Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этническая идентичность молодёжи из смешанных русско-татарских семей

Работа №37015

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
528
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА СМЕШАННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 8
1.1 Этническая идентичность в социологии: понятие, структура и периоды формирования 8
1.2 Основные теоретические подходы к пониманию смешанной этнической идентичности 20
1.3. Поликультурность как благоприятная социокультурная среда для образования полиэтничных семей 29
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ИНДИВИДОВ В СМЕШАННЫХ РУССКО-ТАТАРСКИХ СЕМЬЯХ 39
2.1 Смешанные браки в Республике Татарстан 39
2.2 Субъективные факторы, влияющие на формирование этнической идентичности у индивидов в русско-татарских семьях 47
2.3 Особенности восприятия собственной этничности у индивидов из смешанных семей 54
Заключение 64
Список используемых источников и литературы 68
Приложения 73

В условиях современности возрастающая социальная мобильность способствует изменениям во взаимодействии между людьми, в том числе существовавшие ранее правила выбора брачного партнера согласно экономическим, национальным или политическим интересам теряют свою актуальность и на первый план выходят эмоциональные отношения между индивидами, а среди критериев подбора брачного партнера всё чаще выдвигается фактор личностной привлекательности. Государство, церковь и семья теряют свой контроль над человеком в вопросах выбора партнёра для создания семьи.
Актуальность темы исследования. Российская федерация является многонациональным государством, где браки между разными этносами давно не редкость и происходят повсеместно. Так, по данным переписи, высокий процент вступления в межэтнический брак наблюдается у мордвы, удмуртов, коми, карелов, эвенков, хантов, башкиров и татар, в то время как наименьшие показатели наблюдаются у чеченцев, осетинов, аварцев, кумыков, легзинов и якутов. Республика Татарстан так же является многонациональной республикой в составе РФ и включает в себя две преобладающие по количеству этнические группы - татары и русские. Таким образом, русско-татарские браки являются неотъемлемой частью общей картины брачности в г. Казань. Каждый пятый брак, зарегистрированный в Республике Татарстан - межэтнический. Так, например, за 2018 год было зарегистрировано 4769 смешанных браков, что составило 19,2% от общего количества зарегистрированных браков в республике. К слову, в 2007 году этот показатель составлял 18%, что даёт основания полагать, что межэтнические браки являются довольно стабильным и распространённым явлением в г.Казань и республики Татарстан в целом.
С точки зрения социологии смешанный брак представляет собой союз двух индивидов из разных культурных общностей, имеющих между собой в разной степени культурную разницу. Семья отвечает за формирования у индивида ценностей и норм, моделей поведения, эмоционально - психологического фона, чувства принадлежности, а также этнической идентификации, т.е. осознание себя членом конкретной этнической группы с её культурными и религиозными особенностями. Находясь в семье, человек сближается с культурным, языковым и религиозным фоном, в который включены члены его семьи. Схожий процесс адаптации происходит и у индивидов, рождённых в этнически-смешанных семьях, но имеет некоторые особенности процесса формирования и дальнейшего восприятия своей этничности, теме которого и посвящена данная работа.
Проблемой исследования является существование особенностей формирования и восприятия этнической идентичности у индивидов, рожденных в русско-татарских семьях. Механизм формирования этнической идентичности в смешанных семьях имеет сложную структуру и на него оказывают влияние множество факторов, среди которых: этническая среда места проживания, привилегированность этнических группы каждого из родителей, пол родителя и его этническая принадлежность, языковая среда для обучения в школе, возраст родителей и прочее. Индивиды, рожденные в смешанных семьях, зачастую имеют трудности в этническом самоопределении и в разных ситуациях могут причислять себя то к одной, то к другой этнической группе. Помимо этого, они могут испытывать растерянность в процессе приобщения себя к истории или религии какого- либо из этносов.
