Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере использования татарского песенного фольклора и творчества Р. Ф. Ягафарова)

Работа №37024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы104
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
648
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-педагогические основания развития вокальнохоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе средствами татарского песенного фольклора 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе 9
1.2 Хоровое пение как главное условие певческого развития младшего школьника 18
1.3 Исследовательская деятельность в области фольклора Р.Ф.Ягафарова как источник богатого материала для развития вокально- хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе 26
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Практическая работа по развитию вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе средствами татарского песенного фольклора 46
2.1 Анализ методического обеспечения процесса развития вокально- хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе 46
2.2 Разработка программы хорового пения на основе исследовательского опыта Р.Ф. Ягафарова для развития вокально-хоровых навыков и ее апробация на занятиях с учащимися второго класса МАОУ «Елпачихинская средняя общеобразовательная школа» 53
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Список литературы 72
Приложения 78

Актуальность. Хоровое пение является наиболее массовой и наиболее доступной формой активного приобщения учащихся к музыке. Пение для ребенка является естественным и доступным способом выражения эстетических потребностей, чувств, настроений, иногда ими и не осознаваемых.
Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Концепция преподавания предметной области «ИСКУССТВО» в Российской федерации: «Для успешного воплощения Концепции необходима разработка программы развития художественного образования как комплекса мероприятий, направленных на подготовку документов, конкретизирующих излагаемые в Концепции положения, обеспечивающих их внедрение в практику» [56, с.23]. В данном документе выделен ряд задач, связанных с творческим развитием школьников, среди них: вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их творческого развития.
В пении соединены такие многогранные средства воздействия на ребят как слово и музыка. Они помогают учителю воспитывать в детях позитивную эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и природе. Поэтому хоровое пение в руках учителя становиться действенным средством музыкального эстетического воспитания учащихся.
Процесс разучивания песни требует от учащихся умения вслушиваться в мелодию, верно ее запоминать и воспроизводить. Требуя обязательно активного отношения к музыке, постоянной тренировки, хоровое пение становится средством общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем, хоровое пение воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность.
Совместное исполнение песни, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив. Важной особенностью хорового пения является возможность объединения в исполнительском процессе детей с разным уровнем развития слуховых и голосовых данных. В своей книге «Школьный хор» Г.А.Струве писал: «Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый учителем, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности» [52, с.37].
Наблюдения показывают, что пение является эффективным средством и физического воспитания: в процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание и осанка. Но самая важная функция хорового пения, как активной формы музицирования, - развитие музыкального слуха детей, чувства лада, формирование прочих музыкально-слуховых представлений.
Хоровое пение как средство музыкального воспитания ставит перед учителем определенные задачи:
- развивать у детей интерес и любовь к хоровому пению;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазоны;
- прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
- всесторонне развивать музыкальный слух.
Степень изученности.
Теория и методика урока музыки была изучена в трудах Э.Б. Абдуллина, А.Б.Алиева, Л.А. Безбородовой, А.Н. Зиминой, М.С. Осеннева, Л.В. Школяр; методические аспекты музыкального воспитания были раскрыты в работах Э.Б. Абдуллина, А.Б. Алиева, Л.А. Безбородовой.,., Е.Р. Ильиной, Г.П. Сергеевой; исторические предпосылки формирования традиций хорового пения представлены в трудах К.Ф. Никольской- Береговской; теоретические основания вокально-хоровой подготовки были изучены Л.А. Венгрус, В.В. Емельянов, В.Л. Живов, М.С. Осеннева, В.А. Самарин, К.В. Тарасова; методические вопросы хорового пения: В.В. Емельянов, В.Л. Живов, И.А. Трифонова.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике школьного образования противоречие между широкой изученностью теории и методики хорового пения в школе и недостаточной разработанностью репертуара младших классов на основе исследовательских трудов ученых-фольклористов.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования -какой песенный материал будет способствовать развитию навыков хорового пения учащихся младших классов на уроках музыки в школе.
Выявленное противоречие и проблема исследования были положены в основу его темы: «Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере использования татарского песенного фольклора и творчества Р.Ф. Ягафарова)».
