Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию звукового анализа у старших дошкольников с ОНР 3 уровень (Брянский Государственный Университет)

Работа №37068

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
491
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение формирования процесса звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в логопедической работе 5
1.1 Особенности формирования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 5
1.2 Способы и приемы нормализации звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в логопедической работе 11
Глава 2 Обследование усвоения навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 17
2.1 Процедура и методика исследования 17
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 19
2.3 Система методов и приемов логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 24
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 41


Цель исследования – изучить особенности усвоения навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить формирования процесса звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в специальной литературе.
2. Определить основные направления логопедической работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыков звукового анализа.
3. Выявить состояние сформированности навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в экспериментальном исследовании.
Гипотеза: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыки звукового анализа будут не развиты, что выражается в неумении детьми сделать звуковой анализ слова: назвать последовательность звуков в слове и их количество, дать качественную характеристику каждому звуку и т.д.
Объект исследования – процесс формирования навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования – особенности логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии); эмпирические (анализ педагогической документации, анамнестических данных, индивидуальные беседы с детьми, констатирующий эксперимент); количественная и качественная обработка полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном анализе теоретических источников, раскрывающих проблему усвоения навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методологической основой исследования явились исследования, проведенные отечественными учеными, такими как Н.С. Жукова, Т.А. Симакова, А. Светличная, Н.Г. Яковлева, И.А. Зимняя, Р.И. Лалаева и др. Р.Е. Левина, Е.Ф. Собботович и др. проанализировали особенности речевого развития при ОНР III уровня. П.Д. Рогова, М.Е. Хватцев и др. раскрыли особенности логопедической работы по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с ОНР III уровня
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звукослоговой наполняемости слов.
Звуковая сторона речи – это основная составная часть развития речи, заключающая в себя такие аспекты, как правильное произношение звуков, слов; громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр; логические ударения. Формирование звуковой стороны речи получает свое развитие в период дошкольного детства. Овладение дошкольником звуковым составом языка находится в прямой зависимости от формирования у ребенка способности слышать, узнавать, а также различать звуки речи. По этой причине важным является развитие фонематического слуха, который дает возможность дошкольнику воспринимать звуки речи, способность к звуковому анализу и синтезу.
Анализ специальной литературы показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечается нарушение в сформированности навыков звукового анализа, а также в сформированности фонематического восприятия, проявляющееся как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа. В формировании звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста основополагающую роль играет своевременное обучение, имеющее целенаправленный характер, с использованием соответствующей методики, которая опирается на возрастные и индивидуальные психофизические особенности дошкольников.
Логопедическая работа по формированию навыков звукового анализа, функций фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм фонематического анализа и синтеза и с учетом последовательности формирования этой функции в онтогенезе. Процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации. В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Основными пособиями на всех этапах обучения грамоте является разрезная азбука и специальные таблицы для чтения с записанными на них слогами, словами, предложениями.
Анализ результатов экспериментального исследования позволил заключить, что у старших дошкольников с ОНР III уровня способность к звуковому анализу, способность к фонематическому анализу и фонематическому синтезу развита в основном на среднем и низком уровне. Старшие дошкольники с ОНР III уровня не дифференцируют на слух и в произношении некоторые твёрдые и мягкие согласные. Например, со звуком [р`] они могут назвать такие слова, как тигр, жираф, а со звуком [л] слова, в которых эти согласные смягчены (лиса, леопард). Наибольшую трудность вызывали задания на определение положения звука в слове (в начале, в середине и в конце слова). Следует отметить, что дошкольники не смогли сделать звуковой анализ слова: назвать последовательность звуков в слове и их количество, дать качественную характеристику каждому звуку. Отмечалось неумение дифференцировать на слух громкость и скорость произносимой скороговорки, правильно использовать интонационные средства выразительности.
