Формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России
|
Введение 3
Раздел 1. Методология развития государственно-конфессиональных
отношений 8
Раздел 2. Современная религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения в России 24
Раздел 3. Влияние законодательства на закрепление и существование правового
статуса конфессий 34
Заключение 44
Список литературы 48
Приложение
Раздел 1. Методология развития государственно-конфессиональных
отношений 8
Раздел 2. Современная религиозная ситуация и государственно-конфессиональные отношения в России 24
Раздел 3. Влияние законодательства на закрепление и существование правового
статуса конфессий 34
Заключение 44
Список литературы 48
Приложение
Актуальность исследования: политические и социально-экономические перемены в российском обществе, в отношениях между государством и религиозными объединениями.
Влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством. Необходимо отметить, что в основном работы в этой области посвящены такой глобальной теме, как государственно - конфессиональные отношения. В этой связи можно согласиться с религиозным философом, правоведом, публицистом прошлого века И. А. Ильиным в том, что «церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государства, пытающиеся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению...» .
После многих десятилетий сложных государственно-конфессиональных отношений в советское время формируется новая модель государственно-церковных отношений. Старая модель, которая называлась сепарационная, была демонтирована. В начале 90-х годов XX века формируется новое законодательство о законо-совести. В связи с этим система связи между государством РФ и церковью была упразднена. В настоящее время формируется новая система этих связей. Взаимодействие государства и религиозных организаций насчитывает более чем тысячелетнюю историю и в своем развитии претерпело различные этапы. Настало время для выбора новой модели государственно-конфессиональных отношений в современном обществе.
Государственно-конфессиональные отношения (ГКО) - это исторически обусловленная объективная взаимосвязь между государством и конфессией, возникающая главным образом в политико-управленческой и идеологической сферах общественной жизни через негативное, нейтральное или позитивное взаимодействие. Для того, чтобы понять всю суть отношений между государством и религией необходимо рассмотреть различные варианты их классификации, т.е. модели этих отношений.
Степень научной разработанности. Все государственно-конфессиональные отношения можно разделить на модели, в рамках которых строятся эти взаимоотношения. Существуют множество разных работ по изучению моделей ГКО. Одни авторы, М. И. Одинцова , О. Н. Четвериковой , А. Ю. Григоренко3, И. А. Куницына4, описывают лишь три модели, но в научной литературе других авторов, М. Г. Писманика5, М. Н. Фоминой6, И. В. Понкина7, встречаются и большее количество моделей таких отношений.
Сепарационная модель отношений, в рамках которой сотрудничество государства и религиозных организаций ставятся в жесткие рамки, хотя государство признает юридическое равенство всех существующих конфессий. Кооптационной моделью можно назвать взаимодействие одностороннего сотрудничества, так как в данной модели одна из сторон извлекает пользу для себя, как правило это слабая сторона, которая и является инициатором такого объединения. Но есть и другая модель, кооперационная, когда и государство, и конфессия получают от объединения одинаковую выгоду, только в этом объединении их связь не подкрепляется обязательствами друг перед другом. Если такая связь перерастает в фактическое слияние, где обе стороны получают выгоду 1 и их взаимодействие регламентируется, то эта модель уже именуется конвергенционной. Эти модели можно отнести к позитивным, когда одна из сторон получает положительные моменты для своей деятельности. Но, необходимо отметить и тот факт, что не все модели являются положительными для отношений между государством и конфессиями, есть и негативные. К таким моделям можно отнести модель пассивной конфронтации и активной конфронтации. В пассивной конфронтации обе стороны отношений испытывают друг от друга и позитивное и негативное воздействие, а в активной модели конкурентная борьба перерастает во взаимное систематическое негативное давление друг на друга. Существует еще одна модель ГКО, в которой одна система, более сильная, подавляет другую, более слабую, но при этом сама не испытывает ни отрицательного ни положительного влияния - такую модель называют сегрегационной.
Для того, чтобы понять какая модель приемлема в современном обществе необходимо увидеть полную картину ГКО, рассмотреть построение современного государства, взаимодействие государственного аппарата и гражданского общества, как реализуются права и свободы человека, его вероисповедание, формирование взаимоотношений государственной власти и религиозных конфессий в историческом аспекте, как изменяется и влияет законодательство на религиозные организации и человека гражданина.