Цель исследования - разработать программу хорового пения в младших классах общеобразовательной школы на основе исследовательских работ в области песенного фольклора Р.Ф. Ягафарова.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: развитие вокально-хоровых навыков учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития вокальнохоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в
общеобразовательной школе значительно повысится, если будут:
- изучены психолого-педагогические аспекты развития вокальнохоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе;
- рассмотрен процесс хорового пения как главное условие певческого развития младшего школьника;
- раскрыт педагогический потенциал исследовательской деятельности в области песенного фольклора Р.Ф. Ягафарова как источника богатого материала для развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе;
- проанализировано методическое обеспечение процесса развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе;
- разработана программа хорового пения в младших классах общеобразовательной школы на основе исследовательских работ в области песенного фольклора Р.Ф. Ягафарова и выполнена ее апробация.
Задачи исследования:
1. Психолого-педагогические аспекты развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе.
2. Рассмотреть процесс хорового пения как главное условие певческого развития младшего школьника.
3. Раскрыть педагогический потенциал исследовательской деятельности в области песенного фольклора Р.Ф. Ягафарова как источника богатого материала для развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе.
4. Проанализировать методическое обеспечение процесса развития вокально-хоровых навыков у учащихся младших классов на уроках музыки в школе.
5. Разработать программу хорового пения на основе исследовательского опыта Р.Ф. Ягафарова для развития вокально-хоровых навыков и выполнить ее апробацию на занятиях с учащимися второго класса МАОУ «Елпачихинская средняя общеобразовательная школа».
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической
литературы по теории и практике вокально-хоровой подготовки;
- исследования по проблемам хорового пения;
- сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение опыта развития вокально-хоровых навыков учащихся младших классов;
- эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, экспертная
карточка, педагогический эксперимент.
Теоретическая база исследования.
В качестве теоретической базы исследования были использованы труды, посвященные теории и методике уроков музыки Э.Б. Абдуллина, Л.А.Безбородовой, Д.Б. Кабалевского, А.Н. Зиминой, М.С. Осеннева, Л.В. Школяр; психолого-возрастной характеристике младших школьников таких авторов, как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Айдарова, М.Р. Полуянов; по вокально-хоровой деятельности К.Ф. Никольской-Береговской; методам обучения хоровому пению В.Л. Живова; труды Р.Ф. Ягафарова о детском фольклоре.
Этапы исследования:
На первом этапе (октябрь 2017-март 2018гг.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным методам: учебно- методической литературы по теме исследования, формулировка темы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (апрель 2018-декабрь 2018г.) - изучен и отобран татарский фольклорный материал, в том числе фольклорный материал, собранный и систематизированный Р.Ф. Ягафаровым в целях совершенствования вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы.
На третьем этапе (январь 2019-май 2019г.) -разработана программа для совершенствования техники вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на основе исследовательских трудов в области песенного фольклора Р.Ф. Ягафарова и выполнена ее апробация. Проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Оформлены результаты исследования.
Экспериментальная база исследования. Разработанный комплекс методов был апробирован на базе МАОУ «Елпачихинская СОШ» с.Елпачиха.
Новизна исследования заключается в том, что была разработана программа для совершенствования техники вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на основе исследовательских трудов в области песенного фольклора Р.Ф. Ягафарова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть внедрен в процесс занятий по музыке в общеобразовательной школе, а также на занятиях по хоровому пению и вокалу в учреждении дополнительного образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.
1. Показана актуальность развития вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки.
Развитие вокально-хоровых навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, наблюдательности, памяти, воображения, внимания и воли, и другими свойствами личности; способствует воспитанию у детей лучших человеческих качеств, а также укрепляет здоровье через дыхательную и сердечно-сосудистую системы ребёнка.
Вовлечение учащихся в музыкальный творческий процесс в доступной каждому ребёнку хоровой форме пения, использование татарского фольклора на уроках музыка способствуют формированию общей музыкальной культуры, приобщают детей к подлинным народным нравственным и моральным ценностям.
2. Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи.
При работе над звукообразованием важно следить за свободным и непринуждённым состоянием гортани, дыхательных и лицевых мышц, приучать к максимальному использованию резонаторных систем, формировать правильную певческую установку, учить петь напевно, протяжно, легким и светлым звуком.
В работе над певческой артикуляцией и дикцией необходимо использовать специальные упражнения для правильного воспроизведения гласных и согласных звуков.
Практика передовых школ свидетельствует об огромном внимании со стороны педагогов к процессу овладения знаниями и навыками в процессе обучения пению. Это обучение никогда не ограничивалось чисто техническими вокально-хоровыми навыками, а предусматривало навыки, связанные с выразительностью и убедительностью исполнения.
Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счёт мимики, выражения глаз, жестов и движений; богатства тембровых красок голоса; динамических оттенков и отточенности фразировки; чистоты интонирования; разборчивости и осмысленности дикции; темпа; пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми.
3. Коллективный характер обучения пению в школе больших групп учащихся с разными музыкальными способностями, специфические приёмы обучения хоровому пению, особенности организации обучения детей в начальной школе привели к необходимости разработки специальных методических приёмов для обеспечения эффективности воспитания вокально-хоровых навыков в системе урочных занятий.
В методике проведения урока особое место отводится вокально- хоровым упражнениям. При этом важно соблюдать постепенность в усложнении заданий и опираться на специальные методические принципы (поддержание интереса у учащихся, развитие слуха, пение без сопровождения, личный показ и объяснение педагога, сознательное овладение навыками, сочетание коллективного и индивидуального пения).
4. Как показал анализ, одними из наиболее научно-обоснованных и
проверенных на практике методик являются следующие:
- методика комплексного музыкально-певческого воспитания
Д.Огороднова;
- фоноледический метод развития голоса В. Емельянова;
- методика профессионализации обучения Л. Венгрус.
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания Д. Огороднова предполагает комплексное развитие всех музыкальных способностей при бережном воспитании голоса. Эта методика развивалась более 25 лет на опыте преподавания в школах Москвы, Липецка и Ленинградской области.
Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова представляет собой комплекс педагогических воздействий, обеспечивающих постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности ребёнка в целом.
Методика формирования певческих навыков Е. Стуловой представляет собой совокупность способов развития основных вокально-хоровых навыков, овладение которыми необходимо учащимся в школе.
Методика профессионализации обучения Л. Венгрус основывается на методе начального интенсивного хорового пения, предполагает индивидуальную постановку голоса в технике сильного импеданса (физиологически естественной для человеческого организма) и формирование «фундамента музыкальности» в процессе хорового пения.
Как показала выполненная квалификационная работа, специалистами разработано много качественных и проверенных методик по развитию вокально-хоровых навыков. Большим подспорьем по воспитанию национальной музыкальной культуры учащихся явилась разработка программы «Развитие вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы средствами татарского песенного фольклора и татарского детского фольклора, собранного и переработанного Р. Ягафаровым».
Основная задача учителя музыки - грамотно применять разработанные материалы и прививать учащимся любовь к музыке и пению. Важно, чтобы младшие школьники познакомились с богатым наследием татарской народной музыкальной культуры, оценили, полюбили и захотели сами приобщиться к её исполнению. Таким образом, учитель музыки сможет расширить сферу практики пения, привить детям интерес к хоровому пению, научит петь правильно и красиво, воспитает хороший музыкальный вкус у своих учеников.
Результаты решенных задач:
1. Результаты психолого-педагогических исследований показали, что в разные возрастные периоды, учащиеся школы по-разному мыслят и чувствуют. Младший школьник любознателен и его привлекает всё, что вызывает интерес к познанию. Сам процесс воспитания детей младшего школьного возраста современной педагогической наукой рекомендуется строить на побуждении любопытства. Музыка способствует подтверждению содержательного чувственно-умственного существования личности, качественного совершенствования его интеллектуальной природы.
2. В результате изучения хорового пения на ступени начального общего образования у обучающихся были сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начали развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос и учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
3. Использование педагогического потенциала Р.Ф. Ягафарова на
занятиях татарского песенного фольклора - обогатил уроки музыки, позволил найти новые пути организации самих уроков, способствовал установлению хороших взаимоотношений между учениками и учителем, развивал у учащихся таких качеств народного творчества, как вариативность, импровизационность, коллективная одухотворенность.
4. Исследованием татарского фольклора занимались такие авторы, как (X. Ярмухаметов, Ф.А., Урманчеев, X., Ярми и др.). Наибольший интерес для нас представляют исследования, касающиеся анализа педагогических возможностей. Так, С.И. Раимовой были рассмотрены вопросы изучения традиций татарского народа в эстетическом воспитании и использования их в современной практике школы. С.И. Раимова раскрывает в своём труде «Татарская народная песня на уроках сольфеджио» тенденции воспитания детей на основе татарского песенного фольклора.
