Объект исследования - ООО «Аврора» (г. Барнаул).
Виды деятельности - разработка, производство и реализация мебели.
Проведен анализ показателей хозяйственно-экономической деятельности за 2015-2017 годы.
Есть приложение (Организационная структура ООО «Аврора»).
Управленческая деятельность в кризисной экономике выступает как один из важнейших факторов функционирования производственного предприятия. При этом организация деятельности на новом качественном уровне, который связан с применением значительного информационного и инновационного потенциалов, – сложный процесс, предполагающий выбор и осуществление фиксированного набора рациональных управленческих воздействий для обеспечения устойчивого социально-экономического и финансового развития компании. Однако, несмотря на достаточное количество информации данного рода, многие предприятия оказываются неспособными эффективно решать эти проблемы.
Одной из главных причин сложившейся ситуации, наряду с нехваткой различного вида ресурсов, неплатежеспособностью дебиторов и других, является неспособность руководителей правильно спроектировать систему и структуру управления.
Актуальность данной проблемы обусловлена целым рядом причин. Во-первых, ростом значимости управленческого фактора в повышении эффективности производства, требующего более полного использования организационного, информационного и кадрового потенциала. Во-вторых, необходимостью интенсификации управленческой деятельности на базе роста производительности управленческого труда. В-третьих, существенным ростом требований к качеству управления. В-четвертых, значительным увеличением информационной нагрузки на управленческий персонал. В-пятых, усложнением самого процесса управления, вызванного, в свою очередь, усложнением организационной структуры и значительным увеличением информации, поступающей на предприятие.
Таким образом, цель работы заключается в поиске путей совершенствования системы управления современным предприятием на базе ситуационного подхода.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение и раскрыть содержание ситуационного подходов к управлению организацией;
выявить особенности существующих теорий в рамках ситуационного подхода;
изучить практический опыт применения подходов к управлению конкретной организацией – ООО «Аврора»;
разработать рекомендации по совершенствованию управления деятельностью ООО «Аврора».
Предметом исследования выступают системный и ситуационный подходы к управлению организацией.
Объектом исследования стала система управления деятельностью ООО «Аврора».
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов.
Так, в работах Л.Е. Басовского, Е.П. Гусевой, В.Д. Дорофеева, Н.И. Кабушкина, М.Р. Переверзева и др. представлены основы управления деятельностью организации, в том числе основы кадрового менеджмента. Работы А.П. Добровинского, Г.М. Погодиной послужили источником информации об оценке и обучении персонала.
Эмпирическую базу исследования образует бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Аврора».
Для сбора и обработки материала в ходе исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов, а именно изучение специальной литературы, обобщение, описание, прогнозирование, анализ и синтез.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В самом общем смысле под управлением (менеджментом) понимается процесс регулирования хозяйственной деятельностью организации, объединяющий в себе несколько объектов управления, которые тесно связаны между собой и должны развиваться комплексно. Однако в зависимости от вида деятельности, формы собственности, правовой формы компании и других моментов акцент может делаться на различных сочетаниях перечисленных концепций.
Эффективность современного менеджмента в значительной мере определяется использованием широкого спектра научных подходов и обоснованностью их применения в тех или иных условия функционирования организации.
Теоретическая часть данной работы была посвящена подробному анализу системного и ситуационного подходов к управлению.
Для системного подхода характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, объединенное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации.
Ситуационный подход основан на утверждении, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга.
В практической части работы была исследована система управления в ООО «Аврора».
Несмотря на активную производственную и торговую деятельность ООО «Аврора» не является лидером рынка. Среди основных причин относительно слабых конкурентных позиций компании необходимо, прежде всего, назвать присутствие на рынке большого количества конкурентов; отсутствие системы стратегического планирования; неэффективную маркетинговую и рекламную деятельность; отсутствие действенной системы менеджмента качества.
В области кадрового менеджмента ООО «Аврора» можно выделить такие проблемные стороны, как недостаточно эффективная организационная структура управления, неразвитая система адаптации, оценки и обучения сотрудников, наличие множества конфликтных ситуаций среди работников компании.