Важную роль в определении современной политики государства по отношению к религиозным конфессиям может сыграть социологический опрос граждан о статусе религиозных объединений, свободе выбора религии, о деятельности конфессий в сфере образования и культуре. Возникающие проблемы могут стать серьезным барьером в отношениях государства и религиозных объединений, что, в свою очередь, может привести к хаосу, бессистемности в современном обществе. Таким образом, возникает необходимость поиска оптимальных форм государственно-конфессиональных отношениях с целью сохранения и развития цивилизованных принципов свободы совести и вероисповедания.
Объектом является формирование модели государственно-конфессиональных отношений.
Предметом работы является формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Целью данной работы является анализ процесса формирования модели государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность государственно-конфессиональных отношений в разные исторические периоды, выявить тенденции и закономерности развития этих отношений и изменения в них, которые обусловлены политическими и социальными преобразованиями в обществе и определить направления дальнейшего совершенствования государственно-конфессиональных отношений в современной России;
-проанализировать практику взаимодействия религиозных объединений и государства на свободу совести и вероисповедания, а также выработка рекомендаций, направленных на оптимизацию государственно-конфессиональных отношений в современной России;
-определить основные факторы, оказывающие воздействие на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями (нормативно-правовой аспект).
Новизна нашего исследования заключается в изучении взаимосвязи органов государственной власти и религиозных организаций в современной России, выявление рекомендаций на улучшение политики на государственно-конфессиональном поле. В частности, мы хотели бы дать рекомендацию по введению обязательного урока «Основы нравственного воспитания и светской этики» в дошкольных учреждениях.
В научной литературе развитие государственно-конфессиональных отношений в историческом аспекте рассматривали Лещинский А. Н., Мирошникова Е. М., Ильин И. А., Бабкин М. А., Понкин И. В., Кардашевский А. В. и другие.
Однако, весь спектр государственно-конфессиональных отношений хорошо описан в труде Михаила Олеговича Шахова «Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации» . Автор рассказывает о государственном законодательстве в сфере религий, принципы их взаимоотношений (трудовые, уголовные, благотворительные и т.д.). М. О. Шахов в своем труде используется институциональный подход к изучению государственно-конфессиональных отношений.
В нашей работе мы так же основывались на законах и подзаконных актах методом контент-анализа. Данные законы и акты помогают религиозным объединениям осуществлять свою деятельность на территории РФ, создавать или прекращать деятельность своей религиозной организации, вести пропаганду деятельности, защищать права и интересы граждан РФ, относящих себя к той или иной религиозной организации, закрепляющее свободу вероисповедания, а также запрещающие любую экстремистскую деятельность на территории России.
Социальный уровень ситуации религии в современном государстве показан в социологических исследованиях Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения, «Левада - Центр» и других организациях.
Влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством. Необходимо отметить, что в основном работы в этой области посвящены такой глобальной теме, как государственно - конфессиональные отношения. В этой связи можно согласиться с религиозным философом, правоведом, публицистом прошлого века И. А. Ильиным в том, что «церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и способу действия. Государства, пытающиеся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению...» .
После многих десятилетий сложных государственно-конфессиональных отношений в советское время формируется новая модель государственно-церковных отношений. Старая модель, которая называлась сепарационная, была демонтирована. В начале 90-х годов XX века формируется новое законодательство о законо-совести. В связи с этим система связи между государством РФ и церковью была упразднена. В настоящее время формируется новая система этих связей. Взаимодействие государства и религиозных организаций насчитывает более чем тысячелетнюю историю и в своем развитии претерпело различные этапы. Настало время для выбора новой модели государственно-конфессиональных отношений в современном обществе.
Государственно-конфессиональные отношения (ГКО) - это исторически обусловленная объективная взаимосвязь между государством и конфессией, возникающая главным образом в политико-управленческой и идеологической сферах общественной жизни через негативное, нейтральное или позитивное взаимодействие. Для того, чтобы понять всю суть отношений между государством и религией необходимо рассмотреть различные варианты их классификации, т.е. модели этих отношений.
