Введение...........................................................................................................................3
§ 1.1. Постмодернизм и его влияние на христианство...............................................13
§ 1.2. Новый Пиетизм....................................................................................................19
§ 1.3. Христианская критика идей постмодернизма..................................................24
Глава 2. Религиозное движение «Появляющаяся Церковь»
§ 2.1. Зарождение и развитие «Появляющейся Церкви» ..........................................28
§ 2.2. Богословские аспекты «Появляющейся Церкви» ...........................................34
§ 2.3. Дискуссия вокруг «Появляющейся Церкви» ...................................................39
Глава 3. Влияние мировоззрения движения «Появляющаяся Церкви» на
евангельское христианство
§ 3.1. Позитивные оценки идей «Появляющейся Церкви» ......................................45
§ 3.2. Негативные оценки идей «Появляющейся Церкви» ......................................51
§ 3.3. Прогноз распространения богословских идей движения
«Появляющаяся Церковь» в христианском мире......................................................56
Заключение....................................................................................................................61
Список литературы……...............................................................................................67
Актуальность темы исследования. Для отечественного богословия все еще остаются малоисследованной темой новые формы религиозной жизни и альтернативный богословский дискурс современного западного протестантизма. Потребность модернизации мировоззренческих и методологических основ богословских исследований объективно интенсифицирует задачи целостного исследования новейших тенденций в западной богословской мысли и мотивированных в ней новейших форм религиозности. Растет необходимость включить в проблемное поле богословских исследований целый пласт идей и процессов, обусловленных бытием евангельской церкви в условиях
плюралистической культуры постмодерна. Её характерные черты - распространение новых информационных технологий, мультикультурализм, влияние рыночной экономики и превращение духовности в одну из рыночных ценностей, цивилизационная регионализация - характерные как для христианского Запада, так и для христианского Востока, что обуславливает актуальность исследования в отечественном контексте. Постмодернизм, который можно обозначить как характерную для развитого европейско-американского мира на заключительном этапе процесса глобализации культурно
интеллектуальную атмосферу отказа от принципов универсализма и рациональности, на которых в течение веков базировалась западная культура, обусловил отторжения основанных ею институтов, одновременно стимулируя и поиск новых форм религиозности и способов их обоснования. Одним из самых ярких проявлений этой тенденции в современном западном протестантизме является «Появляющаяся церковь», которая видит в климате постмодерна возможность для возрождения христианства. Невзирая на использование понятия «церковь», движение отказывается от традиционной формы церковности, выступая как децентрализованная матрица сетей, привлекает к постоянному многоуровневому диалогу целый ряд партнеров. «Появляющаяся церковь» — это не иерархическая организация с кодифицированным вероучением, а спонтанное
Анализ степени научной разработанности темы исследования.
Зарождение новых постмодернистских религиозных движений, среди которых движение «Появляющаяся Церковь» является наиболее противоречивым и ангажированным, вызывает интерес у современных исследователей религиозного аспекта постмодерна, выразившийся в большом количестве изысканий по данной проблематике. Непосредственно изучению постмодернистского характера религиозного движения «Появляющаяся Церковь» посвящены научные труды современного украинского богослова, профессора Львовского университета Романа Соловий1 2, а также работы западных исследователей постмодернистской религиозности и постмодернистских религиозных движений, таких как Стейнли Гренц, Д.А. Карсон и др. Исследованиям религиозности в эпоху постмодерна и ее историко-философским аспектам посвящены работы по неклассической философии в целом и постмодернизму в частности, таких русскоязычных авторов как : Н.С. Автономовой4 5, В.А. Бачинина , Д.Э. Гаспарян , И.П. Ильина8 9 10, В.Ю.
Кузнецова , С.М. Малкиной2 3 4, Н.Б. Маньковской5 6 7, Л.А. Марковой , В.В. Миронова9 10, С.В. Никоненко , М.Р. Торбург , Д.С. Хаустова . Во вторую группу объединены исследования по западно-христианской теологии ХХ века. Сюда включены научные статьи отечественных исследователей Г.Е. Бокова14 15 16 17, А.М. Гагинского , С.А. Коначевой , Л.А. Марковой , Е.А. Степановой21 22, Т.А. Щипковой . Рассматриваемой теме также посвящены систематические исследования отечественных и зарубежных авторов Л.Н. Бровко , В.И.
