ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С КАЧЕСТВОМ ДОРОЖНОГО БИТУМА 8
1.1 Способы получения нефтяных битумов 15
1.2 Основные характеристики битумов дорожного назначения 18
1.3 Некоторые пути улучшения качества дорожных битумов 20
1.3.1 Модернизация производства окисленных битумов 20
1.3.2 Использование катализаторов окисления остаточного
нефтяного сырья 22
1.3.3 Модификация битума полимерными добавками 23
1.3.3.1 Актуальность разработки модифицированных битумных
вяжущих 26
1.3.3.2 Модификаторы для дорожных битумов 30
ГЛАВА 2 ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Физико-химические свойства нефтяного битума 35
2.2 Стандартные методы исследования физико-химических свойств образцов
по ГОСТ 33133-2014 37
2.3 Выбор модифицирующих добавок и минерального наполнителя 37
2.4 Способы получения и исследования физико-химических и свойств
модифицированных битумов 41
2.4.1 Методика получения модифицированных битумов 41
2.4.2 Анализ физико-механических свойств полученных вяжущих 41
2.5 Методы исследования адгезионных свойств 42
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 46
3.1 Лабораторные установки 46
3.1.1 РОТАЦИОННЫЙ ИСПАРИТЕЛЬ HEIDOLPH Hei-VAP
Precision ML/G3B 46
3.1.2 Пенетрометр для битумов ПНБ-03 50
3.1.3 Аппарат кольцо и шар АКШ-04 51
3.1.4 Аппарат для определения растяжимости нефтебитумов
(Дуктилометр) ДА-01-150 53
3.1.5 Аппарат для определения температуры хрупкости битумов АТХ-03 54
3.2 Подготовка рецептуры 55
3.3 Способ приготовления ПБВ 58
3.4 Полученные результаты 59
3.5 Обсуждение результатов 67
ГЛАВА 4 БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РАБОТЫ 68
4.1 Общая характеристика работы 68
4.2 Основные токсические, взрыво-пожароопасные, физико-химические
характеристики материалов и веществ 68
4.3 Категорирование объекта по взрыво-пожароопасности 70
4.4 Производственная безопасность 71
4.4.1 Перечень опасных и вредных факторов 71
4.4.2 Средства индивидуальной защиты 71
4.5 Производственная санитария и гигиена труда 72
4.5.1 Микроклимат 72
4.5.2 Вентиляция и отопление 73
4.5.3 Освещение 75
4.6 Шум и вибрация 78
4.7 Электробезопасность 78
4.8 Защита от статического электричества 79
4.9 Молниезащита
4.10 Пожарная профилактика, методы и средства тушения 80
4.11 Экологичность работы 82
ГЛАВА 5 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
5.1 Сумма затрат на основные и вспомогательные материалы
5.2 Энергетические затраты
5.3 Расчёт затрат на малоценные и быстроизнашиваемые предметы 85
5.4 Амортизационные отчисления
5.5 Затраты на проведение научно - исследовательской работы
5.6 Этапы выполнения научно-исследовательской работы
5.7 Расчет экономического эффекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
Дорожное строительство является неотъемлемой частью экономического развития государства, и улучшение качества дорожных магистралей является актуальной проблемой нашей страны. Дорожные покрытия состоят из основания (которое придает покрытию прочность, делает его ровным, а также передает давление транспорта на грунт) и дорожного покрытия. Общим для большей части дорожных покрытий является сочетание в них минеральных наполнителей и битума, в которых битум используется в качестве прочной водонепроницаемой связующей среды. Выбор типа покрытия и способа его строительства определяется местными условиями, характером автотранспорта и интенсивностью движения по данной дороге. Применяют в основном строительство дорожных покрытий поверхностной обработкой битумом дороги и смешением битума с каменным материалом на дороге, в зависимости от температуры обрабатываемой и укладываемой смеси различают горячий и холодный способы строительства дорожных покрытий. Выбор вяжущих материалов зависит от способа строительства дорог, интенсивности движения автотранспорта, климатических условий, наличии местных строительных материалов, дорожных механизмов и других экономических факторов
В последнее время возросли транспортные нагрузки, усилилось техногенное воздействие на автодороги, такие как кислотные осадки, загрязнители атмосферы и др., участились перепады температур. В совокупности эти факторы ведут к усиленному разрушению покрытий автодорог,
В настоящее время при создании асфальтобетонных покрытий используют в качестве связующего различные сорта битума, В России для дорожного строительства традиционно используют окисленные битумы марок БНД, выпускаемые по ГОСТ 33133-2014, Анализ результатов испытаний «Центра лабораторного контроля, диагностики и сертификации» ФДС России показывает, что 68% дорожных битумов марок БНД, применяемых для асфальтобетонных смесей, не удовлетворяет требованиям ГОСТ 33133-2014 хотя бы по одному из физико-механических показателей. Такие битумы не позволяют получить дорожные покрытия с нужным комплексом свойств, причем наиболее сильно это проявляется при высоких и при пониженных температурах. Это и является одной из причин нестойкости асфальтобетонных покрытий. В связи с этим, основным направлением повышения качества и долговечности дорожных покрытий является модификация битума за счет введения в него различного рода добавок[152]. Применение модифицированного битума позволяет существенно улучшить все основные свойства дорожного покрытия - повысить его однородность, прочность, морозостойкость, трещиностойкость, влагостойкость, стойкость к высоким температурам и т.д. [89].
