Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики пользования потребительским кредитом в российском обществе

Работа №37053

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I: Потребительское поведение: понятие и классические теоретические
подходы 8
Раздел II. Кредитное поведение россиян: вторичный анализ социологических
исследований 29
Раздел III. Демонстрационное потребление молодежи, осуществляемое с помощью
кредита (конкретно-социологическое исследование в г. Казань) 50
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Приложение 74

Актуальность темы исследования. Потребительское поведение в большей степени определяет структуру социальной жизни индивидов, а также является показателем качества жизни и благосостояния человека. Тем не менее потребительские практики продолжительное время являлись периферийным объектом социологических исследований. В нашей стране во время перехода от распределительной экономической системы к системе свободного потребления существенным образом изменился потребительский рынок товаров и услуг, который повлек за собой перемены в условиях жизни всех социальных слоев российских граждан. Так потребительские практики являются формой экономического поведения населения, а также в различной степени может выражать социальный статус не только отдельных индивидов, но и целых социальных групп.
В обществе наблюдается ускоряющаяся и непрекращающаяся гонка неограниченности потребностей в условиях ограничения ресурсов. Таким образом, в обществе увеличиваются объемы потребительского и ипотечного кредитования населения. Данная идея была высказана в начале 2000-х годов отечественным социологом В. В. Радаевым .
Так, по данным Центробанка России в 2018 году уровень розничного кредитования увеличился на 22,4%, тем самым обогнав рост заработных плат (4%) населения более чем в пять раз. Также следует отметить, что согласно последнему мониторингу экономической ситуации в России , проведенном РАНХиРС в апреле 2019 года, наблюдается определенная закономерность. Реальные доходы населения, а также темпы роста заработных плат граждан резко снижаются. Банковский кредит считается основным средством для поддержания домашнего хозяйства. За последние 2 месяца задолженность по кредиту возросла на 2,5% (383 млрд рублей), в то время как в 2018 году она составляла 193 млрд (1,5%). Также число выданных кредитов гражданам России не перестает возрастать.
Тем не менее наблюдается ситуация, при которой потребительский кредит перестает быть лишь средством для достижения рациональной экономической цели (покупки квартиры, автомобиля или бытовой техники). В настоящее время кредит становится средством формирования особого стиля жизни.
Некоторые бренды позиционируют себя как премиальные, для успешных людей с высоким положением в обществе. Именно такие бренды выбираются потребителями по причине демонстрации мнимого или реального социального статуса, а не из-за основных функций товаров. Так люди приобретают iPhone от американской корпорации Apple, а не обычный телефон на базе Android, который по цене порой в несколько раз дешевле своего премиального аналога. Стоит отметить, что характеристики мобильных телефонов полярных по стоимости брендов зачастую отличаются незначительно.
Согласно «Аналитическому обзору рынка бытовой техники и электроники»4 одной из крупнейших в России5 торговой сети М.Видео, опубликованному в 2016 году, каждый третий смартфон приобретен в кредит. Пятерку самых популярных моделей для покупки «в кредит» составляют исключительно модели iPhone.
Исследовательская проблема. За последние десятилетия в России было проведено значительное количество исследований по изучению кредитного поведения, тем не менее в них ставился упор на отслеживание сберегательного и инвестиционного потенциала респондентов. В данных исследованиях изучались предпочитаемые гражданами формы хранения личного денежного капитала, 1 2 3 основания для вложения в различные активы, в то время как долговое или кредитное поведение долгое время оставалось в тени. Экономические стороны кредитования исследованы практически детально, а вот его социальная функция практически не рассмотрена. Проблемная ситуация заключается в комплексе взаимосвязанных социальных разногласий, которые сформированы в российском обществе в области потребления. Отсюда возникает научный интерес к рассмотрению потребления не только как жизненно-необходимого феномена, но и как феномена особого рода социальной демонстрации.
Степень разработанности проблемы. Классическими произведениями в данном вопросе являются работы Г. Зимммеля , Т. Веблена , Ж. Бодрийяра . Так же эта тема раскрывается и в современных исследованиях: Мельникова А. С. , Гаджигасанова Н. С, Дудина И. М. , Афанасьева Ю. Л. п, Василенко И. В. , Семенова М. А. .
