Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКИЙ ПРОТЕСТАНТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ

Работа №37026

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел I. Активистко-деятельностная концепция социальных изменений в рамках исследования религиозных организаций 9
Раздел II. Протестантизм и особенности протестанской культуры в России 25
Раздел III. Практики социальной активности молодых протестантов в Татарстане 43
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 77

Вопросы, затрагивающие тему социальной активности человека, в последнее время становятся все более актуальными. Они становятся предметом изучения исследований в различных областях знания: социологии, психологии, педагогике и др. Скорее всего, причиной такого интереса служит осознание значимости активной деятельности каждого человека и общества в целом. От этого зависит его дальнейшее развитие.
Как известно, наиболее активной группой населения является более молодое поколение, связано это с тем, что именно молодые люди обладают высоким уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, что в большей мере отличает их от других возрастных групп населения. Молодежь ничему не противостоит - ни ложному, ни истинному. Особенно ярко это проявляется в отношении различных религиозных течений, движений.
Многие религиозные общины собирают в свои ряды значительное число молодых людей. Этому способствует также и то, что чаще всего то, что религиозные организации используют клубные методы, привлекающие молодое поколение. Какие ценности они исповедуют, будучи включенными в такие общества - вот вопрос, который достаточно важен для социума. После того как в нашем обществе давно уже прошли жаркие дискуссии о необходимости запрета всякой миссионерской деятельности, когда, наконец, общество выяснило свое отношение к так называемым тоталитарным, деструктивным сектам, настал черед изучать сообщества, не приносящие на российскую землю явно негативных ценностей, но все же приобщающие людей к новой культуре, стилю жизни, ценностным ориентациям.
Среди религиозных направлений нам интересно было рассмотреть деятельность протестантских христианских организаций республики Татарстан. Кроме того, в самой только Казани насчитывается около 40 протестантских общин. А если брать весь Татарстан - около десяти тысяч приверженцев данного религиозного направления.
Протестантизм - довольно молодое направление, и в плане истории формирования и в возрастной категории его членов. Кроме того, можно говорить о том, что именно протестантские организации наиболее ориентированы на потребности людей, что и привлекло наше внимание.
За последние 30 лет в мире христианских церквей России произошли существенные изменения. На фоне превращения православия в символ национальной идентичности, патриотизма, духовности, а Православной церкви - в хранительницу культурного кода, прочные позиции в обществе заняла другая, альтернативная христианская сила - евангельское протестантское движение. Несмотря на разрозненность, эти конфессии представляют собой единое протестантское движение, которое имеет свой взгляд на общественно-политическое развитие страны, на социальное служение, роль верующих в разных сферах. И главным приоритетом их деятельности является бескорыстная помощь России в духовном возрождении. Этот факт подтверждают многочисленные социологические исследования.
Степень научной разработанности темы.
Для рассмотрения социальной активности протестантских общин Татарстана мы выбрали активистско-деятельностный концепцию социальных изменений.
Его использовали такие социологи, как Дж. Александер, М. Арчер, П. Бурдье, Э. Гидденс, П. Штомпка и др., которые предложили концепции, синтезирующие главные идеи структурализма, марксизма, феноменологии, конструктивизма и характеризующиеся особой познавательной и аналитической ценностью в изучении обществ, претерпевающих радикальные изменения. В российской социологии деятельностно- активисткий подход в качестве направления исследований был разработан известным социологом В. А. Ядовым.
В рамках деятельностного подхода дается возможность исследовать социальные процессы в рамках их изменений, учитывая разнообразные локальные моменты (этнические, национальные, цивилизационные). Что является весьма важным при изучении современных российских религиозных направлений, испытывающих активное зарубежное влияние.
Протестантизм определяется исследователями как раннесовременная религия, которая способна направить энергию религиозной мотивации на преобразование общества.Значимую роль в освещении протестантского типа сознания и духовной сущности протестантизма сыграли работы С. Киркегора, К. Барта, Д. Бонхоффера, П. Тиллиха.
Об особой роли протестантизма для современной и отечественной культуры писали Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Г.В. Флоровский, Л.И. Шестов.
Объект исследования: протестанты республики Татарстан
Предмет исследования: практики социальной активности в протестанских общинах
Цель: определить направления, каналы и механизмы распространения и использования социально-активной деятельности среди протестантов.
