Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России

Работа №36986

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
604
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Методология развития государственно-конфессиональных
отношений 8
Раздел 2. Современная религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения в России 24
Раздел 3. Влияние законодательства на закрепление и существование правового
статуса конфессий 34
Заключение 44
Список литературы 48
Приложение


Актуальность исследования: политические и социально-экономические перемены в российском обществе, в отношениях между государством и религиозными объединениями.
Влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством. Необходимо отметить, что в основном работы в этой области посвящены такой глобальной теме, как государственно - конфессиональные отношения. В этой связи можно согласиться с религиозным философом, правоведом, публицистом прошлого века И. А. Ильиным в том, что «церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государства, пытающиеся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению...» .
После многих десятилетий сложных государственно-конфессиональных отношений в советское время формируется новая модель государственно-церковных отношений. Старая модель, которая называлась сепарационная, была демонтирована. В начале 90-х годов XX века формируется новое законодательство о законо-совести. В связи с этим система связи между государством РФ и церковью была упразднена. В настоящее время формируется новая система этих связей. Взаимодействие государства и религиозных организаций насчитывает более чем тысячелетнюю историю и в своем развитии претерпело различные этапы. Настало время для выбора новой модели государственно-конфессиональных отношений в современном обществе.
Государственно-конфессиональные отношения (ГКО) - это исторически обусловленная объективная взаимосвязь между государством и конфессией, возникающая главным образом в политико-управленческой и идеологической сферах общественной жизни через негативное, нейтральное или позитивное взаимодействие. Для того, чтобы понять всю суть отношений между государством и религией необходимо рассмотреть различные варианты их классификации, т.е. модели этих отношений.
Степень научной разработанности. Все государственно-конфессиональные отношения можно разделить на модели, в рамках которых строятся эти взаимоотношения. Существуют множество разных работ по изучению моделей ГКО. Одни авторы, М. И. Одинцова , О. Н. Четвериковой , А. Ю. Григоренко3, И. А. Куницына4, описывают лишь три модели, но в научной литературе других авторов, М. Г. Писманика5, М. Н. Фоминой6, И. В. Понкина7, встречаются и большее количество моделей таких отношений.
Сепарационная модель отношений, в рамках которой сотрудничество государства и религиозных организаций ставятся в жесткие рамки, хотя государство признает юридическое равенство всех существующих конфессий. Кооптационной моделью можно назвать взаимодействие одностороннего сотрудничества, так как в данной модели одна из сторон извлекает пользу для себя, как правило это слабая сторона, которая и является инициатором такого объединения. Но есть и другая модель, кооперационная, когда и государство, и конфессия получают от объединения одинаковую выгоду, только в этом объединении их связь не подкрепляется обязательствами друг перед другом. Если такая связь перерастает в фактическое слияние, где обе стороны получают выгоду 1 и их взаимодействие регламентируется, то эта модель уже именуется конвергенционной. Эти модели можно отнести к позитивным, когда одна из сторон получает положительные моменты для своей деятельности. Но, необходимо отметить и тот факт, что не все модели являются положительными для отношений между государством и конфессиями, есть и негативные. К таким моделям можно отнести модель пассивной конфронтации и активной конфронтации. В пассивной конфронтации обе стороны отношений испытывают друг от друга и позитивное и негативное воздействие, а в активной модели конкурентная борьба перерастает во взаимное систематическое негативное давление друг на друга. Существует еще одна модель ГКО, в которой одна система, более сильная, подавляет другую, более слабую, но при этом сама не испытывает ни отрицательного ни положительного влияния - такую модель называют сегрегационной.
Для того, чтобы понять какая модель приемлема в современном обществе необходимо увидеть полную картину ГКО, рассмотреть построение современного государства, взаимодействие государственного аппарата и гражданского общества, как реализуются права и свободы человека, его вероисповедание, формирование взаимоотношений государственной власти и религиозных конфессий в историческом аспекте, как изменяется и влияет законодательство на религиозные организации и человека гражданина.
Важную роль в определении современной политики государства по отношению к религиозным конфессиям может сыграть социологический опрос граждан о статусе религиозных объединений, свободе выбора религии, о деятельности конфессий в сфере образования и культуре. Возникающие проблемы могут стать серьезным барьером в отношениях государства и религиозных объединений, что, в свою очередь, может привести к хаосу, бессистемности в современном обществе. Таким образом, возникает необходимость поиска оптимальных форм государственно-конфессиональных отношениях с целью сохранения и развития цивилизованных принципов свободы совести и вероисповедания.
