Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной работе

Работа №37014

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
603
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития внимания детей младших классов средствами технологии «хэндмэйд» 8
1.1. Содержательная характеристика понятия «внимание»: виды, критерии,
свойства 8
1.2. Особенности развития внимания у младших школьников средствами
технологии «хэндмэйд» 16
1.3. Педагогический потенциал технологии «хэндмэйд» в развитии внимания
средствами во внеклассной работе 25
Выводы по I главе 33
Глава II. Педагогическое обеспечение развития внимания младших школьников средствами технологии «хэндмэйд» во внеклассной деятельности 35
2.1. Организация и методики исследования, анализ результатов
констатирующего этапа эксперимента 35
2.2. Программа по развитию внимания младших школьников «Коллекция идей» 46
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 53
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения


Актуальность исследования. Значимость внимания в жизни человека, бесспорно, очевидна. Интенсивный темп жизни, большой поток информации, развитие человеческих контактов приводят к росту объема знаний, так нужных человеку.
Проблема исследования развития внимания в наше время становится все более важной. Это, в первую очередь, это связано с высоким темпом жизни ребенка, где основной проблемой становится формирование подходящих условий не только с целью учебы, но и с целью внеучебной деятельности. Общеизвестно, то, что в настоящий период школьная программа насыщена и трудна, и довольно сложно бывает ребенку, который никак не сконцентрирован, никак не может сосредоточиться на деталях, не усидчив, рассеян и не внимателен. В жизни немаловажно обладать способностью активно сосредотачиваться на чем-то конкретном, отбросив все без исключения случайное и не нужное. По этой причине крайне необходимо совершенствовать у ребенка произвольное внимание. Внимание считается одним из явлений ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Данное психическое действие, нацеленное на содержание образа, мысли или иного явления. Внимание представляет значительную роль в регуляции умственной активности. Оно концентрирует, ориентирует сознание человека в этот момент времени на каком-то настоящем либо идеальном объекте - предмете, явлении, событии, образе, мысли. Внимание занимает особенное место из числа психических явлений, выступая неотъемлемой составляющей познания, чувства и воли.
В целях повышения успеваемости ребенка младшего школьного возраста, необходимо развивать внимание не только на занятиях, но и во внеклассной работе. Внеклассная работа — это организация педагогом разных видов деятельности детей во внеклассное время, которые обеспечивают необходимые условия с целью социализации личности ребенка. Она предполагает множество различных типов работы и обладает немалыми возможностями воспитательного воздействия на детей. Во- первых, разнообразная внеклассная работа содействует многогранному выявлению многосторонних способностей детей, которые не всегда получается разглядеть на уроке. Во-вторых, вовлечение в разнообразные виды внеклассной деятельности обогащает личный опыт детей, их познания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок обретает необходимые практические умения и навыки. В-третьих, внеклассная воспитательная работа способствует формированию наиболее благоприятного периода для формирования внимания - младший школьный возраст. Внимание занимает особое значение в восприятии, понимании и усвоении школьниками изучаемого на занятиях материала. Многие проблемы, возникающие в учении, непосредственно связаны с недостатком развития внимания [7].
Основной особенностью ребенка в младших классах является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, - он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено.
Актуальность темы исследования определена необходимостью разрешения противоречия между значимостью развития внимания у младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью использования разнообразных форм и методов развития внимания младших школьников во внеклассной работе средствами технологии «хэндмэйд», с другой.
Проблема исследования: каково содержание, формы и методы развития внимания средствами технологии «хэндмэйд» во внеклассной работе.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие внимания детей младшего школьного возраста во внеклассной работе средствами технологии «хэндмэйд».
Объект исследования - процесс развития внимания младших школьников.
Предмет исследования - содержание, формы и методы развития внимания детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности средствами технологии «хэндмэйд».
