Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №37050

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
558
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «память» и
«слуховая память» 11
1.2. Особенности процесса развития слуховой памяти у младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка 20
1.3. Формы и методы развития слуховой памяти младших школьников во
внеурочной деятельности средствами английского языка 28
Выводы по главе I 41
Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка
2.1. Исследование уровня развития слуховой памяти младших школьников
во внеурочной деятельности средствами английского языка 43
2.2. Реализация программы «звуки вокруг нас» по развитию слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка 50
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 57
Выводы по главе II 64
Заключение 66
Список используемой литературы 70
Приложение 77



Актуальность проблемы исследования. Память относится к высшим психическим функциям человека, которая напрямую отвечает за процесс обучения. Рассматривая память, как психологическую категорию можно определить как совокупность психических процессов и сохранение полученного опыта, позволяющего применять его в дальнейшей жизнедеятельности. Данные процессы называются в психологии мнемическими (от греч. "мнемос" - "память"). Память во многом определяет всю деятельность человека, так как находится в тесной взаимосвязи с другими познавательными процессами. Психологическая готовность ребенка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательных процессов, в том числе и памяти. Преобладающим в младшем школьном возрасте является зрительный вид памяти, но важным для процесса обучения является также формирование слухового вида памяти - это способность качественно и эффективно воспринимать звуковую информацию, удерживать в памяти и воспроизводить ее по памяти. Так как память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьника адекватных и рациональных приемов запоминания в младшем школьном возрасте память, как и другие психические процессы, претерпевает существенные изменения.
Вопрос о развитии памяти детей породил в психологии большие споры. Некоторые психологи утверждают, что память не развивается, а оказывается максимальной в самом начале детского развития. Другие ученые-психологи утверждают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте и по мере развития ребенка становится слабее. Над развитием индивидуальных особенностей памяти у детей работала
З.М. Истомина [31]. Она выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе обучения младших школьников. Также изучением памяти занимались многие другие ученые, такие как Л.С. Выготский [13], П. И. Зинченко [26], А.Р. Лурия [40], З. Фрейд [62], Г. Эббингауз [66] и другие. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем.
Следует подчеркнуть, что значение закономерностей формирования памяти весьма важно для оптимальной организации урока и внеурочной деятельности. А представление о факторах, способствующих более полноценному запоминанию информации необходимо как для повышения общей культуры мышления, так и для более четкого усвоения учащимися нового материала.
Мозг ребенка с первых лет жизни обладает большой способностью непроизвольного запечатления множества предметов и явлений окружающего мира. В это время велико значение так называемого механического запоминания, при котором человек многое усваивает автоматически, иногда даже без должного понимания. Ребенок непроизвольно усваивает большое число слов, когда учится говорить. Известно также, что дети младшего возраста легко и быстро усваивают разговорную речь на иностранном языке. Развитый слуховой вид памяти станет залогом освоения ребёнком правильного произношения слов, интонирования предложений, выразительного чтения, правописания.
Приступая к обучению в школе, дети уже способны к произвольному запоминанию. Однако эта способность у них еще слабо развита, так как младшим школьникам еще сложно дифференцировать мнемические задачи самостоятельно. Из этого следует, что для результативного развития памяти необходимо научиться пользоваться различными приемами запоминания. Овладение средствами запоминания - это главное условие, которое содействует интеллектуальной активности. К числу таких средств, преимущественно относится выявление младшими школьниками мнемических задач, то есть целей, которые они ставят перед запоминанием. Применение конкретных приемов в ходе запоминания также связано с общей организованностью школьника.
Два факта, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего запоминания. Также следует отметить, что разнообразие и эффективность стимулов - средств, которыми дети смогут располагать для запоминания, их простота и доступность для них в нужный момент времени, обеспечат процесс лучшего произвольное припоминание. К наиболее эффективным средствам для достижения такой цели можно отнести средства английского языка, так как именно иностранный язык и его элементы, влияют на развитие словесной и слуховой видов памяти. Причина столь исключительной роли английского языка в том, что изучение его, а так же работа с его отдельными звеньями, позволяет развивать фактически все виды памяти. Использование английского языка и его средств предполагают запоминание слов, которое способствует развитию словесной памяти, восприятия на слух английской лексики; способствует развитию слуховой памяти, а так же запоминание зрительного образа буквы и полностью слова развивает образную (зрительную и слуховую) и даже ассоциативную память. Вот почему память целесообразно развивать, используя средства английского языка.