Степень научной разработанности. Все государственно-конфессиональные отношения можно разделить на модели, в рамках которых строятся эти взаимоотношения. Существуют множество разных работ по изучению моделей ГКО. Одни авторы, М. И. Одинцова , О. Н. Четвериковой , А. Ю. Григоренко3, И. А. Куницына4, описывают лишь три модели, но в научной литературе других авторов, М. Г. Писманика5, М. Н. Фоминой6, И. В. Понкина7, встречаются и большее количество моделей таких отношений.
Сепарационная модель отношений, в рамках которой сотрудничество государства и религиозных организаций ставятся в жесткие рамки, хотя государство признает юридическое равенство всех существующих конфессий. Кооптационной моделью можно назвать взаимодействие одностороннего сотрудничества, так как в данной модели одна из сторон извлекает пользу для себя, как правило это слабая сторона, которая и является инициатором такого объединения. Но есть и другая модель, кооперационная, когда и государство, и конфессия получают от объединения одинаковую выгоду, только в этом объединении их связь не подкрепляется обязательствами друг перед другом. Если такая связь перерастает в фактическое слияние, где обе стороны получают выгоду 1 и их взаимодействие регламентируется, то эта модель уже именуется конвергенционной. Эти модели можно отнести к позитивным, когда одна из сторон получает положительные моменты для своей деятельности. Но, необходимо отметить и тот факт, что не все модели являются положительными для отношений между государством и конфессиями, есть и негативные. К таким моделям можно отнести модель пассивной конфронтации и активной конфронтации. В пассивной конфронтации обе стороны отношений испытывают друг от друга и позитивное и негативное воздействие, а в активной модели конкурентная борьба перерастает во взаимное систематическое негативное давление друг на друга. Существует еще одна модель ГКО, в которой одна система, более сильная, подавляет другую, более слабую, но при этом сама не испытывает ни отрицательного ни положительного влияния - такую модель называют сегрегационной.
Для того, чтобы понять какая модель приемлема в современном обществе необходимо увидеть полную картину ГКО, рассмотреть построение современного государства, взаимодействие государственного аппарата и гражданского общества, как реализуются права и свободы человека, его вероисповедание, формирование взаимоотношений государственной власти и религиозных конфессий в историческом аспекте, как изменяется и влияет законодательство на религиозные организации и человека гражданина.
Важную роль в определении современной политики государства по отношению к религиозным конфессиям может сыграть социологический опрос граждан о статусе религиозных объединений, свободе выбора религии, о деятельности конфессий в сфере образования и культуре. Возникающие проблемы могут стать серьезным барьером в отношениях государства и религиозных объединений, что, в свою очередь, может привести к хаосу, бессистемности в современном обществе. Таким образом, возникает необходимость поиска оптимальных форм государственно-конфессиональных отношениях с целью сохранения и развития цивилизованных принципов свободы совести и вероисповедания.
Объектом является формирование модели государственно-конфессиональных отношений.
Предметом работы является формирование модели государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Целью данной работы является анализ процесса формирования модели государственно-конфессиональных отношений в современной России.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность государственно-конфессиональных отношений в разные исторические периоды, выявить тенденции и закономерности развития этих отношений и изменения в них, которые обусловлены политическими и социальными преобразованиями в обществе и определить направления дальнейшего совершенствования государственно-конфессиональных отношений в современной России;
-проанализировать практику взаимодействия религиозных объединений и государства на свободу совести и вероисповедания, а также выработка рекомендаций, направленных на оптимизацию государственно-конфессиональных отношений в современной России;
-определить основные факторы, оказывающие воздействие на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями (нормативно-правовой аспект).
Новизна нашего исследования заключается в изучении взаимосвязи органов государственной власти и религиозных организаций в современной России, выявление рекомендаций на улучшение политики на государственно-конфессиональном поле. В частности, мы хотели бы дать рекомендацию по введению обязательного урока «Основы нравственного воспитания и светской этики» в дошкольных учреждениях.
В научной литературе развитие государственно-конфессиональных отношений в историческом аспекте рассматривали Лещинский А. Н., Мирошникова Е. М., Ильин И. А., Бабкин М. А., Понкин И. В., Кардашевский А. В. и другие.
Однако, весь спектр государственно-конфессиональных отношений хорошо описан в труде Михаила Олеговича Шахова «Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации» . Автор рассказывает о государственном законодательстве в сфере религий, принципы их взаимоотношений (трудовые, уголовные, благотворительные и т.д.). М. О. Шахов в своем труде используется институциональный подход к изучению государственно-конфессиональных отношений.