Исследовательская проблема. За последние десятилетия в России было проведено значительное количество исследований по изучению кредитного поведения, тем не менее в них ставился упор на отслеживание сберегательного и инвестиционного потенциала респондентов. В данных исследованиях изучались предпочитаемые гражданами формы хранения личного денежного капитала, основания для вложения в различные активы, в то время как долговое или кредитное поведение долгое время оставалось в тени. Экономические стороны кредитования исследованы практически детально, а вот его социальная функция практически не рассмотрена. Проблемная ситуация заключается в комплексе взаимосвязанных социальных разногласий, которые сформированы в российском обществе в области потребления. Отсюда возникает научный интерес к рассмотрению потребления не только как жизненно-необходимого феномена, но и как феномена особого рода социальной демонстрации.
Объектом исследования являются россияне, пользующиеся услугами кредитования в интересах расширения возможностей потребления.
Предмет: потребительские практики в российском обществе, осуществляемые посредством кредитования.
Цель: выявить содержание и характер кредитных практик россиян в удовлетворении потребительских нужд на современном этапе и установить значение нефункционального спроса под влиянием социокультурных факторов на примере демонстративных практик молодежи.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие потребительского поведения в классической и современной социологической литературе.
2. Выявить особенности современного потребления, достигаемого с помощью кредита.
3. Установить содержание общественного мнения о кредитном поведении населения России (на основе вторичного анализа социологических исследований).
4. Показать роль культурных и социальных факторов в формировании демонстративного потребительского поведения.
5. Определить жизненные ценности индивида, формируемые под влиянием положительного отношения к кредитованию.
6. Выявить отношение населения к долговым обязательствам.
Теоретическая база исследования. Работа опирается на положения и выводы классиков социологии: Ж. Бодрийяр с определением характерных черт общества потребления; П. Бурдье с определением габитуса, влияющего на потребительское поведение. Не меньшую научную ценность представляют модель
целерационального поведения М. Вебера , теория демонстративного поведения Т. Веблена , а также теория моды Г. Зимммеля . Среди представителей отечественной социологии можно выделить введение в теорию социологии потребления И. В. Алешиной , гендерные модели потребления В. И. Ильина , а также соотношение характера потребления и различных факторов социальной стратификации В. В. Радаева и др.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических опросов ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр, посвященные анализу общественного мнения касательно кредитного поведения россиян, проведенные в период с 2009 по 2019 года, а также результаты авторского исследования, имеющего целью выявление демонстративных потребительских практик молодежи г. Казани и показного поведения при помощи кредитования, проведенного в русле качественной методологии (методом полуструктурированного типа интервью).
Для изучения поставленной темы и осуществления цели дипломной работы выбрана следующая структура работы: введение, три раздела, заключение. В первом разделе представлена история развития понятия потребительского поведения и его основные классификации. Во втором разделе представлен вторичный анализ социологических опросов общественного мнения. В третьем разделе представлены результаты авторского исследования среди молодежи г. Казани методом полуструктурированного интервью. В заключении излагаются основные выводы и результаты исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предыстория потребительских практик берет свое начало в глубокой древности, однако социология лишь в XIX веке всерьез заинтересовалась потреблением индивидов. Отсутствие единой теории потребления обозначает наличие различных подходов к изучению данного явления.
Потребление рассматривается с точки зрения товарного фетишизма
К. Маркса, а также закона увеличения потребностей в ходе их удовлетворения. Французский социолог Ж. Бодрийяр одним из первых выдвинул теорию общества потребления с детальным описанием его характеристик, к которым относятся: рост изобилия товаров, а также потребления знаков, показывающих статус потребителя. Изучение потребительских практик невозможно без упоминания социальных полей и габитуса П. Бурдье, а также теории моды Г. Зиммеля. Немаловажным является вклад немецкого социолога М. Вебера с концепцией статусных групп. Т. Веблен оставил заменый след в социологической науке, введя понятие демонстративного (показного) потребления.
Главным отличием пользователей кредитных услуг с целью удовлетворения потребительских нужд от получателей кредита с целью демонстрации является необремененность молодежи бытовыми проблемами. Если в целом для респондентов свойственна обеспокоенность своей экономической нестабильностью, то для молодежи данная нестабильность является нормой. Молодежь только начинает свой путь во взрослую жизнь. Для нее характерен оптимизм, целеустремлённость и желание повысить свой заработок.
Россияне в целом склоняются к мнению, что данная экономическая ситуация не является подходящей для получения кредитов (доходы населения сокращаются, а задолженность по банковским кредитам возрастает), в то время как молодежь считает кредит единственной возможностью для достижения собственных целей. Молодые люди воспринимают финансовые трудности с точки зрения временного явления.
Для обеих анализируемых групп характерно наличие одного-двух кредитов. Также обе группы людей считают возможность невыплаты по кредиту недопустимой. Для группы людей, пользующихся услугами кредитования свойственно желание самостоятельно накопить средства для покупки желаемых товаров, в то время как молодежь, практикующая демонстративное потребление, признается в отсутствии навыка накопления денежных средств.