Был проведен педагогический эксперимент, в процессе которого была реализована разработанная программа на основе опыта Р.Ф. Ягафарова. Результаты эксперимента показали, что уровень вокально-хоровых навыков учащихся младших классов, занимавшихся по разработанной программе, стал значительно выше, тогда как у учащихся контрольной группы динамика данных навыков была незначительно, что свидетельствует об эффективности разработанной программы и необходимости ее дальнейшего внедрения в образовательную практику.


1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2004. — 336 с.
2. Айдарова Л. И. Творчество в обучении и воспитании — стратегия построения современного образования / Айдарова Л.И., Львов Л. И. // Вопросы психологии. № 4 1988; 239 с.
3. Алиев Ю. Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10,- М., 1975.-270 с.
4. Алиев Ю. Б., Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки и хор. класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002. - 416 с.
5. Аминова 3. Ф. Воспитание у младших школьников интереса к национальной культуре средствами татарского музыкального фольклора. // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — 167 с.
6. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244
7. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. Апраксина О. А. — Вып. 12. М., 1977.-304 с.
8. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. - Л., 1987. - 150 с.
9. Балашова С. С., Медушевский В. В, Тарасов Г. С. и др. Спутник учителя музыки. Сост. Челышева Т. В. — М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
10. Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие / Безбородова Л. А. - Москва: Флинта: Наука, 2014. - 235с.
11. Венгрус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение / Венгрус Л. А. - СПб.: Музыка, 2000. - 276 с.: нот.; 20 см. - 273 с.
12. Виноградов Г. С. Народная педагогика. - В кн.: Сибирская живая старина, Иркутск, 1926, вып. 2. - 178 с.
13. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М., 1962. - 278 с.
14. Горюнова Л. В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников. В кн.: Музыкальное
воспитание в школе, вып. 8. - М., 1972. - 248 с.
15. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. Пособие для учителя. — М.: Академия, 1998. — 240 с.
16. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. - М.: 1969. - 216 с.
17. Дыганова Е. А. Самостоятельная подготовка студентов-музыкантов к практической работе с хором: учебно-методическое пособие / Дыганова Е.А. - Казань: ИФИК(П)ФУ, 2011. - 52 с.
18. Емельянов В. В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. Емельянов В. В. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. - 165 с.
19. . Живов В. Л.Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. / Живов В. Л. М.: Владос, 2003. - 272 с.
20. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб, для студ. высш. учеб, заведе-ний. — М.: Еуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
21. Ильина Е. Р. Музыкальное воспитание как управление процессом развития личности //Музыкальная культура и образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Граф-Пресс, 2011. - 307 с.
22. Кабалевский Д. Б. Антология гуманной педагогики. Издательский дом Шалвы Амонашвили, М.,2017. - 216с.
23. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977. - 157 с.
24. Камалетдинов Л. Щрн1)рс1)д1)эшебар : [Р.Ягъф1)ровтурында] /
Камалетдинов Л. // Татар иле .- 2006 .- № 5 (февр.) .- 5 бит.
25. Кодаи 3. Избранные статьи. - М., 1982. - 271 с.
26. Критская Е. Д. Музыка. 2 класс, М. Просвещение, - 2005. - 65 с.
27. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей / Малинина Е. М. - Л.: Музыка, 1967. - 88с.
28. Мельников М. И. Русский детский фольклор. - М., 1987. - 298 с.
29. Менабени А. Е. Методика обучения сольному пению. Учеб, пособ. для студентов пед. ин-тов. - М.: 1987 - 198 с.
30. Менабени А.Е. Вокальные упражнения в работе с детьми. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. - М., 1978.145 с.
31. Мубаракшина Р. М. Татарский фольклор как средство приобщения ребенка к национальной культуре / Мубаракшина Р. М. // Проблемы самореализации, самосовершенствования личности: психолого-
педагогические аспекты. Матер, межвуз. науч. конфер. - Набережные Челны: Изд-во НЕПИ, 2003. - С. 52-54.
32. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / Под ред. Школяр Л. В. - М.: Академия, 2001.309 с.
33. Музыкально-педагогический практикум: учебное пособие для студентов вузов / Ильина Е. Р.; Федер. агентство по культуре и кинематографии РФ. - Москва: Академический проект: Альма Матер,
2008.-415 с.
34. Нигметзянов М.Н. Татарские народные песни в обработке композиторов. К., 1964. - 47 с.
35. Нигметзянов Н.М. Татарские народные песни. К.: Татарское книжное издательство, 1976. - 216 с.
36. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАД ОС, 2003. - 304 с.: ноты.
