Л.С. Астаховой , И.В. Загребиной , Д.А. Леонтьева , Е.С. Элбакян и др.
Решить противоречия, связанные с определением понятий религиозной розни и религиозной ненависти, а также проанализировать материал, выявить различия, проследить методологию и дать определенные рекомендации того, на что нужно обратить внимание, призвано данное исследование.
Объектом исследования выступает судебная религиоведческая экспертиза. Предметом исследования - содержание понятий религиозной розни и религиозной ненависти как предметов судебной религиоведческой экспертизы.
Цель исследования - конкретизировать определения понятий религиозной розни и религиозной ненависти в религиоведческой экспертизе.
Задачи исследования включают:
1) проанализировать законодательную базу РФ по вопросу о разжигании религиозной розни и религиозной ненависти, чтобы понять, что подразумевает под ними законодатель и что ожидается от эксперта-религиоведа при проведении религиоведческой экспертизы по данному вопросу;
2) сравнить понятия религиозной розни и религиозной ненависти в интерпретации ученых-экспертов (религиоведов, лингвистов, психологов);
3) определить место религиоведческой экспертизы в изучении понятий религиозной розни и религиозной ненависти.
Теоретико-методологическая основа исследования. В исследовании использован метод дискурсивного анализа в интерпретации Р. Келлера - метод соотнесения герменевтического анализа и дискурса. Он включает в себя:
1) определение ключевого текста (понятия «религиозная рознь» и «религиозная ненависть»);
2) ограничение дискурса (выбор критериев ограничения: место, время, издание, автор и т.п. - законодательная база РФ, судебные экспертизы, публикации в СМИ);
3) определение связи с другими дискурсами (анализ понятий «религиозная рознь» и «религиозная ненависть» с точки зрения лингвистики и психологии, а также то, как они взаимодействует с религиоведением в рамках комплексной экспертизы)
4) структурирование изучения текстов.
В качестве вспомогательных были использованы методы: сравнительноправовой (для выявления междисциплинарных особенностей понятий «религиозная рознь» и «религиозная ненависть»), метод кейсов (изучение отдельных судебных дел и ситуаций).
Научная новизна.
1. Выделены междисциплинарные различия понятий «религиозная рознь» и «религиозная ненависть».
2. Предложено авторское понимание этапов прохождения комплексной экспертизы по вопросам религиозной розни и религиозной ненависти.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. В нормативно-правовом поле определена только форма понятий религиозной розни и религиозной ненависти, но отсутствует их содержание, которое не только осложняет экспертную деятельность, но и ведет к социальнополитической напряженности в обществе.
2. Определены различия между понятиями религиозной розни и религиозной ненависти. Религиозная ненависть - это психологическое состояние субъекта, проявляющееся в чувстве сильнейшей неприязни по религиозному признаку, которое становится мотивом его действий. Религиозная рознь, в свою очередь, определяется как форма ненависти, для реализации которой необходимо взаимодействие сторон. Определяющее различие в том, что ненависть представляет собой начальную стадию розни, в то время как рознь проявляется физически и выражается в действии.
3. При анализе материалов, рассматриваемых в рамках судебной экспертизы, связанных с понятиями религиозной розни и религиозной ненависти, применяется экспертиза лингвистического либо психолого-лингвистического характера. На наш взгляд, более целесообразнее начинать рассмотрение данных вопросов с религиоведческой, далее - лингвистической, и в заключение - психологической точек зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы поиска признаков разжигания религиозной розни и ненависти, что позволит углубить понимание самих этих понятий, а также даст предпосылки для единого подхода к изучению объекта экспертизы.
Практическая значимость исследования позволяет сформировать рекомендации, определяющие порядок этапов обращения к экспертам: религиовед-лингвист-психолог. Также данное исследование может применяться в целях совершенствования законодательства по вопросам, касающихся темы разжигания религиозной розни и ненависти, и в преподавании предметов, связанных с религиоведческой экспертизой.
Апробация результатов исследования: основные положения
диссертационного исследования представлены на международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки» (Новосибирск, 2018 г.). По материалам диссертации опубликованы 2 статьи: «Религиозная рознь и религиозная ненависть в законодательной базе РФ - основные вопросы» и «Религиозная ненависть как объект религиоведческой экспертизы», общим объемом 0,5 п.л.