К сожалению, в рамках урока педагог чаще всего ограничен требованиями учебной программы и не может в полной мере использовать разнообразие методов и средств обучения младших школьников. В связи с этим, становятся актуальными занятия во внеурочное время, где у учащихся появляется дополнительная возможность расширить свой кругозор и приобрести новые навыки. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной среды, способствующей не только освоению материала, но также возрастанию культурообразующей функции образования.
В настоящее время существует много подходов к изучению процессов памяти, в целом их можно считать разноуровневыми, поскольку существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и других уровнях. Многие теории остаются на уровне гипотез. В настоящее время в науке нет единой теории памяти, как и нет системы материалов по развитию памяти в процессе внеурочной деятельности средствами английского языка. Недостаточно разработаны приемы и методы, которые позволили бы с наибольшим эффектом развивать слуховую память ребенка. Нет методики комплексного применения различных способов в развивающих целях.
Возникает противоречие между необходимостью проводить педагогическую работу по развитию слуховой памяти учащихся младшего школьного возраста для обеспечения эффективности процесса обучения и развития личности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов по развитию слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка.
Объект исследования: процесс развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «слуховая память»;
- учитывать особенности процесса развития слуховой памяти у младших школьников;
- разработать и внедрить в практику развивающую программу “Звуки вокруг нас”, включающую разнообразные формы и методы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе научной литературы раскрыть сущность и содержание понятий «память» и «слуховая память».
2) Определить особенности развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка.
3) Разработать содержание программы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка «Звуки вокруг нас».
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка.
Методологической основой данного исследования являются важнейшие положения психологии, педагогики, труды отечественных и зарубежных педагогов, психологов. За основу были взяты физиологическая теория памяти (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), психологическая теория (А. Бине, Г. Эббингауз), основы общей психологии (С.Л. Рубинштейн), концепция развития памяти (П.П. Блонский), деятельностная теория памяти (Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов), теория ассоциаций (Г.Э. Мюллер, Г. Эббингауз), теория развития памяти (Т. Рибо) и смысловая теория памяти (А. Бине, К. Бюлер).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися, педагогический эксперимент, диагностическое тестирование с использованием таких методик, как:
1) методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия;
2) методика диагностики уровня развития слуховой памяти «Зачеркни названные картинки» по О.В. Дорохиной;
3) методика «Запоминание двух фраз» модифицированный вариант Н.Я. Семаго;
4) методы статистической и математической обработки данных с использованием t-критерия Стьюдента для зависимых выборок (n-1).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ «средняя общеобразовательная школа № 91», города Казани. Выборку составили 19 школьников в возрасте 10-11 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них слуховой памяти во внеурочной деятельности средствами английского языка.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Звуки вокруг нас».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа «Звуки вокруг нас» может использоваться педагогами в практике образовательных учреждений начального образования при проведении внеурочных занятий.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась в период с 1.09.2018 по 22.05.2019 годы.
Результаты исследования нашли отражения в публикациях автора, в том числе:
1) Ким А.А. Формирование фонетических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения / А.А. Ким // Международный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». - 2019. - №1(10) т. 2. - С.45 - 48.
2) Ким А.А. Особенности развития памяти у младших школьников / А.А. Ким // Международный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». - 2019. - №1(10) Том 3. - С.103 - 105.
3) приняты на конференцию тезисы на тему: «Развитие слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка». Сборник тезисов Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2019 года (в печати).
Материалы выпускной квалификационной работы прошли апробацию на конференции. Студент выступил с докладом «Развитие слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка» на Итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в секции «Педагогика современного школьного образования» 2019г., КФУ г. Казань. По результатам занял II место.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу исследования, мы изучили труды П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Г. Мюллера, Г. Эббингауза. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы: память является основой всей психической деятельности человека. Без нее становится невозможным понимание основ формирования поведения, мышления, сознания и подсознания. В онтогенезе формирование всех видов памяти у ребенка происходит в определенной последовательности и довольно рано.