Анализируемая в качественном исследовании группа молодежи в большинстве своем не задумывается о приобретении собственного жилья и создании семьи. Респонденты позволяют себе шанс на ошибку в потребительском плане, поэтому пробуют различные способы потребления.
Группе людей, которой не свойственно демонстративное потребление, довольно часто приходилось слышать негативные отзывы о кредитных практиках, в то время как молодежь не видит в получении кредитов ничего плохого.
В результате полученных данных, можно утверждать, что молодежь г. Казани в целом положительно относится к кредитным услугам в качестве средства достижения желаемого. Молодые люди самостоятельно справляются с выплатами и не желают просить помощи у своих друзей или семьи. Респонденты не жалеют о покупке дорогостоящего товара, при этом частично указывают на негативную сторону кредитования - высокую процентную ставку и большую переплату. Также части информантам свойственна спонтанность в решении приобрести дорогостоящий товар в кредит.
Респонденты не рассматривают более доступные по цене мобильные телефоны, и даже невыгодные условия кредитования их не останавливают в выборе. Также информаторам важен внешний вид мобильных телефонов.
При изучении данной темы становится очевидным высокая значимость социальных факторов, влияющих на демонстративное поведение: мода,
референтные группы, а также информационный фактор. К информационному фактору в данном случае относят воздействие рекламы, репутация брендов, а также информация, полученная из социальных сетей от известных блогеров, а также друзей и знакомых. Для молодежи важно представить свою жизнь в социальных сетях в более привлекательной форме, в чем, по их мнению, и помогает им дорогостоящий мобильный телефон. Также выявлено, что более молодым респондентам в большей степени свойственно поддаваться влиянию моды.
Влияние семьи на решение прибегнуть к покупке дорогостоящего товара не выявлено. Несмотря на отрицательный настрой родителей, респондентам удалось убедить семью в необходимости взятия кредита. Для таких респондентов кредит стал шагом во взрослую жизнь и шансом доказать своим родителям и себе свою финансовую самостоятельность. Другие же вовсе не посвятили свою семью в собственные планы.
Большая часть молодежи заявила, что не стремится повысить собственный социальный статус за счет потребления с помощью кредита. Однако опрошенные считают, что высокое положение в обществе в большей степени определяет материальное положение. Большинство респондентов согласны с утверждением, что по тому, какими вещами пользуется индивид, можно сказать о его социальном статусе.
Респонденты чаще всего ориентируются на более обеспеченные группы людей, однако напрямую отрицают их влияние на демонстративное потребление молодежи. По мнению молодежи, покупка мобильного телефона не является попыткой выделиться среди окружающих, наоборо, демонстративное потребление они используют в качестве возможности быть как все.
Среди жизненных ценностей индивида, формируемых под влиянием положительного отношения к кредитованию, можно отметить: карьерный рост, высокий уровень образования, целеустремлённость, а также хороший заработок.


1. Алешина, И. В. Поведение потребителей / И. В. Алешина. — М. : ФАИР- ПРЕСС, 2000.
2. Афанасьева Ю. Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2009. .№1. URL: https://cyberlemnka.ra/artide/n/vHyame-reklamy-na-potrebitelskoe-povedeme-
molodezhi (дата обращения: 07.05.2019).
3. Шрифт Афанасьева, Ю. Л. Влияние рекламы на потребительское поведение молодежи / Ю. Л. Афанасьева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. — 2009. - № 1.
4. Безрукова, О. Н. Социология молодежи / О. Н. Безрукова. - СПб.: Изд- во Санкт-Петерб. ун-та, 2004.
5. Блекуэл, Р. Поведение потребителей / Р. Блекуэл, П. Миниард, Дж. Энджел ; пер. с англ. — 10 изд. — СПб.: Питер, 2007.
6. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж
Бодрийяр, Е. А. Самарской. — М. : Культурная революция; Республика, 2006.
7. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М. : Рудомино, 1999.
8. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье, А. Т.Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н. А. Шмятко. — СПб. : Алетейя, 2001.
9. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье, Н. А. Шматко. — M.: Socio-Logos, 2005.
10. Бурдье, П. Структура, габитус, практика / П. Бурдье // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. — Т. 1. - № 2.
11. Василенко И. В. Потребительское поведение как социальный феномен // Logos et Praxis. 2008. №1. URL: https://cyberlemnka.ra/artide/n/potrebitelskoe- povedenie-kak-sotsialnyy-fenomen (дата обращения: 07.05.2019).