Деяния такого рода относятся к категории экстремизма и являются уголовно наказуемыми, в первую очередь, по ст. 282 УК РФ. Судебная практика по указанной статье вызывает существенный резонанс в обществе еще с самого начала ее применения. Многие известные адвокаты - Дмитрий Агановский, Александр Васильев, Матвей Цзен, Андрей Федорков, Оксана Михалкина, используя данную статью в своей судебной практике, говорят о том, что в настоящей формулировке закона под возбуждением розни и ненависти можно понимать фактически что угодно, и статья несостоятельна еще по ряду причин1.
Во многом это обусловлено тем, что институт религиоведческой экспертизы в России проходит процесс институциализации, расширяется ее предмет, актуализируются вопросы, касающиеся защиты прав и свобод человека. Одним из наиболее проблемных и малоизученных в этом контексте остается вопрос о разжигании розни и ненависти по признаку религии.
Анализ степени научной разработанности темы исследования. Вопросы о содержании понятий религиозной розни и религиозной ненависти активно разрабатываются, но монографии, посвященные изучаемому вопросу, отсутствуют. Основная информация получена нами из статей, интервью юристов, адвокатов и диссертационных исследований в области юриспруденции. Очень часто проблема разжигания религиозной розни не выделяется в отдельную категорию, но к ней косвенно относится рассмотрение исследователями проблемы религиозного экстремизма в целом. Основными здесь являются
А.А. Нуруллаев , К.М. Ханбабаев , А.П. Забияко и др. Методологические проблемы интерпретации объекта экспертизы, которые исключительно важны для нашего исследования, описываются в работах С.П. Политовой , Л.С. Астаховой , И.В. Загребиной , Д.А. Леонтьева , Е.С. Элбакян и др.
Решить противоречия, связанные с определением понятий религиозной розни и религиозной ненависти, а также проанализировать материал, выявить различия, проследить методологию и дать определенные рекомендации того, на что нужно обратить внимание, призвано данное исследование.
Объектом исследования выступает судебная религиоведческая экспертиза. Предметом исследования - содержание понятий религиозной розни и религиозной ненависти как предметов судебной религиоведческой экспертизы.
Цель исследования - конкретизировать определения понятий религиозной розни и религиозной ненависти в религиоведческой экспертизе.
Задачи исследования включают:
1) проанализировать законодательную базу РФ по вопросу о разжигании религиозной розни и религиозной ненависти, чтобы понять, что подразумевает под ними законодатель и что ожидается от эксперта-религиоведа при проведении религиоведческой экспертизы по данному вопросу;
2) сравнить понятия религиозной розни и религиозной ненависти в интерпретации ученых-экспертов (религиоведов, лингвистов, психологов);
3) определить место религиоведческой экспертизы в изучении понятий религиозной розни и религиозной ненависти.
Теоретико-методологическая основа исследования. В исследовании использован метод дискурсивного анализа в интерпретации Р. Келлера - метод соотнесения герменевтического анализа и дискурса. Он включает в себя:
1) определение ключевого текста (понятия «религиозная рознь» и «религиозная ненависть»);
2) ограничение дискурса (выбор критериев ограничения: место, время, издание, автор и т.п. - законодательная база РФ, судебные экспертизы, публикации в СМИ);
3) определение связи с другими дискурсами (анализ понятий «религиозная рознь» и «религиозная ненависть» с точки зрения лингвистики и психологии, а также то, как они взаимодействует с религиоведением в рамках комплексной экспертизы)
4) структурирование изучения текстов.
В качестве вспомогательных были использованы методы: сравнительноправовой (для выявления междисциплинарных особенностей понятий «религиозная рознь» и «религиозная ненависть»), метод кейсов (изучение отдельных судебных дел и ситуаций).
Научная новизна.
1. Выделены междисциплинарные различия понятий «религиозная рознь» и «религиозная ненависть».
2. Предложено авторское понимание этапов прохождения комплексной экспертизы по вопросам религиозной розни и религиозной ненависти.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. В нормативно-правовом поле определена только форма понятий религиозной розни и религиозной ненависти, но отсутствует их содержание, которое не только осложняет экспертную деятельность, но и ведет к социальнополитической напряженности в обществе.