Объектом является формирование модели государственно-конфессиональных отношений.
Предметом работы является формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Целью данной работы является анализ процесса формирования модели государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность государственно-конфессиональных отношений в разные исторические периоды, выявить тенденции и закономерности развития этих отношений и изменения в них, которые обусловлены политическими и социальными преобразованиями в обществе и определить направления дальнейшего совершенствования государственно-конфессиональных отношений в современной России;
-проанализировать практику взаимодействия религиозных объединений и государства на свободу совести и вероисповедания, а также выработка рекомендаций, направленных на оптимизацию государственно-конфессиональных отношений в современной России;
-определить основные факторы, оказывающие воздействие на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями (нормативно-правовой аспект).
Новизна нашего исследования заключается в изучении взаимосвязи органов государственной власти и религиозных организаций в современной России, выявление рекомендаций на улучшение политики на государственно-конфессиональном поле. В частности, мы хотели бы дать рекомендацию по введению обязательного урока «Основы нравственного воспитания и светской этики» в дошкольных учреждениях.
В научной литературе развитие государственно-конфессиональных отношений в историческом аспекте рассматривали Лещинский А. Н., Мирошникова Е. М., Ильин И. А., Бабкин М. А., Понкин И. В., Кардашевский А. В. и другие.
Однако, весь спектр государственно-конфессиональных отношений хорошо описан в труде Михаила Олеговича Шахова «Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации» . Автор рассказывает о государственном законодательстве в сфере религий, принципы их взаимоотношений (трудовые, уголовные, благотворительные и т.д.). М. О. Шахов в своем труде используется институциональный подход к изучению государственно-конфессиональных отношений.
В нашей работе мы так же основывались на законах и подзаконных актах методом контент-анализа. Данные законы и акты помогают религиозным объединениям осуществлять свою деятельность на территории РФ, создавать или прекращать деятельность своей религиозной организации, вести пропаганду деятельности, защищать права и интересы граждан РФ, относящих себя к той или иной религиозной организации, закрепляющее свободу вероисповедания, а также запрещающие любую экстремистскую деятельность на территории России.
Социальный уровень ситуации религии в современном государстве показан в социологических исследованиях Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения, «Левада - Центр» и других организациях.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством. Необходимо отметить, что в основном работы в этой области посвящены такой глобальной теме, как государственно- конфессиональные отношения.
Рассмотрев всю историю взаимоотношений, мы не можем утверждать, что была исключительно прямая зависимость государства от Церкви или наоборот. Нет, были разные скачки в разные периоды истории. Был и прогресс, и регресс и так же стагнация. И чтобы хоть немного урегулировать эти скачки и держать ситуацию под контролем, государство 1 октября 1990 г. приняло закон «О свободе совести и религиозных организациях» . Это было очень хорошим началом по установлению некоторых правил на этом игровом поле. В частности, данный закон дал некоторым приходам и церковным учреждениям статус юридического лица. Это означало, что теперь Церковь должна действовать в рамках юридического лица.
В до перестроечный период, то есть в период развития СССР, главенствующим был атеизм, поэтому в тот период времени большинство граждан не обращены в какую-либо веру. Так как государственные органы власти преследовали всех людей, которые так или иначе относили себя к верующим. Это показывает социологические исследования, проводимые в тот период времени. А те, кто считал себя верующим человеком, тщательно скрывали этот факт, чтобы не быть гонимыми властью.
В период перестройки 1991 года в России изменилось отношение к религии. Государство стало налаживать с религиозными объединениями связь, так как понимала, ставить под запрет какие-либо убеждения — это вредить самому же государственному строю, ибо человек не будет доверять государству, в котором запрещают верить в его собственные убеждения. Поэтому после распада Советского Союза и учреждения отдельных Республик, граждане уже не стали так явно скрывать свою религиозные убеждения и открыли частичку себя, отвечая в социологических опросах. Тем самым по данным опросов государство видело уже более реальную картину верующих в стране, что помогло наладить государственно-конфессиональные отношения и помогло понять, по какой колее выстраивать диалог и правила, закрепленные законодательством Российской Федерации.