Большое значение на долговечность покрытия оказывает сцепление или адгезия дорожного битума к минеральному материалу (гравию, песку). Этот показатель зависит от природы битума и минерального наполнителя, температуры и времени приготовления смеси.
Главной целью модифицирования является получение битумов или материалов на их основе, которые позволяют расширить интервал пластичности битумов; усилить адгезию к металлическим и минеральным материалам; увеличить устойчивость к старению; обеспечить коллоидную и механическую прочность; расширить рабочий интервал температур; обеспечить экологическую безопасность получения и применения модифицированных битумов и др.
Необходимо отметить, что в пользу модифицирования говорит хорошая совместимость битумов с различными органическими веществами и полимерами, которые способны придать битуму специфические улучшенные свойства. Битум является устойчивой дисперсной системой. Регулировать свойства битумов возможно, изменяя его дисперсную структуру добавками. В результате подбора наилучшего соотношения битум - добавка можно достичь по необходимости улучшения одного или нескольких свойств готового битумного материала.
В процессе выполнения данной выпускной квалификационной работы были подобраны компоненты для создания новых рецептур полимер-битумных вяжущих для дорожного строительства, определены совместимость выбранных компонентов, в частности полиэтиленполиамина с битумом для создания полимер-битумных композиции. Разработаны новые составы полимер-битумных вяжущих и проведены исследования, в результате которых установлены физикомеханические характеристики полимер-битумных вяжущих.
Исследования показали, что для создания полимер-битумных вяжущих, хорошую совместимость с битумом показывают - низкомолекулярные полимерные компоненты, на примере полиэтиленполиамина (ПЭПА). Данный полимер хорошо смешиваются с битумом и не требуют добавления пластификатора. Мною был проведен синтез катионоактивной адгезионной присадки, разработанный на кафедре ВВН и ПБ. Так как у данных рецептур показатель адгезии был в пределах 1-1,5 б., было решено добавить в состав образцов адгезионную присадку. После добавления 0,5% мас. адгезионной присадки, все исследуемые образцы показали отличную сцепляемость с минеральным материалом основного характера (щебень Сангалыкского диоритового карьера).
Разработаны мероприятия по охране труда.
Приведено экономическое обоснование проведенного исследования. на проведение дипломной работы затрачено 39940 рублей 1 копейка. Основной удельный вес в затратах приходится на амортизационные отчисления (82,14%), накладные расходы и заработную плату (17,86 %).
Всего на про ведение дипломной работы затрачено 1 20 дней.
1. Подпрограмма "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" [Электронный ресурс] / Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" (с изменениями и дополнениями), страница 17 // Режим доступа: http://b ase.garant.ru/1587083/17.
2. Малянова, Л. И. Изучение влияния модифицированной добавки на некоторые свойства асфальтобетона с отсевами дробления известняков для покрытий лесовозных дорог / Л. И. Малянова, М. Г. Салихов // Вестник Поволжского государственного технологического университета. — 2013. — №1. С. 64-71.
3. Нехорошева, А. В. Полимерный модификатор для комплексного решения проблемы качества дорожного покрытия округа / А. В. Нехорошева, В. П. Нехорошев, Е. В. Дахновская // Вестник Югорского государственного университета. — 2011. — № 4(23). С. 87- 91.
