Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективное использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при изучении биологии в общеобразовательной школе (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №36962

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

естествознание

Объем работы34
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
570
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы совершенствования процесса обучения учащихся биологии на основе использования информационных технологий 5
1.1 Сущность понятия «информационные технологии» в обучении 5
1.2 Особенности применения на уроках и во внеурочной деятельности по биологии современных информационных технологий 9
Глава 2 Практические аспекты применения информационных технология на уроках и во внеурочной деятельности по биологии 14
2.1 Разработка программы внеурочной деятельности по биологии «Зеленая лаборатория» для учащихся 7-х классов с применением информационных технологий 14
2.2 Разработка урока биологии для учащихся 8-х классов с использованием информационных технологий 21
Заключение 31
Список использованных источников 32

Актуальность исследования. В ФГОС акцентировано отдельное внимание на использовании информационных технологий на уроках в школе. Информационная компетентность выделена в качестве одного из основных компонентов качества образовательного процесса [28, с. 35]. В настоящее время информационные технологии – это требование времени. Сложно представить себе качественный современный урок без компьютерных презентаций. Учитель получает шанс вносить позитивные изменения в запланированную схему занятия. Информационные технологии – это способ повышения мотивации образовательного процесса, возможность развития творческой личности и школьников, и педагога. Эта педагогическая технология способствует реализации главных человеческих потребностей: образования, общения, самореализации.
В наши дни использование информационных технологий – это необходимость, которая диктуется современным уровнем развития общества. Развитие информационных технологий открывает большие горизонты для школьников. Они могут размышлять, включаться в образовательный процесс, позитивно отражаться на формировании познавательного интереса к предмету. Включение подобных технологий в образование позволяет повышать эффективность проведения учебного занятия, освобождать педагога от рутинной деятельности. Информационные технологии увеличивают привлекательность подачи сложного материала, в том числе и на уроках биологии. Учитель осуществляет дифференциацию заданий, пользуется разнообразными формами обратной связи.
Цель исследования – изучить особенности совершенствования процесса обучения учащихся биологии на основе использования информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «информационные технологии» в обучении.
2. Проанализировать особенности применения на уроках и во внеурочной деятельности по биологии современных информационных технологий.
3. Определить практические аспекты применения информационных технология на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.
Гипотеза исследования: применение информационных технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности дает возможность повысить мотивацию обучения, повысить эффективность процесса обучения, способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, совершенствовать методики проведения уроков и т.д.
Объект исследования – образовательный процесс по биологии.
Предмет исследования – особенности совершенствования процесса обучения учащихся биологии на основе использования информационных технологий.
В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы и опыта работы учителей по организации уроков биологии с использованием информационных технологий, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу работы составили научные труды Т.В. Голиковой, Г.Т. Жуковой, В.М. Пакуловой, Л.И. Цветковой и др. Сущность понятия «информационные технологии» раскрыты в работах Н.Л. Галеевой, Г.В. Нарыковой, И.Н. Пономаревой и др. Методы и приемы использования информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности по биологии определены в исследованиях Н.О. Недельской, Д.И. Трайтак и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сочетание классического урока биологии с информационными технологиями позволяет учителю перекладывать часть своей работы на компьютер, внося разнообразие в учебный процесс. Более быстрым и эффективным становится процесс записи основных тезисов урока. Педагог выводит их на экран компьютера, что существенно упрощает процесс восприятия материала школьниками. Применение инновационных технических средств обучения открывает большие возможности для создания новых методов и форм воспитания подрастающего поколения.
