Объект исследования - ООО «Омское зерно» (г. Омск).
Вид деятельности - оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных.
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Сделана оценка конкурентоспособности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Коммуникационные процессы в организации 5
1.2.Роль коммуникационной системы в управлении 11
2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ООО «ОМСКОЕ ЗЕРНО» 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия 18
2.3. Анализ системы коммуникаций в организации 26
2.4. Повышение эффективности информационного обеспечения стратегической системы управления предприятия 33
Заключение 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
В последнее время, которое связано со значительными преобразованиями в экономике России, всё больше ценят умения предприятий приходить к взаимопониманию и сотрудничеству с контактными аудиториями, в составе которых живет, работает, конфликтует их персонал. Поэтому практически нет организаций, у которых отсутствовали бы коммуникационные проблемы и необходимость их профессионально решать. Исходя из этого, формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций на предприятиях составляют одну из важных задач в управлении.
Управление в любых компаниях реализуют через персонал. Одним из существенных инструментов управления в руках руководства (менеджеров) выступают имеющиеся в их ведении сведения. Действительно, обмен информацией включается как важное звено во все главные виды деятельности предприятий, значит, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это отрицательно отражается на работе всей компании.
Стратегическое управление коммуникациями исследует перспективы организации, создает рычаги для наиболее эффективного воздействия на организацию как на единое целое с учетом характера ее функционирования в обществе и принятых кратко- и долгосрочных решений.
Исходя из актуальности данного вопроса, целью настоящей работы является исследование коммуникаций в системе стратегического управления организацией на примере ООО «Омское зерно».
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы управления коммуникациями организации;
провести анализ организационных коммуникаций в ООО «Омское зерно», выявить их недостатки;
разработать предложения, направленные на совершенствование стратегического управления коммуникациями в исследуемой организации ООО «Омское зерно».
Объект исследования работы коммуникации в организации, предмет – основные аспекты стратегического управления коммуникациями в организации на примере ООО «Омское зерно».
Коммуникации как обязательную составную часть менеджмента стали рассматривать в рамках стратегического управления организацией, когда выяснилось, что современный бизнес зависит не только от экономических, но и от ряда других факторов, весьма зависимых от хорошо налаженной в организации коммуникации.
Для написания работы использовалась литература отечественных и зарубежных авторов по вопросам стратегического и коммуникационного менеджмента. Для построения теоретической части исследования особую помощь оказали работы таких авторов, как Пашенцев Е.Н., Пластинина В.Г., Почепцов Г.Г., Рева В.Е., Федотова М.Г. и др.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной и литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, описание, контент-анализ современной периодической печати в области организационных коммуникаций.
Информационную базу работы составляют современная научная литература, периодические издания и публикации по вопросам коммуникаций в организациях.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
По словам авторов коммуникационных исследований, имеет место большое количество проблем, а также коммуникационные барьеры, которые снижают эффективность коммуникаций сотрудников организации. Задача руководства организаций заключается в том, чтобы выявлять данные барьеры и разрабатывать конкретные рекомендации по повышению эффективности межличностных коммуникаций. Понимание процессов коммуникаций и способов совершенствования умений общаться будет содействовать росту эффективности управленческой деятельности. Обмен информацией – это важнейшее звено всех основных видов деятельности организации. Отсутствие или низкая эффективность использования внешних и внутренних коммуникаций негативно могут сказаться на функционировании предприятия в целом. Руководители должны обладать своевременной, точной и полной информацией, без которой невозможно принимать эффективные решения.
Коммуникационные процессы в ООО «Омское зерно» можно охарактеризовать следующим образом:
более всего преобладают межличностные коммуникации, проявляемые без помощи техсредств и информационных технологий;
возможности обратной связи ничем не ограничиваются;
чаще всего коммуникации происходят с помощью устной речи;
помимо формальных коммуникаций присутствуют и неформальные.
Связи внутри организации с вышестоящими подразделениями осуществляют при помощи бумажных носителей (приказов, распоряжений, годовых планов работ и пр.), а также – с помощью внутренней локальной сети. Координация деятельности сотрудников реализуется при помощи устных распоряжений на еженедельных оперативных совещаниях (планерках), на бумажных носителях, в виде приказов и распоряжений.
Анализ организационных коммуникаций и передачи информации в ООО «Омское зерно»показал, что данная система управления в учреждении состоит из следующих составляющих:
документационное обеспечение управления, представленное разными группами документов (приказы, распоряжения, кадровые документы);
техническое обеспечение управления, которое представлено функциональной и обеспечивающей системами (компьютерная техника, программное обеспечение);
внешние информационные ресурсы (сайт организации, Интернет).
К сожалению, в системе менеджмента предприятия по-прежнему достаточно часто используют устную информацию, как в работе внутри подразделений, между подразделениями, так и при передаче сведений высшему руководству, что часто приводит к недостоверности и искажению сведений.
Также в рамках работы было проведено анкетирование сотрудников учреждения (50 человек) с целью выявления коммуникативных барьеров в ходе делового общения. Получены следующие результаты:
из 50 человек 36 человек, или 72%, полагают, что их уверенность в деловом общении зависит от авторитарности (статусности) собеседников;
8 человек, или 16%, полагают, что им в деловом общении мешают барьер «Непонимание»;
6 человек, или 12%, выделили барьер «Избегание».