Научная новизна и практическая значимость исследуемой проблемы. Тематика индивидов из русско-татарских браков безусловно рассматривалась ранее, но не является широко исследованной. Она имеет научный интерес, поскольку 1/5 заключенных браков - смешанные, и следовательно, в ближайшем будущем пятая часть населения Татарстана будет иметь смешанное происхождение, что является достаточным основанием изучать данную категорию населения подробнее. Полученные в ходе исследования информационные данные могут быть применены различными социальными или государственными организациями для работы над вопросами межэтнических отношений в г. Казань, а также вопросах сохранения и передачи этнического культурного наследия.
В рамках данной проблемной ситуации назревает следующий исследовательский вопрос: «Какова специфика этнической идентичности у индивидов, рожденных в смешанных русско-татарских семьях?»
Объект - смешанная этническая идентичность в поликультурной среде
Предмет - смешанная этническая идентичность у выходцев из русско - татарских семей
Цель исследования - определение основных социально-культурных факторов, влияющих на формирование этнических идентичностей индивидов из смешанных русско-татарских семей и их функционирование.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
- Раскрыть содержание понятия этнической идентичности и смешанной этнической идентичности;
- Рассмотреть основные теоретические подходы к пониманию смешанной этнической идентичности;
- Рассмотреть ранее написанные работы по теме межэтнических семей;
- Вторичный анализ статистических данных о количестве и динамике смешанных браков;
- Проведение массового опроса, посвященного теме смешанных браков;
- Получение эмпирических данных в ходе проведения серий интервью и их анализ.
Теоретико-методологической основой работы являются работы отечественных социологов Т.Г.Стефаненко, С.В. Рыжовой, Г.Р. Столяровой, Г.У. Солдатовой, В.И. Козлова, Л.Р.Низамовой и прочих, а так же зарубежных социологов У.Г.Самнера, С.Энлоу, Г.Хофстеде, Ж.Пиаже, Ж.Девоса и прочих. Изучение проблем социализации индивидов смешанного происхождения не имеет богатой истории. Такие термины, как «гибридная идентичность», «смешанная этничность» берет свое начало в западноевропейской социологии и встречаются в относительно недавних работах социологов Э. Гидденса, П. Бурдьё, Г. Беккера и других. Так же в последние годы внимание российских исследователей, а также ученых из стран СНГ также стали привлекать проблемы мультикультурализма и новые аспекты изучения межэтнических браков, а также межрасовых и межконфессиональных отношений, которые в СССР почти не изучались.
Эмпирической базой в данном случае являются материалы интервью с информантами из русско-татарских семей (n=15), результаты массового опроса (n=240) и вторичного анализа статистических данных.
Структура работы определена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты феномена этнической идентичности в социологии, а именно понятие идентичности в целом, структура этнической идентичности, процесс формирования этнической идентичности у детей, оппозиционисткий подход к этнической идентичности, инструменталисткая концепция, конструктивисткая концепция, примордиалисткая концепция, анализ работ про межэтническое взаимодействие в Татарстане, а также теоретические работы социологов по тематике идентичности. Вторая глава посвящена эмпирической части работы, в ней приводятся обобщенные статистические
ним.
В данной работе мы придерживались качественной стратегии, направленной на понимание и интерпретацию субъективного аспекта феномена смешанной этнической идентичности, а также получении данных о личном опыте информантов и выявления уровня толерантности современного поколения путем массового опроса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках теоретического и эмпирического анализа, осуществленного в рамках данной работы, нами были получены следующие выводы:
Этническая идентичность является одной из разновидностей социальной идентичности и представляет собой установку на принадлежность к определенной этнической общности. Среди основных критериев этнической идентичности выделяются следующие: язык, общее происхождение, культура, религия, общая территория и чувство привязанности к Родине.
В то же время этническая идентичность у индивидов из смешанных семей имеет свои особенности, поскольку на её формирование оказывают влияние как минимум две культуры. Данная идентичность так же носит название «гибридной» или «смешанной идентичности».