4. Ядыкина, В. В. Повышение качества дорожных битумов [Электронный ресурс] / В. В. Ядыкина, А. Е. Акимов // Материалы докладов X международной конференции «Новые технологии и материалы» - Брянск - 200 9. Режим доступа: www.science-bsea.bgita.ru.
5. Худякова, Т.С. Особенности структуры и свойств битумов модифицированных полимерами / Т.С. Худякова, А.Ф. Масюк, В. В. Калинин // Дорожная техника. — 2003. С. 174-181.
6. ASTM D1754 / D1754M-09 (2014). Standard Test Method for Effects of Heat and Air on Asphaltic Materials (Thin-Film Oven Test). ASTM International, West Conshohocken, PA, 2014.
7. ASTM D2872-12e1, Standard Test Method for Effect of Heat and Air on a Moving Film of Asphalt (Rolling Thin-Film Oven Test), ASTM International, West Conshohocken, PA, 2012.
8. Кемалов, А.Ф. Современное состояние и основные направления совершенствования качества вяжущих материалов для дорожного строительства / А. Ф. Кемалов, Р. З. Фахрутдинов, Т. Ф. Ганиева, И. Н. Дияров // Труды Российской научно-практической конференции «Проблемы производства и применения дорожных битумов». — 2001. С. 1-8.
9. ГОСТ 33133-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. — М.: Стандартинформ, 2015. — 11 с.
10. Решетова, Е. А. Исследование свойств битумов марки БНД 60/90 с модификатором «Унирем» [Электронный ресурс] / Е. А. Решетова // Материалы международной научно-практической конференции «Наука сегодня: проблемы и пути решения». Часть 1. - Вологда. - 2016. - Режим доступа: http://volconf.ru/.
11. Corrigan, M. F rom Hot to W arm [Electronic resource] / M. Corrigan,
D. Newcomb, T. Bennert // U.S. Department of transportation. Federal highway administration. Publication number: FHWA-HRT-10-005. Issue No: Vol. 74 No.
1. - 2010. - Access mode: https://www.fhwa. dot. gov/publications/.
12. Corrigan, M. F rom Hot to Warm [Electronic resource] / M. Corrigan,
D. Newcomb, T. Bennert // University of New Hampshire. Technology transfer center road business. Vol. 28, No. 1. - 2012. - Access mode: https: //t2. unh.edu/.
13. Gerhard, J. A. Kennepohl. Asphalt pavements and the environment [Electronic resource] / Dr. Gerhard J. A. Kennepohl, P.Eng // International symposium on Asphalt pavements and environment. - Zurich. - 2008. - Access mode: http://asphalt.org/.
14. Nagabhushana, M. N. Right Grade of Bitumen for Flexible Pavements: Indian Perspective [Electronic resource] / M. N. Nagabhushana // NBM&CW. - New Delhi. - 2009. - Access mode: https://www.nbmcw.com.
15. Asphalt. America Rides On Us [Electronic resource] / Asphalt pavement // - Orange Park, FL. - Access mode: http://www.asphaltroads.org.
16. Худякова, Т. С. Особенности структуры и свойств битумов модифицированных полимерами / Т. С. Худякова, А. Ф. Масюк, В. В. Калинин // Дорожная техника. — 2003. — С. 174-181.
17. Худякова, Т. С. О нормативных требованиях к дорожному битуму как материалу целевого назначения / Т. С. Худякова // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. — 2008. — № 40.
18. Холлеран, Г. Современные технологии содержания дорожных покрытий / Г. Холлеран, И. Мотина // Дорожная техника. — 2005. Вып.2. — С. 18-28.
19. Сохадзе, В. Ш. Новые возможности битумных материалов / В. Ш. Сохадзе // Строительство и недвижимость (Минск). — 2003
20. Битумные эмульсии [Электронный ресурс] / ООО «Магазин мягкой кровли» // Режим доступа: http://www.kpoem.ru.
21. Евдокимова, Н. Г. Разработка научно-технологических основ производства современных битумных материалов как нефтяных дисперсных систем : дис....д-ра хим. наук : 05.17.07 / Евдокимова Наталья Георгиевна. — М., 2015. — 417 с.
22. Производства битумов в России: проблемы и задачи
[Электронный ресурс] / Аналитический портал химической промышленности // Режим доступа: http://www.newchemistry.ru.
