Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (Красноуфимский педагогический колледж)

Работа №37006

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
561
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному и речевому направлениям развития воспитанников» г. Красноуфимска. В исследование приняло участие 20 воспитанников старшей группы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Тезаурус 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕСЕДЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Программные требования к диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (на примере программ «От рождения до школы», «Детство») 7
1.2 Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3 Обучение диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством беседы 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСЕДЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1 Диагностика уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2 Комплекс методических материалов, направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством беседы 29
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Актуальность исследования. В новых социальных и экономических условиях развития государственности возрастает значение и требования к формированию социально-активной, культурной и духовно богатой личности. Одним из основных условий этого процесса является получение выпускниками умений и навыков свободно и грамотно владеть родным языком, прежде всего, диалогической формой речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в главе 2.6 указано на необходимость обеспечения развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе и развитие диалогической речи согласно целей и задач образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». В дошкольных образовательных организациях для развития речи старших дошкольников в образовательном процессе должен использоваться весь спектр словесных методов обучения, в том числе и беседа. Беседа учит ребенка более системно мыслить, высказывать свои суждения, связывать факты, намечать несложные выводы и т.д. Беседа с коллективом детей старшего дошкольного возраста объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища. Однако, в настоящее время развитию диалогической речи дошкольников посредством применения метода беседы уделяется недостаточное внимание.
Возникает противоречие между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (п. 2.6) к уровню развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста и недостаточным применением метода беседы в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации. На это указывают исследователи детской речи такие, как А.Г. Арушанова, Е. Горшкова и др.
В этой связи проблема исследования заключается в поиске оптимальных путей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода беседы.
Объект исследования – процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством применения метода беседы.
Цель работы  проанализировать теоретико-методические аспекты проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста на основе беседы, разработать комплект технологических карт НОД детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить программные требования к развитию диалогической речи детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности применения метода беседы для обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать диагностические материалы по выявлению уровня диалогической речи старших дошкольников
4. Разработать комплект технологических карт НОД, направленных на обучение диалогической речи старших дошкольников посредством беседы.
5. Составить методические рекомендации по формированию диалогической речи на основе применения метода беседы.
Методы исследования:
теоретические – изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации;
эмпирические – диагностические методики.
Методологическую основу работы составили научные труды ученых, изучающих диалог – Л.П. Якубинского, В.Ф. Беркова, Т.Г. Винокур и др.; раскрывающих проблему развития диалогической речи у детей дошкольного возраста – А.Г. Арушановой, Е.И. Тихеевой, В.И. Яшиной и др.; применение беседы как метода обучения диалогической речи –К.А. Ефимовой, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлевой и др.
Структура: введение, две главы, последовательно раскрывающие тему работы, заключение, список информационных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы работа бесспорна, так именно диалогическая речь определяет успешное психическое и личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования было установлено, что диалог необходимо рассматривать в контексте более широкой категории – коммуникативной концепции или социологически-психологической компетентности, которую следует понимать, как развивающий целостный жизненный опыт, осознанный и этически упорядоченный индивидом. Любая межличностная ситуация может быть рассмотрена с позиции ряда устойчивых черт, присущих человеческому взаимодействию
Основная цель развития диалогической речи детей является умение использовать диалог как форму общения. Методы и приемы, используемые для развития диалогической речи очень разнообразны и если учитывать все принципы и особенности процесса, можно добиться хороших результатов в этом направлении. Основным методом развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста является беседа.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения дошкольников. Подойти к беседе можно различно – от воспоминания, рассказа, картинки, игрушки, от предмета, находящегося в группе и связанного с экскурсией или темой беседы. Важно только, чтобы педагог началом беседы направил внимание детей на соответствующие образы, возбудил мысль и обеспечил интерес. До проведения беседы детям читают художественную литературу по ее теме, проводят наблюдения на прогулке, рассматривают картинки на эту тему, то есть содействуют накоплению у ребенка конкретных точных наглядных впечатлений по данной теме. В зависимости от темы, от доступности материала, от состава группы воспитатель непосредственно участвует в беседе в большей или меньшей степени. При этом он не должен подавлять детских высказываний.
С целью изучения особенностей применения метода беседы в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста было необходимо определить состояние развития диалогической речи дошкольников. В ходе проведенной работы были отобраны и описаны в параграфе 2.1 диагностические методики, позволяющие определить уровень развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения научных источников и методической литературы мы установили, высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора, прежде всего, внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 541 с.
2. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Арушанова // Вопросы языкознания. – 2016. – № 5. – С. 51-59.
