Практическая реализация основных направлений патриотического воспитания молодежи (Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством изучения истории своего края, Смоленский Государственный Университет)
База исследования : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №12» города Смоленск (МБОУ СШ №12).
Много приложений.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического исследования процессов патриотического воспитания молодёжи 7
1.1 Генезис и эволюция патриотического воспитания, учащиеся молодёжи 7
1.2 Основные направления и формы патриотического воспитания современной молодёжи в Российской Федерации 14
1.3 Анализ практической работы общеобразовательных учреждений по патриотическому воспитанию школьников 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование «Патриотическое воспитание учащихся в МБОУ СШ №12» 29
2.1.Организация Патриотической деятельности в МБОУ СШ №12 29
2.2. Результаты проведённого педагогического исследования 33
2.3. Рекомендации по оптимизации условий, направлений патриотического воспитания учащейся молодёжи в МБОУ СШ №12 37
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Библиографический список 48
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3 55
Приложение 4 58
Актуальность исследования. Патриотизм по своей научной и социальной значимости может претендовать на роль одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Патриотическое воспитание молодежи во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении (ОУ).
В последнее десятилетие государство и общество предприняли определенные шаги по решению проблем патриотического воспитания. В частности, в начале 2000-х годов были сформированы и введены в действие первые Государственные программы пятилетнего цикла патриотического воспитания граждан Российской Федерации, и в 2003 принята первая «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации».
На сегодняшний день в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации актуальны: Закон РФ «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.
Все это свидетельствует о понимании на правительственном уровне важности решения задачи формирования патриотических ценностей. Благодаря этим нормативным документам определены приоритетные направления образования, одним из которых является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса и организация эффективного процесса патриотического воспитания.
В поисках решения данной проблемы особая роль отводится ОУ, в частности школе, которая является главным звеном в системе патриотического воспитания молодого поколения. Период обучения в школе является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на старших подростков.
Эффективное социально-экономическое развитие общества, государства невозможно без образования и воспитания молодежи в духе высокой нравственности. Одной из важных качеств личности составляет сформированное чувство патриотизма. Основу, которого должны заложить в школе. Чтобы наше государство развивалось и двигалось вперед необходимо формировать у молодежи, патриотическое сознание совместно с общественными институтами.
Патриот – это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, содействует прогрессу общества.
Согласно концепции государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», понятие патриотического воспитания представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проблема патриотического воспитания молодежи всегда была одной из ключевых задач государства.
Многие выдающиеся ученые, писатели, мыслители, педагоги, философы говорили о формировании патриотического воспитания у подрастающего поколения. Например: Аристотель [7, с. 87], Платон [18], Т. Гоббс, Д. Локк, М. В. Ломоносов [23 ], А.Н.Радищев[11, с. 150 ], Н.Г.Чернышевский [15, с. 131], Н.М.Карамзин, К.Д.Ушинский [26] и другие.
Проблема патриотического воспитания представлена в литературе и периодической печати достаточно широко. В этой связи стоит отметить таких исследователей как М. Л. Афанасьева, Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, Т. С. Комарова, А. М. Князев, В. Маркова, С. Е. Матушкин, А. В. Мудрик, Э. И. Сокольникова, В. Г. Нечаева, О. Сакавичене, С. Т. Шамкий и многие другие. Но, несмотря на имеющиеся исследования указанной проблемы, авторами изучаются отдельные стороны патриотического воспитания, и нет единой методической системы по организации такой работы в образовательном учреждении.
На основании вышеизложенных положений нами сформулированы следующие противоречия между:
-государственными целями на социализацию личности с развитыми гражданско-патриотическими качествами и неэффективности реализации этих ценностей в системе образования
-необходимостью осуществления систематической работы по патриотическому воспитанию школьников и недостаточной разработанностью теоретических аспектов данной проблемы в педагогической науке и неполное использование теоретических разработок в практической реализации.