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития внимания у младших школьников средствами технологии «хэндмэйд» во внеклассной деятельности может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «внимание»;
- учитывать особенности развития внимания детей младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмэйд» во внеклассной деятельности;
- разработать и апробировать развивающую программу «Коллекция идей» с целью развития внимания младших школьников средствами технологии «хэндмэйд» во внеклассной работе.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе исследования проблемы внимания в зарубежных и отечественных концепциях раскрыть психолого-педагогические характеристики понятия «внимание»;
2) определить особенности развития внимания младших школьников;
3) раскрыть содержание, формы и методы развития внимания у младших школьников во внеклассной работе;
4) разработать и экспериментально проверить эффективность программы «Коллекция идей», направленно на развитие внимания младших школьников во внеклассной работе средствами технологии «хэндмэйд».
Методологическая база исследования основана на концепциях в отечественной, зарубежной педагогики и психологии, раскрывающих основные положения развития внимания. Исследование основано на трудах таких ученых, как Н.Л. Агнесовой [2], Б.Г. Ананьева [3], Л.И. Габдулиной [11], П.Я. Гальперин [10], С. Л. Кобыльницкая [10], В.Я. Дормашев и Ю.Б. Гиппенрейтер [14], А.Р. Лурия [23], С.Л. Рубинштейн [37] и К.Д. Ушинский [51] и др.
В соответствии с целью и задачами исследованиями нами были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: диагностическое тестирование с использованием таких методик как:
- методика «Кольца Ландольта»[10], предназначенная для изучения распределения внимания младших школьников;
- тест Мюнстенберга [10], предназначенный для определения избирательности внимания;
- методика Гальперина П.Я., Кабылицкой С.Л. «Методика изучения уровня устойчивости внимания» [10], предназначенная для определения уровня устойчивости внимания у младших школьников.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал МБУО «Средняя общеобразовательная школа №49» Ново-Савиновского района, г. Казани Республики Татарстан. Выборку составили 24 учащихся в возрасте 9 -10 лет (3 класс).
Этапы исследования. На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической и психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались программа развития внимания с детьми младшего школьного возраста средствами «хэндмэйд» во внеклассной деятельности.
На третьем этапе (обобщающем) проводился контрольный этап исследования, осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы развития внимания детей младшего школьного возраста работы средствами технологии «хэндмэйд», которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретических представлений по вопросу развития внимания детей младшего школьного возраста средствами технологии «хэндмэйд» во внеклассной деятельности, уточнении средств организации работы педагогов во внеклассной работе по данному направлению.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Коллекция идей» может использоваться в практике учреждений образования педагогами с детьми младшего школьного возраста.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Материалы исследования прошли апробацию:
- Принята статья на тему «Развитие внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд»» в сборник статей «Актуальные проблемы педагогики и психологии» 2019г..


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представленное в работе исследование было проведено на тему: «Развитие внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд».
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм, методов, средств, обеспечивающих эффективное развитие внимания у младших школьников средствами «хэндмэйд» во внеклассной деятельности.
Исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе исследования проблемы внимания в зарубежных и отечественных концепциях, раскрыть психолого-педагогические характеристики понятия «внимание»;
2) определить особенности развития внимания младших школьников;
3) проанализировать средства «хэндмейд» применяемые для развития внимания младших школьников;
4) разработать и внедрить в практику развивающую программу «Коллекция идей», включающую разнообразные средства «хэндмейд» направленные на развитие внимания младших школьников.
Обзор зарубежных и отечественных теорий внимания, представленный выше, демонстрирует тот факт, что внимание чаще всего пытались свести к чему-нибудь другому: к эмоциям, к апперцепции, к организации со знания, к психической активности вообще и деятельности различения в частности или просто к мышечному усилию, как к источнику дополнительной интенсивности, то есть внимание в качестве самостоятельного процесса никогда не признавалось.
Исследовав ключевые научные концепции внимания, мы придерживаемся точки зрения Л.С. Выготского, и под вниманием будем понимать сосредоточенность деятельности субъекта в данный период времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание. Само это внимание становится более сильным и более устойчивым. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием. Слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость обуславливает то, что дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и прежде всего их активным умственным трудом.
Организация деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности — внимательность. Тематическими направлениями занятий с использованием средств «хэндмейд» предназначенными для развития внимания младших школьников могут быть обучение декоративному рисунку, лепка, аппликация и оригами. Положительный результат будет только тогда, когда ребенку это будет интересно, он будет полностью задействован, получит положительные эмоции от общения в коллективе и будет доволен результатом своей деятельности, то есть полученным конечным продуктом. Так же обязательным условием получения положительного результата является системный характер занятий.