Задачи:
- проанализировать основные положения активистско-деятельностной концепции социальных изменений
- охарактеризовать главные моменты становление протестантской культуры в России
- выявить особенности протестантской культуры в России
- определить направления, каналы и механизмы распространения практик социальной активности в протестантской среде.
- выяснить мотивационную ориентацию протестантской молодежи на социальную практику
Эмпирическая база исследования:
Эмпирическую базу исследования составляют работы российского социолога Е. Омельченко, которая занимается исследованиями в сфере молодежи и активности этой группы населения. Она является инициатором и руководителем значительного числа исследовательских проектов (более 80), большинство из которых посвящено именно этой тематике.
Работы московского социолога И. Каргиной так же представляют для нас огромный интерес. Она возглавляет исследовательский комитет «Социология религии» Российского общества социологов. Она занималась изучением российских протестантов: их жизнь, рост, распространение церквей. Особо значимы ее работы «Протестанты в России — современные тенденции (по результатам социологических исследований)» (материалы II Всероссийского социологического конгресса. 2003 г.), «Российские протестанты в условиях религиозного плюрализма: анализ современных тенденций (по результатам социологических исследований)».
Исследование «Молодые нижегородские протестанты», проведенное к.соц.н., доцентом кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Петровой И. Э. В исследовании обобщались материалы о мотивации вступления молодых протестантов в члены конкретной конфессии и общины.
Помимо анализа результатов исследований других авторов мы проведем свое качественное исследование. При сборе информации использовались следующие методы:
1. Глубинные интервью с членами протестантских общин; проведены 6 глубинных интервью, включая одно экспертное и два биографических;
2. Невключенное наблюдение - непосредственно в протестантских церквях. Выбор церквей был обусловлен рекомендациями респондентов. Мы посетили Христианскую церковь Краеугольный камень Централизованной религиозной организации Российской Церкви христиан веры евангельской по адресу ул. Карла Маркса, 15; Евангелическо-Лютеранскую церковь Святой Екатерины по адресу ул. Карла Маркса, 26; церковь «Слово веры» по адресу ул. Жасминная, 17; церковь «Слово истины» по адресу ул. Полевая, 70; Евангелическо-Реформаторскую церковь по адресу ул. Лаврентьева, 17.
Всего в рамках выпускной квалификационной работы проведено восемь часов наблюдений в протестантских церквях, 8 глубинных интервью, включая два биографических и одно экспертное.
Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение и список литературы и источников, а также приложения. В первом разделе рассматривается концепция активистско-деятельностного подхода в рамках изучения деятельности протестантских общин. Во втором разделе систематизируются данные об истории протестантизма и протестантской культуры в России. В третьем разделе изложены выводы авторского исследования практик социальной активности среди молодых протестантов республики Татарстан. В заключении подводятся основные итоги прикладного исследования и представлены выводы по выпускной квалификационной работе в целом. В приложения вынесены программа исследования и его инструментарий (гайд интервью, транскрипт интервью) и некоторые другие материалы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен «социальной активности» очень часто понимается в контексте участия и включении в общественные преобразования, определения направленности жизни и потребности нахождения своего места, обретения идентичности. Важным моментом в измерении отношения между индивидом и обществом становятся представления о том, что является общественной пользой.
Взяв за основу концепцию активистко-деятельностного подхода, которая является в социологии относительно новой, но несмотря на это, лидирующей в последние два десятилетия, мы рассмотрели деятельность протестантских религиозных общин в динамике, ее мотивационное значение и направленность. Деятельность является специфической человеческой формой активности, активного отношения к окружающему миру, главной целью которой является изменение и преобразование его в интересах общества.
Протестантизм определяется исследователями как раннесовременная религия, целью которой является направление деятельности и энергии религиозной мотивации на улучшение мира. Предметом деятельности протестантских общин является христианское служение, ориентированное на все христианские деноминации и общество в целом, без четкого определения собственной конфессиональной принадлежности. Они взяли на себя решение многочисленных социальных проблем общества: оказание материальной, духовной, медицинской помощи малоимущим гражданам, пенсионерам, детям. Главное, чем можно было бы определить их деятельность, - это помощь России в духовном возрождении. Совершаемые действия представителями религиозных объединений, в итоге не только способствуют поддержанию практик в религиозной сфере, но и направлены на улучшение жизни общества.