23. Давидов, Н. Ф. Полимеры / Н. Ф. Давидов // М.: Энергоиздат, 1978. — 285 с.
24. Тагер, А. А. Физикохимия полимеров / А. А. Тагер // М.: Химия, 1972. — 544 с.
25. Кирпичников, П. А. Химия и технология синтетического каучука / П. А. Кирпичников // Л.: Химия, 1978. — 4 24 с.
26. Road infrastructure in India vs road infrastructure abroad [Electronic resource] / TrafficInfraTech Expo // - 2016. - Access mode: http: //trafficinfratechexpo.com/blog
27. Polymer modification of bitumen: Advances and challenges
[Electronic resource] / - Access mode: http://www.diva-
portal .org/smash/record.j sf?pid=diva2:711917
28. Смирнов, Н. А. Новая жизнь «выжатых» битумов / Н. А. Смирнов // Дороги России XXI века. — 2002. - №6. С. 70-78.
29. Мухаматдинов, И. И. Битумные вяжущие, модифицированные катионоактивной адгезионной присадки: дис....канд. тех. наук : 02.00.13 / Мухаматдинов Ирек Изаилович. — Казань, 2015. — 16 3 с.
30. Фролов, И. Н. Физико-химические особенности модификации
товарных битумов смесевыми олефиновыми термоэластопластами [Электронный ресурс] / И. Н. Фролов, Т. Н. Юсупова, Ю. М. Г анеева, Е. Е Барская, Г. В. Романов // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». — 2008. №2. Режим доступа:
http://ogbus.ru/authors/Frolov/Frolov 1 .pdf
31. Дошлов, О. И. Полимерно-битумное вяжущее — высокотехнологичная основа для асфальта нового поколения / О. И. Дошлов, Е. Г. Спешилов // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2013. — №6 (77). С. 140-143.
32. Stroup-Gardiner, M. Polymer literature review. / M. Stroup-Gardiner, D. E. Newcomb // St. Paul, Minnesota: Minnesota Department of Transportation. - 1995. Report No.: MN/RC-95/27.
33. Isacsson, U. Testing and appraisal of polymer modified road bitumens / U. Isacsson, X. Lu // State of the art. Materials and Structures. - 1995, 28(3). 139-159.
34. Lu, X. On polymer modified road bitumens [doctoral dissertation] / X. Lu // Stockholm: Royal institute of technology. - 1997.
35. Chen, J. S. Asphalt modified by styrene-butadiene-styrene triblock copolymer: Morphology and model / J. S. Chen, M. C. Shiah // Journal of materials in Civil engineering, - 2002, 14(3). 224-229.
36. Zhang, F. The research for high-performance SBR compound modified asphalt / F. Zhang, J. Yu // Construction and building materials. - 2010, 24(3). 410-418.
37. Blanco, R. Rheological properties of styrene-butadiene copolymer- reinforced asphalt // R. Blanco, R Rodriguez, M. Garcia-Garduno, V. M. Castano // Journal of applied polymer science. - 1996, 61(9). 1493-1501.
38. Perez-Lepe, A. Influence of the processing conditions on the rheological behavior of polymer-modified bitumen / A. Perez-Lepe, F. J. Martinez-Boza, C. Gallegosa, O. Gonzalezb, M. E. Munoz, A. Santamaria // Fuel. - 2003, 82(11). 1339-1348.
39. Поконова, Ю. В. Нефтяные битумы / Ю. В. Поконова // — СПб.: Синтез, 2005. - 154 с.
40. Битумы, полимерно-битумные вяжущие, асфальтобетон, полимерасфальтобетон: метод. пособие для слушателей ГОУ ДПО ГАСИС / сост.: Л.М. Гохман. — M.: Изд-во ГОУ ДПО ГАСИС, 2008 . - 94 с.
41. Применение адгезионных присадок к битумам в дорожном строительстве России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://roads.ru/forum/index.php?showtopic=20576.
42. Krutz, N.C. Relationship between permanent deformation of asphalt concrete and moisture sensimity / N. C. Krutz, M. Stroup // Gardiner, TRB Research Record.- 1990. - P. 169-177.
43. Ramaswamy, S. The effects of Amino antistrip additives on stripping of bituminous mixes / S. Ramaswamy, E. W. Low // Highways and Transportation. - 1990. - May. - P.9-13.