В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, (осязательную, обонятельную, вкусовую), эмоциональную и другие виды памяти. В нашей работе мы акцентируем внимание на слуховой памяти. Мы взяли за основу учения Т.В. Егоровой и Р.С. Немова и понимаем под слуховой памятью способность человека запоминать и усваивать, сохранять и впоследствии воспроизводить звуковую информацию.
Память является сложной и комбинированной формой поведения, начиная с простой реакции и кончая сложными мыслительными рефлексами. Существует ряд специальных упражнений, которые способны улучшить как отдельные стороны поведения, так и самые главные взаимные соединения его различных частей. Благодаря этим упражнениям происходит выработка у человека специальной памяти, а именно умения закреплять и воспроизводить те виды реакции, которые не только наиболее жизненно необходимы, но и являются наиболее часто упражняемыми.
Память является настолько важным инструментом для понимания нового материала, что педагоги зачастую прибегают к использованию прямо на уроках специальных упражнений на закрепление и заучивание основного материала. Однако следует учитывать, что новой информации не должно быть слишком много, и она должна быть преподнесена в доступной и интересной для детей форме. С этой целью наиболее продуктивны и удобны в использовании различные внеурочные мероприятия, направленные на улучшение памяти и закрепления материала, изученного на уроках. А потому именно внеурочная деятельность, включающая в себя более разнообразные и увлекательные для детей формы подачи информации, дает больше возможности для продуктивного развития памяти младших школьников.
Решая вторую задачу, мы определили особенности развития слуховой памяти младших школьников, к которым относим:
1) ознакомление их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
2) выстраивание системы различных способов запоминания;
3) выполнение тренировочных упражнений.
Мы отмечаем, что процесс развития памяти младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению. То есть важно побуждать младшего школьника со стороны педагога к использованию рациональных приемов запоминания и воспроизведения не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Решая третью задачу, мы изучили формы и методы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка. В нашей работе мы активно использовали мнемотехники. На основе изученного материала мы разработали и апробировали программу «Звуки вокруг нас», которую в дальнейшем реализовали с учениками четвертого класса. Мы выяснили, что особенности внеурочной деятельности с целью развития памяти младших школьников на сегодняшний день изучены недостаточно. А потому мы решили провести эксперимент с целью выявления эффективности методов, приемов и средств английского языка внеурочной деятельности для развития слуховой памяти младших школьников.
На начальном этапе исследования у учеников был взят срез, который позволил определить уровень развития слуховой памяти. На следующем этапе в экспериментальной группе была реализована развивающая программа. На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика.
Решая четвертую задачу, в опытно-экспериментальной работе мы проверили эффективность разработанной программы развития слуховой памяти младших школьников во внеурочной деятельности средствами английского языка.
Как показал констатирующий эксперимент, в исследуемой нами группе все показатели памяти находятся на среднем уровне. Исследование, проведенное на констатирующем этапе, показало, что необходима целенаправленная работа по развитию памяти (слуховой в частности).
В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что развитие памяти младших школьников средствами английского языка эффективно осуществляется во внеурочной деятельности. Эти данные подтверждает проведенная нами математическая обработка полученных данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после проведения эксперимента существуют значимые различия по всем исследуемым показателям памяти.
После проведения формирующего эксперимента по развитию памяти мы получили следующие результаты: после эксперимента уровень основных свойств памяти повысился: ни у кого не наблюдается низкий уровень, средний уровень наблюдается у 65 % детей, а также высокий уровень - у 35% опрошенных детей.
После эксперимента показатели развития слуховой памяти повысились: низкий уровень среди опрошенных детей выявлен не был, средний уровень наблюдается только у 5% детей, высокий уровень - у 95% опрошенных детей.
Исследование взаимосвязи смысловой организации материала с объемом запоминаемого на слух также показали, что после эксперимента уровень данного параметра памяти повысился: низкий уровень у 12%, средний уровень наблюдается у 65% детей, а высокий уровень - у 23% опрошенных детей.