Для достижения поставленной нами цели и подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено экспериментальное исследование подтверждающее необходимость и эффективность педагогического обеспечения развития внимания у младших школьников средствами «хэндмэйд» во внеклассной деятельности. В результате проведенного исследования мы получили следующие выводы:
Вывод по результатам, полученным на констатирующем этапе нашего исследования - в группе испытуемых младших школьников у большинства детей средний уровень распределения, избирательности и устойчивости внимания. Поученные на констатирующем этапе исследования результаты, говорят о том, что начальный уровень развития внимания младших школьников недостаточно в испытуемой группе недостаточно высок. По наблюдению в ходе проведения испытаний можно сказать, что большинство детей испытывали затруднения в ходе выполнения заданий. Так же необходимо отметить, что из беседы с педагогами мы выяснили, тот факт, что младшие школьники в данной группе имеют среднюю успеваемость в учебной деятельности.
На формирующем этапе нашего эксперимента была разработана программа занятий в объеме 24 внеурочных часов, направленная на развитие внимания учащихся средствами технологии «хэндмейд» в форме кружка «Коллекция идей». Цель программы заключается в развитии внимания детей младшего школьного возраста, в частности, развитие распределения, избирательности и устойчивости внимания средствами технологии «хэндмейд».
Развитие характеристик внимания - распределения, устойчивости и избирательности, реализовывается за счет следующих действий:
- развитие устойчивости внимания проявляется в длительном удерживании внимания на чем-либо при выполнении эскиза, рисунка, поделки;
- развитие распределения внимания реализовывается за счет необходимости удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, параллельно выполняя несколько различных действий;
- развитие избирательности реализовывается в момент составления орнамента, в процессе выделения основных повторяющихся элементов, либо повторяющихся действий в схемах оригами.
Заключительная задача эксперимента состоит в том, чтобы опытным путём проверить эффективность разработанной программы развития внимания младших школьников. Анализируя данные результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, мы можем сказать, что после проведения занятий по программе «Коллекция идей» в группе детей появились младшие школьники с очень высоким уровнем распределения внимания. Число детей с высоким уровнем распределения внимания в группе выросло до 39%, тогда как до проведения занятий их было всего 8%. Большинство младших школьников по по-прежнему имеют средний уровень распределения внимания. Однако следует отметить и то, что после проведения занятий в группе не стало детей с низким уровнем развития распределения внимания.
Применив параметрический критерий t - Стьюдента для зависимых выборок, мы подтвердили значимые различия между уровнем распределения, уровнем избирательности и уровнем устойчивости внимания у младших школьников и подтвердили гипотезу, выдвинутую нами в начале нашего исследования: эффективность развития у младших школьников внимания средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной деятельности может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики понятия «внимания»;
- учитывать особенности детей младшего школьного возраста в процессе развития внимания средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной деятельности;
- разработать и внедрить в практику развивающую программу «Коллекция идей», с целью развития внимания младших школьников средствами технологии «хэндмейд» во внеклассной деятельности.



1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2- е перераб. и доп. -СПб.: Михайлова В.А., 2016. - 379 с.
2. Агеносова, Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей школьного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов». М., «Просвещение», 1964. - 76с.
3. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника [Текст] /Б.Г. Ананьев. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1964. -86 с.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ Под р ед. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. / под ред. А. В. Петровского. -Изд. 2-е ,испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -287 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.
пособие для студ. вы сш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин. - М.: «Академия», 2016. -368 с.
7. Волокитина, М. Н. Очерки психологии младшего школьника. -М.: «Академия», 2017. -287 с.
8. Высшее образование. Детская психология: Редактор-составитель Б. Д. Эльконин. - М.: «Академия» 2015. - 384 с.
9. Высшее образование. Социальная педагогика: Учеб.для ст уд. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: «Академия», 2014. -200 с.
10. Гальперин, П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: МГУ, 1974. - 154с.
11. Габдулина, Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Уч. пос. - Ростов-на-Дону, 2017. - 386с.
12. Гоноболин, Ф. Н. Внимание младшего школьника. В сб.: «Психология младшего школь ника». - М.: АПН РСФСР, 1960. - 284с.