Гараджи , С. Гренца и Р. Олсона , Й. Громадки , В.В. Добренькова , Ф. Реати , Н.С. Юлиной . Отметим, что движение постмодернистской теологии рассматривается в качестве объекта исследования в статьях С.С. Пименова , Ю.Р. Селиванова8 9, А.М. Сидорова . В некоторых исследованиях, указанных выше, приводится краткое упоминание о рассматриваемой теологической школе. Третья группа исследований выделяется в связи с обращением постмодернистских авторов к некоторым их предшественникам в истории философии. Сюда входят русскоязычные переводы трудов известных мыслителей XVIII-XX века, таких, как Георг Вильгельм Фридрих Гегель11 12, Иммануил Кант , Серен Кьеркегор , Фридрих Ницше15 16 17 18 19 , Мартин Хайдеггер20 21 22. В четвертую группу включены исследования представителей разных теологических движений ХХ века, оказавших свое влияние на современную протестантскую религиозность, таких как Карл Барт23, Дитрих Бонхеффер24, Рудольф Бультман25 и Пауль Тиллих26. Сюда же относятся русскоязычные переводы сочинений некоторых представителей англо-американской теологии 1960-х годов: Джона Капуто1 2, Харви Кокса3 4, Джона Робинсона5.
Религиозность эпохи постмодерна, как один из ее важных элементов, требует периодической исследовательской ревизии по причине быстротекущих изменений в религиозной сфере. Изучение постмодернистского богословия и практик религиозного движения «Появляющаяся Церковь» может стать эффективным маркерам этих изменений.
Объект исследования - религиозность эпохи постмодерна.
Предмет исследования - религиозное движение «Появляющаяся Церковь» как феномен эпохи постмодерна.
Цель исследования: выявить в процессе исследования истории и богословия религиозного движения «Появляющейся Церкви» её постмодернистскую природу и степень влияния исследуемого движения на современное евангельское христианство.
Задачи исследования. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать влияние постмодернизма на современное евангельское христианство, его историко-богословские связи с Пиетизмом и вызванную этим влиянием критику постмодернизма;
2) исследовать историю возникновения, богословские и дискуссионные аспекты религиозного движения «Появляющаяся Церковь»;
3) определить степень влияния и вероятность распространения философско-мировоззренческих идей религиозного движения «Появляющейся Церкви» в современной евангельской Церкви.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основа данного исследования. Для решения задач, поставленных в диссертационной работе, в качестве основного метода используется метод системного богословского анализа, который представляет собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или постоянными элементами исследуемых доктринальных аспектов «Появляющейся Церкви» с точки зрения догматического протестантского богословия. Наряду с вышеуказанным, важным методом исследования является метод современной герменевтики, как средство толкования не только текстов, но и богословских традиций, когда по Хайдеггеру и Г адамеру экзегетика возвращается в теологию в виде философского метода и реабилитирует христианскую богословскую мысль.
В процессе исследования также применяются: метод историко
генетического анализа (при исследовании становления движения), нацеленный на изучение генезиса конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений в религиозном движении «Появляющаяся Церковь»; метод историко-сравнительного изучения, предложенного Максом Мюллером (при сравнении богословских концепций в истории протестантизма, которые повлияли на формирование богословских доминант «Появляющейся Церкви»).
Вспомогательную методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы анализа религиозных явлений и процессов и принципы современного богословия - объективности, беспристрастности, целостности, мировоззренческого и методологического плюрализма.
Эмпирическая база определяется в соответствии с тематикой и структурой данной работы. Дифференцированный подход к анализу материалов позволяет сгруппировать источники следующим образом: к первой группе источников могут быть отнесены Синодальная Библия на русском языке, которая является главным легитимирующим богословским источником с точки зрения традиционного систематического протестантского богословия, а также главные труды лидеров и идейных вдохновителей религиозного движения «Появляющаяся Церковь» Брайна Макларена1 2 3 4 5 6 7, Роба Белла8 9 10 11 12, Дуга Паджитта и Тони Джонса13, Скота Макнайта и других, наряду с электронными ресурсами данного движения, поскольку движение «Появляющаяся Церковь» имеет большое влияние в интернете и социальных сетях. Во вторую группу вошли книги и статьи французских мыслителей, относящихся к постмодернистскому направлению:
Ролана Барта1 2 3 4 5, Жана Бодрийяра6 7 8 9 10 11 , Жиля Делеза13 14 в соавторстве с психоаналитиком Феликсом Гваттари15 16 17, Жака Деррида18 19 20 21 22 23 24 25 26, Жана Франсуа Лиотара27 28, Мишеля Фуко29 30 31 32. Сюда же включены англоязычные сочинения представителей постмодернистской теологической школы, в особенности современных американских теологов Карла Рашке.