В нашей работе мы так же основывались на законах и подзаконных актах методом контент-анализа. Данные законы и акты помогают религиозным объединениям осуществлять свою деятельность на территории РФ, создавать или прекращать деятельность своей религиозной организации, вести пропаганду деятельности, защищать права и интересы граждан РФ, относящих себя к той или иной религиозной организации, закрепляющее свободу вероисповедания, а также запрещающие любую экстремистскую деятельность на территории России.
Социальный уровень ситуации религии в современном государстве показан в социологических исследованиях Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения, «Левада - Центр» и других организациях.
Влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. В результате внимание ученых было привлечено к изучению вопросов религии, отношений между различными конфессиями и государством. Необходимо отметить, что в основном работы в этой области посвящены такой глобальной теме, как государственно- конфессиональные отношения.
Рассмотрев всю историю взаимоотношений, мы не можем утверждать, что была исключительно прямая зависимость государства от Церкви или наоборот. Нет, были разные скачки в разные периоды истории. Был и прогресс, и регресс и так же стагнация. И чтобы хоть немного урегулировать эти скачки и держать ситуацию под контролем, государство 1 октября 1990 г. приняло закон «О свободе совести и религиозных организациях» . Это было очень хорошим началом по установлению некоторых правил на этом игровом поле. В частности, данный закон дал некоторым приходам и церковным учреждениям статус юридического лица. Это означало, что теперь Церковь должна действовать в рамках юридического лица.
В до перестроечный период, то есть в период развития СССР, главенствующим был атеизм, поэтому в тот период времени большинство граждан не обращены в какую-либо веру. Так как государственные органы власти преследовали всех людей, которые так или иначе относили себя к верующим. Это показывает социологические исследования, проводимые в тот период времени. А те, кто считал себя верующим человеком, тщательно скрывали этот факт, чтобы не быть гонимыми властью.
В период перестройки 1991 года в России изменилось отношение к религии. Государство стало налаживать с религиозными объединениями связь, так как понимала, ставить под запрет какие-либо убеждения — это вредить самому же государственному строю, ибо человек не будет доверять государству, в котором запрещают верить в его собственные убеждения. Поэтому после распада Советского Союза и учреждения отдельных Республик, граждане уже не стали так явно скрывать свою религиозные убеждения и открыли частичку себя, отвечая в социологических опросах. Тем самым по данным опросов государство видело уже более реальную картину верующих в стране, что помогло наладить государственно-конфессиональные отношения и помогло понять, по какой колее выстраивать диалог и правила, закрепленные законодательством Российской Федерации.
По истории формирования и установления связи между государством и религиозными организациями мы видим некую красную нить, пытающуюся установить тот самый диалог. Как в современное время государство не могло отрицать религию, так как издавна государство и было религиозным, так и религия не может со своими многомиллионными последователями отделиться от государства. Иными словами, получится опять общество со своими законами, неким подобием конституции, которая будет представлена священным писанием, своей системой власти. Отсюда и вытекает потребность диалога между светскими людьми, раз Российское государство себя таковыми назвало, и людьми верующими.
Таким образом, принципы светского государства, ограниченные Конституцией, и отделение конфессий от государства были реализованы в четком разделении сфер компетенций и функций государства и религиозных объединений. Иными словами, государство следует принципу равенства между конфессиями и их отношениях с государством, и так создает для них правовое поле, сказав, что конфессии теперь - это юридические лица, которые на равных для всех правах, могут общаться как между собой, так и с государством. Однако так же допускается различная степень сотрудничества, которая обуславливается численностью конфессии, как в РФ, так и в мире, историческое ее происхождение и существование на определенной территории, нации последователей, социальной, политической или образовательной позицией и так далее. И если закон на первый взгляд предполагает некое равенство, то опять-таки не совсем так. В действительности же государство видит эту разноплановость организаций, ту разную роль, которую играла конфессия в прошлом и играет сейчас в современном обществе.