Таким образом, результаты научных исследования, степень разработанности методики патриотического воспитания не соответствуют сегодняшним реалиям и тенденциям в социальной сфере по формированию гражданина России.
Объект исследования: патриотическое воспитание молодёжи.
Предмет исследования: практика реализации патриотического воспитания школьников в ОУ.
Цель исследования: в соответствии с анализом условий и факторов, влияющих на реализацию задач ОУ по патриотическому воспитанию учащиеся молодёжи, разработать и внедрить рекомендации по оптимизации учебно-воспитательной работы и повышение эффективности процесса воспитания молодого поколения патриотами родины.
Задачи исследования:
1. Изучить генезис и эволюцию патриотического воспитания учащиеся молодёжи.
2. Определить основные направления и формы патриотического воспитания современной молодёжи в РФ.
3. Проанализировать практическую работу образовательных учреждений (РФ) по патриотическому воспитанию школьников.
4. Проанализировать организацию патриотической деятельности в МБОУ СШ №12.
5. Провести педагогическое исследование и проанализировать его результаты.
6. Разработать рекомендации по оптимизации учебно-воспитательной работы и повышение эффективности процесса патриотического воспитания учащиеся молодежи МБОУ СШ №12.
Гипотеза исследования: процесс формирования патриотического воспитания в образовательном учреждении молодежи будет оптимален и эффективен, если будет проведён комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию старших подростков в школе, который будут включать в себя методы патриотического воспитания (методы формирования сознания, метод убеждения, метод примера) и формы патриотического воспитания (беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер).(вставить такие которые будут в курсовой работе)
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной литературы, обобщение, сравнение.
Практические: опрос (анкетирование, интервью), анализ статистических данных, анализ документов, наблюдение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Современная стратегия модернизации российского образования ставит своей целью обновление его содержания . Образование должно способствовать формированию у выпускника ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной и других сферах. Школьник должен научиться жить и работать в современном обществе в условиях глобализации. Важную роль в этом процессе играет патриотическое воспитание.
В рамках данного исследования был проведен теоретический анализ термина «патриотическое воспитание». Прежде всего, необходимо отметить многовековую историю данного явления, которая берет свое начало с античных времен и прошло в своем развитии четыре этапа становления. Сегодня это
одна из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающаяся в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеств, его истории, культуре, традициями, быту, в осознании своего нравственного долга перед ним. Данное направление занимает важное место в государственной политике. Это доказывается изданием подзаконных нормативно-правовых актов в области патриотического воспитания. Основным является «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». Практическое воплощение патриотического воспитания находит в различных формах воспитательной работы образовательных учреждений.
Был сделан вывод о существовании большого количества различных объединений и организаций, чья деятельность направлена на воспитание патриотизма у молодежи. Патриотическое является важнейшим направлением в воспитательной работе современной школы и строится на основании направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Мероприятия патриотической направленности проводятся в рамках: классно-урочной деятельности, внеурочной деятельности, творческо-поисковой деятельности, диагностической деятельности, изучения передового опыта.
Специфика организации патриотической деятельности среди молодежи был изучена на примере МБОУ СШ №12 г. Смоленска. В результате изучения был сделан вывод о системе работы по формированию патриотических качеств подрастающего поколения. Система работы планируется в рамках раздела Гражданско-патриотическое воспитание. Мероприятия данного направления проводятся в основном на уровне города. В качестве положительного момента отмечена систематическая работа школьного музея.
Для проверки эффективности имеющейся системы патриотического воспитания школы, было организовано педагогическое исследование. В качестве экспериментальной выбрана группа детей в количестве 20 человек, учеников 10 класса школы. Диагностический инструментарий представлен методиками: «Отечество моё – Россия», «Патриотизм. Как я его понимаю», «Отношение подростка к Отечеству».