2. Определены различия между понятиями религиозной розни и религиозной ненависти. Религиозная ненависть - это психологическое состояние субъекта, проявляющееся в чувстве сильнейшей неприязни по религиозному признаку, которое становится мотивом его действий. Религиозная рознь, в свою очередь, определяется как форма ненависти, для реализации которой необходимо взаимодействие сторон. Определяющее различие в том, что ненависть представляет собой начальную стадию розни, в то время как рознь проявляется физически и выражается в действии.
3. При анализе материалов, рассматриваемых в рамках судебной экспертизы, связанных с понятиями религиозной розни и религиозной ненависти, применяется экспертиза лингвистического либо психолого-лингвистического характера. На наш взгляд, более целесообразнее начинать рассмотрение данных вопросов с религиоведческой, далее - лингвистической, и в заключение - психологической точек зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке проблемы поиска признаков разжигания религиозной розни и ненависти, что позволит углубить понимание самих этих понятий, а также даст предпосылки для единого подхода к изучению объекта экспертизы.
Практическая значимость исследования позволяет сформировать рекомендации, определяющие порядок этапов обращения к экспертам: религиовед-лингвист-психолог. Также данное исследование может применяться в целях совершенствования законодательства по вопросам, касающихся темы разжигания религиозной розни и ненависти, и в преподавании предметов, связанных с религиоведческой экспертизой.
Апробация результатов исследования: основные положения
диссертационного исследования представлены на международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки» (Новосибирск, 2018 г.). По материалам диссертации опубликованы 2 статьи: «Религиозная рознь и религиозная ненависть в законодательной базе РФ - основные вопросы» и «Религиозная ненависть как объект религиоведческой экспертизы», общим объемом 0,5 п.л.
При рассмотрении законодательной базы в вопросах, связанных с религиозной рознью и религиозной ненавистью, мы выявили, что комментарии, определяющие сущность данных понятий, отсутствуют.
Неимение конкретной формулировки понятий религиозной розни и ненависти как в научной, так и в законодательной базе тогда, когда дело касается постановки вопроса для дачи заключения, формирует проблемы для эксперта еще на начальном этапе проведения экспертизы. Учитывая отсутствие конкретного определения вышеуказанных понятий, их интерпретация остается на усмотрение эксперта.
На основе анализа рассмотренного нами материала, мы пришли к следующим выводам: определение религиозной розни и религиозной ненависти мы считаем не синонимичными, а разными по значению. Религиозная ненависть мы определили как психологическое состояние субъекта (индивидуума), которое проявляется как чувство неприязни по религиозному признаку и становится мотивом действий субъекта. Религиозная рознь, в свою очередь, является формой ненависти, для реализации которой необходимо взаимодействие сторон. Определяющее различие в том, что ненависть представляет собой начальную стадию розни, в то время как рознь проявлена физически и выражается в действии.
На основе вышеизложенного, мы делаем вывод, что в законодательстве РФ вопросы, связанные с понятиями религиозной розни и ненависти стоит пересмотреть и сформировать общие определения для обоих понятий.
Противоречие трактовок понятий религиозной розни и ненависти внутри экспертного сообщества продемонстрировало нам, что существует проблема правильности дачи экспертных заключений - это связано с тем, что назначаемая экспертиза зачастую обходит стороной религиоведческую составляющую рассматриваемого материала. Эксперты-лингвисты и эксперты-психологи в процессе создания заключения выходят за рамки своей профессии, неправильно анализируя материал, и, как следствие, формируют неверное экспертное заключение. Из этого следует, что необходимо назначать комплексные экспертизы, используя выводы специалистов, обладающих специальными знаниями в различных областях, особенно, если рассматриваемый материал носит религиозный характер, должен быть привлечен эксперт-религиовед.
Сформирована авторская оценка структуры прохождения экспертизы. Повторим, что понятия религиозной розни и религиозной ненависти требуют междесциплинарной экспертизы, имеющую в основе религиоведческое исследование. На сегодняшний день практика доказывает обратное - назначается комплексная экспертиза, в составе которой отсутствует религиоведческая, несмотря на то, что именно это исследование закладывает понятийную основу.
При рассмотрении материалов, связанных с понятиями религиозной розни и религиозной ненависти, назначенная комплексная экспертиза должна проходить в несколько этапов - первично и важно заключение эксперта-религиоведа, далее - эксперта-лингвиста и в заключении - эксперта-психолога.