В диссертационной работе осуществлен теологически-религиоведческое исследование мировоззренческих, богословских и экклезиологических особенностей феномена религиозного движения «Появляющейся Церкви» в контексте постмодерна, как альтернативного и инновационного направления современного западного протестантизма.
Результатом исследования влияния постмодернизма на современное евангельское христианство, его историко-богословские связи с Пиетизмом и вызванную этим влиянием критику постмодернизма, стал следующий вывод: Анализ основных направлений исследований богословских дискурсов и социологических инноваций в современном протестантизме позволил определить богословские и экклезиологические особенности постмодернистской протестантской религиозности. Понятие «Появляющаяся Церковь» получило понимание как локомотив альтернативного направления современного западного протестантизма, богословские постулаты и экклезиологические практики которого адаптированы к социокультурным тенденций постмодерна. К основным характеристикам «Появляющейся Церкви» относятся: акцент на имманентном измерении искупления, который мотивирует персональную и социальную трансформацию, инновационные литургические практики и активное сотрудничество с Богом в примирении и восстановлении мира; создание контекстуализованных выражений христианской религиозности, в частности, миссии; творческая адаптация исторических религиозных практик, на примере движения Пиетизма; перманентная деконструкция богословия, антиинституционная модели социальности, герменевтический подход к реальности, миссионерские интенции. Церковь мыслит себя как движение культурно-религиозной критики, идентичность которого формируется в деконструкции дискурсов традиционного евангельского христианства. Установлено, что зарождение постмодернистского мировосприятия произошло вследствие переосмысления истории современной европейской цивилизации, как неудачной попытки воплощения идей Просвещения. В результате опыт тоталитаризма ХХ века был очерчен как результат просветительского рационализма, сущность которого составляли общечеловеческие ценности. Стремясь к универсальным истинам, основанный на формально-логической организации человеческого сознания, «модерн-проект» оперировал абстракциями, отрицая все, что мешало триумфу разума, - на этой основе возникают тоталитарные режимы. Разнообразие подходов к изучению проблемы постмодернизма обусловлено широким сущностным содержанием концепта, разноплановостью сфер его использования и, соответственно, широким спектром научных акцентов при его исследовании. Было обоснована трактовка постмодерна как радикальный отказа от тотальности в пользу плюрализма. Поскольку постмодернистская парадигма рассматривала научные объяснения реальности под тем же углом зрения, что и религиозные (по их внутренней согласованности, а не за соответствием реальности), христианство получило возможность вернуться на интеллектуальную арену.
Исследование истории возникновения, богословские и дискуссионные аспекты религиозного движения «Появляющаяся Церковь» позволило прийти к следующему выводу: Образование религиозного движения «Появляющаяся Церковь» в конце ХХ века было обусловлено взаимодействием ряда богословских и экклезиологических течений. Определено, что исходным пунктом истории «Появляющейся Церкви» была середина 1980-х гг., когда западные протестантские церкви начали интересоваться молодежными культурами и путями их евангелизации. С 1997 ключевую роль в поиске путей достижения евангелием культуры постмодерна стала играть парацерковная «Сеть молодых лидеров», деятельность которой фокусировалась на критике консервативного евангельского протестантизма, анализе культурного диссонанса между традиционным западным христианством и мировоззрением новых поколений и осмыслении эпистемологических трансформаций эпохи постмодерна. Ими в 2001 г. была создана организация «Емерджент», ставшая интеллектуальным центром «Появляющейся Церкви». Определено, что общины религиозного движения «Появляющейся церкви» организованы вокруг распознаваемого набора