Полученные данные позволили сделать вывод о неэффективной работе по воспитанию патриотических качеств у молодежи. Данный факт доказывают данные: 20% учащихся имеют частичное понимание патриотизма и пассивно относятся к своим обязанностям; 20% имеет низкий уровень положительного отношения к Отечеству; 15 % устойчиво негативно отзываются об Отечестве 15 % респондентов. В итоге был сделан вывод о необходимости перестроить систему работы по формированию патриотизма.
Для повышения уровня патриотической воспитанности и совершенствования воспитательной работы школы в данном направлении была предложена к внедрению программа «Патриотическое воспитание проект планируется во внеучебной деятельности. Конечной целью программы является: создание активно действующей системы патриотического воспитания школьников. Мероприятия программы запланированы по следующим направлениям: Связь поколений, Воспитываем патриота и гражданина России.
Темы мероприятий составлены так, чтобы повысить уровень патриотизма, выявленный в ходе диагностики.
Таким образом, был сделан вывод о том, что мероприятия патриотической направленности необходимо проводить в рамках разработанной программы на уровне школы
На основании данного заключения можно сделать вывод о выполнении всех поставленных задач и достижения цели исследования
1. Акутина С.П. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников/ С.П. Акутина, В.В. Николина// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- №3.- С.33.
2. Валькова М.В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления/ М.В. Валькова// Инновационные проекты и программы в образовании.- 2013.- №6.- С. 51
3. Васильев Г.Н. Организация внеклассной работы по краеведению/ Г.Н. Васильев// Исследователь.- 2014.- №1.- С. 45
4. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании // Xрестоматия по истории педагогики / сост. А. И. Пискунов. М., 1971.
5. Давыдов Н.Н. Управление процессами самоорганизации образовательного учреждения/ Н.Н. Давыдова// Образование и наука.- 2010.- №11.- С. 23
6. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / М.В. Ломоносов. — М.: Педагогика, 1991. — 234 с.
7. Лушников А. М. История педагогики: учебное пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд. Екатеринбург, 1994. – 231 с.
8. Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России/ Н.Д. Никандров// Образование и наука.- 2011.- №2.- С.3.
9. Педагогика и психология: учебник для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистого. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.- 325 с.
10. Подласый И. П. Педагогика: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 574 с.
11. Радищев А.Н. Полн. собр.соч.: В 2 т. - М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1938. - Т. 1. - 503 с.
12. Сухомлинский В. А. Из опыта работы сельской школы. М., 1959. – 368с.
13. Ушинский К Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. : в 11 т.М.-Л., 1948. Т. 2.
14. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Учпедгиз, 1950. - Т. 10. –
668 с.
15. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. / Под ред. В.Я. Кирпотина.— М.: ОГИЗ Госуд. изд-во худож. литер., 1947. - Т 3. - 884 с.
16. Взгляды Платона на воспитание [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://studfiles.net/ -(Дата обращения 12.04.2019).
17. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016–2020-gody.html (дата обращения: 31.10.2016).
18. Идея патриотизма в греческой философии [Электронный ресурс]
/Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ - (Дата обращения 12.04.2019).
19. Концептуальные вопросы деятельности Росвоенцентра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosvoencentrrf.ru.- (Дата обращения 12.04.2019)
20. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 год. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosvoencentrrf.ru.- (Дата обращения 12.04.2019)
21. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации http://docs.cntd.ru/document/90186759 (дата обращения: 31.04.2019).
22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]/ С.И. Ожегов//Словарики 2.0.Знания – сила. – Режим доступа: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/26996. - (Дата обращения 15.05.2019).
23. Патриотизм. Патриотическое воспитание [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://studfiles.net/.- (Дата обращения 13.04.2019).
24. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2019 г. №1897 [Электронный ресурс] //Федеральный портала Российское образование Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 19.01.2019)
25. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 02.05.2019 ).
26. Циулина, М.В К вопросу о воспитании патриотизма [Электронный ресурс]/ М.В. Циулина.- Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru/article %2047.html, свободный.- (дата обращения 17.05.2019)
27. .Шульженко М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/181/46664/.- (Дата обращения: 24.04.2019).