Распространение традиций благотворительности, как формы
проявления социальной активности верующих, является особенно актуальным и приоритетным сейчас, когда государство не может в полной мере взять всю ответственность на себя в отношении нуждающихся и малоимущих гражданах.
Как показывают результаты исследований, протестанты, как приверженцы одной конфессии, демонстрируют сплоченность и, одновременно, открытость для вновь пришедших из мира людей. Таким образом, протестантская община обеспечивает удовлетворение одной из базовых потребностей человека - потребность принадлежности к группе. Кроме того, протестантские общины также осуществляют передачу культурных ценностей. Они предоставляют необходимое социальное пространство для проигрывания будущего социального поведения. Члены протестантских общин используют в тандеме сочетание традиционных и сакральных ценностей.
Изначально главной целью работы было рассмотрение именно активной социальной деятельности протестантов. Но так как мы не являемся экспертами в сфере протестантских религиозных общин, акцентировать внимание на других важных моментах их жизни тоже является целесообразным. Поэтому мы также рассматривали такие аспекты как внешний вид протестантских церквей в г. Казань, историю становления и особенности церквей информантов, употребление понятия «секта» в отношении протестантов, взаимосвязь с другими христианскими направлениями, популярность протестантизма, мотивы вступления в церковь, понятие «общины».
1. Протестантизм довольно широко распространен в Татарстане, а в особенности в г. Казань, где насчитывается около 40 протестантских общин. Несмотря на то, что протестантские церкви являются одними из представителей религиозного меньшинства в России, они пользуются популярностью у верующих последние 25-30 лет. И, характеризуя возрастные отличия в церквях данного христианского направления, отмечена тенденция к «омоложению». По нашим наблюдениям, средний возраст протестантов в Татарстане - 30 лет, учитывая то, что в православных церквях таких «молодых» показателей намного меньше. В Казани и в Татарстане в целом в настоящее время действуют следующие наиболее крупные протестантские конфессии: лютеране, реформаты, евангельские христиане - баптисты, христиане веры евангельской, адвентисты седьмого дня. Существует даже отдельный совет евангельских организаций республики Татарстан, который собирается каждый месяц для обсуждения и решения наиболее важных для общин вопросов.
2. Российская Федерация хоть и является светским государством, но признает особую роль именно православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая также ислам, буддизм и иудаизм. Католики и протестанты - это не «традиционные религии» и поэтому они ощущают на себе некую дискриминацию и ущемление.
Очень часто можно услышать мнение, что протестантов относят к сектантам. И такое отношение к протестантам - потому что они не традиционные. Секта - слово, которое вызывает сразу негатив. Хотя, в принципе, точного определения данного понятия даже нет. Каждый интерпретирует его по-разному. И именно незнания того, кто такие протестанты и чем они занимаются, вызывает этот страх у людей, страх не
традиционных для нашего государства религий.
3. Точный ответ на вопрос о причине привлекательности протестантских церквей именно для молодежи дать достаточно сложно. Ведь характеризуя возрастные отличия в церквях данного христианского направления, отмечена тенденция к «омоложению». Можно сделать лишь предположения, которые основываются на данных, полученных в ходе интервью. Возможно, практики самого служения кажутся людям более интересными, способы взаимодействия людей в общинах или же просто то, что это некий «вызов» устоявшимся традициям. Ведь всем известно, что молодежь склонна отдавать предпочтение тому, что является не таким, как все остальное. И в каждой протестантской церкви есть молодежные отдельные служения. Протестантское служение дает возможность проявлять активность свою, проявлять себя. Для разных категорий людей нужны свои ключи, свои пути. Для молодежи классическая схема не подходит. Потому что молодежь идет вперед.
Как уже говорилось ранее, протестантские церкви наполнены молодежью. Молодежь является некой группой, в которой протестанты непосредственно работают. Протестантские общины стараются работать в режиме актуальном для молодежи. И они делают проекты, которые интересны для этой части социума. Система протестантской церкви выстроена очень удобно: каждый молодой человек, придя туда, может, в конце концов, найти себя в этой общине, чему способствуют разные виды служений для братьев и сестер. То есть каждый может выбрать для себя, как он будет служить.