Богословская методология «Появляющейся Церкви» опирается на постмодернистскую «Смиренную эпистемологию», которая отказывается от попыток найти однозначные ответы на сложные богословские вопросы, оставив место для таинства. Под влиянием постконсервативной парадигмы, рассматривающей истину не как объективную категорию, а как продукт общества, «Появляющаяся церковь» отмечает роль социума для веры в богословии и при толковании Писания. Источниками для развития богословия им видится в Писании, традиции и тенденциях культуры. Богословы «Появляющейся Церкви» воспринимают Писание как произведение искусства и призывают читать его как нарратив. Следствием разрыва с модернистской эпистемологией становится заинтересованность в философской герменевтике, наряду с идеями деконструктивизма. В богословии «Появляющейся церкви» происходит переосмысление традиционных вероисповедных формулировок о природе и атрибутах Бога. Постмодернистские богословы критически относятся к метафизической концепции природы Бога, развивая т.н. «слабую теологию», которая понимает Бога как призыв к справедливости, а также подчеркивает отцовство Бога и Его всеохватывающую любовь. Определяющей характеристикой вероучения религиозного движения «Появляющаяся Церковь» является акцент на тринитарном богословии и его значении для экклесиологии. Для богословского дискурса «Появляющейся церкви» присущ оптимистичный взгляд на природу человека, опирающийся на уверенность в доброте творения. Инклюзивное богословие подчеркивает непрерывность связи человека с Богом и видит цель христианина в достижении гармонии с Богом, другими людьми и с творением. Церковь в русле постконсервативной парадигмы развивает инновационные прочтения христологической доктрины. При этом радикально пересматриваются традиционные богословские формулировки, описывающие личность Иисуса. Подвергаются сомнение доктрины непорочного зачатия, заместительного искупления и богочеловечности Христа, искупление рассматривается в универсальном смысле как «покрытие» всех грехов мира. Смерть Христа толкуется как образцовая демонстрация Божьей любви к миру и моральный пример, указывающий путь к совершенствованию общества и окружающей среды. «Появляющаяся Церковь» тяготеет к инклюзивистской сотериологии, в то время как эксклюзивизм рассматривается как одна из причин насилия и жестокости в истории христианства. Определяющими для «Появляющейся церкви» является тема эсхатологии, которая толкуется как телеологическая доктрина, сосредоточенная на вопросах окончательного назначения реальности, достижения миром своей цели. При этом традиционные эсхатологические постулаты испытывают существенное переосмысление. В частности, ставятся под сомнение доктрина второго пришествия Христа, учение о потусторонних страданиях неспасенных людей в аду, которое понимается скорее как символ страдания и зла в современном мире. «Появляющаяся Церковь» по своей сути является экклезиологическим экспериментом. Их новые доктрины можно заметить в альтернативном подходе к поклонению; во внимании к ортопраксии; в призыве формировать богословие, которое является контекстуальным и специфическим, которое коррелируется с культурой и находится в диалоге с другими мировыми религиями; в миссионерской ориентации, которая реализуется через участие в целостной искупительной работе Бога в мире
Исследуя степень влияния и вероятность распространения философскомировоззренческих идей религиозного движения «Появляющейся Церкви» в современной евангельской Церкви, можно сделать следующее заключение, что «Появляющаяся Церковь» обрела немало сторонников среди традиционных протестантских конфессий и их лидерства, поскольку провозгласила классическую для каждого протестанта установку на реформацию и церковные преобразования. Несмотря на критику движения, «Появляющаяся Церковь» дала импульс для широкой дискуссии внутри западного протестантского сообщества, часть которого не просто услышала новых экспериментаторов, но восприняла их практику и мировоззрение, применив нововведения в собственной богослужебной практике. Дискурс, в котором действует «Появляющаяся Церковь» не подразумевает диалога, хотя его и провозглашает, имеет выраженный негатив в сторону традиций и ценностей классического протестантизма, который движение ассоциирует с модерном. Движение не предлагает ничего, что могло бы быть новым или инновационным, за исключением того, что предлагает диалог между евангельской церковью и современным обществом постмодерна, где бы роль «статиста» и «мальчика для битья» была бы отдана церкви и ее институтам. Не существует точного сценария, по которому будет развиваться духовное движение «Появляющаяся церковь», но без сомнения, что мировоззрение и богословские идеи движения, порожденные постмодерном, будут влиять на современную евангельскую церковь. Религиозное движение «Появляющаяся Церковь», хотя и мертво институционально, завершив таким образом свою собственную деконструкцию, функционирует на уровне идей, которые легко воспринимаются новым поколением христиан, живущих в эпоху постмодерна.