37. Нуруллин И. 3. Тукай. Из серии: Жизнь замечательных людей. Москва, Молодая гвардия. 1977. 60 с.
38. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев, Музична Украина, 1988. - 176 с.
39. Осеннева М. С., Безбородова Л. А.Методика музыкального воспитания младших школьников. М., Издательский центр "Академия", 2001. - 368с.
40. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. В. А. Самарин, Осеннева М. С. М.: Академия, 2003. 192 с.20. Сарычев Е. Сценическая речь. Сарычев Е. М.: Просвещение, 1984. - 244с.
4Е Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полное собрание сочинений. Т.З, кн. 2-я. - 250 с.
42. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т.З, кн. 2-я. - 250 с.
43. Полуянов Ю. А. Воображение и способности / Полуянов Ю. А. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
44. Пономарьков И.П. Хоровое пение в школе: Метод, пособие для руководителей хорового пения в общеобразоват. школах и в хоровых кружках школ и домов пионеров. Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1946 (Л.: 2-я ф-ка дет. книги Детгиз). - 55 с.
45. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы / Под рук. Кабалевского Д. Б,- М., 1977. 128 с.
46. Раимова С. И. История татарской музыки. - Казань: КЕПИ, 1986г.; 346 с.
47. Раимова С. И. Татарская музыка на уроках сольфеджио. - Казань: КГПИ, 1993. 143 с.
48. Раимова С. И. Татарские народные традиции в эстетическом воспитании и использовании их в современной школьной практике [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.01) / Казан, гос. пед. ин-т. - Казань: [б. и.], 1973.-21 с.
49. Сайдашева 3. Н. Традиции фольклора в песенном творчестве татарских композиторов: Автореф. дис. канд. искусствовед. Л., 1971. - 21 с.
50. Самарин В. А. Хоровая аранжировка: учебник и практикум для академического бакалавриата / Самарин В. А., Осеннева М. С. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 182 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
51. Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / Сергеева Г. П.; М-во образования Московской обл., ГОУ Пед. акад., Каф. методики преподавания дисциплин худож.-эстетического цикла. - Москва: Пед. акад., 2010. - 171 с.
52. Струве Г. А. Школьный хор. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981, —191 с., ил.
53. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей / Тарасова К. В; НИИ дотик, воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 173, [2] с.: ил.; 20 см.
54. Трифонова И. А. Неравномерность развития голоса и ее устранение в элементарном голосовом музицировании. Педагогические системы развития творчества: Материалы 4-й Всероссийской НПК.
Екатеринбург: УрГПУ, 2005. - 162 с.
55. Урманчеев Ф. Совет чоры беетлере // Казан утлары, 1966, № 6. 110-119
б.; Халык хикмете эсарлере / Казан утлары, 1968, №3. 112-114 б.; 5-7
классларда халык иж,атын ойрэну // Совет мэктэбе, 1966, № 8. - 27-31
56. Федеральное государственное бюджетное учреждение «российская академия образования» институт художественного образования и культурологии российской академии образования. Проект. Москва 2016.24 с.
57. Халитова Н. X. Использование народного опыта музыкально эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов: Дис. канд. пед. наук. - К., 1995. - 163 с.
58. Школяр Л. В., Школяр В. А., Критская Е. Д. Музыкальное образование в школе. - М.: Издательский центр «Академия»; 2001. - 232с.
59. ЯгъфэровР. Шигъриятчишмэлэре / ЯгъфэровР,- Казан:Тат. кит.нэшр.,1985.
60. ЯгъфэровР. Татар халкыныцуен фольклоры / ЯгъфэровР,- Казан: Тат.китнэшр., 2002.
61. ЯгъфэровР. Уенкуцелбэйрэме / ЯгъфэровР.- Казан: Мэгариф, 2008
62. Ягафаров Р. Татарский детский фольклор / Ягафаров Р. - Казан: ООО «Алма - Лит», 2007.
63. Ягафаров Р. Ф., Стихотворные жанры татарского детского фольклора : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.09. - Казань, 1984. - 209 с.
64. Явгильдина 3. М. Использование фольклора в музыкальном образовании. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальности 050- музыкальное образование. Казань 2012). 124 с.
65. Ярми X. Табышмаклар. Кече яттть теге балалар очен. К., 1952. - 16 б.; Татар халкын поэтик иж,аты.
66. Ярмухаметов X. X. История собирания и изучения татарского фольклора: Дис. канд. филол. наук. К., 1947. - 197 с. с табл.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