4. Мотивация вступления в протестантские общины такая же, как и в другие конфессии. Она заключается в нескольких аспектах. Например, личная трагедия, потеря смысла жизни и цели, сложные жизненные ситуации. Человек заходит в такой тупик, что собственные силы не работают. Некоторые увлекаются изучением религии с детства. Кто-то из респондентов хотел изменить свою жизнь, не ограничиваясь устоями общества, которые диктуют общие правила для всех. Есть люди, которые хотят внести что-то новое в свою обыденность, показать своим близким, что можно и по-другому. Кого-то просто зацепило то, чем живет протестантская церковь, ее ценности. И он решил для себя, что должен стать ее частью, что это близко к его жизненным ценностям.
5. В протестантских церквях социальные связи очень сильные. На богослужениях практически невозможно встретить случайного человека, зашедшего посмотреть или просто послушать, в отличие от православных церквей, где на богослужениях присутствует значительное количество "гостей" или верующих, "зашедших" в церковь по какому-либо поводу. И общение между членами общины не ограничивается лишь в рамках церкви, «они все как одна большая и дружная семья, которая имеет общие интересы».
6. Протестантское движение представлено различными
деятельностями, имеющими экуменическую, общехристианскую направленность, они акцентируют свою деятельность именно на социальной работе. С момента образования и по настоящее время протестантские религиозные объединения взяли на себя решение огромного множества социальных проблем общества: оказание духовной, материальной,
медицинской помощи малоимущим людям, детям, инвалидам, пенсионерам. Всем тем, кому нужна помощь. И главным приоритетом их деятельности является бескорыстная помощь России в духовном возрождении.
Протестантская социальная деятельность направлена на различные сферы общества, затрагивает самые важные проблемы.
- Молитвенные служения для детей
- Помощь детским приютам, домам престарелых
- Помощь в реабилитации жертвам насилия
- Реабилитационные центры для бомжей, выходцев из тюрьмы, наркоманов, для людей с зависимостями
- Помощь беженцам
- Трудоустройство и организация жилья для людей, попавших в трудные жизненные ситуации
- Ремонт квартир нуждающимся
- Библейская школа, христианская школа
- Различные служения «милосердие», «накорми голодного»
- Организация концертов на праздники
- Выездные лагеря (есть даже профессиональные альпинисты)
- Отдельные молодежные служения с барабанными установками и гитарами
- Конференции («Мое поколение», «Яркие и целеустремленные)
- Международные служения
- Различные молодежные организации (самые известные в Татарстане): REACH OUT PEOPLE - г. Казань, «Творческий треугольник» - г. Набережные Челны)
8. Говоря о практиках социальной активности, по мнению многих исследователей, православные ориентируются на протестантские методы. И сами респонденты подтверждают это. Православные представители религиозного направления не отрицают этот факт, но относятся к служению протестантов несерьезно, говоря, что люди туда идут, потому что протестантская церковь довольно легкая и доступная, считая православную церковь местом для более духовно-просвещенных.
Таким образом, можно сделать вывод, что миссионерская деятельность является некой заповедью протестантов. Но то, как они это делают, достойно, на наш взгляд уважения. Ведь нет «зомбирования» и принудительного позыва присоединяться к ним, к их церкви, к их деятельности. Они делают то, что нужно им делать по Библии. Они действуют согласно своей протестантской идее, а именно помощи нуждающимся. Мы приходим к выводу, что бедность - не порок, это православная пословица. Бедность - порок. Надо работать, работать честно и нужно создавать капитал, нужно быть платежеспособным. Покрой материальные потребности - тогда ты будешь думать и о благотворительной деятельности. Это протестантская идея.
В настоящее время формируется довольно большая по численности группа протестантских общин, подавляющим большинством которой является молодежь. Эта общность обладает сплоченностью, отдельные группы в регионах связаны друг с другом. Члены этой группы идентифицируют себя как верующих, демонстрируют глубокое знание вероучения, принятие религиозных ценностей. Опираясь на работы исследователей и наше качественное исследование, можно утверждать, что по сравнению с православными церквями, ориентированность протестантских церквей на решение социальных проблем общества куда шире и глубже.


1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, С. Тернер; пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. - 620 с.
2. Алексеев И.С. Деятельностная концепция, познания и реальности. - М.: Руссо, 1995. - 528 с.
3. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. - М.: Политиздат, 1984. - 286 с.
4. Баркер А. Новые религиозные движения. - СПб., 1997. - 332 с.
5. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Екатеринбург, 1998. - 43 с.
6. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применения категории деятельности// Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.:Политиздат, 1990. - С.21-34.
7. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их
общий знаменатель.// Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издание Международного
Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С.7 - 29.
8. Белов А.В. Секты. Сектанство. Сектанты. М.: Наука, 1978. - 151 с.
9. Бендикс Р. Образ общества у Макса Вебера // Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - М., 1994. - 574 с.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М.: Наука, 1995. - 323 с.
11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.:Республика,1994. - 48 с.
12. Будов А.И. Протестантизм и православие как формы самосохранения в
культуре//Культура. Традиции. Образование. - М.: 1995. Вып.3-4. - С.256-270.
13. Вебер, М. Основные социологические понятия / Макс Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 643 с.
14. Вебер М. Социология религии: Типы религиозных сообщества//Вебер М. Избранные произведения. - М.: Наука, 1999.- 702 с.
15. Возмитель, А. А. Социология религии в России : проблемы и перспективы / А. А. Возмитель // Социол. исслед. - 2007. - № 2. - С. 114-115
16. Вэлиен П., Вэлиен Б. Общие современные социологические теории.// Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении./Общ. ред. Чеснокова Д.И. - М.:Изд-во иностранной литературы, 1961. - С.97-113.
17. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М., 2003. - 18 с.
18. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика.// Вопросы философии. - М: 1996, №5. - С.52 - 63.
19. Добреньков В.И., Петров И.Г., Салькова Т.Н. Парадигмы в социологии и социологических исследованиях. - Томск: Изд-во ТПУ, 1998. - 175 с.
20. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методические вопросы исследования религии. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 189 с.
21. Зборовский, Г. Е. Общая социология : учебник. 3-е изд., испр. и доп. / Г. Е. Зборовский. - М. : Гардарики, 2004. - 419 с.
22. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
23. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий //СОЦИС. 1996. N6. - С. 111-119.
24. Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений. // Социологические исследования. 1993. №11. - С.138 - 146.
25. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 1965. - 263 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:Политиздат, 1975. - 304 с.
27. Мертон Р.К. Явные и латентные функции.// Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 393 - 462.
28. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность// Философский энциклопедический словарь/ Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. - 2-е изд. - М.:Сов. энциклопедия, 1989. - 160 с.
29. Осипов, Г. В. Социологический энциклопедический словарь: на
русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Геннадий Осипов. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000. — 488 с.
30. Парсонс Т. О структуре социального действия / Талкотт Парсонс. - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с
31. Пластинский Серафим Иеромонах. Православие и религии будущего: О духовности экуменизма - главной ереси XX века. - М.: Братство преподобного Германа Аляскинского, 1999. - 181 с.
32. Погасий А., Корнилов И., Тулянская Ю., Кульчинский А. Протестанты в России и Татарстане: история и современность: коллективная монография/ Под ред. А.К. Погасий. - Йошкар-Ола: МРИПП, 2016. - С. 4-9.
33. Розанов В.В. Религия.Философия. Культура. - М.:Республика,1992. - 397 с.
34. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. - М.: Мысль, 1970. - 144 с.
35. Соловьев В.С. Письмо Розанову//Россия и Вселенская церковь. - Минск: Харвест, 1999. - С.614-615
36. Сорокин, П. А. Главные тенденции нашего времени / П. А. Сорокин. - М., 1997. - 199 с.
37. Татыева Е.В. Проблемы «русского протестантизма» в постсоветской России. // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 5(57). - Новосибирск: СибАК, 2016. - С. 9-14.
38. Тернер Дж. Структура социологической теории: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступит, ст. Г.В.Осипова. - М.: Прогресс, 1985. - 304 с.
39. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986. - 575 с.
40. Трельч Э. Религия, хозяйство и общество // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под общей ред. В.И.Гараджи. - М.: 1994. 4.1, 2-е изд., 1996. - 132 с.
41. Ушакова Ю.В. Религиозные корни культурной традиции и национального. //Россия и США: пути равноправного сотрудничества. - Воронеж. 1997. - С.27-29.
42. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. - М., 1964. -С. 96-97.
43. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / Пер. с польск. С. М. Червонной. - М., 2005. - 34 с.
44. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. / Под ред. В. Я. Ядова. - М., 1996. - 325 с.
45. Шубкин В.И. Страхи в России // Социологический журнал. 1997. №. 3. С. 62-74.
46. Ядов В.А. Идеология как форма духовной деятельности общества / Владимир Ядов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. - 122 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