44. Caro, S. Moisture susceptibility of asphalt mixtures combined with surface free energy and fracture properly characterization / Silvia Caro, Gordon D. Airey, Eyad A. Masad, Amit Bhasin, Dallas N. Little // International Symposium on Asphalt Pavements and Environment, Zurich, Switzerland, 2008.
45. Copeland, Audrey R. Moisture sensitivity of modified asphalt binders: factors influencing bond strength / Copeland, Audrey R; Youtcheff Jr, John S; Shenoy, Aroon // Bituminous and Nonbituminous Materials of Bituminous Paving Mixtures, Transportation Research Board Monograph. -
2007. P. 18-28.
46. Xingwei, Chen Evaluation of moisture damage in hot mix asphalt using simple performance and superpave indirect tension tests / Xingwei Chen, Baoshan Huang // Transportation Research Board 86th Annual Meeting. - Washington D.C. January 21-25. - 2007.
47. Kandal, P S. Field and Laboratory Investigation of Stripping in Asphalt Pavements: State of the An Report / P. S. Kandal // TRB Research Record. - 1454. - 1996. - P.46-47.
48. ГОСТ Р 52056-2003. Вяжущие полимерно-битумные дорожные на
основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. — М.:
Стандартинформ, 2007. — 8 с.
49. Ефремовский завод синтетического каучука [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ezsk.ru/.
50. ГОСТ 22245-90. Битумы нефтяные дорожные вязкие. - Министерство химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР, 1990. - 9 с.
51. ГОСТ 33134-2014 «Дороги автомобильные общего
пользования.Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения
индекса пенетрации». — М.: Стандартинформ, 2015. — 7 с.
52. ГОСТ 33136-2014 «Дороги автомобильные общего
пользования.Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения
глубины проникания иглы». — М.: Стандартинформ, 2015. — 10 с.
53. ГОСТ 33138-2014 «Дороги автомобильные общего
пользования.Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения
растяжимости». — М.: Стандартинформ, 2015. — 8 с.
54. ГОСТ 33142-2014 «Дороги автомобильные общего
пользования.Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения
температуры размягчения. Метод «Кольцо и Шар». — М.: Стандартинформ, 2015. — 11 с.
55. ГОСТ 33143-2014 «Дороги автомобильные общего
пользования.Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения
температуры хрупкости по Фраасу». — М.: Стандартинформ, 2015. — 11 с.
56. ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком. — Изд-во стандартов. — 1974. — 7с.
57. ГОСТ 33140-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFОT)». — М.: Стандартинформ, 2015. — 12 с.
58. ГОСТ 1440 Приборы для определения пенетрации нефтепродуктов. Общие технические условия. — Госстандарт СССР, 1978. — 17 с.
59. ASTM D36 / D36M - 14e1. Standard Test Method for Softening Point of Bitumen (Ring-and-Ball Apparatus). ASTM International, West Conshohocken, PA. 2014.
60. Гуреев, А. А. Производства нефтяных битумов / А. А. Гуреев, Е.
А. Чернышева, А. А. Коновалов, Ю. В. Кожевников // М.: Изд-во Нефть и газ, 2007. — 102 с.
61. Сера как модификатор дорожного битума [Электронный ресурс] / GlobeCore // Режим доступа: https://emulsion.globecore.ru
62. ТУ 0257-007-02066730-2013
63. Барышев, Ю. Н. Экономическое обоснование курсовых и дипломных проектов: методические указания / Ю.Н.Барышев, Е.П.Логинова // - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2001. - 44с.
64. Статья 259.2 НК РФ. Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nalkod.ru/statia259-2.
65. Ившин, В.П. Разработка функциональных схем контроля и регулирования технологических параметров курсовых и дипломных проектов / В.П. Ившин, А.И. Хайрутдинов // - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2006. - 56с.
66. ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда.
Средства защиты работающих. Общие требования и классификация». — М.: ИПК изд-тво стандартов.
67. ГОСТ 12.1.005-88 «Система стандартов безопасности труда.
Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». — М.: Стандартинформ.
68. ГОСТ 12.4.021-75 «Система стандартов безопасности труда.
Системы вентиляционные. Общие требования». — М.: Стандартинформ.
69. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». — М.: Минстрой России.
70. ГОСТ 12.1.003-83 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности». — М.: ИПК изд-тво стандартов.