По истории формирования и установления связи между государством и религиозными организациями мы видим некую красную нить, пытающуюся установить тот самый диалог. Как в современное время государство не могло отрицать религию, так как издавна государство и было религиозным, так и религия не может со своими многомиллионными последователями отделиться от государства. Иными словами, получится опять общество со своими законами, неким подобием конституции, которая будет представлена священным писанием, своей системой власти. Отсюда и вытекает потребность диалога между светскими людьми, раз Российское государство себя таковыми назвало, и людьми верующими.
Таким образом, принципы светского государства, ограниченные Конституцией, и отделение конфессий от государства были реализованы в четком разделении сфер компетенций и функций государства и религиозных объединений. Иными словами, государство следует принципу равенства между конфессиями и их отношениях с государством, и так создает для них правовое поле, сказав, что конфессии теперь - это юридические лица, которые на равных для всех правах, могут общаться как между собой, так и с государством. Однако так же допускается различная степень сотрудничества, которая обуславливается численностью конфессии, как в РФ, так и в мире, историческое ее происхождение и существование на определенной территории, нации последователей, социальной, политической или образовательной позицией и так далее. И если закон на первый взгляд предполагает некое равенство, то опять-таки не совсем так. В действительности же государство видит эту разноплановость организаций, ту разную роль, которую играла конфессия в прошлом и играет сейчас в современном обществе.
И в данной картине неких противоречий, одновременно равных и неравных конфессий, не стоит забывать о том, что реальная ситуация и проводимая политика государством сильно отличаются. Слова политолога К. С. Гаджиева довольно точно описывают современность: «необходимо исходить из признания того факта, что не бывало и не бывает идеальной власти и идеального государства. Человечество еще не придумало некую совершенную форму государственного устройства, которая была бы эффективна, жизнеспособна, справедлива, иными словами, одинаково нравилась бы всем и в одинаковой мере выражала бы интересы и волю всех без исключения групп, слоев, сословий, классов, одновременно соответствовала бы принципам защиты прав человека и свобод личности» .
Однако, даже если такое законодательно подкрепленное взаимодействие на деле оказывается недостаточно проработанным, все равно необходимо поддерживать связь между государством и конфессиями. И на данном этапе развития ГКО можно отметить, что обе стороны стремятся к двустороннему взаимодействию. Такая модель называется сепарационная. Охарактеризовать такую модель можно тем, что на сегодняшний день существуют специальные органы государственной власти, которые уполномочены на взаимосвязь государства и религиозных организаций: при Президенте РФ, при Правительстве РФ, федеральных министерствах и ведомствах, в региональных органах государственной власти. А также, как говорилось выше, религиозные объединения вступают в диалог со своей стороны.
Отсюда нам бы хотелось дать рекомендации по исполнению некой мечты, идущей к идеализации государственно-конфессиональных отношений. В частности, мы считаем, что такой немаловажный фактор, как нравственное воспитание играет важную роль в формировании представления о ГКО. Пояснить
это можно так: формируя с детства у предшествующего поколения определенную картину, мы заботимся о нашем будущем, мы тем самым позволяем детям понять, как действовали мы сами и чего хотели добиться, чтобы такая модель продолжалась дальше. На фоне государственно-конфессиональных отношений и этики и нравственности в обществе, мы предлагаем улучшить нравственное воспитание детей. Безусловно, на данный момент в школах начального и среднего образования присутствует обязательный урок «Основы религиозных культур и светской этики», но этого недостаточно. Мы считаем, что этот урок должен присутствовать и в дошкольном образовании, так как это самое начало образовательной системы. И должен включать в себя развитие нравственности у детей, духовности, любви к Родине, а также дети должны знать всё многообразие религий, наций, верований мира, потому что у нас многонациональное государство и в образовательных учреждениях обучаются дети разных национальностей. Это позволит в будущем лучше относится к представителю другой конфессии, уважительнее, дети будут сразу понимать о
многонациональности страны, что улучшит их любовь к Родине, их веротерпимость, их духовное воспитание. Возможно тем самым, мы проложим новую ветвь к развитию государственно-конфессиональных отношений.


1. Бабкин М. А. Приходское духовенство Российской православной церкви и свержение монархии в 1917 г. / М. А. Бабкин // Вопросы истории. — 2003. — №6. — С. 59-71.
2. Бабкин М. А. Реакция Русской православной церкви на свержение монархии в России. (Участие духовенства в революционных торжествах) / М. А. Бабкин // Вестник Московского университета. Серия 8: История. — 2006. — №1. — С. 70— 90.
3. Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX в. — 1918 г.): Исследования и материалы / М. А. Бабкин. — М.: Индрик, 2011. — 920 с.
4. Б.а. Религиозный состав населения России // Статик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://statc.ru/religioznyj-sostav-naselenija-rossii/ (дата обращения: 05.05.2019).
5. Б.а. Церковь и государство // Левада-Центр [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.levada.ru/2016/02/19/tserkov-i-gosudarstvo-2/ (дата
обращения: 2.06.2019).
6. Гаджиев К. С. Политология / К. С. Гаджиев. — М., изд-во: Логос, 2003. - 358 с.
7. Гиздатова К. Деятельность Совета по делам религий при Совете Министров СССР в 1988 году / К. Гиздатова // Свято-Филаретовский православно-христианский институт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sfi.ru/science/srietienskiie-chtieniia/xxii-sretenskie-chteniya/tsierkovno- istorichieskaia-siektsiia/dieiatiel-nost-sovieta-po-dielam-rielighii-pri-sovietie-ministrov- sssr-v-1988-ghodu.html (дата обращения 26.05.2019).
8. Григоренко А. Ю. Церковно — государственные отношения в современной России и проблема религиозной свободы и нетерпимости / А. Ю. Григоренко // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 года). М., 2000. — С. 107.
9. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 №18 // Электронный Фонд правовой и нормативно-технической документации. 26.01.1918 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9054838 (дата обращения
05.05.2019) .
10. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1.10.1990 // Издание Верховного Совета СССР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/6334103/ (дата обращения 26.05.2019).
11. Иванов А. А. Стал ли синодальный период периодом упадка Русской Церкви? / А. А. Иванов// Русская народная линия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://ruskline.ru/history/2014/02/07/stal_li_sinodalnyj_period_periodom_upadka_russk oj_cerkvi/ (дата обращения 26.05.2019).
12. Ильин И. А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин // М.: изд-
во Эксмо [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www. magister. msk.ru/library/philos/ilyin/ilyin14 .htm (дата обращения
26.05.2019) .
13. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917-1922) / А. Н. Кашеваров. — М.: изд-во Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2005. — 440 с.
14. Кодекс «Свод законов Российской Империи» от 1832 года // СПб.:
изд-во Типография II Собственной Его Императорского Величества Канцелярии [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%B7%D0 %B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%8 1 %D 1 %81 %D0%B8%D0%B9%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D 0%BC%D0%BF%D0%B5%D 1 %80%D0%B8%D0%B8 (дата обращения
26.05.2019) .
15. Козлов В. Ф. Музеи-монастыри в советской России (1917 - начало 1930х гг.) / В. Ф. Козлов. — Мир источниковедения: Сб. в честь С.О. Шмидта. М.; Пенза, 1994. - 340 с.
16. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений России: особенности и актуальные проблемы: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / И. А. Куницын - М., 2000. - 196 с.
17. Лещинский А. Н. Государственно-конфессиональные отношения в России: история и современность / Учебное пособие. Дедовск, 2005. — 135 с.
18. Лещинский А. Н. Свобода совести и государственноконфессиональные отношения / А. Н. Лещинский. — Учебное пособие. Казань: КФУ, 2016. — 240 с.
19. Маслов А. Статистические данные гонений на русскую православную
церковь в советский период / А. Маслов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fbrodaga-
2.bvejourml.com%2F478358.btml (дата обращения 05.05.2019).
20. Одинцов М. И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации / М. И. Одинцов // Вступая в третье тысячелетие: религиозная свобода в плюралистическом обществе: материалы междунар. конф. (Москва, 23-24 марта 1999 года). М. — 2000. — С. 36.
21. Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования / И. В. Понкин. — М.: Про-Пресс. — 2003. — 416 с.
22. Постановление Государственного Совета Республики Татарстан «О состоянии и мерах профилактики и противодействию религиозному экстремизму в Республике Татарстан» № 2335-IV ГС от 3.08.2012 // Казань: КИУ им. Тимирясова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ieml.ru/about/protivodeystvie-ekstremizmu-i-terrorizmu/normativnye-pravovye- akty-respubliki-tatarstan/06-postanovlenie-gosudarstvennogo-soveta-respubliki- tatarstan-ot-03-avgusta-2012-g-n-2335-iv-gs.pdf (дата обращения 26.05.2019).
23. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при
Правительстве Российской Федерации» № 438 от 15.07.2006 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102031231 &backlink=1 &&nd= 10 2107983 (дата обращения 2.06.2019).
24. Пронина Т. С. Религиозность позднего советского периода и
ревитализация религии в постсоветской России / Т. С. Пронина // Томск: Вестник ТГУ. - 2015. - №6 (146) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n7religioznost-pozdnego-sovetskogo-perioda-i- revitalizatsiya-religii-v-postsovetskoy-rossii (дата обращения: 05.05.2019).
25. Прот. Воробьев В., Прот. Салтыков А., Иеромонах Дамаскин (Орловский), Емельянов Н. Е., Щелкачев А. В. Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ / Прот. В. Воробьев А. Салтыков, Иеромонах Дамаскин (Орловский), Н. Е. Емельянов, А. В. Щелкачев. - М.: Памятники исторической мысли, 2000. - 1016 с.
26. Распоряжение Президента Российской Федерации «О Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации» от 17.03.2001 № 133-рп // Собрание законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/16701 (дата обращения 2.06.2019).
27. Религия и церковь в общественной жизни // Левада-Центр
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www.levada.ru/2013/04/18/religiya-i-tserkov-v-obshhestvennoj -zhizni/ (дата
обращения: 2.06.2019).
28. Свящ. Михаил «Положение Церкви в советской России. Очерк бежавшего из России священника»./ Свящ. Михаил. М.: изд-во Параклит, 2004 г. - 122 с.
29. Сидорова Г. П. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / Под ред. М. Г. Писманика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 56 с.
30. Скутнев А. В. Региональные особенности церковной реформы Александра II (на примере Вятской епархии) / А. В. Скутнев // Киров: Герценка: вятские записки [Электронный ресурс]. - Режим чтения: http: //herzenlib.ru/almanac/number/detail. php?NUMBER=number 13 &ELEMENT=ger zenka13_2_1 (дата обращения: 26.05.2019).
31. Указ царского величества Петра I «Регламент или устав Духовной коллегии» от 09.02.1721 // СПб.: изд-во Типография II Собственной Его Императорского Величества Канцелярии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doc.histrf.ru/18/ukaz-ob-uchrezhdenii-sinoda/ (дата обращения 26.05.2019).
32. Четверикова О. Н. Религия и политика в современной Европе / О. Н. Четверикова // М.: Московские учебники и Картолитография, 2005. - 176 с.
33. Федеральный закон Российской Федерации «Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению религиозным организациям в собственность или безвозмездное пользование федерального имущества религиозного назначения, а также федерального имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. №327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 3 марта 2014 г. №102)» от 30.11.2010 № 327-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ivo.garant.rU/#/document/70722328/paragraph/4:2 (дата обращения 2.06.2019).
34. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)» (с изменениями и дополнениями)» от 28.02.2008 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12159066/ (дата обращения 2.06.2019).
35. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ ст. 2 // КонсультантПлюс: законодательство: Версия Проф [Электронный ресурс]. - Режим доступа:Шр://’^^^сошиН:ап1ги/ёоситеп1/сош_ёос_ЬА’^32881/28369960 37aec444d8608129ef8ac241bf09dd0c/ (дата обращения 26.05.2019).
36. Федеральный закон Российской Федерации «О передаче религиозным
организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» от 30.11.2010 № 327-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/12180712/paragraph/1:1 (дата
обращения 2.06.2019).
37. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006
№35-ФЗ // КонсультантПлюс: законодательство: Версия Проф [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения
26.05.2019) .
38. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ //КонсультантПлюс: законодательство: Версия Проф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/870e05d562736171854cc7 7c282d509386defb4c/ (дата обращения 26.05.2019).
39. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76- ФЗ // КонсультантПлюс: законодательство: Версия Проф [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/89a84c3b6ca36578d2a91b 9d96f7a64701ddc1f5/ (дата обращения 2.06.2019).
40. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ // КонсультантПлюс: законодательство:
Версия Проф [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения
26.05.2019) .
41. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» от 03.06.1998 № 565-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12111825/paragraph/8905:4 (дата обращения 26.05.2019).
42. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» от 14.07.1999 № 2279 // Консорциум Кодекс: законодательство Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/917008529 (дата обращения 26.05.2019).
43. Фомина М. Н. Природа государственно-церковных отношений в современной России / М.Н. Фомина // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». — 2008. — № 1. 2008 — С. 15-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