Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты истории развития и производства изделий народных промыслов на примере сувенирной продукции 5
1.1 История развития народных промыслов региона на примере изготовления
сувенирной продукции 5
1.2 Теоретические аспекты производства сувенирной продукции на основе
народных промыслов 16
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Практические аспекты производства сувенирных изделий в технике золотного шитья 28
2.1 Технология, способы и материалы создания коллекции сувениров, выполненных в технике золотного шитья, приуроченных к юбилею КФУ.. .28
2.2 Разработка дизайн - проекта авторских сувенирных изделий в технике
золотного шитья 38
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Актуальность исследования данной темы обусловлена, прежде всего, в связи с возросшей необходимостью не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения, а также и развития традиционной культуры татарского народа. На сегодняшний день, всё большее количество людей, в лучшем случае, становятся потребителями традиций своего народа, но никак не теми, кто хранит и создает новые произведения искусства национальной культуры. С каждым годом становится всё меньше и меньше людей, продолжающих старые традиции и создающих современную культурную среду в народе. Народные промыслы же представляют собой громадный научный, культурный и практический интерес для всей социокультурной среды.
Цель исследования - выявить влияние техники золотного шитья на развитие народно-художественных промыслов и ремесел, а также разработать сувенирную продукцию, выполненную в технике золотного шитья к юбилею Казанского Федерального Университета. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить историю развития и распространения золотного шитья как народного промысла;
2. Изучить особенности проектирования и производства изделий, выполненных в технике золотного шитья;
3. Выявить и проанализировать влияние народных промыслов на уже имеющуюся с венирную продукцию;
4. Создать авторскую коллекцию изделий сувенирной продукции, выполненную в технике золотного шитья, и приуроченную к юбилейной дате в жизни вуза.
Объектом исследования является сувенирная продукция, выполненная в технике золотного шитья как народного художественного промысла.
Предметом исследования является дизайн - проект изделия сувенирной продукции, выполненный в технике золотного шитья, его элементы и особенности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы.
2. Изучение особенностей золотного шитья.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по 2 параграфа, выводов, заключения и списка литературы. Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, цель,
задачи, объект, предмет, методы, теоретическая и практическая исследования. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения золотного шитья как народного промысла. Во второй главе представлено исследование о проектировании и производстве, сувенирных изделий народных художественных промыслов, а также разработка авторского дизайн - проекта, выполненного в технике золотного шитья. В выводах и заключении изложены результаты исследования. Список литературы содержит перечень работ авторов.
Проведя тщательный анализ научной и методической литературы, а также ознакомившись с первоисточниками, можно сделать вывод, что в настоящее время всё больше дизайнеров обращаются именно к этнической культуре, которая действительно является самой результативной из всевозможных источников не только для вдохновения, но и формирования новых стилей, форм и образов. В процессе поиска и анализа аналогов национальной татарской вышивки и современных сувенирных изделий, разрабатываемая продукция была рассмотрена с точки зрения универсального культурного элемента в современной продукции.
В результате проделанной работы, татарский национальный орнамент и народный промысел были рассмотрены как одни из главных источников вдохновения в создании дизайн-проекта современной сувенирной продукции, был произведен синтез национального орнамента, традиционных форм и цветовых сочетаний, вследствие чего был реализован дизайн-макет сувенирной продукции в технике золотного шитья, приуроченной к юбилею Казанского Федерального Университета.
Ознакомление с историческими теоретическими материалами и аналогами, а также анализ изученного позволили выделить характерные черты традиционного орнамента как культурного явления. Было определено, что традиционный орнамент является специфическим сочетанием разнообразных элементов, позволяющих причислить его к этническим общностям. Именно исследование традиционного орнамента способствовало решению комплекса возникших в процессе работы культурных проблем, которые коснулись сохранения традиционной культуры и ее приспособлению активно меняющимся современным реалиям.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены теоретические аспекты, во второй главе - описана научнопрактическая часть выпускной квалификационной работы.
Поставленные цель и задачи данной выпускной квалификационной работы выполнены, а также был разработан создан дизайн-макет двух коллекций сувенирной продукции, приуроченной к 215-летию Казанского Федерального Университета. В первую коллекцию сувенирной продукции, изготовленную для преподавателей, входят шесть изделий: сумка для ноутбука, чехол для планшета, чехол для ежедневника, органайзер, клатч- конверт и очечник. Во вторую коллекцию сувенирной продукции, изготовленную для студентов, входить шесть изделий: сумка для ноутбука, чехол для зарядки телефона, пенал-конферт, пенал для ежедневника, чехолбрелок для сумки, сумка-конверт. Изделия представлены в подарочных сувенирных упаковках.
Дальнейшее развитие данной тематики, считается возможной как в теоретическом, так и практическом отношении. Создание коллекции сувенирной продукции в технике золотного шитья к юбилею Казанского Федерального университета оказалось разносторонней и неиссякаемой средой в поиске новых идей на основе национальных традиций.
1) Алешина, Л.С, Ракова, М.М., Горина, Т.Н. Русское искусство XVIII - начала XX века / Л.С. Алешина, М.М. Ракова, Т.Н. Горина. - Москва: Искусство, 1972. - 486с.
2) Бабушкина Н.В. Золотое шитье. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 64с.: с ил. - (Золотые страницы рукоделия).
3) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство,
1971. - 544 с.
4) Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сб. статей. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - С. 56 - 62.
5) Браун В., Тульке М,. История костюм: от древности до нашего времени. / В. Браун, М. Тульке. - Эксмо-Пресс, - М., 2001. - 464 с.