Помимо учебных занятий, необходимо выделить и актуальность применения информационно-компьютерных технологий во внеурочной образовательной деятельности. После модернизации российского образования, особое внимание на всех ступенях обучения стали отводить проектной и исследовательской деятельности. Сложно представить себе качественный проект без применения компьютера. Учащиеся, получая от преподавателя определенную задачу, с помощью информационных технологий осуществляют поиск научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу. При оформлении проведенных наблюдений и экспериментов, им также необходимо компьютерное оборудование. Для формирования ключевых компетенций в контексте информационной культуры учителю биологии необходимо разработать последовательную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности, деятельность учащихся в выборе информации.
В ходе исследования разработан программа внеурочной деятельности по биологии «Зеленая лаборатория» для учащихся 7-х классов, урок биологии для учащихся 8-х классов с использованием по теме «Вкусовые и обаятельные анализаторы» информационных технологий.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Богомолова, А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. – 2016. – № 5. – С. 35-38.
2. Биология. 8 класс / А. А. Вахрушев, Е. И Родионова, Г. С. Белицкая, А. С. Раутиан. – М. : Баласс, 2009. – 306 с.
3. Борзова, З. В. Дидактические материалы по биологии. Методическое пособие / З. В. Борзова. – М. : Сфера, 2005. – 659 c.
4. Буряк, В. К. ИКТ в школьном курсе биологии : дайджест / В. К. Буряк // Психология обучения. – 2008. – № 3. – С. 118-119.
5. Галеева, Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии : метод. пособие для учителя по освоению и использ. пед. технологий ИСУД – дидакт. ресурса личностно-ориентир. образования / Н. Л. Галеева. – М. : АСТ, 2006. – 143 с
6. Глазкова, К. Р. Уроки-исследования : формирование творческой, критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. – 2016. – № 24. – С. 2-4.
7. Гузеев, В. В. Эффективные образовательные технологии : Интегральная и ТОГИС / В. В. Гезеев. – М. : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
8. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
9. Капранова, М. Н. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде : опыт работы по ФГОС ООО / М. Н. Капранова. – Волгоград : Учитель, 2015. – 98 с
10. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. А. Якунчев, О. Н. Волкова, О. Н. Аксенова и др. ; под ред. М. А. Якунчева. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
11. Миронов, А. В. Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения / А. В. Миронов // Педагогика. – 2013. – № 6. – С. 55-60.
12. Нарыкова, Г. В. Cистемно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС основного общего образования / Г. В. Нарыкова // Современная наука : актуальные проблемы теории и практики. Серия : Познание. – 2014. – № 5-6 (32-33). – С. 36-38.
13. Недельская, Н. О. Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов / Н. О. Недельская // Биология : газ. издательского дома «Первое сентября». – 2008. – № 2. – С. 30-35.
14. Недоруб, Е. Ю. Актуальные аспекты проблемы преподавания биологии в общеобразовательной школе / Е. Ю. Недоруб, Е. Н. Демьянков, А. А. Павлов // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки», г. Белгород. – №4 (9). – 2017. – С. 175-177.
15. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина.– Волгоград : Учитель, 2016. – 91 с.
16. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : Учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. – 144 с.
17. Павлов А. А. Охранять природу – охранять Родину. Система экологической и природоохранной работы в школе : учебно-методическое пособие / А. А. Павлов. – Орел : Региональный экологический центр, ПФ «Картуш», 2010. – 296 с.
18. Пакулова, В. М. Современный урок биологии : учебное пособие / В. М. Пакулова, Т. В. Голикова // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Изд. 2-е, исп. и допол. – Красноярск, 2014. – 226 с.
19. Пасечник, В. В. Биология. 8 класс / В. В. Пасечник. – М. : Просвещение, 2014. – 314 с.
20. Петруленков, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы / В. М. Петруленков. – Изд. 2-е. – М. : ВАКО, 2017. – 109 с.
21. Пономарева, И. Н. Методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, О. Г. Роговая, В. П. Соломин. – М. : Academia, 2012. – 368 c.
22. Титов, Е. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / Е. В. Титов, Л. В. Морозова. – М. : Академия, 2010. – 172 с.
23. Трайтак, Д. И. Проблемы методики обучения биологии / Д. И. Трайтак. – М. : Мнемозина, 2002. – 304 c.
24. Тяглова, Е. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Е. В. Тяглова. – СПб. [и др.] : Питер, 2011. – 256 c.
25. Усманова, Л. С. Творческое проектирование при обучении биологии / Л. С. Усманова // Биология в школе. – 2017. – № 6. – С. 57-58.
26. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
27. Шувалов, И. М. Психология творческих способностей / И. М. Шувалов. – СПб. : Питер, 2014. – 356 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. : Просвещение, 2016. – 50 с.
29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2015. – 159 с.
30. Цветкова, Л. И. Активизация познавательной деятельности на уроках биологии / Л. И. Цветкова // Молодой ученый. – 2011. – № 5. – Т.2. – С. 171–173.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