Среди основных видов этнической идентичности у индивидов, рожденных в смешанных семьях стоит выделить: моноэтничность
(характеризующую причастность только к одному из этносов), биэтничность (оба этноса родителей включены примерно в равной степени), безэтничность (этническая идетичность не ярко выражена или вовсе смещена на задний план), и замешенная этничность (то есть индивид ассоциирует себя с совершенно другой этнической группой).
Поликультурность общества является благоприятной средой для возникновения смешанных браков и соответственно, смешанных этничностей, поскольку в условиях поликультурности этносы постоянно взаимодействуют друг с другом, практически в каждой сфере общества. Доля межэтнических браков рассматривается как индикатор, во -первых, состояния этнической толерантности в обществе; во -вторых, благоприятного
межнационального климата и положительных межнациональных отношений.
Не исключением в плане межэтнических браков является и республика Татарстан, где по данным последней переписи населения, количество браков между татарами и русскими составляет приблизительно 1/5 от общего числа браков. В целом, данная статистика практически неизменна последние 15 лет, что даёт основание полагать, что в ближайшем будущем пятая часть населения Татарстана будет иметь смешанное происхождение. Помимо этого, стоит отметить, что так было не всегда: еще в начале 20-го века браки между русскими и татарами не одобрялись общественностью, в том числе и религиозными организациями. Основная часть татар и русских избегала смешанных браков, стараясь сохранить свою религиозную и этническую идентичность. Однако, после прихода советской власти произошли некоторые изменения, в том числе и в роли религии в жизни общества и было заключено немало смешанных союзов.
В настоящее же время, по данным проведенного нами массового опроса молодого поколения (17-30 лет), казанцы в целом положительно настроены к смешанным бракам (77% опрошенных) и 17% относится настороженно. Помимо этого, молодые казанцы утверждали, что считают себя толерантными (89%) и 84% из них имеют друзей другой этнической принадлежности, что в целом можно оценить, как достаточно положительное отношение к смешанным бракам и доброжелательность к другим этносам.
Смешанная идентичность имеет иную форму, чем моноэтническая идентичность, поскольку она может совмещать в себе элементы двух этносов. По результатам анализа проведенных нами интервью, было выявлено, что субъективными факторами, влияющими на то, к какому этносу индивид себя причисляет и как он воспринимает свою этничность были следующие:
Владение/отсутствие владения татарского языка. (Респонденты, не знающие татарского языка, имели чувство, что они не имеют права причислять себя к татарам, так как не обладают в достаточной мере языком)
Религиозная принадлежность респондента. (Некоторые путали понятия «национальность» и «религиозная принадлежность», т.к. для них это две неразрывно связанные вещи, и, будучи христианином, автоматически причисляли себя к русским)
Социокультурная среда, в которой рос индивид. (Респонденты, выросшие в других городах, где татарская культура слабо развита, не имели сильного интереса к своему татарскому происхождению, но после переезда в Казань и личного знакомства с татарской культурой они стали акцентировать внимание на своей татарской принадлежности)
Опыт взаимодействия с другими культурами. (Некоторые отмечали, что первое осознание себя как индивида со смешанным происхождением к ним пришло во время взаимодействия с другими культурами)
Отношения с каждым из родителей. (Некоторые респонденты в своих ответах упоминали, о близости с одним из родителей или же более авторитетном отношении к одному из родителей и в дальнейшем указывали себе этническую принадлежность именно данного родителя)
Помимо этого, были выявлены следующие особенности этнической идентичности и её функционирования у индивидов из смешанных русско - татарских семей:
Индивиды, выросшие на стыке двух религий, и наблюдавшие и те, и те религиозные традиции имеют трудности в отнесении себя к какой-либо из этих религий, и потому зачастую имеют нейтральное отношение или вовсе являются не религиозными.