Мы не выступаем с предложением отказаться от какой-либо из экспертиз, помимо религиоведческой, в том случае, если рассматриваемые материалы имеют религиозный характер, но пытаемся доказать, что экспертные оценки только тогда будут иметь значение «доказательной базы», когда к исследованию потенциально опасного материала религиозного дискурса будут привлечены специалисты из других областей гуманитарного знания.
Также мы предприняли попытку решить противоречия, связанных с определением понятий религиозной розни и религиозной ненависти, но на том уровне, на который у нас хватает компетенций. Мы можем проанализировать материал, выявить различия, проследить методологию и дать определенные рекомендации того, на что нужно обратить внимание, но мы не претендуем на формирование цельной концепции рассматриваемых понятий и считаем, что требуется единое научное определение этих понятий, и данный вопрос заслуживает отдельного исследования.
Неимение конкретной формулировки понятий религиозной розни и ненависти как в научной, так и в законодательной базе тогда, когда дело касается постановки вопроса для дачи заключения, формирует проблемы для эксперта еще на начальном этапе проведения экспертизы. Учитывая отсутствие конкретного определения вышеуказанных понятий, их интерпретация остается на усмотрение эксперта.
На основе анализа рассмотренного нами материала, мы пришли к следующим выводам: определение религиозной розни и религиозной ненависти мы считаем не синонимичными, а разными по значению. Религиозная ненависть мы определили как психологическое состояние субъекта (индивидуума), которое проявляется как чувство неприязни по религиозному признаку и становится мотивом действий субъекта. Религиозная рознь, в свою очередь, является формой ненависти, для реализации которой необходимо взаимодействие сторон. Определяющее различие в том, что ненависть представляет собой начальную стадию розни, в то время как рознь проявлена физически и выражается в действии.
На основе вышеизложенного, мы делаем вывод, что в законодательстве РФ вопросы, связанные с понятиями религиозной розни и ненависти стоит пересмотреть и сформировать общие определения для обоих понятий.
Противоречие трактовок понятий религиозной розни и ненависти внутри экспертного сообщества продемонстрировало нам, что существует проблема правильности дачи экспертных заключений - это связано с тем, что назначаемая экспертиза зачастую обходит стороной религиоведческую составляющую рассматриваемого материала. Эксперты-лингвисты и эксперты-психологи в процессе создания заключения выходят за рамки своей профессии, неправильно анализируя материал, и, как следствие, формируют неверное экспертное заключение. Из этого следует, что необходимо назначать комплексные экспертизы, используя выводы специалистов, обладающих специальными знаниями в различных областях, особенно, если рассматриваемый материал носит религиозный характер, должен быть привлечен эксперт-религиовед.
Сформирована авторская оценка структуры прохождения экспертизы. Повторим, что понятия религиозной розни и религиозной ненависти требуют междесциплинарной экспертизы, имеющую в основе религиоведческое исследование. На сегодняшний день практика доказывает обратное - назначается комплексная экспертиза, в составе которой отсутствует религиоведческая, несмотря на то, что именно это исследование закладывает понятийную основу.
При рассмотрении материалов, связанных с понятиями религиозной розни и религиозной ненависти, назначенная комплексная экспертиза должна проходить в несколько этапов - первично и важно заключение эксперта-религиоведа, далее - эксперта-лингвиста и в заключении - эксперта-психолога.
Мы не выступаем с предложением отказаться от какой-либо из экспертиз, помимо религиоведческой, в том случае, если рассматриваемые материалы имеют религиозный характер, но пытаемся доказать, что экспертные оценки только тогда будут иметь значение «доказательной базы», когда к исследованию потенциально опасного материала религиозного дискурса будут привлечены специалисты из других областей гуманитарного знания.
Также мы предприняли попытку решить противоречия, связанных с определением понятий религиозной розни и религиозной ненависти, но на том уровне, на который у нас хватает компетенций. Мы можем проанализировать материал, выявить различия, проследить методологию и дать определенные рекомендации того, на что нужно обратить внимание, но мы не претендуем на формирование цельной концепции рассматриваемых понятий и считаем, что требуется единое научное определение этих понятий, и данный вопрос заслуживает отдельного исследования.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРАВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016