Достижению поставленных стратегических целей компании в рамках стратегии развития будут способствовать регулярное применение PEST- и SWOT-анализа, конкурентного анализа, включая метод бенчмаркинга и др.; определение посредством опроса и анкетирования соответствия экономических показателей и качества продукции запросам, требованиям и пожеланиям реальных и потенциальных клиентов; определение эффективности рекламных и PR-кампаний с использованием тестов на узнавание и запоминание рекламы, установления отношений к рекламному мероприятию, тестов и опросов об имидже фирмы, замеров и сопоставления результатов продаж до и после проведения того или иного маркетингового мероприятия.
В свою очередь, реорганизация кадрового менеджмента в компании должна сопровождаться широким внедрением социально-психологических методов работы с персоналом, среди которых особенно актуальны построение кадровой политики с учетом типов личности и характера работников; активное использование личного примера топ-менеджеров фирмы и руководителей более низких уровней своим подчиненным; установление моральных санкций и поощрений, включая привлечение персонала фирмы к принятию управленческих решений на собраниях трудового коллектива, а также вынесение благодарностей за добросовестный труд с вручением памятных грамот и подарков и т.п.
Расчеты показали, что уже в первый год реализации предложенного нами плана развития ООО «Аврора» за вычетом запланированных на проект затрат предполагается получение прибыли от продаж и чистой прибыли в размере 167,37% от суммы 2017 г., что полностью подтверждает экономическую эффективность подготовленных нами рекомендаций.
1. Викулина, О. В. Теория и практика психологии управления настольная книга менеджера по персоналу / О. В. Викулина. – М.: Владос-пресс, 2015. – 220 с.
2. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Инфра-М, 2015. – 186 с.
3. Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 512 с.
4. Глухов, В. В. Менеджмент: учебник для вузов / В. В. Глухов. - СПб.: Питер, 2016. - 608 с.
5. Грибов, В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Грибов. - М.: КНОРУС, 2017. – 280 с
6. Гусева, Е.П. Менеджмент: Учебно-методический комплекс / Е.П. Гусева. – М.: Изд. центр ЕАОИ. 2009. – 416 с.
7. Добровинский, А. П. Управление персоналом организации / А. П. Добровинский. – Томск: ТПУ, 2017. – 416 с.
8. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: Инфра-М, 2016. – 440 с.
9. Жилкин, А. А. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами в ХХ в. / А. А. Жилкин, О. К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2016. - №1 (26). – С. 95-100
10. Иванова-Швец, Л. Н. Управление персоналом: учебно-методический комплекс / Л. Н. Иванова-Швец, А. А. Корсакова. – М.: Изд. центр ЕАОИ. – 2017. – 312 с.
11. Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2015. – 336 с.
12. Катернюк, А. В. Менеджмент: управление персоналом, маркетингoм и продажами / А. В. Катернюк. – ¬ Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 382 с.
13. Киржнер, Л. А. Менеджмент организации / Л. А. Киржнер, Л. П. Киенко. – М.: КНТ, 2017. – 565 с.
14. Лукичева, Л. И. Управление организацией: учебное пособие / Л. И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2015. – 360 с.
15. Месхи, С. В. Управление профессиональной компетентностью в аспекте управления персоналом / С. В. Месхи // Вестник академии. – 2014. – № 1. – С. 74-75
16. Орловская, О. В. Управление эффективностью работы персонала в системе управления крупной компанией / О. В. Орловская // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – №6. – С. 43-49
17. Пархимчик, Е. П. Кадровая политика организации / Е. П. Пархимчик. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2017. – 128 с.
18. Переверзев М. П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2015. – 330 с.
19. Румянцева, З. В. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З. В. Румянцева. – М.: Инфра-М, 2016. – 308 с.
20. Семенов А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 556 с.
21. Теория управления: учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2016. – 560 с.
22. Чеботкова, С. Ю. Теоретический подход к определению предмета и объектов аудита системы управления персоналом / С. Ю. Чеботкова // Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2015. – № 1 (14). – С. 112-116.