Они так же обладают способностью отождествлять себя и с «этносом матери», и с «этносом отца». Зачастую для них представляется сложной идентификация лишь с одним этносом и характерным является некоторое «перескакивание от этноса к этносу». Постоянно находясь на перепутье двух культур они привыкают к этому состоянию и оно является для них обыденным.
Неопределенность в причислении себя к какой-либо этнической группе так же является характерной чертой для русско-татарских индивидов, зачастую для них являлось затруднением ответить на вопрос о своей этнической принадлежности и некоторые из них никогда прежде не задумывались об этом.
Помимо этого, индивидам со смешанным происхождением иногда приходилось извлекать выгоду из своей татарской этничности и тем самым заслуживать симпатию окружающих, либо создавать видимость «одной крови» с кем-либо для извлечения дальнейшей пользы. Так, например, некоторые специально начинали говорить на татарском с сотрудниками ГИБДД, либо с вышестоящими по должности.
Так же, индивиды с русско-татарским происхождением, проживающие в г.Казань практически в 95% высказались о положительном отношении к смешанным бракам, а также показали высокий уровень толерантности к другим национальностям.
Стоит так же отметить, что около половины из них утверждали, что их родителям пришлось столкнуться с непониманием родственников при выборе партнера другой этнической принадлежности, на что могло оказать влияние напряженная этническая атмосфера между русскими и татарами и сепаратиские настроение в Татарстане в 80-90 годах.
Помимо этого, респонденты не чувствовали на себя какого-либо давления и вполне комфортно отзывались об ощущениях своей двойной этничности и отсутствием каких-либо проблем связанных с этим, что так же можно объяснить достаточно дружескими отношениями между русским и татарским этносом на данный момент и относительно небольшой культурной разницей между ними.
Таким образом, смешанная этническая идентичность выходцев из русско-татарских семей имеет сложное строение, на которое оказывает влияние множество факторов и свои специфические особенности самовосприятия. Данная тема безусловно является актуальной на данный период времени, поскольку смешанные русско-татарские браки достаточно распространены и составляют пятую часть от заключаемых браков в Республике Татарстан, следовательно, крупная часть населения имеет или будет иметь в скором будущем смешанное русско -татарское происхождение, а потому данная тема требует более глубокого научного изучения.


1. Аклаев А.Р. Язык и этническое самосознание греков Грузии : (По материалам исслед. в Цалкск. р-не ГССР) : автореферат. Ин-т этнографии. // Москва, 1989. С. 19
2. Аминов А.М. Татарская и русская народная культура. // Казань, 1998.
С. 57.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для высших учебных заведений. 3-е изд. перераб. и доп. //
Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 2005. С. 303
4. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности. // Самара: Бахрах- М, 2003. С.67-69
5. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов // Москва: Аспект пресс, 1999. С. 115-123
6. Бадмаев В. Глобализация и «столкновение идентичностей»: современный дискурс. [Электронный ресурс] // URL: httpy/www.rags.ru/akadem/2005/36-2005-81 (дата обращения:
25.04.2019) .
7. Барбашин М. Ю. Современный западный примордиализм: методологические проблемы в изучении этничности. // Гуманитарный ежегодник, No. 10, 2011, С. 362—371
8. Васильева Г.П. История этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке. Конец XVIII-XX века : Очерки / Г.П. Васильева; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. // М. : Наука, 2003. С. 115-117
9. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 27. Россияне о межэтнических браках [Электронный ресурс] // Сова: Информационно-аналитический центр.
2010. 27 авг. URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/ discussions/2010/08/d19632/ (дата обращения: 01.05.2019).
10. Габдрафикова Л. Смешанные браки 100 лет назад: женитьба «вслепую», сословно-национальные противоречия и советская ассимиляция. // [Электронный ресурс] URL: https://realnoevremya.ru/articles/49902
11. Ганцкая О.А. Семья - предмет этнографического изучения. Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований, 1982-1983 гг.: Тезисы докладов. // Черновцы, 1984.