12. Вебер, М. Избранные произведения / М. Веблен. — М., 1990.
13. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
14. Вишневский, Ю. Р. Социология молодежи / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. — Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
15. Волков, Ю. Г. Социология молодежи / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков. — Ростов н/Д, 2001.
16. Волчкова, JI.T. Социология потребления / JI. Т. Волчкова. — СПб., 2001.
17. Гаджигасанова Н. С, Дудина И. М. Кредитное поведение потребителей:
признаки, влияние социальных факторов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2016. № 2. С. 29 - 34.
18. Голиусова, Ю.В. Молодежь России: отношение к труду и занятости в условиях трансформации социально-экономической структуры российского общества / Ю.В. Голиусова // Модернизация социальной структуры российского общества / отв. ред. 3. Т. Голенкова. — М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 261.
19. Гороховик, С. В. Особенности мотивационного профиля молодежи. Молодежь в начале 21 века: основные ценности, позиции, ориентиры / С. В. Гороховик. — Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006.
20. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. — Екатеринбург, 1998.
21. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: 2004. — 768 с.
22. Зиммель Г. Мода // Зиммель Г. Избранное. Т. 2: Созерцание жизни. М., 1996. С. 281.
23. Зубок, Ю. А. Социология молодежи : энциклопедический словарь / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров ; отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М.: Academia, 2008. С. 267.
24. Ильин, В. И. Гендерные модели потребления / Ильин В. И. // Поведение потребителей. URL:
http://www.consumers.narod.ru/lections/gender.html (Дата обращения 9.03.2019).
25. Макаров, А. Особенности молодежной аудитории как потенциальных потребителей брендов / А. Макаров // Рекламные технологии. — 2007. — № 3.
26. Мельникова А. С. Влияние эволюции потребительского поведения на
ценностный выбор поколений // В 4 т. Т. 1 / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 100 - 103. Режим доступа:
http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/29605/1/apsmkoy_2014_ 1_30.pdf (дата обращения: 10.04.2019) .
27. Муханова, М. Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи / М. Н. Муханова // Модернизация социальной структуры российского общества // отв. ред. 3. Т. Голенкова: — М.: Институт социологии РАН, 2008.
28. Новостной портал «Московский комсомолец». ЦБ озаботился
закредитованностью россиян: вводится новый инструмент контроля, 30.05.2019. URL: https://www.mk.ru/economics/2019/05/30/cb-ozabotilsya-zakreditovannostyu-
rossiyan-woditsya-novyy-mstrament-kontrolya.html (Дата обращения 01.06.2019).
29. Пулер, Дж. Почему мы покупаем. Мотивация и стратегия продаж / Дж. Пулер. — М., 2006.
30. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1.
31. Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы / В. В Радаев // Социологические исследования. —2005. — № 1.
32. РАНХиГС. Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. № 6 (89) 2019 г. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/201904/2019_689_April.pdf (дата обра щения 26.03.2019).
33. Рощина, Я.М. Социология потребления / Я. М. Рощина. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
34. Руткевич, М. Н. Социология образования и молодежи. Избранное / М. Н. Руткевич; предисл. акад. РАН Л. Н. Митрохина. — М. : Гардарики, 2002.
35. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Институт социологии РАН: — М.: Добросвет, 1998. — 289 с.
36. Семенова М. А. Потребительское поведение в структуре гендерных стереотипов // Теория и практика общественного развития. 2012. №1.
URL:https://cyberlemnka.ru/artide/n/potrebitelskoe-povedeme-v-strukture-gendemyh- stereotipov (дата обращения: 07.05.2019).
37. Сергеев, А. М. Поведение потребителей / А. М. Сергеев. — М.: Эскмо, 2006.
38. Социология потребления / под ред. Л. Т. Волковой, Ю. Гронова, В. Н. Мининой. — СПб. : Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001.
39. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. Пер. с англ. и послесловие Т.С. Васильевой. Москва: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
40. Тамберг, В. Классификация мотивов потребителя / В. Тамберг, А.
Бадьин. URL:: http://www.newbranding.ru/articlel9.html. (дата обращения
26.03.2019) .
41. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард // Преступная толпа. - М., 1998.
42. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение понимание социальной реальности. М.: Академкнига; Добросвет, 2003. — 596 с.
43. Data Insight. Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России. URL: https://www.top100.datainsight.ru/(дата обращения 26.03.2019).
44. М.Видео. Аналитический обзор рынка бытовой техники и электроники.
URL: http://static.mvideo.ru/media/Static_Pages/news-hub/faces/katalog-za-1-
polugodie-2016goda.pdf (дата обращения 26.03.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