3. Бережнова, О.В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: метод. пособие / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева. – М.: Цветной мир, 2013. – 144 с.
4. Берков, В.Ф. Культура диалога: Учеб.-метод. пособие / В.Ф. Берков. – Мн.: Новое знание, 2002. – 152 с.
5. Бизикова, О. Развитие речи дошкольников в игре / О. Бизикова // Педагогические исследования. – 2016. –№2. – С. 112-116.
6. Божович, Л.И. Личность и формирование в детском возрасте: психологические исследования / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
7. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 335 с.
8. Ветрова, С.И. Средства развития речевой успешности дошкольников / С.И. Ветрова // Вопросы языкознания. – 2016. – №4. – С. 87-88.
9. Винокур, Т.Г. Диалог // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997. – С. 119-120.
10. Волков, Б.С., Волкова, Н. В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
11. Галиева, Е.В., Бартош, Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Галиева, Н.Н. Бартош // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. – Т. 5. – №2(15). – С. 24-29.
12. Гаффорова, Р.А., Зайдуллина, Г.Г. Изучение сформированности положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / Р.А. Гаффорова, Г.Г. Зайдуллина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Отв.ред. Ю.В. Безбородова. – Нижневартовск: НВГУ, 2014. – С. 163-167.
13. Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 28-32.
14. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 85-88.
15. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»», 2014. – 280 с.
16. Ефимова, К.А. Диалогическая речь и педагогические условия ее воспитания / К.А. Ефимова // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 96-99.
17. Зайдуллина, Г.Г. Причины отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста / Г.Г. Зайдуллина // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. – № 4. –С. 24-31.
18. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Инфра-М, 2015. – 487 с.
19. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 12-19
20. Ковалева, А.А. Формирование речевой культуры у детей раннего возраста / А.А. Ковалева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №2. – С. 42-48.
21. Крагшвина, Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Л.М. Крагшвина // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М, 2007. – С. 86-87.
22. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова //Дошкольное воспитание. – № 3. – 2009. – С. 17-24.
23. Левшина, Н.И., Градусова, Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников / Н.И. Левшина, Л.В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2-9. – С. 1988-1992.
24. Лиман, Н.А. Познавательное развитие старших дошкольников / Н.А. Лиман. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 225 с.
25. Любимова, Л.В. Проектирование образовательного процесса в ДОУ в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования / Л.В. Любимова // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 35-39.
26. Нижегородцева, Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте: Учебное пособие / Н.В. Нижегородцева. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. – 247 с.
27. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Л.В. Омельченко // Детский сад от А до Я. – 2014. – №4. – С. 24-29.
28. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70512244/paragraph/76:0 (Дата обращения: 04.11.2018).
30. Рогова, И.М. Проблема развития диалогической речи дошкольников в историческом аспекте / И.М. Рогова. – 2016. – №7. – С. 76-79.
31. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учеб.-практич. пособие для бакалавров / под ред. В. Д. Черняк. – М., 2012. – 463 с.
32. Сазонова, Н.П. Лекционные и семинарские занятия по дошкольной педагогике / учебное пособие для студентов педагогических факультетов / Н.П. Сазонова. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 381 с.
33. Слонь, О.В. Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр / О.В. Слонь // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №5-4. – С. 132-134.
34. Соколова, Т.С. Приемы развития диалогической речи дошкольников на занятиях в детском саду / Т.С. Соколова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №9. – С. 21-26.
35. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Г. Соловьева // Воспитание дошкольников. – № 1. – 2012. – С. 62-69.
36. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Н.А. Стародубова. – 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
37. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
38. Тихеева, Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. – СПб.: Питер, 2010. – 359 с.
39. Терентьева, Ю.В. Диалогическая речь как предмет научного исследования / Ю.В. Терентьева // Вопросы языкознания. – 2017. – №2. – С. 74-77.
40. Тюстина, Г.Г. Методика взаимодействия с ребенком в период адаптации к условиям ДОО // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневартовск: НВГУ, 2015. – С. 398-401.
41. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/err-001/err-001.htm#hid1 (Дата обращения: 04.11.2018).
42. Юрчик, Р.О. Диалогическая речь как условие коммуникативной успешности дошкольников / Р.О. Юрчик // Детский сад от А до Я. – 2016. – №5. – С. 58-63.
43. Яковлева, Н.Г. Проблема развития диалогической речи в условиях реализации ФГОС ДОО / Н.Г. Яковлева // Педагогика. – 2017. – №4. – С. 63-69.
44. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. – М.: Наука, 1986. – 264 с.
45. Яцук, И.С. Коммуникативное развитие дошкольников в диалоге / И.С. Яцук // Педагогика. – 2017. – №1. – С. 92-94.
46. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