Постмодернистское движение возникло не так давно и продолжает существовать в ХХ1 веке, и в последнее десятилетие наметилась тенденция к решительному пересмотру постмодернистских концепций. В публикациях представителей новых постмодернистских религиозных движений обозначился поворот в сторону интереса к политической теологии, к проблемам глобализма, религиозного и культурного плюрализма. Для теоретиков современной теологии остаются актуальными вопросы о судьбе вероучения в условиях стремительных социально-политических изменений в современном мире, что требует дальнейших исследований постмодернистской религиозности и ее контекстуальных выражений.
1. Автономова Н.С. Философский язык Жака Деррида / Н.С. Автономова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 510 с.
2. Барт К. Очерк догматики / К. Барт. пер. Ю.А. Кимелева- СПб.: Алетейя, 1997. - 272 с.
3. Барт Р. S/Z. / К. Барт. Пер.и Г. К. Косикова- М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 232 с.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / К. Барт. Пер. Г.К. Косикова - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.
5. Барт Р. Мифологии / К. Барт. Пер. С. Зенкина. - М.: Академический проект, 2014 - 352 с.
6. Барт Р. Нулевая степень письма / К. Барт. Пер. С. Зенкина. - М.: Академический проект, 2008. - 431 с.
7. Бачинин В.А. Постмодернизм и христианство / В.А. Бачинин // Общественные науки и современность. - 2007. - № 4. - С. 162-171.
8. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийяр. Пер. Н. В. Суслова- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 95 с.
9. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. Пер. В. Ю. Кузнецова - М.: Академический проект, 2007. - 335 с.
10. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр. Пер. Е. А. Самарской - М.: Республика, Культурная революция, 2006. - 269 с.
11. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр. Пер. А. Качалова - М.: РИПОЛ классик, 2017. - 320 с.
12. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. Пер. С. Зенкина - М.: Рудомино, 2001. - 224 с.
13. Бодрийяр Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр. Пер. А. Гараджи- М.: Ad Marginem, 2000. - 319 с.
14. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Ж. Бодрийяр. Пер. А. Качалова -
М.: РИПОЛ классик, 2017. - 288 с.
15. Боков Г.Е. Парадоксы «христианского атеизма». Некоторые особенности радикального протестантского теологического модернизма третьей четверти ХХ века / Г.Е. Боков // Религиоведение. - 2017. - № 4. - С. 86-96.
16. Боков Г.Е. Современная протестантская теология и парадоксы «христианского атеизма» / Г.Е. Боков // Процессы трансформации религий. - СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2014. - С. 220-239.
17. Боков Г.Е. Специфика секулярной теологии и проблемы христианского самоопределения в современном мире / Г.Е. Боков // Вестник СПбГУ. - 2013. - №1 - С. 108-112.
18. Боков Г.Е. Философское наследие Фридриха Ницше и теология «смерти Бога» / Г.Е. Боков // Философский журнал. - 2015. - Т. 8. - № 1. - С. 6788.
19. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность / Д. Бонхеффер. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 344 с.
20. Бровко Л.Н. Церковь и Третий рейх / Л.Н. Бровко. - СПб.: Алетейя, 2009. - 471 с.
21. Бультман Р. Избранное: Вера и понимание / Р. Бультман. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 752 с.
22. Гагинский А.М. Постметафизическая теология в контексте истории онтологии / А.М. Гагинский // История философии. - 2017. - Т.22. -№1. - С. 5367.
23. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски «новой теологии» / В.И. Гараджа - М.:Прогресс, 1973. - 63 с.
24. Гаспарян Д.Э. Введение в неклассическую философию / Д.Э. Гаспарян - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 398 с.
25. Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. Пер. Б.Г. Столпнера - М.: АСТ, 2018. - 912 с.
26. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель. Пер. Г. Шпета. - М.:
Академический проект, 2018. - 494 с.
27. Гренц С. Богословие и богословы XX века / С. Гренц, Р. Олсон. - Черкассы: Колоквиум, 2011. - 520 с.
28. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии / Й.Л. Громадка. -М.: Прогресс, 1993. - 192 с.
29. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь / И.Х. Дворецкий. - М.: Русский язык, 1976. - 1096 с.
30. Делез Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
31. Делез Ж. Логика смысла / Ж. Делез. - М.: Раритет, 1998. - 480 с.
32. Делез Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.
33. Делез Ж. Тысяча Плато: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, М.: Астрель, 2010. - 895 с.