С. 212-214.
12. Данные Итогов Всероссийской переписи населения 2010: Население наиболее многочисленных национальностей по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации. // [Электронный ресурс] URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pu
b-04-11.pdf
13. Данные Итогов Всероссийской переписи населения 2002 года // [Электронный ресурс] URL:
http ://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/census_and_resear ching/census/national_census_2002/
14. Данные управления записи актов гражданского состояния кабинета министров Республики Татарстан // [Электронный ресурс] URL: http://zags.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1727006.pdf (Дата обращения:
15.04.2019)
15. Дегтярёв Г. М., Колотило Л. Г. Этногенез — явление космическое. К 25-летию пассионарной теории этногенеза // Ленинградский университет. 1990. С. 120-128
16. Доклад начальника Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан Э.А.Зариповой «О деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Республике Татарстан в 2009 году и задачах на 2010 год» //[Электронный ресурс] URL:
http ://zags.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_42504.pdf
17. Европейское социальное исследование (ESS), 2014 год. // URL: https://iq.hse.ru/news/204070771.html (Дата обращения: 04.05.2019)
18. Интервью с начальником управления ЗАГС, опубл. информационным агенством «Татар-информ» 15.07.2010 // [Электронный ресурс] URL: https://www.tatar-inform.ru/news/2010/07/15/227702
19. Козлов В.И. Национальности СССР. Этнографический обзор. // М.: Финансы и статистика. 1982. C. 215-216
20. Козлов В.И. Этнические и этно-социальные категории: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 6:. // М.: ИЭА РАН, 1995. С. 45
21. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. // М., Старый сад. 1999. С. 243
22. Лебедева НМ. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. // М.: Старый сад, 1997. С.183
23. Мусина Р.Н. Республика Татарстан: межэтнические отношения, этничность и государственность // Современные межнациональные процессы в ТССР. Казань, 1991. С.143-147.
24. Низамова Л.Р. Межкультурные взаимодействия в республике Татарстан: «свои» и «чужие». Ученые записки Казанского Университета // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnye-vzaimodeystviya-v- respublike-tatarstan-svoi-i-chuzhie-v-massovom-soznanii (Дата обращения: 12.04.2019)
25. Отчёт об итогах работы Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан за 2015 год // [Электронный ресурс] URL: http ://zags.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_435733.pdf (Дата обращения:
04.05.2019)
26.Отчёт об итогах работы Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан за 2015 год // [Электронный ресурс] URL: http://zags.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1727006.pdf (Дата обращения:
24.04.2019)
27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Педагогика // Пресс, 1999.
С. 322-330
28. Пивоев В.М. Этнос и нация: проблемы идентификации // Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С.101
29. Садохин А.П. Этнология: учебник для студентов вузов. // М.: Гардарики, 2004. С.353-356
30. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. // М.: Смысл. 1998. С. 254-256
31. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. // М.: Смысл. 1998. С. 177
32. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. // М.: Институт психологии РАН, Академический проект, 2000. С. 236.
33. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической' идентичности // М: «Аспект Пресс», 2004. С. 84-85
34. Столярова Г. Р. Феномен межэтнического взаимодействия (Опыт постсоветского Татарстана) : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 // Казань, 2004
35. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публикация. // М., Наука, 2001 С. 21
36. Тишков В.А Очерки теории и политики этничности в России. // М.: Русский мир, 1997. С. 252-254
37. Шведов С.С. Проблемы культурной и этнической идентичности (подходы и решения западной социологии) // Социальноэкономические проблемы культуры. М., 1991. С.177
38. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей // Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. М.: Новое издательство, 2006 С. 188
39. Этногенез и биосфера Земли. / Под ред. канд. геогр. наук К. П. Иванова. // М., 1987. С. 23-24
40. Якобсон А.Л. Этнические интересы и проблемы- национальнотерриториальной политики // Журнал социологии, 1999 С. 19-25

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