И в данной картине неких противоречий, одновременно равных и неравных конфессий, не стоит забывать о том, что реальная ситуация и проводимая политика государством сильно отличаются. Слова политолога К. С. Гаджиева довольно точно описывают современность: «необходимо исходить из признания того факта, что не бывало и не бывает идеальной власти и идеального государства. Человечество еще не придумало некую совершенную форму государственного устройства, которая была бы эффективна, жизнеспособна, справедлива, иными словами, одинаково нравилась бы всем и в одинаковой мере выражала бы интересы и волю всех без исключения групп, слоев, сословий, классов, одновременно соответствовала бы принципам защиты прав человека и свобод личности» .
Однако, даже если такое законодательно подкрепленное взаимодействие на деле оказывается недостаточно проработанным, все равно необходимо поддерживать связь между государством и конфессиями. И на данном этапе развития ГКО можно отметить, что обе стороны стремятся к двустороннему взаимодействию. Такая модель называется сепарационная. Охарактеризовать такую модель можно тем, что на сегодняшний день существуют специальные органы государственной власти, которые уполномочены на взаимосвязь государства и религиозных организаций: при Президенте РФ, при Правительстве РФ, федеральных министерствах и ведомствах, в региональных органах государственной власти. А также, как говорилось выше, религиозные объединения вступают в диалог со своей стороны.
Отсюда нам бы хотелось дать рекомендации по исполнению некой мечты, идущей к идеализации государственно-конфессиональных отношений. В частности, мы считаем, что такой немаловажный фактор, как нравственное воспитание играет важную роль в формировании представления о ГКО. Пояснить
это можно так: формируя с детства у предшествующего поколения определенную картину, мы заботимся о нашем будущем, мы тем самым позволяем детям понять, как действовали мы сами и чего хотели добиться, чтобы такая модель продолжалась дальше. На фоне государственно-конфессиональных отношений и этики и нравственности в обществе, мы предлагаем улучшить нравственное воспитание детей. Безусловно, на данный момент в школах начального и среднего образования присутствует обязательный урок «Основы религиозных культур и светской этики», но этого недостаточно. Мы считаем, что этот урок должен присутствовать и в дошкольном образовании, так как это самое начало образовательной системы. И должен включать в себя развитие нравственности у детей, духовности, любви к Родине, а также дети должны знать всё многообразие религий, наций, верований мира, потому что у нас многонациональное государство и в образовательных учреждениях обучаются дети разных национальностей. Это позволит в будущем лучше относится к представителю другой конфессии, уважительнее, дети будут сразу понимать о
многонациональности страны, что улучшит их любовь к Родине, их веротерпимость, их духовное воспитание. Возможно тем самым, мы проложим новую ветвь к развитию государственно-конфессиональных отношений.
Рассмотрев всю историю взаимоотношений, мы не можем утверждать, что была исключительно прямая зависимость государства от Церкви или наоборот. Нет, были разные скачки в разные периоды истории. Был и прогресс, и регресс и так же стагнация. И чтобы хоть немного урегулировать эти скачки и держать ситуацию под контролем, государство 1 октября 1990 г. приняло закон «О свободе совести и религиозных организациях» . Это было очень хорошим началом по установлению некоторых правил на этом игровом поле. В частности, данный закон дал некоторым приходам и церковным учреждениям статус юридического лица. Это означало, что теперь Церковь должна действовать в рамках юридического лица.
В до перестроечный период, то есть в период развития СССР, главенствующим был атеизм, поэтому в тот период времени большинство граждан не обращены в какую-либо веру. Так как государственные органы власти преследовали всех людей, которые так или иначе относили себя к верующим. Это показывает социологические исследования, проводимые в тот период времени. А те, кто считал себя верующим человеком, тщательно скрывали этот факт, чтобы не быть гонимыми властью.
В период перестройки 1991 года в России изменилось отношение к религии. Государство стало налаживать с религиозными объединениями связь, так как понимала, ставить под запрет какие-либо убеждения — это вредить самому же государственному строю, ибо человек не будет доверять государству, в котором запрещают верить в его собственные убеждения. Поэтому после распада Советского Союза и учреждения отдельных Республик, граждане уже не стали так явно скрывать свою религиозные убеждения и открыли частичку себя, отвечая в социологических опросах. Тем самым по данным опросов государство видело уже более реальную картину верующих в стране, что помогло наладить государственно-конфессиональные отношения и помогло понять, по какой колее выстраивать диалог и правила, закрепленные законодательством Российской Федерации.
