Автономия и личная ответственность в образовательном праве
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Развитие представлений об автономии как о правовом явлении в образовании 6
1.1. Автономия личности как право на принятие решения 6
1.2. Правовая автономия субъектов в образовательной среде 21
1.3. Автономия образовательной организации как один из основных принципов государственной политики РФ в области образования 33
Глава 2. Правовая характеристика личной ответственности в сфере образования 44
2.1. Личная ответственность как один из видов юридической
ответственности в праве 44
2.2. Правовая ответственность как гарантия прав и законных интересов
субъектов образовательных правоотношений 60
2.3. Неразрывность понятий «автономия» и «ответственность» в
образовательном праве 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Глава 1. Развитие представлений об автономии как о правовом явлении в образовании 6
1.1. Автономия личности как право на принятие решения 6
1.2. Правовая автономия субъектов в образовательной среде 21
1.3. Автономия образовательной организации как один из основных принципов государственной политики РФ в области образования 33
Глава 2. Правовая характеристика личной ответственности в сфере образования 44
2.1. Личная ответственность как один из видов юридической
ответственности в праве 44
2.2. Правовая ответственность как гарантия прав и законных интересов
субъектов образовательных правоотношений 60
2.3. Неразрывность понятий «автономия» и «ответственность» в
образовательном праве 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время важнейшей сферой общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняется.
Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.
Вопросы автономии и ответственности личности в образовательном праве являются крайне актуальными, поскольку сфера реализации конституционного права граждан России на образование не является кодифицированной, а нормативно-правовое регулирование данной сферы имеет пробелы и недочеты, которые требуют устранения посредством более детального изучения и принятия мер законотворческого, организационного и административного характеров.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе, в частности в работах А.Г. Чернявского, А.И. Шкатуллы и др., накоплен значительный опыт исследования вопросов в сфере автономии личности и образовательного права.
Целью данной работы является изучение явлений автономии и ответственности в сфере образовательного права.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить автономию личности как право на принятие решения;
- рассмотреть правовую автономию субъектов в образовательной среде;
- рассмотреть автономию образовательной организации как один из основных принципов государственной политики РФ в области образования;
- изучить личную ответственность как один из видов юридической ответственности в праве;
- рассмотреть правовую ответственность как гарантию прав и законных интересов субъектов образовательных правоотношений;
- изучить неразрывность понятий «автономия» и «ответственность» в образовательном праве.
Объектом исследования является сфера образовательного права.
Предметом исследования являются правовые явления автономии и ответственности в сфере образования.
Эмпирическую базу исследования составили официальные данные статистики, аналитические статьи, доклады и отчёты, опубликованные в источниках общего доступа сети Интернет.
Нормативную базу работы составляют нормы действующего законодательства и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, а также действующее законодательство Республики Татарстан.
При подготовке работы были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, диалектический, формально-логический, системный и т.д. В работе была использована статистическая информация, а также был проведен анализ имеющихся данных в периодических печатных изданиях и сети Интернет по состоянию изучаемой сферы на сегодняшний день.
Структура работы.В соответствии с целью и задачами исследования данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, охарактеризована степень ее разработанности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой было рассмотрено развитие представлений об автономии как о правовом явлении в образовании. Во второй главе была сформирована правовая характеристика личной ответственности в сфере образования.
В заключение подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и намечаются направления дальнейших исследований заявленной проблематики.
Общество стало меняться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений определяла будущую жизнь, детям предстояло во многом повторить жизнедеятельность своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями и в общечеловеческих ценностях, и в образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах.
Вопросы автономии и ответственности личности в образовательном праве являются крайне актуальными, поскольку сфера реализации конституционного права граждан России на образование не является кодифицированной, а нормативно-правовое регулирование данной сферы имеет пробелы и недочеты, которые требуют устранения посредством более детального изучения и принятия мер законотворческого, организационного и административного характеров.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе, в частности в работах А.Г. Чернявского, А.И. Шкатуллы и др., накоплен значительный опыт исследования вопросов в сфере автономии личности и образовательного права.
Целью данной работы является изучение явлений автономии и ответственности в сфере образовательного права.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить автономию личности как право на принятие решения;
- рассмотреть правовую автономию субъектов в образовательной среде;
- рассмотреть автономию образовательной организации как один из основных принципов государственной политики РФ в области образования;
- изучить личную ответственность как один из видов юридической ответственности в праве;
- рассмотреть правовую ответственность как гарантию прав и законных интересов субъектов образовательных правоотношений;
- изучить неразрывность понятий «автономия» и «ответственность» в образовательном праве.
Объектом исследования является сфера образовательного права.
Предметом исследования являются правовые явления автономии и ответственности в сфере образования.
Эмпирическую базу исследования составили официальные данные статистики, аналитические статьи, доклады и отчёты, опубликованные в источниках общего доступа сети Интернет.
Нормативную базу работы составляют нормы действующего законодательства и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, а также действующее законодательство Республики Татарстан.
При подготовке работы были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, диалектический, формально-логический, системный и т.д. В работе была использована статистическая информация, а также был проведен анализ имеющихся данных в периодических печатных изданиях и сети Интернет по состоянию изучаемой сферы на сегодняшний день.
Структура работы.В соответствии с целью и задачами исследования данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, охарактеризована степень ее разработанности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
В первой было рассмотрено развитие представлений об автономии как о правовом явлении в образовании. Во второй главе была сформирована правовая характеристика личной ответственности в сфере образования.
В заключение подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и намечаются направления дальнейших исследований заявленной проблематики.
По итогам проведенного исследования можно резюмировать следующее.
Автономия личности является одним из базовых принципов, на которых строится система образования. Способность субъектов образовательных правоотношений самоопределяться, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои поступки является фундаментом, на котором строится образовательный процесс.
Принцип автономии является одним из основных принципов деятельности образовательной организации. Использование понятия автономии образовательных организаций необходимо для более точного разграничения компетенции государственных органов управления образованием и органов управления образовательными организациями.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Стоит отметить, что личная ответственность, то есть способность человека нести негативные или позитивные последствия своих поступков, является разновидностью гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, правовые явления «личностная автономия» и «ответственность» неразделимы в контексте образовательного права.
Автономия личности является одним из базовых принципов, на которых строится система образования. Способность субъектов образовательных правоотношений самоопределяться, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свои поступки является фундаментом, на котором строится образовательный процесс.
Принцип автономии является одним из основных принципов деятельности образовательной организации. Использование понятия автономии образовательных организаций необходимо для более точного разграничения компетенции государственных органов управления образованием и органов управления образовательными организациями.
В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
Стоит отметить, что личная ответственность, то есть способность человека нести негативные или позитивные последствия своих поступков, является разновидностью гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, правовые явления «личностная автономия» и «ответственность» неразделимы в контексте образовательного права.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В НОРМАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Социально-экономические и культурные права, свободы
и обязанности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Баланс интересов в гражданском праве России и его обеспечение в
договорных отношениях
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Институт уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Право на достоинство несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА И ЕГО ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2008