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что целенаправленная внеурочная деятельность в значительной степени способствует развитию слуховой памяти младшего школьника средствами английского языка.



1. Асмолов А.Г Принципы организации памяти человека / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Дрофа, 2015. - 104 с.
2. Аткинсон Р Человеческая память и процесс обучения / Р Аткинсон. -М.: Прогресс, 2014. - 528 с.
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. - М.: Русский язык, 2012. -288 с.
4. Бине А. Измерение умственных способностей / А. Бине. - СПб.: Союз, 2008. - 432 с.
5. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти / П.П. Блонский // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2014. - С. 380-389.
6. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2014. - 288 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. - 811 с.
8. Брунер Дж. Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера, Р. Олвер, П. Гринфилд; пер. с англ. М.П. Лисиной. - М.: Педагогика, 2016. - 392 с.
9. Быстрота и прочность запоминания и их соотношения у школьников: сб. Возрастные и индивидуальные различия памяти / сост.
C. Г. Бархатова. - М.: Просвещение, 2015. - 115 с.
10. Бюлер К. Духовное развитие ребенка / К. Бюлер. - М.: Новая Москва, 2004. - 556 с.
11. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: уч. пособие для студентов высших учебных заведений / сост. И.В. Дубровина,
А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2015. - 115 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь: монография / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Эксмо, 2012. - 352 с.
13. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - М.: Психология, 2014. - 326 с.
14. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы / Е.А. Громова. - М.: Наука, 2014. - 181 с.
15. Диагностика психического развития детей: пособие по
практической психологии / сост. Т.Д. Марцинковская. - М.: Линка - Пресс,
2008. - 176 с.
16. Долгова В.И. Влияние памяти на успеваемость младших
школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановкая, В.В. Ратаева. -
2015. - Т 31. - С. 96-100. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2015/95526. htm.
17. Долгова В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева,
Е.Г Капитанец. - М.: Перо, 2015. - 200 с.
18. Дудкин К.Н. Восприятие и память / К.Н. Дудкин. - М.: Питер,
2005. - 208 с.
19. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью // Психологические проблемы неуспевающих школьников / под ред. Н.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 2012. - С. 31 - 82.
20. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников / Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 2010. - 151с.
21. Жинкин Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин. - М.: Изд-во Академии пед. наук, 2010. - 312 с.
22. Заика Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников // Вопросы психологии /
Е.В. Заика, М.П. Назарова, И.А. Маренич. - М.: Педагогика, 2015. - № 1. - С. 41-45.
23. Зараньска Й. Grammar rhymes : Англ. грамматика в стихах : Упражнения. Правила / Й. Зараньска, Ил. Ю. Доминик-Жребец, М. Каркошка-Аппель. - М.: БММ АО, 2007. 207 с.
24. Зиганов М. А. Техника запоминания иностранных слов (запоминание на основе визуального эффекта) / М.А. Зиганов, В.А. Козаренко, А.М. Семин. - М.: Образование, 2012. - 144 с.
25. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
26. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти: Хрестоматия / под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2012. - С.465-476.
27. Изюмова С.А. Свойство активированности и процессы переработки и хранения информации у человека // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности / С.А. Изюмова. - М.: Педагогика 2007. - 97 с.
28. Изюмова С.А. Уровни памяти человека и их психофизиологические характеристики // Вопросы психологии / С.А. Изюмова. - М.: Педагогика, 2004. -№ 6. - С.110-118.
29. Ипполитов Ф.В. Память школьника / Ф.В. Ипполитов. - М.: Знание, 2008. - 48 с.
30. Исследование памяти / под ред. Н.Н. Корж. - М.: Наука, 2014. -216 с.
31. Истомина З.М. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.М. Истомина. - М.: Педагогика, 2010. - 200 с.
32. Карпенко Л.А. Психологический словарь / Л.А. Карпенко. - М.: Смысл, 2007. - 25 с.
33. Корж Н.Н. Междисциплинарные исследования памяти / под ред. Н.Н. Корж, А.Л. Журавлевой. - М.: Наука, 2014. - 216 с.