По истории формирования и установления связи между государством и религиозными организациями мы видим некую красную нить, пытающуюся установить тот самый диалог. Как в современное время государство не могло отрицать религию, так как издавна государство и было религиозным, так и религия не может со своими многомиллионными последователями отделиться от государства. Иными словами, получится опять общество со своими законами, неким подобием конституции, которая будет представлена священным писанием, своей системой власти. Отсюда и вытекает потребность диалога между светскими людьми, раз Российское государство себя таковыми назвало, и людьми верующими.
Таким образом, принципы светского государства, ограниченные Конституцией, и отделение конфессий от государства были реализованы в четком разделении сфер компетенций и функций государства и религиозных объединений. Иными словами, государство следует принципу равенства между конфессиями и их отношениях с государством, и так создает для них правовое поле, сказав, что конфессии теперь - это юридические лица, которые на равных для всех правах, могут общаться как между собой, так и с государством. Однако так же допускается различная степень сотрудничества, которая обуславливается численностью конфессии, как в РФ, так и в мире, историческое ее происхождение и существование на определенной территории, нации последователей, социальной, политической или образовательной позицией и так далее. И если закон на первый взгляд предполагает некое равенство, то опять-таки не совсем так. В действительности же государство видит эту разноплановость организаций, ту разную роль, которую играла конфессия в прошлом и играет сейчас в современном обществе.
И в данной картине неких противоречий, одновременно равных и неравных конфессий, не стоит забывать о том, что реальная ситуация и проводимая политика государством сильно отличаются. Слова политолога К. С. Гаджиева довольно точно описывают современность: «необходимо исходить из признания того факта, что не бывало и не бывает идеальной власти и идеального государства. Человечество еще не придумало некую совершенную форму государственного устройства, которая была бы эффективна, жизнеспособна, справедлива, иными словами, одинаково нравилась бы всем и в одинаковой мере выражала бы интересы и волю всех без исключения групп, слоев, сословий, классов, одновременно соответствовала бы принципам защиты прав человека и свобод личности» .
Однако, даже если такое законодательно подкрепленное взаимодействие на деле оказывается недостаточно проработанным, все равно необходимо поддерживать связь между государством и конфессиями. И на данном этапе развития ГКО можно отметить, что обе стороны стремятся к двустороннему взаимодействию. Такая модель называется сепарационная. Охарактеризовать такую модель можно тем, что на сегодняшний день существуют специальные органы государственной власти, которые уполномочены на взаимосвязь государства и религиозных организаций: при Президенте РФ, при Правительстве РФ, федеральных министерствах и ведомствах, в региональных органах государственной власти. А также, как говорилось выше, религиозные объединения вступают в диалог со своей стороны.
Отсюда нам бы хотелось дать рекомендации по исполнению некой мечты, идущей к идеализации государственно-конфессиональных отношений. В частности, мы считаем, что такой немаловажный фактор, как нравственное воспитание играет важную роль в формировании представления о ГКО. Пояснить
это можно так: формируя с детства у предшествующего поколения определенную картину, мы заботимся о нашем будущем, мы тем самым позволяем детям понять, как действовали мы сами и чего хотели добиться, чтобы такая модель продолжалась дальше. На фоне государственно-конфессиональных отношений и этики и нравственности в обществе, мы предлагаем улучшить нравственное воспитание детей. Безусловно, на данный момент в школах начального и среднего образования присутствует обязательный урок «Основы религиозных культур и светской этики», но этого недостаточно. Мы считаем, что этот урок должен присутствовать и в дошкольном образовании, так как это самое начало образовательной системы. И должен включать в себя развитие нравственности у детей, духовности, любви к Родине, а также дети должны знать всё многообразие религий, наций, верований мира, потому что у нас многонациональное государство и в образовательных учреждениях обучаются дети разных национальностей. Это позволит в будущем лучше относится к представителю другой конфессии, уважительнее, дети будут сразу понимать о
многонациональности страны, что улучшит их любовь к Родине, их веротерпимость, их духовное воспитание. Возможно тем самым, мы проложим новую ветвь к развитию государственно-конфессиональных отношений.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие Правительства Пензенской области с религиозными объединениями
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций в современной России
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОСЛАВИЕ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ РПЦ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С РЕЛИГИОЗНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАКТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Реализация принципа светского государства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