Что касается организационных барьеров, то наибольшее количество респондентов (38 человек, или 76%) видят проблему в искажении сообщений, 8 человек, или 16%, – в информационных перегрузках, и 4 человека, или 8%, считают неудовлетворительной структуру медицинской организации.
Таким образом, результаты анкетирования персонала продемонстрировали, что барьеры отношений появляются, когда во взаимодействия могут вмешиваться негативные чувства и эмоции. Если взаимодействующие стороны симпатизируют по отношению друг к другу, то барьеры не возникают. Оказывает влияние на эффективность коммуникаций неумение слушать собеседников и селективное восприятие информации.
Преодоление коммуникационных барьеров в ООО «Омское зерно» можно осуществлять разными способами, такими как:
нейтрализация всех объективных барьеров (шум, плохая телефонная связь, медленная скорость Интернета);
использование максимально понятной собеседникам лексики;
избегание сложной или профессиональной терминологии;
формулировка сообщений по максимуму четко и ясно;
определение успешности контекста конкретных коммуникационных ситуаций;
демонстрация эмпатии и открытости;
регулярная обратная связь.
В целом, предложениями по оптимизации коммуникационных процессов ООО «Омское зерно» в целях повышения конкурентоспособности и совершенствования стратегического управления являются следующие:
коммуникации должны быть ясные, точные, основанные на достоверных фактах;
требуется постоянно поддерживать благоприятный социально-психологический климат;
необходимо поддерживать культуру общения в компании;
исключить условия возникновения деструктивного конфликта;
внедрить систему сбора предложений по совершенствованию коммуникаций посредством анонимной почты;
организовывать внутрифирменные семинары и тренинги по повышению эффективности деловых коммуникаций.
1. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 285 c.
2. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 365 c.
3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2015. – 302 с.
4. Игебаева, Ф.А. Деловая документация в управленческой деятельности / Ф.А. Игебаева //Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы международной научно-практической конференции. – 12 декабря 2014. в 2-х частях, Ч.I. Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2018. – С. 124-125.
5. Илющенко, Ю.А., Ткачев, А.А. К вопросу о роли коммуникации в системе управления организацией / Ю.А. Илющенко, А.А. Ткачев // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №7. - С. 27-32.
6. Имамкулиев, С.Н. Эволюция коммуникационной теории в менеджменте / С.Н. Имамкулиев // В сборнике: Перспектива-2015. Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Министерство образования и науки РФ; Кабардино-Балкарский государственный университет. - 2016. - С. 55-58.
7. Кверк, Б. Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии / A.Л. Разумовская. – М.: Вершина, 2017. – 416 с.
8. Коноваленко, М.Ю., Коноваленко, В.А. Теория коммуникации. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 415 с.
9. Кравец, М.А. Композиция элементов организационных коммуникаций / М.А. Кравец // Казанская наука. - 2015. - №7. - С. 59-62.
10. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2017. - 507 c.
11. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2017. - 224 c.
12. Моисеева, А.П. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие / Томск: ТПУ, 2015. – 104 с.
13. Морозова, Н.А. Управление коммуникациями в организации / Н.А. Морозова // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2017. - №2. - С. 173-181 с.
14. Орехова, Л.Г., Мумака, К.А. Коммуникационные стратегии в системе менеджмента компании / Л.Г. Орехова, К.А. Мумака // Молодой исследователь Дона. - 2018. - № 2. - С. 101-103.
15. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2015. – 496 с.
16. Пашенцев, Е.Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация / Е.Н. Пашенцев. - М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2017. - 396 c.
17. Пластинина, В.Г. Основные научные подходы к проблеме коммуникаций в организации / В.Г. Пластинина // Потенциал современной науки. - 2018. - № 5 (22). - С. 43-47.
18. Почепцов, Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук, 2016. – 352 с.
19. Рева, В.Е. Коммуникационный менеджмент: учеб.-метод. пособие. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. – 161 с.
20. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 160 c.
21. Смолкин, A.M. Менеджмент: основы организации. М.: ИНФРА-М, 2015. – 319 с.
22. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2016. - 928 c.
23. Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 218 с.
24. Федотова, М.Г. Коммуникационный менеджмент: учеб.пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2017. – 76 с.
25. Чемоданова, О.Н. Коммуникационный менеджмент как фактор повышения эффективности современной организации / О.Н. Чемоданова // Управленческие науки. - 2018. - №2. - С. 58-62.
26. Шлепанов, И. Оценка эффективности информационной системы / И. Шлепанов // Консультант. - 2017. - № 3. - С. 86-89.
27. Информационное обеспечение системы управления персоналом // [электронный ресурс] / Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.rae.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.03.2019).
28. Короткий, С. Концепция построения комплексных информационных систем / С. Короткий // [электронный ресурс] / Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.03.2019).
29. Сысовская, Е. Место информационной системы в системе управления / Е. Сысовская // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.03.2019).
30. Чуб, Б.А. Информационное обеспечение управления // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 25.03.2019).