34. Делез Ж. Что такое философия / Ж. Делез. Ф. Гваттари. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.
35. Деррида Ж. Голос и феномен / Ж. Деррида. Пер. С. Г. Кашнной. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.
36. Деррида Ж. Диссеминация / Ж. Деррида. Пер. Д. Кралечкина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 608 с.
37. Деррида Ж. Как избежать разговора: денегации. Деконструкция: тексты и интерпретация / Ж. Деррида. Сост. Е. Гурко. - Томск: Издательство Водолей, 1999. -160 с.
38. Деррида Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. Пер. Н.С. Автономовой. - М.: Ad Marginem, 2000. - 512 с.
39. Деррида Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. Пер. Д. Кралечкина. - М.: Академический проект, 2000. - 495 с.
40. Деррида Ж. Письмо японскому другу / Ж. Деррида. Пер. А. Гараджи // Вопросы философии. - 1992. - № 4. - С. 53-58.
41. Деррида Ж. Позиции / Ж. Деррида. Пер. В. В. Бибихина - М.:
Академический проект, 2007. - 160 с.
42. Деррида Ж. Эссе об имени. / Ж. Деррида. Пер. Н. А. Шматко - СПб.: Алетейя, 2015. - 190 с.
43. Деррида Жак. О грамматологии / Жак Деррида. пер. Н.С. Автономова - М.: Издательство «Ad Marginem», 2000. - 512 с.
44. Добренькое В.В. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты / В.В. Добреньков. - М.: Издательство МГУ, 1980. - 248 с.
45. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин - М.: Интрада, 1998 - 250 с.
46. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 2001. - 384 с.
47. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 256 с.
48. Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант. - М.: Либроком, 2012. - 231 с.
49. Кокс Х. Мирской град: секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте / Х. Кокс. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1995. - 263 с.
50. КоксХ. Религия в мирском граде /Х. Кокс // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты ХХ века. / Сост. С.В. Лезова, О.В. Боровой. - М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература», 1994. - С. 382-391.
51. Коначееа С.А. Теологическая онтология в постметафизическую эпоху: от ipsum esse к событию / С.А. Коначева // Философские исследования. - 2016. - Т. 5. - № 1/2 (9/10) - C. 24-38.
52. Кузнецов В. Ю. Преодоление метафизики как проблема современной философии / В.Ю. Кузнецов // Вопросы философии. - 2012. - № 1. - С. 28-38.
53. Кьеркегор С. Или-или / С. Кьеркегор. - СПб.: Амфора, 2011. - 823 с.
54. ЛиотарЖ.Ф. Постмодерн в изложении для детей. Письма 1982-1985 / Ж.Ф. Лиотар. - М.: РГГУ, 2008. - 145 с.
55. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна / Ж.Ф. Лиотар. - СПб.: Алетейя, 2013. - 160 с.
56. Малкина С.М. Критика метафизики и логоцентризма как основа интерпретативных стратегий деконструкции /С.М. Малкина// Известия Саратовского университета. - 2006. - Т. 6. - №1/2. - C. 18-21.
57. Малкина С.М. Метафизика: возникновение понятия /С.М. Малкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 8. - С. 133-136.
58. Малкина С.М. Человек после «смерти Бога» / С.М. Малкина //
Антропологическое измерение современности: сборник научных трудов
Международной очно-заочной научно-практической конференции «Антропологическое измерение современности. Актуальные проблемы философской, религиозной и культурной антропологии» (Саратов, 1-2 июня, 2015 г.) / Под. ред. В.А. Фриауфа. - Саратов: СГУ, 2015. - С. 52-53.
59. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - М.: Институт философии РАН, 1995. - 271 с.
60. Маньковская Н.Б. Постструктурализм как основа постмодернизма / Н.Б. Маньковская // Очерки эстетики и теории искусства. - М.: Канон + «РООИ Реабилитация», 2013. - С. 227-230.
61. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
62. Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма / Л.А. Маркова // Вопросы философии. - 1999. -№ 2. - С. 109-127.
63. Маркова Л.А. Философия из хаоса: Ж. Делез и постмодернизм в философии, науке, религии / Л.А. Маркова. - М.: Канон + «РООИ Реабилитация», 2004. - 384 с.
64. Миронов В.В. Постмодернизм и метафизика / В.В. Миронов // Философское образование: Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. - 2011. - № 1. - С. 5-29.