Процесс обучения звуковому анализу осуществляется поэтапно в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры. Различная степень нарушения речевой функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и методов при бучении детей звуковому анализу.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Аманатова, М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М.М. Аманатова // Логопедия. – 2015. – №1. – С. 20 – 27.
2. Антипова, Ж.В. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Ж.В. Антипова. – М: Секачев В.Ю., 2013. – 224 с.
3. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Питер, 2013. – 541 с.
4. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие / Г.Г. Голубева. – СПб: Изд-во РГПУ: Союз, 2014. – 60 с.
5. Горинова, М.Н. Логопедическое обследование дошкольников / М.Н. Горинова // Логопед в детском саду. – 2013. – № 4. – С. 73-75.
6. Горчакова, А.М. Пути преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2014. – №5. – С. 5 – 12.
7. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2013. – 320 с.
8. Иванова, С.В. Развитие фонематических процессов у детей с ОНР III уровня / С.В. Иванова // Логопед. – 2013. – №2. – С. 33-47.
9. Козырева, О.А. Лексика, грамматика, связная речь: учеб. пособие для детей ст. дошк. возраста / О.А. Козырева. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 119 с.
10. Козырева, О.А. Программа коррекционных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование грамматического строя языка и развитие связной речи у детей 5-7 лет, имеющих задержку психического развития / О.А. Козырева // Логопедия. – 2014. – № 2 (4) (апр.- июнь). – С. 55-64.
11. Колос, П.Р. Дети с ОНР в детском саду / П.Р. Колос // Логопед. – 2015. – №3. – С. 26-30.
12. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнеев. – СПб: Речь, 2012. – 380 с.
13. Корпев, А.Л. Основы логопатологиы детского возраста Клинические и психологические аспекты / А.Л. Корпев. – СПб.: Речь, 2014. – 436 с.
14. Кудрявцева, Л.А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста / Л.А. Кудрявцева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
15. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2012. – 463 с.
16. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. – 224 с.
17. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – СПб.: Речь, 2015. – 241 с.
18. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. Заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с.
19. Морозова, Г.Б. Устранение нарушений звкопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях / Г.Б. Морозова // Дефектология. – 2012. – №2. – С. 22-28.
20. Новоселова, З.Н. Организация совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя в группах для детей с ОНР / З.Н. Новоселова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 6. – С. 44-50.
21. Олту, С.П. Изучение речевого развития дошкольников с помощью разных диагностических систем / С.П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
22. Pay, Е.Ф. Логопедия / Е.Ф. Рау. – М.: Инфра-М, 2010. – 463 с.
23. Рогова, П.Д. Речевое развитие детей с нарушениями речи / П.Д. Рогова. – Н.Новогород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
24. Сайфуллина, А.Р. Коррекционно-развивающая среда как фактор преодоления нарушений речевой деятельности у дошкольников / А.Р. Сайфуллина // Логопедия сегодня. – 2014. – № 1 (янв.-март). – С. 65-67.
25. Светличная, А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
26. Симакова, Т.А. Учимся, играя: логопедическая работа с дошкольниками и младшими школьниками с ОНР / Т.А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2015. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
27. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2013. – 456 с.
28. Терентьева, Ю.В. Особенности формирования навыков звукового анализа детей с ОНР / Ю.В. Терентьева // Дефектология. – 2014. – №3. – С. 21-27
29. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
30. Усанова, О.Н. Логопедия / О.Н. Усанова. – СПб.: Речь, 2014. – 452 с.
31. Ушакова, Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Дефектология. – 2014. – № 5. – С. 24-28.
32. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов на Дону: Феникс, 2012. – 410 с.
33. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: Эксмо, 2014. – 548 с.
34. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Известия АПН РСФСР. – М., 1948. – Вып. 13. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 25.11.2016 г.).
35. Шичанина, О.В. Некоторые особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с ОНР / О.В. Шичанина // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 20-26.
36. Чиркина, Г.В. Нарушения речи у детей: проблемы и пути коррекции / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева. – М.: АСТ, 2013. – 412 с.
37. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 412 с.
38. Флерова, Ж.М. Логопедия / Ж.М. Флерова. – СПб.: Речь, 2015. – 412 с.
39. Фомичева, М.Ф. Введение в логопедию: материалы для практического усвоения системы фонем русского языка: учебное пособие для студентов и слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации / М.Ф. Фомичева. – Воронеж: МОДЭК, 2014. – 88 с.
40. Яковлева, Н.Г. Воспитание у детей правильного произношения // Н.Г. Яковлева / Дефектология. – 2015. – №4. – С. 28-34.
41. Яцекова, Г.Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения / Г.Л. Яцекова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2012. – 423 с.
42. Яцук, Е.Н. Дети с расстройствами речи как проблема работы логопеда


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