13. Деятельность. Сознание. Личность. Психология / Леонтьев. А. Н / М.: Политиздат, 1975. - 304с.
14. Дормашев, В.Я., Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания. - М.: Академия, 2017. - 310с.
15. Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтъсва, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. - М.: Просвещение, 1976. - С.243-259.
16. Ермолаев, О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. - М.: Просвещение, 2016. - 154с.
17. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2015. - 34 с.
18. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. - Ростов н/Д.: Русь, 2015. - 288 с.
19. Лехтман-Абрамович, Р. Я. Воспитание внимания у школьника. В сб.: «Начальная школа», ч. I. - М.: АПН РСФСР, 1948. - 125с.
20. Леонтьев, А. Н. Умственное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1950. - 110с.
21. Леонтъев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М.: Просвещение, 1987. - Т. 1. - С. 134-135.
22. Линдсей, Г., Халл, К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия общей психологии. Психология мышления: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. - М.: Издательство Московского университета, 1981. -С. 56
70.
23. Лурия, А. Р. Внимание и память. - М.: Просвещение, 1975. - 145с.
24. Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: «Просвещение», 1971. - 415 с.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология. - М.: Знание, 2015. - 592с.
26. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие / Под ред. И.В. Дубровной. - М.: Просвещение, 2016. - 208 с.
27. Немов, Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие ос новы психологии. Воображение / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2014. - С.260-271.
28. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. - М.: Наука 2017. - С.80-100.
29. Николаенко, Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2017. - 288 с.
30. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2015. - 517 с.
31. Найссер, У. Познание и реальность. - М.: Просвещение, 1981. -520с.
32. Петровский, А.В. Роль фантазии в развитии личности. - М.: «Знание». 1961. - 47 с.
33. Петухова, Т. В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. //Ученые записки Пятигорского педагогического института. - 2015. - Т. 9. - 185с.
34. Психология внимания / Под ред. Дормашева Ю.Б., Романова В.Я. М.:МГУ, 2015. - 210с.
35. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2015. - 320с.
36. Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение 2016. - 118с.
37. Рубинштейн, С. Л. Внимание и его воспитание. - М., 1972. - 140с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - Спб., 2015. - 712с.
39. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. - 291 с.
40. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Леонтьева А. Н. - М., МГУ,
1979. - 450с.
Электронные ресурсы
41. Внеклассная деятельность: виды, формы организации,
образовательные результаты [Электронный ресурс] : Абдрахманова А. М. / - 41 кб. : 2017 г. // Режим доступа: http://nsportal.ru. Дата обращения:
25.03.2019
42. Возрастные особенности современных школьников [Электронный ресурс] : // Режим доступа : http://xreferat.com. Дата обращения: 12.04.2019
43. Национальная психологическая энциклопедия
http://vocabulary.ru/termin/tvorchestvo.html Дата об ращения: 19.03.2019
44. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии
РАН. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. // Режим
доступа:Ы^:/ЭрЫЛ.т Дата обращения: 05.03.2019
45. Особенности раз вития детей младшего школьного возраста группы риска [Электронный ресурс] : Кириченко С. И. // Режим доступа: http://nsportal.ru. Дата обращения: 12.03.2019
46. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и
дополнительного образования [Электронный ресурс] : Образовательная политика: / А. Г. Асмолов. // Режим доступа: http://www.firo.ru. Дата обращения: 24.02.2019
47. Психология детей школьного возраста [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://psytheater.com. Дата обращ ения: 12.04.2019
48. Теория личности А.Н. Леонтьева [Электронный ресурс]: Леоньтьев Д. А.// Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles. Дата обращения: 12.02.2019
49. Титченер, Э. Б. Очерки психологии. С.-Пб, 1898. // Режим
доступа: https://www.psychology.ru/library/00057.shtml. Дата обращения: 15.02.2019
50. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике http://psychology_pedagogy.academic.ru/ Дата обращения: 25.03.2019
51. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология: В 2 т. // Избр.
пед. тр. - М., 1954. - Т. II. - С. 338-344. // Режим доступа:
http://www.psychologos.ru/articles. Дата обращения: 25.03.2019


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