34. Кузин В.С. Психология: учеб. / под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высшая школа, 2002. - 208 с.
35. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов / В.Г. Кулиш. - М.: Сталкер, 2015. - 304 с.
36. Лапп Д. Искусство помнить и забывать / Д. Лапп.- СПб.: Питер, 2015. - 216 с.
37. Лейтес Н.С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии / Н.С. Лейтес. - М.: Педагогика, 2005. - №1. - С. 9-18.
38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения /
А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2013. - 392 с.
39. Лорейн Г. СуперПамять / Г. Лорейн. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. -383 с.
40. Лурия А.Р Внимание и память / А.Р Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 352 с.
41. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - М.: Эйдос, 2014 - 96 с.
42. Ляудис В. Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис.- М.: Изд-во МГУ, 2016. - 253 с.
43. Матвеев С.С. Феноменальная память: Методы запоминания информации / C.C. Матвеев. - М.: Альпина П., 2013. - 154 с.
44. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2012. - 168 с.
45. Мюллер Г.Э. Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э.Дж. Чепмана, У А. Конрой. - СПб.: Евразия, 2009. - 157 с.
46. Науменко О.В. Развитие культурной памяти младших школьников в условиях модернизации // Российское образование в условиях модернизации: становление нового качества образования: ст. и тез.сообщений науч. практич. конф., 17 января 2003 г. / О.В. Науменко. - М.: Волгоград, 2004. - Вып.4. - С. 77-82.
47. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений // Общие основы психологии / Р.С. Немов. -М.: ВЛАДОС, 2006. - 573 с.
48. Норман Д. Память и научение / пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко; под ред. П.В. Симонова. - М.: Мир, 2015. - 159 с.
49. Основы общей психологии / А. Бине, К. Бюлер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 60 с.
50. Петровский А.В. Введение в психологию: учеб. / под ред. А.В. Петровского.- М.: Академия, 2006. - 496 с.
51. Познавательные психические процессы / А.Н. Леонтьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.А. Лурия, Ф.И. Зинченко, С.С. Стивенс и др.; под ред. А.В. Крылова. - М.: Изд. Питер, 2001. - 475 с.
52. Рибо Т Проблемы теории памяти / Т Рибо. - М.: URSS, 2017. -192 с.
53. Репкина Н.Р. Развитие памяти младших школьников в учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Н.Р. Репкина. - М.: Педагогика, 2003. - С. 78-89.
54. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. -М.: Изд. Питер, 2001. - 97 с.
55. Рудик Г.А. Развивающая педагогика: техника учения и
обучения / Г. А. Рудик. - Ижевск: РНО НУМ Центр ПО, 2017. - 136 с.
56. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2015. - 552 с.
57. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 2016. - 423 с.
58. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание /
А.А. Сиронов // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2016. - С. 476-486.
59. Смирнов, А. А. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопросы психологии / А. А. Смирнов, З. М. Истомина, К. П. Мальцева, В. И. Самохвалова. - М.: Педагогика, 2014. - №1. - С. 105-116.
60. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - 3-е изд., перераб. и доп. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 679 с.
61. Фейгенберг И.М. Память и обучение / И.М. Фейгенберг. - М.: ЦОЛИТУВ, 2004г. - 27 с.
62. Фрейд З. Забывание иностранных слов / З. Фрейд // Психология памяти: Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2015. - С. 130-133.
63. Фресс П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 2003. - Вып.4. - 342 с.
64. Хофман И. Активная память: Экспериментальные
исследования и теории человеческой памяти / пер. снем. К.М. Шоломина; под ред. Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. - М.: Прогресс, 2016. - 308 с.
65. Шабанов П.Д. Нарушения памяти и их коррекция / П.Д. Шабанов, Ю.С. Бородкин. - СПб.: Наука, 2009. - 126 с.
66. Эббингауз Г. Ассоциативная психология / Г. Эббингауз. - М.: Прогресс, 2014. - 528 с.
67. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 63 с.
68. Юнг К. Тавистокские лекции / К. Юнг. - М.: Астер-Х, 2015. -371 с.
69. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века: учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. - М.: Наука, 2006. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