6) Вагнер, Г.К. Искусство древней Руси: / Г.К. Вагнер и Т.Ф. Владышевская. - Москва: Искусство, 1993. - 255 с.
7) Валеев Ф., Татарский народный орнамент/ Валеев Ф. - Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства, - Казань., 2002. - 295 с.
8) Валери Кэмпбелл-Хардинг и др. Вышивка золотом. - М.: Феникс, 2001. - 146 с.
9) Валери Кэмпбелл-Хардинг, Мэгги Грэй Кельтские орнаменты в машинной вышивке. - М.: Ниола-Пресс, 2007. - 128 с.
10) Верман, К. — История искусства всех времен и народов (Европейское искусство средних веков): монография в 3т. Т.2 / К. Верман. - Москва: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 944 с.
11) Виноградова, Н. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь / Н.А. Виноградова, Т.П. Каптерева и Т.Х. Стародуб. - Москва: Эллис Лак, 1997. - 358 с.
12) Горячева Н.А. Декоративно-приютадное искусство. - М.: Искусство, 1986. - 175 с.
13) Грабарь, И.Э. О древнерусском искусстве: / И.Э. Грабарь - Москва: Наука, 1966. - 298 с.
14) Гулова Ф.Ф., Татарская народная вышивка / Под ред. Р.Г.
Мухамедовой - Татарское книжное издательство, - Казань., 1980. - 332 с.
15) Давыдов, С.А. Батик. Техника, приемы, изделия: энциклопедия / С.А. Давыдов. - М.: АСТ/Астрель, 2008. - 118 с.
16) Дворкина, И.Н. Батик. Все о картинах на ткани: практическое руководство / И.Н. Дволркина. - М.: Академия развития, 2006. - 144с.
17) Денисов А, Казаченко В, Маногончук С, Лисенский А. Все о
рукоделии. - М., - 1997. - С.373
18) Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств: от древнейших времен по XVI век. Выпуск 1 / Н.А. Дмитриева. - Москва: Искусство, 1985. - 320 с.
19) Дорожин Ю. Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно- прикладного искусства. В 2-х ч. - М.: Мозаика-синтез, 1995. - 80 с.
20) Ильин М.А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI-XX веков. М., 1976. - 286 с.
21) Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство:
учебник / Т.В. Ильина. - 4-е изд., стереотип. - Москва: Высшая школа, 2008. - 368 с.
22) Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник / Т.В. Ильина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшая школа, 2007. - 407 с.
23) Ильина, Т.В. Русское искусство XVIII века: Учебник / Т.В. Ильина. - Москва: Высшая школа, 2001. - 399 с.
24) Канцедикас А.С. Искусство и ремесло. - М.: Искусство, 1977. - 87 с.
25) Кузьмина М.Т. История зарубежного искусства. — 3-е изд., доп. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 352 с.
26) Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. - Санкт Петербург: Блиц, 1999. - 191 с.
27) Лосев, А.Ф. Проблемы художественного стиля: / А.Ф. Лосев. - Киев: 1994. - 285 с.
28) Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. / Ю.М. Лотман / Предисл. С.М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьева. - Санкт Петербург: Академический проект, 2002. - 543 с.
29) Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М., 1983. - 312 с.
30) Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности.- М., 1983. - 256 с.
31) Паниотова, Т.С. История искусств: учеб. Пособие / Т.С. Паниотова. - Москва: Кнорус, 2012. - 680 с.
32) Перелешина, И.А. Батик. От основ к импровизации. Законы композиции и цвета. Холодный батик. Горячий батик и др.: практическое руководство / И.А. Перелешина. - Санкт-Петербург: Паритет, 2008. - 208с.
33) Плаксина- Флеринская Э. Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. История костюма. Стили и направления. / Э. Б. Плаксина- Флеринская, Л. А. Михайловская, В. П. Попов. - Издательский центр "Академия", 2013 - 240c.
34) Раздольская В.И. История искусства зарубежных стран 17-18 веков / В.И. Раздольская. - Москва: Изобразительное искусство, 1988. - 200 с.
35) Разина, Т.М. Прикладное искусство в русской культуре XVIII-XIX вв. / Т.М. Разина. - Москва: Издательствово МГУ, 2003. - 157 с.
36) Ракова М.М. Русское искусство первой половины XIX века / М.М. Ракова. - Москва: Искусство, 1975. - 239 с.
37) Савостицкий Н.А., Эмирова Э.К. Материаловедение швейного производства. - М.: Высшая школа, 2001.
38) Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студентов вузов / Н.М. Сокольникова. 4-е изд., испр. В 2 т. Т.1. - Москва: Академия, 2011. - 304 с.
39) Чекалов, Д. А. История мировой культуры/ Д.А. Чекалов, В.А.Кондрашов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 352 с.
40) Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие / В.Д. Черный. - Москва: Владос, 1997. - 432 с.
41) Якимович, А.К. Новое время. Искусство и культура XVII - ХУШ веков / А.К. Якимович. - Санкт Петербург: Азбука-Классика, 2004. - 438 с.
Б) Электронные источники
1) Буткевич, Л.М. История орнамента: учебное пособие / Л.М. Буткевич. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - Университетская библиотека online. - Режим доступа: // http://www.b iblioclub.ru/55836- Загл. с экрана
2) Вёрман К. История искусства всех времен и народов. Т.3 Искусство XVI-XIX столетий / К. Верман - Москва: Директ-Медиа, 2003. - 1170 с. - Университетская библиотека online. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/47521/ - Загл. с экрана
3) Садохин, А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие / А.П. Садохин. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - Университетская библиотека online. - Режим доступа: // http://www.biblioclub.ru/115026- Загл. с экрана